Лукьянов валерий витальевич биография

3 Июля 2009

Лукьянов валерий витальевич биография

2 июля в музее МВД России открылась выставка, посвященная памяти начальника Главного управления Госавтоинспекции МВД СССР Валерия Витальевича Лукьянова. Этот пост он занимал с 1967 по 1983 гг.

За годы его руководства Госавтоинспекция претерпела коренные преобразования: были созданы строевые подразделения ДПС, межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения и подразделения по организации дорожного движения, предприятия по внедрению средств техники регулирования дорожного движения. Благодаря его высокому профессионализму, умелому стилю управления в стране была создана эффективно функционирующая до наших дней государственная система обеспечения безопасности дорожного движения.

Лукьянов валерий витальевич биография

Лукьянов валерий витальевич биография

Основой выставки стал Центральный архив МВД России и семейный архив, предоставленный музею его дочерью.

На  выставке присутствовали руководящий состав Департамента ОБДД МВД России, члены семьи Валерия Витальевич Лукьянова, ветераны  Госавтоинспекции, представители ФГУ «Дирекция Программы ПБДД», его друзья и коллеги.

Появилась она на доме №6 по ул. Гуртьева, где Валерий Витальевич жил с 1957 по 1967 год.

В.В. Лукьянов родился 20 марта 1922 года в городе Вологде. Воевал.  После войны служил в органах внутренних дел в Литовской ССР, а вскоре перебрался на Орловщину.

Службу здесь он начал в 1953 г. в должности старшего инспектора Орловского участка дорожной милиции, прошёл длинный служебный путь и завершил его начальником Управления охраны общественного порядка Орловского облисполкома (сейчас это УМВД России по Орловской области).

Лукьянов руководил раскрытием резонансных преступлений, лично возглавлял операции по задержанию опасных преступников. Под его руководством коллектив управления добился больших результатов, и в 1967 г. Валерий Витальевич был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. С 1967 по 1983 году возглавлял Главное управление государственной автомобильной инспекции МВД СССР.

– Он приложил колоссальные усилия для обеспечения безопасности на дорогах страны, за эти годы Госавтоинспекция потерпела коренные преобразования. Уделял

Лукьянов валерий витальевич биография

большое внимание подготовке сотрудников. По его инициативе были созданы две школы МВД – в Краснодаре и Орле. Орловская – в 1967 году. С 30 мая 2013 года Орловский юридический институт МВД России носит имя Валерия Витальевича Лукьянова. Открывая сегодня мемориальную доску в честь этого выдающегося человека, мы выражаем ему глубокое уважение, – сказал, выступая, начальник Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова, доктор юридических наук генерал-майор полиции Сергей Синенко.

У Валерия Витальевича Лукьянова много наград и званий. Вот только некоторые из них: «заслуженный работник Министерства внутренних дел СССР», «заслуженный юрист РФ», «доктор юридических наук».

Мемориальная доска в честь В.В. Лукьянова – дань памяти уважаемому человеку, много сделавшему на благо Орловщины.

– Появление в центре города мемориальной доски генералу Лукьянову в год трёхсотлетия российской полиции, 75-летия освобождения Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков – знаковое событие. Фронтовик, выдающийся организатор системы внутренних дел, человек, стоявший у истоков Госавтоинспекции нашей страны, истинный патриот, любивший Орловщину, которой отдал 14 лет своей жизни, – безусловный пример для всех нас. Я искренне поздравляю всех нас с этим событием – думаю, это серьёзный нравственный урок, который мы должны с честью нести через десятилетия, – отметил в своём выступлении и.о. губернатора и председателя правительства Орловской области Вадим Соколов.

Валерий Витальевич Лукьянов

– А Вы как намерены – брехать или правду говорить? – голос на том конце провода иронизировал, и я вспомнила, что до сих пор в ГАИ-ГИБДД люди, служившие с самым авторитетным из начальников ГАИ Союза В.В. Лукьяновым, безоговорочно признаются профессионалами высокой пробы.

– Патриотизм был сумасшедший, – вспоминал те годы генерал-лейтенант милиции в отставке В.В. Лукьянов, потчуя меня кофе в своей московской квартире. – Третий курс отправили рыть окопы, так студенты бунт устроили: почему второкурсников не берут? Наш факультет отправили в Наро-Фоминск, на ремонтно-танковую базу. Практику я там прошел хорошую. Позднее опыт пригодился. Подошел сентябрь – и нас вернули в институт. На танковом факультете у всех была бронь. А в Москве к тому времени мужчин повымело. По улицам стыдно ходить было: молодой, а не на фронте. Пошел в военкомат и сдал бронь. Через неделю забрали.

Вы помните фильм «Летят журавли»? Так вот, там проводы, – считает седой генерал, – один к одному как было в жизни. У него по крайней мере именно так. Разбили на команды. «По вагонам!» – и куда повезли, никто не знает. Оказалось, в Челябинск, в 30-й запасной танковый полк. Из полка – в школу авиамехаников, оттуда – в танковое училище. Что называется: «то взлет, то посадка». И так – весь 1942 год.

– Условия в училище были собачьи, – вспоминает Валерий Витальевич. – Сапог не было, на ногах носили обмотки. Холодно. Водопровод не работает. Голодали. При своем росте (182 см) я весил 47 кг. И в это время на меня пришел приказ: демобилизовать и вернуть в институт!

– Нет! Закончил училище, попал в 7-й механизированный корпус, дали самоходку СУ-152 на базе тяжелого танка КВ и отправили на Украину механиком. Но механиком был недолго. Учли, что я закончил два курса института, училище, и назначили заместителем командира части по восстановлению подбитых танков.

Так лейтенант Лукьянов вернулся к тому, с чего начинал Лукьянов-студент, – ремонту танков. Уловив заминку в вопросах, генерал прищурился:

– Вам, конечно, героизм подавай! Война – это страшное, грязное, выматывающее силы и душу дело. Не бывает запланированного героизма! Все происходит случайно.

Генерал-лейтенант Лукьянов отмечен орденами и медалями, в том числе, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и другими правительственными наградами.

– Знаете, как я получил орден Отечественной войны? В Чехословакии, в районе города Густанече, наш корпус ушел километров на 20 вперед, а мы, ремонтная бригада в 15 человек, после боя стащили десяток битых танков во двор какой-то фабрики, расслабились: в тылу все-таки. В километре от нас небольшой лесок. И вдруг вечером из того леска – бешеный минометный огонь. Мы оказались в ловушке. Танки оставить жалко. Уничтожить – тоже. Оставаться в этом дворе – верная гибель. На счастье, один из танков оказался «ходячим», а второй – стреляющим, у него единственного была неповрежденная башня. Сделали из них самоходную пару – да как долбанули по тому леску. Благо, снарядов было полно. Часа два вот так они нас обстреливали, мы – их. Когда они затихли, уже светало. Отправили разведку к лесу. Подползли – одни трупы. Как потом оказалось, мы какую-то пехотную часть спасли.

Конечно-конечно, запланированного героизма не бывает, но и случайного, мне кажется, тоже. Всегда есть выбор: прежде думай о Родине, а потом – о себе, или наоборот. Они выбирали – Родину. Помните слова Лукьянова о «бешеном патриотизме»?

Правда, приветствовали нас везде по-разному. Если в Болгарии – огромные толпы встречающих, с цветами, нас буквально носили на руках, мы были «братушки», то в Венгрии – шквальным огнем. Жестокие бои там шли. Нас за Дунай откинули. Танки и техника стояли на острове Чепель. Можно было укрыться на безопасном берегу, а можно остаться под обстрелом на острове. Я спросил: «Добровольцы есть?» Все как один остались на острове.

Под этим шквальным огнем и здесь, в районе Секешфехервара, и в Дебрецене, и везде, где шли сражения, часть В. Лукьянова с поля боя уводила покореженные танки и за считанные часы возвращала в бой.

– Как атака – половины танков нет, – вспоминает Валерий Витальевич. – В Дебрецене корпус получил отличные танки. Немцы нашли способ выводить их из строя: стреляли прицельно в погон башни, и она становилась мертвой: не вращалась. Башня весом тонн 20, неподъемная. Не поднимешь башню – не исправишь механизм вращения. Отгонять танки в Россию – оголять войска минимум на полгода. Я нашел способ поднимать эти 20 тонн на месте. Вообще мы каждый день имели новые, увлекательные в техническом отношении задачи. И справлялись с ними.

Ремонтников Лукьянова берегли как зеницу ока, а у него самого в корпусе была репутация!.. Если никто не мог решить техническую задачу, шли к «самому» Лукьянову.

Все забылось: страх, голод, смерти, разрушения. А гордость за страну осталась. Чувство удовлетворения Победой и величием России – осталось.

29 июня 2013 года в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова состоялись торжественные мероприятия, посвященные присвоению институту почетного наименования «имени В.В. Лукьянова», открытию мемориальной доски в его честь и вручению дипломов выпускникам очной формы обучения.

Почетное наименование институту было присвоено приказом Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева от 30 мая 2013 года № 310.

Доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант милиции Валерий Витальевич Лукьянов с 1963 по 1967 год был начальником УВД Орловской области. Возглавляя в период с 1967 по 1883 год Главное управление Государственной автомобильной инспекции МВД СССР, Валерий Витальевич внес огромный вклад в реформирование подразделений Госавтоинспекции нашей страны. Именно с его именем связано интенсивное развитие Госавтоинспекции, появился целый ряд подразделений – строевые подразделения ДПС, межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения и подразделения по организации дорожного движения.

За время работы Валерия Витальевича Лукьянова в орловской милиции он одним из первых в стране добился создания радиофицированного подразделения. С помощью практически мгновенного оповещения нарядов ГАИ, он мог перекрыть дороги и железнодорожные станции при поимке преступников. Будучи начальником УВД, он первый в стране применил волонтеров в поиске детей. Эта операция получила название «Малыш» и в октябре 1965 году обошла не только советские, но и зарубежные газеты. В Болховском районе заявили о пропаже трехлетнего сына колхозницы. Сначала искали своими силами, затем обратились в милицию. Начальнику УВД о происшествии доложили поздно вечером. Лукьянов по тревоге поднял всех работников милиции для обследования леса. А сам ночью при согласии первого секретаря райкома КПСС через радиоузел передал объявление по радио о том, что необходима помощь в розыске ребенка. Утром у райкома собрались более двух тысяч добровольцев. Совместными усилиям ребенок был найден.

Четырнадцать лет проработал Лукьянов в Орловской области. Под его руководством коллектив органов внутренних дел добился высокой результативности в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. За эти успехи в 1967 году В.В. Лукьянову был присвоен орден Трудового Красного Знамени.

За годы деятельности Валерия Витальевича Лукьянова на посту начальника Главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД СССР система обеспечения безопасности дорожного движения претерпела коренные преобразования. МВД СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции, а также первые единые по Советскому Союзу «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», где впервые в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Было создано «Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции», впервые охватившее все стороны деятельности ГАИ.

В эти годы введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР стали действовать единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта.

Ведущую роль в эти годы приобретает работа с общественностью, особенно с самыми юными участниками дорожного движения. По инициативе Валерия Витальевича Лукьянова в 1973 году все детские общественные формирования, взаимодействующие с ГАИ, объединены в отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Спустя два года, в 1975 году, в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» в Краснодарском крае прошел Первый Всероссийский слет ЮИД, на котором встретились делегаты 72 регионов. А в 1978 году в г. Ростове-на-Дону состоялся Первый Всесоюзный слет ЮИД.

В 1976 году он стоял у истоков создания Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР, – ныне Орловского юридического института МВД России. При его поддержке в кратчайшие сроки были решены проблемы комплектования научно-педаго¬ги¬ческих кадров, создания учебно-материальной базы учебного заведения. В Народном музее института ему посвящена одна из экспозиций, а в 2011 году здесь был открыт бюст генерал-лейтенанту.

Валерий Витальевич Лукьянов ушел из жизни в декабре 2007 года, но практически до последних дней продолжал вести преподавательскую и научную работу, направленную на повышение безопасности дорожного движения.

В настоящее время Орловский юридический институт МВД России является базовым ВУЗом по подготовке сотрудников подразделений Госавтоинспекции. Символично, что в этом году первый специализированный выпуск сотрудников ГИБДД совпал с присвоением институту имени В.В. Лукьянова.

В торжественной церемонии открытия мемориальной доски в честь генерал-лейтенанта милиции Валерия Витальевича Лукьянова на фасаде центрального здания института приняли участие заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Виктор Николаевич Кирьянов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов, губернатор Орловской области Александр Петрович Козлов, начальник Управления МВД России по Орловской области генерал-майор полиции Юрий Николаевич Савенков, дочь Валерия Витальевича Лукьянова – Елена Валерьевна Циклис, ветераны службы, а также руководители подразделений Госавтоинспекции по субъектам Центрального федерального округа, сотрудники и курсанты института, юные инспектора дорожного движения, представители духовенства и общественные деятели.

К собравшимся обратился заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Виктор Николаевич Кирьянов. Он зачитал приветственное обращение Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции Владимира Александровича Колокольцева. В нем, в частности, говорится: «Искренне разделяю с вами чувства радости и ответственности по случаю присвоения Орловскому юридическому институту МВД России почетного имени Валерия Витальевича Лукьянова, с которым связана целая эпоха в становлении и развитии службы Госавтоинспекции.

Всегда и во всем новатор, незаурядный ученый, замечательный публицист, он внес поистине неоценимый вклад в создание государственной системы безопасности дорожного движения. Многие его решения опередили время.

Самое пристальное внимание доктор юридических наук, профессор В.В. Лукьянов всегда уделял подготовке молодых специалистов службы. Пять лет назад вашему институту был придан статус профильного образовательного учреждения по линии Госавтоинспекции. Весьма символично, что присвоение вузу почетного наименования совпало с первым выпуском офицеров дорожной полиции.

Важность и востребованность задач, стоящих перед службой, сегодня, как никогда, требуют от каждого сотрудника компетентности, профессионализма и повышенной ответственности. В современных условиях высокой автомобилизации от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а значит – жизнь и здоровье граждан.

Уверен, сохранение лучших профессиональных традиций, накопленный научный и творческий потенциал в воспитании и обучении квалифицированных кадров позволят повысить авторитет Госавтоинспекции и укрепить доверие к ней граждан».

Почетное право открытия мемориальной доски памяти В.В. Лукьянова было предоставлено заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковнику полиции Виктору Николаевичу Кирьянову, губернатору Орловской области Александру Петровичу Козлову и дочери Валерия Витальевича Лукъянова – Елене Валерьевне Циклис.

В завершение торжественной церемонии почетные гости и участники мероприятия возложили цветы к мемориалу.

По материалам пресс-службы ГУОБДД МВД России, http://www.gibdd.ru

Назначение начальником Управления ГАИ МВД СССР Валерия Витальевича Лукьянова и последующие пятнадцать лет его руководства службой оставили заметный след в совершенствовании форм и методов обеспечения безопасности дорожного движения.

Именно в эти годы в нашей стране началась настоящая широкая автомобилизация. Значительно выросло ежегодное производство легковых автомобилей, увеличился выпуск мощного грузового транспорта, а с ними повысилась и интенсивность, напряженность движения. Это стало негативно сказываться на состоянии аварийности на дорогах и улицах, тяжести ДТП. Статистика второй половины шестидесятых зафик­сировала в период с 1966 по 1970 гг. около полумиллиона ДТП и почти 118 тысяч погибших на дорогах, что никоим образом не устраивало общественное мнение.

В июне 1968 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении административной ответственности за нарушение Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами». Можно назвать еще целый ряд документов тех лет, которые соответственно потребовали наполнения новым содержанием всей деятельности Госавтоинспекции, в том числе и такого ее направления, как пропаганда безопасности дорожного движения. Будучи одним из заместителей В.В. Лукьянова, я курировал эту работу и практически находился в гуще всех пропагандистских новаций.

В основе пропагандистской работы того времени лежал ряд нормативных актов, основанных на правительственных документах. И в первую очередь — на Положении о Государственной ав­томобильной инспекции МООП РСФСР от 20 декабря 1963 года, а впоследствии — Положении об УГАИ МВД СССР, утвержденном приказом МВД СССР от 5 июня 1970 года.

В декабре 1969 года приказом МВД СССР было утверждено «Наставление по надзору за движением транспорта и пешеходов». Этот документ, в частности, обязывал начальников органов внутренних дел выступать в печати, по радио, телевидению и перед трудовыми коллективами по вопросам безопасности движения, а на аппараты ГАИ, располагавшие всей информацией об аварийности, возлагалась основная ответственность за действенность и качество пропаганды БДД.

И эта работа развернулась широко и повсеместно. Приведу такие цифры. Если в 1969 году в центральных газетах и журналах было опубликовано всего 45 материалов по безопасности дорожного движения, в 1973-м — 437, то в 1978 году — более 1250. И это, подчеркну, лишь в центральной прессе! В таких популярных, многомиллионным тиражом выходивших газетах, как «Известия», «Социалистическая индустрия», «Советская Россия» и других, появились специальные рубрики: «ГАИ сообщает», «Разъясняет ГАИ» «Автоклуб «Счастливого пути!», «Осторожно: красный свет!», «Внимание: на дорогах дети», «За безопас­ность движения» и им подобные. Не стояли в стороне от проблем пропаганды БДД и такие журналы, как «Крокодил», «За рулём», «Здоровье». Мне самому приходилось регулярно выступать в прессе со статьями, посвященными анализу дорожно-транспортных происшествий, разъяснению принимаемых нормативных актов, давать интервью по вопросам взаимоотношений между автоинспектором и водителем и т.п. Аналогичная картина наблюдалась и в местных органах печати — руководители Госавтоинспекции были желанными гостями в редакциях, постоянными авторами.

А ведь кроме газет и журналов с нами активно сотрудничали журналисты, как теперь говорят, электронных СМИ — радио и телевидения. Постоянным участником различных телепрограмм был Валерий Витальевич Лукьянов, да и его заместители — Иван Степанович Храпов, Энгельс Михайлович Ваулин и я — хорошо знали маршруты к телевизионщикам в Останкино и в радиостудии Всесоюзного радио. Нередко, будучи в командировках, мы давали интервью местным СМИ.

Год от года пропагандистские кадры ГАИ крепли, разворачивались, как говорится, по всему фронту работ. Как следствие — к нам в УГАИ с мест поступали вместе с их отчетами дельные предложения о совершенствовании форм и методов пропаганды.

На страницах «STOP-газеты» я с удовольствием вижу имена тех, кто вспоминает о далеких уже шестидесятых-семидесятых годах, когда руководители и пропагандисты ГАИ тормошили и общество, и властные структуры своими инициативами, доказывали, что за безопасность на дорогах надо бороться сообща.

Ведь именно тогда эффективно заработали во многих регионах страны комиссии по безопасности дорожного движения, которые координировали деятельность различных ведомств и предприятий в масштабах республик, краев и областей, планировали различные мероприятия, результатом которых становилось и повышение дисциплины водителей, и улучшение дорожных условий, и рост культуры поведения участников движения.

Помнится, хороший опыт был накоплен в Ростовской области. Там в комиссию вошли руководители территориального транспортного управления, областных управлений коммунального и сельского хозяйства, строительства и ремонта автодорог, отдела народного образования, филиала института ГипроДорНИИ, обкома ДОСААФ, УВД и еще целого ряда органов и организаций. Возглавлял комиссию заместитель председателя облисполкома. Его правой рукой был заместитель начальника УВД. О работе комиссии, вопросах, которые выносились на рассмотрение, обстоятельно сообщали радио, телевидение и пресса. Комиссия организовывала проведение месячников и сезонных смотров безопасности дорожного движения, конкурсов, о ходе и результатах которых сообщалось в средствах массовой информации.

Большой популярностью пользовались различные телевизионные конкурсы, викторины, показ финалов различного рода соревнований по вопросам безопасности дорожного движения. На центральном телевидении особо популярен был цикл передач, в которых разъяснялись новые Правила дорожного движения. Старшее поколение наверняка помнит передачу Всесоюзного радио «Красный! Желтый! Зеленый!». В 1973 году Главная редакция информационной программы «Маяк», где готовилась эта передача, получила около 4,5 тыс. писем. Так вот две трети из них — составляли отклики именно на эту передачу. Идя навстречу пожеланиям слушателей, «Маяк» увеличил периодичность передачи с трех до четырех выпусков в месяц.

Популярной среди детей была ежемесячная получасовая программа «Зеленая волна», которая в игровой форме разъясняла правила поведения на улице, рассказывала о работе водителей и сотрудников Госавтоинспекции, об истории развития городского транспорта и о многом другом, что связано с автомобилем и дорогой.

Должен заметить, что в те годы для сотрудников-пропагандистов едва ли не самой главной в их деятельности стала проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Прежде всего, такое понимание шло из УГАИ. Мы тщательно анализировали причины тяжких последствий ДТП, разрабатывали различные меры по укреплению водительской дисциплины на автопредприятиях, распространяли опыт взаимодействия инспекторов и народных дружин, общественных постов ГАИ. Но все это делалось в кругу, так сказать, взрослых людей, где с нарушителя можно потребовать, опираясь на закон, четкого и неукоснительного выполнения его предписаний. А вот детская категория особая. Уличные шалости, приводившие к травмам и гибели, в значительной степени являются следствием непонимания ребенком той опасности, которой грозит автомобиль, отсутствием четкого осознания, что у дороги есть свои строгие правила, которые необходимо соблюдать.

Где ребята должны постигать премудрости «дорожной грамоты», кто обязан прививать им навыки осторожного и дисциплинированного поведения на улице? Началом решения этой проблемы можно считать 1967 год, когда было признано целесообразным изучение в школах и профтехучилищах Правил дорожного движения.

В 1969 году было принято постановление Совета Министров СССР об обучении учащихся старших классов общеобразовательных школ автоделу. В соответствии с этим постановлением в утвержденной программе трудового обучения можно было вводить курс «Автодело» объемом более 450 часов. Сверх сетки учебных часов 50 часов отводилось на индивидуальное обучение практическому вождению автомобиля.

Приобщая старшеклассников к практическому изучению автомобиля и Правил дорожного движения, мы не забыли и о школьниках младших классов.

Особое место в обучении детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах заняли автогородки. Пропагандисты Госавтоинспекции были самыми активными инициаторами их строительства. В числе первых и самых интересных был автогородок в Ростове-на-Дону, ставший впоследствии знаменитым на всю страну Автоградом. К его возведению приложила, образно говоря, и руку, и голову, и сердце пропагандист Стелла Шамарина.

Кстати, к 1981 году в стране было построено 445 детских автогородков, где законы поведения на улицах в игровой форме изучали тысячи и тысячи юных граждан страны, начиная с дошкольного возраста. Наряду с ростовским, получили известность такие городки в Калуге, Ленинграде, Перми, Кировабаде, Симферополе. Помогала этому и всесоюзная игра-викторина «Светофор», которую УГАИ МВД СССР проводило совместно с редакцией газеты «Пионерская правда». В ней приняли учас­тие почти 5 миллионов школьников.

При непосредственном участии пропагандистов ГАИ в ряде школ возникли первые отряды юных инспекторов движения ЮИД. В 1973 году Секретариатом ЦК ВЛКСМ, Коллегией МВД СССР и Коллегией Минпроса СССР было принято решение о повсеместном создании отрядов ЮИД. Главная задача ЮИД — активное участие в пропаганде ПДД среди детей и подростков и предупреждение нарушений этих правил. Организация отрядов ЮИД получила широкое распространение, в 1978 году по стране их насчитывалось около 36 тысяч. В конце сентябре 1975 года в пионерском лагере «Орленок» был созван первый Всероссийский слет ЮИД, туда в порядке поощрения получили путевки 870 школьников — активных членов отрядов, которые побеждали на региональных слетах.

Рамки газетной публикации, к сожалению, не дают возможности раскрыть все направления пропагандистской работы, рассказать о том, какое множество мероприятий было и придумано, и с успехом проведено.

Напомню еще о двух из них.

В 1971 году мы провели первую Всесоюзную выставку плакатов и других средств массовой пропаганды Правил дорожного движения. На 240 планшетах было представлено свыше тысячи плакатов и другой изобразительной продукции. Среди посетителей было немало руководителей партийных и советских органов, комсомола, министерств и ведомств, представителей творческих союзов, деятелей просвещения. Более 8000 тысяч человек ознакомились с солидным арсеналом средств по предупреждению дорожных происшествий и детского транспортного травматизма, используемых в агитационной работе. Кроме плака­тов на стендах были представлены настольные игры и красочные книжки, кинофильмы и макеты автодромов, сувениры в специальном оформлении и аттракционы. Выставка показала, что плакатная пропаганда бесспорно шагнула вперед. Образы стали ярче, рисунки колоритнее, а сопроводительные надписи короче, доходчивее, просто интереснее.

Еще одно памятное яркое событие — первый Всесоюзный рейд «Скорость», проведенный с 1 по 10 июля 1977 года. К тому времени в практику подразделений Госавтоинспекции прочно вошла такая эффективная форма, как проведение совместно с общественными организациями весенне-летних и осенне-зимних смотров безопасности дорожного движения. Они повышали активность учреждений и предприятий в борьбе с аварийностью, привлекали внимание общественности к данной проблеме. В смотрах участвовали более двадцати союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также профсоюзные и комсомольские комитеты.

Проведение рейда «Скорость» в разгар летнего сезона было продиктовано необходимостью напомнить любителям быстрой езды, что их лихачество, пренебрежение рекомендациями госавтоинспекторов чревато тяжкими последствиями. К участию в рейде были привлечены внушительные силы общественности. Так, в небольшом Переволоцком районе Оренбургской области в рейде участвовало свыше 120 членов общественных постов ГАИ на двадцати трех личных автомобилях. Около школ дежурили десятки юных инспекторов движения. Десятки тысяч добровольных помощников ГАИ вышли на дороги буквально всех регионов. Конечно же, в обычные дни такой массовой мобилизации общественности мы осуществить не можем. Результаты декады рейда превзошли все ожидания. За это время по сравнению с соответствующим периодом прошлого года число ДТП уменьшилось почти на 17%.

Все упомянутое — наш золотой фонд. Его нельзя забывать, нужно не только беречь, но и развивать и совершенствовать дальше новому поколению пропагандистов безопасности дорожного движения, которым я искренне желаю успехов в их деятельности!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *