Тема: Поведение в транспорте и на улице.
Цели: 1.Формировать умение соблюдать правила поведения в общественных местах – на
транспорте; соблюдать правила дорожного движения.
2.Развивать познавательную активность, речь, память, мелкую моторику.
3. Воспитывать культуру поведения, в транспорте, на улице, навыки общения с людьми.
Оборудование: картинки с изображением одного из видов транспорта – автобуса; таблица по
правилам дорожного движения, проектор.
– оценка внешнего вида, санитарного состояния, подготовки к уроку.
2. Проверка знаний учащихся ( фронтальный опрос)
1. Что такое транспорт?
2. Перечислите виды транспортных средств?
3. Каким транспортом вы пользуетесь чаще всего?
4. Как вести себя на остановке?
5.Как называется путь из дома в школу?
6. Как правильно составить маршрут?
7.Какие правила поведения в транспорте вы знаете?
8. Как нужно вести себя на улице?
3.Изучение нового материала.
1)Объявление и запись темы;
2)Отгадывание загадок о транспорте.
1)Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
2)Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
4)Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
3)Расскажите, как ведут себя люди во время поездки в общественном транспорте? Все ли ведут
себя правильно? (ответы детей)
4)Посмотрите на слайды и с помощью их сформулируйте правила поведения в городском
Правила для пассажиров.
1.Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках остановках.
На остановке не толкайтесь, не кричите, не мешайте другим людям.
2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно
3.Войдя в транспорт , заплати за проезд кондуктору или предъяви проездной билет.
4. В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях. В салоне автобуса не
принято громко разговаривать, толкаться.
5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с детьми.
6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь своей спутнице.
7. Нельзя во время движения отвлекать водителя разговорами.
4. Закрепление изученного.
1.Д/у « Выбери правильный ответ» ( индивидуальная работа)
Во время поездки в автобусе
Требовать себе место на сиденье
Готовиться к выходу зараннее
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа вида № 56»
Приокского района города Нижнего Новгорода
Разработка классного часа
«Безопасность в транспорте»
Шульга Арина Владимировна
: дать учащимся основные правила соблюдения безопасности в транспорте в транспорте.
: расширять кругозор учащихся, укреплять чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за общее дело, социализировать учащихся в обществе.
: картинки «Транспорт», карточки «Правила безопасного поведения в любом транспорте».
: общественный и городской транспорт, пассажир, автобус, метро, троллейбус, трамвай
Организация учебно-воспитательной деятельности.
Вопросы на карточках:
1. Подземный вид транспорта.
2. В нашей стране сезонный вид транспорта.
3. Городской, электрический вид транспорта.
4. Вид транспорта, который зависит от погодных условий.
5. В городе – родственник электропоезда.
6. Наиболее распространенный вид общественного транспорта, как в городе, так и в сельской местности.
Вторая группа получает картинки:
В нашей повседневной жизни мы так привыкли к транспорту, что забываем об опасностях, связанных с его использованием.
Давайте вспомним, когда опасность наиболее велика при пользовании транспортом?
: При входе в транспорт, при торможении.
Правильно, молодцы, это:
Сегодня мы продолжим изучать тему «Безопасность в транспорте» и разберем правила безопасного поведения в любом транспортном средстве:
Итак, все мы с вами пассажиры. Давайте рассмотрим, как надо себя вести в городском транспорте.
– самый распространенный вид транспорта в городах. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условаиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария, причем удар даже на маленькой скорости приводит к травмам пассажиров.
Для выхода их автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.
В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения и выдавить стекло. При этом следите, чтобы рядом с вами не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забывайте отбить острые осколки по краям.
После того как авария произошла, первым делом посмотрите, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу.
— Какой еще виды городского транспорта вы знаете?
Трамвай и троллейбус.
троллейбус и трамвай. Из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности мы можем назвать этот транспорт наиболее безопасными видами общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. Это приводит к поломкам транспорта, к перебоям в обслуживании пассажиров, а иногда приводит к даже серьезным последствиям для их здоровья.
Поражение током возможно и при сильных ветрах, когда вероятен обрыв контактного провода и попадание провода на крышу машины. Покидать вагон, находящийся под током, можно только прыжками, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли и разряд проходит через тело. Это надо помнить в чрезвычайных ситуациях.
Существует еще один вид наземного транспорта, управлять которым иногда может человек, не обладающий хорошей профессиональной подготовкой. Это представляет большую опасность для пассажиров.
Какой это вид транспорта?
: легковой транспорт.
это легковой транспорт
Нам надо знать меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:
Может кто–то знает их?
: Пристегиваться ремнями.
Если вы видите, что столкновение неизбежно, упритесь ногами в пол, обхватите голову руками и натяните ремень безопасности, а при нахождении на заднем сидении лягте на бок, если позволяет место. После столкновения постарайтесь быстро покинуть машину и помочь выбраться из нее остальным.
Человек беззащитен перед движущимся транспортом, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опасности, если есть надежные средства поведения на дороге и в транспорте, надо только ими пользоваться. А средства эти очень просты – глубокие знания и культура поведения.
3. Повторение и закрепление изученного на занятии материала
Давайте вспомним правила поведения в транспорте и на дороге.
: Человек, который пользуется транспортом.
: Называются остановками. Обозначаются специальными дорожными знаками.
: Ждать транспорт на отведенных для этого местах – остановках. Соблюдать правила пользования транспортом.
: Обходят позади транспортного средства.
: Спереди, чтобы видеть встречный трамвай.
: С правой стороны.
Ребята по группам выбирают задание и отвечают на вопросы.
Молодцы! Занятие закончено. Спасибо за хорошую активную работу.
: я уверена, что вы все теперь обязательно будете соблюдать правила безопасного поведении при поездке в транспорте.
Благодарю за занятие.
« Правила
поведения в транспорте, на автодорогах и
проверить и закрепить знания по правилам поведения в
транспорте, на автодорогах и железных дорогах
познакомить с историей возникновения дорожных правил, развивать
умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
проверить и закрепить знание правил дорожного движения;
предупредить наиболее распространённые ошибки поведения детей в транспорте,
на автодорогах и железных дорогах;
способствовать выработке убеждения, что соблюдение правил
дорожного движения является показателем культуры человека и надёжной гарантией
безопасности.
Оборудование: плакаты, мультфильмы, карточки с ситуациями.
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу
транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок.
Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила
дорожного движения».
III. Основная часть.
Правила поведения на автодорогах
Учитель: При слове этикет и культура каждый из нас в первую
очередь будет ассоциировать эти слова с поведением в быту, за столом, поведением
в общественном транспорте, но лишь немногим придет в голову ассоциация –
культура поведения на дороге.
Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они
ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей,
родственников, то это огромные цифры.
Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
– Где захочу, там перейду!
Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал?
Ушёл бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трёхглазый светофор,
И знает правила шофёр.
А теперь подведём итоги. Прокомментируйте следующие ситуации
Ситуации из “Дорожной азбуки”:
Ситуация 1.
Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут.
Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот
перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже
на дороге, наезд неизбежен. Как
нужно было поступить?
Ситуация 2.
Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока
ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?
Ситуация 3.
Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов,
которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный
мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал
наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём
мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял
водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону,
чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл.
– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?
Викторина «Кто лучше знает правила движения».
Условия: кто быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше
знает правила движения. За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает тот, кто
получит больше баллов. Будьте внимательны!
– Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
– А где ездят машины? (по проезжей части, дороге)
– Где можно перейти улицу? (по переходу)
– Как обозначается пешеходный переход? (“зебра”).
– На какой свет светофора можно переходить улицу? (на зеленый)
– А если красный загорелся? (переходить нельзя)
– Что означает желтый цвет? (внимание, приготовиться)
-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
-Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
-Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)
-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
-Кто должен знать дорожные знаки?
-Место ожидания автобуса. (Остановка).
-Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
-Номер телефона скорой помощи. (03).
-Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
-Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
-Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
-Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
-Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
-Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
-Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
-Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
-В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
-Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
-Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)
«Азбука безопасности на дороге»
.
Послушайте историю про мальчика Николая и подумайте, о чем мы сегодня будем
говорить.
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте —
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка.
И из этого вагона
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела —
Место занято другим.
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Валентин сидит, скучает,
Бабка рядышком сидит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно уважать.
. Итак, о
каких правилах мы будем сегодня говорить? Правильно, сегодня мы поговорим о
правилах поведения в общественном транспорте. Транспорт — великое изобретение.
Он помогает нам быстро передвигаться.
Все люди, садясь в автобус, троллейбус или поезд, становятся
пассажирами. А для пассажиров существуют некоторые правила. Давайте сейчас
вспомним о них.
Дети перечисляют правила поведения в транспорте.
1. Заходи в транспорт сзади, а выходи спереди.
2. Не забудь оплатить проезд.
3. Не разговаривай в транспорте слишком громко.
4. Держись в транспорте за поручни.
5. Не сори в транспорте.
6. Уступай место женщинам с детьми и престарелым людям.
7. Заранее готовься к своей остановке.
Учитель вместе с учениками делает вывод о том, что соблюдение
правил поведения в транспорте характеризует человека как вежливого,
внимательного и заботливого, помогает выразить уважение к старшим.
Правила поведения на железной дороге
Правила безопасного поведения на железнодорожном
транспорте:
«Правила поведения на железной дороге»
Учитель вместе с учениками делает вывод о том, какие
правила поведения на железной дороге необходимо знать и соблюдать.
Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.
Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости.
Наше сегодняшнее занятие называется «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».
Презентация. 1 слайд.
Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.
Я предлагаю присутствующим рассмотреть обычные транспортные ситуации с необычной стороны: со стороны команд «стажёры» и «стажисты» – и проведем наше занятее немного наоборот. Расставляются таблички.
Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.
2 слайд. Ответ: Общественный транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.
А кто такой пассажир? Дают определение.
3 слайд. Ответ: В Правилах дорожного движения пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я – пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность и комфорт на дорогах и в поездке, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.
Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.
4 слайд. Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны? Перечисляют известные им правила.
Давайте послушаем «стажистов», может, у них есть какие-то дополнения, связанные с их собственным опытом поездок. Высказываются стажисты.
А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.
Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных площадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бегать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попадание под колеса.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
Задание. Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано? Высказывают предположения.
Ответ: Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.
Задание. Перед вами схемы расположения мест в маршрутных такси. Часть мест уже занята. Вы заходите. Какие места вы займете? «Стажёры» расставляют шашки. Дают объяснения.
Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии – ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси – наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.
«Стажёры» моделируют ситуации, «стажисты» их оценивают.
Задание. У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине – рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку. (Демонстрируют свои действия).
Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.
Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя). Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.
Задание: Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.
То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.
Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.
Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.
Задание. Группа №12 отправилась в ТЦ «Алмаз» на киносеанс. В салон заходят две женщины: пожилая и молодая с ребенком. Ваши действия? (Встаём и переходим в конец салона).
В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).
Задание: Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?
Ответ: Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу. 10 слайд.
Итак, давайте повторим:
1. Какая тема была затронута сегодня?
2. Что вы ранее не знали?
3. Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?
4. Какое правило вы добавили бы от себя?
5. Какое правило вы считаете лишним?
6. А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание: Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?
Не забывайте: правила нужно соблюдать обоюдно. Народная поговорка «Как аукнется, так и откликнется» работает, так же как и знаменитое «правило бумеранга».
А теперь – небольшое видеорезюме:
11 слайд. Видеоролик.
Как видите, и здесь – ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.
Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!
Благодарю всех за внимание.
I. Организационный момент
Мотивация деятельности учащихся
Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Не искать, чтоб виноватых,
Не открыть ворот беде,
Учат правила ребята
На уроках ОБЖ.
– Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на
уроках ОБЖ. В этом нам поможет кроссворд.
– А тему нашего урока вы узнаете отгадав
загадки.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит. (Троллейбус)
II. Работа над темой урока
а) Какой транспорт мы называем городским?
– Как можно назвать автобус, трамвай, троллейбус
одним словом?
– Правильно. Общественный или городской
транспорт.
– А почему он так называется? (Потому что в нем
едет много людей)
– Ребята, а зачем нам нужен общественный
транспорт?
У каждого из вас есть родные-тети, дяди, бабушки
и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но
не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в
гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с
ними, надо пользоваться городским транспортом.
Транспорт, который перевозит пассажиров,
называется общественным или городским
транспортом.
В разных городах это трамваи, автобусы,
троллейбусы.
– Какого вида общественного транспорта у нас
нет?
– Кто скажет, в чем отличие троллейбуса от
другого транспорта?
– Правильно, так как он работает от
электричества. Троллейбус ходит близко к
тротуару, на его крыше длинные штанги, они
соединяют троллейбус с проводами, через них
передается электричество, и троллейбус может
двигаться.
– Ребята, но и у трамвая есть на крыше штанга, она
соединяется с электрическими проводами, почему
же мы называем его иначе?
– Совершенно верно, трамвай движется от
электричества, но ходит по стальным рельсам, а
троллейбус идет по асфальту, у него резиновые
колеса.
– А знаете ли вы, что трамвай и троллейбус
называют экологически чистыми видами
транспорта. Как вы думаете почему?
(Не загрязняет воздух выхлопными газами.)
– Молодцы. А что мы расскажем про автобус?
Он похож на троллейбус, только его мотор
работает на бензине, а не на электричестве. И он
может ездить по любому маршруту.
А для чего на автобусах, троллейбусах и
трамваях указаны разные цифры? Например, автобус
номер 22?
Дети. Разные автобусы, трамваи и троллейбусы
едут по разным направлениям, улицам.
– Правильно, все они едут по разным
направлениям, которые называются “маршрутами”,
поэтому все автобусы, троллейбусы и трамваи
можно назвать маршрутным транспортом. У каждого
маршрутного транспорта есть свой номер. На своем
пути они делают остановки для посадки и высадки
пассажиров, обозначенные указателями. На этих
остановках оборудуются специальные посадочные
площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают
транспорт на тротуаре или обочине дороги около
указателя остановки.
А сейчас давайте поиграем в игру “Загадки-близнецы”.
У каждой группы одинаковый комплект карточек.
Надо собрать карточки-загадки попарно, по
принципу: загадка звучит по-разному, но ответ на
них одинаковый.
Проверяем по слайду, если вы правильно сложили
карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть
ошибка, то красный.
б) Знакомство со знаками: “Место остановки
автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место
остановки троллейбуса”.
– Ребята, отгадайте загадку.
Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино,
Подружится с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете,
Ни в автобус,
Ни в трамвай,
Значит, вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай! (Знак “Остановка”)
– Как можно узнать, что это остановка
общественного транспорта?
– Правильно, по знакам. Давайте посмотрим на
знаки и скажем, какие остановки обозначают
данные знаки.
Трамвайная остановка отличаемся от автобусной.
Приподнятая посадочная площадка делается для
удобства и безопасности человека, но она все
равно остается довольно опасным местом. С одной
стороны рельсы, по которым движется трамвай, а с
другой- проезжая часть, по которой идут машины.
Обычно площадка имеет пешеходное ограждение.
Тогда надо находится ближе к нему и подальше от
рельсов. При это нельзя прислоняться к
ограждению, садится на него и высовываться за его
пределы в сторону проезжей части.
Итак, ребята, если мы хотим воспользоваться
общественным транспортом, мы должны поити на
остановку.
в) Правил поведения на остановке.
– А есть ли правила поведения на остановке? На
остановке в ожидании автобуса надо стоять на
тротуаре подальше от его края. Случается, что при
подъезде к остановке автобус заносит, и он может
задеть или даже сбить вас.
Помните! Остановка – не место для игр, всяких
затей, возни и беготни. Запрещено выходить на
проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли
автобус!
Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно
– без суеты и толкотни. Подходить к двери только
при полной остановке автобуса!
Ребята, а если на остановке стоят бабушка,
дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы
думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с
детьми, престарелых, инвалидов)
– Детям нельзя стоять в первом ряду, так как при
посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под
колесо.
– Итак, когда мы сели в общественный транспорт,
мы стали с вами кем? (Пассажирами)
г) Обязанности пассажиров.
– Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь
правила в общественном транспорте?
– Давайте вспомним их. Вы меня внимательно
слушаете, а затем говорите о каком правиле идет
речь.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.
Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Войди в салон, купи билет и пройди вперед.
Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.
Уступать место старшим.
Не шуми и не отвлекай водителя разговорами.
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
Не высовывайся из окна в целях безопасности.
Две вороны каркать стали –
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!
Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
– Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать –
Так сумей его убрать.
Не мусори в транспорте.
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И, гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!
Не толкай других пассажиров.
– Вот мы и вспомнили правила поведения
пассажиров.
– А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Правила игры: если вы поступаете согласно
правилам дорожного движения, то дружно
отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” и
шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите
“Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и
поворачиваетесь в сторону.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои
друзья!)
Чтоб проветрится в троллейбусе
немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(“Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и
поворачиваетесь в сторону)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? Это я, это я, это все мои
друзья!)
Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
Кто в толпу полез без промедленья? (“Это не я, это
не я, и не все мои друзья!”)
Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
Предпочитает не торопится и не рисковать? Это я,
это я, это все мои друзья!)
Кто, чтоб не загромождать проход,
В транспорте старается пройти вперед? Это я, это
я, это все мои друзья!)
Кто же, правила не зная,
Едет “зайцем” на трамвае? (“Это не я, это не я, и
не все мои друзья!”)
Тест
1. Кого называют пассажиром?
а) человека, который идёт по дороге;
б) человека, которого перевозят на любом
транспортном средстве;
в) человека, который едет на велосипеде.
2. Как называется место для ожидания
общественного транспорта?
3. Что запрещается делать пассажирам во время
движения транспорта?
а) высовываться из окна;
б) уступить бабушке место;
в) заплатить за проезд.
4. Как обойти стоящий автобус?
в) подождать, когда он уедет.
Взаимопроверка. Проверяем по слайду, если
вы правильно сложили карточки, то поднимаете
зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.
IV. Правила перехода улиц после выхода из
транспорта.
– Ребята, я прочитала статью, как мальчик, ученик
2-го класса, опрокинул грузовик.
Скажите, пожалуйста, это возможно? (Ответы
детей)
– А я вам скажу, что это возможно, что мальчик
этот был не волшебник, а ученик 2-го класса, Хотя
сделал он это не дотрагиваясь до автомашины
руками.
Произошло это так. Мальчик вышел на остановке
из трамвая. Ему надо было перейти на другую
сторону улицы. Вместо того чтобы идти к
пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу
и оказался на пути автомобиля.
Водитель, спасая мальчика, круто повернул
машину в сторону и одновременно нажал на тормоз.
От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так
мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он
встретился со многими неприятностями.
– А что могло произойти с ребенком?
Если вышел из трамвая,
Ты на тротуар иди,
И ни спереди, ни сзади
Ты его не обходи!
– Как нужно поступить выйдя из общественного
транспорта?
Надо помнить: стоящий трамвай, троллейбус,
автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. При
выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или
обочину и переходить на другую сторону улицы по
пешеходному переходу.
Самостоятельная работа
“Закрась пешеходов, неправильно переходящих
проезжую часть дороги, после выхода из
общественного транспорта, красным цветом”
Стадия осмысления: игра “Исчезнувшее
не”.
Ребята, исчезло коротенькое слово “не”. С
пассажирами может случится беда. Верните НЕ на
свое место.
1. Если на остановке много народа, становитесь в
первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под
колеса.
2. Во время движения транспорта стой на
ступеньках и прислоняйся к дверям.
3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые
окна.
4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а
перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода
и там перейди улицу.
5. При выходе из автобуса обходи его сзади, а
перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода
и там перейди улицу.
Молодцы! Спасибо ребята за работу на уроке.
– У вас на партах лежат памятки для пассажиров,
чтобы вы не забывали эти правила.
– Спасибо уважаемые гости, за ваше внимание. Мы
показали Вам фрагмент урока по ОБЖ “Поездка в
автобусе, трамвае, троллейбусе”.
Я хочу пожелать всем нам:
Пусть всегда сияет солнце,
Пусть всегда мы слышим смех.
В нашем городе дороги
Станут безопасней всех.
– Совсем недавно, 18 ноября, отмечался Всемирный
день Памяти жертв ДТП. У нас проходила акция:
“Чтоб не случилось с тобою беды!” У нас прошло
внеклассное мероприятие, мы писали сочинение на
эту тему, была встреча с инспектором ГИБДД. И
результатом нашей работы стал буклет. Эти
буклеты мы раздавали на улицах нашего города и
хотим подарить Вам уважаемые гости вместе с
памяткой для пассажиров.
Памятка для пассажиров
1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не
играй, не толкайся. Не бегай.
2. Если на остановке много народа, не становись в
первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под
колеса.
3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя
спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую
игрушку или тетрадь с пятерками.
5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса
только после полной его остановки
1. Пропусти входящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не
оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся
на ступеньках и на площадке около двери.
2. Во время движения не стой на ступеньках и не
прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме
того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.
3. Нельзя высовываться в окно.
4. Не отвлекайте водителя разговорами.
5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
6. Не мусори в транспорте.
7. Не толкай других пассажиров.
8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым,
инвалидам.
На противоположную сторону улицы переходи
только по пешеходному переходу.