21 декабря 2020г
Воспитательный час в 3 классе
: закрепление знаний
учащихся по правилам поведения на водоемах в зимний период; учить способам
самоспасения; обучение способам помощи людям, терпящим бедствие на льду.
Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций.
С приходом зимы и наступлением морозов водоемы покрываются льдом. После
образования ледостава лед используется в качестве сезонных переправ для
пешеходов, автомобильного и гужевого транспорта. Во льду прорубаются места для
забора воды. Лед используется при проведении активного отдыха и развлечений:
катание на коньках, санях, лыжах, проведение походов, соревнований, спортивных
и подвижных игр, рыбной ловли. Основным условием безопасного пребывания
человека на льду является соответствие его толщины прилагаемой нагрузке. Для
одного человека безопасной считается толщина льда не менее 7 сантиметров.
Чтобы
уменьшить вероятность попадания в холодную воду, необходимо знать и выполнять
следующие основные правила:
•
прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности; помните, что человек может
погибнуть в воде в результате утопления, шока от холодной воды, а также от
переохлаждения через 15-20 минут после попадания в ледяную воду;
•
используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу,
наметьте маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите
подозрительные места;
•
в случае появления типичных признаков непрочности льда: треск, прогибание льда,
вода на поверхности льда немедленно вернитесь на берег, идите с широко
расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае –
ползите;
•
не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду;
•
исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а
также ночью;
•
не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда. При
отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный
участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема;
•
никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.
Что
делать, если лед проломился:
•
не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь;
•
обопритесь на край льдины широко расставленными руками, при наличии сильного
течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода;
•
старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно
поднимите, вытащите ноги на льдину;
•
держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.
В
неглубоком водоеме можно:
•
резко оттолкнуться от дна и выбраться на лед;
•
передвигаться по дну к берегу, проламывая перед собой лед.
В
случае падения в воду одновременно нескольких человек надо по очереди выбраться
на лед, помогая друг другу. На льду нужно находиться только в позе лежа. Можно
образовать живую цепочку, лечь на лед и передвигаться ползком к берегу.
Оказание
помощи попавшему в воду:
•
если беда произошла недалеко от берега и пострадавший способен к активным
действиям, ему нужно бросить веревку, шарф, подать длинную палку, доску,
лестницу;
•
сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы,
уверенность, надежду;
•
можно взять длинный шест за оба конца, сориентировать его середину над
пострадавшим и вытащить его из воды;
•
для обеспечения прямого контакта с пострадавшим к нему можно подползти, подать
руку или вытащить за одежду. В этой работе одновременно могут принимать участие
несколько человек. Не подползайте на край пролома, держите друг друга за ноги;
•
для обеспечения безопасности необходимо использовать подручные средства:
доску, шест, веревку, щит;
•
действовать нужно решительно, смело, быстро, поскольку пострадавший теряет
силы, замерзает, может погрузиться под воду;
после
извлечения пострадавшего из ледяной воды его необходимо незамедлительно
отогреть.
Ребята,
я надеюсь, что вы все будете выполнять правила поведения на воде в зимний
период и элементарные правила безопасности на льду. Будьте внимательны к себе,
своему здоровью.
Инструктаж о правилах поведения у водоёмов в зимний период
1. На водоёмах с тонким неокрепшим льдом запрещается катание на коньках, лыжах и переход. Тонкий лёд непрочен и не выдерживает тяжести человека. Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоёме, то катание разрешается, лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна быть не менее 10-12 см). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25 см.
2. Переходить по льду нужно по оборудованным переправам, но если их нет, то прежде, чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять пешнёй или палкой. Если после первого удара лёд пробивается и на нём появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать не отрывая подошвы от льда. Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги.
3. Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лёд, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лёд при оттепели. Не следует спускаться на лёд в незнакомых местах, особенно с обрывов.
4. При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега – под снегом лёд всегда тоньше, чем на открытом месте. Особенно осторожным нужно быть в местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоёмы, выходят родники и вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий, где ведётся заготовка льда и т.п. Безопаснее всего переходить по прозрачному с зеленоватым оттенком льду толщиной не менее 7 см.
5. При групповом переходе по льду надо двигаться на расстоянии 5-6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди. При перевозке небольших по размерам, но тяжелых грузов, их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры.
6. Опасно ходить и кататься на льду в ночное время и, особенно в незнакомых местах. При переходе водоёма на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжнёй. Если приходиться идти по целине, то для обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда и т.п.
7. Во время рыбной ловли не рекомендуется на небольшой площадке пробивать много лунок, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову необходимо иметь с собой шнур длиной 12-15 м.
8. В случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно – широко расставив руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твёрдый лёд, а затем, лёжа на спине или на груди, продвинуться в сторону, откуда пришел, одновременно призывая на помощь.
• Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду. • В случае треска льда, пригибания, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег. • Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения. • Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой, шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится за протянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края. В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо: – раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен; – развести костер или согреться движением; – растереться руками, сухой тканью, но не снегом.
Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне – зимний период часто становится причиной травматизма и гибели людей, и дети – не исключение. Детская забава вблизи водоемов может привести к опасности, поэтому задача взрослых – уберечь каждого ребенка! Будьте предельно внимательны, не оставляйте ваших детей без присмотра! Объясните детям, как опасно находиться в осенне-зимний период около водных объектов и на льду рек!
с 16.11.2020 г. по 16.12.2020г. в детском саду организуется работа в рамках месячника по безопасности на водных объектах в осенне-зимний период.
План месячника по безопасности на водных объектах в осенне-зимний период.
План для групп раннего дошкольного возраста.
План для групп старшего дошкольного возраста.
Инструкция по ТБ по обеспечению безопасности и предупреждению гибели людей на водных объектах в зимний период
Правила поведения на водных объектах в осенне-зимний период”
Мультипликационный фильм “На тонком льду” Азбука безопасности со Смешариками.
Конспект спортивно-познавательного развлечения “Безопасность на воде”
Консультация для детей старшего возраста “Берегитесь, крохи! На льду шутки плохи!”
Конспект ООД “Безопасность на льду водоёмов”
Конспект ООД с использованием ИКТ-технологий в группе младшего дошкольного возраста “Правила поведения на льду”.
Памятка по поведению на водоёмах в осенне-зимний период.
Памятка для родителей по безопасному поведению на водоёмах.
Памятка по безопасному поведению на водоеме в осенне-зимний период.
Памятка “Меры безопасности на водоёмах в осенне-зимний период”
Консультация для родителей “Безопасное поведение детей на воде в осенне-зимний период”
Конспект родительского собрания “Правила поведения и меры безопасности на водоёмах в зимний период”
Квест-игра «Безопасный лёд»
Спортивное развлечение “Безопасность на воде зимой”
Сортивное развлечение “Первый лёд – самый опасный”
Спортивное развлечение “Зимняя прогулка на речку”
Деятельность с детьми
19.11.2020 г. группа раннего возраста “Непоседы”(воспитатели Т.Ю.Махова; Н.П.Федина)
Беседа “Почему кот попал в беду?”. Знакомство с правилами поведения на воде, рассматривание ситуаци “Опасная рыбалка”.
20.11.2020 г. группа раннего возраста “Непоседы”(воспитатели Т.Ю.Махова; Н.П.Федина)
Чтение художественной литературы “Как не попасть в беду”, рассматривание иллюстраций на тему: “Опасные ситуации на зимних водоёмах”.
20.11.20 г. группа старшего дошкольного возраста “Радуга”(4-6 лет), (воспитатели М.Е.Николаева, Н.М.Черепанова)
Беседа на тему “Правила безопасного поведения на льду в зимний период”, просмотр перезентации по теме.
20.11.2020 г. группа старшего дошкольного возраста “Снегири” (6-7 лет), (воспитатели Е.В.Усанова, Т.А.Сидорова)
Беседа на тему ” Безопасное поведение на замёрзших водоемах и правила спасения людей, провалившихся под лёд”. Детям предложена презентация, разобраны правила и способы спасения людей.
22.11.2020 г. Группа младшего дошкольного возраста “Божьи коровки” (3-4 года), (воспитатели Анна Михайловна Сидорова, Татьяна Владимировна Логашова);
Беседа с просмотром презентации “Правила безопасности на воде в осенне-зимний период”.
Наглядная информация для родителей.
24.11.2020 г. группа старшего дошкольного возраста “Радуга” (4-6 лет), (воспитатели Н.М.Черепанова и М.Е.Николаева).
Спортиво-позновательное развлечение “Первый лёд – самый опасный”.
Стенд в раздевалке. Консультация для родителей. “Не ходите по тонком льду”.
25.11.2020 г. Вторая группа раннего возраста “Пчёлки” (2-3 года), (воспитатели Н.Ю.Фонарева; О.В.Трескова).
25.11.2020 г, группа раннего дошкольного возраста “Непоседы”, (1,5 – 3), (воспитатели Т.Ю.Махова, Н.П.Федина),
Дидактическая игра “Опасно – не опасно”. Цель данной игры: познакомить детей с опасными ситуациями зимой, которые могут им встретиться на льду.
Информация для родителей группы “Непоседы”.
25.11.2020 г. группа старшего дошкольного возраста “Снегири” (6-7 лет),(воспитатели Т.А.Сидорова, Е.В.Усанова),
Квест-игра ” Безопасный лёд”.
27.11.2020 г. Группа младшего дошкольного возраста “Божьи коровки” (3-4 года), (воспитатели Анна Михайловна Сидорова, Татьяна Владимировна Логашова);
Развлечение по безопасности на льду Квест игра “Будь осторожен на льду!”
Игра-занятие “Мишка с лисичкой спешат на помощь”. Ребята познакомились с правилами поведения на льду в зимний период.
Играли в подвижную игру “Перелезь через круг”. Лепили спасательный круг для Мишки и лисички”.
02.12.202 г. группа старшего дошкольного возраста “Радуга” (4-6 лет), (воспитатели Н.М.Черепанова и М.Е.Николаева).
02.12.2020 г. группа старшего дошкольного возраста “Снегири” (6-7 лет),(воспитатели Т.А.Сидорова, Е.В.Усанова),
Рисование на тему: “Осторожно, тонкий лёд!” Беседа о безопасности на воде зимой, разучивание стихотвонения.
09.12.202 г. группа старшего дошкольного возраста “Радуга” (4-6 лет), (воспитатели Н.М.Черепанова и М.Е.Николаева).
Развлечение “Безопасносность на льду”. Цель: закрепление правил по на водоёмах в зимний период. Дети приняли участие в конкурсах “По тонкому льду”, “Когда опасность рядом”, “Помоги тонущему”(на скорость)”, “Переправа на берег”.
В конце развлечения, дети были ознакомлены со стендом”Основы безопасности на воде”.
Создан макет “Спасатель на льду”.
10.12.2020.г. Группа младшего дошкольного возраста “Божьи коровки” (3-4 года), (воспитатели Анна Михайловна Сидорова, Татьяна Владимировна Логашова);
Беседа о правилах поведения в зимнее время около водоемов. Потом смотрели мультфильм Аркадий Паровозов “На тонком льду”.
11.12.2020.г. Группа младшего дошкольного возраста “Божьи коровки” (3-4 года), (воспитатели Анна Михайловна Сидорова, Татьяна Владимировна Логашова);
Итоговое мероприятие по закреплению знаний детей о безопасности на льду. ООД “На тонком льду”.
11.12.2020 г. группа старшего дошкольного возраста “Снегири” (6-7 лет),(воспитатели Т.А.Сидорова, Е.В.Усанова),
Сюжетно ролевая игра “Спасатели”, Сюжет “Спасение утопающего зимой”.
Беседа-практикум по ОБЖ
«Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям и методистам ДОУ. Беседа сопровождается иллюстрированным материалом и игровыми упражнениями.
данной темы заключается в том, что дети не всегда осознают опасность нахождения на льду в весеннее время до вскрытия рек и во время ледохода.
Предупреждение несчастных случаев на водоёмах в весенний период
- Рассказать об опасности весеннего льда;
- Рассказать о правилах поведения на водоёмах в весенний период;
- Рассказать о действиях в случае провала под лёд;
- Обогатить словарь: ледоход, полынья, вскрытие льда;
- Закрепить полученные знания посредством разрешения проблемных ситуаций
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые
Гимнастический мат – 2 шт.; гимнастическая скакалка шт.; гимнастическая палка ,5 м – 1 шт.
Дети строятся в шеренгу или круг.
: Ребята мы сегодня поговорим с вами о правилах поведения возле водоёмов в весенний период. Но сначала, я предлагаю вам послушать и обыграть очень поучительную историю для ребят и зверят.
Подвижная игра по мотивам стихотворения Галины Рогановой
«Осторожно, тонкий лёд!»
(оригинальный текст в приложении 2)
Дети строятся в колонну по одному и выполняют определённые движения.
: Ребята, скажите, пожалуйста, почему зайчонок попал в беду?
: Так чем же опасен весенний лёд? Народная пословица гласит: «Всякий лёд до тепла живёт» (разобрать с детьми значение пословицы).
Опасность весеннего льда
Весенний лёд очень коварен, Ещё задолго до того момента, когда вскроется лёд на водоёмах, он внешне выглядит достаточно крепким (дать детям возможность предположить, что значит выражение «вскроется лёд»)Но это обманчивое впечатление. Солнце и туман делают его пористым, рыхлым. Солнце греет теплее, и поверхность льда подтаивает и превращается в талую воду, которая «съедает» лёд сверху, а снизу лёд подтачивается течением. Ведь вода даже камень точит, а камень намного прочнее льда (дать детям возможность предположить, что значит выражение «подтачивается течением»)
По такому льду очень опасно ходить, потому-что он, в отличие от зимнего льда, он не будет издавать предупредительный треск, а в любой момент может рассыпаться под ногами.
Очень важно помнить:
- на весеннем льду легко провалиться;
- быстрее всего лёд распадается там, где мельче (дать детям возможность предположить, где это может произойти быстрее всего) и в первую очередь у берегов.
- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу (дать детям возможность предположить, почему так происходит).
Правила поведения у водоёмов весной
В весенний период, находясь возле водоёмов запрещается:
(иллюстрации в приложении 1)
- выходить на водоемы;
- отталкивать льдины от берегов;
- переправляться через реку в период ледохода;
- подходить близко к реке в местах затора льда;
- кататься на горках, выходящих на водные объекты.
- измерять глубину реки или любого водоема;
- кататься на коньках на водоёмах
Если друг зовет кататьсяИ на речке упражнятьсяДругу строго поясни:« Есть каток. Туда иди»;
Действия в случае провала под лёд
Что делать, если лед под вами проломился, и вы провалились в холодную воду:
- Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.
- Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
- Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.
- Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
- Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.
Порассуждать с детьми:, какие предметы могут пригодиться для спасения человека, провалившегося под лёд(. Подумать, каким способом должен приближаться к полынье человек, спешащий на помощь( Когда он должен остановиться((иллюстрации в приложении 1)
спасения могут служить обычная или лыжная палка, верёвка, связанные между собой шарфы и.т.д.
(2). Приближаться к полынье нужно осторожно ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства.
Остановиться в нескольких метрах от находящегося в воде человека, затем бросить ему верёвку или подать палку.
Рассматривая иллюстрации, обратить внимание детей на человека с телефоном, спросить, какой номер он набирает. Закрепить, что единый номер спасения
Отработка умения выбраться из полыньи самостоятельно.
Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги друг напротив друга в определённые места. Напротив линий старта на определённом расстоянии лежат гимнастические маты. По команде, первые участники подходят к линии старта и идут «по льду» по направлению к гимнастическим матам. Заходят на мат, затем спрыгивают с него, имитируя провал в полынью. Затем последовательно выполняют следующие действия:
- Раскинув руки, кладут их на «лёд» (гимнастический мат), расположившись лицом в сторону, с которой пришли, следят за дыханием, зовут на помощь.
- Стараются налечь грудью на край «льда» (гимнастический мат) и забросить на него одну, а потом и другую ногу.
- Выбравшись на «лёд» перекатываться по направлению того места от куда пришли.
Отработка умения выбраться из полыньи при помощи подручных средств.
Каждая команда делится на пострадавших и спасателей. Пострадавший, «провалившись под «лёд», раскинув руки, кладёт их на край льда и следит за дыханием. В это время спасатель, подбирается ползком, и, остановившись за несколько метров от полыньи, протягивает палку, либо кидает верёвку пострадавшему. Пострадавший, также, держась за предмет, налегая грудью на «лёд», забрасывает на него поочерёдно ноги. Выбравшись из полыньи, перекатываться к берегу.
Рефлексия содержания беседы
Спросить у детей, какой главный вывод они сделали из беседы, какое главное правило нужно соблюдать, находясь возле водоёмов в весеннее время и почему.
Попросить назвать единый номер службы спасения.
Стихотворение Галины Рогановой
Поучительная история для ребят и для зверят
Мама зайчиков учила, мама деткам говорила:
Зайки слушали внимательно, были очень все старательны,
Среди них зайчонок был, непослушным он прослыл.
Мама в дом, он хохотать, и в хоккей зовѐт играть.
Зайки на него косятся, маму огорчать боятся.
Зайка долго их не ждал, взял коньки и убежал.
Быстро он коньки надел, через снег перелетел.
Не поймѐшь, на льду кто мчится, то ли заяц, то ли птица,
А сороки-то галдят, маму слушаться велят.
Что такое? Треск какой? Зайчик наш взмахнул рукой,
Обломилась корка льда, и случилась с ним беда!
Провалился в воду он, треск идѐт со всех сторон,
Держится за кромку льда, а в коньках уже вода!
А сороки тут взлетели, сразу лес весь облетели.
Первый услыхал беду – волк, он шѐл по берегу.
Ветку толстую сломал, зайке бросил и сказал:
«Ты, дружок, не суетись, лапками за сук держись».
Зайка лапкой ухватился, а народ лесной столпился.
Волку все кричат «Ура!» Радуется детвора.
Тут и мама подбежала, пожалела, отсчитала:
«Помощь не всегда придёт, можешь ты уйти под лёд!»
Дети, правило простое и для вас оно такое:
«Не ходите вы по льду, можете попасть в беду!
И на нѐм вы не играйте, и, конечно, не гуляйте!
Есть места, где тонкий лёд, знайте это наперѐд!»