Обочина дороги как называется

Обочина

  • Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

    Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

    Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

    Обочина предназначена для:

    * остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);

    * разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);

    * на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;

    * при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);

    * при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (только в случае невозможности движения по правому краю проезжей части ) (ПДД 24.2).

Связанные понятия

Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Кюве́т (фр. cuvette — «лохань, таз») — небольшая канава, выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги. Может находиться также вдоль велодорожки.

Лесны́е по́лосы, или Лесозащи́тные полосы — защитные лесные насаждения в виде рядов деревьев и кустарников, создаваемые среди пахотных земель, на пастбищах, в садах, вдоль оросительных и судоходных каналов, железных и автомобильных дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т. п.

Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд.

Про́сека или про́сек — узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов, при производстве топографической съёмки, различных изысканий, прокладке линий электропередачи, трубопроводов, для продвижения войск и боевой техники, для защиты леса от повреждений пожарами и пр.

Упоминания в литературе

•  – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.

► – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.

«»–элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Связанные понятия (продолжение)

Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.

Железнодорожные защитные лесонасаждения — это лесополосы, высаживаемые вдоль железнодорожных линий. Лесополосы на железнодорожном транспорте выполняют функции инженерных сооружений, применяемых для обеспечения бесперебойного движения поездов, увеличения пропускной способности участка. Лесополосы ограждают железнодорожное полотно и другие элементы инфраструктуры от снежных, пыльных и песчаных заносов, закрепляют оползни и осыпающиеся откосы, препятствуют проникновению безнадзорного скота.

Иску́сственная неро́вность (неофициальный термин «лежа́чий полице́йский» — от англ. sleeping policeman) — элемент принудительного снижения скорости транспортных средств, одна из мер успокоения дорожного движения. Термин пришёл из Англии и изначально назывался «спящий полицейский». Обычно представляют собой возвышение на проезжей части.

Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.

Вырубка в металлургии — это вид механической обработки металлов и других конструкционных материалов резанием, при котором вырубаемый или разрубаемый материал испытывает воздействие значительного сдвигового механического напряжения до повышения последнего выше предела текучести материала. В результате сдвига происходит отделение одной части материала от другой. Вырубка или рубка это один из древнейших видов механической обработки известной человечеству.

Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).

Шлагба́ум (нем. Schlagbaum — упавшее дерево) — устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной (вертикальный шлагбаум) или вертикальной (горизонтальный шлагбаум) оси стрелы. Шлагбаумами обычно снабжены пересечения автомобильных и железнодорожных путей. Также их ставят для регулирования въезда на охраняемые территории.

Безре́льсовый тра́нспорт — общее название всех сухопутных видов транспорта, не использующих рельсовый путь.

Доро́жное движе́ние — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Маршрут (нем. Marschroute, от франц. marche — ход, движение вперёд и route — дорога, путь) — путь следования объекта, учитывающий направление движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной, конечной и промежуточных точек, в случае их наличия.

По́ле в своём первоначальном значении в русском языке — обширное однородное пространство.

Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).

Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея») — извилистая горная дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как лента серпантин.

Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Гарь (гарник, горельник, горель) — лесная территория с древостоем, погибшим от пожара. Согласно эколого-флористической классификации растительности Ж. Браун-Бланке, растительность гарей представлена классом Epilobietea angustifolii R.Tx. et Prsg. In R.Tx. 1950. На месте гари развивается постпирогенная сукцессия, характеризующаяся появлением на её месте мелколиственного, а затем коренного леса.

Водоём — постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). В широком смысле, также — обозначение морей и океанов. Изучением водоёмов занимается наука гидрология.

Асфальтобетон — искусственный строительный материал, полученный в результате уплотнения рационально подобранной и специально приготовленной смеси (асфальтобетонной смеси) минерального материала (щебня, песка, минерального порошка) и битума. В РФ требования к асфальтобетону и асфальтобетонной смеси изложены в ГОСТ 9128.

Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.

Лу́жа — относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия (тротуар, проезжая часть дороги и т. п.).

Дорожная одежда — это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая её на грунт.

Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.

Дрена́ж (фр. drainage) — естественное либо искусственное удаление воды с поверхности земли либо подземных вод. Земля часто нуждается в отводе грунтовых либо ливневых вод для улучшения агротехники, строительства зданий и сооружений.

Асфа́льт (др.-греч. ἄσφαλτος «горная смола», «асфальт») — смесь битумов с минеральными материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт наивысшего качества используется в живописи и при создании литографий.

Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.

Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.

Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.

Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам.

Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.

Газо́н (от фр. gazon — дёрн, трава) — участок земли с искусственно созданным травяным покровом ; травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции (ГОСТ 28329-89). В северных широтах чаще всего используется мятлик луговой. Также газоном считаются специально посаженные цветники (цветы) и кустарники.

Туга́и — участки террас долин рек Средней и Центральной Азии, затапливаемые во время паводков и половодий. Здесь могут встречаться тугайные леса, заливные луга, водно-болотная растительность. Древесно-кустарниковую растительность представляют тополя, гребенщики, лох, ивы, облепиха. Встречются лианы (в их числе ломонос, калистегия), иногда густо оплетающие деревья и кустарники. В переувлажнённых местах произрастает тростник. Тугаи используются как пастбища. Имеют большое водоохранное значение.

Раба́тка (от нем. Rabatte — грядка) — прямоугольный цветник в виде узкой (ширина до 2—3 метров) полосы вдоль садовой дорожки, забора или ограды; с одним или несколькими видами растений. Обычно рабатка имеет параллельные стороны.

Дрена́жный коло́дец — инженерное сооружение, значимый элемент системы закрытого дренажа, используется для прочистки дренажной системы, наблюдения за её работой, служит в качестве водоприёмника при осушении территории.

Лесопа́рк — 1) одна из основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч.1 ст. 23 Лесного Кодекса РФ); 2)частично искусственно созданный или благоустроенный лес, находящийся в черте города или посёлка. Предназначен для отдыха населения. Лесопарки занимают значительную территорию от нескольких сотен до 2—3 тысяч га и более.

Пове́рхностный дрена́ж — распространённый метод водоотведения на территориях с близким залеганием грунтовых вод, способных привести к переувлажнению территории, в местах, где необходим отвод дождевой, талой и другой избыточной (например, на автомойке) влаги.

Железнодорожная сигнализация — совокупность средств и объектов, обеспечивающих движение по железнодорожным путям.

Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Упоминания в литературе (продолжение)

АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ДОР?ГА, специально обустроенная или приспособленная для движения автомобильного транспорта полоса земли. Представляет собой сложное инженерное сооружение. Состоит из нескольких основных элементов: земляного полотна проезжей части, или тротуара, разделительной полосы. Строительство дороги начинается с подготовительных работ: очистки местности от леса, камней, кустарников и т. д. Затем автогрейдеры, скреперы или бульдозеры приступают к созданию земляного полотна: формируют профиль дороги, устраивают насыпи и выемки, уплотняют, перемешивают и разравнивают грунт. На подготовленное полотно укладывают и уплотняют слои основания дорожной одежды. Это может быть песок, щебень или гравий, а может быть и цементно-бетонное основание. Последнее наиболее прочно и долговечно. Дороги с таким основанием выдерживают движение автомобилей практически любой грузоподъёмности. После этого приступают к устройству покрытия. Прежде асфальтобетонную смесь укладывали вручную лопатами, теперь это делает асфальтобетоноукладчик. Вслед за ним идут катки дорожные, которые 25–30 раз проходят взад и вперёд по одному и тому же месту и делают покрытие дороги твёрдым и совершенно ровным. Если покрытие дороги имеет большую ширину, асфальтоукладчик выкладывает асфальтобетонную массу несколькими параллельными полосами. На поверхности проезжей части наносят линии разметки, служащие для организации движения. Разделительная полоса часто выполняется в виде газона, барьера и т. п. Боковые кюветы используются для отвода воды. Для безопасной езды автомобильную дорогу оборудуют дорожными знаками, указателями, осветительными приборами. Пересечение нескольких автомобильных дорог на одном уровне называется перекрёстком.

При движении по или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Очень опасно, когда автомобиль начинает движение от или края проезжей части без заранее включенного указателя левого поворота. Это является полнейшей неожиданностью для других участников дорожного движения, особенно если в непосредственной близости перед автомобилем собрался перейти дорогу пешеход либо неподалеку сзади в попутном направлении движется другое транспортное средство.

Свои особенности в США есть и у правил совершения обгона. Если вы находитесь на дороге, имеющей две полосы для движения в одном направлении, то учтите, что левая полоса предназначена для обгона транспортных средств, движущихся на малой скорости. Если же дорога имеет более двух полос для движения в одном направлении, то по правой полосе должны двигаться транспортные средства на невысокой скорости, по центральным – автомобили с обычной скоростью, а левая полоса предназначена только для совершения обгона. Выполнять обгон с правой стороны запрещено: ведь водитель обгоняемого автомобиля может не заметить тот факт, что его обгоняют, и начать перестроение вправо или попытаться съехать на . Это может стать причиной аварии. Ну и, разумеется, строго запрещено использовать для обгона обочину.

Для того чтобы ваш маневр не вызвал задержку движения, необходимо все операции сократить до минимума. Для этого нужно делать поворот очень малого радиуса, чтобы затратить меньше времени на маневрирование и завершить его без заднего хода. Поворот следует начинать от самого края дороги. За городом можно использовать и свободное пространство по сторонам проезжей части. На узких улицах и дорогах для разворота применяют задний ход (схема разворота с применением заднего хода дана на рис. 15). Чтобы ускорить разворот в узких городских проездах, можно использовать арки, различные расширения дороги, куда автомобиль подается задним ходом и выезжает в нужном направлении (рис. 16). При полной безопасности маневра разворачиваться можно и с ходу, минуя промежуточные остановки.

Так вот, дабы не попасть под колеса автотранспорта, особенно при движении по или по краю проезжей части, пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими по лосками или значками, тем самым обеспечивать видимость пешеходов водителями транспортных средств. Главное, собаку Баскервилей на куртке не нарисовать, а то водители со страха на тротуар ломанутся.

Для безопасного передвижения по улицам и дорогам пешеходами должны соблюдаться следующие правила. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по или велосипедной дорожке, если это не затрудняет движение велосипедистов. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед или переносящие громоздкие предметы, а другие лица при отсутствии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, обочин или при невозможности двигаться по ним могут идти в один ряд по краю проезжей части.

Проблема парковки актуальна для любого более или менее крупного российского города. В центре припарковаться практически невозможно, во дворах спальных районов все места также заняты, у проезжей части висят запрещающие знаки, и даже на платных стоянках свободных мест часто нет (рис. 3.11).

      3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе по подземным и наземным), а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или ;

Некоторые автолюбители дают такую краткую характеристику данному автомобилю: «”Запорожец” – насмешка над правами человека». Можно сказать, что этот автомобиль вобрал в себя все наиболее характерные черты советского автопрома (речь идет о легковых автомобилях). Маленький и неудобный салон, неказистый внешний вид, слишком высокий для машины такого класса расход топлива, ненадежный и маломощный двигатель – все это явно не способствовало популярности автомобиля. Следует отметить и сомнительное, а точнее, совершенно непонятное решение конструкторов оснастить машину воздушным охлаждением, которое оказалось совершенно неэффективным в жаркую погоду. Автолюбители со стажем наверняка помнят, как в летнее время на дорог можно было наблюдать понуро стоящие «Запорожцы» со скучающими водителями, нетерпеливо ожидающими, когда же мотор их железного коня остынет и можно будет ехать дальше (рис. 3.17).

В ситуации, когда автомобиль попал во вращение, лучше выжмите педаль сцепления, так как резкая блокировка колес переведет автомобиль в скольжение по касательной, что приведет к выносу автомобиля на или же на встречную полосу, в зависимости в какой стадии вращения, было проведено торможение.

1.19 «Опасная ». Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен.

Вдоль некоторых дорог римляне сеяли чернобыльник – каждый идущий мог сорвать на его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

Трамвайные пути

Трамвайные пути

Часть дороги, которая находится на самостоятельном полотне, расположенном отдельно, а также в профиле дорожной сети на обособленном или совмещенном полотне. Рассмотрим варианты трамвайных путей:

  1. Обособленные. Не применяются для перемещения безрельсовых средств, находятся в профиле сети.
  2. Самостоятельные. Не включены в структуру дороги.
  3. Совмещенные. Размещены на одном уровне с дорожным полотном, по которому разрешается движение безрельсовых ТС.

Предпочтительным считается 1-йи 2-й вариант исполнения, отличающийся наибольшей безопасностью. Допускается совмещенная версия при организации мероприятий, предотвращающих создание заторов, парковки и иных проблем. Для безопасности требуется разделение трамвайного участка полосками или специальными конструкциями. 

Тротуар

Тротуар

Элемент автодороги, предназначенный для пешеходов. Находится вплотную к проезжей части или отделен от нее. Является частью дороги, ведь люди также считаются участниками движения. В редких случаях допускается перемещение, остановка и стоянка ТС на этих участках. За пределами городов тротуары почти не используются, ведь пешеходы движутся непосредственно по обочине.

При строительстве этого элемента автодороги учитываются нормы ГОСТа 33150-2014 и СНИП II К.3-62. В идеале должна предусматриваться дренажная система, обеспечивающая отвод воды. Контроль состояния тротуаров возложен на территориальные органы ГИБДД.

Дорожная одежда

Многослойная конструкция, которая находится в границах проезжей части и принимает на себя нагрузку от двигающихся по ней ТС. Конструктивно состоит из ряда слоев:

  • земляное полотно;
  • нижнее основание песка — 0,2-0,5 м;
  • верхний слой щебенки — 0,1-0,2 м;
  • нижний и верхний асфальтобетонный слой — от 4 до 6 см.

Каждая из частей несет определенную нагрузку. К примеру, нижний слой обеспечивает отвод лишней влаги, защищает покрытие от вспучивания, гарантирует прочность грунта. Верхняя секция предусматривает применение щебня и материалов, обеспечивающих равномерность давления на расположенные ниже элементы.

Дорожная одежда

На поверхности предусматривается наиболее плотный слой, защищающий от влаги и обеспечивающий высокую прочность. Это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку. Как результат, эта часть подвержена разным разрушениям: трещины, выбоины, появление колеи, деформации и т. д.

Дорожные одежды различаются по типам с учетом капитальности и имеют индивидуальную структуру. Основная классификация:

  • по капитальности — капитальные, облегченные, переходные, низшие;
  • по жесткости — жесткие и нежесткие.

Обочина

Конструктивный элемент, находящийся на стыке с автомобильной дорогой и примыкающий к ней. Используется для защиты асфальтированного покрытия от деформации и продлевает срок службы земляного полотна. Может иметь ширину от 1,75 до 3,75 м в зависимости от категории трассы.

Обочина

Состоит из следующих полос:

  • укрепительная — защищает асфальт от разрушений, имеет аналогичную прочность;
  • остановочная — используется для остановки транспорта, бывает асфальтированной, может иметь щебеночную, гравийную или иную структуру;
  • прибровочная — грунтовая часть шириной 50 или 75 см.
  • повышение устойчивости дорожного полотна;
  • защита краев асфальта от деформаций;
  • удобство движения;
  • организация перемещения пешеходов.

К обочине предъявляется ряд требований. В ней не должно быть деформаций и повреждений, углублений или дефектов. Зимой поверхность обязательно очищается от снега в течение 24 часов после окончания снегопада. Летом с обочины должны удаляться мусор и посторонние предметы.

Структура может быть различной: глиняной, песчаной, травянистой и т. д. На федеральных трассах делается такой же, как и основная дорога, для безопасности движения. Отделяется от основной проезжей части с помощью сплошной линии. 

Проезжая часть

  • Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.

    Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения. Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки.

    Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

Связанные понятия

Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.

Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.

Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд.

Шлагба́ум (нем. Schlagbaum — упавшее дерево) — устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной (вертикальный шлагбаум) или вертикальной (горизонтальный шлагбаум) оси стрелы. Шлагбаумами обычно снабжены пересечения автомобильных и железнодорожных путей. Также их ставят для регулирования въезда на охраняемые территории.

Упоминания в литературе

Обочина (см. рис. 1.1 а) – конструктивный элемент дороги, ее ширина и покрытие регламентируются строительными нормами (СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги»). Как правило, обочина на 0,5–1,0 м укреплена дорожным покрытием для того, чтобы при съезде на нее автомобиля не разрушалась кромка . Разметка служит для обозначения края проезжей части, а сплошную линию 1.2.1 разрешается пересекать для остановки на обочине и при выезде с нее. Случаи, когда обочина может быть использована для движения, остановки и стоянки, установлены разделами 4, 8, 9, 12, 24 Правил.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько , а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

• Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько , а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

► Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько , а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Связанные понятия (продолжение)

Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).

Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.

Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.

Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.

Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.

Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.

Шумозащитный экран — конструкция, возводимая вдоль крупных проспектов, автомагистралей, железнодорожных путей для уменьшения шума. Располагается, как правило, на высокоскоростных магистралях проходящих мимо жилых и офисных районов. Установка экрана может значительно повысить цену недвижимости и земли в этом районе, а также уменьшает шумовое загрязнение на 8—24 децибел.

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Иску́сственная неро́вность (неофициальный термин «лежа́чий полице́йский» — от англ. sleeping policeman) — элемент принудительного снижения скорости транспортных средств, одна из мер успокоения дорожного движения. Термин пришёл из Англии и изначально назывался «спящий полицейский». Обычно представляют собой возвышение на проезжей части.

Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.

Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.

Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.

Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).

Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.

Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.

Одностороннее движение — мероприятие по разгрузке дорог и повышению безопасности движения.

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.

Пассажирский конвейер — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов.

Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.

Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).

Железнодорожная сигнализация — совокупность средств и объектов, обеспечивающих движение по железнодорожным путям.

Асфальтобетон — искусственный строительный материал, полученный в результате уплотнения рационально подобранной и специально приготовленной смеси (асфальтобетонной смеси) минерального материала (щебня, песка, минерального порошка) и битума. В РФ требования к асфальтобетону и асфальтобетонной смеси изложены в ГОСТ 9128.

Дорожный затор, или автомобильная пробка, — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.

Контактная сеть троллейбуса — воздушная контактная сеть, предназначенная для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав троллейбуса.

Доро́жное движе́ние — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.

Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.

Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.

Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.

Уличное освещение — средства искусственного увеличения оптической видимости на улице в тёмное время суток.

Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.

Кюве́т (фр. cuvette — «лохань, таз») — небольшая канава, выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги. Может находиться также вдоль велодорожки.

Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.

Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.

Упоминания в литературе (продолжение)

Очень опасно, когда автомобиль начинает движение от обочины или края без заранее включенного указателя левого поворота. Это является полнейшей неожиданностью для других участников дорожного движения, особенно если в непосредственной близости перед автомобилем собрался перейти дорогу пешеход либо неподалеку сзади в попутном направлении движется другое транспортное средство.

Как и у нас, транспортные средства, которые движутся по главным дорогам, всегда имеют преимущество по отношению к транспортным средствам, находящимся на второстепенных дорогах. Если поперек нанесена белая полоса дорожной разметки, то это означает, что необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

широкая прерывистая линия обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.); обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование; обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком и наносится у края проезжей части или по верху бордюра; разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.

3.6.7. Тротуары шириной более 3,5 м, а также внутриквартальные проезды и дворы следует убирать, как правило, машинами, предназначенными для улиц (при удовлетворительной несущей способности покрытий):

При правильном выезде с диагональной парковки автомобиль находится по отношению к под углом примерно 45° (небольшое отклонение допускается). Если этот угол будет меньше, вы не сможете выехать, так как помешает передняя машина, а если больше – слишком сильно перегородите дорогу слева от вас, что будет мешать движению других транспортных средств.

1. Выезд на перекресток или пересечение дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Объективные причины это: недостатки в планировании улиц и автодорог, недостаток освещенности в темное время суток, состояние дорожного покрытия, состояние различных средств регулирования, например, дорожных знаков, тормозных, маневренных и иных частей автотранспортных средств.

Многие американские дороги имеют такой элемент, как «полоса для транспортных средств, выполняющих левый поворот». Он обычно располагается посередине , и заезжать на эту полосу разрешается лишь тем, кто намерен выполнить левый поворот. Суть заключается в том, что по такой полосе транспортные средства едут навстречу друг другу буквально «лоб в лоб», но на перекрестке они спокойно разъезжаются: каждый поворачивает налево. Для обозначения таких полос в США предназначена специальная дорожная разметка, представляющая собой сплошную и прерывистую линии желтого цвета с каждой стороны, а место, где водитель должен повернуть налево, обозначено соответствующими стрелками (рис. 3.1).

В целях остановки транспортного средства, создающего угрозу безопасности дорожного движения для других транспортных средств и пешеходов, сотрудники вправе временно ограничивать или запрещать движение на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств организации дорожного движения, размещением на патрульного автомобиля с включенным специальными световыми и звуковыми сигналами.

      6) в других случаях выходить на можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен и вы не создадите помех движению транспорта;

Так вот, дабы не попасть под колеса автотранспорта, особенно при движении по обочинам или по краю , пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими по лосками или значками, тем самым обеспечивать видимость пешеходов водителями транспортных средств. Главное, собаку Баскервилей на куртке не нарисовать, а то водители со страха на тротуар ломанутся.

Для безопасного передвижения по улицам и дорогам пешеходами должны соблюдаться следующие правила. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине или велосипедной дорожке, если это не затрудняет движение велосипедистов. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед или переносящие громоздкие предметы, а другие лица при отсутствии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, обочин или при невозможности двигаться по ним могут идти в один ряд по краю .

В процессе езды следует по мере возможности двигаться ближе к правому краю , чтобы не создавать помех более опытным участникам дорожного движения. Не забывайте перед перестроением и выполнением других маневров заблаговременно включать соответствующие указатели поворотов.

3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца». При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).

АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ДОР?ГА, специально обустроенная или приспособленная для движения автомобильного транспорта полоса земли. Представляет собой сложное инженерное сооружение. Состоит из нескольких основных элементов: земляного полотна , обочины или тротуара, разделительной полосы. Строительство дороги начинается с подготовительных работ: очистки местности от леса, камней, кустарников и т. д. Затем автогрейдеры, скреперы или бульдозеры приступают к созданию земляного полотна: формируют профиль дороги, устраивают насыпи и выемки, уплотняют, перемешивают и разравнивают грунт. На подготовленное полотно укладывают и уплотняют слои основания дорожной одежды. Это может быть песок, щебень или гравий, а может быть и цементно-бетонное основание. Последнее наиболее прочно и долговечно. Дороги с таким основанием выдерживают движение автомобилей практически любой грузоподъёмности. После этого приступают к устройству покрытия. Прежде асфальтобетонную смесь укладывали вручную лопатами, теперь это делает асфальтобетоноукладчик. Вслед за ним идут катки дорожные, которые 25–30 раз проходят взад и вперёд по одному и тому же месту и делают покрытие дороги твёрдым и совершенно ровным. Если покрытие дороги имеет большую ширину, асфальтоукладчик выкладывает асфальтобетонную массу несколькими параллельными полосами. На поверхности проезжей части наносят линии разметки, служащие для организации движения. Разделительная полоса часто выполняется в виде газона, барьера и т. п. Боковые кюветы используются для отвода воды. Для безопасной езды автомобильную дорогу оборудуют дорожными знаками, указателями, осветительными приборами. Пересечение нескольких автомобильных дорог на одном уровне называется перекрёстком.

3) Название знака 6.4 «Место стоянки» (синий квадрат с буквой Р) официально меняется на «Парковка (парковочное место)». Ведь мы чаще используем слово «парковка», и Градостроительный кодекс РФ оперирует этим понятием. Но ПДД до сих пор такого понятия не знали. Теперь оно появилось: «Парковка (парковочное место)» – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения».

Наличие «зебры» является обязательным, но если ее нет, то участок, на котором водитель обязан уступить дорогу пешеходам, определяется расстоянием между соответствующими знаками, расположенными на разных сторонах .

В 1844 году на Зеленом мосту заменили настил. Впервые в России его выложили из асфальтовых кубиков. Вот как описывала это событие одна из столичных газет: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жесткую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». Прокладка на Невском проспекте сначала путей для конки, а позже трамвайных составов заставила городскую управу выделить финансовые средства не только на расширение пролета моста, но и на укрепление его прочности.

Главным направлением ее поисков стал выбор оптимальной трассы улицы, позволяющей сократить объем сносов и разборок существующих сооружений. Для этого предусматривалось использование таких приемов, как включение старых домов в новые ансамбли (с помощью надстроек и переделок фасадов) и перемещение зданий. Сохранить исторически сложившуюся уличную сетку помогало устройство в новых, слишком крупных для мелких кварталов зданиях широких арок, перекрывавших переулков. Нигде в Москве эти средства не применялись так часто и успешно, как на улице Горького.

Выполняют ворота, как правило, из двух половин (створок) общей шириной 2,2 – 2,4 м, высотой 1,6 – 1,8 м, ширина калитки – около 1 м. При наличии одной калитки желательно предусмотреть легкосъемный пролет ограды со стороны улицы для въезда транспорта. Часто при строительстве ворот возникает сложность в оборудовании въезда-выезда – части дороги, соединяющей двор с улицы. Если вдоль участка проходит водосточная канава, въезд надо строить таким образом, чтобы не нарушать водостока. На дно канавы закладывают металлическую или бетонную трубу соответствующего диаметра и длиной не менее 3,5 м, делают насыпь и ограничивают ее с боковых сторон опалубкой из толстых досок, бревен или бетона. Въезд должен иметь твердое покрытие.

Гараж можно располагать в глубине и на линии застройки участка, если двери гаража при открывании не препятствуют движению по улицы. Он должен находиться на расстоянии не менее 1 м от границ соседнего участка, при условии, что на этот участок не попадает вода, стекающая с крыши гаража.

Далее настала пора «благоустройства». улицы сузили всего до двух полос, расширив тротуары до немыслимых, совершенно не нужных размеров. Почти полностью исчезли места для стоянки машин (за исключением, естественно, стоянки для «мерседесов» членов «Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»), а немногие сохранившиеся постоянно заняты. Теперь приехать на бывшую Пушкинскую невозможно не только на общественном транспорте, но и на личном автомобиле. На жаргоне нынешнего руководства это называется «вернуть город людям».

При движении следует держаться правой стороны. При переходе через , по которой движется транспорт, нельзя перебегать перед близко идущей машиной. Следует сначала убедиться, что переход свободен.

Первый мост был построен в 1960 г., а в 1998 г. реконструирован с сохранением несущих арок и заменой дорожного полотна на стальную ортотропную плиту. расширена до 22,0 м (пять полос в одном направлении). В 1997 г. был введён в эксплуатацию новый мост, расположенный на расстоянии 40 м выше по течению от оси существующего моста.

Минимальный радиус закругления края – 6 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц – не менее 7 м, для проездов – не менее 3,5 м.

Более реальная опасность привязана к другим точкам маршрутов: к обзорным и панорамным площадкам, местам фотографирования. Как ни парадоксально, но живописные виды иной раз бывают страшнее забытого с военных времен склада боеприпасов. Ежегодно фиксируются случаи туристского (и экскурсионного) травматизма у наиболее привлекательных достопримечательностей (падение с крутых склонов, обрывов, срыв в пороги, водопады, наезд автотранспорта при выходе туристов на дорог у архитектурных памятников). Проводившийся в некоторых районах опрос пострадавших о причинах, приведших их на маршрут и связанных с несчастным случаем, показал, что до 5 % потерпевших имели главной своей целью получение эффектной фотографии.

Осмотр трупа на месте происшествия при наличии транспортного средства, причинившего травму человеку, необходимо начинать с точной фиксации расположения трупа по отношению к машине, , тротуару или по отношению к различным следам на проезжей части. При осмотре одежды отмечают ее состояние, разрывы, следы волочения, отпечатки протекторов, облицовки машины, радиатора, фар и т. д. Обращается внимание на загрязнение одежды, наличие и расположение следов крови, смазочных масел, осколков стекла, например от фар, частиц краски автомобиля, следы скольжения на подошвах обуви. Обнаруженные на трупе изменения дают возможность высказаться о месте первоначального удара. Также отмечают следы-повреждения от действия протектора на теле, наличие бампер-переломов.

Как известно, ходовая часть большинства иномарок не рассчитана на бездорожье, характерное для российской . Поэтому, если вам нравится ездить на высокой скорости, перед покупкой иномарки стоит пересмотреть свой взгляд на вождение. Разумеется, в каждом правиле есть исключения. Например, подвеска автомобилей «Toyota» стала популярной благодаря своей надежности. По данному критерию японские автомобили превзошли не только отечественных, но и крупнейших западных производителей.

Полоса движения

В ПДД указано, что это продольная полоса проезжей части с разметкой или без нее. Размер полосы движения должен быть достаточным для однорядного движения ТС. Используется в качестве ориентира для водителя и дает ощущение безопасности.

В зимнее время, когда разметка не видна, водитель сам определяет полосу и собственное положение на дороге. Для этого проезжая часть условно делится пополам, где справа находится полоса для движения, а слева — встречная часть. Количество элементов может различаться и зависит от ширины. К примеру, если на дороге может разъехаться четыре автомобиля, то и полос движения столько же.

Рассматриваемый элемент бывает нескольких видов по назначению:

  1. перемещение в одном направлении;
  2. реверсивное перемещение с возможностью изменения пути движения;
  3. перемещение ТС в обоих направлениях.

Выделяются также полосы движения специального назначения — для разгона, снижения скорости, подъема, аварийной остановки, автобусов / троллейбусов и т. д.

Дорожное полотно

Относится к основным элементам автомобильной дороги, играет роль базы для дорожной одежды. Представляет собой участок земли, расположенный на определенной длине, состоит из проезжей частии обочины. Отделен от остальных элементов откосами или боковыми каналами, используемыми для удаления воды и осушения поверхности. 

Автомобильная дорога как инженерное сооружение

элементы автомобильной дороги

Автодорога представляет собой группу объектов, предназначенных для безопасного движения транспорта с максимально установленной скоростью в течение всей длины и при любой погоде.

Дорога и ее элементы находится в границах одной отводной полосы и условно делятся на несколько категорий по интенсивности движения:

  1. Общегосударственные, магистральные, подъезд к аэропортам и другим ключевым объектам, активность свыше 14000 машин в день;
  2. Аналогичная суть, но с меньшей интенсивностью движения — 6000-14000 авто в сутки;
  3. Республиканские, подъезды к городам, ж/д узлам, морским портам, крупным заводам, активность — 2000-6000 машин в день;
  4. Областные, районные, входят в общую сеть, ведут к строительным объектам, промпредприятиям, имеют нагрузку 200-2000 авто в сутки;
  5. Местные, служебные и патрульные трассы, интенсивность — до 200 машин в день.

Конструктивно автодорога состоит из земельного полотна, проезжей части, дорожной одежды, обочины, элементов обустройства, откосов, водоотводных канав и других частей. Каждый из них выполняет определенную функцию и обеспечивает безопасность движения.

Боковые канавы

Используются для защиты дорожного полотна от чрезмерного увлажнения и разрушения. Конструктивно позволяет перехватывать и отводить влагу. При подготовке кюветов по бокам дороги убираются лишние элементы: пни, камни, корневые систем. Для удаления влаги используются разные системы: боковые, нагорные, осушительные и водоотводные.

Боковые канавы — наиболее распространенная конструкция, устанавливаемая на 0-м профиле. Предназначена для отвода воды, появляющейся при дожде и таянии снега.

При плохой водонепроницаемости конструкция имеет трапециевидное исполнение и следующие размеры:

  • ширина — 40-50 см;
  • глубина — 70-120 см.

При определении глубины необходимо учитывать действующие правила.

По ним расстояния от нижней части боковой канавы до основания дорожной одежды не должно быть меньше 20 см. Откос имеет заложение от 1 к 1.5 до 1 к 3, а при низких насыпях — от 1 к 3 до 1 к 4. В сухих участках с быстрым стоком воды боковые канавы имеют вид треугольника. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *