Советы о правильном управлении машиной зимой останутся пустым звуком, пока водитель не научится определять опасные ситуации заранее.
«К зиме нужно готовиться», думают неопытные автовладельцы и отправляются на сервис или в автомагазин. Но готовить нужно не машину, а голову.
Мы составили список обстоятельств, которых зимой не избежать любому водителю. Если, конечно, вы не поставили собственный автомобиль в гараж и не арендуете авто с водителем.
Зима можно смело сказать самое опасное время года для автомобилистов. Особенно для новичков. Поэтому собираясь в путь «в студеную, зимнюю пору» необходимо знать несколько непринужденных правил, призванных помочь водителю наслаждаться дорогой в безопасности. Для начала, выезжая на дорогу необходимо определить качество дорожного покрытия. И не стоит думать что стаж, опыт и сноровка освобождают вас от этой обязанности. На это уходит не так уж и много времени. Зимой обычно сцепление с дорогой бывает сложным, что увеличивает тормозной путь.
Учитывая этот фактор необходимо помнить, что даже небольшое превышение скорости может привести к серьезному ДТП. Здесь мы говорим о скоростном режиме, подходящем для ваших сложных погодных условий. Они могут и отличатся от скоростного режима установленного ПДД. Очень важно соблюдать дистанцию с впереди едущем транспортом, а также избегать резких торможений. На зимних дорогах торможение должно быть плавным и продолжительным. Подъезжая остановками, было бы мудро снизить скорость и увеличить дистанцию и боковой интервал с рядом идущим транспортом.
Правило, которое нужно помнить зимой всегда: никаких резких движений. Если вас все-таки занесло на скользкой, зимней дороге воспользуйтесь несколькими советами: не спуская сцепление, руль поверните в сторону заноса и плавно притормаживая, выровняйте автомобиль.
Спокойствие перед и в ходе поездки в сложных дорожных условиях – залог спокойствия после неё. Скользкая дорога не прощает нервных, суетливых водителей и их резких дерганий с органами управления автомобиля. Все нужно делать плавно, спокойно, предотвращая этим начало и развитие аварийных ситуаций, способствующих совершению ДТП.
Памятка для родителей “Опасности зимней дороги”.
Зима – особенно опасное время года: рано темнеет, почти все одеты в темную одежду, часто идет снег или дождь, и пешеходы просто сливаются с сумерками.
Главные правила поведения на дороге зимой.
1. Удвоенное внимание и повышенная осторожность!
2. Переходите только по подземным, надземным или регулируемым переходам. А в случае их отсутствия — при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.
3. Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным.4. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и, самое главное — непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.5. В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным.6. Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт:- сугробы на обочине;-сужение дороги из-за неубранного снега:-стоящая заснеженная машина.Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.
7. Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Кроме того, капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки также мешают обзору. Зимой мы носим не самые яркие одежды, и часто мы даже не понимаем, к каким последствиям это может привести на дороге.
Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит прежде всего от вас!
Дорога зимой весьма коварна, особенно когда слегка запорошена снегом. При потеплении надежнее светлые участки обледенелой дороги, чуть подморозило – более надежными будут участки, лишенные снега. Особенно опасен проезд по мостам, перекресткам, крутым подъемам, т. е. по местам, где образуется наледь. У перекрестков и пешеходных переходов обязательно вспомните, что на непредсказуемой зимней дороге основную опасность представляет собой недисциплинированный пешеход.
Большие неприятности таят в себе остановки автобусов и троллейбусов. От частого торможения здесь образуется настоящий каток. Подъезжая к остановкам, заблаговременно снижайте скорость, не надеясь на тормоза.
Не очень доверяйте песку, рассыпанному по льду и снегу. Песок эффективен лишь в случае, когда он вмерзает в снег или лед. В противном случае он приносит больше вреда, так как вводит водителя в заблуждение.
Неожиданности могут подстерегать и в тоннелях. При сильных морозах снег, занесенный автомобилями в тоннель, часто превращается в ледяную корку. Поэтому нелишне, подъезжая к тоннелю, плавно снизить скорость.
Помните, что обильный снег на дорогах набивается под крылья, образует наросты, которые, в свою очередь, резко снижают маневренность колес.
Большинство молодых автолюбителей наверняка наблюдали зимние гонки на автомобилях. Это захватывающее зрелище. Невольно завидуешь гонщику, его мастерству и отваге. Езда его настолько уверенна, будто под колесами не снег и лед, а сухая мостовая. А виражи с заносом?! Это же высший класс! Но помните, что вы не гонщик, и не пытайтесь осваивать эти “фокусы” при обычной езде. Только чудо спасет вас от неприятностей.
Неожиданный занос при езде зимой – обычное дело, и надо знать, как с ним справиться. Не теряйтесь: постарайтесь плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса задних колес. Одновременно сбавьте частоту вращения коленчатого вала и короткими частыми движениями слегка приведите в действие тормоза (это эффективно для заднеприводных машин).
Представьте ситуацию: зимнее утро, метель, стекла автомобиля покрыты изморозью и снегом. Что делать, чтобы видимость восстановилась как можно быстрее? Пустив двигатель, необходимо слегка приоткрыть одно из стекол. После нескольких минут работы двигателя на различных режимах в салоне кузова начнет циркулировать теплый воздух, и стекла отогреются. Когда теплый воздух начнет поступать к ветровому стеклу, можно готовиться в путь.
Будьте максимально аккуратны на зимней дороге!
(По материалам “Интерфакс”)
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа – интернат»
«Опасности на зимней дороге»
Подготовила и провела:
Классный час на тему:
«Опасности на зимней дороге».
– повторить с учащимися особенности движения машин по скользким зимним дорогам;
– формировать представления школьников о безопасности дорожного движения, чувства опасности перехода проезжей части дороги в зимнее время года;
– воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.
Ход классного часа:
– закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.
Наиболее частыми являются:
– Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
– Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
– Неподчинение сигналам светофора.
– Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.
Соблюдать безопасность на улицах и дорогах необходимо в любое время года. Но особая осторожность нужна зимой.
Как вы думаете почему? (Зимой дороги покрываются коркой льда. Можно поскользнуться и упасть под колеса автомобиля
Движущаяся машина не может сразу остановиться, а на скользкой дороге сделать это ещё труднее. В морозную погоду стекла машины покрываются льдом и обзор у водителя уменьшается, вдобавок еще и дорога становится скользкой.
Дороги зимой покрыты ледяной коркой, а если идет снег, то и снегом, под которым прячется наледь. Это явление называют гололедом.
В это время года на колеса машинам надевают зимнюю резину, благодаря ей машина не скользит по льду.
Представьте себе, что вы переходите через улицу и следите за светофором. Вот загорелся зеленый огонек.
Ваши действия. (
Никогда не надо спешить и перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом. В плохую погоду даже самый опытный водитель может совершить аварию.
При внезапном появлении опасности на дороге водитель жмёт на тормоза.
Сразу ли машина остановится? (Нет. Машина поедет еще некоторое расстояние
Если зимой вы стоите на остановке и ждете общественный транспорт, держитесь подальше от края тротуара, отойдите вглубь остановки.
Наступило холодное время года. Замерзли лужи. Идет снег. Появились сугробы. Можно покататься на лыжах, коньках, прокатиться с горки на санках, поиграть в хоккей. Но для этого надо знать, где можно играть, и какие зимние забавы опасны.
1. Дети идут из школы по тротуару. Как весело им катиться с разбегу по ледяной дорожке! Какие опасности это таит? (Можно упасть и сломать руку или ногу; на раскатанном участке могут поскользнуться и упасть другие пешеходы. Обувь становиться скользкой, можно поскользнуться в самый неподходящий момент, например при переходе дороги
5. Мальчик зазевался и уронил варежку при переходе дороги. Что он должен делать? (Если не получиться быстро поднять, то лучше перейти дорогу, если машинами не утащит варежку, то ее можно вернуться и поднять, когда снова загорится зеленый
Большая опасность грозит тем ребятам, которые цепляются за автомашины, чтобы прокатиться. У нас в городе был случай, когда мальчика занесло под машину и он погиб. Еще опаснее движение в снегопад. Водитель с трудом видит дорогу перед собой, и поэтому неожиданно появившийся пешеход может быть сбит автомашиной. Поэтому в зимнее время надо быть чрезвычайно осторожным на улице.
Переходить только там, где есть разметка.
Переходить спокойным шагом.
Нельзя играть, кататься на лыжах, санках и коньках вблизи дороги
Я надеюсь, вы все поняли, что зимняя дорога полна опасностей и всегда будете соблюдать правила дорожного движения.
Линейка «Опасная зимняя дорога».
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
Ни огня, ни черной хаты,
Только версты полосаты
дорога – чистая, заснеженная, убегающая вдаль среди лесов и полей. Красота! Так она воспета у многих писателей и поэтов. Дорога же 21 века – это многочисленные машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, это пробки, заторы, заносы. Сегодня на дороге не зевай, ворон не считай и строго соблюдай правила дорожного движения, а особенно зимой.
Прежде всего, обратите внимание, дорогие друзья, на ограниченную видимость и скользкую дорогу. Сугробы сужают проезжую часть дороги. Переход через сугробы заметно осложняется. По сути, они становятся еще одной «ловушкой» на дороге. Если машина стоит и она занесена снегом, это тоже «ловушка». Надо быть очень осторожным и прежде, чем выйти из-за сугроба на дорогу, выдвинуться буквально на полкорпуса и просмотреть ее во все стороны.
Снегопады заметно ухудшают видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешехода. В оттепель на дороге появляется вода, а под ней может сохраниться лед или снег лег на лед. В короткий световой день при переходе дороги необходимо следить за световыми сигналами светофора и водителей. Яркое солнце тоже помеха, вместе с белым снегом создают эффект бликов, человек ослепляется, и опять нужно быть крайне внимательным.
Подморозило с утра,Нет вчерашнего тепла,На дорогах гололед,И машины все несет.Тротуары, как каток,Сделать бы еще шажок,Но подошва подвела-
Очень скользкая она.Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог
Ещё одной опасностью в зимний период является гололед. При гололеде необходимо соблюдать свои правила – передвигаться спокойно, осторожно, подальше от проезжей части дороги, а дорогу переходить только, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта. Во время гололеда значительно увеличивается тормозной путь машины и повышается вероятность заноса машины, даже с заездом на тротуар.
Для того, чтобы удержаться на покрытых льдом дорогах, тротуарах, рекомендуется передвигаться по краю дороги мелкой, шаркающей походкой. Не торопитесь: спешка неизбежно приведет к потере равновесия, падению и как следствие — травм.
В зимний период дети находят развлечения, превращая снежные валы, склоны рельефа местности, искусственные сооружения в ледяные горки, которые находятся вблизи дорожного полотна, при этом рискуют попасть под колеса транспорта. Последствия зимних забав могут быть трагическими. Несанкционированные горки на дорогах являются опасным фактором, который способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Ребенок в азарте игры может не заметить приближающийся автомобиль, водитель, в свою очередь, не сможет мгновенно среагировать на опасную ситуацию, остановить автомобиль в условиях гололеда невозможно.
В дождь, пургу и непогоду
На дороге – темнота,
Если на тебе есть фликер,
Не случится тут беда!
Прикрепляй свой «светлячок»
Ты скорей везде дружок,
Хоть на куртку, на рюкзак,
Всё равно, везде блестят!
Отражаясь в свете фар,
Ты водитель замечай,
И детишек в той одежде-
На дороге пропускай!
Чтобы не произошло беды на дороге, и водитель остановился, он, как минимум, должен вас увидеть. А особенно зимой, когда дни так коротки, а ночи длинны. Темнеет рано и очень быстро, а в темноте, как вы знаете, ухудшается видимость и пешехода на темной дороге практически не видно. Поэтому на одежде, рюкзаках и других личных вещах необходимо иметь светоотражающие нашивки и наклейки – фликеры.
Иди дорогами добра
В хорошем настроении!
И от этого в итоге
Будут целы руки-ноги.
Значит, каждый из ребят
Будет весело играть,
Бегать, прыгать, танцевать!
Чем опасны зимние дороги Ижевска
12 декабря 2022 15:37
Машины скорой помощи не могут въехать во дворы столицы Удмуртии
Каждый сильный снегопад буквально парализует Ижевск. Стоят и буксуют легковые машины, фуры и пешеходы, задерживаются пассажирские поезда. Не успевает город оправится после одного нашествия снежного циклона, как подступает второй.
В четверг, 8 декабря, журналист «Комсомолки» вместе с представителями «Общероссийского народного фронта» проехала по улицам города и убедилась, что препятствий осталось немало еще с прошлого нашествия стихии.
Например, на перекрестке улиц Удмуртской и Пастухова лежит огромный сугроб прямо между тротуаром и проезжей частью. При повороте направо с Пастухова ничего не видно из-за снежной горы. Напротив – школа № 58. А со стороны тротуара на куче снега видны следы, которые проложили дети.
«Сугробы могут препятствовать обзору автомобилистов пешеходов. А здесь дети могут травмироваться, залезая на гору, есть риск упасть на проезжую часть. Также горы привлекают внимание коммунальщиков. Если образовался навал, снег в дальнейшем свозят к нему, и сугроб растет», – прокомментировал ситуацию Ваге Карапетян, руководитель исполкома Общероссийского народного фронта.
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
В прошедшие выходные Ижевск вновь замело – выпало 83% от месячной нормы. И снова мы отправились в путь, чтобы увидеть состояние дорог и тротуаров своими глазами.
В 10 часов утра на перекрестке улиц Пушкинская – Кирова почищены были лишь две из трех полос. Еще сложнее во дворах и в частном секторе. Горожане выкладывают в соцсети видео с буксующими машинами скорой помощи.
«Проблема есть. Застреваем. Слава Богу, успеваем. Но иногда приходится идти до пациентов пешком, особенно в частном секторе», – анонимно рассказал один из врачей скорой помощи.
«Машины точно не смогут доехать до дома. Слава богу, успеваем в нормативное время. Но ситуации разные бывают. Например, пациентов на носилках нужно еще нести. А расчищены только центральные улицы, во дворах – завал», – поделился другой медик.
А ТУТ ЧИСТО
Снег тщательно убран у некоторых магазинов города, которые заботятся о безопасности и комфорте покупателей. Чисто также на ступеньках Госсовета и резиденции, также усиленно чистят тротуар на улице Лихвинцева.
Единственный недостаток этого участка пешеходной зоны – скользкая брусчатка. Кстати, гололед – еще одна беда Ижевска, особенно опасно бывает на остановках. Например, горожане жаловались на остановку «Рембыттехника» по ходу движения в центр.
Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов сообщил, что на 14 часов сегодняшнего дня до сих пор оставались сложности с передвижением автотранспорта на трассах Ижевск–Сарапул (на выезде из столицы), Ижевск–Воткинск и на федеральной автодороге. Кроме этого, до конца 12 декабря сохраняются ограничительные меры для движения большегрузов и пассажирских автобусов на направлении Воткинск–Кельчино.
«За сутки на расчистку от снега дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения по всей республике вышло свыше 900 единиц дорожной техники. Только в столице уборку производили около 100 дорожных машин, свыше 200 единиц обеспечивали содержание региональных трасс», – рассказал Ярослав Семенов.
В ближайшие дни, по прогнозам синоптиков, осадков в Ижевске не ожидается, и у дорожных служб есть время, чтобы справиться с последствиями очередного мощного снегопада.
По регламенту уборка снега должна быть проведена:
– в течение 5-12 часов на дорогах 2-5 категории
– в течение 24 часов на тротуарах и пешеходных дорожках
– в течение 6 часов на заездных карманах, посадочных площадках и остановках общественного транспорта.
О том, куда сообщать в случае неудовлетворительной очистки дорог, писали здесь.
Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск».
К ДРУГИМ НОВОСТЯМ:
Группировку техники для расчистки улиц от снега усилили в Ижевске
Солнце выглянет на неделе, к выходным вернутся снегопады: синоптики из Удмуртии рассказали о погоде на ближайшие 7 дней
«Зима пришла неожиданно»: жители Удмуртии пожаловались на снежные завалы и километровые пробки на трассах
Руководитель поисково-спасательной службы Самарской области рассказал, чем опасна зимняя дорога
15 декабря 2020 9:51
Чтобы уменьшить вероятность серьезного ДТП, важно соблюдать несколько рекомендаций
Фото ПСС СО
«Родились в рубашке»
– Весной приехали на ДТП. Водитель легкового автомобиля не пропустил КАМАЗ и «влетел» под него, при этом он резко затормозил, и в его машину врезалась еще одна. Автомобиль превратился в кусок металла. Не поверите, но водитель выжил. Он каким-то чудом вылетел через стекло и оказался между машинами в нише под КАМАЗом. Это спасло ему жизнь, но нам пришлось доставать его, разрезая металл. Не раз нам случалось видеть везунчиков, но такие ситуации скорее исключение, чем правило, – рассказывает руководитель поисково-спасательной службы Самарской области Олег Моцарь.
Специалисты ПСП СО приезжают на помощь, когда жизнь людей в опасности. Не редко им приходиться участвовали в ликвидации страшных ДТП. В техногенном отряде 35 человек. Все профессионалы, прошедшие необходимую подготовку. В спасательной группе 4-5 человек. Этого достаточно, чтобы справиться с большинством ситуаций. При ликвидации ДТП используют гидравлический инструмент, так как другие инструменты могут дать искру, а рядом с разлитым топливом это очень опасно.
– Время готовности к выезду спасателей – 1 минута. А дальше все зависит от того, как далеко от места нашей дислокации случилось ДТП и дождутся ли там нашей помощи. Да, мы едем со звуковым проблесковым маячком, но с учетом дорожного покрытия и метеоусловий быстрее еще никто не научился. ДТП случаются и ночью, и в непогоду. Мы иногда выезжали на тяжелые ДТП на трассу М-5 почти под Сергиевск. Это около 2,5-3 часов дороги. Поэтому водители всегда должны отчетливо понимать, что на дороге может сложиться такая ситуация, что помощь может просто не успеть, – предупреждает Олег Моцарь.
В разные времена года причина аварий своя: летом больше аварий из-за жары, когда люди становятся вялыми, невнимательными, а зимой – из-за гололеда.
– Осенью и зимой, когда дорога становиться скользкой, а люди еще не привыкли рассчитывать свой тормозной путь и скорость движения, увеличивается число ДТП с выездом на встречную полосу из-за заносов. Последствия таких аварий тяжелые, – отмечает Олег Моцарь. – Хорошо, что сейчас в некоторых пожарных частях есть гидроинструмент, и пожарные могут оказать помощь до нашего прибытия, ведь пожарные части есть в каждом районе области, но спеша на каждый выезд, мы рассчитываем только на себя.
В рамках регионального проекта «Безопасность дорожного движения» решаются вопросы сокращения времени реагирования пожарно-спасательных подразделений на ликвидацию дорожно-транспортных происшествий с момента сообщения о ДТП. Для ликвидации последствий аварий на вооружении пожарных частей поступают автомобили первой помощи, на базе УАЗ «Патриот». Они оборудованы всем необходимым для деблокирования возможных пострадавших и проведения других неотложных работ.
К сожалению, есть категория людей, которые становятся участниками страшных ДТП независимо от времени года.
– Это обычно люди молодые, которые не контролируют свои эмоции, скорость или находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Этим людям ничего не страшно, – предупреждает Моцарь. – Они могут погубить и себя, и окружающих. Именно их нужно бояться. Мой отец говорил: «Хороший водитель – это не тот, кто умеет в заносе поворот проходить, быстро ездить, а тот, кто умеет распознавать дураков за рулем и вовремя уворачиваться от них». И я с этим согласен.
Дорога особенно зимой ошибок не прощает
Зимняя дорога непредсказуема
Как отметил Олег Моцарь, зима опасная для автомобилистов тем, что сложно угадать, что у тебя под колесами, и как себя поведет машина на такой дороге. Зима в нашем регионе сложна тем, что покрытие всегда разное. Оно не бывает одинаково скользким или не скользким.
Руководитель поисково-спасательной службы признался, что иногда даже специально «пробует покрытие». Для этого он несколько раз тормозит, чтобы посмотреть, как поведет себя машина.
– Но перед тем как совершить такой маневр, необходимо посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что вокруг и сзади нет машин, вы никому не помешаете и не создадите аварийную ситуацию. Это очень важно, – настоятельно предупреждает руководитель ПСС СО.
Еще одной причиной ДТП могут стать излишние реагенты на дороге.
– Все должно быть в меру. Если реагентов будет слишком много, на дороге образуются незамерзающая «каша» даже при температуре -18 и грязь летит на стекла, а «незамерзайки» часто подводят, дворники не справляются с грязью. В итоге у водителя ухудшается видимость, а это опасно.
Олег Моцарь рассказал, почему на дороге нужно быть осторожнее
Восемь советов, которые помогут избежать серьёзного ДТП:
– Нужно своевременно «переобуться». Зимние покрышки должны быть свежими и надлежащего качества. Со старением резина становиться на морозе более твердой, что сказывается на сцеплении с дорогой.
– Машину важно вовремя обслуживать. Перед зимой обязательно убедиться в исправности тормозной системы.
– Водитель должен всегда понимать, что зимой тормозить и разгоняться надо плавно, а при вхождении в поворот – сбросить скорость. Вспомните школьный курс физики, что такое масса и инерция.
– Просчитывайте ситуацию наперед. Смотрите на 100-200 метров на дорогу, в зависимости от скорости вашего авто. Потому что там происходит то, что случится с вами через несколько секунд и у вас есть эти секунды, чтобы принять решение, что сделать, чтобы избежать ДТП. – Машины – средство повышенной опасности, значит, водитель должен быть собран и всегда смотреть, кто едет на встречу. Бывает, что водители засыпают за рулем и выезжают на встречную полосу, а другие участники движения не успевают на это среагировать.
– На перекрестке всегда будьте готовы, ждите того самого «водилу», который полетит на запрещающий сигнал светофора или на желтый мигающий.
– Даже если у вас главная дорога, убедитесь, что вам уступают.
– Не уверен – не обгоняй.
Поворот на спуске
Повороты зимой особенно опасны. Неопытные водители тормозят и воюют с не поворачивающимися передними колесами – в результате уходят в занос.
Ну а поворот на спуске дороги становится отдельным испытанием – все инстинктивно сбрасывают газ, в результате колеса начинают проскальзывать. А машина отправляется в неуправляемый полет по склону.
Рекомендация одна – тормозить заранее, и не педалью, а двигателем, понижая передачи. А в самом повороте помогать равномерной тяге авто, чуть прибавляя газ, особенно в ситуации с передним и полным приводом.
Опасность представляет не сам подъем, хотя тут важно выбрать скорость и передачу, если у вас МПК. Весь сок ситуации – в соседях по горе.
Крайне не рекомендуется преодолевать подъем в момент, когда впереди на гору взбирается грузовик или фура. Если водитель забуксует и начнет скатываться, у вас появится проблема.
Колея
Со стороны вроде все понятно: едь себе по проторенной дорожке и не беспокойся. Но колея коварна.
В результате автомобиль просто «тащит» по колее, как будто водитель активно крутит рулем, а при попадании колеса на лед – начинает отбрасывать или ведет в другую сторону.
Глубокая колея плюс высокая скорость – риск той ситуации, когда машина раскачивается, ударяясь о разные стороны глубокой колеи и рискует развернуться.
Поэтому важно при езде в колее держать минимальную скорость (на низких оборотах, повысить передачу) и крепко держать руль, чтобы реагировать в случае заноса.
Другая опасность колеи – въезд и выезд. Они должны быть медленнее, чем движение по колее, выезжать нужно предельно осторожно и под острым углом, а если нужно повернуть – делать не больше 2-3 плавных и четких (неразрывных) движений рулем, чтобы не спровоцировать занос.
Соседи по потоку
Даже если вы – образцовый опытный водитель, всегда найдутся те, кому надо быстрее. А навыки маневрирования по снежной каше у соотечественников оставляют желать лучшего. Поэтому каждый обгон вашей машины на даже идеально прямой трассе – потенциальный риск аварии.
Отдельно стоит выделить ситуацию «не успевает затормозить». Если к вашему заднему бамперу стремительно приближается чей-то передний, не теряйте времени – продвиньтесь вперед, если есть такая возможность (для этого лучше на светофоре, например, стоять на первой передаче на МКП зимой) или постарайтесь увести свою машину в сторону, только не на встречную – обочина или соседний пустой ряд подойдут.
И не забудьте кинуть взгляд по зеркалам – чтобы там, куда вы собрались уходить от столкновения, точно никого не было.
Снежная каша
Немногие знают, но температура около нуля, которой так радуются водители после затяжных морозов – самое опасное время.
Дело в том, что когда на улице от -6 до -12 градусов, машина имеет нормальную тягу и лучшее сцепление с дорогой. А вот когда на улице от -3 до +1, риск заноса возрастает.
Почему так происходит? Наглядный пример: положить кубик льда в морозилку и достать спустя полчаса: пальцы будут буквально прилипать к нему. Вот такой же «липкий» лёд на дороге в мороз.
В то время как во время зимней «оттепели» дороги завалены снежной кашей вперемешку с грязью и реагентами, а асфальт покрыт тонким слоем скользкого прозрачного льда. И поскользнуться на таком покрытии шансов у машины больше.
Зимой важно постараться при движении не цеплять обочину. Все дело в разнице сцепления колес с почищенным участком дороги и с обочиной, которая покрыта рыхлым снегом и наледью. Стоит только одному колесу попасть на такую обочину, и контроль над автомобилем может быть потерян.
Если избежать наезда на обочину невозможно, стоит действовать как при движении в колее: вцепиться в руль и снизить скорость за счет торможения двигателем, при первой же возможности осторожно под острым углом выехать на дорогу всеми колесами.
Невнимательность
Главный признак нормального водителя – у него все под контролем. Спина прижата к сиденью, руль крепко лежит в руках, взгляд сканирует происходящее спереди и по зеркалам, а мозг просчитывает вероятное развитие событий.
Зимой концентрация внимания водителя должна быть максимальной. уберите все отвлекающие факторы – смартфон, громкую музыку, и любые «побочные» действия вроде болтовни с пассажирами, курения и рассматривания рекламных баннеров и пейзажей за окном. Занос на трассе и в городе развивается буквально за секунды. Времени на реакцию может не хватить, особенно в режиме «еду как обычно».
Ситуация на зимней дороге может измениться в любой секунду. И не обманывайтесь тем, что знаете дорогу, например, до работы, наизусть: черный асфальт может оказаться льдом, тонкий слой выпавшего снега – настоящим катком, а знакомый поворот – проверкой навыков выхода из заноса.
Зимой, в сложных погодных условиях, за рулем должны быть только те водители, которые способны держать абсолютную концентрацию.
Больше советов по зимнему вождению найдете здесь и здесь.
Внезапное препятствие
Экстренное торможение приведет к заносу. Но если автомобиль оборудован системой ABS, он хотя бы сохранит управляемость – вы сможете не просто тормозить, но и рулить в нужную сторону. Если не уйдете в занос, конечно.
В критической ситуации не нужно бояться тормозить «в пол», одновременно снижая передачи (тормозить двигателем) и стараясь объехать препятствие, заехать на бордюр или сугроб в том числе.
А вот ручник лучше не трогать – машину на зимней дороге от этого развернет.