Юные инспекторы движения – это не только надежные помощники в деле изучения дорожной безопасности и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, но и отличный способ организации досуга школьников, который помогает им выработать активную жизненную позицию.
Отряды ЮИД действуют на основании Положения об отрядах Юных инспекторах движения, которое утверждается местными отделами/управлениями образования. Также вам в помощь – наши материалы.
Общая характеристика юного инспектора движения
Юный инспектор движения – активный помощник педагогов, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения в деле пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Юный инспектор личным примером, активной общественной деятельностью формирует у школьников устойчивые навыки соблюдения Правил дорожного движения.
Юный инспектор движения должен знать:
Юный инспектор движения должен уметь:
Основные задачи юного инспектора движения:
Организационно-правовые основы деятельности отрядов ЮИД
Отряд ЮИД в образовательной организации создается на основании приказа директора, в котором определяется лицо, на которое возлагаются обязанности организатора работы с отрядом и основные направления его деятельности.
Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Прием в члены отряда ЮИД проводится на основе письменного заявления обучающегося. Со всеми вновь принятыми членами руководитель отряда ЮИД проводит занятия в соответствии с календарным планом.
Высшим органом управления ЮИД является собрание его членов. Общим голосованием юных инспекторов движения решаются наиболее ответственные вопросы в работе отряда.
В структуру отряда входит: штаб отряда ЮИД и отделения (группы) по направлениям работы. Количество ребят в группах произвольное.
Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб избирается на общем собрании отряда.
В начале учебного года на общем собрании отряда ЮИД заслушивается отчет командира о проделанной работе за год, и проводятся выборы на новый срок.
Причинами для переизбрания командира являются:
Примечание: в малочисленных отрядах избирается только командир.
Командир отряда юных инспекторов движения:
Командир отделения (группы):
Работа отделения (группы) организуется по следующим направлениям деятельности:
Отделение учебной работы:
Отделение информационной работы (пресс-центр отряда ЮИД):
Отделение шефской помощи:
Отделение патрульно-рейдовой работы:
Отделение культурно-досуговой работы:
Для работы штаба ЮИД и патрульной службы необходимо выделить помещение, где будут храниться документация отряда (паспорт отряда ЮИД, планы, альбомы, журналы), форма, принадлежности, оборудование для массовых мероприятий, игр.
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) должен иметь отдельный информационный стенд (уголок), который отражает деятельность отряда ЮИД.
Примерный план расположения информации на стенде отряда ЮИД: заставка или эмблема отряда; девиз отряда; список штаба отряда; план работы на месяц; вести из отряда (информация о работе отряда); окно безопасности (сменная информация о правилах безопасного поведения на дороге)
Библиографическое описание
Рыжова, М. В. Отряд юных инспекторов дорожного движения как возможность развития социальной активности обучающихся школьного «Движения первых» / М. В. Рыжова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8181/ (дата обращения: 10.07.2023).
В статье представлен материал из опыта работы кружка «ЮИД»
Ключевые слова:
безопасность движения, здоровьесберегающая деятельность, объединение, дорожное движение.
Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения, когда автомобиль является неизменным атрибутом наших городов и населенных пунктов, отвоёвывая заметную позицию у пешеходов. В связи с этим большое значение имеет безопасность наших детей на дорогах. Проблема безопасности дорожного движения в наши дни остаётся одной из самых актуальных. Главным её аспектом является сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
В сфере дополнительного образования
социальная активность
играет большую роль в развитии ребенка. Проживая в городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможно опасных и чрезвычайных ситуациях. Школа первой должна поддерживать создание таких детских общественных объединений, целью работы которых является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Одним из направлений воспитательной работы школы, представленным в модуле «Детские общественные объединения», а сейчас «Движение первых» программы воспитании, является школьный кружок «Юный инспектор дорожного движения (ЮИД)».
В нашей школе кружок «ЮИД» существует 13 лет, его работа проводится в соответствии с разработанным календарно-тематическим планированием. Четко организованная деятельность позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, а также культурно-массовых мероприятий. Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД, массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
На занятиях кружка ребята изучают историю дорожного движения, повторяют правила дорожного движения, дорожные знаки, основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Деятельность кружка поддерживает постоянный интерес детей к изучению ПДД, способствует пропаганде безопасного поведения учащихся на дорогах, прививает навыки безопасного движения.
Кружковцы участвуют в профилактических встречах с представителями ГИБДД.
Принимают участие в городских конкурсах и олимпиадах, конкурсе «Безопасное колесо», разнообразных челленджах.
Пропагандируют правила безопасности на дорогах среди ребят младшего возраста и своих сверстников.
Работа кружка — это
пропаганда ПДД через средства массовой информации, родителями и родительскими чатами, участие команд ЮИД в акциях, связанных с правилами дорожного движения.
Я, руководитель кружка ЮИД, в рамках проводимой акции стараюсь приглашать инспектора ГИБДД для проведения бесед по предотвращению ДТП в классы с 1-го по 11-й.
Таким образом, осуществляется преемственность между различными возрастными группами учащихся, что является основой формирования общешкольного коллектива на основе социально значимой деятельности. Ребята понимают, что дорога должна быть без опасностей.
Плодотворную работу по профилактике предупреждения ДТП положительно отмечают в средствах массовой информации — на местном телевидение «День памяти жертв ДТП», «Посвящение в пешеходы» «Шаг, длинною в жизнь».
Занимаясь профилактикой ДТП, в школу мы приглашаем инспекторов автоинспекции. На совместных мероприятиях отряда ЮИД с инспектором обсуждаем следующие вопросы: причины ДТП, обязанности водителей, пешеходов и велосипедистов.
Ежемесячно проводятся очень значимые городские акции: «Внимание, дети!” «Засветись!” ” Пристегни самое дорогое» «Водитель, у нас каникулы» «На дороге дети — они в приоритете» ” Зима весна прекрасна, когда безопасна».
Также проводим школьных акции и челленджи: Челлендж #ЮИДМЫМОЛОДЫ ко Дню рождения образования ЮИД, акция “10000шагов к здоровой жизни», поздравительные акции к 23 февраля и 8 марта, #103#ВсегдаВпереди, Георгиевская ленточка, летом ЮИД тоже проводит онлайн — акцию ко Дню защиты детей, участвуем в международных челленджах #Светофор — мой друг ко Дню рождения светофора и еще во многих других.
Ребята из школьного кружка ЮИД помогают классным руководителям организовать работу по ПДД, ведут большую профилактическую работу, инструктажи-пятиминутки с инспекторами ГИБДД или самостоятельно.
Главным результатом работы объединения считаю, что на выходе мы получаем грамотную личность, осознанно соблюдающую Правила дорожного движения и поведения на дороге, а значит — в обществе, личность, живущую по правилам взаимоуважения и пропагандирующую эти правила среди своих близких и друзей.
Итогом деятельности кружкового объединения является то, что за время моей работы в школе не произошло ни одного ДТП с участием детей нашей школы.
Наши грамотные пешеходы в будущем станут грамотными водителями — это гарантия здорового образа жизни их самих и окружающих людей. Многие из наших выпускников уходят из стен школы, имея права на вождение техники. И есть уверенность, что они никогда не нарушат правил езды на дорогах и никого не огорчат их нарушением.
Будем надеяться, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Школа будет верным помощником, школьный отряд ЮИД всегда на посту. Будем беречь жизнь каждого ребенка от несчастных случаев на дороге! Ведь мы тоже в ответе за них!
Для развития
социальной активности
используют такие методы обучения, как практический, наглядный, словесный; применяют работу с книгой, видеометоды, проблемные ситуации; в воспитании — методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. В ходе практических занятий у детей вырабатывается умение помогать людям, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах.
Наша жизнь не стоит на месте. Юидовское движение обогащается новыми направлениями работы, становится ещё более массовым, интересным и полезным. Ребята, носящие гордое звание «Юный инспектор движения», вырастают достойными гражданами своей Отчизны, служат проводником идей добропорядочного образа жизни, уважительного отношения к окружающим, становятся достойной сменой тем, кто сегодня обеспечивает порядок и безопасность на наших дорогах.
1 «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1–11 классы. СКИПКРО. 2009.
2 Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1988.
3 Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
4 Кузьмина Т. Д. Важные уроки по правилам дороги, 2007.
5 Кузьмина Т. А., Шумилова В. В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.