Мероприятия по повышению эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Институт развития образования Кировской области совместно с региональным министерством образования и ГИБДД УМВД России регулярно проводит просветительские мероприятия для родителей и педагогов, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

На минувшем собрании коллеги рассмотрели вопросы изучения ПДД в рамках внеурочной деятельности, организации работы помощников юных инспекторов движения в детских дошкольных учреждениях.

Кроме того, начальник Регионального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Евгений Владимирович Перфилов рассказал о состоянии и развитии движения юных инспекторов в Кировской области.

– Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма, – отмечает проректор по научной и инновационной работе Ольга Казаринова.

Помните, в первую очередь, мы должны быть дисциплинированными участниками дорожного движения, потом с нас пример будут брать наши дети

Организация работы помощников юных инспекторов движения в детских дошкольных учреждениях

МБОУ ООШ №7 г.Кирова «Профилактика ДДТТ»

Общероссийская общественная детско-юношеская организация по пропаганде безопасности дорожного движения «Юные инспекторы движения»

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма на территории Кировской области

Маргарита Боклашова
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: проблемы и возможные пути решения

Дорожное движение в любой стране мира является небезопасным. Общественный и личный транспорт остается источником повышенной опасности, поэтому необходимым является принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности людей.

На состояние общественного порядка в данной сфере существенным образом влияет количество совершаемых дорожно-транспортных происшествий. Число автомобилей на дорогах с каждым городом неуклонно растет, что является причиной увеличения количества различных ДТП. Зачастую участниками ДТП становятся не только взрослые, но дети и подростки. На сегодняшний день проблема детского транспортного травматизма является чрезвычайно актуальной.

Дети получают серьезные повреждения и погибают в результате ДТП, а возможность выжить в аварии у детей младенческого возраста минимальна. Для улучшения ситуации необходимо принимать действенные меры, создающие условия и стимулирующие правомерное поведение участников общественных отношений на дороге. Необходим комплекс действий, способный улучшить сложившуюся ситуацию и принести положительный результат.

Главной причиной подавляющего большинства несчастных случаев, происходящих с детьми на улицах и на дорогах, является несоблюдение ими правил дорожного движения. Правила не соблюдают как сами дети, так и водители транспортных средств.

Согласно данным статистики, дети и подростки в большинстве случаев попадают под колеса по своей собственной неосторожности и невнимательности, вследствие перехода проезжей части в неположенном месте или на красный сигнал светофора. Причинами детского травматизма нередко становятся подвижные игры и шалости на дороге. Некоторые подростки ездят по оживленным дорогам на велосипедах, средствах индивидуальной мобильности, не соблюдая ПДД.

Вышеперечисленные ситуации возникают из-за отсутствия у детей сформированных навыков правильного поведения на дорогах, их неумения быстро ориентироваться в сложной дорожной ситуации и принимать правильные решения.

Высокий уровень детского травматизма на дорогах – это проблема всего нашего общества, поэтому решать ее следует комплексно.

Необходимы профилактические меры со стороны родителей, педагогов, разъяснительная работа среди автомобилистов. Задачей родителей и педагогов является воспитание дисциплинированных, ответственных и грамотных участников дорожного движения.

Для обеспечения безопасности ребенка на дороге его с раннего возраста следует приучать соблюдать ПДД, воспитывать в нем чувство осторожности, ответственности перед другими участниками дорожного движения. Учить ребенка правильно вести себя на дороге необходимо ежедневно. Родителям следует обучать детей правильному поведению собственным примером, а также с помощью регулярных профилактических бесед. Никогда не забывайте о том, что дети копируют поведение на улице своих родителей, перенимают все их привычки, поэтому на дорогах ведут себя так же, как они.

Переходя дорогу вместе с ребенком, необходимо крепко держать малыша за руку и всегда в точности следовать ПДД; нельзя торопиться и переходить на бег. Идти через проезжую часть следует размеренным шагом, приучая к этому и ребенка. Таким образом, у малыша не разовьется привычка перебегать дорогу. По пути в детский сад или в школу следует беседовать с ребенком о правильном поведении на улице. Родителям следует донести до малыша, что залогом безопасности пешеходов является соблюдение дисциплины на улице, и доказать это своим собственным примером. Важно научить ребенка при переходе улицы, не торопиться, внимательно всматриваться вдаль и при необходимости пропускать приближающиеся машины.

Школьнику следует объяснить, что осторожность нужно соблюдать не только во время перехода дороги, но и при передвижении по двору, тротуару и т. д. Необходимо пройти с ним весь путь от дома до школы и обратить его внимание на самые опасные участки – узкий тротуар, нерегулируемый перекресток, припаркованные автомобили и прочее. Ребенку самостоятельно сложно предвидеть опасность или оценить скорость движения машины, поэтому родителям следует обучить его этим умениям. Важно также обратить внимание ребенка на опасности, которые могут подстерегать его при посадке в общественный транспорт и при высадке из него.

Перевозя ребенка в автомобиле, родителям также следует соблюдать определенные правила: всегда пристегивать себя и ребенка, перевозить малыша только в специальном кресле и т. д. Находясь за рулем, не следует проявлять агрессивность в отношении пешеходов либо других водителей, которые нарушают правила. Вместо этого следует спокойным голосом объяснить ребенку, какие именно ошибки они допускают.

Обучение безопасному, грамотному, ответственному поведению на автомобильных дорогах и улицах – важная составляющая комплексных учебных программ в дошкольных и школьных учреждениях. Оно проводится с помощью игр, лекций, художественной литературы, практических занятий и т. д.

Педагоги обучают детей правилам ПДД и грамотному поведению на дорогах. В игровой форме они изучают устройство проезжей части, знакомят воспитанников с наиболее важными для пешеходов дорожными знаками, учат правильно вести себя в личном и общественном транспорте.

Такое обучение «не может быть полноценным, если в этот образовательный процесс не вовлечен руководитель органа внутренних дел», если он не проявляет живой интерес и содействие в организации обучения, если не контролирует и не стимулирует подчиненных сотрудников, принимающих участие в данной работе.

Важный вклад в уменьшение случаев травматизма подростков и детей на автодорогах вносится надзорной деятельностью сотрудников ГИБДД, которые контролируют соблюдение водителями правил перевозки маленьких пассажиров в салонах транспортных средств. Ребенок – главный пассажир в любом автомобиле. Перевозить его можно только в специальном кресле, установленном на заднем сидении транспортного средства.

Обеспечить безопасность подростков и детей на дорогах невозможно без проведения разъяснительной работы среди автолюбителей и профессиональных водителей. Тщательное соблюдение автомобилистами правил движения обеспечивает существенное снижение травматизма детей на автодорогах.

Также следует принять необходимые меры, направленные на улучшение подготовки водителей в автошколах. Больше времени следует уделять обучению вождению автомобиля в критических ситуациях, учить будущих автомобилистов лучше ориентироваться на дорогах, избегать аварийных ситуаций, придерживаться здорового образа жизни, не садиться за руль в болезненном или сонном состоянии.

Таким образом, только комплекс скоординированных и согласованных мер разнопланового характера позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

Гуреева Светлана Юрьевна
Профилактика ДДТТ (детский дорожно — транспортный травматизм)

Профилактика ДДТТ (детский дорожно – транспортный травматизм)

11.02.2021г. Подготовила: Гуреева Светлана Юрьевна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям младшего школьного возраста. Общие представления:

1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения :

1. не играть на дороге или около проезжей части,

2. переходить улицу только по пешеходному переходу,

3. знать устройство проезжей части,

4. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

5. знать правила поведения в транспорте,

6. знать и соблюдать правила поведения во дворе, на улице.

По дороге в школу или из неё проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице.

Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ”

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны. Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы.

В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть· размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать —· ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах,· обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите· первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на· дороге : показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо· препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

-Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом

-Игры на проезжей части

-Невнимание к сигналам регулирования движением

-Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий

-Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта

-Незнание правил перехода перекрёстка

-Хождение по проезжей части при наличии тротуара

-Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

-Езда на роликах и самокатах по проезжей части

Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей — водителей и пассажиров

Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку, Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья. Как водитель или пассажир вы — пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов. Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.

Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» — перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.

2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т. д.

3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.

4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,

5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.

6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,

8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт

Младший школьник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности. Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Екатерина Колодина
Меры повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются : приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, – это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, – взрослый человек. И единственным способом – своим примером.

1. Теоретическая часть.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий :

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ.

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями, общественностью. А в целях повышения эффективности работы по направлению необходимо:

Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;

Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов, образовательных областей и направлений через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Она реализуется путё м решения нескольких задач:

усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения» :

Ребёнок – пешеход

Ребёнок – пассажир

Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность, так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

2. Практическая часть.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

Воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

Развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

Обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.

через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребё нка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т. д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:

тематическое планирование позволяет педагогу значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;

повышается качество работы педагога, открывается больше возможностей для творчества;

повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;

Формирование необходимых знаний об окружающей «территории дорожного движения» у детей – важное условие сознательного заучивания правил безопасного поведения на улице.

Воспитателю, ведущему специалисту следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. В каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т. д.). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, уровень усвоения ими необходимых знаний и умений.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

-игры-драматизации и театрализованные игры;

-игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность. Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

На занятиях по развитию речи рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:

-рассматривание картин и иллюстраций;

-составление описательных рассказов по картине;

-составление рассказов из личного опыта;

-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

-решение проблемных задач и ситуаций

-слушание аудиозаписей песенок, сказок

-просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

• «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

• «Почему нельзя играть на тротуаре?»

• «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

• «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

• «Для кого предназначены дорожные знаки?»

• «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения.

проводятся дополнительные мероприятия:

– фоторепортажи; коллажи;

– праздники, конкурсы, викторины, кукольные спектакли;

– выпускаются сигнальные листовки, газеты;

-оформляются, стенды, фотостенды, уголки тематические;

-проводятся целевые прогулки, экскурсии.

3. Художественная деятельность. Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает :

• выразительное, эмоциональное чтение произведения;

• повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

• беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

• разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

– конкурсы рисунков;

– выставки моделей, макетов;

– изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

– вечера загадок;

– конкурсы стихов и рассказов;

– развлечения, праздники;

– спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

«Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,

«Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,

«Викторина «Жители страны «Дорожная»,

«Спортивно – игровые развлечения, эстафеты «Веселые знатоки»,

«Выставка семейного, группового плаката «Все в наших руках».

Организация работы с педагогами.

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно–транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;

проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;

воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.

3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста

знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 1073) именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причинённый действиями своего ребёнка.

В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения. Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *