Необычный урок физкультуры

Елена Бондаренко Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития.

Интерес к здоровью детей обусловлен всевозрастающей тенденцией к росту заболеваемости детей, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.

Дмитриева Ирина Нестандартный урок физической культуры с элементами интеграции с историей

Этот урок относится к нестандартным урокам. Мне хочется активизировать и заинтересовать всех учеников уроком физической культуры, создать благотворную среду взаимодействия. Научить ребенка учиться, воспитать его волю, развить не только физически, но и духовно. Этот урок можно использовать, как внеклассное мероприятие. В содержание разработанного мной урока входят : Игровые ситуации. Теоретические знания из области истории, применительно к физической культуре.

Шашкина Вера Павловна Использование нестандартного оборудования как средство привития интереса к урокам физкультуры

Основной непреходящей ценностью человека являются его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Профессор К. И. Брехман говорит о четырё х аспектах здоровья: соматическом, физическом, психическом и нравственном, каждый из которых требует своей методологии в обеспечении оптимальной жизнедеятельности человека.

Воспитание физическое является сферой действия физической культуры, призванной гармонически развивать человека и укреплять его здоровье. Недаром ещё в 1905 году Э. Торндайк писал: «Воспитание крепкого здорового тела важно одинаково как цель и как средство. Оно важно, как цель потому, что счастье и степень полезности человека зависят от здоровья его тела не меньше, чем от здоровья умственного и нравственного».

Необычный урок физкультуры

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ:

Необычный урок физкультуры

научить добывать знания в процессе

решать учебную задачу творчески

контролировать и оценивать свои знания и умения

обнаруживать и фиксировать свою недостаточность

умение осуществлять рефлексию

Необычный урок физкультуры

« Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Необычный урок физкультуры

Необычный урок физкультуры

Нестандартный урок- это

« импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

По И.П. Подвласову

Необычный урок физкультуры

Уроки в форме соревнования и игр

Необычный урок физкультуры

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала

Необычный урок физкультуры

Уроки-публичные формы общения

Необычный урок физкультуры

Уроки, опирающиеся на фантазию

Необычный урок физкультуры

Перенесённые в рамки урока

формы внеклассной работы

« следствие ведут знатоки »

Необычный урок физкультуры

Трансформация традиционных способов организации урока

Необычный урок физкультуры

«Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему «сорадость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку»

Ш. А. Амонашвили

Необычный урок физкультуры

«В мире необычных уроков! (биология, физкультура, литература

Используемый инвентарь: 4 обруча, 2 ракетки, 12 воздушных шариков, 2 поворотные стойки, 12 футболок, карточки с заданиями, яблоко, воспроизводитель аудиозаписей(компьютер,музыкальный центр и т.д.), 2 карандаша, бумага, медали,грамоты, костюмы для Лисы, Пьеро, Кота, Буратино и Мальвины.

Место проведения: спортивный зал

Мастер – класс «В мире необычных уроков».

Персонажи проекта: Лиса Алиса, Кот Базилио, Пьеро, Мальвина, Буратино.

Вступление. Звучит песня из к/ф «Приключения Буратино»(Приложение №1а).

Мы все учились понемногу

Чему – нибудь и как – нибудь,

Давно учились, эту пору

Мой друг – коллега, не забудь.

Промчалось время, повзрослели.

С годами опыт к нам пришёл.

В работе многого добились,

И каждый новое нашёл.

Мастер – класс, твой звёздный час,

На небосклоне словно спутник.

И оставляешь ты свой след,

Ты в этой жизни только путник.

Мастер в поисках всегда

Своих приёмов и системы,

Своей методики и форм,

И новой аксиомы – теоремы.

Лиса и Кот:

Что, когда и почему?

Он заранее весь ход

И ответы знает.

Мы сегодня представим ролевой проект по теме «В мире необычных уроков».

В основе идеи проекта сказка А. Н. Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик».

Кот и Лиса:

Итак, мы начинаем.

Спортивной сказки не бывает,

Но мастер всё ж её создал,

Сегодня мы «продукт» представим,

Чтоб ты нам, друг, оценку дал.

Слушай, Алиса, я слышал такое мудрёное слово в нашей стране Дураков и И-И- И, Играционное.

Ты точно из страны Дураков!

Не играционное, а интеграционное.

Мальвина, объясни, как там правильно говорить?

Биология и физкультура – это так уместно.

Да, я знаю, сама была на Поле Чудес в нашей школе, где биологию и физкультуру вели сразу две учительницы. Там проводили лабораторную работу по биологии в 8 классе. Проверяли гибкость позвоночника.

Давай проверим гибкость у Пьеро и Буратино.

А я тоже видел такой урок в 8 классе. Тема урока «Влияние физических нагрузок на работу сердца».

А я знаю, что уроки с элементами интеграции проводят все учителя физической культуры. Вот, посмотрите, как катится яблоко. Это закон физики, его можно связать с физкультурой.

Итак, элемент интеграционный,

Объясненье есть всему.

Каковы прыжки с разбега,

Без разбега, но в длину.

Покажите нам, Пьеро и Буратино, как вы умеете прыгать в длину?

(Пьеро выполняет прыжок в длину с места, Буратино – прыжок в длину с разбега)

Вот это интеграция!

Можно проводить уроки с элементами интеграции, а можно интегрированные уроки. Такие уроки детям нравятся.

Я знаю, как провести такие уроки. Друзья, помогите нам, пожалуйста.

Нам необходимо создать две команды. Первая – Папа Карло, вторая – Карабас Барабас. Первая – в футболках красного цвета, вторая – в футболках синего цвета. Каждая команда состоит из шести участников.

Вы, Буратино, Мальвина и Пьеро, садитесь за судейский стол, будете оценивать эстафеты

(объясняет первую эстафету «Собери цветок»).

Перед вами лежат два гимнастических обруча, каждому участнику нужно взять из первого обруча по одному лепестку с заданием, письменно ответить на вопрос и переложить лепесток в другой обруч, оббежать поворотную стойку и вернуться обратно.

(Задание на лепестках – приложение №3)

Предлагаем вам, друзья, урок неординарный,

Иностранный, физкультура – это ли не странно?

Вам нужно сделать перевод слова с немецкого языка(показывает на плакате написанное слово « Freundschaft»). Это слово объединяет героев сказки.

(объясняет вторую эстафету «Составь слово»). Каждому участнику выдано по воздушному шару, в котором находится бумажка с буквой. Участник добегает до поворотной стойки, подбивая шарик ракеткой. Лопает шарик, садясь на него, для того, чтобы добыть букву. Добегает до стола, меняет бумажку на идентичную букву формата А4 и передаёт теннисную ракетку следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда команда, построившись в одну шеренгу, демонстрирует слово «дружба», подняв буквы.

Подведение итогов. Награждение. Жюри вручает грамоты и шоколадные медальки в виде золотых монет.

А теперь исполним песню.

(Приложение №3(6), приложение №1б).

Упр.: и.п. – вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то начисляется 4 очка; если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен, то 3; если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.

После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

Индекс Руфье = ——————————

Оценка работоспособности сердца. Индекс Руфье менее 0 – атлетическое сердце;0,1 – 5 – «отлично» (очень хорошее сердце);5,1 – 10 – «хорошо» (хорошее сердце);10,1 – 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);15,1 – 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).

Поспорьте с поэтом

Подружился он с Мальвиной

В страну Дураков пошёл

3. Русский язык.

Это слово имеет 2 значения, если поставить ударение на первый слог, получится сборник географических карт, которым воспользуется Буратино, чтобы выйти из страны Дураков, а если поставить ударение на второй слог, то из этого предмета можно сшить платье для Мальвины. (ответ:атлас)

Какой редкий цветок, занесённый в Красную Книгу, растёт в пруду у Черепахи Тартиллы?(ответ: водяная лилия)

5. Изобразительное искусство и биология.

Нарисовать Буратино в возрасте плода.

6. Музыка. Под мелодию какой песни можно исполнить эти стихи «Катюша», «Пусть всегда будет солнце», «Маленькая страна»?

В сказке сегодня побывали,

Вспомнили детство мы.

Как Буратино и Мальвина

Были всегда дружны.

Кот и Алиса рассказали,

Новое в школах есть,

Много уроков здесь различных

Все и не перечесть.

Думай, читай, твори,

Уроки ты проводи.

Дети тебя во всём поддержат,

Учитель, вперёд иди!

(ответ:На мелодию песни «Маленькая страна»)

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Такие уроки снимают утомляемость за счёт переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества.

Структура интегрированного урока имеет свои особенности: чёткость, сжатость, большая информация, ёмкость.

Во время интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более дисциплин. Учащийся выполняет новую, более активную и значимую для себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника. Основная задача – выработка индивидуального пути освоения и применения знаний.

Интегрированная модель позволяет обеспечить единое развивающее пространство, своеобразие которого состоит в предложении каждому ученику максимально возможного количества различных видов деятельность с учётом интересов.

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

IV.Самостоятельное творческое использование

Вопросы: Краткая беседа о роли нестандартного оборудования в самостоятельных занятиях, настройка на урок.

– какие виды платков вы знаете?

– шаль, головной платок, косынка, носовой платок, шейный платок.

-как в обычной жизни можно использовать платок?

– а можно ли использовать платок при оказании первой помощи?

-вместо бинта, вместо жгута. Но платок должен быть чистым!

-правильно! Но платок можно использовать и как спортивный инвентарь. Нужно учесть сложность и необычность выполнения упражнений.

-Чтобы наше тело было крепким и здоровым, приступаем к его тренировке:

1. Игровое задание «Разноцветный прямоугольник» тренирует : координационные способности, цветовую ориентировку в пространстве, внимание.

Ходьба с заданиями: (4 коврика разного цвета длинною 2метра каждый образуют прямоугольник)

а) на носках руки вверх по желтому коврику

б) на пятках руки за спиной по красному коврику

в) на внешней стороне стопы руки на пояс по голубому коврику

г) с высоким подниманием бедра руки перед собой согнуты в локтях ладонями вниз -без коврика

д) в полу-приседе руки вперед -зеленый коврик.

Построение в шеренгу.

Упражнения на дыхание.

П.и. « Слушай сигнал.»

1 свисток – ходьба строевым шагом

2 свистка – бег в медленном темпе

3 свистка – ходьба мелким шагом на носках.

Хлопок- остановка и удержание равновесия.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в 2 колонны.

2 . ОРУ (приложение 1)

Игра « Будь внимателен»

1. Игра «Охотники и павлины» Играющие делятся на 2

команды: «Охотники» и «Павлины». У каждого «павлина» за поясом засунут платочек. Задача павлинов добежать до линии финиша, а охотники их догоняют и стараются вытащить у них платочек – «перо», пока павлины не пересекли линию финиша. За каждое «перо» – 1 бал. Затем игроки меняются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

2. Эстафеты «Веселый зоопарк»

2.1. «Утиная походка» – по команде первые участники каждой команды зажимают платочки под коленями и, стараясь удержать их в таком положении, утиным шагом доходят до отметки (кегли). Обратно возвращаются бегом и передают эстафету (платочки) следующему участнику.

Побеждает команда, закончившая первой утиные шаги.

2.2. «Черепашьи бега». Один из членов команды (второй) кладет платочек на спину «черепахе» и та ползет по-пластунски до линии финиша, где снимает платочек и возвращается бегом ко 2 члену команды, укладывая на него платочек и т.д. Побеждает команда, которая придет на финиш первой.

2.3. «Упрямые бараны». Участники команды разбиваются по парам. Два участника зажимают платочек между лбами и бегут боком до отметки (кегли). Назад бегом, взявшись за руки. Затем следующая пара.

2.4. «Состязания кенгуру». Участник команды берет платочки за углы в каждую руку и прыгает на двух ногах до кегли, обратно – бегом и передает платочки следующему.

2.5 «Крабики, вперед!». Член команды в упоре присев сзади кладет сложенные вчетверо платочки на колени и таким образом «транспортирует» их до кегли. Возвращается бегом и передает платочки следующему члену команды.

2.7. «Измерить удава». В мультфильме попугай измеряет удава шагами, а мы попробуем измерить платочком. На середине дистанции лежит удав, сшитый из ткани. Необходимо сложить платочек в 4 раза, чтобы одна сторона осталась неизменной и ею измерить удава. Затем обогнуть кеглю и бежать к команде.

2.6. «Конкурс обезьянок». Каждый участник становится обезьянкой. Обезьянки должны пробежать по удаву и сохранить равновесие. В джунглях жарко, может случится солнечный удар, поэтому каждый надевает на голову платочек, как тюбетейку и бежит с ним не придерживая. Если платочек упал, то следует поднять его и положить на голову.

2.7. «Сороконожка». Дети становятся в колонну по одному, держась за платочки предыдущего и последующего игрока. Необходимо всем вместе пройти от линии старта до линии финиша, не разорвав цепочку. Финиш по последнему члену команды.

3. Платочки, несущие здоровье.

Учитель рассказывает о плоскостопии. Плоскостопие заключается в понижении свода стопы. Это приводит к сильным болям в ступнях, лодыжкам и голени (показывает рисунки стопы). Эти нарушения проявляются из-за слабо развитых мышц. Вы сегодня ходили по удаву – это упражнение подходит для профилактики плоскостопия. Можно ходить по круглой палке или по веревке. А сейчас мы выполним еще несколько упражнений для профилактики плоскостопия. Их можно выполнять также после перелома стопы или пальцев. Учащиеся садятся на маты без обуви и кладут перед собой платочек. Необходимо ногами:

– ухватить платочек и поднять его;

– сложить платочек в в на 4 части;

– сложить из него большой треугольник, затем маленький.

4. Релаксация (звучит инструментальная музыка).

Дети ложатся на маты, закрывают глаза.

Учитель: сейчас мы немного отдохнем и подышим свежим морским воздухом. Вдохните глубоко. Н, что это? С моря подул холодный ветер. Вы съёжились. Мысленно накиньте на себя тёплую пуховую шаль. Вас обволакивает приятным теплом, тело согревается. Кровь бежит быстрее и согревает все – от кончиков пальцев до пяток. Покой и тепло, тепло и радость. Начинаем считать до трех. Раз – пошевелитесь, два – откройте глаза, три – улыбнитесь. И улыбайтесь всегда.

2. Домашнее задание. Показать дома упражнения с платочками и придумать новое упражнение.

3. Рефлексия. Каждый учащийся, уходя, кладет платочек в коробку:

– красного цвета – урок понравился;

– синего цвета – не понравился.

Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Выполняют упражнения по прямой, и прыгают через каждый платочек, который лежит на полу.

Внимательно слушают объяснение игры, не нарушая правил играют.

Выбрать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Договариваются распределение функций и ролей совместной деятельности .

Выполняют упражнения по парам.

В упоре присеве , по одному человеку, переносят платочек, до финишной линии.

Выполняют по одному.

Упражнение на внимание.

Упражнение для равновесия.

Все принимают участие в команде.

Внимательно слушают рассказ о плоскостопии, и смотрят, фотографии на презентации, и отвечают на вопросы.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: воспитание дисциплинированности..

Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителем кувырка вперед, назад.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

логическое – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: анализ собственной деятельности на уроке

Публикация «Нестандартный урок физической культуры с элементами интеграции с историей» размещена в разделах

Цель урока : воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну, развитие физических качеств.

Задачи урока : Развивать активность и сознательность учащихся; увеличивать моторную плотность урока; совершенствовать двигательные качества; воспитывать взаимовыручку, ответственность за себя и за участников своей команды; содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Урок – игра проводится в виде соревнований двух команд, состоящих из девочек и мальчиков.

Место проведения: спортивный зал лицея.

Инвентарь: гимнастическая скамейка (2шт., таблички с городами Героями (2шт., флаги (2шт, большие надувные мячи с ручками (2шт., туристическая веревка 1шт, кегли (6шт, баскетбольные мячи (2шт, кубики (6шт., обручи (2шт., тканевые рукава одетые на обручи (2шт, легкие большие мячи (4шт., олимпийские кольца и буквы для составления девиза олимпийских игр, флаг России (нужно правильно расположить цвета на полу) (2 комплекта) .

Учитель физической культуры объясняет учащимся правила проведения урока – игры. В спортивных конкурсах оценивается быстрота и правильность выполнения упражнений. В физкультурных конкурсах задействован каждый участник команды.

Урок начинается с построения учащихся в спортивном зале. Дежурный ученик докладывает преподавателю о готовности класса к уроку – игре. Учитель объявляет цели и задачи урока. Учащиеся вместе с судьями, роль которых выполняют освобожденные, распределяются на две команды.

1. Города герои. Напоминаем, что в 2018 году исполняется 73 года победы СССР над фашистской Германией. Вспоминаем, какой тяжелой и долгой была война, сколько людей и детей погибло в ней. Каким трудным был путь к победе. У стоек находятся таблички с названием городов – героев. Участники выстраиваются в колонну по одному. Первый участник эстафеты бежит до стойки, берет табличку и прикрепляет ее к шесту. И. т. д. Выигрывает команда быстрее прошедшая данную эстафету. По окончании эстафеты, команды хором называют города.

2. «Знамя победы». Перед началом эстафеты вспоминаем советских воинов: Михаила Егорова и Мильтона Кантарию, которые 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом в Берлине, знамя Победы. Построение такое же как и в предыдущей эстафете. В руках у направляющих флаг, символизирующий знамя Победы. По сигналу учащийся бежит вперед, огибает стойку и передает флаг следующему участнику эстафеты. Последний участник, бежит к стойке и устанавливает в нее знамя. Побеждает команда, которая быстрее закончит данную эстафету.

3. Переправа. Команды выстраиваются, как в предыдущих эстафетах, в колонну по одному. Направляющие сидят на больших резиновых мячах. По сигналу, они прыгают до стойки, огибают ее и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая первая придет к финишу.

4. Каракатица. Построение такое же, как и в предыдущей эстафете. Направляющий находится на полу в упоре присев, руки сзади. По сигналу, не отрывая рук от пола, учащиеся двигаются к стойке. Возвращается бегом и касанием передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая без ошибок и быстрее выполнит данную эстафету.

5. Снайпер. Построение, как и в предыдущем комплексе. У стены, на линии ставится кегля. Задача учащегося добежать до стойки и ударом мяча сбить кеглю. Каждому дается три попытки, при непопадании начисляются штрафные очки. Команда – победитель определяется по наименьшей сумме штрафных очков и временем прохождения эстафеты.

6. Перенос мячей. У каждой команды по два больших мяча, задача учащихся перенести мячи в обруч, вернуться обратно и передать эстафету хлопком следующему участнику. Следующий участник бежит к обручу за мячами, берет их и приносит обратно. Побеждает команда, которая быстрее закончила эстафету, и получившая наименьшее количество штрафных баллов. (Штрафные баллы дают, если мячи выкатились из обруча).

7. Мы одна команда. Построение в колонну по одному. Капитан команды с обручем обегает стойку, бежит к своей команде и цепляет еще одного участника, вместе они обегают стойку, возвращаются назад и цепляют еще одного участника (пока не прицепят всех). Затем, вся команда, бежит к дальней стойке и выкладывает девиз Олимпийских игр, Олимпийские кольца и Российский флаг. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнила данную эстафету.

8. Ручеек. У направляющих в руках баскетбольный мяч. Команда построена в колонну по одному с широко расставленными ногами. По сигналу направляющий бежит к стойке (можно выполнять с ведением, обегает ее и возвращаясь назад пропускает мяч под ногами своей колонны встает последним. Первый подхватывает мяч и выполняет те же действия, что и капитан команды. Побеждает команда быстрее закончившая эстафету.

9. Преодоление туннеля. Учащиеся выстраиваются в колонну по одному. Судьи из числа освобожденных учеников держат матерчатые рукава, одетые на гимнастические обручи. По сигналу, направляющий бежит к рукаву, проползает в него, обегает стойку и бежит назад к своей команде. Касанием передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда быстрее выполнившая данную эстафету.

10. Преодоление препятствия. Построение команд в колонну по одному. По сигналу направляющие бегут к натянутой (на высоте 40 – 50 см от пола) веревке, перепрыгивают через нее, затем подлезают под веревку, бегут к стойке, огибают ее, возвращаясь на обратном пути преодолевают прыжком веревку и касанием руки передают эстафету своему товарищу.

11. Волейбол большими мячами. Команды выстраиваются в колонну по одному у направляющих в руках большие надувные мячи. Выполняя верхнюю передачу, учащиеся продвигаются к стойке, огибают ее и продолжая выполнять данное упражнение возвращаются обратно. Побеждает команда быстрее выполнившая данное упражнение, и набравшая меньше штрафных очков. (штраф начисляется за неправильно выполненную передачу).

12. Прыжки на одной ноге. Построение команд, как и в предыдущей эстафете. Направляющий, по сигналу прыгает на одной ноге до стойки, обратно возвращается бегом и передает касаньем руки эстафету следующему участнику.

13. Эстафета с кубиками. Команды выстраиваются в колонну по одному. В руках у направляющих кубики. По сигналу направляющий бежит до первого ориентира и ставит кубик на линию, бежит до второго, выставляет кубик, бежит к третьему, ставит кубик и бежит к стойке, огибает ее, возвращаясь обратно, собирает кубики и приносит их следующему участнику. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.

Преподаватель благодарит учащихся за хороший урок и подводит его итоги. Учащиеся аплодисментами благодарят друг друга и судей за хорошую игру. И строем выходят из спортивного зала.

Применение эстафет создает дополнительный стимул для развития физических качеств особенно скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

Публикация «Использование нестандартного оборудования как средство привития интереса к урокам физкультуры» размещена в разделах

Современный урок физической культуры требует от педагога применения различных средств и методов обучения, направленных на формирование у обучающихся необходимых навыков и умений. Урок должен быть высокоэффективным и в развитии физических качеств. Поэтому в работе учителей физической культуры всё большее значение приобретают средства и методы, которые могут улучшить процесс обучения, сделать урок результативным и интересным.

Одним из средств воспитания здорового и крепкого тела являются упражнения с использованием нестандартного оборудования, широко представленные в основной и спортивно – прикладной гимнастике.

упражнений дают возможность систематически применять их на уроках физической культуры.

Упражнения с использованием нестандартного оборудования оказывают разностороннее воздействие на организм человека:

• способствует его гармоническому развитию,

• овладению жизненно необходимыми навыками самостраховки,

• развивают умение ориентироваться в пространстве,

• точность и координация движений,

• быстрота реакции,

• совершенствуется вестибулярный аппарат,

• воспитывается чувство равновесия,

Существенным является и то, что для данной методики не требуется сложного и дорогостоящего оборудования.

Актуальность проблемы внедрения перспективных методик использования различных традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания с целью укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма школьников, отмечают многие учё ные: В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. И. Столяров.

В связи с этим новый этап реформы системы образования предусматривает приоритетность следующих задач:

*сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни;

*приобщение подрастающего поколения к активным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

*максимально полное и эффективное использование гуманистического, социально – культурного потенциала физкультурно – спортивной деятельности.

Проблемы и трудности в решении этих основных задач системы образования многие учёные связывают с существенными недостатками в организации физкультурно – спортивной работы, в частности с такими, как односторонняя ориентация на формирование у занимающихся физических качеств, двигательных умений и навыков, отсутствие должного внимания к формированию внутренней потребности в физическом совершенствовании, полных и глубоких знаний об организме, физическом состоянии человека, эффективных средствах воздействия на него, методике их применения, о ценности и значимости физкультурно – спортивной деятельности. Следует заметить, что практически во всех странах идёт интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно – спортивной работы со школьниками.

По мнению Е. А. Бондаревского, А. В. Кадетовой повышение физической подготовленности и улучшение на этой основе здоровья детей и подростков возможно только путём интенсификации и оптимизации занятий физическими упражнениями, внедрения новых эффективных программ по физической культуре, учитывающих интересы, потребности и возрастные особенности обучающихся.

Педагогами с целью развития двигательных качеств, освоения и совершенствования двигательных навыков используются самые разнообразные традиционные и нетрадиционные средства; обширный теоретический и практический материал, нестандартное оборудование, разрабатываются карточки домашних заданий.

Поэтому в работе педагога всё большее значение приобретают средства и методы, которые могут улучшить процесс обучения, сделать урок результативным и интересным.

Наши наблюдения за уроками проводимые в школе позволили нам увидеть повышенный интерес детей к посещению уроков, на которых использовалось нестандартное оборудование.

Дети, временно освобождённые от уроков физической культурой, по согласованию учителя и обеспечением индивидуального подхода выполняли доступные им задания с использованием нестандартного оборудования.

Нами также был проведён анкетный опрос обучающихся на уроках, у которых широко применялось нестандартное оборудование. В анкете предлагались такие вопросы, как:

– уроки на которых применяется нестандартное оборудование посещаю с большим интересом;

– больше интерес представляет нестандартное оборудование изготовленное самими обучающимися, таких ответов оказалось – 65%) среди вариантов ответов были: приобретённое в магазине; изготовленное учителями технологии и изготовленное самими обучающимися.

Для отслеживания результативности применения нестандартного оборудования мы провели сравнительный анализ результатов тестирования подготовленности обучающихся по каждой конкретной группе физических упражнений.

Доступные и интересные упражнения на уроке физической культуры позволяют выполнять объем работы на стабильном фоне положительных эмоций. У обучающихся растет интерес к предмету, а развитие физических качеств происходит гораздо быстрее и успешнее.

Результаты эксперимента показали, что изучение особенностей проведения урока с использованием нестандартного оборудования выявило, что

• у обучающихся улучшается физическая подготовленность;

• увеличивается моторная плотность урока;

• поддерживается интерес обучающихся к занятиям физической культуры;

• повышается эмоциональный фон урока;

• повышается мотивация обучающихся к уроку физической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нестандартного оборудования повышает интерес обучающихся и эффективность к урокам физической культуры.

Результаты указывают на необходимость применения нестандартного оборудования на уроках физической культуры с целью улучшения физической подготовленности и повышения интереса обучающихся к урокам физической культуры.

Нестандартное оборудование, изготовленное руками обучающихся в условиях школьных мастерских, представляет больший интерес, обучающиеся бережно относятся к их сохранности и с интересом посещают уроки физической культуры.

Для повышения качества обучения использовались следующие нестандартное оборудование :

• параллельная и поперечная сетка для увеличения плотности урока и разделения зала на четыре площадки;

• короб – подставка для мячей, так же используется в эстафетах;

• эстафетная фишка для челночного бега, эстафет;

• мяч на растяжках для отработки нападающего удара;

• хлопушка для подачи команды низкого старта, для развития внимания и для проведения эстафет и соревнований;

• ловушка для развития физических качеств – меткость, проведения подвижных игр и эстафет;

• стойки для прыжков в длину с места;

• туннель для проведения эстафет

Публикация «Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными,» размещена в разделах

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии, каких – либо заболеваний, но и при условии гармонического нервно – психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%, которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущим среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считаю систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Двигательная активность – необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей: посредством движения они познают окружающий мир, в движении находят выход своей неуемной энергии, фантазии: двигательная активность стимулирует эмоции, другие виды активности: движение – жизнь ребенка, его стихия. Поэтому очень важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В ходе разнообразных по форме физкультурных занятий ребенок обучается основным видам движений, тренирует функциональные возможности своего организма, а педагог формирует у него интерес и потребность к двигательной деятельности. А такой интерес и потребность в движениях в дошкольном возрасте, возможно, сформировать только посредством проведения увлекательных физкультурных занятий, используя разнообразные приемы и средства физического воспитания.

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступными для детей? Известно: положительный эмоциональный настрой способствует боле быстрому усвоению любого материала. Включению в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно – игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме. С учетом всего вышесказанного необходимо творчески подходить к организации занятий, заранее самому разучить подражательные движения, подготовить картинки с изображением зверушек, рассказать об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подбирать фонограммы, которые дети должны имитировать, например кваканье лягушек, мяуканье кошки, рычание медведя и т. д.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот обижает. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятия возбужденными, голос педагога должен быть негромким и спокойным, и наоборот, если дети грустные, то команды подаются четко, громко и веселым голосом.

На занятиях по физической культуре ситуации, требующие поддержки и одобрения взрослого, могут возникать чаще, чем на других занятиях, поскольку неточное выполнение движений вызывает у детей неуверенность, даже может привести к отказу выполнять какие – то упражнения. Поэтому необходимо, вовремя замечать старание ребенка, его личные достижения, способность преодолевать страх и неуверенность.

В процессе общения с детьми происходит не только передача знания, умения и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимает напряжение, дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию). Чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

В каждом занятии помимо новой информации нужно использовать материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развивать свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли развивать свои качества дальше, не останавливаться на достигнутом уровне, направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладения новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и т. п.

Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.

Одним из факторов, способствующих уменьшению психической напряженности детей, является музыка. В водной части и во время выполнения ритмических движений музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, используется для развития внимания, чувства ритма ит. д. в конце занятия становится средством снятия возбуждения и усталости. На занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала должен осуществляться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям необходимо использовать разные формы физкультурных занятий, позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий.

Рациональный подбор физкультурного оборудования, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка

все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно – игровое, тематическое, классические, контрольно – проверочное).

В процессе физкультурного занятия важно, чтобы каждый ребенок испытывал чувство “мышечной радости”, что возможно тогда, когда физическая нагрузка соответствует функциональным возможностям.

Одним из основных условий проведения занятий является обеспечение дифференцированного подхода. Советую распределять детей на две подгруппы с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовки в целом и двигательную активность в частности.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Результат физического развития детей зависит, прежде всего, от профессиональной подготовки педагога, его педагогических знаний и нетрадиционных методов работы, а также от оптимизации двигательного режима. В детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях и прогулке : оборудованный спортивный зал, спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, групповые спортивные уголки, спортивный инвентарь.

Все это способствует усвоению возрастной программы, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности, а также помогает сделать физкультурное занятие полезным и интересным.

1. “Физическое воспитание и развитие дошкольников” под редакцией С. О. Филипповой, Москва “Издательский центр “Академия” – 2007г.

2. “Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (практическое пособие)”, автор – составитель О. Н. Моргунова, Воронеж – 2007г.

3. “Движение день за днем”, М. А. Рунова, “Линка – Пресс” Москва, 2007г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *