Методические указания по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах. Педагогическое пособие для проведения занятий с дошкольниками

Ольга Торбик
Методическая разработка по содержанию передового опыта по обучению детей основам безопасного поведения на дороге

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»

содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»

Педагогический стаж работы: 14 лет

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения детей основам безопасного поведения на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей – первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с ребёнком находятся родители, воспитатели детского сада, которые обязаны научить его жизненно важным правилам. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.

Новизной и отличительной особенностью является – система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Главная цель – формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах. Где ключевым является слово «осознанного».

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

– создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

– формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

– применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

– формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:

– Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;

– Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;

– Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;

– Обогащение предметно – развивающей среды группы.

Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

1. Основная часть.

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Ведущая педагогическая идея заключается в приобщении ребёнка – дошкольника к социально выработанным нормам поведения на дорогах и в транспорте.

Работа по обучению правилам дорожного движения представляет из себя передачу информации, решение проблемных ситуаций с учётом возраста детей через игровую информацию, общение, художественную литературу.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.

«Игры размышления» – формируют способности самостоятельно пользоваться полученными знаниями

«Игры – поиски» («Не сбей с пути», «Как бы ты поступил?») – на основе проб и ошибок дети находят правильное решение проблемы.

Дидактические игры с моделированием «Укажи путь», «Прочитай письмо». Хороший результат достигается, если сочетаются интеллектуальные и ролевые игры.

В процессе обучения детей основам безопасного поведения на дороге нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, поэтому я значительное место отвожу практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

В своей работе, воспитывая дошкольников, применяю такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение. Ведь в дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.

На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Работая с детьми, использую следующие принципы воспитания и обучения :

Принцип наглядности – традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени начинаю готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.

В течение года учат различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводить с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учимся понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Организую и постепенно направляю познавательную деятельность детей на предметы, явления и

события, которые не только способствуют развитию представлений об

окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Знакомимся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых

автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.

В средней группе – продолжаю работу по развитию ориентировки в окружающем. Познакомила детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

В своей работе с детьми широко применяла дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

Дети участвовали в праздниках по ПДД («Знай правила движения. как таблицу умножениия», «В гостях у светофора», в которых я стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).

Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в собственном «автогородке», в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.

В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с родителями. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной

литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из

книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения организовываю так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Весь материал для работы с детьми поделила на группы:

В первую группу вошли дидактические игры «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто используем словесные методы, проводим словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке».

Вторая группа – игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.

Третья группа – настольно-печатные игры «Кто отличник- пешеход», «Светофор», «Как Буратино учился ходить», «Лото», «Домино» и др. Их мы используем для уточнения и закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Четвертая группа объединила материалы по современным нестандартным играм «Поле чудес», «Что, где, когда»,«Счастливый случай».

В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Дорожная грамота» и др.

В шестой группе объединила материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.

Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады: показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.

Чтобы не останавливаться на достигнутом, я постоянно повышаю свои знания. Это и тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры занятий, вечера развлечений, досуги.

В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, схемы, презентации, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы одетые в форму регулировщика; необходимые

атрибуты для управления движения – жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд,

литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений.

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях широко использую:

– информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

– родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

– семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

– деловые игры и тренинги;

– «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

– устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

– совместные праздники и развлечения;

– выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя : дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у дошкольников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Показателями эффективности нашей работы являются:

– знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

– умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Система деятельности моей работы по обучению воспитанников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребёнка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

1. Авдеева Н. Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство «Детство- Пресс», 2004.

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд. – М. : Просвещение, 2004.

4. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006.

5. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3- 7 лет. – М. : мозайка- синтез, 2009.

7. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.

8. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.

Зульфия Шамсиева
Методические рекомендации по ПДД

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,

основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого

уровня охраны их здоровья и жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, – это вера в запретительные свойства красного цвета.

Единственный, кто может его в этом убедить, – взрослый человек. И единственным способом – своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий:

Наиболее распространё нные причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте, перед близко идущим

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.

3. Игра на проезжей части.

4. Ходьба по проезжей части.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-

транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом. А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:

– Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;

– Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

– Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех

участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях

педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

– На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и

проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать

внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную

общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в

соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы,

диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно – транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (используемые программы и методики, материальную базу, а также более широкие – климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К

работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования.

Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе, поэтому соответствующему разделу в детских садах уделяется времени и внимания больше.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путё м решения нескольких задач:

– усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного

поведения на улице;

– формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

– развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения» :

Ребёнок – пешеход

Ребёнок – пассажир

Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок,роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по

ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные

«теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей,

вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах

дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

– воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

-игры-драматизации и театрализованные игры;

-игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность.

По продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках- раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу);

следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки. Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и

представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.

В рамках проектов проводятся:

– охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и

сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т. д.

– праздники, викторины, спектакли;

– выпускаются сигнальные листовки, газеты;

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

– выразительное, эмоциональное чтение произведения;

– повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ

содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

– беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

– разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

– конкурсы рисунков;

– выставки моделей, макетов;

– изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

– вечера загадок;

– конкурсы стихов и рассказов;

– развлечения, праздники;

– спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

– Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

– Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

– Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

– Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

– Не играть на дороге или около проезжей части.

– Переходить улицу только по пешеходному переходу.

– При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.

– Знать устройство проезжей части.

– Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

– Знать правила поведения в транспорте:

– Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

– Не стоять у дверей.

– Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

– Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

– Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

– Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

– Не ходить никуда без разрешения взрослых.

– Играть только на детской площадке.

– Не играть близко от проезжей части дороги.

– Не кататься по проезжей части дороги.

Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.

Примерный перечень занятий в группах о ПДД

(1 раз в квартал) Изобразительная деятельность

(1 раз в квартал) Конструирование (1 раз в квартал)

Первая младшая 1. Рассматривание игрушечного грузового автомобиля

2. Рассматривание автобуса (картинка)

3. Рассматривание картины «Улица города» 1. Рисование «Зебра на дороге»

2. Лепка «Светофор»

3. Рисование «Светофор» 1.»Дорожки»

Вторая младшая 1. Рассматривание грузового автомобиля

2. Рассматривание картины» Улица города»

3. фсравнение автобуса и автомобиля (игрушки)

4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины»

5. Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного «Светофор» 1. Рисование «вагончики метро», «Светофор», «Колеса к вагончикам», «Наша улица»

2. Аппликация «Светофор», «Автобус»

3. Лепка «Светофор», «Колеса большие и маленькие» 1 Дорожки»

2. «Ворота широкие и узкие»

3. «Улица» (дома и дороги)

Средняя 1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта

2. Сравнение автобуса и троллейбуса

3. Беседа с рассматриванием иллюстраций «На чем ездят люди»

4. Беседа «Что я видел, когда шел в детский сад»

5. Беседа «Какие бывают машины?»

6. Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор»

7. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат» 1. Аппликация «Грузовая машина», «Автобус»

2. Рисование «Грузовая машина», «машины на дороге» 1. «Мост для транспорта»

3. «Автобус» (из бумаги)

Старшая 1. Рассматривание картины «Улица города»

2. Беседа с решением проблемных ситуаций

3.»Школа пешеходных наук» (итоговое комплексное занятие) 1Рисование «Улица города», «Регулируемый перекресток», «дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице»

2. Аппликация «на нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус» 1.»Мосты для разного вида транспорта»

2.»Светофор» (из бумаги)

3.»Улица города» (из строительного материала)

ная 1 Рассказ воспитателя «Служебный транспорт»

2. Беседа по картине «Машина на мосту»

3. Беседа «На чем люди ездили и ездят»

4. Беседа «Улица города»

5. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

6. Пересказ рассказа «Санки»

7.»Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие) 1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «нарисуй любой вид транспорта»

2. Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус»

3. Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация) 1.»наша улица»

3. «Станции метро»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *