Велосипедная дорожка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2022 года; проверки требуют 17 правок.
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования (велосипедная полоса), или самостоятельная дорога (дорожка), предназначенная преимущественно для безопасного движения велосипедов.
Знак «Велосипедная дорожка»
Движение механических транспортных средств (включая мопеды) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Термин “велосипедная дорожка” означает отдельную дорогу или часть дороги, предназначенную для велосипедистов и обозначенную соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги.
Если велосипедная дорожка является частью дороги общего пользования, она отделяется от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром или разметкой.
РазновидностиПравить
Велосипедная дорожка — очень широкое понятие. Это название охватывает различные типы велодорожек. Наиболее распространены следующие варианты:
Велосипедная дорожка с двухсторонним движением в Минске
- Велодорожка с двусторонним движением, проходящая вдоль улицы или дороги (two way cycle path). В крупных городах такие велодорожки встречаются нечасто, они более обычны в пригородах, в небольших посёлках и на загородных трассах. К такой велодорожке обычно примыкает тротуар или же она сама служит для прохода пешеходов. Такие велодорожки, как правило, делают:
если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные рек в черте города;на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде всё понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку. - если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные рек в черте города;
- на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;
- на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде всё понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку.
- Изолированная велодорожка (cycle path, solitary cycle track) — самостоятельная, не привязанная к автодороге, велосипедная дорожка с двухсторонним движением. Это уже полноценная велодорога, она может даже иметь свой тротуар. Если тротуара нет, что обычно бывает в местах с небольшим пешеходным и велосипедным трафиком, пешеходы имеют право идти по велосипедным полосам.
Исторические фактыПравить
В Голландии велосипеды появились в 1870 г. и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила 75 %. Конфликты велосипедистов с другими участниками дорожного движения — всадниками и пешеходами, в доавтомобильную эпоху тоже были обычным делом. Поэтому уже сто лет назад звучали предложения разделить дорожное пространство на обособленные секции для разных видов транспорта и пешеходов.
Первые знаки для дорожки были текстовыми. Например, с 1883 года в Англии ставили таблички To cyclists: This hill is dangerous Велосипедистам: Этот спуск опасен .
На заре прошлого века велосипед был очень модным и популярным развлечением в США. 1 января 1900 года в Калифорнии была открыта первая часть платной прогулочной веломагистрали Пасадена — Лос-Анджелес. По проекту велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда ещё пригород Лос-Анджелеса, с городским районом Хайлэнд Парк. Открытая в 1900 году часть имела в длину 2 км, была вымощена сосновыми плитками, и освещалась в тёмное время суток. Проезд по дорожке стоил 10 центов в один конец, 15 — туда и обратно. Из-за падения популярности велосипеда, владельцы веломагистрали отказались от дальнейшего строительства, а через несколько лет разобрали и уже построенную часть.
Появление и начало массового производства автомобилей в конце XIX — начале XX-го века быстро изменило соотношение сил на дороге. В Германии в 1920—1930 годы авто промышленное лобби пыталось изгнать велосипедистов с дорог. Причём тогда никто не называл дороги автомобильными. Это были просто дороги и просто улицы. В те же годы в Англии сторонники велосипедного движения пытались сделать то же самое с автомобилями — запретить им ездить по обычным дорогам и улицам, изгнать их в резервации — на специальные автомобильные дороги, которые, правда, ещё нужно было построить. Пока автомобилей было немного, это казалось вполне возможным. Но и на континенте, и в Англии довольно быстро победили автомобилисты. С весьма простой и демократической идеей — с идеей свободного пользования общественными дорогами.
Велодорожки, проходящие вдоль проезжих частей улиц, в Англии планировали строить ещё в 1920-х годах. Но английский клуб велотуризма тогда выступил против этого, опасаясь, что велосипедистам придётся платить дополнительный налог в счёт постройки велодорожек, и в итоге до 1970-х годов велодорожки в Англии почти не строили.
История появления велопешеходных дорожек восходит к послевоенной Швеции. Исследовательская группа SCAFT из Технического университета Чалмерса разработала руководство по городскому планированию, которое оказало значительное влияние, как минимум, на североевропейские страны. Данный документ предлагал отделить моторизованное движение от немоторизованного везде, где это возможно. Пешеходы и велосипедисты при этом считались гомогенной группой, и дорожки для них предлагалось строить по одинаковым принципам, или даже совмещать их на одних и тех же дорожках. Поэтому сейчас больше всего совмещённых пешеходно-велосипедных тротуаров можно наблюдать именно в Швеции и Финляндии. Под влиянием этого руководства была построена обширная велосипедная сеть в Хельсинки.
В Германии к концу 1960 — началу 70-х число велосипедистов значительно сократилось, и велодорожки «за ненадобностью» стали застраиваться автомобильными парковками. К этому времени автомобиль стал основным средством транспорта в европейских странах. Даже в такой велосипедной стране, как Голландия, строительство велодорожек практически прекратилось.
Начало велосипедного возрождения в европейских странах связывают с ухудшением экологической обстановки из-за автомобилей и нефтяным кризисом 1973 года. В Голландии к этому также прибавилось большое количество жертв среди детей и велосипедистов, погибших из-за автомобилей. В результате уже в 1978 г. в плане транспортного развития Амстердама приоритет был возвращён велосипеду и велосипедной инфраструктуре.
В 2014 году в Нидерландах открылась первая в мире велодорожка, сделанная из солнечных батарей.
Велотрассы и велодорожки в городах РоссииПравить
Колпинская велодорожка — самая длинная в Петербурге (11 километров)
На данный момент все петербургские велодорожки никак не связаны между собой, бессмысленны с транспортной точки зрения и имеют чисто прогулочное предназначение.
Велосипедные дорожки в ГерманииПравить
На Рейнской велосипедной дороге
Германия покрыта густой сетью как местных, так и дальних велосипедных дорожек. Через её территорию проходит ряд международных велосипедных маркированных путей, относящихся к проекту Евровело.
К дальним популярным у путешествующих велосипедистов велодорогам относится Рейнская велосипедная дорожка, длиной 1230 км, проходящая большей частью по Германии вдоль реки Рейн.
Велосипедные дорожки на УкраинеПравить
На Украине велосипедные дорожки встречаются крайне редко и не образуют транспортную сеть.
Велосипедные дорожки в БелоруссииПравить
В Гомеле первой стала велодорожка, соединяющая северный выезд с агрогородком Ерёмино. В дальнейшем она была продолжена до рабочего посёлка (ныне микрорайон Гомеля) Костюковка. В самом городе велодорожки выделяют из тротуаров путём нанесения разделительной разметки.
Велосипедные дорожки ПриднестровьеПравить
В Приднестровье существует единственная велосипедная дорожка в городе Днестровск. Она идёт от электростанции до посёлка. Длина 2,3 км.
Дорожные знаки и разметка
Канада. Проезд разрешён только велосипедистам
ГалереяПравить
Велосипедные полосы используются в основном на городских улицах.
Велополосы — один из самых дешевых вариантов создания и расширения сети велосипедных сообщений. В странах с развитыми велосипедными сетями и значительной долей велосипедов в дорожном движении, таких как Нидерланды или Дания, вместо велосипедных полос по возможности стараются сооружать обособленные велодорожки, физически отделенные от проезжей части и от тротуара. В Великобритании, США и многих других странах велополосы составляют основной тип велосипедных путей.
Велополосы образуют велосипедную “дорогу” посередине Пенсильвания-Авеню в Вашингтоне (США)
- Обычная велополоса (conventional cycle lane) — отделенная сплошной или прерывистой линией разметки неширокая (по сравнению с обычными автомобильными полосами) полоса у правого (в странах с левосторонним движением — у левого) края проезжей части. Также, в случаях, если на проезжей части выделено специальное место для парковки автомобилей — парковочная полоса или карман для параллельной парковки, велополоса может находиться не у края проезжей части, а проходить слева от парковочных мест.
- Велополоса, защищенная буферной зоной (buffered cycle lane). Буферной зоной может выступать, например, ряд для параллельной парковки или специальная разметка на проезжей части.
- Полоса для велосипедного движения навстречу основному потоку (contra-flow cycle lane).
- Велополосы, расположенные с левой стороны проезжей части (left-side cycle lane). Слева велополосы размещают на улицах с односторонним движением или же на улицах с двухсторонним движением, но имеющих широкую разделительную полосу посередине, к которой примыкают велополосы.
Помимо велополос, проложенных по всей длине улицы, часто можно видеть т.н. укороченные или подводящие полосы (shortened cycle lane), служащие для организации проезда велосипедистов через перекресток. Они могут начинаться за несколько десятков метров до перекрестка, и заканчиваться на въезде на перекресток или вскоре после него. Такие укороченные полосы часто используются совместно с зонами остановки велосипедистов (байк-боксами) или отстоящей дальше от перекрестка стоп-линией для автомобилей (set-back stop line).
Велополосы в других странахПравить
Велополосы в разных странах отличаются шириной и правилами, регулирующими нахождение на них автомобилей.
В Великобритании ширина велополос может значительно различаться.
В Германии Radfahrstreife или Radspur — это выделенная полоса на проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах. Велополосы должны иметь ширину не менее 1.85 метра (в том числе 25 см, приходящиеся на дорожную разметку). Минимальная ширина составляет 1.6 метра. На небольших отдельных участках разрешается размечать велополосы меньшей ширины, но не менее 1 м.
Велосипедные полосы в РоссииПравить
- Велополоса, расположенная слева от проезжей части дороги с односторонним движением. Нью-Йорк, США
- Автомобили препятствуют движению по велополосе. Нью-Йорк, США
- Конвенция о дорожном движении с поправками от 28 августа 1993 г. и 23 марта 2006 г. Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 14 мая 2013 года.
- Collection of cycle concepts 2012 (Denmark) Архивная копия от 28 июня 2013 на Wayback Machine
- London Cycling Design Standards. Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 31 мая 2013 года.
- Do cycle lanes have any legal significance? Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 6 марта 2013 года.
- NACTO Bike Lanes. Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 13 июля 2014 года.
- Изменения № 3 к ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
Что такое велосипедная дорожка
Под понятием «велосипедная дорожка» подразумевается либо часть дороги общего пользования, либо самостоятельную зону для передвижения исключительно велосипедов. При отсутствии тротуаров и обочин на велосипедной дорожке могут находиться пешеходы.
Выделенная полоса имеет собственную разметку, а также знаки для обозначения начала и конца участка. Ширина велосипедной дорожки составляет не менее 2,3 метра. Большая часть велодорожек не относится к полноценной транспортной системе, они предназначены для прогулок.
Виды велосипедных дорожек
В России велосипедные дорожки делятся на две категории:
- выделенная полоса в зоне проезжей части;
- специальная зона, предназначенная для водителей велосипедов и, при отсутствии тротуаров и бордюров, пешеходов.
Согласно пункту ПДД 24.7 водители скутеров также имеют право передвигаться по полосе для велосипедистов в зоне проезжей части.
На специально выделенной полосе на проезжей части велосипедисты имеют приоритет. Водители других транспортных средств обязаны уступать водителям велосипедов на перекрестках. Велосипедная дорожка на улицах с движением в одну сторону полоса обозначается дорожным знаком в виде велосипеда и двух стрелок черного цвета разной длины в голубом квадрате.
При двустороннем движении велосипедисты могут передвигаться по велосипедным дорожкам в обе стороны, чтобы движение осуществлялось навстречу другим транспортным средствам. В иных случаях специальная полоса отделяется бордюром или небольшим слоем газона.
Наиболее часто встречается велодорожка в пешеходной зоне, обособленная от проезжей части. Данные участки также имеют специальную разметку и обозначения дорожными знаками.
Знак велосипедная зона
Характеристика и описание знака велосипедная дорожка
. Здесь изображен велосипед, обведенный синий круг с белой рамкой. По диагонали проходит красная линия, означающая снятие ограничений для движения пешеходов, водителей других ТС.
Знак 4.4.2 соответствует окончанию выделенной полосы для движения велосипедов и мопедов, выглядит как перечеркнутый красной линией символ 4.4.1.
Каким образом знак отображается на асфальте
Если речь идет об отдельной велодорожке, предназначенной исключительно для велосипедов и мопедов, то на поверхность асфальта наносится горизонтальная разметка 1.23.3. Знак изображается в виде контура велосипеда. Иногда он сопровождается стрелками, обозначающими направление движения по полосе. Указанная разметка имеет такую же силу, как и обычный дорожный знак.
Скорость и порядок движения
Для всех разрешенных для движения видов транспорта на выделенной велосипедной полосе разрешается скорость не выше 20 км/ч, но это ограничение носит рекомендательный характер для обеспечения безопасности. В черте города на велосипедных полосах в зоне проезжей части установлено ограничение в 60 км/ч. Оно действует на малокубатурные мопеды с объемом мотора не более 50 м³. Согласно 12.9 КоАП данное нарушение карается уже административным штрафом.
. При его наличии велосипедист должен начать передвигаться по тротуарам или крайней правой обочине дороги согласно правилам дорожного движения.
При наличии тротуара пешеходы обязаны передвигаться по нему. Выход на велодорожку без законных оснований карается штрафом. Разрешается выполнять маневры только убедившись в полной их безопасности и с соблюдением ПДД. Наказание за несанкционированный выход на велосипедный участок дороги предъявляется пешеходам в основном при ДТП.
Когда велосипедная дорожка или полоса пересекается с проезжей частью, то водители автомобилей и мотоциклов обязаны проявить осторожность, снизив скорость.
Знак пересечения с велосипедной дорожкой 1.24 устанавливается за 50-100 метров до начала опасного участка. Он выглядит как велосипед в треугольнике красного цвета. При наличии препятствий в виде зданий, растительности и т. д., автомобилист должен внимательно оглядеть спецполосу. Это требование нередко игнорируется, поэтому часто происходят ДТП с наездом на водителей велосипедов.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил на велосипедной дорожке
Пешеход пошел по велосипедной дорожке, не имея на это права. Случилось ДТП, что дальше? По факту разбирательства сотрудники ГИБДД наложат административный штраф на пешехода. За несанкционированный выход на спецполосу придется заплатить от 800 до 1500 рублей. При этом, если водитель велосипеда понес материальный ущерб или пострадал, нарушителю придется оплатить компенсацию.
Не допускается парковка и остановка автомобилистов на велодорожке, попутно препятствуя проезду и создавая помеху. За остановку на специальной полосе водителю автомобиля придется заплатить административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей. При нанесении велосипедисту крупного телесного и материального ущерба, нарушителя могут лишить прав.
Что касается водителей велосипедов, то за нарушение правил передвижения по специально отведенной полосе, а именно за нарушение принципа колонны придется отдать 800 рублей. Данное правило регламентируется ч. 2 статьи 12.29 КоАП РФ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Навигация по записям
Велосипед физически может пройти там, где не пройдет автомашина или даже мотоцикл. Но его движение в городе строго регламентировано. И каждому начинающему велосипедисту важно знать, как именно пользоваться выделенными дорожками.
Исходя из норм российского ГОСТа, нужно различать велопешеходную и собственно велосипедную дорожки. В первом случае она предназначена для раздельного либо совместного с движущимися пешком людьми, во втором предназначена исключительно для велосипедистов.
Объединяет ситуации то, что обязательно должны использоваться обозначающие дорожные знаки специального вида.
Но есть еще особый термин — полоса для велосипедистов. Так может называться только велосипедная дорожка, находящаяся на отведенной части автотрассы и имеющая технические средства и барьеры, отделяющие ее от проезжей зоны автодороги.
Полоса для велосипедистов обязательно снабжается дорожными знаками и указывающими табличками. Расположение велосипедной и велопешеходной дорожек строго соответствует всегда технической документацией по планированию территории. Требуется согласовывать их размещение с местными государственными учреждениями.
Вне зависимости от вида, дорожка должна быть совершенно безопасна сама по себе. Недопустимо также создание ею какой-либо угрозы для автомобилистов, автомобильных дорог, пешеходов и чьего-либо имущества.