Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

16 февраля 2021

Всем привет, любители виртуальных фантастических миров. В 2015 году, согласно прогнозам Роберта Земекиса, мы должны были рассекать по улицам на летающих ховербордах и плеваться от назойливой голорекламы на улицах. А в 2019 году (по книжке – в 1992, в поздних редакциях – в 2021) Москва должна была полностью освободиться от пробок в связи с массовым внедрением в производство летающих машин и по уши вляпаться в киберпанк.

Как похорошела Москва при Собянине!

Но, если не брать во внимание эксклюзивные самозашнуровывающиеся кроссовки, которые создала ограниченным тиражом компания Nike, чтобы не разочаровывать старину Эммета “Дока” Брауна, то в целом план по выполнение кинопророчеств мы провалили.

Впрочем, не все так плохо. В этом блоге я хочу поднять тему показанных в играх технологий будущего, которые уже том или ином виде (как правило, в зачаточном) существуют в реальной жизни.

Фултон

Операция “Тупая овца”. Афганистан. 1984 год.

Начнем с самого понятного и приземленного (оцените каламбур). Все знают, что система фултон, показанная в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, делала половину фана в игре, позволяя отправлять в стратосферу все, что не прибито гвоздями – от несчастных советских солдат, до не менее несчастных овец и даже (при прокачке) танков.

Я думаю, для многих не будет откровением, что эта система существует в реальности, хотя, разумеется, работает несколько иначе. Она была придумана Робертом Эдисоном Фултоном-младшим для ЦРУ ещё в начале 50-х годов, хотя некий её аналог, как заверяет забугорная Википедия, использовался британцами еще во Время второй мировой войны. Главное предназначение Fulton surface-to-air recovery system (STARS) или Skyhook (“Небесный крюк”) – эвакуация людей из горячих точек.

Если в двух словах, то суть в следующем: человек запускает в небо воздушный шар на длинном нейлоновом шнуре и цепляется к этому шнуру при помощи лямок. После этого самолёт подхватывает шнур специальными креплениями, установленными на носу, и уносит человека из опасного места (см. рис.1).

Данную систему можно также увидеть в игре Splinter Cell: Blacklist, хотя там Фишер каким-то образом обошёлся без воздушного шара.

Удираем от взбесившегося дрона

Наиболее реалистичное изображение работы Skyhook можно увидеть в фильме “Темный рыцарь”.

Пипбой

Ну чем вам не Пипбой?

Первые варианты IRL-пипбоя тоже выглядели вполне себе по-фалаутовски. В 2008 году был создан наручный компьютер Zypad WR1100, предназначенный для людей, работающих в тяжёлых климатических условиях, которым при этом нужны были свободные руки. Устройство работало на базе операционки Linux, имело 3,5-дюймовый экран с разрешением 640×480 пикселей, 256 мегабайт оперативки и 128 мегабайт встроенной памяти.

Фишкой Zypad WR1100 было специальное экранное покрытие, которое позволяет разглядеть монитор при солнечном свете, встроенный GPS, компас и особая система экономии батареи. Пока рука висит вдоль тела, устройство не работает. Хотя я не знаю, при каких условиях бодрствующий человек в принципе опускает руку (только разве что при ходьбе), но оставим это на совесть инженеров.

Ощутимым недостатком нашего Пипбоя стал вес. Гаджет весил 650 граммов, поэтому нужно было иметь сильные руки, чтобы постоянно его носить.

Американская компания General Dynamics создала более портативную версию Пипбоя – Itronix GD300. Весила эта хреновина уже 230 граммов, хотя остальные характеристики изменились не сильно. 256 мегабайт оперативки, 8 гигов флеш-памяти, 3,5-дюймовый сенсорный экран с разрешением 800×480 пикселей, GPS и корпус из ударопрочного пластика, защищенный от влаги и пыли. Операционка – Android.

Эта вундервафля уже предназначалась для военных. В 2012 году первая партия GD300 была отправлена американским солдатам в Афганистан. Главное предназначение – навигация и средство связи между бойцами. Возможно, что также эта штуковина используется для передачи координат с целью нанесения авиаудара или эвакуации, но подтверждения этой информации я не нашел.

Мы ожидаем, что GD300 станет самыми важным 8 унциями оборудования для тактической связи и оперативной информации, которые может нести военный, – сказал вице-президент по вычислительным технологиям компании General Dynamics C4 Systems Майк ДиБиасе.

Инженер исследовательской лаборатории ВВС США Реджинальд Дэниэлс, который был ответственным за тестирование GD300 в полевых условиях, заявил, что крайне важно было сделать КПК ненавязчивыми и интуитивно понятными. Чтобы с одной стороны, боец, не будучи выпускником MIT, мог разобраться, что да как, а с другой, чтобы компьютер не мешал ему работать.

Позже также появился терминал сбора данных Motorola WT4090, созданный для работников складов, но эта штука выглядит так же скучно, как и звучит, поэтому останавливаться мы на ней не будем.

Кстати, самый правдоподобный, приближенный к реальности Пипбой опять же показал нам старина Сэм в Splinter Cell: Blacklist. Там этот гаджет назывался ОПСАТ.

С помощью него Фишер мог получать оперативные данные от штаба (все играющие помнят меметичную фразу “Скинь мне данные на ОПСАТ”), взламывать электрические устройства, управлять дроном и так далее.

Экзоскелет

И тут мы дошли до самого интересного, от чего фанаты футуризма текут уже не первый год. Конечно, таких ништяков, которые были показаны в Crysis, в природе пока нет, но вот некое подобие вариации, показанной в Call of Duty: Advanced Warfare, уже существует.

И надо сказать, что на экзы яростно фапают не только геймеры, поскольку самых разных прототипов и разработок имеется огромное количество. Есть, к примеру, экзокостюмы для инвалидов, которые позволяют ходить. Это Ekso GT, REX и eLegs.

Первый нужен для реабилитации пациентов, переживших инсульт или получивших травму спинного мозга. Второй – для пациентов с дисфункцией ног (управляется специальным джойстиком). Третий – для паралитиков или людей с нарушением работы ног. Все эти экзы выглядят плюс-минус одинаково, у всех них одна задача – вернуть человеку способность ходить.

Есть промышленные экзоскелеты. Например, устройство Vest EXoskeleton (VEX), разработанное компанией Hyundai. Как говорится в официальном пресс-релизе, VEX снижает утомляемость рабочих, которым приходится долго держать поднятые руки над головой, а заодно увеличивает подъёмную силу. Также говорится об увеличении мобильности, но что конкретно под этим подразумевается (неужели скорость перемещения?), я так и не понял.

Сам по себе экз весит 2,5 кг и надевается на спину как рюкзак. При этом он способен выдерживать нагрузку в 150 кг. Звучит впечатляюще, но, если в этот показатель включается вес оператора, то уже не очень.

Тем временем рабочие на заводе Panasonic вовсю юзают экзоскелеты Assist Suit AWN-03. Весит эта радость 6 кг, может надеваться и сниматься без посторонней помощи. Снижает нагрузку на спину при поднятии тяжестей на 15 кг, а работы аккумулятора хватает на 8 часов – то есть на полный рабочий день.

К сожалению, ничего похожего на погрузчик, в котором Эллен Рипли надрала задницу королеве чужих, я не нашёл. Если знаете о таких, пишите в комментах.

Но самый жир – это, конечно, военные экзоскелеты. И тут надо сразу вспомнить про XOS 2, разработанный компанией Raytheon. Предназначен он в первую очередь для военных из материально-технического обеспечения. Никакой брони костюм не имеет, однако может похвастаться повышенной грузоподъёмностью, которую обеспечивает гидравлика высокого давления. Правда, с конкретными цифрами, как всегда, туго. Инженеры в Raytheon говорят, что военные смогут поднимать “до 16 тыс. фунтов в течение дня” (7 тыс. кг) – понимайте это как хотите.

В этом костюме боец может переносить танковый снаряд, авиационную ракету, разгружать ёмкости с топливом и водой. Главный недостаток экзы – это силовой провод, который питает устройство. Это существенно ограничивает мобильность солдат. Хотя для обычной разгрузки она не так уж и нужна. Внешне XOS 2 похож на то, что мы видели в фильме “Грань будущего”.

Ещё один интересный экземпляр – универсальный экзоскелет Human Universal Load Carrier (HULC), разработанный компанией Lockheed Martin. В отличие от XOS 2, его питают литий-полимерные аккумуляторные батареи, которые приводят в действия электрогидравлическую систему (то, что отвечает за движение) и электронику. “Ноги” экза сделаны из прочного титанового сплава. Общий поднимаемый вес может достигать 140 кг, главное, как говорят инженеры, грамотно распределить снаряжение. Заряда хватает на то, чтобы двигаться в течение 5 часов со скоростью 4 км в час (средняя скорость движения человека пешком – 5-7 км в час), что позволяет делать марш-броски в полной боевой выкладке на расстояние до 20 км

И тут, конечно, на ум сразу же приходит грузовой экзоскелет, показанный в недавней Death Stranding, который тоже увеличивал грузоподъёмность персонажа и уменьшал утомляемость.

Cтоит также отметить разрабатываемый в России боевой экзокостюм “Ратник-3”, который планируется взять на вооружение к 2025 году.

Выставочный образец. Выглядит сурово, хотя какой на самом деле будет вид у “Ратника” – это еще вопрос

Пока что в России обкатывают прототип ЭО-1, главная задача которого, как и у западных аналогов, разгрузить бойца.

Но российская разработка имеет одно существенное отличие от американских. Это экзоскелет пассивного типа. Речь идёт о рычажно-шарнирных конструкциях, которые принимают на себя часть переносимого веса. С одной стороны, их грузоподъёмность гораздо ниже, чем у активных экзов (могут поднимать до 50 кг дополнительного веса, если не брать в расчёт вес оператора). С другой стороны, они не нуждаются в источнике питания, поэтому не могут разрядиться в самый неподходящий момент.

Рельсотрон и пушка Гаусса

Рельсотрон или рельсовая пушка – это электромагнитный ускоритель масс. Данное оружие появлялось в Shattered Horizon, Quake, Red Faction и Warhammer 40,000.

Грубо говоря, у нас есть пара металлических рельс, подключённых к ионизаторам, по которым с помощью силы Лоренца разгоняется токопроводящий снаряд. Теоретически это оружие имеет большую разрушительную силу, а отсутствие пороха делает снаряды более безопасными с точки зрения перевозки. В настоящее время разработки в этой области активно ведутся в США.

Американцы как минимум с 2010 года испытывают опытные образцы. К 2025 году планируется создать рельсотрон с дульной энергией 64 МДж. Длина ствола при этом составит 10 метров, а скорость полета снаряда – около 2 тыс. метров в секунду. Для сравнения: начальная скорость полета пули пистолета Макарова – 315 метров в секунду, автомата Калашникова – 715 метров в секунду.

Пусть меня поправят физики, если я ошибаюсь, но 2000 метров в секунду – это 6,03 Маха. А гиперзвук – это любое значение, превышающее 5 Махов. То есть, речь идёт о гиперзвуковом оружии.

По словам российского сенатора Франца Клинцевича, работа над созданием рельсотрона в России также ведется. Но никаких конкретных фактов парламентарий не привел.

Пушка Гаусса – ещё одна разновидность электромагнитного ускорителя масс. Но, в отличие от рельсотрона, использует немного другую систему разгона снарядов. Это оружие мы видели ва Сталкере и в Crysis.

К сожалению (или к счастью) в реальности пушка Гаусса, судя по всему, не будет обладать столь впечатляющими характеристиками, как в играх.

В Сталкере пушка Гаусса была способна стрелять бесшумно и без отдачи (потому что нет дополнительного импульса от пороховых газов), а скорость полета снаряда на выходе из ствола составляла 15 тыс. метров в секунду (начальная скорость полета пули снайперской винтовки Драгунова – 830 метров в секунду).

Некие умельцы уже пытались создать прототип Пушки Гаусса, но мощность этого “оружия судного дня” не превышала мощность обычной пневматики.

По словам автора YouTube-канала Ammunition Time (кстати, всем советую этот канал), военные сегодня не бегают с пушками Гаусса наперевес по причине низкого КПД данного оружия. Лишь 1-10% заряда конденсаторов переходит в кинетическую энергию снаряда. Даже если установить многоступенчатую систему разгона снаряда, как в Сталкере, основная часть заряда все равно будет рассеиваться в воздухе. Такие дела.

Лазерное оружие

При словах “лазерное оружие”, воображение рисует что-то вроде бластеров из “Звёздных войн” или лазерных пушек из XCOM Enemy Within. Последние, к слову, были довольно мощным средством против инопланетян, хотя заметно уступали плазмоганам и пушке из X-сплавов.

Так вот, в нашем с вами мире лазерное оружие действительно существует, хотя и не имеет ничего общего с вышеописанными вафлями. И для любителей научной фантастики остается бесконечно скучным.

В реальности лазерное оружие используется не для физического поражения объекта, а для ослепления оптики спутников и беспилотников. То есть главная цель – разоружить технику противника, лишив её возможности наводиться на цели. В России для этих целей используется лазерный комплекс “Пересвет”, который с декабря 2019 года заступил на боевое дежурство.

Джетпаки

Джетпаки или реактивные ранцы тоже стали одной из классических технологий футуризма. Устройство, позволяющее делать огромные прыжки или даже летать, мы видели в Call of Duty Infinite Warfare, Fallout 4 и новой дилогии Battlefront от EA. Пожалуй наибольшую известность джетпаку принес Джанго, а впоследствии и Боба Фетт – легендарные охотники за головами во вселенной “Звёздных войн”.

В реальности технология реактивных ранцев уже давно обкатывается различными энтузиастами (еще с 60-х годов), хотя, разумеется, ни о каком массовом внедрении в ту или иную сферу человеческой жизнедеятельности, речи пока не идет.

Одним из самых знаменитых “рокетменов” является щвейцарец Ив Росси, который совершил свой первый полет на устройстве JetCat P400 ещё в 2004 году. Аппарат Росси представлял собой не рюкзак, а крылья с реактивными двигателями.

К сожалению, данное устройство пока далеко от понятия “безопасность”. В ноябре прошлого года известный французский каскадер Винсент Реффе разбился во время испытаний джетпака Jetman в Дубае. Устройство представляло собой четырёхмоторное крыло, крепящееся на спине пилота. Оно позволяло разгоняться до скорости более 400 км в час, подниматься на высоту до 6 км и преодолевать расстояние до 50 км.

Реффе было всего 36 лет

На этой печальной ноте я хочу завершить свой блог. Наверняка есть еще куча клевых технологий будущего, которые существуют уже сегодня. Если вспомните такие, пишите в комментах. Просьба не относиться к этому тексту слишком серьезно. Я всего лишь пытался развлечь вас и себя. Хорошего всем будущего

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Журнал Time назвал «100 самых лучших изобретений 2021 года». Мы выбрали из списка десять впечатляющих инноваций, которые точно послужат на благо человечеству.

Первая вакцина от малярии

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Первая в истории вакцина от малярии создавалась с конца 1980-х и в октябре 2021 года наконец получила одобрение ВОЗ. Испытания прошли в Гане, Кении и Малави и охватили 800 000 детей. 100-процентной защиты вакцина Mosquirix не дает, но четыре дозы снижают риск заражения на 40%, а риск тяжелой инфекции — на 30%. Но и это считается достижением, ведь за процентами скрываются миллионы спасенных жизней. Ежегодно более 200 млн людей заражаются малярией через укусы самок комаров рода Anopheles. Около 500 000 умирают, из них половина — это дети до пяти лет.

Управление компьютером силой мысли

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Можно ли, не касаясь клавиш и не произнося слов, вести поиски в интернете, проверять почту, набирать сообщения? Ответ: да. Для людей с параличом разработана технология Stentrode, позволяющая управлять компьютером силой мысли. Система считывает сигналы, которые генерирует часть мозга, ответственная за движения. Далее они переводятся в команды, которые может выполнять компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением.

Самая точная карта Земли

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Вопрос о том, как изображать шарообразную планету на плоской карте, волновал картографов еще в XVI веке. Проекция фламандского географа Герарда Меркатора оказалась очень удобной для моряков и закрепилась на века. И хотя Северная Америка и Евразия выглядят на ней непомерно большими, а Антарктида и Гренландия сильно искажены, до сих пор она была основой веб-карт, включая «Google карты». Три американских профессора: Готт, Голдберг и Вандербей — сделали самую точную плоскую карту Земли, устранив искажения. Выглядит она непривычно, но зато соотношения размеров материков соблюдены, как и расстояния между океанами.

Сверхзвуковой самолет

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Долететь от Лондона до Нью-Йорка за три с половиной часа вместо обычных шести — вот задача, которую ставит перед собой американский стартап Boom Technology. В далеких планах — создание большого сверхзвукового воздушного самолета на 88 пассажиров к 2029 году. На данный момент готов опытный образец — сверхзвуковой демонстратор Boom XB-1. Это реактивный самолет длиной 21 м, опережающий по скорости звук — 2038 км/ч. В отличие от «Конкорда», который летал с 1969 по 2003 год, транспорт будущего более экологичен: работает система подавления шума, используется топливо с нулевым выбросом углерода.

Роботы-курьеры

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Роботы-курьеры — это наше ближайшее будущее, которое уже сбылось в ряде городов. Самоуправляемые роверы R2, разработанные компанией Nuro из Сан-Франциско, ездят по дорогам США наравне с обычными автомобилями. Они способны разогнаться до 40 км/ч и перевозить грузы весом до 190 кг. Небольшие машины-беспилотники весом 1150 кг оснащены 360-градусными камерами, радаром ближнего и дальнего действия и ультразвуковыми датчиками для безопасного движения среди машин. По внешнему виду роботы-тележки Nuro немного напоминают передвижных курьеров «Яндекса», но на самом деле они гораздо больше и вместительнее (хотя у компании есть и маленькие модели). Московские беспилотники, в отличие от американских, ездят только по тротуарам с небольшой скоростью 5–8 км/ч и не всегда способны справиться с погодными условиями.

3D-принтер для ракет

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

А что, если бы ракеты можно было печатать на 3D-принтере? Такая технология уже создана, и даже напечатаны первые образцы: Terran 1 — первая в мире ракета, изготовленная с помощью 3D-печати, и Terran R — первая полностью многоразовая ракета, созданная на принтере. Производственный процесс занимает 60 дней, печатаются даже двигатели, которые используют в качестве топлива жидкий кислород и сжиженный природный газ. Гигантский 3D-принтер Stargate в работе опирается на искусственный интеллект и автономных роботов. В начале 2022 года компания Relativity Space планирует провести первый испытательный запуск своей ракеты Terran 1.

Беспроводная зарядка в дороге

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Поскольку страны взяли на себя обязательство по снижению уровня CO2, зеленые технологии бурно развиваются по всему миру. За первую половину 2021 года продажи электромобилей выросли на 160%, но водители по-прежнему сталкиваются с серьезным препятствием: зарядка транспорта может занять несколько часов. Израильская фирма ElectReon придумала незаурядное решение проблемы. Электромобили могут пополнять запасы энергии прямо во время движения, если под асфальт вмонтировать катушки, генерирующие электрические поля. Это позволит машинам иметь батареи меньшего размера, сделав их легче и эффективнее. Возможно, при таком обустройстве улиц аккумуляторы в электротранспорте вообще окажутся не нужны. Компания уже проводит испытания в Германии, Италии и Швеции. В октябре 2021 года она заключила контракт на зарядку электробусов в Тель-Авиве на сумму $9,4 млн.

Беспилотный электрогрузовик

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Как будет выглядеть транспорт будущего? Разумеется, безвредный, беспилотный, бесшумный. Именно такой концепт представила шведская компания Einride. Полностью электрический автономный грузовик, в котором не предусмотрено место для водителя, зато отведено пространство для 16 000 кг товаров, управляется с помощью облачной системы удаленного мониторинга, которая позволяет операторам при необходимости взять управление на себя. Транспорт почти не имеет углеродного следа и уже испытывается на дорогах Швеции.

Умное земледелие

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Выращивать сельскохозяйственные культуры в засушливых районах совсем непросто: необходимо соблюсти баланс между сохранением воды и обеспечением урожайности. Израильская агротехнологическая компания SupPlant создала умные датчики, которые размещаются в почве или даже непосредственно на растениях. Искусственный интеллект на основе определенного алгоритма рассчитывает потребность культур во влаге и точно информирует фермера о том, когда и сколько нужно полить, учитывая влажность почвы, климатические условия и прогноз погоды. Уже сейчас технологией пользуются фермеры в 14 странах. Испытания в Мексике показали, что датчики снизили потребление воды для урожая манго на 15% при одновременном повышении урожайности на 20%.

Предотвращение катастроф

Киберпанк 2021. Технологии будущего, которые есть уже сегодня

Дроны и роботы могут спасать людей и в будущем будут делать это чаще, считают разработчики робототехники. Например, один из самых смертоносных в истории Северной Калифорнии пожар 2018 года можно было бы предотвратить, если бы проводились более частые проверки оборудования — все началось с падения изношенного крюка на передающей башне. Чтобы подобные случаи не повторялись, компания Percepto разработала программное обеспечение, которое задействует дроны и роботов для мониторинга важных объектов инфраструктуры: линий электропередач, электростанций, промышленных объектов, нефтеперерабатывающих заводов и шахт. Данные постоянно собираются и анализируются, программное обеспечение позволяет делать это автономно и непрерывно. Разработчики уверены, что с помощью такого оборудования можно предотвратить многие экологические катастрофы.

Само собой, в рейтинг лучших изобретений Time попали вакцины от COVID-19 и экспресс-тесты, позволяющие выявить коронавирус на дому, а также множество медицинских новинок, которые помогут облегчить жизнь больным и врачам. Ознакомиться с полным списком инноваций можно на сайте Time.

Авиамобили — наша новая реальность

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Пандемия стала катализатором цифровизации и затронула многие отрасли. Топ-менеджеры Gett, Учи.ру, Сравни.ру, РОТЕК, QPDigital, Vet.city – о том, какие технологические трансформации и тренды ждут нас в этому году.

Это второй материал из серии “Хайтек нового десятилетия”, где своими прогнозами делятся руководители ведущих технологических компаний. Первый материал доступен по ссылке.

Генеральный директор финансового маркетплейса Сравни.ру

Пандемия дала огромный толчок рынку fintech из-за резкого перехода покупок и денежных переводов в онлайн. Индустрия стремительно развивалась еще до 2020 года и даже традиционные банки двигались в сторону ИТ-компаний.

COVID-19 заставил пересмотреть свой подход к инновационности всех участников рынка. Те, кто не успел быстро перестроиться с учетом новых правил игры, остались далеко позади или вовсе исчезли с радаров.

Локдаун привел в онлайн огромную аудиторию, даже старшее поколение стало пользоваться финансовыми услугами удаленно. По итогам года количество наших пользователей выросло на 34% — это рекордный показатель. Из-за удобства и скорости большинство останутся верными такому формату и после пандемии. Но современному потребителю недостаточно просто оформить услугу, он постоянно анализирует варианты и ищет площадку, где можно выбирать из самых разных продуктов в одном месте. В прошлом году наконец-то вышел закон, согласно которому финансовые маркетплейсы могут не только предоставлять возможность сравнивать предложения от разных компаний, но и продавать их прямо на своей площадке бесшовно, не заставляя клиента дополнительно переходить на сайт банка и оформлять заявку. Такой мультисервис, когда человек может получить желаемое здесь и сейчас, выбрав из тысяч вариантов, один из главных драйверов индустрии.

Крупные банки, такие как «Сбербанк» и «Тинькофф», сегодня выстраивают вокруг себя целые экосистемы, покупая молодые стартапы и выстраивая выгодные партнерства. Теперь через свои платформы они предоставляют не только традиционные финансовые продукты, но и предлагают самые разные услуги: от покупки кофе и скидки в магазины партнеров до медицинской консультации и билетов на самолет.

Многопрофильный подход позволяет постоянно участвовать в жизни клиента, обеспечивая его ежедневные нужды.Многие сейчас используют Open API для создания интересных продуктов, которые можно частично или полностью интегрировать в другие проекты.

Например, наш калькулятор ОСАГО появился в Яндекс.Навигаторе, и теперь водители могут оформить полис в одном приложении в несколько нажатий. Таким образом, fintech, как и большинство других индустрий, развивается с учетом главного запроса современного потребителя — получить желаемое быстро и максимально просто на одной площадке. С учетом активно растущей аудитории, я считаю, что самые перспективные направления сегодня и в ближайшем будущем: быстрые и надежные сервисы электронных платежей, мобильные разработки, геймификация и персонализированное обслуживание клиентов с использованием нейросетей, технологии для кибербезопасности и блокчейн.

CEO крупнейшей в России образовательной онлайн-платформы Учи.ру

Центральным событием прошлого года стала пандемия, её влияние на EdTech оказалось очень существенным. Мы и раньше наблюдали развитие отрасли онлайн-образования и повышение интереса к ней, но локдаун значительно ускорил этот мощный тренд. Он подстегнул рост аудитории и усилил внимание к образовательным платформам, в особенности это сказалось на обучении школьников и дополнительном образовании для взрослых.

Мы уверены, что в дальнейшем доля сегмента EdTech в образовании будет значительно выше, чем в доковидную эпоху — как в России, так и во всем мире.

Скорее всего нас ждет популяризация модели смешанного обучения: часть времени ученики будут посвящать занятиям на онлайн-платформах, а часть — очным урокам. Это один из ключевых трендов современного образования. Это один из ключевых трендов современного образования.

Еще пять лет назад EdTech специалисты могли только прогнозировать нечто подобное, но сегодня многие из тех предположений уже реализованы. Например, персонализированное обучение, data-driven подход к проектированию образовательных онлайн-платформ, геймификация и новые форматы подачи образовательного контента – именно эти направления определят, каким будет EdTech будущего.

Тем не менее, случались и недолговечные тенденции, которые в моменте казались вполне реальной перспективой. Например, полный переход школьников на дистанционное обучение: еще в конце прошлого года стало ясно, что такой формат был временной необходимостью и не будет претворен в жизнь.

В долгосрочной перспективе школа не готова отказаться от привычной модели обучения за партой, но теперь в распоряжении учителей останется весь функционал онлайн-образования: автоматизированная проверка домашних заданий на онлайн-платформах, алгоритмы машинного обучения, геймификация и новые педагогические подходы. Они делают обучение более эффективным и разгружают преподавателей — их внедрение определенно стало заслугой полного дистанта.

Мы в Учи.ру внимательно следим за развитием каждой из перечисленных инноваций: непрерывно работаем над разработкой курсов, ищем нетривиальные формы подачи обучающего контента и улучшаем существующие сервисы. Наши технологии уже сейчас позволяют создавать индивидуальные траектории обучения и интерактивные интерфейсы, автоматизировать оценку результатов и отражать динамику знаний ученика, создавать вовлекающий контент с элементами геймификации.

В этом году мы запустили два новых продукта: игру «Магическая математика» для 5 и 6 классов, в которой дети в формате RPG-игры колдуют в схватке с противником, и новый курс по чтению со своей Вселенной, населенной буквами. Так дети быстрее учатся складывать их в слоги и начинают осмысленно читать. Мы уже анализируем поведение ученика, количество ошибок и скорость изучения каждого материала, и на основании этих данных подбираем для него индивидуальные задания и уровень сложности.

Думаю, в будущем data-driven индивидуализация может шагнуть еще дальше. Тем не менее, мы не ограничиваемся только развитием самого продукта — в планах расширение на зарубежном рынке, в первую очередь в Индии. Мы собираемся увеличить продуктовую линейки, запустить тестирование новых соревновательных механик для вовлечения большего количества учеников в занятия и масштабировать продажи по B2B модели.

В целом, индустрия онлайн-образования сейчас развивается очень быстро, и только от инфраструктуры зависит, сохранится ли этот тренд: факторами роста станут темпы внедрения инноваций в учебный процесс и общая заинтересованность со стороны школ. И, конечно, очень важна методическая поддержка учителей — обучения и консультирования преподавателей по вопросам работы с новыми инструментами. Онлайн и офлайн форматы имеют все шансы выгодно дополнять друг друга.

Так, автоматизация проведения срезов, большие библиотеки медиаконтента, сбор аналитики и другие возможности онлайна смогут существенно помочь учителю и при этом высвободить время на такие важные стороны офлайн-обучения, как социализация учеников, развитие гибких компетенций и тренировка навыков коллаборации. Домашние задания с автоматической проверкой, курсы для внеурочной деятельности и удаленные контрольные работы имеют все шансы окончательно укрепиться в российской системе образования. Более того, чему-то ученики будут учиться только онлайн — например, осваивать программирование и другие цифровые профессии, востребованность которых растет каждый год.

Директор по цифровым решениям и проектам АО “РОТЕК”

Пандемия, безусловно, оказала влияние на все отрасли – и IT не исключение. Значительно повысилась роль аутсорсинговых, аутстаффинговых процессов в разработке или предоставлении услуг. Это не новый тренд, однако введенные карантинные ограничения стали катализатором его развития.

Продолжилось бурное обсуждение вопросов цифровой трансформации. При этом под ней часто понимают совершенно разные вещи. Лично я бы выделил здесь две составляющие. Первое – цифровизация и автоматизация процессов, вторая – уже сама трансформация, когда в процессе автоматизации и цифровизации бизнес-процессов возникают дополнительные объемы данных, которые можно использовать для получения ценности как для развития конкретных продуктов, так и для бизнеса в целом. И если в первом случае в компаниях уже идут активные преобразования, то с накоплением и использованием Big Data все сложнее.

В этом году, особенно в промышленности, продолжится осмысление: какие данные собирать, как это делать и самое главное – что с ними делать дальше. Массово будет вестись первоначальный сбор и накопление массива данных. А уже в 2022-2023 годы многие компании шагнут в практическую плоскость их применения.

Эти тенденции наглядно проявляются в сфере промышленных IoT-решений, где в минувшем году активно обсуждались перспективы развития и применения машинного обучения.

С одной стороны, я разделяю оптимизм многих экспертов и аналитиков, которые говорят, что без искусственного интеллекта двигаться дальше будет сложно и что уже в ближайшее время темпы его внедрения в промышленном интернете будут расти по экспоненте. Однако одновременно я испытываю сдержанный скептицизм, потому что в ближайшие пару лет ожидать значимого прорыва в данном направлении не стоит по ряду причин. Необходимо накопление больших массивов данных, на основании которых подобного рода алгоритмы должны обучаться. Их можно тестировать, но если мы говорим о критической инфраструктуре, где, например, работает наша система прогностики ПРАНА, то цена ошибки возрастает драматически. Поэтому я считаю, что эти технологии и алгоритмы найдут свое применение в обозримом будущем, но динамика развития решений и продуктов на их основе, как минимум на объектах критической инфраструктуры, будет все-таки медленнее, чем многие ожидают на сегодняшний день.

Если уходить, например, в диаметрально противоположную плоскость – в продукты для B2C, то там действительно продолжится бурный рост всевозможных продуктов и решений, которые используют элементы искусственного интеллекта. В промышленности же еще должно пройти, на мой взгляд, не менее трех-пяти лет до того момента, как новые технологии машинного обучения будут отработаны и начнут уже масштабно внедряться на производстве.

Управляющий партнер ветеринарного центра Vet.city

В 2020-ом отрасль ветеринарных услуг задело не меньше остальных, многие маленькие клиники закрылись или сильно сократить персонал, чтобы остаться на плаву. Тем не менее, в такой период, мы смогли не только взглянуть на возможности технологических решений, несмотря на то, что они не так давно пришли в ветеринарную медицину, но и проследить некоторые тенденции, на которые сегодня стоит обратить особое внимание.

Сегодня на российском рынке ветеринарных услуг есть большие пробелы в области клиентского сервиса, IT и технологиях лечения. Понятно, что сервис сегодня — это ключ для сферы услуг, никто не хочет стоять в очереди или самостоятельно заниматься поиском проверенного врача, когда времени совершенно нет. В контексте IT, основной акцент цифровых решений смещался в пользу программ для облегчения внутренней работы — системы CRM, которые позволяют делать аналитику, систематизировать процессы и повышать уровень качества оказываемых услуг, корпоративные мессенджеры, электронные планировщики и многое другое.

Рынок CRM-решений, применяемых для ветеринарии, совершенно сырой. Представлено всего несколько систем, которые были косвенно адаптированы под ветеринарию. Мы выбрали одну из таких систем и решили пересобрать её под себя, мы вложили в это много средств и сил и будем продолжать её оттачивать. В человеческой же медицине все уже давно реализовано. К сожалению, сама суть подхода к аналитике в человеческой и ветеринарной медицине — сильно разнится и в этом большая проблема. Где для человека решение уже готово, для животного — далеко нет. В текущем темпе жизни клиент хочет получать качественный сервис, но очень ценит потраченное время. Точная диагностика — ключ к успеху, но решение данной задачи сильно зависит не только от уровня ветеринарного врача, но и от оборудования, применяемого в процессах.

Многие технологические решения приходят в индустрию ветеринарии из человеческой медицины. Сегодня в ветеринарии можно увидеть компьютерную томографию, цифровой рентген, кардиологическое УЗИ, комплексы инвазивной хирургии, эндоскопию и т.д. Существуют оборудования, которые позволяют выходит на совершенно новый уровень, например, С-дуга, с помощью которого можно получать высокоточные данные для аналитики в области кардиологии и ортопедии.

На мой взгляд, заметно, что общий уровень цифровизации ветеринарной отрасли растет и это большой плюс. Если многие стандарты и подходы еще не изменились, то можно сказать, что IT и технологии точно станут акселератором этого неизбежного процесса. Это касается не только сферы человеческого здоровья, но и здоровья наших питомцев.

CEO и управляющий партнер венчурного фонда QPDigital

Конечно, на нашу отрасль повлиял COVID-19. Карантин и необходимость быстро адаптироваться под новые условии еще больше ускорили диджитализацию. К примеру, в Украине экспорт IT в 2020 году впервые превысил $5 млрд. Технологии смогли быстро и качественно решить многие проблемы, которые создал вирус: удаленная работа, телемедицина, онлайн-обучение, создание вакцины, логистика.

Негативные факторы лишь несколько замедляют рост отрасли, но не останавливают его. Так, в 2020 году топ-10 украинских стартапов привлекли почти $100M (среди них, Restream, нашумевший ReFace).

А, в целом, с 2011 года, по оценке PwC MoneyTree, объем венчурного рынка Украины вырос с $50 млн до $520 млн в 2019 году. Получается, что менее чем за 10 лет отрасль выросла в 10 раз или даже больше. Самый большой вклад делают стартапы, которые привлекают инвестиции за рубежом. Например, в 2019-м GitLab привлек $268 млн, Grammarly — $90 млн, People.ai — $60 млн, Jiji.ng — $21 млн. Небольшой по объемам местный рынок стимулирует местные компании расширяться на другие рынки.

Также немало зарубежных компаний стремятся начать работу на украинском рынке. Недавний пример – стартап Calendly, который в конце января стал единорогом, получив оценку более $3 млрд. Еще в 2014 году он начал работать в Киеве, поскольку его основатель, Топе Авотона, решил, что украинские разработчики помогут компании воплотить все идеи в жизнь. Сейчас у Calendly в штате более 200 разработчиков из Украины, и компания планирует удвоить число сотрудников в киевском офисе. В январе этого года американский Lyft решил последовать примеру Calendly и нанять украинских разработчиков.

С учетом серьезного роста венчурного рынка сложно говорить о переоцененности конкретных секторов – скорее, можно говорить о большем или меньшем потенциале.

В целом, медианная оценка стоимости стартапов независимо от их стадии зрелости по всему миру выросла за последние 5 лет в 3 раза, а темп прироста количества венчурных сделок в Европе за 2020 год в 4 раза опережает рынок США. Интерес к венчурному рынку продолжает расти по всему миру и приятно, что проекты Восточной Европы привлекают все больше внимания инвесторов.

К трендам, опережающим темпы роста всей венчурной отрасли в ближайшем будущем, я бы отнес блокчейн, гейминг, Fintech, EdTech, VR/AR. К примеру, ранее рынок виртуальной и дополненной реальности несколько лет подряд почти не расширялся. Эксперты ожидали даже отрицательной динамики развития. Но нет – пандемия привела к тому, что отрасль начала стремительно развиваться. И сейчас эксперты, например, компания International Data Corporation (IDC), ожидают роста. Объем рынка в 2020 году составил по итогам года около $12 млрд, к 2024 году отрасль достигнет объема в $72,8 млрд. При этом среднегодовой показатель роста прогнозируется на отметке в 54%. К слову, нормальным ростом считается 3-8%, а здесь – сразу 54%.

Мы определили для себя фокусные сектора для инвестиций, многие из которых выиграют от текущих трендов: блокчейн, геймдев, IT-логистика, цифровая медицина, искусственный интеллект и финтех. Усиленно работаем над созданием своего продукта – венчурной платформы. Нам она позволит автоматизировать процесс скаутинга и контроля за проектами, а стартапам получить удобный внутренний инструмент по взаимодействию с инвесторами, сервис-провайдерами и экспертами. Детали мы пока держим в секрете. Мы идем в партнерстве с лучшими участниками венчурного рынка – так проще достигать целей в условиях глобальных изменений и серьезной конкуренции со стороны больших игроков. Среди этих партнеров не только инвесторы, но ИТ-компании, CX-студии, PR и маркетинговые агентства и юридические фирмы. Создать успешное партнерство всегда непросто, но очень интересно и невозможно повторить. В этом наша уникальность.

Я думаю, что радикальные трансформации произошли в 2020 году, а в 2021 они будут углубляться. Бизнес будет адаптироваться к изменениям, внедряя созданные продукты быстрее, чем это было раньше. В основном, они связаны с удаленной работой, персонализацией, доставкой контента, доставкой товаров и предоставлением услуг, медициной и т.п. Красной нитью через все тренды проходит цифровизация – именно она является основой для расширения, развития и изменений.

Кстати, у украинского рынка стартапов есть одна важная особенность. Если говорить образно, то здесь много Стивов Возняков, но мало Стивов Джобсов. Основатель компании и его команда могут придумать крутое технологическое решение, но плохо умеют его продавать. Роль фондов во многом заключается в том, чтобы помочь проекту наладить продажи, выстроить маркетинговую стратегию, масштабировать бизнес. По сути, это арбитраж в чистом виде. Стартап на начальном этапе в Украине стоит в 3-4 раза дешевле, чем такой же проект в Кремниевой Долине. Но у украинских стартапов есть большой потенциал. И добавив к нему базу знаний и необходимую инфраструктуру, можно масштабировать его в международную историю. Влияние венчура в 2021 году будет усиливаться — и это многолетний, а не краткосрочный, тренд.

Генеральный директор Gett в России

2020 год был насыщен событиями: эпидемия, локдауны целых стран, масочный режим, цифровый пропуска и многое другое. Все это сильно повлияло на сферу перевозок и доставки. Люди стали бояться пользоваться общественным транспортом, чтобы сократить ненужные контакты, начали больше передвигаться на такси или личном транспорте.

Для крупной компании важно в кризис адаптироваться к реалиям. Так, например, пандемия привела к тому, что некоторые сервисы запустили подписки на автомобили. А мы в Gett запустили новый класс “Личный водитель”, где можно было заказать длительную аренду автомобиля с водителем, добавили обязательное поле для ввода кода цифрового пропуска пассажира, чтобы водителям было легче проверять его в приложении “Помощник Москвы”. Также в карантин компания переориентировала фокус с такси на службу доставки, что позволило водителям обеспечить дополнительный заработок в кризис, а клиентам – быструю доставку продуктов, лекарств и других необходимых вещей.

Благодаря успешной адаптации к кризису, Gett работал на полную мощность как в период массового локдауна, так и в период послабления режима самоизоляции. За прошлый год у нас значительно вырос b2b сегмент и количество заключенных контрактов. Во многом это стало возможно из-за того, что крупные компании заботились о своих сотрудниках, которые не могли перейти на удаленную работу, пересаживая их в корпоративное такси.

Я считаю, что полный отказ от офисов сильно переоценен. Очное общение необходимо для генерации креативных идей. Мы уменьшили площадь офиса в 3 раза, но оставили для сотрудников возможность бронирования офиса через систему букинга, когда это необходимо. Очные встречи с топ-менеджментом я провожу два раза в неделю, поэтому что уверен, что полный переход на онлайн невозможен, если это касается нелинейных профессий. Популярность доставки, по моему мнению, тоже начнет падать. Людям важно выходить на улицу, гулять и наслаждаться видом. Часто посетители приходят в ресторан не поесть, а за атмосферой, которая помогает расслабиться после тяжелого рабочего дня. Недооцененный тренд — это сезонная удаленная работа. Я считаю, что будет правильно, если в период увеличения простудных заболеваний, люди будут уезжать в теплые края с полной инфраструктурой. Раньше это очень активно практиковали акционеры и топ-менеджеры, но сейчас такие программы стали доступны и для младших сотрудников, а крупные компании активно поддерживают их.

Весь классический бизнес приходит к цифровизации и построению гибридной модели. Например, розничная сеть магазинов Магнит добавила доставку, а Ozon сделал точки выдачи. Все компании наращивают доставочную инфраструктуру, кто-то внутри организации, а кто-то нанимает внешних. Некоторые подключают наш сервис Gett Delivery, чтобы не писать свою собственную программу с нуля.

Повторюсь, что сезонный прирост логичен, но скорее всего рынок доставки просядет в скором времени. Одно из нововведений в нашей компании — это GettFlexi. Принципы GettFlexi: неполный рабочий день и гибкие графики, что позволяет меньшему количеству сотрудников находиться в офисе. У нас и раньше практиковался remote work, так как все сотрудники работают на ноутбуках. Однако подобная схема позволила Gett привлекать новых талантливых сотрудников со всего мира. Work-life balance сотрудникам крайне важен: пандемия, режим самоизоляции и многие другие факторы сказываются на моральном состоянии сотрудников. Ground Transportation имеет огромное значение, и границы в любом случае откроются, надо только подождать. Сейчас бизнес встречи уже не так актуальны, особенно однодневные, но когда люди начнут летать и полеты будут важными, а внутри самих командировок будет много перемещений, то люди не захотят спускаться в метро, а предпочтут передвигаться на корпоративном такси — здесь компаниям поможет b2b-решение, которое предлагает Gett — наша SaaS-платформа, к которой будут подключены различные поставщики услуги перевозки и доставки по всему миру. Так в в прошлом году в России мне с командой удалось протестировать новую для рынка MVNO-модель, которую я применил из сферы телекома, и запустить пилотный проект с “Ситимобил”, чтобы обеспечить лучший сервис для наших корпоративных клиентов по стране: машины приезжают быстрее, но при этом для клиентов ничего не меняется – они также заказывают машины через приложение Gett.

Мы видим как финтех, банки, автопроизводители запускают подписки на автомобили, некий гибрид лизинга для физических лиц. Volvo,Сбербанк, Яндекс и многие другие запускают подобные подписки. Ещё один тренд — это аренда каршеринга не поминутно, а на день, неделю или месяц. Уверен, что с ног на голову перевернется бизнес, связанный с арендой автомобилей, например, деятельность компании Sixt, которые сейчас не могут сдать свои автомобили из-за локдауна в Европе. Скорее всего они пойдут в сторону того, чтобы трансформировать бизнес-модель в сторону SaaS-платформы так, как мы это делаем в Gett.

Как вы, возможно, слышали, выставка CES в 2021 году прошла полностью онлайн. Большинство громких анонсов прошли в дни выставки (с 11 по 14 января), но о стартапах писали совсем мало, ведь у них не было пресс-конференций.

Всего в выставке участвовали 644 стартапа. Я просмотрел их все и отобрал 47 самых интересных «железных» проекта. Формат — название компании/описание продукта/ссылка на сайт. В конце колонки предлагаю проголосовать за лучшие, на ваш взгляд проекты.

Умный дом

1. Albi Home M+ — умный диспенсер для вина

– подает вино идеальной температуры;

– позволяет использовать открытую бутылку вина до 6 месяцев;

– управляется со смартфона.

– совместим с голосовыми ассистентами.

2. Beermkr — робот для приготовления пива

– автоматизирует пивоварение и ферментацию;

– требует всего 10 минут для запуска;

– готовый напиток за 10–12 дней;

3. Buzr — умный интерком

– устанавливается за 15 минут без лишних сложностей;

– работает через приложение из любой точки планеты;

– выдает «виртуальные ключи» для друзей, нянек, сантехника и так далее;

– интегрируется с сервисами доставки, вы не пропустите курьера;

– записывает каждого гостя.

4. AiS All-in-Sensor — сенсор «все в одном» для умного дома

– 18 типов датчиков в одном корпусе, от влажности и дыма до наклона и разбивания стекла;

– защищает данные от утечек;

– можно напрямую подключать к смартфону.

5. Igloocompany Smart Padlock — умный навесной замок

– подойдет для велосипедов, ворот и так далее;

– работает без ключей, с ПИН-кодами;

– можно выдавать временный доступ другим людям;

– доступ выдается удаленно, через приложение или SMS;

– замок водостойкий, не боится дождя.

6. Lasso — прототип бытового прибора для переработки мусора

– перерабатывает мусор прямо на дому;

– проверяет, можно ли переработать мусор;

– моет перерабатываемое;

– перемалывает и хранит в готовом к повторному использованию виде;

– работает со стеклом, металом и пластиком.

7. Millo — умный супермощный блендер

– приложение и прошивка обновляются и расширяют функционал прибора;

– компактный и не громоздкий, легко моется и раскладывается;

– беспроводной, работает от встроенной батареи, можно свободно перемещаться по кухне;

– просто пользоваться;

Стоит: 399 €

8. Owl Home — умный датчик дыма, углекислого газа, движения, шума и влажности

– решение все-в-одном: один датчик вместо нескольких;

– сообщает о возгораниях и проникновениях в дом;

– сигнализация и резервное питание;

– совместим с системами умного дома.

9. Basa — портативный пылесос для матрасов и мебели

– миниатюрный ручной пылесос;

– мощность всасывания 6 000–15 000 Па;

– есть режим стерилизации;

– заряда хватает на 50 минут работы в обычном режиме.

Умное детство

10. ORGO — электрическая прогулочная коляска

– мотор мощностью 240 ватт;

– выдерживает вес до 59 кг;

– электрический тормоз;

– ремни для ребенка.

11. ROOMY — деревянные блоки вроде LEGO

– рассказывает детям о том, как создается мебель;

– набор состоит из 6 блоков мебели и 10 блоков коннекторов;

– антропоморфный дизайн;

12. Cradlewise — умная колыбель

– анализирует паттерны сна;

– автоматически укачивает проснувшегося ребенка;

– встроенный детский монитор;

– есть приложение;

– в приложении доступна аналитика сна;

– подходит для малышей от рождения до 2 лет.

13. Ecrins — мультиспортивный трейлер для катания детей

– выполнен из углеводородного волокна и кевлара;

– защищает ребенка внутри от погоды, ударов и сотрясений;

– фильтр для воздуха не пропускает внутрь вирусы и загрязнения;

– есть фотохромическая крыша, которая подстраивается под освещение;

– монитор состояния температуры внутри трейлера и видеокамера.

14. Roybi — робот-игрушка для обучения детей STEM

– игрушка с ИИ, которая учит и развлекает ребенка в возрасте от трех лет;

– подстраивается под ребенка;

– обучает языкам и основам STEM:

– 500 уроков на разные темы.

15. Willow Pump — носимая электрическая помпа для откачивания грудного молока

– удобно крепится на груди и не сползает;

– не мешает движениям, не заставляет сидеть на месте, незаметна под одеждой;

– тихо работает;

– настраивается под предпочтения пользовательницы;

– сменные гигиеничные пакеты для молока.

Умные хобби

16. B-Box — улей для городского пчеловодства

– 16 отсеков для пчёл;

– прозрачные стены;

– вход в улей расположен на высоте 2.2 метра;

– здоровье пчёл отслеживается через смартфон.

Стоит: 597 €.

17. inthekeg — умный пивоваренный автомат, который производит 180 литров за раз

– полностью автоматизированный процесс, от ферментации до брожения и разлива;

– 10 отдельных умных «бочонков», можно произвести 10 сортов сразу;

– автоматическая стерилизация и очистка;

– за всем процессом можно следить через приложение.

18. Ludotech OLEM — робот-компаньон для настольных игр

– сочетает удобство виртуальности с уютным духом живых настольных игр с друзьями;

– теперь все громоздкие коробки с играми умещаются в одном роботе и приложении;

– объясняет правила, позволяет воплощать инновационные игровые механики.

19. WooBloo Smash — умный проектор и умная колонка с Алексой

– светимость 300 ANSI люмен, 3 часа на одной зарядке;

– встроенные приложения, включая Netflix и Hulu;

– работает из коробки, не надо настраивать, автоматически настраивается;

– встроенное аудио;

– поддерживают работу с голосовым ассистентом.

20. Wowcube — интерактивная система развлечения в виде кубика-рубика

– реагирует на тряску, поворачивание сегментов и касания;

– состоит из 8 отдельных интерактивных модулей с экранами;

– игровая консоль с поддержкой видеоигр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *