Надеюсь вы помните счастливую историю случайного появления двух наземных переходов у станции метро Проспект Мира и Новослободская (http://gre4ark.livejournal.com/294153.html)? Если кратко, то в непосредственной близости от подземных переходов обустроили наземные переходы, в первом случае из-за ремонта вестибюля, а во втором – из-за обрушения перехода во время сноса ларьков. К сожалению, сделать это решили по временной схеме. Я не смог упустить такой шанс и провёл исследование этих переходов – статистически и методом подсчёта замерил количество пользователей переходов в течение рабочего дня, чтобы подтвердить довод о том, что подземные переходы неудобны для людей. Логика простая – из двух равноценных вариантов человек сам выберет самый удобный и короткий путь, соотнося удобство и безопасность. Плюс я надеюсь, что исследование заставит передумать чиновников, и переходы останутся, а практика дублирования подземных переходов наземными продолжится.
По результатам работы получилась такая табличка:
Но пройдёмся детальнее. Первый кейс – Проспект Мира. Тут, скажу честно, ситуация не идеальная – подземный и наземный переходы дублируют друг друга на удалении:
Судя по потокам, основными пользователями подземного перехода были горожане, которые двигаются по Протоповскому переулку к/от Олимпийского, и это понятно – им делать перепробег в 300 м не очень хочется, поэтому вариант лестницы предпочтительнее:
Но вместе с этим, основной поток людей к наземному переходу двигался как раз от подземного перехода, то есть можно предположить, что люди осознанно выбрали именно наземный переход, хотя точно так же могли пройти по подземному. Как и предполагалось, подземным переходом пользуется меньшее количество людей:
Это не только труднее, но и может занять больше времени:
Доступный город для людей:
И наземный переход:
Даже несмотря на долгую красную фазу (больше полутра минут), этот переход вне конкуренции, но его хотят убрать:
Кейс два – переход у Новослободской. Напомню, что в этом месте должен был быть сделан переход по проекту реконструкции в 2015, но какому-то вредителю пришла в голову мысль, что негоже делать что-то для людей, ведь есть подземный переход. В итоге все перебегали, но судьба в виде ночи длинных ковшей всё-таки дала шанс переходу появиться. Тут ситуация прямо идеальная – наземный и подземный переход полностью дублируют друг друга. Собственно на переднем плане один, а на заднем – второй переход:
На преодоление подземного перехода уходит порядка 62 секунда, за это время здоровый парень 23 лет без сумок проходит переход и 51 ступень:
Сколько же людей предпочитают безопасный переход с дорогой отделкой и освещением? 3720 человек за 12 часов, или 8% от общего потока:
Жалко нет данных по стоимости строительства, ремонта и содержание такого перехода. Уверен, если перевести эту сумму на каждого пользователя, то там будет цифра с несколькими нулями на человека.
А что с пешеходным переходом? Тут фаза адекватная (38 секунд красного и 22 зелёного), в отличие от Проспекта Мира, и за 12 часов тут переходит 44250 человек, или 92% горожан:
Но преодоление перехода уходит от 12 до 44 секунд, то есть значительно быстрее, чем под землёй. Хотя ситуация не идеальная – отсутствует плавный сход на переходе, из-за чего получается 2 ступени:
Таким образом, теперь довод о неудобности подземных переходов не просто довод, а полноценный факт, доказанный в московских реалиях. Так что теперь на любую затею города по ликвидации наземных переходов, или созданию подземных, можно печатать этот пост и тыкать пальцем, говоря об их вредительстве. Что касается этих переходов, то хочется верить, что это станет первым позитивным опытом по созданию недорогих удобных переходов, досутпных каждому.
Что будем делать с существующими подземными переходами через улицы? Некоторые было бы неплохо закопать, но многие из них были совсем недавно отремонтированы – закапывать такие было бы слишком расточительно, так что я бы предложил переформатировать их под магазины – получилось бы хорошая история с поддержкой малого бизнеса после сноса ларьков, плюс, может, они бы стали окупать своё содержание. А надземные переходы только под снос.
Спасибо Саше и Лёше за помощь!
добавить меня в друзья
Посты по теме:Почему подземные переходы – зло
Подборка постов о транспорте
Подземные переходы — одна из самых тяжёлых российских скреп. Десятилетиями людям рассказывали, как это хорошо и «вот сейчас всё поедет», на это уходят миллиарды рублей, но почему-то становится только хуже.
Если же вы хотя бы раз выезжали дальше курортов Турции и просто обращали внимание на детали, то наверняка замечали безбарьерную среду улиц Европы или США — маловероятно, чтобы кого-то заставляли спускаться или подниматься по лестницам для перехода улиц.
Но эти самые подземные и надземные переходы были не только в СССР/России или Северной Корее — этим переболели многие города мира во второй половине прошлого века. Делать ошибки нормально, но ненормально в 2020 году повторять ошибки полувековой давности и в упор не признавать их.
Давайте кратко напомню основные причины, почему подземные (и тем более надземные) переходы на обычных улицах — зло. Чтобы было веселее, дополнительно будут идти фотографии наземных и подземных переходов.
Доступность
Треть жителей — маломобильные люди. Даже если сегодня вы молодой и здоровый, то со временем вы станете старым, и любая ступенька станет реальной проблемой. Сломанная нога или чемодан с колёсиками сразу делают город недоступным для вас.
Если же вы решили доехать от метро до работы на самокате или велосипеде, то каждый спуск вниз — неудобство или повод отказаться от такой зелёной мобильности в пользу машины. Большинство пандусов годятся лишь для самоубийства.
Усложняет путь
В переходе вы не видите улицу и застройку, из-за этого страдает ориентирование — легко можно выйти не туда. Это кажется мелочью, но ни один человек мира не любит теряться в городе и впустую ходить туда-сюда.
Новый наземный переход рядом с подземным, Москва, пр.Мира
Особенно это критично на больших транспортных хабах, где много маршрутов и видов транспорта: подземные ходы и разные уровни дезориентируют людей, от чего в принципе падает привлекательность общественного транспорта.
Для человека на улице подземный переход тоже усложняет путь: перейти по зебре или светофору просто, ведь их видно издалека, а вот подземные переходы иногда отнесены вбок, и это становится не столь очевидно.
Дорого
Проблему доступности можно решить пологими спусками, лифтами и эскалаторами. Звучит красиво, только не работает: либо нет места, либо нет денег, либо «fuck you, that’s why».
Наземный над подземным (+вход в метро), Будапешт
Только на строительство перехода уходит от нескольких до сотен миллионов рублей — с трудом, но можно ужаться и устроить праздник строителям. Но ведь построенное нужно ещё содержать! Вот на это денег вечно нет, поэтому новые лифты стоят закрытыми. В каждом городе можно найти подземный переход, где лифт не работал ни дня. Иногда даже есть шахта лифта, а самого лифта — нет.
Если нет возможности довести до ума уже построенные переходы, то будущие будут лучше? Пффф. Зато на светофоры и обновление разметки много денег не надо.
Новый наземный переход рядом с подземным, Москва, Новослободская
Это не победит пробки
Проблема отечественных чиновников, гаишников и диванных экспертов в бытовой логике — они видят затор перед светофором с зеброй и уверены, что вся причина в этом. Многим до сих пор кажется, что в городе нужно создавать условия для комфортной быстрой езды на машине. В результате у нас люди-кроты, самые широкие в мире пробки на улицах, а по ночам — трассы смерти.
Нет понимания, что при успокоении трафика машины едут медленнее, но доезжают быстрее: при 50 км/ч пропускная способность полос достигает своего пика, водители внимательнее и меньше врезаются, поток меньше дёргается и так далее. В это трудно поверить, но это факт — высокие скорости работают только на специальных внутригородских трассах.
Переход убирается, миллионы тратятся, пешеходы начинают страдать, но пробка в лучшем случае переносится на сто метров дальше по улице — трафик неконтролируемо проезжает участок и закупоривает следующее бутылочное горлышко.
Светофоры позволяют дозировать трафик и спасать от глухих заторов окружающие улицы. Убираете светофор — убираете возможность влиять на движение. Простой пример с Тверской, где в 1990-ых убрали светофоры в надежде спастись от пробок — теперь там вместо небольших заторов и езды от перекрёстка к перекрёстку глухие пробки:
Почти бессветофорная Тверская
Тверская здорового человека
Проблема пробок в городе выходит далеко за границы кузова автомобиля — это проблема передвижения людей в городе. Ухудшение условий для пешеходов, велосипедистов или пассажиров общественного транспорта вызывает спровоцированный рост пользования автомобилем — в результате на небольших улицах ещё больше машин, каждой из которых нужно очень много места. Поэтому считают не пропускную способность улиц в машинах, а провозную в людях.
Вместо поощрения выбора общественно-правильного способа передвижения, города наказывают людей за проезд в автобусе или на велосипеде. Эффект от подобного вредительства раскрывается не сразу, но можете вспомнить стройку Третьего кольца Москвы и обещания «сейчас всё поедет». Подобное было в каждом городе, но через 5-10 лет новые развязки и широкие улицы почему-то всё равно стоят в пробке.
Это опасно
Ключевое: подземные переходы не гарантируют 100% безопасность, ведь люди банально стараются ими не пользоваться. Тотальное разделение потоков работает лишь в вакууме, в реальности же жители стараются перебежать подземный или надземный переход по улице при первой возможности — это не люди плохие, это инфраструктура не учитывает реальность.
Новый наземный переход рядом с подземным на Моховой улице в Москве
В Великобритании это поняли ещё в 1928-1937 годах, когда у них поднимали вопрос массового строительства внеуличных переходов. Тогда прямо решили, что затея дурацкая: дорого и переходить улицу по ним всё равно никто не будет, зато будут перебегать.
Наземный переход над подземным, Большой Лондон
Люди эволюционно созданы ленивыми. Этот механизм сохранения энергии вырабатывался тысячелетиями, поэтому штрафами или грозным лицом гаишника это не исправить. Пенсионерам или мамам с колясками сложно перебежать улицу между машинами, поэтому они страдают, но спускаются и поднимаются по лестницам. Зато молодые люди при первой возможности выламывают заборы, перелазят или идут в обход, но перебегают сверху.
Наземный переход рядом с подземным (+вход в метро), Будапешт
Кроме того, мнимое чувство безопасности у водителей делает комфортной быструю езду по улицам — любая ошибка на скорости может убить людей на тротуаре или остановке. Собственно говоря, на Кутузовском шоссе в Москве нет ни одного наземного перехода, и такое там происходит регулярно.
Другой важный аспект: социальная безопасность. Место выпадает из общественного контроля и маргинализируется: граффити, мусор, преступность, общественный туалет — это далеко не весь список ассоциаций с такими переходами. Ходить через них по ночам страшно, а суммы за ремонт идут большие — про это важно помнить.
Что делать взамен?
Безопасные, комфортные и доступные наземные переходы. Это не так сложно, как кажется, но попилить бюджет на них сложнее (хотя километры заборов и новогодние ёлки из знаков поспорят с этим).
Подземные переходы на улицах оправданы в крайне редких случаях, чаще всего это связано с перепадом высот. Но не стоит путать улицы и дороги — это разные вещи. Те же подземные переходы можно сделать более гуманными, если дорога идёт на насыпи, а переход сделан на уровне земли без ступенек.
С надземными переходами всё просто: их сносят. Подземные иногда оставляют для дублирования или размещают там магазины, туалеты или велопарковки.
Переход в Базеле
ПЕРЕХОД НАЗЕМНЫЙ
участок проезжей части дороги или улицы, выделенный опознавательными знаками для пересечения её пешеходами
(Болгарский язык; Български) — наземен преход
(Немецкий язык; Deutsch) — Fußgängerschutzweg
(Венгерский язык; Magyar) — gyalogos átkelőhely
— замын гарц
(Польский язык; Polska) — przejście naziemne
(Румынский язык; Român) — pasaj de nivel
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — pešački prelaz
(Испанский язык; Español) — paso peatonal al nivel de la calle
(Английский язык; English) — crossing; cross – walk
(Французский язык; Français) — passage clouté
Смотреть что такое “ПЕРЕХОД НАЗЕМНЫЙ” в других словарях
Пешеходный переход в Перми
знаменитый пешеходный переход на Abbey Road в Лондоне
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части либо искусственное сооружение над или под проезжей частью, предназначенное для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги.
Пешеходные переходы обычно устраивают на перекрёстках улиц, у остановок общественного транспорта и в других местах интенсивных пешеходных потоков.
Классификация пешеходных переходов
Пешеходный переход, со встроенной системой освещения зоны перехода
Наземный пешеходный переход — область дороги, используемая пешеходами для перехода на другую сторону проезжей части. Обозначается разметкой “зебра”, а также другими способами в зависимости от типа и положения.
Нерегулируемые пешеходные переходы — самые простые и дешёвые. На таких переходах водители автомобилей и других транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам. Нерегулируемые переходы делаются на небольших улицах, где поток автомобилей сравнительно невелик. В России такие переходы обозначаются знаками 5.19 «Пешеходный переход».
Пешеходный переход может находиться не только в одном уровне с дорогой, но и в разных. В этом случае различают подземные и надземные пешеходные переходы. Их строительство — дело дорогое, а потому подземные и надземные пешеходные переходы строят на улицах с большим потоком транспорта, где организация наземных переходов привела бы к недопустимому снижению пропускной способности трассы.
Если на пешеходном переходе отсутствует либо не работает светофор, то, согласно п. 14.1. правил дорожного движения России (ПДД РФ), водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть.
При наличии пешеходного светофора или автомобильного светофора, находящегося напротив пешехода, через пешеходный переход проезжую часть пересекают только на зелёный свет.
Согласно п. 13.1. ПДД РФ, водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим через проезжую часть, на которую он поворачивает.
Тематики
Русско-английский словарь нормативно-технической терминологии.
.
.
В третьей статье серии “Правила пешехода на дороге” речь пойдет о том, где можно переходить проезжую часть.
Обратите внимание, правильно говорить именно “переходить проезжую часть”, а не “переходить дорогу”, т.к. тротуары и обочины также входят в состав дороги.
Основная цель данной статьи – научить пешехода правильно выбирать место для пересечения проезжей части:
Переход проезжей части – процедура очень ответственная, а главное – достаточно опасная для самого пешехода. Поэтому сегодня будут рассмотрены различные варианты пересечения дороги, а также административные штрафы, которые могут быть наложены на пешехода за нарушение правил.
Если Вы еще не читали статьи “Где можно двигаться по дороге?” и “Организованная пешая колонна”, то обязательно ознакомьтесь с ними. В них Вы найдете полезную информацию для пешеходов.
Где можно пересекать проезжую часть?
Рассмотрим пункт 4.3 правил дорожного движения:
Таким образом, дорогу следует переходить:
Рассмотрим каждый из случаев поподробнее.
Пешеходные переходы
В первую очередь, необходимо пересекать дорогу по пешеходным переходам. Причем, если Вам приходится выбирать между внеуличным и обыкновенным (по проезжей части) переходами, то лучше воспользоваться подземным или надземным вариантом. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.
Подземный и надземный переходы
На практике можно встретить пешеходов, которые принципиально не желают пользоваться внеуличными переходами и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте:
Внеуличные пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем-то другим довольно трудно:
Внеуличные переходы позволяют безопасно пересечь дорогу, т.к. траектории движения человека и транспортных средств не пересекаются.
Обычный (наземный) переход
С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.
Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой. Если есть только разметка, а знаков нет, то границы перехода совпадают с границами разметки. Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если пройти рядом с ней, то это будет нарушением правил.
Что касается знаков “Пешеходный переход”, то они нужны на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например, зимой). Если есть только знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы перехода.
Если же на дороге присутствуют и знаки, и разметка, то границы перехода определяются разметкой.
Важно понимать, что если еще вчера разметка была, а сегодня положили новый асфальт и разметки больше нет, то и пешеходного перехода больше нет.
Диагональный пешеходный переход
Особый случай наземного пешеходного перехода – диагональный вариант:
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
Диагональный пешеходный переход может существовать только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, нанесенной по диагонали:
Диагональный переход может быть только на регулируемом перекрестке.
Если диагональной разметки нет или она стерлась, переход по диагонали запрещается.
Правила перехода перекрестков
Если рядом нет ни одного пешеходного перехода, то можно пересечь проезжую часть на перекрестке. Причем правила говорят о том, что двигаться нужно по линиям тротуаров и обочин. Это означает, что двигаться по перекрестку нужно не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.
На рисунке выше правильные траектории движения отмечены желтым цветом.
Переход проезжей части вне перехода и перекрестка
Вновь обратимся к правилам дорожного движения:
Дорогу можно переходить и вне перехода или перекрестка. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
На рисунке выше пешеходы создают помехи движению автомобилей, а следовательно нарушают правила.
Переход проезжей части в велосипедной зоне
Особого внимания заслуживают правила движения пешеходов в велосипедной зоне, обозначенной следующими дорожными знаками:
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
То есть в велосипедной зоне пешеходы могут переходить дорогу абсолютно в любом месте. Однако при этом пешеход не имеет преимущества перед велосипедами и автомобилями, движущимися со скоростью 20 км/ч. То есть сначала нужно уступить дорогу транспортным средствам, а лишь затем переходить.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
В 2023 году, в соответствии со статьей 12.29 КоАП, все нарушения пешеходами правил дорожного движения наказываются предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.
Если же пешеход создает помехи движению транспортных средств, то он может быть наказан по статье 12.30 КоАП и получить штраф в размере 1 000 рублей.
Подчеркну, что в отличие от водителя транспортного средства, пешеход не может проверить штрафы ГИБДД онлайн. Так что в случае необходимости придется собственноручно обзванивать все подразделения ГИБДД, на территории которых мог быть наложен штраф.
В заключение предлагаю Вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором рассказывается про современные пешеходные переходы. Рекомендую показать его детям, чтобы они лучше понимали правила поведения на дороге:
Ну а в следующей статье речь пойдет о том, как правильно переходить проезжую часть.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).