Вдруг дед Мороз зашевелился, голову поднял, плечи расправил и громко спросил:
— Кто меня разбудил?
Саша испугался. А дед Мороз посмотрел на него и говорит:
— Спасибо. А то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Подошёл дед Мороз к двери, распахнул, а там — грузовик. Стукнул дед Мороз палкой — зажглись на грузовике фонари, заработал мотор, гудок загудел, въехал грузовик в комнату.
У руля мишка сидит, в кузове игрушки едут.
— Вот заводной самолёт — Саше.
— Телефон — Алёше.
— Грузовик — Оле.
— Коляска — Леночке.
Всем привёз дед Мороз подарки. Мишка-шофёр ему помогает: влез на грузовик, подаёт игрушки.
Малыши радуются, показывают подарки Вере Ивановне, Галине Николаевне.
А дед Мороз где?
Только под ёлкой его не было.
Всю ночь падал снег. Снег падал всё утро. Окутал деревья, засыпал в саду дорожки.
Дворник Василий Петрович торопится, сгребает с дороги снег. Скоро ребята выйдут гулять.
Торопился снег убрать, да не успел: ребята с Верой Ивановной вышли в сад.
Увидели малыши Василия Петровича, подбежали к нему, говорят:
— Мы вам помогать будем.
Вера Ивановна принесла из детского сада лопатки, раздала ребятам, себе взяла самую большую:
— Давайте помогать. Сгребайте снег в кучу!
Работают ребята, один Алёша в стороне стоит; лопатку в руках держит, снег не сгребает, грустно на ребят смотрит.
— Ты что же не работаешь?
— У меня рукавички новые, меня мама ругать будет.
— А вдруг намочу?
— Намочишь — высушим, — сказала Вера Ивановна. — Мама не рассердится. Узнает она, что ты работал, скажет: „Молодец, Алёша! Помощник“.
Обрадовался Алёша, подбежал к ребятам и давай помогать, снег в кучу сгребать.
Раз, два! Раз, два! Вот гора так гора!
А Василий Петрович привёз большие санки, на санках — ящик. Накладывает снег в ящик и на другой двор увозит.
Завтра рано утром приедет за снегом машина-самосвал и повезёт его далеко-далеко за город, на снежное поле.
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять во дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает.
Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
В саду по снежным дорожкам бегают ребята, катаются на санках, копают снег, а наверху с дерева на дерево перелетают птицы, качаются на тоненьких ветках, щебечут, поглядывают вниз на малышей.
Алёша остановился, загляделся на птиц. И ребята подошли, смотрят.
— Вера Ивановна, почему птицы в жаркие страны не улетают?
— Улетают, только не все. Некоторые у нас остаются.
— А что они едят?
— Что найдут, то и едят. Трудно им зимой.
— Я птичкам крошки принесу, — сказал Алёша.
— А я — кусок хлеба.
— Снег пойдёт — всё занесёт.
— Что же делать?
Подумала Вера Ивановна и говорит:
— Давайте устроим птичью столовую, такую, чтобы снег не засыпал зёрна, ветер не уносил крошки. Кто будет помогать?
Все побежали в детский сад. Притащили доски, фанеру, молоток и гвозди:
— Сейчас сделаем птицам стол.
Саша с Алёшей доску держат, Леночка — коробку с гвоздями, Оля молоток подаёт. Все малыши Вере Ивановне помогают.
Сделали хороший стол, вокруг досочки прибили, чтобы ветер крошки не уносил.
— Теперь нужна крыша, чтобы снег не засыпал зёрна. Давайте фанеру. Держите прямее.
Стучит Вера Ивановна молотком, забивает гвозди.
Вот и крыша готова.
А воробьи сидят на ветках и чирикают, как будто угощения ждут. И хлопотливая синичка тут же по веткам скачет.
Побежали малыши в детский сад. Принесли крупы и хлебных крошек. Насыпали на стол, а сами подальше отошли, чтобы не пугать птиц. Завтра они им ещё угощения принесут. Каждый день будут кормить — и привыкнут птицы жить у ребят в саду.
Почему в городе чисто на улицах?
Может быть, потому, что дождик моет тротуары, а ветер сметает с мостовых пыль?
Нет, совсем не поэтому.
На улицах чисто потому, что их убирают. Дворники поливают тротуары из длинных шлангов. Шофёры ведут машины. Посмотрите: одна машина поливает улицу водой, чтобы не было пыли, а другая моет мостовую щётками.
Зимой, когда надо убирать снег, работают другие машины. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она едет, скребком счищает снег и отгребает его в сторону, а щётка за скребком всё подметает.
Проедут такие машины друг за другом по площади и отгребут весь снег к тротуарам.
Теперь его надо убрать.
Вот подъехала другая машина — посмотрите, какая интересная! Остановилась машина около снежной кучи, заработала своими железными лапами, и снег пополз белой лентой в грузовик.
Один за другим подъезжают к этой машине грузовики и увозят снег. А кончит машина работать — снега совсем не останется. Будто в городе и зимы не было.
Ребята шли из детского сада домой, обходили лужи, а утром пошли в детский сад — под ногами хрустит лёд. Что случилось?
Подбежала Оля к окну, хочет посмотреть на улицу — ничего не видно. На стекле нарисован ледяной ковёр. Кто нарисовал?
Малые фольклорные формы: «Едем, едем на лошадке» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Идет коза рогатая», «Ладушки», «На зеленом на лужку», «Отличные пшеничные» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Сидит, сидит зайка», «Скок-скок-поскок», «Совушка», «Солнышко- ведрышко!», «Сорока-белобока», «Тили-бом», «Топ, топ» (польск.), «Топ-топ» (кабард.-балк.) и др.
Произведения классической и современной литературы для детей:
Александрова 3. «Пляска». Артюхова Н. «Ручеек». Барто А. «Бычок», «Лошадка».
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Барашень- ка», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Божья коровка», «Буренушка», «Валенки», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Друзья-помогц- ники», «Жили у бабуси», «Заинька», «Заяц Егорка», «Иванушка», «Как без дудки, без дуды», «Кукушечка», «Ласточка», «Лето», «Наши уточки», «Пастух», «Перекликание петухов», «Петушок», «Под горкой на речке», «Поедем, сыночек, в деревню с тобой», «Совушка», «Солнышко- ведрышко!», «Тили-бом», «Травка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита», «Горкой, горкой» (белорус.), «Едем, едем на лошадке» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Курица» (англ.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Маленькие пастухи» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Ой, в зеленой бору» (укр.), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Пастушок» (болг.), «Песня моряка» (норвежек.) и др.
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Рукавичка», «Теремок» и др.
Аким Я. «Мама», «Елка наряжается». Александрова 3. «Постройка», «Большая ложка», «Елочка». Барто А. «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Кто как кричит», «Собака», «Ути-ути», «Встали девочки в кружок» и др. Берестов В. «Здравствуй, сказка!», «Прятки», «Агу», «Коровушка», «Котофей», «Вспомнили матрешку», «Петушок», «Котенок» и др. Бианки В. «Купанье медвежат». Благинина Е. «Алёнушка», «Обедать», «С добрым утром», «Дождик», «Не мешайте мне трудиться» и др. Бродский А. «Лось и лосенок». Воронько П. «Обновки». Высотская О. «Тихий час». Галиев Ш. «Баю-баю».
Данько В. «Нет, я не шучу». Демченко Г. «Пастушок». Жуковский В. «Котик и козлик», «Птичка». Забила Н. «Ребята! На лыжи!..» Заходер Б. «Ежик». Иовлев Б. «У крылечка». Калинина Н. «Помощники», «Как ребята переходили улицу». Капутикян С. «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят» и др. Кардашова А. «В детский сад», «Наш дворец для всех открыт!..» и др. Квитко JI. «Бабушкины руки». Клокова М. «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси». Коваль Т. «На выставке собак». Кригер О. «На прогулку». Ладонщиков Г. «Кукольная колыбельная»,. «Я под краном руки мыла» и др. Лебедева Л. «Мишутка». Лермонтов М. «Спи, младенец мой прекрасный». Майков А. «Колыбельная песня». Мазнин И. «Давайте дружить». Маршак С. «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет?», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Перчатки» (пер. с англ.), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка» и др. Михалков С. «А что у вас?», «Песенка друзей» и др. Мориц Ю. «Ручеек», «Ежик резиновый» и др. Мошковская Э. «Жадина». Муравейка И. «Я сама». Образцов П. «Лечу куклу». Найденова Н. «Наши полотенца». Павлова Н. «На машине», «Чьи башмачки?». Плещеев А. «Сельская песенка», «Уж тает снег», «Травка зеленеет», «Осень наступила». Пожарова М. «ТолЯ и медвежонок». Саконская Н. «Где мой пальчик?», «Иголка, иголка», «Божья коровка». Серова Е. «Волчонок» (в С’бкр.), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш» и др. Сутеев В. «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал “мяу”?» и др. Тайц Я. «Поезд», «Кубик на кубик». Теплоухова Н. «Барабанщик». Токмакова И. «Как на горке снег, снег», «На машине ехали», «Голуби», «Весна», «Поиграем», «Медведь» и др. Толстой Л. «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «У Розки были щенки», «Спала кошка на крыше», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «У Миши были сани», «Три медведя» и др.
Трутнева Е. «Скоком-скоком», «Дед Мороз» и др. Ушинский К. «Васька», «Два козлика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей», «-Еж и заяц» и др. Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок» и др.; Чуковский К. «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Мойдодыр», «Елка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха» и др.
См. список литературы, рекомендованный к разделу Развитие речи и профилактика речевых нарушений».
Сказки: «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «За- юшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Красная шапочка» (Ш. Перро), «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова) и др.
Произведения классической и современной литературы:
Агафонов Н. «История одного колокола» (сказки). Александрова 3. «Новая столовая».
Бахревский В. «Куличок». Берестов В. «Где право, где лево», «Путешественники». Бианки В. «Хитрый лис и умная уточка». Булгакова Е. «Шарик». Даль В. «Девочка снегурочка», «Старик-годовик». Драгунский В. «Англичанин Павля», «Тайное становится явным».
Житков Б. «Храбрый утенок». Козлов С. «Неосторожный ежик». Крылов И. «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей». Носов Н. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса».
Осеева В. «Волшебное слово», «На катке». Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке». Санин Е. (Монах Варнава) «Я люблю ходить в детсад». Толстой Л. «Старый дед и внучек».
Ушинский К. «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна». Чуковский К. «Путаница», «Айболит» и др.
Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Ай, лады, лады, лады», «Баю-баю, баю-баю», «Валенки», «Водичка- водичка», «Жили у бабуси», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Летят гули», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» «Тень-тень-потетень», «Тили-бом», «Уж ты, котенька-коток», «Цып-цып, цыплятки» и др.
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Рукавичка», «Теремок» и др.
Александрова 3. «Прятки». Барто А. «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит».
Берестов В. «Больная кукла», «Бычок», «Котенок». Благинина Е. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри». Заходер Б. «Ежик», «Шофер».
Капутикян С. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет». Маршак С. «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка». Михалков С. «Песенка друзей». Мошковская Э. «Приказ», «Жадина», «Капризы». Токмакова И. «Медведь», «Баиньки». Чуковский К.. «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит».
Малые фольклорные формы: «Барашенька», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Божья коровка», «Буренуш- ка», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дождик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Друзья-помощники», «Заинька», «Заяц Егорка», «Иванушка», «Как без дудки, без дуды», «Кукушечка», «Ласточка», «Лето», «Наши уточки», «Пастух», «Перекликание петухов», «Петушок», «Под горкой на речке», «Поедем, сыночек, в деревню с тобой», «Совушка», «Солнышко- ведрышко!», «Стучит, бренчит», «Травка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита», «Горкой, горкой» (белорус.), «Курица» (англ.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Маленькие пастухи» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Ой, в зеленом’ бору» (укр.), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Пастушок» (болг.), «Песня моряка» (норвежек.) и др.
Сказки: «Два жадных медвежонка» (венг. нар.), «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка» (Ш. Перро), «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), Заяц- хваста» (обр. А. Толстого), «У солнышка в гостях» (словацкая нар.) и др.
Малые фольклорные формы: «Ай, чу-чу», «Конь ретивый», «Кошка и курочка», «Мыши», «Начинается считалка», «Ой ты, зоренька-заря», «Петушок», «У Иванова двора», пословицы и поговорки (о родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе), скороговорки («На дворе трава», «От топота копыт», «Проворонила») и др.
Русские народные сказки: «Бобовое зернышко» (обр. А. Толстого), «Волк и коза» (из сб. А. Афанасьева), «Ворона и рак» (из сб. А. Афанасьева), «Журавль и цапля» (из сб. А. Афанасьева), «Заяц-хваста» (обр. А. Толстого), «Кашка из топора» (из сб. А. Афанасьева); «Кот и лиса» (обр. А. Толстого), «Кочеток и курочка» (обр. А. Толстого), «Лиса и волк» (обр. А. Толстого), «Лиса и дрозд» (обр. А. Толстого), «Лиса и заяц» (обр. А. Толстого), «Лиса и козел» (обр. К. Ушинского), «Лиса и кувшин» (обр. К. Ушинского), «Лиса и тетерев» (обр. А. Толстого), «Морозко» (обр. А. Толстого), «Мужик и медведь» (обр. А. Толстого), «Петушок — золотой гребешок» (из сб. А. Афанасьева), «По щучьему веленью» (обр. А. Толстого), «Пузырь, соломинка и лапоть» (из сб. А. Афанасьева), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого) и др.
Сказки народов мира: «Айога» (нанайск.), «Волк-ябедник» (афганск.), «Вот он, вор!» (амер.), «Жадность» (черно- горек.), «Заяц и черепаха» (ингуск.), «Золотой гусь» (бр.
Гримм, пер. Г. Петникова), «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской), «Кот в сапогах» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Красная Шапочка» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Принцесса на горошине» (Г.-Х. Андерсен, пер. А. Ганзен), «Семеро швабов» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Спящая красавица» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Три брата» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Три -дочери» (татарск.), «Дюймовочка» (Г.-Х. Андерсен, пер. А. Ганзен) и др.
Аким Я. «Жадина», «Неумейка». Александрова 3. «Новая столовая», «Снежок». Артюхова Н. «Большая береза (в сокр.), «Подружки», «Трусиха». Берестов В. «Где право, где лево», «Дружно ударились», «За игрой», «Знакомый», «Искалочка», «О чем поют воробушки», «Приятная весть», «Путешественники», «Стук в окно», «Что ни сутки». Бианки В. «Музыкант», «Сова», «Хитрый лис и умная уточка». Владимирский Ю. «Чудаки».
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ЭТАПЫ
Малые фольклорные формы: «Баю-баю, баю-баю», «Водичка-водичка», «Кисонька-Мурысенька», «Наша Маша», «Топ-топ» (кабард.-балкарск.), «У Аленки в гостях».
Аким Я. «Мама». Артюхова Н. «Ручеек». Барто А. «Мишка», «Машенька», Благинина Е. «С добрым утром», «Мы пускаем пузыри». Воронько П. «Спать пора». Капутикян С. «Хлюп-хлюп», «Маша обедает». Кригер О. «На прогулку». Ладонщиков Г. «Я под краном руки мыла». Муравейка И. «Я сама». Найденрва Н. «Наши полотенца». Пожарова М. «Толя и медвежонок». Саконская Н. «Где мой пальчик?». Толстой Л. «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру».
Примерный перечень литературных произведений см. к разделу «Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни».
Произведения классической и современной литературы для детей:
Александрова 3. «Постройка», «Большая ложка». Благинина Е. «Аленушка», «Не мешайте мне трудиться», «Обедать», «С добрым утром». Воронько П. «Обновки». Высотская О. «Тихий час». Данько В. «Нет, я не шучу». Капутикян С. «Моя бабушка», «Все спят». Калинина Н. «Помощники». Кардашова А. «В детский сад», «Уборка». Квитко JI. «Бабушкины руки». Ладонщиков Г. «Помощники весны». Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо». Мошковская Э. «Уши». Полякова Н. «Доброе лето». Руссу В. «Моя мама». Саксонская Н. «Иголка, иголка». Санин Е. (Монах Варнава) «Я люблю ходить в детсад». Тувим Ю. (обр. С. Михалкова) «Овощи». Чайников П. «Мой сын».
Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. Сборники и азбуки для чтения детям, Азбука. Из коллекции государственного Эрмитажа / сост. Л. Я. Лившиц, М. Ю. Секликова. — СПб.: АРКА, 2006. Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001. Малкович И., Лавро К. Азбука. — М.: «АБАБАГАЛАМАГА», 2004. Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008. Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008. Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: OJIMA Медиа Групп, 2007. Сказки зарубежных писателей. — М.: Правда, 1986. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993. Шиф Л. Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком: Сказка-путеводитель / Худ. А. Джигирей. — СПб.: CHEJIE — «Невский курьер», 1995. — -Ч. 1, 2.
И другие сборники литературных произведений для чтения детям.
«Русские народные песни, прибаутки и попевки: «А я по лугу» (обр. С. Бодренкова), «Ах.вы сени», «Ах ты, береза» (обр. М. Раухвергера), «Ах ты, береза» (рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера), «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в, огороде» (обр. Н. Римского-Корсакова), «Ворон», «Воротики» (обр. Р. Рустамова), «Горелки», «Гуси, вы гуси» (обр. С. Разоренова), «Догонялка», «Дождик» (обр. Т. Попатенко), «Заинька» (обр. Н. Римского-Кор- сакова), «Каблучки» (обр. Е. Адлера), «Как на тоненький ледок», «Калинка», «Каравай», «Котя-коток», «Ладушки» (обр. Г. Фрида), «Пальчики и ручки», «Петушок» (обр. М. Красева), «По улице мостовой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Посеяли девки лен» (обр. Е. Туманян), «Приглашение» (обр. Ю. Слонова), «Приседания» (обр. М. Раухвергера), «Пружинки» (обр. Е. Туманян), «Скок-скок-поскок», «Тень- Тень», «Теремок», «Ходит Ваня».
Песни, пляски и мелодии народов мира: «Аннушка» (чешек, полька), «Веснянка» (укр.), «Воробушки» (вен- герск.), «Гопак» (укр., обр. Н. Метлова), «Игра с платочком», «Ой, лопнув обруч», «Пляска с султанчиками», «Погремушки» (укр., обр. М. Раухвергера), «Приседай» (эст., сл. Ю. Энтина, обр. А. Роомере), «Стукалка» (укр., обр. Р. Леденева), «Хлоп-хлоп-хлоп» (эст., обр. А. Роомере), «Янка» (белорус.).
Классические и современные музыкальные произведения:
муз. Александрова А. «Осень», «К нам гости пришли»; муз. Александрова А., сл. Френкель Н. «Кошка»; муз. Бекман Л. «Елочка»; муз и сл. Быстровой М. «Дождик»; муз. и сл. Вересокиной Н. «Шел веселый Дед Мороз»; муз. Витлина В., сл. Найденовой Н. «Серенькая кошечка»;
муз. Витлина В., пер. сл. Найденовой Н. «Мишка с Куклой пляшут полечку»;
муз. и сл. Вихаревой Г. «Снежинки», «Дед Мороз», «Елочка большая», «Метелица»;
муз. и сл. Гомоновой Е. «Веселые жучки», «Пляска с цветами к празднику 8 Марта», «Танец капелек»; муз. и сл. Гранина Н. «Пляска с куклами»; муз. Горянина В., сл. Барто А. «Что ты хочешь, кошечка», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон»;
муз. и.сл. Гусевой JI. «Пальчик мой», «Гриб-грибочек», «Цап-царапки», «Мышки», «Звонкие капельки»;
муз. Иванникова В., сл. Александровой 3. «Кто как кричит»;
муз. Иорданского М., сл. Каргановой Е. «Ладушки-ладошки»;
муз. и сл. Качурбиной М., обр. Найденовой Н. «Мишка с куклой пляшут полечку»;
муз. Калиникова^-В», сл. народи. «Киска»; муз. Каменоградского Е. «Медведь»; муз. Кишко И. «Марш»;
муз. Кишко И., сл. Кукловской Н. «Игра с лошадкой»; муз. Кишко И., сл. Плакиды И. «Осень»; муз. Компанейц 3. «Паровоз»; муз. Красева М., сл. Клоковой М. «Белые гуси»; муз. Красева М., сл. Френкель Н. «Медвежата»; муз. Красева М., сл. Чарной М. «Баю-баю»; муз Ломовой Т.. «Кот и мыши», «Кошечка», «Передача платочка», «Упражнения с мячами»; муз. Мальковой В. «Танец зайцев»;
муз. и сл. Машканцевой Е., обр. Кальбус Л. «Снег-снежок»;
муз. Паулса Р., сл. Мазнина И. «Выйди солнышко»; муз. Попатенко Т. «Зайцы и медведь», «По грибы»; муз. Попатенко Т., сл. Найденовой Н. «Машина»; муз. и сл. Насауленко С. «Весной»; муз. Раухвергера М., сл. Барто А. «Солнышко»; муз. Рустамова Р., сл. Островского Ю. «Тихие и громкие звоночки»;
муз. Ребикова В. «Игра с погремушкой», «Медведь»; муз. Слонова Ю. «Петрушки», «Снежинки», «Приглашение», «Стуколка», «Матрешки», «Полька»;
муз. и сл. Старокодумского М. «Мы погреемся немножко»;
муз. Тиличеевой Е. «Мамин праздник», «Поезд», «Баю- баю», «Птички клюют»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Долинова М. «Спите-куклы»; муз. Тиличеевой Е., сл. Кравчука М. «Песенка котят»; муз. Тиличеевой Е., сл. Найденовой Н. «Самолет»; муз. Тиличеевой Е., сл. Шибицкой А. «Поиграем с мишкой»;
муз. Филиппенко А. «Игрушки ходят в гости», «По малину в сад пойдем», «Зайцы и медведь», «Мы на луг ходили»;
муз. Филиппенко А., сл. Волгиной Т. «Цыплята», Паровоз»;
муз. Филиппенко А., сл. Кукловской Н. «Пирожки»; муз. Финаровского Г., сл. Антоновой В. «Зайки серые сидят»;
муз. Фрид Г. «Курочка и петушок»; муз. и сл. Фураевой Н. «Дождик»; муз. Штрауса И. «Полька».
Русские народные песни, прибаутки и попевки, мелодии: (см. первый этап).
Песни, пляски и мелодии народов мира: «Гусята» (нем.), «Игра с платочком» (укр.), «Мой конек» (чешек., обр. И. Гойны), «Парная пляска» (карельск.), «Три синички» (чешек.). (См. также первый этап.)
муз. и сл. Абелян JI. «По грибы»;
муз. Александрова А., сл. Френкель Н. «Осенняя песенка»;
муз. Арсеева И., сл. Френкель Н. «Петрушка»; муз. Бетховена JI. «Лендлер»; муз. Бирнова Л., сл. Семернина В. «Часы»; муз. Благ В. «Танец»; муз. Брамса И. «Петрушка»; муз. и сл. Быстровой М. «Осенняя пора»; муз. Варламова А. «Красный сарафан»; муз. и сл. Вересокиной Н. «Мы в снежки играем смело»; муз. и сл. Вихаревой Г. «Собираем урожай», «В золоте березонька», «Елочка любимая», «Маленькая елочка», «Зайцы и лиса»,.«Звери на елке»;
муз. Витлина В. «Всадники и упряжки», «Игра»; муз. Ветлугина Н. «Ау»; муз. Волкова В. «Ласковая песенка»; муз Герчика В. «Хорошо у нас в саду», «Елочная»; муз. Глинки М. «Детская полька», «Мелодичный вальс»; муз. Гомоновой Е., сл. Ануфриевой А., Митюковой О. «Игра в снежки»;
муз. Горянина В., сл. Кучеренко Л. «Колыбельная»; муз. и сл. Гомоновой Е. «Танец с осенними листочками», «Осень», «Осень в гости к нам идет», «Танец озорных петушков», «Подарки маме», «Мамочке любимой»; муз. Затеплинского С. «Поскоки»; муз. Золотарева В. «Тарантелла» (отрывок); муз. Иорданского М. «Голубые санки»; муз. Кабалевского Д. «Походный марш», «Вальс», «Птичий дом», «Барабанщики»;
муз. Красева М. «Зимняя песенка», «Конь», «Медвежата», «Воробышки», «Санки», барабанщик», «Игра со звоночками», «Игра с бубном»;
муз. Красева М., сл. Чарной М., Найденовой Н. «Барабанщик»;
муз. Красева М., сл. Френкель Н. «Веселая дудочка»; муз. Кузнецова А., сл. Найденовой Н. «Листья золотые»; муз. Леви Н. «Вальс», «Мы в зеленые луга пойдем»; муз. Левиной 3., сл. Петровой 3. «Неваляшки»; муз. Мейербера Д. «Галоп» (отрывок); муз. Метлова Н. «Зима црошла»; муз. Можжевелова Б. «Огородная хороводная»; муз. и сл. Насауленко С. «Весной», «У березки», «Солнышко»;
муз. Цавленко В. «Капельки»; ‘ муз. Петрова А. «Игра с мячами», «Скакалки»; муз. Прокофьева С. «Марш»; муз. Разоренова В. «Мы дружные ребята»; муз. Раухвергера М. «Летчики», «Комическая пляска» (отрывок), «Грибок», «Не опоздай», «Автомобили»; муз. Римского-Корсакова Н. «Колыбельная»; муз. Рустамова Р., сл. Мироновой Л. «Песня собачки»; муз. Слонова Ю., сл. Некрасовой Л. «Веселые матрешки»; муз. Старокадомского М. «Вальс», «Зайчик», «На зарядку», «Поезд»;
муз. Тиличеевой Е. «Заинька», «Качели», «Летние цветы», «Наша мама», «Пляска» (отрывок), «Строим дом», «Чудо», «Эхо» (распевка), «Яблонька»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Некрасовой JI. «Что нам нравится зимой»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Найденовой Н. «Колыбельная»; муз. Тиличеевой Е., сл. Островского Ю. «Угадай, на чем играю»;
муз. Филиппенко А. «Детский сад», «Урожайная»; муз. Филиппенко А., сл. Кукловской Н. «Веселая девочка Алена»;
муз. Флотова Ф. «Жмурки»;
муз. Фрида Г., сл. Френкель И. «Песенка о весне»; муз. Чайковского П. Вальс «Игрушка», «Камаринская», «Марш деревянных солдатиков»;
муз. Хромушина О., сл. Домнина А. «Колыбельная»;
муз. Шитте JI. «Этюд»;
муз. Шварц JI. «Кто скорее»;
муз. Шостаковича Д. «Вальс», «Марш», «Шарманка»; муз. Шуберта Ф. «Упражнения с флажками», «Экосез»; муз. Шумана Р. «Смелый наездник», «Солдатский марш» (соч. № 2, № 68).
См. также музыкальный репертуар, рекомендуемый на первом этапе работы.
Русские народные песни, прибаутки, попевки, а также песни, пляски и мелодии народов мира (см. первый и второй этапы).
муз. Арсеева И., сл. Френкель Н. «Петрушка»; муз. Бетховена JI. «Три немецких танца» (1-й танец, 1-я партия);
муз. и сл. Болдыревой Е. «Непогодица»; муз. Боромыковой О. «Теремок»; муз. и сл. Быстровой М. «Мама», «Бабушка»; муз. и сл. Вахрушевой JI. «Что за праздник Новый год!», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Про бабушку»; муз. и сл. Вихаревой Г. «Кленовые кораблики»; муз. и сл. Гомоновой Е. «Пляска лесных зверят», «Разноцветные листы», «Бабушка моя», «Только в школу»; муз. Грибоедова А. «Вальс»; муз. Гречанинова А. «Вальс»;
муз. и сл. Гусевой JI. «Гармошка», «Начинается весна», «Хитрый ежик», «Звездочки», «Ручеек», «Радуга», «Ветерок»;
муз. Зарицкой Е., сл. Шумилина В. «Под Новый год»; муз. Кабалевского Д. «Праздник веселый», «Кавалерийская», «Клоуны», «Рондо-марш»;
муз. Красева М. «Падают листья», «Кукушка»; муз. Крылатова Е. «Три белых коня»; муз. Майкапар С. «В садике», «Мотылек», «Росинки»; муз. Островской Т. «Медленный вальс»; муз. Паулса Р. «Кузнечик»; муз. Свиридова Г. «Грустная песня»; муз. Смирновой П., сл. Прописновой Т. «Осень постучалась к нам»;
муз. и сл. Смирновой И. «Елочка нарядная»; муз. Струве Г.„ «С нами друг», «Алфавит», «Моя Россия»;
муз. Слонова Ю., сл. Некрасовой JI. «Веселые матрешки»; _. „.
муз. и сл. Соколовой Е. «Осень к нам пришла»; муз. Старокадомского М., сл. Михалкова С. «Веселые путешественники;
муз. Тиличеевой Е. «МарШ»;
муз. и сл. Фураевой Н. «Грустная осенняя песня»; муз. Чайковского П. «Болезнь куклы», «Мама», «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет»;
муз. Чичкова Ю. «Полька»;
муз. Шаинского В. «Если б не было школ», «Небылицы», «Снежинки»;
муз. Шостаковича Д. «Вальс цветов», «Сентиментальный вальс»;
муз. Шумана Р. «Дед Мороз», «Первая утрата»; муз. и сл. Якушиной И. «Песенка белочек».
См также музыкальный репертуар, рекомендуемый для работы на первых двух этапах работы.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Для сенсомоторного развития и основ здорового образа жизни:
· альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, друзей, ближайших родственников, ситуаций из жизни детей (переходит улицу с папой, играет на детской площадке со старшей сестрой и т. п.);
· балансировочные подушки;
· баскетбольная корзина на стойке — 2 шт., баскетбольный мяч;
· батуты «Сказка», «Джип», «Лукоморье» и другие малые батуты, используемые в помещениях;
· бревно гимнастическое напольное (длина 2,4 м, ширина верхней поверхности 10 см, высота 15 см);
· бревно надувное или мягкий модуль цилиндрической формы;
· брусья «Первые шаги»;
· бум с изменяющимися направлениями и высотой;
· велосипеды двух-трехколесные;
· ворота футбольные пластиковые — 2 шт.
· воротики для пролезания, подлезания и прокатывания, разные по высоте;
· гантели цветные неопроновые;
· гимнастические палки (75 см);
· городки пластмассовые;
· деревянный комплекс с горкой и перекладиной;
· детская беговая дорожка механическая;
· детская горка;
· детская игровая лестница и каркасная веревочная лестница;
· детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер, микроволновая печь и т. п.);
· детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения о здоровье и здоровом образе жизни, о труде медицинских работников и др.;
· детские телефоны;
· детские тренажеры «Башня», «Бегущая по волнам»;
· детский велотренажер механический;
· детский игровой комплект «Азбука дорожного движения»;
· детский игровой комплект «Азбука железной дороги»;
· детский игровой комплект «Азбука здоровья и гигиены»;
· детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»;
· детский каркасный пружинный батут «Прыжок»;
· детский пресс бар;
· детский силовой тренажер;
· диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к здоровью, труд медицинских работников, спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т. п.;
· дом, пластмассовый, например, «Дом Белоснежки с аксессуарами», «Дом с палисадником», «Дом садовника с аксессуарами» и т. п.
· домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые
· дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см)
· дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.);
· доска гладкая с зацепами (длина 2,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см);
· доска с ребристой поверхностью (длина 1,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см);
· дуга большая (высота 50 см, ширина 50 см);
· дуга малая (высота 30 см, ширина 50 см);
· зонтики (большие и маленькие);
· игровая труба «Перекати поле»;
· игровой лабиринт (поролоновый);
· игровой модуль «Дидактическая черепаха» (чехлы «Укрась полянку», «Умелые ручки», «Веселый калейдоскоп», «Волшебный круг»);
— Вам приходилось переходить улицу? Как вы это делали?
— Послушайте рассказ о том, как ребята из детского сада однажды переходили улицу.
ПОШЛИ МАЛЫШИ ГУЛЯТЬ. ДОШЛИ ДО УГЛА. НА УГЛУ СВЕТОФОР. ГОРИТ В СВЕТОФОРЕ КРАСНЫЙ СВЕТ — ЗНАЧИТ, НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ.
ОСТАНОВИЛИСЬ РЕБЯТА. ЖДУТ, КОГДА ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК ЗАЖЖЕТСЯ А МАШИНЫ ИДУТ И ИДУТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПО МОСТОВОЙ, И КОНЦА НЕ ВИДНО МАШИНАМ. СТОИТ ПОСРЕДИ УЛИЦЫ МИЛИЦИОНЕР. ПОСМОТРЕЛ НА РЕБЯТ, ПОДНЯЛ ПАЛОЧКУ ОСТАНОВИЛИСЬ МАШИНЫ. КРАСНЫЙ СВЕТ ПОГАС, ЗАЖЕГСЯ ЖЕЛТЫЙ, А ПОТОМ ЗЕЛЕНЫЙ.
МОЖНО УЛИЦУ ПЕРЕХОДИТЬ.
— Я — МИЛИЦИОНЕР.
ЗАГУДЕЛИ МАШИНЫ. ПОЕХАЛИ РЕБЯТА-ШОФЕРЫ ПО УЛИЦАМ. А НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СТОИТ САША-МИЛИЦИОНЕР. ВСЕ ШОФЕРЫ ЕГО СЛУШАЮТСЯ В КАКУЮ СТОРОНУ ОН НЕ ПОВЕРНЕТСЯ, ПАЛОЧКУ ПОДНИМЕТ, В ТОЙ СТОРОНЕ ВСЕ МАШИНЫ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ.
НИКТО ДРУГ НА ДРУГА НЕ НАЕЗЖАЕТ. НИКТО ДРУГ ДРУГА НЕ ТОЛКАЕТ: МИЛИЦИОНЕР ЗА ДВИЖЕНИЕМ СЛЕДИТ.
(Объяснить значение слов МОСТОВАЯ, БУЛЬВАР, ПЕРЕКРЕСТОК и выражения КОНЦА НЕ ВИДНО.)
— Куда пошли малыши?
— Что увидели на углу дома?
— Какой свет горел на светофоре? Что он обозначал?
— Что сделали дети, когда увидели красный свет?
— Сколько было машин на улице?
— Кто стоял посреди улицы?
— Что сделал милиционер?
— Когда малыши перешли улицу?
— Как они играли на бульваре?
— Кем был Саша, и кем были другие ребята? Л Г Р Рассматривание картинок «Как убирают улицу»
— Что ваши мамы делают для того, чтобы в квартире было чисто? (Убирают, моют пол.)
— А кто убирает улицу?
— Вы видели, как улицу подметают дворники?
— Летом на улице убирают пыль специальные машины. Они подметают щетками улицу и поливают ее. Посмотрите на картинку. Составьте предложение о том, что вы видите. (Рис. 88а.)
— Кто зимой чистит снег на улице?
— Есть еще одна машина-помощник. С ее помощью убирают снег зимой. Вот она. Составьте предложение о СНЕГОУБОРОЧНОЙ машине. (Рис. 886.)
Г Образование разнопрефиксальных глаголов
—По улице ехала красная машина. Смотрите на картинки и говорите, как она ехала.
— Закончите предложения, отвечая на вопросы:
ЕДУТ МАШИНЫ (Где едут? Какие машины?) — ПО УЛИЦЕ ЕДУТ БОЛЬШИЕ МАШИНЫ
ПЕШЕХОДЫ ПЕРЕХОДЯТ УЛИЦУ (Какие пешеходы? Как переходят?)—
? Отгадываниезагадки
ВОТ СТОИТ НА УЛИЦЕ
В ДЛИННОМ САПОГЕ ЧУДИЩЕ ТРЕХГЛАЗОЕ
НА ОДНОЙ НОГЕ.
ЗАПЫЛАЛ У ЧУД ИЩА ИЗУМРУДНЫЙ ГЛАЗ, ЗНАЧИТ, МОЖНО УЛИЦУ ПЕРЕЙТИ СЕЙЧАС.
(Светофор.) Словарная работа: ЧУДИЩЕ, ТРЕХГЛАЗОЕ, ЗАПЫЛАЛ, ИЗУМРУДНЫЙ.
№ 1 Тема «Транспорт» Задачи:
— формировать обобщающее понятие «транспорт», знакомить детей с названиями частей машины, дифференцировать городской транспорт, показать отличия различных видов транспорта;
— учить детей составлять описательный рассказ;
— упражнять в образовании формы множественного числа существительных.
Л Формирование обобщающего понятия «транспорт» Наступило лето. Мои знакомые дети Саша и Маша собрались поехать к своим бабушкам в гости. У Саши бабушка живет в том же городе, а у Маши — в деревне. Давайте подскажем детям, на чем они могут поехать к своим бабушкам. На чем поедет Саша? А Маша?
— Посмотрите на картинки и скажите, как можно все изображенное на них назвать одним словом. ТРАНСПОРТ
— Для чего нужен транспорт?
— Назовите, какие виды транспорта здесь нарисованы. (Детям показываются картинки.)
МЕТРО ТАКСИ МОТОЦИКЛ АВТОБУС ПОЕЗД ВЕЛОСИПЕД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ ТРОЛЛЕЙБУС ЛОДКА КОРАБЛЬ
— Какой транспорт перевозит людей и грузы только в городе?
— Какой транспорт может ездить на большие расстояния?
— Какой транспорт может перевозить одновременно много людей?
— Какой транспорт может везти только одного, двоих или троих человек?
— Часто ли вы ездите на транспорте и куда? Я ЕЗЖУ НА АВТОБУСЕ К БАБУШКЕ Я ЕДУ ТРАМВАЕМ В ДЕТСКИЙ САД П Закрепление названий различных видов транспорта —Я прочитаю короткий рассказ, а вы, если услышите в нем названия видов транспорта, хлопните в ладоши.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ КОСТЯ И СВЕТА СОБРАЛИСЬ НА ДАЧУ. ОНИ СЕЛИ В ТРОЛЛЕЙБУС И ПОЕХАЛИ НА ВОКЗАЛ. СВЕТА И КОСТЯ УСТРОИЛИСЬ ОКОЛО ОКНА И С ИНТЕРЕСОМ СМОТРЕЛИ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВОКРУГ. МИМО НИХ ПРОЕХАЛА МАШИНА. НА ОСТАНОВКЕ ИХ ОБОГНАЛ АВТОБУС. В ДЕТСКОМ ПАРКЕ МАЛЬЧИКИ КАТАЛИСЬ НА ВЕЛОСИПЕДАХ НА ВОКЗАЛЕ МАМА КУПИЛА БИЛЕТЫ. ВСКОРЕ ПОДОШЕЛ ЭЛЕКТРОПОЕЗД. И ВСЕ СЕЛИ В ВАГОН НА ДАЧЕ ИХ ВСТРЕТИЛА БАБУШКА.
Называние частей машины, автобуса, троллейбуса, трамвая
—Рассмотрим модель автобуса и назовем ее части. (Рис. 89.)
—Где сидит шофер? (Шофер сидит в кабине.)
—Где сидят пассажиры? (Пассажиры сидят в салоне.)
– Как они заходят в автобус?
– Почему в автобусе светло? – Сколько в автобусе окон?
— Пассажиры сидят в автобусе или стоят?
Сколько пассажиров одновременно может перевезти автобус? (Очень много.)
Какой вид транспорта очень похож на автобус? (Рис. 90.) ТРОЛЛЕЙБУС
— Чем он отличается от автобуса? (Есть штанги, провода.)
— Для чего нужны штанги и провода? (По проводам идет ток, через штанги — к троллейбусу. Без тока троллейбус не может ехать.)
— Кто водит троллейбус?
— Покажите у троллейбуса ОКНА, ДВЕРИ, ФАРЫ, КОЛЕСА, КАБИНУ, САЛОН, ШТАНГИ.
— Какой еще транспорт движется с помощью электрического тока? ТРАМВАЙ
— Чем трамвай отличается от троллейбуса? (Вместо штанги — дуга, ездит по рельсам) (Рис. 91.)
— У трамвая чаще всего бывает два вагона. Покажите на картинке вагоны трамвая, ДУГИ, РЕЛЬСЫ, САЛОН, КАБИНУ
Кого перевозят трамваи, автобусы, троллейбусы?
— Какой транспорт перевозит грузы?
—Эта машина перевозит грузы, она так и называется ГРУЗОВАЯМАШИНА.
— Назовем части грузовой машины. (Рис. 92.)
— Куда кладут или насыпают грузы? (В кузов.)
— Где сидит шофер? (Шофер сидит в кабине.)
— Такая грузовая машина может перевезти очень тяжелый груз.
— Что можно погрузить в такую машину? (Песок, кирпичи.)
— Как называется эта машина? ЛЕГКОВАЯ МАШИНА
— Почему она так называется?
— У легковой машины есть кузов?
— Куда кладут вещи? (В багажник.)
— На наших улицах можно встретить транспорт для одного или двоих человек. Вы знаете такой транспорт?
МОТОЦИКЛ ВЕЛОСИПЕД Г Образование формы множественного числа существительных
Показывается картинка, на которой изображены различные виды транспорта и пешеходы с детьми.
— Рассмотрите картинку и назовите транспорт, который вы видите.
ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ ЛЕГКОВЫЕ МАШИНЫ АВТОБУСЫ МОТОЦИКЛЫ
ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВЕЛОСИПЕДЫ и т. д.
— Детская коляска, которую везет женщина, это транспорт? (Нет.)
— Много ли транспорта вы видите на картинке? Скажите об этом.
МНОГО МАШИН МНОГО АВТОБУСОВ МНОГО ТРАМВАЕВ и т. д.
Р? Составление описательного рассказа с опорой на схему (рис. 93)
—В коробке — подарок для вас. Это игрушка. Вы узнаете, какая, если отгадаете загадку.
ДОМ ПО УЛИЦЕ ИДЕТ,
НА РАБОТУ ВСЕХ ВЕЗЕТ.
НЕ НА КУРЬИХ НОЖКАХ,
А В РЕЗИНОВЫХ САПОЖКАХ. (Автобус.)
—Правильно, это игрушечный автобус. Если его завести ключиком, автобус поедет. Давайте расскажем, как он выглядит.
1. ЧТО ЭТО?
2. КАКИЕ ЧАСТИ ЕСТЬ У АВТОБУСА?
3. КАКОГО ЦВЕТА АВТОБУС?
4. КАКИЕ ОКНА? КАКИЕ ДВЕРИ? СКОЛЬКО ИХ?
5. ЧТО НАПИСАНО НА АВТОБУСЕ? (НОМЕР.)
6. ГДЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ?
7. ГДЕ МЕСТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ?
8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АВТОБУС?
9. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ АВТОБУСЕ?
№ 2 Тема «Транспорт» Задачи:
— формировать у детей знания и представления о транспорте, провести его элементарную классификацию;
— отрабатывать образование формы множественного числа существительных и формы предложного падежа единственного и множественного числа с предлогом НА и конструкцией с условным наклонением глагола;
— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Л Р Закрепление знаний и представлений о транспорте – Какие виды транспорта вы знаете? Назовите их. ТРАМВАЙ АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС АВТОМОБИЛЬ и т. д.
— На автобусе, троллейбусе, трамвае, мотоцикле, велосипеде можно ездить в городе на небольшие расстояния. А если нужно ехать далеко, то каким транспортом можно воспользоваться? (Поездом, специальным автобусом.)
— Посмотрите на картинку. (Рис. 94.) Впереди — тепловоз, за ним — вагоны. Это ПОЕЗД.
Кто управляет поездом? (Машинист.)
— Сколько вагонов в этом поезде?
— Автобус, троллейбус, машина, трамвай, поезд, велосипед — этот транспорт передвигается по земле, по воде или по воздуху? (По земле.)
— Весь этот транспорт — НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ.
—Какой транспорт передвигается по воздуху и тоже перевозит людей и грузы? САМОЛЕТ ВЕРТОЛЕТ
— Самолет и вертолет — это ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.
— На каком транспорте можно плыть по морю или по реке? (На корабле, на лодке.)
—Если эти виды транспорта передвигаются по воде, как их можно назвать? ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
— Есть еще один вид транспорта, очень быстрый, который ездит под землей. Это МЕТРО.
— К какому виду транспорта относится метро? ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
— Повторите, какой бывает транспорт. НАЗЕМНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВОДНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ Г Образование формы множественного чиста существительных
— Наша страна Беларусь очень большая. Нам нужно много транспорта, чтобы перевозить людей и грузы. Скажите об этом.
НУЖНЫ АВТОБУСЫ НУЖНЫ ТРАМВАИ НУЖНЫ ТРОЛЛЕЙБУСЫ НУЖНЫ ВЕЛОСИПЕДЫ НУЖНЫ МОТОЦИКЛЫ НУЖНЫ КОРАБЛИ НУЖНЫ САМОЛЕТЫ НУЖНЫ ВЕРТОЛЕТЫ НУЖНЫ ПОЕЗДА и т. д.
Г Образование формы предложного падежа существительных единственного и множественного числа. Употребление в речи конструкции с условным наклонением глаголов
— К какой сказке нарисованы эти картинки? («Репка».) (Рис. 95.) Вы узнали героев этой сказки?
— Кто везет репку и на чем?
— Сказочная репка была одна. А если бы нам нужно было отвезти много репок?
МЫ ПОВЕЗЛИ БЫ ГРУЗ НА МАШИНАХ (НА ВЕЛОСИПЕДАХ, НА МОТОЦИКЛАХ, НА ВЕРТОЛЕТАХ, НА САМОКАТАХ и т. д.)
Р Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробным предварительным анализом изображенного -Кто из вас ездил в метро?
— В нашем городе есть такой вид транспорта?
– Рассмотрите картинки. На них изображено, как мой знакомый мальчик Женя ездил со своей мамой в метро. (Рис. 96; анализ каждой картинки.)
а) вошли в метро; б) опустили в автомат жетон; в) спустились по лестнице (эскалатору); г) оказались на подземной станции; д) подошел поезд, двери сами открылись; е) двери сами закрылись, поезд тронулся
— Что Женя и мама сделали сначала? Что потом?
— Почему лестницу называют ЧУДЕСНИЦЕЙ?
— Почему ПОДЗЕМНАЯ СТАНЦИЯ так называется?
— Будем рассказывать о Женином путешествии в метро.
№ 3 Тема «Транспорт» Задачи:
— учить сравнивать два однородных предмета по внешнему виду и их назначению;
— учить детей составлять рассказ с опорой на предметные картинки;
— учить дошкольников образовывать названия профессий людей, управляющих транспортом;
— уточнять названия машин специального назначения;
— расширять и обогащать глагольный словарь детей. Л Называние видов транспорта. Классификация транспорта
Используется пособие «Телевизор» с прокручивающейся лентой из картинок
—Давайте посмотрим по телевизору фильм. Тот, кто будет внимательным, увидит и назовет показанные в нем все виды транспорта.
АВТОБУС ВЕЛОСИПЕД ТРОЛЛЕЙБУС ПОЕЗД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ МАШИНА ВЕРТОЛЕТ МЕТРО ЛОДКА МОТОЦИКЛ КОРАБЛЬ и т. д.
—Что из показанного относится к воздушному виду транспорта? Водному? Наземному? Подземному? Р Сравнение по внешнему виду: автобус — троллейбус, трамвай — поезд и т. д. (рис. 97)
—Посмотрите на картинки. Назовите транспорт. Сравните по внешнему виду,
1. Что это? (АВТОБУС — ТРОЛЛЕЙБУС.)
2. Для чего нужны?
3. Чем похожи?
4. Чем отличаются?
Можно пользоваться схемой (рис. 98). Аналогично сравниваются остальные пары. Л Образование названий профессий людей, управляющих транспортом
— Чтобы транспорт мог возить людей и грузы, им должен кто-то управлять. Как называют человека, который водит машину, автобус, троллейбус? ВОДИТЕЛЬ или ШОФЕР
— Кто управляет велосипедом? ВЕЛОСИПЕДИСТ
— Кто управляет самолетом? ЛЕТЧИК
— Кто управляет поездом? МАШИНИСТ
— Кто управляет мотоциклом? МОТОЦИКЛИСТ
— Кто управляет кораблем? КАПИТАН
— Кто управляет трактором? ТРАКТОРИСТ Л Называние машин специального назначения —На наших улицах встречается очень много специальных машин. Посмотрите на картинки. Вы видели такие машины.
—Если заболел человек, на какой машине к нему приедет врач? На «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
—Если пожар, какая машина мчится по улице? ПОЖАРНАЯ МАШИНА
— Какая машина возит в магазин молоко, рыбу? ЦИСТЕРНА
— Какая машина убирает и вывозит из города мусор?
— Какая машина называется ТАКСИ, и для чего она нужна?
— Какая машина привозит к нам в сад продукты? ФУРГОН
— Я хочу показать вам еще одну специальную машину. Она называется ВЕЗДЕХОД. Она может проехать там, где нет дороги — по снегу, песку, по болоту, кочкам. Как называется эта машина? Почему у нее такое название?
— Составьте предложение со словом ВЕЗДЕХОД. Л Подбор глаголов к существительным. Игра с мячом
— Я буду бросать вам мяч и называть виды транспорта, а вы говорите, как движется
В СИНЕМ МАШИНЕ ЕХАЛИ ДЕТИ. МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ ЗА ПЕРЕДНЮЮ ДВЕРЬ АВТОБУСА. ТРОЛЛЕЙБУС ОСТАНОВИЛСЯ ВОЗЛЕ ОСТАНОВКИ. МОТОЦИКЛ ОБОГНАЛА ВЕЛОСИПЕД и т. д. Р Составление рассказа с опорой на предметные картинки Идут дети на прогулку. Вот стоит подъёмный кран. Строят новый дом. На углу висит светофор. Остановились дети. Смотрят как машины едут. Загорелся красный сигнал светофора. Регулировщик поднимает жезл. Останавливается автобус, троллейбус, большой грузовик, а пожарная машина проезжает. Зажёгся жёлтый, а потом зелёный свет. Идут пешеходы и возвратились дети. – Будем составлять рассказ. Заменяйте картинки словами. Расскажите, что вы запомнили. Придумайте название своего рассказа.
№ 1 Тема «Лес, деревья» Задачи:
— знакомить дошкольников с названиями деревьев и их внешним видом, закреплять названия частей дерева, активизировать знания о деревьях, об их сезонных изменениях;
— отрабатывать форму множественного числа существительных;
—учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
—упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Л Активизация знаний детей о деревьях
Учитель-дефектолог показывает детям куклу с корзинкой в руках.
— Наша знакомая кукла Маша куда-то собралась. Как вы думаете, куда она пойдет? (В лес.)
— Как вы догадались? (У нее в руках корзинка)
— Что такое ЛЕС? Что там растет?
— Что Маша будет делать в лесу? (Собирать ягоды, грибы.)
— Давайте пойдем вместе с ней.
ЛНазывание частей дерева, уточнение названий деревьев
— Это дерево. Какие части дерева вы знаете? (Рис. 100.)
— Давайте рассмотрим деревья на картинках и назовем их. (Показываются картинки с изображениями деревьев. Дети называют их и существенный признак, который помог определить, какое это дерево.)
ЕЛЬ ДУБ БЕРЕЗА СОСНА
КЛЕН ИВА ОСИНА и т. д.
ЭТО ДУБ. У ДУБА ЕСТЬ СТВОЛ И ТОЛСТЫЕ ВЕТКИ.
ЭТО ЕЛЬ. ЕЛЬ ВЫСОКАЯ. У НЕЕ ВЕТКИ РАСТУТ ДО ЗЕМЛИ.
ЭТО БЕРЕЗА. У БЕРЕЗЫ БЕЛЫЙ СТВОЛ.
ЭТО СОСНА. У СОСНЫ ВМЕСТО ЛИСТЬЕВ ИГОЛКИ
Г Образование формы родительного падежа единственного числа существительных. Дидактическая игра «Листья»
– Посмотрите, какие листья у деревьев. Давайте попробуем догадаться, какому дереву принадлежит каждый из этих листьев.
— Какие листья у ели и сосны? (Иголки.)
— Иголки у ели и сосны одинаковые или отличаются? (У сосны иголки длинные, темно-зеленые, ау ели — короткие, ярко-зеленого цвета.)
— Что еще растет на ели и сосне, кроме иголок? (Шишки.)
— Шишки у ели и сосны одинаковые? (Нет. У сосны шишка маленькая, темно-коричневая, круглая, а у ели — большая, продолговатая, светло-коричневая.) Покажите, где еловая шишка, а где — сосновая.
Л Формирование представлений об сезонных изменениях деревьев. Формирование понятия «листопад»
—Мы говорили, что на деревьях есть листья. Посмотрите в окно, на деревья, и вы не увидите никаких листьев Ветки у деревьев голые. Где же листочки?
— Когда опадают листья с деревьев? (Осенью.)
— Когда появляются новые молодые листочки? (Весной.)
— Какие листочки весной? (Маленькие, ярко-зеленые, клейкие.)
— Какие листья летом? А осенью?
— Когда осенью с деревьев опадают листья, это называется ЛИСТОПАД.
— Послушайте, как получается это слово: ЛИСТЬЯ + ПАДАЮТ = ЛИСТОПАД
— С сосны и ели иголки тоже опадают?
— Почему говорят, что ель зимой и летом — одним цветом?
ВЕТКА —ВЕТКИ СУК —СУЧЬЯ КОРЕНЬ —КОРНИ
Л Г Образование относительных прилагательных от существительных
— В лесу растут осины. Как называется такой лес? (ОСИНОВЫЙ.)
— Лес называется так же, как и деревья, которые в нем растут.
КЛЕНЫ — КЛЕНОВЫЙ ДУБЫ —ДУБОВЫЙ СОСНЫ — СОСНОВЫЙ БЕРЕЗЫ — БЕРЕЗОВЫЙ ЕЛИ — ЕЛОВЫЙ и т. д.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
— На участке детского сада дети посадили весной маленькие деревца. Они ухаживали за ними, поливали, ласково называли. Как?
БЕРЕЗА—БЕРЕЗКА ДУБ —ДУБОК СОСНА—СОСЕНКА ОСИНА —ОСИНКА
ЕЛЬ —ЕЛОЧКА РЯБИНА — РЯБИНКА ИВА —ИВУШКА ТОПОЛЬ — ТОПОЛЕК
КОРЕНЬ — КОРЕШОК ВЕТКА —ВЕТОЧКА СУК —СУЧОК ЛИСТ — ЛИСТОК — ЛИСТОЧЕК и т. д.
№ 2 Тема «Лес, деревья» Задачи:
— закреплять у детей знание деревьев, их названий, умение различать деревья по внешнему виду;
—учить дошкольников составлять описательный рассказ из нескольких предложений на основе предметно символического ряда;
— отрабатывать согласование слов во фразе и использование различных предлогов.
? Отгадывание загадок о деревьях
—Отгадайте мои загадки, найдите среди картинок отгадки. (Предлагаются картинки с изображениями различных деревьев.)
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ДЕВИЦА: НИКТО ЕЕ НЕ ПУГАЕТ,
НЕ ШВЕЯ, НЕ МАСТЕРИЦА. А ОНА ВСЕГДА ДРОЖИТ.
А В ИГОЛКАХ КРУГЛЫЙ ГОД? (.Ель.) ЕЕ УЗНАЕШЬ ПО ПРОСТОЙ ПРИМЕТЕ: НЕТ ДЕРЕВА БЕЛЕЙ ЕЕ НА СВЕТЕ.
Л Р Составление описательного рассказа о деревьях с опорой на картинки-символы (рис. 101)
— Будем играть в лото. У меня маленькие карточки, на которых изображены деревья. У вас — большие карты. Чтобы получить карточку от меня, нужно рассказать об изображенном на ней дереве. (СОСНА, РЯБИНА, БЕРЕЗА и др.)
2. ВЫСОКОЕ ИЛИ НИЗКОЕ?
3. КАКОЙ СТВОЛ?
4. КАКИЕ ВЕТКИ?
5. КАКИЕ ЛИСТЬЯ?
6. ОПАДАЮТ ЛИ ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ?
7. В КАКОМ ЛЕСУ РАСТЕТ?
8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ДЕРЕВЕ?
ЭТО БЕРЕЗА. БЕРЕЗА ВЫСОКАЯ, СТРОЙНАЯ. У НЕЕ БЕЛЫЙ СТВОЛ С ЧЕРНЫМ ИПЯТНАМИ. У БЕРЕЗЫ ТОНКИЕ КОРИЧНЕВЫЕ ВЕТКИ. ЛИСТЬЯ НЕБОЛЬШИЕ, КРУГЛЫЕ, ПОХОЖИ НА СЕРДЕЧКИ. ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ ЖЕЛТЕЮТ И ОПАДАЮТ. БЕРЕЗА РАСТЕТ В БЕРЕЗОВОМ ЛЕСУ БЕРЕЗА— ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ДЕРЕВО.
Г Изменение прилагательных и существительных по падежам
— Послушайте рассказ. Исправьте то, что я сказала неправильно.
НА ПОЛЯНЕ РОС МОЛОДОЙ ДУБОК. ВЫКОПАЛ ТОЛЯ МОЛОДОЙ ДУБОК И ПОСАДИЛ ЕГО В САДУ ВЕСНОЙ У МОЛОДОЙ ДУБОК НЕ БЫЛО ЛИСТЬЕВ. КАЖДОЕ УТРО ТОЛЯ ПРИБЕГАЛ К МОЛОДОЙ ДУБОК. ТОЛЯ ЛЮБОВАЛСЯ МОЛОДОЙ ДУБОК. ОН ЗАБОТИЛСЯ О МОЛОДОЙ ДУБОК.
— Что выкопал Толя?
— На чем не было листьев?
— Куда прибегал Толя?
— О чем заботился Толя?
Г Р Составление предложений с предлогами НА, ЗА, ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО
— Вот деревья на фланелеграфе. Как они называются? (СОСНА, ЕЛЬ.)
— Следите внимательно, что появится на фланелеграфе, и скажите об этом, (Выставляются поочередно картинки «Муравейник», «Гнездо», «Дупло» и т. д.)
ПОД СОСНОЙ МУРАВЬИ СДЕЛАЛИ МУРАВЕЙНИК
ПОД ЕЛЬЮ БЫЛ МУРАВЕЙНИК
НА СОСНЕ ДУПЛО БЕЛКИ
НА ЕЛИ СИДЕЛИ ПТИЦЫ
ОКОЛО СОСНЫ РАСТЕТ ЕЛЬ
ВОЗЛЕ ЕЛИ ПОЯВИЛИСЬ ГРИБЫ и т. д.
Тема «Весна» Задачи:
—уточнять приметы весны, знакомить детей с ее характерными признаками; —учить дошкольников составлять развернутые двусоставные предложения;
—отрабатывать согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Л Называние характерных признаков весны, беседа о весне
УЖ ТАЕТ СНЕГ, ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ,
— О каком времени года говорится в стихотворении?
— Какое время года сейчас?
— Почему появилось так много птиц? (Перелетные птицы вернулись из теплых краев.)
— Чем так озабочены (объяснить слово) птицы?
— Для чего птицы приносят в клювах соломинки, пух, веточки? (Будут вить гнезда.)
—Вспомните, каким красивым стал наш участок Что подарила ему весна? (Цветы, траву, бабочек.)
— Как стали одеваться люди весной?
— Что люди делают весной в саду и на огороде?
— На моих картинках-символах приметы весны. Давайте еще раз их назовем. (Рис. 102.)
1. СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ГРЕЕТ ЖАРКО.
2. БЕГУТ РУЧЬИ, ТАЕТ СНЕГ.
3. НА ДЕРЕВЬЯХ ПОЯВИЛИСЬ ПОЧКИ И ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ.
4. ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ.
5. ВЕРНУЛИСЬ С ЮГА ПТИЦЫ.
6. ПТИЦЫ ВЬЮТ ГНЕЗДА.
7. ПОЯВИЛАСЬ ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА.
8. НЕБО СТАЛО ГОЛУБЫМ.
9. ВЫРОСЛИ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ — ПОДСНЕЖНИКИ.
10. ЛЕТАЮТ БАБОЧКИ И ЖУКИ.
11. ЛЮДИ СНЯЛИ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ.
12. НАЧАЛИСЬ ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПОЛЯХ И В САДАХ.
Л Р Формирование представлений о ранней и поздней весне — Я принесла на занятие весенние картины. Догадайтесь, почему я их назвала весенними.
—На какой из этих картин нарисовано начало весны, на какой—середина, конец весны и начало лета?
— С чего начинается весна?
— Что бывает потом?
— Какая пора года наступает после весны? Л Г Р Согласование прилагательных с существительными — Послушайте рассказ. Ответьте на вопросы.
У КАЖДОГО МЕСЯЦА СВОЙ ЦВЕТ. ЯНВАРЬ—БЕЛЫЙ, ИЮНЬ — ЗЕЛЕНЫЙ, А ВОТ МАРТ — ГОЛУБОЙ.
ГОЛУБОЕ НЕБО. ГОЛУБЫЕ СНЕГА. НА СНЕГАХ ТЕНИ, КАК ГОЛУБЫЕ МОЛНИИ. ГОЛУБАЯ ДАЛЬ. ГОЛУБЫЕ ЛЬДЫ. ГОЛУБЫЕ НА СНЕГУ СЛЕДЫ. ПЕРВЫЕ ГОЛУБЫЕ ЛУЧИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОЛУБЫЕ СОСУЛЬКИ. А НА ГОРИЗОНТЕ — ГОЛУБАЯ ПОЛОСКА ДАЛЕКОГО ЛЕСА. ВЕСЬ МИР ГОЛУБОЙ.
Тема «Цветы» Задачи:
— знакомить детей с названиями цветов, учить различать и называть их. уточнить названия частей цветка, учить различать садовые и луговые цветы;
—упражнять в образовании формы множественного числа существительных и активно использовать ее в экспрессивной речи
? Отгадывание загадки
— Отгадайте загадку. НОГ НЕТ, А ОН ИДЕТ, ГЛАЗ НЕТ, А СЛЕЗЫ ЛЬЕТ.
— Это хорошо или плохо, когда идет дождь?
— Сегодня мы будем говорить о цветах.
Л Формирование представлений и знаний о цветах, называние цветов и их различение
Используются искусственные цветы.
— Ребята, посмотрите, какой красивый букет стоит у меня на столе. Что такое БУКЕТ?
— Посчитайте, сколько цветов в моем букете.
— Как называется каждый из этих цветов?
— Какие еще цветы вы знаете? РОЗА МАК ОДУВАНЧИК РОМАШКА ТЮЛЬПАН ВАСИЛЕК и т. д.
— Найдите на картинках эти цветы, покажите и назовите их.
Л Называние частей цветка
— Рассмотрим цветок, назовем его части.
— Возьмите из букета каждый по одному цветочку и расскажите о нем.
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЦВЕТОК?
2. КАКИЕ У НЕГО ЛЕПЕСТКИ (ЦВЕТ, РАЗМЕР)?
3. КАКИЕ У ЦВЕТКА ЛИСТЬЯ (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА)?
4. КАКОЙ СТЕБЕЛЬ?
5. ГДЕ РАСТЕТ ЦВЕТОК?
6. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ О ЦВЕТКЕ?
Образец: ЭТО ТЮЛЬПАН. ЛЕПЕСТКИ У ТЮЛЬПАНА ФИОЛЕТОВЫЕ, КРУПНЫЕ. ЛИСТЬЯ СВЕТЛО-ЗЕЛЕНЫЕ, ДЛИННЫЕ, ПРОДОЛГОВАТЫЕ. СТЕБЕЛЬ ТОСТЫЙ, СОЧНЫЙ. ТЮЛЬПАН РАСТЕТ В САДУ ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ВЕСЕННИЙ ЦВЕТОК.