Назначение пдд

Правила дорожного движения — документ, который должны знать в первую очередь водители, а также другие участники движения. Цель их создания — безопасность. Ведь если бы все ездили как хотят, аварий было бы гораздо больше. Мировая история ПДД насчитывает более двух тысяч лет, а современный формат они начали приобретать век назад. В России первые попытки регулирования движения приписывают Петру I, действующий же сейчас документ соответствует большинству международных стандартов и даже опережает их по некоторым параметрам. Попробуем разобраться, как формируются российские Правила дорожного движения.

Основой дорожных правил в большинстве стран является Конвенция, подписанная 8 ноября 1968 года на конференции ООН по дорожному движению в Вене. Тогда к ней присоединился и СССР. При этом в Стране Советов уже действовали единые правила дорожного движения, принятые на основе Женевской конвенции 1949 года. Первые всесоюзные ПДД были утверждены Приказом № 25 МВД СССР от 11 января 1960 года.

Схема принятия ПДД

Действующие сейчас правила были утверждены постановлением Совета Министров — Правительством РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. С тех пор принципиально нового документа не было. Но было множество изменений — на конец 2019 года насчитывается 46 постановлений, меняющих по одному или сразу по несколько пунктов. И если в 90-е в ПДД залезали редко, то после 2010-го каждый год в основной закон автомобилистов вносили изменения. Рекорд был поставлен в 2017-м, когда приняли аж семь поправок.

Правила дорожного движения РФ утверждаются правительством, соответственно, изменения в них также принимаются правительством. До того, как документ попадает на заседание, он должен пройти процедуру общественного обсуждения. Она также описана в Постановлении Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».

Назначение пдд

После общественного обсуждения проект документа направляется на согласование с федеральными органами исполнительной власти. Он может быть возвращен на доработку, может быть одобрен и тогда встает в очередь на регистрацию в Минюсте. Помимо оценки юридической грамотности проект проходит обязательную оценку по коррупционности и влиянию на бюджет страны в Минэкономразвития и Минфине.

Если говорить о ПДД, то постановление должно быть принято на заседании правительства, затем подписано председателем и официально опубликовано. Площадками для официального опубликования являются «Российская газета» (бумажная версия), «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Официальный интернет-портал правовой информации». Документ вступает в силу через семь дней после официального опубликования, если в самом документе не установлен другой порядок.

Назначение пдд

Не считая общественного обсуждения, влияние которого на конечный результат неоднозначно, все вышеперечисленные процедуры — чистая бюрократия. Гораздо важнее то, что происходит на стадии разработки поправок.

Откуда приходят идеи

Можно сказать — отовсюду. В Правила вписывают изменения, «спонтанно» произнесенные президентом на большой пресс-конференции, и те, над которыми разработчики разных ведомств трудились несколько лет по обращению простых водителей. Некоторые из поправок продиктованы необходимостью соответствовать действующим законам, а некоторые подгоняются под желания властей значимых субъектов. В последние несколько лет вносятся специальные поправки под организацию движения во время важных спортивных мероприятий — Олимпиады в Сочи, Универсиады в Красноярске, чемпионата мира по футболу и т. п.

Назначение пдд

Перечислять появление всех новшеств вроде правил для велосипедистов, знаков для электромобилей, требований к перевозке детей мы не будем. Коснемся самых показательных и относительно свежих изменений.

В ногу со временем

Примером одного из самых логичных и оправданных изменений в ПДД можно назвать последние вступившие в силу поправки, которые разрешают водителям предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов полис ОСАГО «в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе», если тот был оформлен онлайн. Если бы этот пункт не был введен, то по закону все водители, купившие Е-ОСАГО, должны были бы получать полис на обычном гознаковском бланке. Это требование делало бы ничтожной статью 7.2. Федерального закона «Об ОСАГО» о возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, а такое в юриспруденции недопустимо, поскольку закон — главнее. Так что эти изменения привели нормы ПДД в соответствие с действующим законом и облегчили жизнь автовладельцам. Их разработкой занималось МВД.

Назначение пдд

Контроль от Минтранса

За перевозки в основном отвечает Министерство транспорта, и поэтому от него исходит большая часть поправок, которая касается грузовиков и автобусов. Так, в декабре 2019 года было принято постановление № 1733, которое ввело целую главу 26 «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Эти правила в основном соответствуют европейским нормам для перевозчиков — сколько можно ехать и сколько нужно отдыхать. Контролировать соблюдение временных рамок должностные лица могут с помощью тахографов, которые с 1 ноября 2019 года должны быть на всех автобусах и грузовиках массой более 3,5 тонны в соответствии с приказом № 339 Минтранса от 15.10.2019 г. Также ведомство внесло поправки в ПДД о правах работников подразделений транспортной безопасности, осмотре и досмотре перевозчиков и т. п.

Минтранс часто разрабатывает те поправки, которые касаются разметки и дорожных знаков. Летом 2017 года обсуждался проект о «вафельной» разметке, соответствующее постановление было принято в октябре, а сама она начала работать с 28 апреля 2018 года. Эта мера понадобилась для того, чтобы появилась возможность выявлять нарушения правил пересечения перекрестков и штрафовать за них.

Назначение пдд

Это же постановление исправило ситуацию с круговым движением. С 2010 года правила давали преимущества въезжающим на «круг» и выезжающим с него в соответствии со знаком «Уступи дорогу». Но знаки не всегда стояли, водители их не замечали, что приводило к путанице, заторам и авариям. С апреля 2018-го приоритет проезда у того, кто движется по самому кругу, а въезжающие должны уступать дорогу. Как в Европе.

Из Москвы на всю страну

Платные парковки, тоже как в Европе, первыми появились в Москве. Но хоть это и столица, введение столь значимых новшеств не могло затронуть только один город — требовались изменения в ПДД страны. 23 июля 2013 года постановлением № 621 было введено понятие парковочного места «для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы». После противостояний москвичей с департаментом транспорта это же постановление ввело знак 8.24 «Работает эвакуатор», который должен предупреждать автовладельцев о возможности принудительного перемещения их транспорта на штрафстоянки. Причем в этой ситуации сначала возникали прецеденты, а уже под них формировались правила.

Назначение пдд

«Обсуждая дорожно-транспортную ситуацию в Москве на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что опыт обеспечения безопасности на дорогах Москвы необходимо распространить на другие города-миллионники»

Правки бессмысленности

Пожалуй, самое яркое изменение было связано со знаком «Ш». Требование устанавливать знак «Шипы» на все автомобили, оборудованные шинами с шипами, существовало с самой первой редакции 1993 года. Но вспомнили о нем только 4 апреля 2017 года, когда был введен штраф за отсутствие этого знака. Постановление Правительства, вступившее в силу 8 декабря 2018 года, отменило требование установки знака «Ш». Причем инициатором этой поправки был сам глава ГИБДД Михаил Черников, который в апреле 2018 года на совещании с общественниками практику взиманию штрафов за это нарушение назвал «дурью» и пообещал «разобраться». Сначала вышел негласный приказ не привлекать водителей к ответственности, а потом в течение полугода МВД подготовило проект поправок, которые и были приняты.

Назначение пдд

Скоростные споры

Сейчас одним из самых важных и обсуждаемых вопросов в области безопасности стало снижение скорости. Причем сразу в двух «направлениях» — снижение лимита допустимого превышения с 20 до 10 км/ч (это не коснется ПДД, а затронет статью 12.9 Кодекса об административных нарушениях) и снижение скорости при движении в городах (это уже должно быть прописано в ПДД). По поводу первого направления обсуждения идут особенно рьяно, и пока сложно предсказать их исход. Поправки в КоАП принимают депутаты, и им помимо первоначальных комиссий, оценки правительства (премьер Медведев, кстати, не поддерживал снижение лимита) и т. п. нужно пройти три чтения, одобрение Советом Федерации и утверждение президентом — путь не близкий. Поправки в ПДД на этом фоне выглядят более реальными — их проще принимать, под них можно подвести больше оснований — от статистики аварийности и результатов краш-тестов до скоростных лимитов в европейских городах как раз в 50 км/ч. Такую же скорость предлагает ввести в Москве Центр организации дорожного движения. Из практики известно, что столица уже продавливала решения об изменении Правил «под себя», не исключено, что так произойдет и со скоростным режимом.

Назначение пдд

Мораторий на правку правил

Правда, ждать следующих изменений в Правила, возможно, придется чуть дольше. За чередой поправок не успевают следить не только водители, но и сотрудники ГИБДД. В конце 2018 года первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой предложил ввести мораторий на изменения ПДД. Начальник Научно-исследовательского центра БДД МВД России Дмитрий Митрошин напомнил — раньше над изменениями законодательства «для водителей» трудилась отдельная рабочая группа. И тогда изменения в правила вносились раз в несколько лет, после того как их прорабатывали со всех сторон. Сейчас же 12-ю главу КоАП меняют почти ежегодно, каждые полгода что-то меняется в законе об ОСАГО, появляются новые Законы (например, «О регистрации транспортных средств»), которые влекут за собой дополнительные постановления правительства и регламенты ГИБДД, вводятся новые ГОСТы и т. п. Чтобы справиться с таким валом новых норм, было предложено ввести новое правило — пересдавать «теорию» при каждом получении водительских удостоверений. Руководитель ГИБДД Михаил Черников такое предложение отклонил. Сколько еще он сможет и сможет ли вообще сдерживать натиск новаторов — неизвестно.

Большинство экспертов говорят о том, что нужно сначала разгрести все, что было принято в последние годы — систематизировать, убрать дубли, сделать более понятным для простых водителей. Возможно, к их голосам прислушаются и у нас действительно будет перерыв в появлении изменений в ПДД. Но нам эта пауза понадобится для того, чтобы привыкнуть к уже принятым и, возможно, подготовиться к будущим. Технический прогресс не стоит на месте. И для автопилотов понадобятся новые Правила дорожного движения. Останется ли место на дороге для человека, или его любое отклонение от курса будет наказываться штрафом, соизмеримым со стоимостью автомобиля, — покажет время.

Значение правил дорожного движения в обеспечении порядка

И безопасности движения

Правила дорожного движения (долее Правила) представляют собой свод нормативных положений, цель которых – установле­ние порядка и безопасности движения транспортных средств по дорогам. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Правила базируются на следующих основных принципах:

– разделение транспортных потоков по времени и направлениям (проезд перекрестков);

– установление общих пределов допустимой скорости движения для различных видов транспортных средств;

– введение ограничений в маневрировании (перестроение, повороты, разворот, обгон, остановка, стоянка, и т.п.);

– регламентация взаимоотношений участников движения (преимущественное право);

– упорядочение проезда по отдельным видам дорог (особый режим движения);

– нормирование транспортных операций (буксировка, перевозка людей, грузов);

– запрещение эксплуатации транспортных средств с неисправностями, оказывающими прямое влияние на безопасность движения.

Для регулирования дорожного движения используются такие средства как:

– сигналы регулировщиков;

– сигналы светофоров;

– дорожные знаки (постоянные и временные);

– дорожная разметка (горизонтальная и вертикальная);

Эти средства могут применяться на одном участке дороги как по отдельности, так и совместно. При совместном использовании их значения могут дополнять, но могут и противоречить друг другу. В последнем случае высшим приоритетом обладают сигналы регулировщика, затем сигналы светофора, затем дорожные знаки, а затем дорожная разметка. Временные дорожные знаки отменяют действия постоянных.

Первые Правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 года. В России первые Правила появились в 1900 году. Первые общесоюзные правила были введены в 1961 году, затем 1971 году появились правила основанные на международной Конвенции о дорожном движении. В настоящее время действуют Правила утвержденные 1 апреля 2001 года.

Обязанности участников дорожного движения

Участники дорожного движения несут ответственность за соблюдение требований Правил. Они должны действовать так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда друг другу. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав.

Общие обязанности водителей

Водитель механического транспортного средства обязан:

– иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы на транспортное средство; документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

– при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет, обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

– перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

– проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;

– предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в иных, не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных действующим законодательством; медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

– немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

– принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа,, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

– освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

– сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

– управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

– передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

– пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

– употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

– пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;

– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– открывать двери транспортного средства во время его движения.

ТЕМА 2. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Дорожные знаки представляют собой средство регулирования дорожного движения в виде устройств с условными изображениями информации об особенностях, порядке и режимах движения на определенном участке дороги.

В соответствии с действующими стандартами установлено 7 групп дорожных знаков, каждой из которых присвоен порядковый номер. Внутри группы знаки тоже пронумерованы, в результате чего для каждого знака образован числовой код из 2-х или 3-х чисел: № группы; № знака; и, для некоторых знаков – № разновидности знака. Например: 1.18.1 (означает 1-я группа, 18-й знак, 1-я разновидность) или 4.7 (4-я группа, 7-й знак). Числовой код знаков используют в тексте Правил и других документах для сокращения записи.

Группам знаков присвоены названия и приданы общие внешние признаки, облегчающие их распознавание на дороге.

1-я группа Предупреждающие знаки (43 знака)

общий признак: красный треугольник, белое поле, черный символ.

2-я группа знаки Приоритета (9 знаков)

общий признак: отсутствует, так как группа набрана из знаков принадлежащих ранее к другим группам.

3-я группа Запрещающие знаки (35 знаков)

общий признак: красный круг, белое поле, черный символ.

4-я группа Предписывающие знаки (18 знаков)

общий признак: голубой круг, белый символ.

5-я группа Информационно указательные знаки (66 знаков)

общий признак: голубой прямоугольник, белый символ.

6-я группа знаки Сервиса (12 знаков)

общий признак: голубой прямоугольник, белое поле, черный символ.

7-я группа знаки Дополнительной информации (49 знаков)

общий признак: черный прямоугольник, белое поле, черный символ или надпись.

Всего 232 знака.

В зависимости от места установки знаков на дороге на дороге различают:

Основные знаки – устанавливают, как правило, на правой стороне дороги на подвесках, стойках, подставках.

Дублеры основных знаков устанавливают на левой стороне дороги или на разделительной полосе для обеспечения лучшей видимости водителям транспортных средств, движущимся по левым полосам проезжей части.

Постдублеры основных знаков устанавливают на правой стороне дороги за основными, для напоминания водителям о приближении к опасному участку, т.е. зона действия основного знака и его постдублеров одинакова.

Преддублеры основных знаков устанавливают также на правой стороне дороги, но перед основными, для предупреждения водителей, о приближении к началу опасного участка, отмеченного основным знаком, т.е. зона действия основного знака и его преддублеров (которых может быт несколько) – одинакова.

В некоторых случаях применяют временные знаки, которые устанавливают непосредственно на проезжей части на стойках, подставках или без них.

Дорожные знаки должны устанавливаться так, чтобы они были различимы на расстоянии не менее 100 метров. На одной опоре устанавливают не более 3-х знаков. Как правило, под одним знаком не должно быть более 2-х знаков допол­нительной информации (табличек).

Предупреждающие знаки информируют о харак­тере и расположении опасного участка, при движении по которому следует принять меры, предупреждающие ДТП – повысить внимание, снизить скорость, пере­строиться вправо, и если это необходимо – остановиться.

Водитель вправе выбрать тот или иной режим движе­ния по опасному участку, о котором его предупреждает знак. Правильность его действий будет подтверждена отсутствием ДТП в зоне действия знака.

Предупреждающие знаки устанавливают вне НП как правило на расстоянии 150–300 м до зоны их действия, а в НП 50–100 м до зоны действия. Если это необходимо предупреждающие знаки устанавливают непосредственно перед зоной их действия.

Бывает так, что предупреждающие знаки устанавливают на другом расстоянии до зоны действия, в этом случае под знаком вешается информационная табличка с указанием расстояния до зоны действия.

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда не регулируемых перекрестков, и других участков дороги с затруд­ненным встречным разъездом (постоянным или вре­менным) при отсутствии иных средств регулирования (регулировщика, светофоров). При работе этих средств знаки приоритета не учитываются.

Запрещающие знаки вводят или отменяют опре­деленные ограничения движения. Из 35 запрещающих знаков 27 знаков (с белым полем) вводят ограничения в движении, 4 знака (с синим полем) вводят ограничения в остановке и сто­янке и 4 (бесцветные) – отменяют ограничения, введен­ные некоторыми запрещающими знаками.

Запрещающие знаки как основные устанавливают не посредственно перед зоной действия. Если запрещающий знак установлен как преддублер, то под ним вешается информационная табличка с указанием расстояния до зоны действия.

Запрещающие знаки действуют либо до следующего перекрестка, либо до знаков, которые отменяют действие запретов. В некоторых случаях зона действия или время действия запрещающего знака обозначена информационной табличкой.

Предписывающие знаки указывают разрешенные направления или режимы движения для всех или для некоторых категорий транспортных средств.

Знаки сервиса информируют о расположении на дороге различных объектов сервиса (больница, АЗС, пункт питания, пост ДПС).

Устанавливает определенный порядок и режимы дви­жения на соответствующем участке дороги.

Вертикаль­ная разметка – сочетание черно-белых полос на сооружениях и элементах оборудования дорог.

Облегчает зритель­ное восприятие габаритов опасных мест на дороге.

Действующие стандарты предусматривают 23 вида горизонтальной разметки и 7 видов вертикальной.

1.1 – узкая сплошная линия белого цвета

– разделяет проезжую часть на стороны для встречно­го движения на 2-х полосных дорогах с двусторонним движением;

– разделяет полосы со встречным движением на 3-х полосных дорогах с двусторонним движением;

– обозначает границы полос на опасных участках дорог;

– обозначает контуры резервных зон, островков безо­пасности и направляющих островков на проезжей части;

– обозначает места, на автостоянках;

– обозначает край проезжей части дорог (кроме автомагистрали).

– запрещено пересекать с обеих сторон кроме края проезжей части при съезде на обочину и выезде с нее.

1.16.1 – 1.16.3

– обозначает направляющие островки в мес­тах разделения или слияния транспортных потоков.

– запрещено заезжать внутрь направляющего островка (пересекать ограничивающую его разметку 1.1), кроме вынужденной или технологической оста­новки по указанию регулировщика.

Надпись белого цвета

– указывает номер дороги или маршрута.

1.23 – буква «А» белого цвета

– обозначает полосу, выделенную для движения маршрутных транспортных средств

– обычным транспортным средствам запрещены движение, преднамеренная остановка на время более5мин;

– разрешено заезжать на попутную обозначенную полосу для преднамеренной остановки с целью посад­ки или высадки пассажиров и при съезде или въезде на дорогу, если при этом не возникнет помеха для марш­рутных транспортных средств;

– разрешено пересекать встречную обозначенную полосу в местах разрешенного съезда или въезда на дорогу, если при этом не возникнет помеха для марш­рутных транспортных средств.

2.1 – наклонные черно-белые полосы (наклон в сторону проезжей части) на вертикальных поверхнос­тях частей дорожных сооружений, представляющих опасность для движения транспортных средств. Может применяться совмест-но со знаками 1.18.1–1.18.3; 1.29; 3.14.

2.2 – вертикальные черно-белые полосы на горизон­тальных поверхностях частей дорожных сооружений (например, наносится на нижние края пролетных стро­ений мостов, въездных порталов тоннелей и т.п., указы­вая середину соответствующей полосы проезжей части). Может применяться совместно со знаками 1.29, 3.13,

2.3 – горизонтальные черно-белые полосы на круг­лых тумбах в начале разделительных полос или остро­вков безопасности. Может применяться совместно со знаками 4.2.1– 4.2.3.

наклонные черные полосы (наклон в сторону проезжей части) наносятся на направляющих столбиках, опорах ограждений. Эта разметка может дополняться световоз­вращателями (катафотами): справа – красными, слева – белыми или желтыми.

поперечные черные полосы наносятся на боковых поверх­ностях ограждений, устанавливаемых на закругленных дорогах малого радиуса, крутых подъемах, спусках. Может дополняться световозвращателями (ката­фотами): справа – красными, слева – белыми или желтыми.

продольная черная полоса наносится на боковых поверхно­стях ограждений, устанавливаемых на других, менее опасных участках дорог. Может дополняться световоз­вращателями (катафотами): справа — красными, слева – белыми или желтыми.

вертикальные черно-белые полосы наносятся на бордюрах опасных участках дорог, возвышающихся островках безопасности. Может применяться совместно с разметкой 2.3 и знаками 4.2.1 – 4.2.3.

ТЕМА 4. «СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНЯ»

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо:

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случая, когда водитель при поднятии руки не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению в этом случае ему разрешается дальнейшее движение.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громко-говорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии:

на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам;

перед железнодорожным переездом – не ближе 5 м от шлагбаума, а при его отсутствии – не ближе 10 м до ближайшего рельса.;

в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

ТЕМА 5. «ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ»

Водитель долженподавать предупредительные сигналы для уведомления других участников движения о предстоящем маневрировании.

Предупредительные сигналы разделяют на визу­альные и звуковые. Визуальные сигналы:

– включение световых указателей поворота;

– сигнализация рукой;

– сигнализация дальним светом фар;

– переключение света фар с ближнего на дальний;

– включение аварийной световой сигнализации (АСС);

– включение сигналов торможения (автоматически);

– включение сигналов заднего хода (автоматически).

Сигналы световыми указателями поворота, а при их неисправности или отсутствии – рукой, следует подавать:

– перед началом движения или остановкой;

– перед перестроением, поворотами, разворотам, обгоном.

При изменении направления движения включа­ют соответствующие указатели поворота или вытяги­вают в сторону руку (прямую – при повороте в соответ­ствующую сторону, согнутую под прямым углом в локте – при повороте в противоположную сторону). Сигнал торможения подается поднятой вверх правой или левой рукой.

Подача сигналов световыми указателями поворо­та или рукой должна производиться заблаговременно до начала маневра и прекращаться сразу после его завер­шения. Подача сигнала рукой может прекращаться перед началом маневра.

Подача предупредительного сигнала не создает подающему сигнал преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности. Сигнал должен подаваться так, чтобы он не мог ввести в заблуждение тех, кому адресован.

Если указатель поворота не выключается автома­тически (например при малых углах поворота рулевого колеса) о чем свидетельствует сигнализатор на щитке приборов, то его следует выключить вручную.

Звуковые сигналы могут подаваться только:

– вне НП для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон;

– в любых местах – для предотвращения ДТП.

Запрещено использовать звуковые сигналы с чередованием тонов.

Ближний свет фар (или противотуманные фары) чалом маневра,в качестве предупредительного сигнала должен быть включен в светлое время:

– при движении на мотоциклах и мопедах;

– при движении в организованной транспортной колонне;

– на маршрутных транспортных средствах, движу­щихся по специальной полосе, навстречу основному потоку;

– на автобусах и грузовых автомобилях при организованной перевозке групп детей;

– на транспортных средствах, перевозящих опас­ные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы;

– при буксировке механических транспортных средств (на тягаче).

Аварийная световая сигнализация (одновремен­ное включение всех указателей поворота) должна быть включена:

– при ДТП;

– при вынужденной остановке в местах, где предна­меренная остановка запрещена;

– при ослеплении водителя светом фар;

– при буксировке (на буксируемом транспортном средстве);

– в других местах при необходимости предупрежде­ния других участников движения об опасности, кото­рую может создать транспортное средство (например – при остановке или стоянке на неосвещенных участ­ках дорог, при недостаточной или ограниченной видимости, при неисправности габаритных или стояноч­ных огней).

При необходимости подачи светового сигнала поворота на транспортном средстве, движущемся со включенной АСС, она должна быть кратковременно отключена.

Дополнительно к АСС, а также при ее отсутствии или неисправности – вместо нее, водитель дол­жен выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь):

– в других местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Вместо АСС (при ее отсутствии или неисправности) на задней части буксируемого транспортного средства дол­жен быть закреплен знак аварийной остановки.

ТЕМА 6. «НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Перед началом движения необходимо подать пре­дупредительный сигнал, включив указатель соответ­ствующего поворота, а если он отсутствует или неисп-

равен – использовать сигнализацию рукой.

Выполняя маневр следует убедиться в его безопас­ности и не создавать помех другим участникам движе­ния.

Предупредительный сигнал должен подаваться заб­лаговременно до начала маневра и прекращаться сразу после его завершения (сигнал рукой может быть прекра­щен перед выполнением маневра).

Предупредительный сигнал информирует других участников движения о предстоящем маневре, поэтому:

– он не должен вводить в заблуждение тех, кому адресован;

– он не создает подающему сигнал преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Выезд на дорогу с прилегающей территории не является перекрестком, поэтому выезжающий должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движу­щимся по ней, а съезжающий с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Фактическую скорость транспортного средства следует выбирать с учетом:

– общих ограничений для отдельных видов транспорт­ных средств и маршрутов их движения;

– интенсивности движения;

– особенности и состояния транспортного сред­ства и груза;

– дорожных и метеоусловий;

– видимости дороги в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, ко­торую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Общие ограничения скорости:

Легковые автомобили 90 км/ч (по автомагистралям 110 км/ч).

Грузовые автомобили 90 км/ч (по автомагистралям 110 км/ч).

Автобусы 90 км/ч (по автомагистралям 90 км/ч).

Мотоциклы 90 км/ч (по автомагистралям 90 км/ч).

Легковые автомобили 60 км/ч (по автомагистралям 20 км/ч).

Грузовые автомобили 60 км/ч (по автомагистралям 20 км/ч).

Автобусы 60 км/ч (по автомагистралям 20 км/ч).

Мотоциклы 60 км/ч (по автомагистралям 20 км/ч).

На отдельных участках дорог допустимая ско­рость может быть понижена или повышена путем установки соответствующего знака.

– превышать скорость, установленную техничес­кой характеристикой транспортного средства;

– превышать скорость, указанную на опознаватель­ном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;

– создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

– резко тормозить, если это не требуется для пре­дотвращения ДТП.

Движение по прямой

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется:

– дорожной разметкой проезжей части;

– знаками 5.8.1 и 5.8.2 на перекрестках и знаками 5.8.7 и 5.8.8 между перекрестками;

– при отсутствии знаков и разметки – самими води­телями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и интервалов между ними, обес­печивающих безопасность движения.

На 4-х полосных (и более) дорогах с двусторонним движением запрещается выезжать на сторону для встреч­ного движения, которой считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.

На 3-х полосных дорогах с двусторонним движением и прерывистыми линиями разметки между полосами (кро­ме разметки 1.9) средняя полоса может использоваться транспортными сред­ствами обоих направлений для обгона, объезда, пово­рота налево или разворота. Движение прямо по этой полосе, так же как и выезд на крайнюю левую полосу дороги – запрещены

Транспортные средства следует вести по возмож­ности ближе к правому краю проезжей части (т.е. не занимать левые полосы при свободных правых) в сле­дующих случаях:

– вне НП на любых дорогах;

– в НП на дорогах со знаками 5.1 и 5.3;

– на любых участках дорог, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.

Если транспортные средства не могут (или не долж­ны) двигаться со скоростью более 40 км/ч, то их следует вести по крайней правой полосе.

В НП на дорогах с двумя полосами для движения в одном направлении всем транспортным средствам разрешается использо­вать любую из них.

На дорогах с тремя и более полосами занимать крайнюю левую полосу разрешается только при ин­тенсивном движении, когда заняты правые полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота всем транспортным средствам, кроме грузовых автомоби­лей, которым с этой полосы разрешены только поворот налево и разворот (т.е. обгон по крайней левой полосе им запрещен).

Движение по трамвайным путям попутного на­правления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, разрешается, если заняты все поло­сы данного направления, а также для обгона, объезда, поворота налево и разворота. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Если трамвайные пути отделены от проезжей части сплошной линией (разметка 1.1 или 1.2), выезжать на них запрещено.

Выезжать на трамвайные пути встречного направле­ния запрещается.

Если на проезжую часть нанесена горизонтальная разметка, движение транспортных средств должно осу­ществляться строго по обозначенным.полосам.

Наезжать на прерывистые линии разметки разреша­ется лишь при перестроении.

Перед поворотом направо следует заблаговременно:

– подать предупредительный сигнал;

– занять крайнее правое положение на попутной стороне проезжей части во всех случаях, кроме: пово­рота направо при въезде на кольцо и поворота направо на перекрестке со знаками 5.8.1 или 5.8.2, которые устанавли­вают иной порядок движения.

Поворот направо следует производить так, чтобы транспортное средство двигалось по возможности бли­же к правому краю проезжей части, а на перекрестке при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного движения.

Если габариты транспортного средства не позволяют выполнить поворот направо с учетом указанных выше требований, то допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и отсутствия помех другим транспортным средствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *