Тип проекта: творческо – познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь 2020 года
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский Детский сад №9».
Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель.
Актуальность: сегодня в мире происходит много чрезвычайных ситуаций: землетрясения, наводнения, ураганы и другие. Эти явления представляют собою опасность для жизни взрослых и дошкольников. Необходимо знать, как вести себя при возникновении таких опасных природных ситуаций. Кроме того, опасности окружают ребенка повсюду: в быту, на прогулке, в магазине, на рынке. Дошкольник должен знать об этих опасностях, уметь правильно поступать, чтобы эти ситуации не причинили вред его жизни и здоровью.
Всем известно, что дошкольники любознательны, очень доверчивы, прекрасно идут на контакт со взрослыми. Именно поэтому дошкольник должен знать, а главное применять в жизни правила безопасного поведения в магазине, при переходе дороги и т.д.
В данном проекте рассматриваются методы, приемы и способы ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения в быту и социуме.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем природном мире.
Цель проекта: знакомство дошкольников с нарушениями речи с основами ОБЖ через продуктивную деятельность.
Задачи проектной деятельности:
1. Формировать у детей осознанное выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях: на улице, в общественном транспорте, в окружающей природе, в быту.
2. Развивать стремление узнать об основных правилах ОБЖ
3. Подготовить цикл бесед для дошкольников об основах ОБЖ, консультаций для родителей по знакомству дошкольников с основами ОБЖ
4. Сформировать выставку работ дошкольников «Что о безопасности узнали, все в рисунках рассказали», в которой отразить впечатления об изученных основах ОБЖ
5. Сделать выводы по результатам проекта
Предполагаемые результаты:
– разработка цикла бесед для дошкольников и родителей об основах ОБЖ в ОДО и семье;
– рисование дошкольниками индивидуальных работ к групповой выставке детских рисунков об основах ОБЖ;
– приобщение родителей к тому, что дошкольникам необходимо знать об основах ОБЖ и применять это в повседневной жизни в ОДО и семье.
Продукт проектной деятельности: выставка детских рисунков « Что о безопасности узнали – все в рисунках рассказали»
Практическая значимость исследования:
-составлены циклы бесед с дошкольниками об основах ОБЖ
-систематизированы различные дидактические игры об основах ОБЖ
-подобраны консультации для родителей об основах ОБЖ в ОДО и семье (дистанционно)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (октябрь 2020)
Работа с детьми:
– Заинтересовать дошкольников поучаствовать в проектной деятельности
– Познакомить с дидактическими играми про основы ОБЖ
Работа с родителями:
-Составление и выполнение плана работы с родителями по теме проекта (дистанционно)
Работа педагога:
– Систематизировать дидактические игры про основы ОБЖ
– Составить план работы над проектом
Практический этап: (октябрь – ноябрь 2020)
Работа с детьми:
Циклы бесед с дошкольниками:
1. «Ребенок остался один дома»
Цель: обучение дошкольников правильному поведению, если пришлось остаться одному дома, узнавать соседей, уметь набирать номера служб охраны порядка, пожарной охраны, скорой помощи, своих родителей.
Театр перчаток Сказка «Три поросенка»
Цель: проигрывание ситуации сказки для понимания необходимости безопасности при нахождении в жилище, что нельзя открывать дверь незнакомцам.
Кукольный театр Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Цель: формирование основ безопасного поведения, если незнакомец стучит в дверь.
2. «Береги воду – закрывай кран!»
Цель: обучение бережному и рациональному отношению к воде, развитие представлений о действиях при затоплении квартиры, дома.
Художественная литература: Т.А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике»
Цель: обучение умению действовать при затоплении, развитие умений аккуратно пользоваться водопроводным краном
Игры – эксперименты с водой: «Носим воду в решете», «Плавает – тонет предмет», «Материал для зонта»
Цель: формирование познаний о свойствах воды
Ситуация: «Забыли закрыть в квартире кран с водой, что произойдет?»
Цель: формирование навыков поведения при затоплении квартиры, развитие речи, умений предвидеть различные ситуации.
3. «Будь здоров, как стать Неболейкой!»
Цель: формирование привычки заботиться о здоровье, напоминание признаков различных болезней, как их можно вылечить, познакомить с тем, что нужно делать, чтобы не болеть; рассказывание о пользе витаминов для детей и взрослых, о продуктах, в которых есть эти витамины.
Моделирование ситуации: «В группу пришел врач»
Цель: формирование понимания, что врачей не надо бояться
Чтение художественной литературы: Чуковский «Доктор Айболит»
Цель: ознакомление с работой врача – ветеринара
4. «Витамины всем полезны и необходимы»
Цель: расширение представлений о продуктах и витаминах, их необходимости для здоровья человека и ребенка; запоминание названий витаминов, продуктов их содержащих.
Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки о здоровье; стихи и загадки про овощи, фрукты бендерской поэтессы Н. Евдокимова «Во саду ли в огороде»
Авторская сказка про овощи воспитателя Павловой В. В. «Где щи и борщи – там нас ищи»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/skazka-pro-ovoschi-dlja-doshkolnikov-5-7-let.html
Познавательная авторская сказка «Ягодный фестиваль» воспитателя Павловой В. В.
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/poznavatelnaja-avtorskaja-skazka-jagodnyi-festival-dlja-doshkolnikov.html
Цель: расширение представлений об овощах, фруктах, ягодах и их пользе для роста и здоровья человека и ребенка
Авторские викторины для дошкольников:
1. Игра – викторина о ягодах для детей старшего дошкольного возраста с ответами
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/viktorina-s-otvetami-dlja-detei-5-7-let-tema-jagody.html
2. Игра – викторина о фруктах для детей старшего дошкольного возраста
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/viktorina-s-otvetami-dlja-detei-5-7-let-tema-frukty.html
3. Конспект игры – викторина об овощах для детей старшего дошкольного возраста
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/viktorina-s-otvetami-dlja-detei-5-7-let-tema-ovoschi.html
Цель: расширение представлений об овощах, фруктах, ягодах и их характерных признаках, ознакомление с пользой их для здоровья человека.
5. «Что делать, если ребенок потерялся?»
Цель: обучение способам поведения в ситуации, когда ребенок потерялся в магазине, на рынке или в другом месте города; обучение четкому алгоритму действия в данной ситуации, знать свой домашний адрес, номера телефонов родителей.
Чтение художественной литературы: Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Сутеев «Кто сказал Мяу?», русская народная сказка «Маша и медведь»
Продукт проектной деятельности – выставка работ воспитанников
Благодарим за внимание!
Приложение. Дидактические игры, циклы бесед и консультации для родителей
Презентация на тему: Выставка детских работ
Проектная деятельность в первой младшей группе
Проект на тему “Космос”. Старшая группа детского сада
Лэпбук для детского сада. Проектная деятельность
Психологический проект в старшей группе
Проект «Азбука безопасности»
Дети, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: с 01.09.2017г. по 30.05.2018 г. (долгосрочный)
Одной из интересных форм работы в детском саду является работа с использование метода проектной деятельности.
Проект «Азбука безопасности» – социальный проект.
Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы.
Тип проекта (практико – ориентированный) рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение.
Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития
собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимыми проблемами является: безопасное поведение детей на дорогах, в быту, на природе и при возникновении пожара.
Ведь именно эти социально значимые проблемы приводят к
повышению уровня детского травматизма.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойства предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей дошкольного возраста особенно актуальна.
Систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общественных местах, в том числе экстремальных ситуациях.
формирование у детей основ безопасного поведения в быту, на природе, при пожаре и на дорогах;
формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования их;
познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;
обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, безопасности в быту, на природе и дорогах;
прививать у дошкольников чувство ответственного и бережного отношения к природе.
у детей способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
развивать умение чётко и грамотно действовать при возникновении пожара;
развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации;
развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;
развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
развивать у детей самостоятельность, к овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения;
развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность с сотрудниками ГИБДД, пожарной службы, воспитателями, родителями и общественными организациями.
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру.
воспитывать интерес к правилам дорожного движения и правилам поведения в быту и на природе, а так же к правилам пожарной безопасности.
Задачи по работе с родителями:
знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей.
привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического
Предполагаемые итоги проекта:
К концу проекта ребенок должен знать:
Основные понятия «здоровье» и» здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом.
Свое имя, фамилию, адрес.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.
Наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что такое «одеваться по сезону».
Правила поведения в парках, скверах, в лесу, у водоемов.
Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. К концу проекта ребенок должен уметь:
Соблюдать режим дня , ухаживать за полостью рта, руками, ногами.
Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону.
Выбрать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика. Ориентироваться в дорожных знаках.
Правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами и осами).
Правильно вести себя при возникновении пожара в доме.
Повышение образовательного уровня родителей по данной теме, осознание важности проблемы безопасности детей, сотрудничество с детьми и педагогами.
Осознание взрослыми и детьми понятие –
Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.
Снижение уровня заболеваемости
беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, проблемные вопросы, диалог;
рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, плакаты обучающие, схемы эвакуации;
дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Формы проекта
составление проекта «Азбука безопасность»;
подбор методической и художественной литературы;
изготовление пособий, нестандартного оборудования для проведения занятий и развития двигательной активности;
подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно – ролевых игр;
составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
планирование проведения занятий с участием сотрудников ГИБДД и пожарной службы.
Запланировать выходы по теме, в общественные места (музей, библиотека, Цнк)
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами,
через практическую деятельность детей, воспитателей, родителей, и взаимодействия социальными учреждениями, согласно перспективного плана по проекту.
(выставки поделок, рисунков, изготовление стенгазеты, участие в конкурсе «Простые правила», изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр)
муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13
комбинированного вида» города Новосибирск
Проект по теме:
«Моя безопасность в быту»
в подготовительной
к школе группе
творческо – познавательный, краткосрочный
дети подготовительной к
школе группы
Решетник Анастасия Сергеевна, воспитатель.
сегодня в мире происходит много чрезвычайных ситуаций:
землетрясения, наводнения, ураганы и другие. Эти явления представляют собою
опасность для жизни взрослых и дошкольников. Необходимо знать, как вести себя
при возникновении таких опасных природных ситуаций. Кроме того, опасности
окружают ребенка повсюду: в быту, на прогулке, в магазине, на рынке. Дошкольник
должен знать об этих опасностях, уметь правильно поступать, чтобы эти ситуации
не причинили вред его жизни и здоровью.
Всем известно, что дошкольники любознательны,
очень доверчивы, прекрасно идут на контакт со взрослыми. Именно поэтому
дошкольник должен знать, а главное применять в жизни правила безопасного
поведения в магазине, при переходе дороги и т.д.
В данном проекте рассматриваются методы, приемы
и способы ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения в быту и
социуме.
у детей старшего дошкольного возраста
недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме,
так и в окружающем природном мире.
знакомство дошкольников с
нарушениями речи с основами ОБЖ через продуктивную деятельность.
1. Формировать у детей осознанное выполнения
правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных
условиях: на улице, в общественном транспорте, в окружающей природе, в быту.
2. Развивать стремление узнать об основных
правилах ОБЖ
3. Подготовить цикл бесед для дошкольников об
основах ОБЖ, консультаций для родителей по знакомству дошкольников с основами
ОБЖ
4. Сформировать выставку работ дошкольников «Что
о безопасности узнали, все в рисунках рассказали», в которой отразить
впечатления об изученных основах ОБЖ
5. Сделать выводы по результатам проекта
– разработка цикла бесед для дошкольников и
родителей об основах ОБЖ в детском саду и семье;
– рисование дошкольниками индивидуальных работ к
групповой выставке детских рисунков об основах ОБЖ;
– приобщение родителей к тому, что дошкольникам
необходимо знать об основах ОБЖ и применять это в повседневной жизни в детском
саду и семье.
выставка
детских рисунков « Что о безопасности узнали – все в рисунках рассказали»
-составлены циклы бесед с дошкольниками об
основах ОБЖ
-систематизированы различные дидактические игры
об основах ОБЖ
-подобраны консультации для родителей об основах
ОБЖ в детском саду и семье (дистанционно)
– Заинтересовать дошкольников поучаствовать в
проектной деятельности
– Познакомить с дидактическими играми про основы
ОБЖ
-Составление и выполнение плана работы с
родителями по теме проекта (дистанционно)
– Систематизировать дидактические игры про
основы ОБЖ
– Составить план работы над проектом
Циклы
бесед с дошкольниками:
1.
«Ребенок остался один дома»
обучение дошкольников правильному поведению,
если пришлось остаться одному дома, узнавать соседей, уметь набирать номера
служб охраны порядка, пожарной охраны, скорой помощи, своих родителей.
Театр
перчаток Сказка «Три поросенка»
проигрывание ситуации сказки для понимания
необходимости безопасности при нахождении в жилище, что нельзя открывать дверь
незнакомцам.
Кукольный
театр Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
формирование основ безопасного поведения, если
незнакомец стучит в дверь.
2.
«Береги воду – закрывай кран!»
обучение бережному и рациональному отношению к воде,
развитие представлений о действиях при затоплении квартиры, дома.
Т.А. Шорыгина
«Наводнение в кукольном домике»
обучение умению действовать при затоплении, развитие
умений аккуратно пользоваться водопроводным краном
Игры
– эксперименты с водой: «Носим
воду в решете», «Плавает – тонет предмет», «Материал для зонта»
формирование познаний о свойствах воды
«Забыли закрыть в квартире кран с водой,
что произойдет?»
формирование навыков поведения при затоплении
квартиры, развитие речи, умений предвидеть различные ситуации.
3.
«Будь здоров, как стать Неболейкой!»
формирование привычки заботиться о здоровье,
напоминание признаков различных болезней, как их можно вылечить, познакомить с
тем, что нужно делать, чтобы не болеть; рассказывание о пользе витаминов для
детей и взрослых, о продуктах, в которых есть эти витамины.
«В группу пришел врач»
формирование понимания, что врачей не надо бояться
ознакомление с работой врача – ветеринара
4.
«Витамины всем полезны и необходимы»
расширение представлений о продуктах и
витаминах, их необходимости для здоровья человека и ребенка; запоминание
названий витаминов, продуктов их содержащих.
пословицы
и поговорки о здоровье; стихи и загадки про овощи, фрукты
расширение представлений об овощах, фруктах,
ягодах и их пользе для роста и здоровья человека и ребенка
1. Игра – викторина о ягодах для детей старшего
дошкольного возраста с ответами
2. Игра – викторина о фруктах для детей старшего
дошкольного возраста
3. Конспект игры – викторина об овощах для детей
старшего дошкольного возраста
Цель: расширение представлений об овощах,
фруктах, ягодах и их характерных признаках, ознакомление с пользой их для
здоровья человека.
5. «Что
делать, если ребенок потерялся?»
обучение способам поведения в ситуации, когда ребенок
потерялся в магазине, на рынке или в другом месте города; обучение четкому
алгоритму действия в данной ситуации, знать свой домашний адрес, номера
телефонов родителей.
Сказка
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Сутеев «Кто сказал Мяу?», русская народная
сказка «Маша и медведь»
разъяснение ситуации, почему герои сказок
потерялись, что нужно сделать в этой ситуации.
«Ребенок потерялся в
магазине, на рынке»
выработка четкого алгоритма поведения в такой ситуации
6.
«Если ребенок встретился с незнакомцем»
обучение узнаванию опасности при встрече с
незнакомым человеком, развитие умения осторожно общаться с незнакомым
человеком, не рассказывать ему ничего про своих родителей.
русские
народные сказки «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Жихарка»;
К. Чуковский « Сказка о глупом мышонке», А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Аксаков «Аленький цветочек»
формирование понимания, что за приятной и доброй
внешностью может скрываться преступник; разучивание алгоритма поведения в такой
ситуации; развитие умения говорить «нет» на все предложения доброго и вежливого
незнакомого человека.
встреча с добрым и
вежливым незнакомцем
применение четкого алгоритма поведения в такой
ситуации.
7.
«Домашние опасные предметы»
обучение распознаванию опасных предметов дома,
ознакомление с алгоритмом поведения с этими предметами.
1.
«Электрический ток – опасный и невидимый враг»
ознакомление с понятием «электрический ток», его
опасностью, о профессии электрика, защите людей от электрического тока,
рассказывание об электроприборах
2.
«Электроприборы, их работа»
ознакомление с работой электроприборов, расширение
познаний о технике безопасности
выполнение правил безопасности с
электроприборами при их работе.
«Мама не выключила
работающий утюг и ушла»
выполнение правил безопасности при работе
взрослых с электроприборами
8.
«Насекомые бывают опасными»
расширение представлений об опасных насекомых
для человека и ребенка; развитие умения действовать в такой ситуации.
«Назови, кто лишний», «Что
изменилось», «Узнай домик насекомого».
распознавание насекомых, нахождение их отличий,
узнавание жилищ насекомых.
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста
«Чьи колокольчики на полянке?»
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста
«Сапожки для Сороконожки»
Сказка для детей старшего дошкольного возраста
«Светлячок и Кузнечик»
Сказка для детей старшего дошкольного возраста
5-7 лет «День рождения Божьей Коровки»
ознакомление с различными насекомыми, узнавание
их в природе, развитие понимания пользы или вреда насекомых
9.
«Правила дорожного движения знай и выполняй!»
расширение познаний дошкольников об автомобилях,
правилах дорожного движения, развивать умение различать, называть и узнавать в
городе некоторые дорожные знаки.
«Опасные ситуации
на дороге», «Переходи улицу правильно»
уточнение алгоритма поведения в данных ситуациях,
развитие у меня узнавать опасные ситуации, пояснять их причины.
Наблюдение
за работой светофора на перекрестке
расширение представлений о перекрестке, как
выполняются правила движения пешеходами и водителями
«Правила
маленького пешехода» Н. Никитин; Н. Носов «Автомобиль»; «Не играйте на дороге»
Н. Дедяев
10.
«Огонь бывает разным»
расширение познаний дошкольников о применении
огня в жизни человека, когда огонь бывает «добрым», когда «злым и опасным»;
расширение представлений о причинах пожаров; выполнение алгоритма действия при
пожаре
Сказка
«Кошкин дом» С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак; Мецгер
Александр «Как звери тушили пожар»; О. Писар «Сказка о пожарной безопасности:
Зайчик и его находка»
расширение представлений об опасности огня,
спичек для возникновения пожара; развивать умение применять алгоритм действия
при пожаре
11.
«Знай и выполняй правила безопасности»
уточнение познаний дошкольников об основных
правилах в ОБЖ через игровую деятельность
Игра – викторина по ОБЖ «Знай и выполняй правила
безопасности» для дошкольников старшей – подготовительной группы ДОУ.
Работа
с родителями (дистанционно):
– Консультация для родителей «Пожарная
безопасность»
– Организация выставки рисунков дошкольников
«Что о безопасности узнали – всё в рисунках рассказали»
– Организация викторины «Знай и выполняй правила
безопасности!»
– Подведение итогов по выполнению проекта
– Дошкольники познакомились с основами ОБЖ
– Дошкольники знают, как себя вести в различных
ситуациях на дороге, в повседневной жизни, при встрече с незнакомыми людьми
– Родители приобщились к основам ОБЖ в ДОУ и
семье
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44 «Красная Шапочка»
Принято «Утверждаю»Педагогическим советом МБДОУ заведующий МБДОУДС № 44 «Красная Шапочка» ДС № 44 «Красная Шапочка»От 31.08.2020г. ____________ Коваль Т. Е. « » ____________ 2020 г.
Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников
в старшей группе №5
на 2020 -2021 учебный год
Воспитатель: Котова Ю.А.
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта: «Пространство безопасности»
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.
Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь2020 – май 2021 год
Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок « Безопасности»;
Спортивный уголок в группе;
Дидактические игры, настольно-печатные игры;
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Организация деятельности участников проекта:
этап – подготовительный.
Сроки реализации – с 01.09.20 по 1.10.20
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.
этап – основной.
Сроки реализации – с 1.10.20 по 30.04.21г.
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
этап – итоговый.
Сроки реализации – с 01.05.21 по 31. 05.21г.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
План реализации проекта в старшей группе №5
Блок 1 «Ребенок и другие люди» (октябрь-ноябрь 2020г.)
Организационное собрание (знакомство с проектом)
Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Беседа «Люди знакомые и незнакомые»
Игровое упражнение «Что делать, если ты потерялся»
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»
Беседа «Насильственные действия незнакомых взрослых на улице»
Игровое упражнение «Ребёнок и его старшие приятели»
Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о глупом мышонке»
Игра для закрепления понятий «Свой, чужой, знакомый».
Консультация «Ребенок и другие люди»
Информационный стенд «Как научить ребёнка простым правилам»
Сообщение «Возьми, малыш, конфетку»
Папка – передвижка «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения»
Блок 2 «Знакомство с правилами противопожарной безопасности» (ноябрь-декабрь 2020г.)
Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак
Чтение С.Я.Маршак «Пожар»
Чтение рассказов Б. Житкова «Дым» и «Пожар»
Беседа «Пожарная безопасность дома (в квартире)»
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка»
Игровая ситуация: «Спички, детям не игрушка»
Ситуативный разговор «Телефон 01»
Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь»
Конкурс рисунков «Когда огонь помогает»
Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара»
Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности»
Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?»
Памятка для родителей “Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности”
Блок 3 «Ребенок и природа» (январь-февраль 2021г.)
Беседа (безопасность) «Пожар в лесу»
Занятие: «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”».
Д/игра «Природа и человек».
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»
Беседа (безопасность) «Правила поведения в парке»
Игровая ситуация «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь»
Беседа (безопасность) «Что мы должны знать о буре и урагане»
Конкурс рисунков «Правила поведения на воде»
Сюжетно – ролевая игра «Мы – спасатели»
Сообщение: «Учим детей безопасности в природе»
Консультация «Безопасное поведение на водоёмах»
Памятка «Как избежать беды?»
Блок 4 «Ребенок дома» (февраль-март 2021г.)
Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак
Ср игра «Если чужой приходит в дом»
Тренинг «Постучали (позвонили) в дверь»
Беседа «Безопасность в группе»
Игровое упражнение «Опасности вокруг нас: дома и в детском саду»
Беседа «Если позвонили в дверь».
Игровой тренинг «Незнакомец позвонил в дверь»
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди».
Игровая ситуация «Сюрприз домовёнка Непослухи»
Конкурс рисунков «Опасные предметы и места в доме»
Памятка: «Если чужой приходит в дом»
Сообщение «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников»
Родителям на заметку: «Осторожно: дети!»
Буклет : «Безопасность ребёнка дома»
Блок 5 «Ребенок на улице» (март-апрель 2021г.)
Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины».
Прогулка: «Знакомство с улицей»
Беседа на тему: «Дорожные знаки»
Ситуативный разговор «Катание на велосипедах (самокате, роликах) в черте города».
Д/игра «Найди дорожный знак».
Ср игра «Автобус»
Беседа «Я – пешеход»
Тренинг «Ребенок на улице города»
Беседа (ПДД) «Я по улице иду»
Игровое упражнение «Игры во дворе»
С/р игра «Шоферы»
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг»
Беседа на тему «Безопасность на участке»
Конкурс рисунков «Что такое перекресток?»
Д/ и (ПДД) «Вопросы и ответы»
Ситуативный разговор «Обсуждение опасных ситуаций на улице
Д/и «Дорожные знаки»
Ди «Внимание, дорога»
Беседа (ПДД) «Посмотри налево, посмотри направо!»
Конструирование «Наша улица»
Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный»
Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
Консультация: «Перед тем как выйти на улицу»
Памятка «Что могу сделать я?»
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»
1. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников..- М., 2011г.
2. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М., 2012 г.
3. Голицына, Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. – М., 2010 г.
4. Коломеец, Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет.- Волгоград, 2011 г.
5. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников.- Волгоград, 2008 г.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1 Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
2 Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3 Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
4 Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
5 Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
6 Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
7 Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
8 Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
9 Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами!
1 Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозит машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
2 Уйти от незнакомца, который подозрительно смотри или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
3 Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
4 Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
5 Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет за руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».
6 Уметь сказать «НЕТ» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).
7 Не входить в подъезд одному, без родителей и или знакомых взрослых. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос и он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Если огонь небольшой и горит не электроприбор, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или залив водой.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану или попроси об этом взрослых.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу позвони по телефону и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, где и что горит) После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих криком «Пожар!»
Если нет телефона и не можешь выйти из квартиры, сразу зови на помощь из окна. Если сможешь, налей ведро воды, закрой дверь в комнату, в которой ты находишься.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком — внизу дыма меньше.
При пожаре никогда не садись в лифт он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Закрой рот и нос влажной тканью. Если есть вода – лей на пол. Тебя обязательно спасу
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.