История Тольятти идет от Ставрополя-на-Волге, который был основан в 1737 году начальником Оренбургской экспедиции – Василием Татищевым. Город за историю своего существования трижды рождался и дважды менял свое название.
Основание города было связано с укреплением государства. Он должен был защищать страну от набегов кочевников, а также стать пристанищем крещеных калмыков, кочевые племена которых хотело иметь у себя на службе Царское правительство.
В мае 1739 года был опубликован указ об именовании города и крепости Ставрополем. Для приобщения калмыков к земледелию из Ставропольского гарнизона направляли солдат, которых расселяли среди них. Калмыки должны были ежегодно являться на военную службу в Оренбург под командой своих командиров из знати и иметь при себе полное снаряжение, а также вооружение. С трудом укреплялась христианская вера. Казаки и солдаты были присланы из Гурьева на случай недовольства калмыков и для охраны судов, которые проходили по Волге, где еще давала себя знать поволжская вольница.
Второй этап истории города неразрывно связан со строительством ГЭС. В 1950 году было принято решение о строительстве гидроузла на реке Волге. Его строительство привело к повышению уровня воды в реке Волге и образованию водохранилища площадью свыше 6 тысяч квадратных километров.
Старый тихий провинциальный Ставрополь, который располагался в низине, оказался в зоне затопления. Он навсегда практически исчез на дне Куйбышевского водохранилища и был перенесен на левый берег реки Волги, на место, которое находилось в 10 километрах от прошлого местонахождения города и в 18 километрах от строящейся гидроэлектростанции. Преодолевая трудности, Тольятти благоустраивался и хорошел.
В 1957 году было закончено строительство Волжской ГЭС – самой крупной на тот момент гидроэлектростанции в мире. Уже через пять лет после выведения ГЭС на проектную мощность она полностью окупила затраты. В связи с этим город развивался с новой силой.
Период, который традиционно считается третьим рождением города, связан со строительством одного из крупнейших в стране заводов по производству легковых автомобилей – ВАЗа. Строительство завода началось в 1966 году в городе, который в то время уже носил название Тольятти. Ставрополь был переименован в 1964 году и получил новое название в честь Пальмиро Тольятти. Город начал интенсивно развиваться, за год количество жителей в Тольятти выросло более чем в 2 раза. А через два года у Тольятти началась новая история, связанная со строительством Волжского Автомобильного Завода.
Сооружение завода и вывод его на полную мощность на прямую зависело от обеспечения рабочих жильем. Одновременно с возведением объектов автозавода началось строительство нового жилого района. Для изготовления и монтажа жилых домов был создан специальный домостроительный комбинат, кроме того, были привлечены строители из других городов. Несоклько тысяч энтузиастов по собственной инициативе прибыли на строительство. И все же строителей не хватало, а отставание в строительстве жилья создавало крайне напряженную ситуацию.Тогда был подключен коллектив автозавода.
В августе 1967 года был рассмотрен и утвержден проект генерального плана строительства Автозаводского района города Тольятти. В его проектировании принимали участие более 20 крупнейших проектных организаций России. Для того, чтобы новый жилой массив выглядел красивым и благоустроенным, правительство разрешило применять при его строительстве не только типовые, но также и экспериментальные и специальные проекты жилых и общественных зданий. Одновременно со строительством жилья началось вестись строительство культурно-бытовых объектов.
Ныне «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием. Более чем 100 тысяч человек, то есть каждый седьмой тольяттинец, работают непосредственно на заводе. Десятки предприятий, в том числе и дочерних, входящие в АО «АВТОВАЗ», поставляют на завод комплектующие, оборудование, оснастку. Официальные дилеры завода торгуют автомобилями и обслуживают их по гарантии, производят послегарантийный ремонт. Созданы предприятия, занимающиеся тюнингом, выпуском специализированных автомобилей.
Современный Тольятти – самый крупный город-новостройка в России. Самый большой среди городов, не являющихся столицей субъекта Российской Федерации. Современный облик Тольятти значительно отличается от прежнего. Ныне город входит в число одного из крупных современных промышленных центров Поволжья.
Город Тольятти – это пример как рост промышленности превращает волшебным образом буквально за один – два десятка лет небольшой провинциальный городок в современный развитой мегаполис. Обратимся к истории.
Основателем города является известный государственный деятель, географ, этнограф и историк Василием Татищевым. В 1737 году императрица Анна Иоанновна пожаловала грамоту обращенной в христианскую веру калмыцкой княгине Анне Тайшиной. Одновременно в грамоте говорилось об основании города-крепости, чтобы защитить русские земли от набегов кочевников и дать возможность крещенным калмыкам начать вести оседлый образ жизни. 20 июны 1737 года являются датой основания города.
В названии, которое получило это полувоенное, полугражданское поселение, отражена задача, которую оно должно было выполнять – объединить в единое целое окрещенных калмыков и стать не просто территориальным, а духовным центром, нести дух и свет православной веры. Татищев предлагал дать городу название Епифания, что в переводе означает “крещение или благовещение”. Указом Сената город получил название Ставрополь – «Город Святого Креста».
Тольятти неофициально частенько называют трижды рожденным городом и вот почему. За всю историю он не просто менял свое название, но и местоположение. Первоначально при основании Василий Татищев выбрал для города-крепости место на берегу Волги среди заливных лугов напротив Жигулевских гор. Если вначале среди жителей преобладали крещенные калмыки, то позже большую часть населения составляли русские, потому что калмыки стали расселяться за городской чертой, чтобы можно было заниматься привычным делом – животноводством и земледелием.
Население города колебалось от 6 до 12 тысяч, а в окрестностях проживало около 250 тысяч. Ставрополь на Волге поочередно относился то к Оренбургской, то к Самарской и даже к Симбирской губернии. К началу 20 века город имел малое экономическое значение, поэтому в 1924 году его статус был понижен до поселения. После Великой Отечественной войны в 1946 году Ставрополю на Волге вернули значение города. В 1950 году было принято решение о строительстве Жигулевской гидроэлектростанции, и Ставрополь оказался в зоне будущего Куйбышевского водохранилища.
В период с 1953 по 1955 годы город полностью перенесли на новое место, а все, что осталось от старого Ставрополя на Волге, оказалось на дне Жигулевского моря. В 1964 году город получил новое название – Тольятти, в честь недавно умершего лидера итальянских коммунистов. На новом месте и с новым именем город начал расти и развиваться очень быстро. К сентябрю 1967 года его население увеличилось в два раза и составляло более 160 тыс. человек. Но основной пик развития самого молодого города СССР пришелся на время строительства Волжского автомобильного завода, который был возведен в рекордно быстрый срок для выпуска автомобилей отечественного производства с маркой “Жигули”.
Строительство стало грандиозной стройкой союзного значения, и по своим темпам было сопоставимо росту американского Хьюстона. В настоящий момент Тольятти является центром российского автопрома, его население составляет более 700 тысяч человек. Тольятти является самым крупным среди не областных городов современной России.
При переносе города постарались по возможности сохранить значимые для русской архитектуры здания, такие как дом купца Субботина. Дом купца Субботина является историческим памятником архитектуры 19 века и отражает, как жило купечество и мещанство в этот период. Никифор Субботин был не просто богатый хлеботорговец, но человек, не чуравшийся культуры. Его дом, построенный в середине 19 века, украшен изумительной по своему искусству деревянной резьбой. К великому сожалению, памятник находится в довольно плачевном состоянии.
Дом Репина. Перенесен был также дом, в котором жил молодой Илья Репин с друзьями-художниками, писавший наброски для знаменитой впоследствии картины “Бурлаки на Волге”. Об этом повествует мемориальная доска на здании. Дом расположен в Депутатском проезде.
Из наиболее значимых памятников, отражающих историю города, стоит назвать памятник его основателю Василию Татищеву. Эта скульптурная композиция находится на смотровой площадке, на берегу Волги. Изображенный на коне знаменитый государственный деятель простирает руку в сторону затопленного Ставрополя, символическим жестом объединяя историческое прошлое и настоящее. Автор памятника скульптор Александр Рукавишников. Установлена была скульптурная композиция в сентябре 1998 года.
Гости города и в особенности желающие приобрести новый автомобиль прямо с конвейера, да и обычные горожане, частенько заглядывают в музей АвтоВаза. Площадь музея составляет 38 га, а экспозиция состоит из почти пятисот крупных и 3-х тысяч мелких экспонатов. Здесь можно увидеть образцы ретро автомобилей прошлого века, военную технику, давно ставшую историей и новые образцы автомобильного оснащения современной армии. Среди экспонатов не только российские, но и зарубежные грузовые и легковые машины. Экспозиция постоянно пополняется и растет, поэтому здесь всегда можно увидеть что-то новенькое.
Менее значимый с исторической точки зрения, но вызывающий сильные эмоциональные чувства памятник находится на перекрестке Южного шоссе и улицы Яшина. Памятник верности изображает сидящего на бронзовом постаменте пса. Эта собака не выдуманный, а реальный персонаж, которому посвятили не одну песню городские барды. На этом месте пес просидел семь лет, ожидая разбившихся в автокатастрофе хозяев. Горожане, потрясенные верностью пса, дали ему имя Константин и после его смерти поставили памятник собачьей преданности и верности.
Православным верующим будет интересно посетить Благовещенский скит. Он расположен в местечке Федоровка, с недавних пор ставшей частью города. Здесь находится отреставрированный Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, который в 1846 году построил для своей тяжело больной жены богатый собственник села Н.Ф. Бахметев. Первоначально церковь была освящена в честь Святой великомученицы Варвары.
Город Тольятти – районный центр Самарской области, расположен на левом берегу реки Волга. До 1964 года Тольятти носил название Ставрополь-на-Волге. Население составляет более 720 тысяч жителей. Там проживают представители свыше ста национальностей и народностей.
О городе Тольятти часто говорят, что он “трижды рожденный”. Это действительно так. С 20 июня 1737 с ведется отсчет истории Ставрополя-на-Волге. Город был основан сподвижником царя Петра I – Василием Никитичем Татищевым как город-крепость. В начале XX столетия в городе проживало примерно 6 тысяч человек.
В 1950 году открылась яркая страница летописи города, ничем не примечательного кроме уникальной природы. Тогда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В 1957 году ГЭС была выведена на проектную мощность. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища города перенесли на новое место. По существу, сооружение в Жигулях гигантской “фабрики” электричества привело к рождению нового города – индустриального Ставрополя, который стал крупным центром химической промышленности, машиностроения, стройиндустрии.
Современный Тольятти является крупным промышленным и экономическим центром и одним из самых молодых и динамично развивающихся городов страны. В городе успешно функционируют порядка шестидесяти крупных и средних промышленных предприятий. Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ», также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и большое количество предприятий по производству автокомпонентов и материалов. А также в Тольятти находятся заводы цементного машиностроения, судоремонтно-механический, трансформаторный, противопожарного оборудования, завод защитных покрытий и пластмасс, «Завод технологического оснащения».
Хорошо развита в городе химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот»,завод синтетического каучука «Тольяттикаучук» и завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот».
Но Тольятти, несмотря на ряд градообразующих предприятий автомобильной и химической промышленности, представляет собой не только спальные районы. Расположенный на берегу реки Волги, вблизи Жигулевских гор, город Тольятти весьма разнообразен природой, архитектурой и главное – своими жителями. Будучи окружен с трех сторон лесом, а с четвертой вплотную подходя к берегу Куйбышевского водохранилища, Тольятти очень живописен. По всему побережью от речного порта тянутся городские пляжи и лодочные станции.
Жигулевские горы считаются жемчужиной России. Самая оригинальная и красивая местность по всему течению Волги, исполненной особой своеобразной величия и прелести, воспетая народом и поэтами. Красота Жигулевских гор получила свое отражение в музыке и живописи.
Тольятти является крупным узлом автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного транспорта. В силу своего положения обладает весьма развитой транспортной инфраструктурой, обеспечивающей его жизнедеятельность. Внешние транспортные связи Тольятти обеспечиваются тремя автовокзалами, крупными железнодорожными станциями, речным портом и аэропортом. Тольяттинский речной порт является одним из крупнейших транспортных узлов Поволжья, который нередко называют «Портом 5 морей».
Тольятти – город со специфической планировкой. Фактически он представляет собой ряд районов, которые разделены крупными лесными массивами. Поэтому проезд там на городском транспорте займет намного больше времени, чем на автомобиле.
Особенность Автозаводского района Тольятти заключается в том, что он был построен, впервые в России, без единого барака. Это эталон «города-мечты», города будущего по представлению архитекторов периода конца 60-х -начала 70-х годов. И как эталон строительства того периода, Автоград вошел в один из учебников архитектуры, которые были изданы в Италии. Район делится широкими проспектами и улицами на практически ровные квадраты. Большинство его кварталов района схожи друг с другом. Есть там и свои архитектурные достопримечательности: здание Дом культуры и техники ВАЗа и Дом детского и юношеского творчества, а также один из крупнейших в России торговый центр «Русь».
Тольятти является городом благоприятной социальной среды. Социальная инфраструктура города с момента его создания была ориентирована на удовлетворение первоочередных потребностей жителей Тольятти: в каждом квартале были школы, детские сады, магазины и поликлиники, необходимый комплекс жилищно-коммунальных услуг и транспортного обслуживания. При этом имелся недостаток досуговых и культурных центров, городское пространство отличалось монотонностью и однообразием.
С ростом численности населения, увеличением объемов промышленного производства и расширением круга потребностей людей возникла необходимость в расширении и модернизации социальной инфраструктуры.
Рыночные отношения привели к новым проблемам, которые были связаны с обеспечением доступности всех видов социальных услуг для жителей города, массовым переводом социальных объектов в собственность муниципалитета.
Нынешняя социальная инфраструктура города отвечает современным требованиям и обеспечивает достойные условия жизнедеятельности людей.
Развитая инфраструктура, красивая природа, приятная атмосфера, царящая в Тольятти, а также большое количество развлечений делают город привлекательным для туристов.
Туризм – одна из полновесных составляющих политики города. Городским округом в 2006 году впервые были выделены средства на развитие туризма. Туризм является стратегическим направлением социально-экономического развития Тольятти.
Тольятти — город в котором можно приятно и с пользой отдохнуть. Умеренно-континентальный климат, теплое лето, обилие редких видов растений и животных, множество памятников истории, развлекательных заведений, неповторимые по красоте ландшафты сделают отдых в Тольятти незабываемым.
В Тольятти расположились многочисленные гостиницы. Благодаря высокому уровню обслуживания гостиницы позволяют разместить самых требовательных гостей.
Город Тольятти (Самарская область)
Тольятти — город в Самарской области на левом берегу Волги напротив Жигулей, административный центр Ставропольского района. Город протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трёх районов: Автозаводского, Центрального и Комсомольского. Входит в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. Население на 2022 г. 685619 человек. Крупный центр автомобильной («АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ») и химической промышленности («Тольяттиазот», «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук»), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Ближайший аэропорт — Курумоч.
По официальной версии город-крепость основан в 1737 году Василием Татищевым для защиты от кочевников и переселения сюда крещёных калмыков. Однако изначально крепость строилась полковником Андреем Змеевым и знатным калмыком Петром Тайшиным и носила название Кунья Воложка.
Крепость Кунья Воложка
В 1734 г. в Санкт-Петербурге калмык Баксадая-Дорджи со своей женой Церен-янжи приняли крещение, получили имена Пётр и Анна, а также фамилию Тайшиных (этот калмык был тайша, родной брат калмыцкого хана Дондук-Омбо). В 1736 г. Пётр Тайшин обратился в Коллегию иностранных дел с просьбой передать ему в управление всех новокрещёных калмыков и поселить их за чертой Закамской укреплённой линии.
Прошение Петра Тайшина было удовлетворено, но он неожиданно умер и в 1737 г. императрица Анна Иоановна пожаловала вдову Анну Тайшину титулом княгини и поручила ей управление всеми крещёными калмыками. Крепость для калмыков сначала планировали строить на слиянии рек Самара и Ток, куда княгиня Тайшина отправилась с полковником Андреем Ивановичем Змеевым. В апреле 1737 года в Самаре умер основатель Оренбургской экспедиции, основоположник российской экономической географии Иван Кирилов и руководить экспедицией был назначен Татищев. Именно Татищев выбрал место в урочище Кунья Воложка, где под руководством полковнмка Змеева была возведена крепость.
Город Ставрополь
В 1739 году крепость Кунью Воложку переименовали в Ставрополь что в переводе с греческого означает «город Креста» (без дополнения «на Волге», ибо Ставрополь на Кавказе построили позже). Заметим, имя городу дал полковник Змеев, а предложение Татищева назвать крепость Епифания сенатом было отклонено. В том же 1739 году было образованно Ставропольское калмыцкое войско — иррегулярное конное войско из астраханских, донских и оренбургских калмыков (в 1806 вошло в Калмыцкий округ Донского казачьего войска, в 1815 расформировано).
Ставрополь-на-Волге, улица Посадская
Полковник Андрей Змеев добился разрешения на поселение вокруг крепости русских крестьян, а в самом Ставрополе — купцов из Казанской губернии для развития торговли. В 1740 году стараниями полковника Змеева в городе была открыта русско-калмыцкая школа и первая больница. К 1742 году в городе русскоязычное население стало преобладать над калмыцким. Это связано с тем, что калмыки, привыкшие к кочевому образу жизни, проживали в окрестностях города.
15 марта 1744 года была учреждена Оренбургская губерния и Ставрополь вошёл в неё в качестве особой автономной территории Ставропольского калмыцкого войска. В декабре 1754 года, спустя 17 лет после основания города-крепости, перепись населения показала 5695 человек.
В январе 1768 года первый департамент Сената представил Екатерине II доклад об исключении Самары из состава Казанской губернии и приписке её к Ставропольскому уезду Оренбургской губернии. 5-11 октября 1768 года в Ставрополе пребывали члены 1-й научной экспедиции Российской Академии Наук И. И. Лепёхин, П. С. Паллас и И. П. Фальк. В 1770 году сюда из Гурьева был переведен гарнизонный батальон, переименованный в Ставропольский.
Троицкий собор. Взорван 31 мая 1955 года в связи со строительством Жигулевской ГЭС и переносом города на новое место
15 сентября 1780 года указом Екатерины II Ставрополь приписан в качестве уездного города к Симбирскому наместничеству (с 1796 года — Симбирская губерния). В городе появились уездный суд, уездное казначейство, городское управление. К концу XVIII века Ставрополь становится крупнейшим городом Заволжья, обойдя Самару, которая была присоединена на правах приписанной к городу Ставрополю слободы.
В конце XIX — начале XX века город неофициально назывался Ставрополем-на-Волге. В этот период население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек.
Ставрополь-на-Волге. Дачный курзал
В 1910 году купцом Валентином Климушиным построен санаторий «Лесное»
Для того времени Ставрополь являлся среднего размера городом. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт.
Преподаватели и выпускники ставропольской ремесленной школы, 1912 г.
Ставрополь 1920-х гг.
Бывший магазин купца В.Н. Климушина. Фото 1950-х гг.
В 1946 году Ставрополю был возвращён статус города, к началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей. 21 августа 1950 года было опубликовано постановление совмина СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительстваЖигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953-1955 гг. практически полностью был перенесён на новое место. В 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя.
Смотреть видео. Краткая история Тольятти послевоенной поры. Портовый поселок
В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, были построены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завод, химические предприятия: заводы синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».
Монтаж первого гидроагрегата Волжской ГЭС
В связи с созданием водохранилища Ставрополь в 1953-56 годы был перенесен на новое место. Деревянные дома в Ставрополе разбирались и переносились на новое место, выше зоны затопления. Каменные дома взрывали, либо разбирали на кирпичи. Один из последних видов
Смотреть видео. Краткая история Тольятти. Комсомольск на Волге
28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти в честь Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. В 1966 году совместно с итальянским автоконцерном FIAT в городе началось строительство Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей.
Одновременно возводился новый городской район — Автозаводский. Город строили а землях колхоза “Россия” и совхоза имени Степана Разина практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов”. Над проектированием Автограда работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций. На первом этапе, в 1968 году, массовую застройку жилых районов вели военно-строительные отряды. Столичными строителями был полностью построен 7 квартал, получивший затем в просторечье название “Московский”.
Тольятти, фото 1980 г.
Автоград планировалось сделать центром города Тольятти. Первые кварталы застраивались пятиэтажными домами, затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажными. Для благоустройства квартир применяли встроенную мебель, электрические плиты. Автоград стал вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты. Особенностью Автограда стало цветовое оформление: преобладание белого цвета со светлыми или темными вставками — для этого использовали цветную глазурованную и метлахскую чехословацкую плитку. В отделке применялся гранит, мрамор, известняк, травертин, акмигран декоративная штукатурка, фундамент отделывался плиткой “кабанчик”.
Тольятти, конвейер ВАЗа, сборка «НИВы»
Особое место в городском пространстве заняли городские парки. Самый первый – на берегу Куйбышевского водохранилища. В Парке Победы располагается мемориал “Подвигу народа вечная слава”. Детский парк разместился около торгового центра «Русь». С 1964 по 1970 года численность городского населения выросла более чем два раза. По переписи 1970 года в Тольятти проживало уже 251 тысяча человек.
Тольятти, Автозаводский район
Вопросу возвращения городу исторического имени поднимася в 1990-е гг. В 1996 году по этому поводу проводился общегородской референдум, который признали недействительным, так как пришло менее половины горожан. Имя «Ставрополь» сохранилось в названии Ставропольского района Самарской области.
Ставрополь-на-Волге был основан В. Н. Татищевым как крепость в 1737 году. Статус города он получил в 1780 году. В результате сильнейшего пожара 27 августа 1851 года город выгорел дотла. Долгое время Ставрополь был небольшим провинциальным городком. В 1950 году старый город, расположенный в низине, попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища во время строительства Волжской ГЭС и был отстроен заново на левом берегу Волги в 18 км от строящейся гидроэлектростанции. С 1964 года город носит название Тольятти (в честь итальянского коммуниста П. Тольятти). Здесь было начато строительство автозавода для выпуска автомобилей по лицензии компании ФИАТ. С тех пор город развивается быстрыми темпами.
Будучи окружен с трех сторон лесом, а с четвертой вплотную подходя к берегу Куйбышевского водохранилища, город очень живописен. По всему побережью от речного порта и выше тянутся городские пляжи и лодочные станции. Центральный район города с площадью Свободы застроен в основном в 1950-х годах. С 1967 года город застраивается по генеральному плану — прямоугольная сетка магистралей, проложенных параллельно водохранилищу и промышленным предприятиям. На главной оси с севера на юг сформировался городской центр с главной площадью. На берегу водохранилища находится городской парк с набережной и пляжной зоной. В городе действуют Волжский университет им. В. Н. Татищева, ряд вузов и научно-исследовательских учреждений, театры — драматический и кукол; краеведческий музей. Тольятти — родина балерины Г. С. Мезенцевой.
Природа
Тольятти расположен в среднем течении реки Волги, на её левом берегу, в 95 км вверх по течению от Самары. На противоположном берегу находятся город Жигулёвск и Жигулёвские горы. Все три района города вытянуты вдоль течения Волги. Расстояние между Центральным и Комсомольским районами 5—7 километров, между Центральным и Автозаводским — около 3-х километров.
Тольятти расположен на границе лесостепной и степной зон. Все три района города окружены лесами: преимущественно сосновыми на западе, дубовыми, осиновыми, берёзовыми, липовыми на юге. В Комсомольском районе в парке отдыха нет ни одного посаженного дерева. На территории окружающего город Ставропольского района водятся лоси, кабаны, косули, зайцы, лисы, десятки пород птиц, рыб и насекомых , в Жигулёвских горах растут уникальные, нигде больше не встречающиеся, растения: гвоздика волжская (лат. Dianthus volgi-cus), молочай жигулёвский (лат. Euphorbia zhiguliensis), тимьян жигулёвский (лат. Thymus cimicinus) и десятки других.
Климат
Континентальный климат существенно смягчается Куйбышевским водохранилищем: средняя температура января −13 °C, средняя температура июля +21 °C. Абсолютный максимум температуры зафиксирован на уровне +39 °C, абсолютный минимум −43,4 °C. Среднегодовая температура — +5,1 °C. Количество солнечных часов (дней) в году — 2113 часов (285 дней).
Время ледостава на водоёмах города — ноябрь, декабрь. Время вскрытия льда — начало апреля. Продолжительность снежного покрова — 143 дня. Средняя высота снежного покрова достигает 33 сантиметров. Заморозки возможны до середины мая, бывают засухи. Количество осадков — 400 мм в год. В розе ветров наблюдается преобладание юго-западных и западных ветров.
Архитектура
От архитектуры старого города в первозданном виде остался лишь комплекс зданий бывшей земской больницы, оказавшийся выше уровня затопления.
Архитектура каждого из районов города уникальна и не похожа на другие. В Комсомольском районе много малоэтажных зданий сталинского и хрущёвского периодов. Бараки, появившиеся при строительстве ГЭС, в 1980-х годах были снесены и заменены на современные многоэтажные здания. Среди архитектурных особенностей заслуживает внимания часть посёлка Шлюзовой, представляющая собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Эту часть города порой называют «маленьким Петербургом».
В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесённых при переносе города. Они послужили основой при формировании так называемого «частного сектора», занимающего весьма большую площадь. Однако лишь некоторые из них сохранили исторический облик; подобные здания считаются ныне памятниками архитектуры города. Большинство многоэтажных зданий района — хрущёвки различных модификаций, лишь несколько кварталов района застроены 9, 14 и 16-этажными зданиями. От других район отличается и наличием коттеджного посёлка на границе лесной зоны, отделяющей Автозаводский район. А Портпосёлок — единственное место в городе, где можно встретить жилые дома барачного типа.
Автозаводский район, застройка которого началась в 1960-е годы и продолжается до сих пор, сформирован из типовых кварталов. Район, создаваемый для проживания строителей и работников АвтоВАЗа, стал первым в стране, построенным без времянок и бараков. В 1973 году группа архитекторов — создателей нового района — получила Государственную премию. Кварталы застроены 5, 9, 14 и 16 этажными зданиями различных планировок, однако «город—мечта», планировавшийся в 1970-х и даже вошедший в зарубежные учебники по архитектуре, не получился. Кварталы-близнецы типовой застройки не радуют глаз, наличие уникально крупных культурных, торговых зданий не смогло заменить уют небольших кафе, удобство киосков. Лишь в 1990-х новые кварталы стали застраиваться по индивидуальным проектам. Впрочем, и в этом районе есть свои архитектурные достопримечательности: один из крупнейших в Поволжье торговый центр «Русь», уникальные здания Дворца Культуры и Техники ВАЗа и Дома детского и юношеского творчества, недавно построенный Спасо-Преображенский собор.
К сожалению горожан, при проектировании Автозаводского района практически не использовалось прибрежное положение района — спуски к воде затруднены, береговые склоны никак не используются и представляют собой удручающее зрелище заброшенности.
Памятники
По данным департамента культуры мэрии, общее количество памятников истории и культуры, взятых под охрану в городе — 167. Это памятники градостроительства и монументальные памятники, памятные знаки и мемориальные доски. Памятники градостроительства представлены как единичными объектами, так и целыми комплексами. Это здания, сохранившиеся от затопленного Ставрополя, перенесённые при затоплении, а также построенные в 50-х годах XX века.
Свыше половины памятных и архитектурных мест находится в Центральном районе. Здесь на площади Свободы горит Вечный огонь, возвышается Обелиск Славы в честь героев-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Культурную и историческую ценность представляют Варваринская церковь 1846 года постройки в посёлке Фёдоровка. Среди наиболее выдающихся достопримечательностей — монументально-декоративная композиция «Прометей», установленная на здании ДК ОАО «Тольяттикаучук».
В последние годы стали появляться новые памятники: на берегу Волги в честь 260-летия образования города установлен памятник основателю города В.Н.Татищеву, в городском парке появилась скульптурная композиция «Скорбящий ангел», посвященная жертвам политических репрессий, памятник псу Верному, скульптура Николая Чудотворца и многие другие.
Стоит учитывать, что не все, недавно появившиеся памятники официально зарегистрированы таковыми и взяты под охрану из-за своей «молодости».
Уфология
Тольятти в частности и Самарская Лука в целом считаются российскими уфологами одним из самых аномальных мест в стране. Количество сообщений о необъяснимых явлениях в разы превышает средние показатели. Старейшую в России городскую уфологическую комиссию возглавляет сотрудник комитета Городской Думы по образованию, социальной политике и здравоохранению.
Одной из местных достопримечательностей в Тольятти стало колхозное поле напротив 19 квартала. В ночь с 21 на 22 июля 2005 года на гречишном поле таинственным образом появились круги размером примерно 200 метров. На следующий день это место сразу же стало центром всеобщего паломничества. Высказывались самые различные теории появления этих кругов: от приземления инопланетян до пиар-акции администрации города.
Местными уфологами было объявлено, что круги не более, чем чья-то шутка и их происхождение вполне земное. Однако у этой версии среди тольяттинцев есть противники: утверждается, что за самую короткую ночь в году прямо рядом с самой оживлённой автодорогой города, неподалёку от камер наблюдения АЗС, уложить геометрически правильные круги такого размера весьма проблематично. На фотографиях кругов, сделанных спустя несколько дней, видно, как горожане пытались утоптать рядом с первоначальными кругами новые. Несмотря на то, что новые фигуры создавались при свете дня, различия в качестве исполнения были очевидны. Идея инопланетного происхождения знаков стала настолько популярной, что по местному телевидению и в интернете стали даже предлагать «чудо-гречку» якобы именно с того поля по баснословным ценам.
Промышленность
Градообразующим предприятием является «АвтоВАЗ», из-за которого город часто называют «автомобильной столицей России», а также «русским Детройтом». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АвтоВАЗ» и множество предприятий по производству автомобильных комплектующих, крупнейшим из которых является «АвтоВАЗагрегат».
Также в городе расположены заводы цементного машиностроения, судоремонтно-механический, электротехнический, трансформаторный, противопожарного оборудования. Развита химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук».
Имеются предприятия лёгкой (швейно-трикотажная фабрика) и пищевой (хлебо- и молокозавод, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликёро-водочный завод, винзавод, завод по производству молочных продуктов компании Danone) промышленности, полиграфические предприятия, развито производство стройматериалов.
Транспорт
Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога М5 Москва — Самара — Челябинск. Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами (в Центральном и Автозаводском районах), крупными железнодорожными станциями (грузовой и двумя пассажирскими), речным портом и аэропортом «Курумоч».
Современная история
Сегодня Тольятти – один из крупнейших городов России, где проживает около 700 000 человек. Из числа городов Российской Федерации, с численностью от 500 тысяч до 1 миллиона человек, Тольятти занимает 6 место после Перми, Красноярска, Воронежа, Саратова, Краснодара. Средний возраст жителей Тольятти – 39,8 лет.
Географическая характеристика
Сам Тольятти нередко называют «зеленым городом» из-за большого количества насаждений и лесных массивов. Летом 2010 года в результате пожаров выгорело более двух тысяч гектаров леса. В настоящее время средства на восстановление лесных массивов выделяют как городские, так и областные власти. Пожертвования собираются и в рамках благотворительной программы «Наш лес», организатором которой выступает городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти». Посильную помощь в восстановлении леса оказывают и рядовые жители, и бизнес-структуры. Якорным партнером благотворительной программы стал ОАО «Сибур холдинг».
Тольятти протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов — Автозаводского, Центрального и Комсомольского. Его общая площадь составляет 284,3 кв.км или 28 433 га. В восточной части расположен Комсомольский район. Он исторически и географически связан со строительством плотины и функционированием речного порта, а также с промышленным районом, в котором доминирует строительная промышленность. К северо-западу от него, отделенный трехкилометровой полосой леса, расположен Центральный район, который в быту называют Старым городом. Исторически он связан с затоплением старого Ставрополя при строительстве ГЭС и переселением его жителей, а также со строительством крупных химических предприятий. В Центральном районе находятся администрация города – мэрия и дума. Западная часть городского округа, Автозаводский район, отделен от Центрального массивом леса шириной 4-6 километров. Исторически и функционально район связан с ОАО «АВТОВАЗ» и предприятиями-смежниками, расположенными к северу от жилой части Автозаводского района.
Транспортная инфраструктура
Через город проходит федеральная автомагистраль М-5, в часе езды – Международный аэропорт Курумоч, есть собственный речной порт, железная дорога. Основой дорожной сети Тольятти является сеть автомобильных дорог общей протяжённостью 1 498 км и площадью 14 345 тыс.м2, Пассажирские перевозки осуществляют два муниципальных предприятия – АТП-3 и Тольяттинское троллейбусное управление, а также ООО «Авто-Фарт» по 99 маршрутам, в том числе 69 внутримуниципальных и 30 маршрутов регулярных перевозок на садово-дачные массивы в период с апреля по октябрь. Средний интервал движения пассажирского транспорта составляет 10-16 минут.
Административное устройство
Органы местного самоуправления сформированы на основании Устава города. В их структуру входят Дума городского округа (представительный орган), глава городского округа Тольятти (высшее выборное должностное лицо городского округа), администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган) и контрольно-счетная палата городского округа (контрольно-счетный орган городского округа).
Высшим должностным лицом городского округа является глава городского округа Тольятти. Глава городского округа избирается Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава городского округа считается вступившим в должность с момента принятия Думой решения о его избрании.
Срок полномочий главы городского округа составляет пять лет. В своей деятельности он подконтролен и подотчетен населению и Думе. Ежегодно глава городского округа представляет Думе отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации за предыдущий год.
Депутаты Думы избираются на муниципальных выборах сроком на пять лет. Дума состоит из 35 депутатов, из которых 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 18 депутатов – по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями. Думу возглавляет председатель, избираемый депутатами из своего состава тайным голосованием на первом заседании.
Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области. Администрацию возглавляет глава городского округа.
Физкультура и спорт
В Тольятти ежегодно проводятся спортивные кубки, чемпионаты и первенства более чем по пятидесяти видам спорта. Всё большую популярность у населения завоевывают массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства: Большая игра, Семейные старты, Фестиваль стритбола, Мяч над сеткой, Золотая шайба, Зимний мяч. Традиционно проходят всероссийские соревнования: «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский Азимут». Более 40 лет из Тольятти стартует «Жигулевская кругосветка» – традиционное путешествие 1 категории сложности на ялах вокруг Самарской Луки. В течение 9-ти дней более 700 человек преодолевают дистанцию протяженностью 140 километров.
В Тольятти активно развивается спортивная инфраструктура, которая позволяет людям различного возраста заниматься любимыми видами спорта, иметь определенные спортивные достижения. К услугам любителей спорта 7 спортивных комплексов, 4 стадиона, Дворец спорта, 118 спортивных залов, 340 спортивных площадок и полей для занятий физкультурой и спортом, 4 бассейна, 2 лыжные базы, 10 стрелковых тиров, 12 кортов со специальным покрытием, горнолыжная и конно-спортивная базы, яхт-клубы. Ведется строительства ледового дворца спорта «Лада-Арена».
В городе работают 19 муниципальных спортивных школ и оздоровительно-образовательных центров, культивирующих 34 вида спорта. 17 тысяч детей, подростков, молодежи занимаются в спортивных секциях.
На международных соревнованиях спортсмены Тольятти выступают в таких дисциплинах как хоккей, спидвей, карате, спортивная гимнастика, бокс и парусный спорт. Самым знаменитым из тольяттинских спортсменов является гимнаст Алексей Немов – Олимпийский чемпион, кавалер ордена Мужества и ордена «За заслуги перед Отечеством». Самым титулованным спортсменом города по боевым единоборствам является Александр Герунов — неоднократный чемпион мира и России по карате во всех его видах: личные, командные, видовые и асболютные первенства. Не стоит забывать, что тольяттинцы стали первыми в мире, кто покорил высочайшую вершину планеты – Эверест (8 848 метров).
История образования
Свой путь Тольятти начал как город-крепость, основанный государственным деятелем и российским историком Василием Татищевым. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещенной калмыцкой княгине Анне Тайшиной об основании города. Форт-пост решено было назвать Ставрополь, что в переводе с греческого языка означает «Святой крест». В честь этой даты в Тольятти сложилась ежегодная традиция чествовать семьи, в которых дети появились на свет 20 июня — в День исторического рождения города.
В начале XX века в Ставрополе проживало около 6 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. К середине столетия в городе насчитывалось 12 тысяч жителей. В 1950 году Ставрополь становится центром величайшей стройки – Волжской ГЭС им. В.И. Ленина и переживает поистине второе рождение. В 1953-1955 годах город практически полностью переносится на 18 км из зоны затопления Куйбышевского водохранилища на левый берег реки Волги. С апреля 1951 г. Ставрополь становится городом областного подчинения. В августе 1964 года он был переименован в Тольятти. Ежегодно в первое воскресенье июня тольяттинцы отмечают День города.
Из военной крепости город превратился сначала в торговый, а затем со строительством промышленных предприятий и крупнейшего в России автомобильного завода ОАО «АВТОВАЗ» в 1966 году – в промышленный центр региона. В 1970 году с конвейера завода сошел первый автомобиль «Жигули».
Экономика города
Тольятти – территория для инвестиций. Город открыт для сотрудничества и партнёрства как с зарубежными, так и с российскими представителями. На сегодняшний день город имеет стабильные торгово-экономические отношения более чем со 100 странами мира. Основными торговыми партнерами являются Украина, КНР, Германия, Турция, Азербайджан, Бразилия. Основу экспорта составляют поставки химической продукции, машин, оборудования, транспортных средств и металлургии, импорта – машиностроительная продукция.
Основная часть инвестиций поступает от ведущих предприятий автомобильной и химической промышленности, которые сосредоточены на реализации проектов по поддержке действующего производства, а также на развитии функциональных технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Постоянно расширяются внешнеэкономические и культурные контакты Тольятти. Этому способствуют давние деловые связи Тольятти с городами-побратимами и партнерами: Вольфсбург (Германия), Флинт (США), Лоян (КНР), Казанлык (Болгария), Надьканижа (Венгрия), Кольмар (Франция). Не так давно ОАО «АВТОВАЗ» стал партнером альянса Renault-Nissan. Теперь на мощностях завода будут производиться автомобили под тремя брендами: LADA, Renault и Nissan. Реализуются два важных для Тольятти проекта федерального масштаба – Особая экономическая зона промышленно-производственного типа и технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». В числе их резидентов, помимо российских организаций, есть и компании международного уровня.
Активно работают организации, объединяющие бизнесменов и предпринимателей – Торгово-промышленная Палата г. Тольятти, Тольяттинское отделение «ОПОРА России», бизнес-клуб «Меркурий Клуб Тольятти», МАУ «Агентство экономического развития» (Бизнес-инкубатор Тольятти).
Театры
Культура Тольятти – уникальное явление для молодого российского города. Здесь работают 4 профессиональных театра: Драматический театр «Колесо», театр кукол «Пилигрим», Молодежный драматический театр, театр юного зрителя «Дилижанс». Ежегодно проходит фестиваль «Театр – детям и юношеству», в котором вместе с профессиональными и студийными театрами принимают участие школьные коллективы.
Музеи
Фонды муниципальных музеев – Тольяттинского краеведческого и художественного музеев, Городского музейного комплекса «Наследие» – превышают более 829 000 единиц. Это документы и предметы этнографии, живописи, скульптуры. Сохранился и дом семьи Стариковых, расположенный сегодня на улице Советской, который был первым перенесен из идущего под затопление Ставрополя.
Уникальным явлением не только Тольятти, но и всей России стал музейно-парковый комплекс «Технический музей имени Г. К. Сахарова». Музей располагается под открытым небом на земельном участке площадью 38 га. На его территории разместились более 460 различных экспонатов, демонстрирующие развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Среди них – образцы различного вооружения времён I и II мировых войн, космической техники. Особого внимания заслуживает подводная лодка Б-307, доставленная в музей с места службы целиком. Лодки данного проекта являются крупнейшими в мире дизельными подводными лодками.
Музыкальное и художественное образование
Профессиональную музыкальную и общеэстетическую подготовку в городе осуществляют Тольяттинская консерватория (институт), музыкальное училище, 16 учреждений дополнительного образования детей, в том числе хореографическая школа имени М.М. Плисецкой. Выдающиеся российские педагоги считают своим профессиональным долгом поддерживать новые тольяттинские начинания, а юные тольяттинские дарования имеют возможность получать образование в Московской и Лондонской консерватории. Патронаж над несколькими талантливыми музыкантами взял на себя маэстро Владимир Спиваков, который, кстати, является Почетным гражданином Тольятти.
Концерты
Яркими культурными событиями стали фестивали, проводимые Тольяттинской филармонией: Тольяттинская музыкальная осень, Jazz-весна в Тольятти, Международный Фестиваль баянной музыки «Виват, баян! Сергей Войтенко и друзья», а также Международные фестивали «Классика над Волгой» и «Классика Open fest».
Тольятти входит в федеральный список исторических городов России, где размещены порядка 120 архитектурных и скульптурных памятников культуры. Свыше половины из них находится в Центральном районе. На площади Свободы горит Вечный огонь, возвышается обелиск Славы в честь погибших в годы Великой Отечественной войны. В Портпоселке на берегу реки Волга установлен памятник основателю города В.Н.Татищеву. Он был построен на добровольные пожертвования горожан, тольяттинских меценатов и предприятий. Автор памятника – скульптур с мировым именем Александр Рукавишников.
Социальная политика
Система образования в городе одна из наиболее развитых. Здесь работают 69 дошкольных образовательных учреждений, 80 общеобразовательных учреждений, 18 учреждений дополнительного образования детей. Основу высшего образования составляют государственные вузы, в числе которых Тольяттинский Государственный Университет, Поволжский Государственный Университет Сервиса. Работают два негосударственных вуза – Тольяттинская Академия Управления и Волжский Университет им. Татищева. Также в Тольятти много филиалов московских, санкт-петербургских и самарских вузов. В 2009 году ОАО «АВТОВАЗ» открыло собственное учебное заведение – корпоративный университет. 1684 тольяттинских педагогов награждены отраслевыми наградами Министерства образования и науки РФ.
Здравоохранение
Отрасль здравоохранения представлена муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, а также частными врачебными кабинетами различного профиля. Оснащёние больниц и поликлиник, операционных и процедурных кабинетов, больничных палат самым современным оборудованием, организация отделений щадящей эндоскопической хирургии, тщательное изучение и оперативное внедрение новых способов лечения больных – такова общая тенденция развития всех медицинских объединений Тольятти.