Категории светофоров

Нет времени читать?

Отправим материал Вам на:

В статье рассказывается:

В связи с постоянным увеличением транспортных потоков в мегаполисах и даже небольших городах светофорное регулирование, как средство обеспечения безопасности на дорогах и регламентации интенсивности автомобильного движения, играет все большую роль.

Кроме того, и об этом мало кто задумывается, без необходимого количества светофоров на перекрестках ухудшается экологическая обстановка в населенном пункте. Большое скопление автомобилей в одном месте является причиной загрязнения окружающей среды продуктами неполного сгорания топлива.

Светофоры можно
классифицировать по их функциональному
назначению (транспортные, пешеходные);
по конструктивному исполнению (одно-,
двух- или трехсекционные, трехсекционные
с дополнительными секциями); по их роли,
выполняемой в процессе управления
движением (основные, дублеры и повторители).

Светофоры
подразделяются на семь типов в зависимости
от вида, типа вида и количества световых
сигналов, а также их расположения на
светофоре.

Для лучшего
распознавания водителем дополнительной
секции (особенно в темное время суток)
на линзе основного зеленого сигнала
светофора наносят контуры стрел,
указывающих разрешенные этим сигналом
направления движения. С этой же целью
при наличии дополнительных секций
светофор оборудуется белым прямоугольным
экраном, выступающим за габариты
светофора. Расположение секций зависит
от направления стрелки.

Светофоры по назначению подразделяются на следующие типы:

1. входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию;

2. выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон;

3. маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой;

4. проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

5. прикрытия– для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

6. заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях;

7. предупредительные – предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);

8. повторительные – для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о показании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

9. локомотивные – для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

10. маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;

11. горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;

12. въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд железнодорожного подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;

13. технологические– разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.).

В качестве источников света в светофорах используют светоизлучающие диоды или лампы накаливания. Светофоры применяются линзовые или прожекторные; по расположению они подразделяются на мачтовые, карликовые, а также устанавливаемые на мостиках, консолях, фермах мостов, стенах тоннелей, а на железнодорожных путях необщего пользования также на стенах производственных помещений.

Сигнальные огни на светофорах применяются: непрерывно горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).

Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении поезда на блок-участок перед ним и гаснут после выхода поезда с этого блок-участка.

Назначение и классификация светофоров,
требования ПТЭ

Обеспеченность
урока: компьютеры, мультимедиа-проектор,
программа «Ожившие сигналы».

Межпредметные
связи: физика, Станции и узлы.

Ход и содержание урока:

движения на ж.д. транспорте»
с. 31-37.

Мои
док., Курсы,VTS
06 1

1.Назначение и
функции светофоров.

Светофоры служат
для четкой организации движения поездов
и маневровой работы и для обеспечения
безопасности движения.

Основными цветами,
применяемыми на железнодорожном
транспорте в светофорах, являются:

Категории светофоров

Категории светофоров

Категории светофоров

Категории светофоров

Категории светофоров

Категории светофоров

Категории светофоров


лунно-белый –
разрешается маневровое движение

При
неисправностях светофора –

Категории светофоров


лунно-белый мигающий
пригласительный огонь – разрешается
движение со скоростью не более 20 км/ч с
особой бдительностью и готовностью
остановиться, если встретится препятствие
для движения.

2. Классификалия
светофоров. (По программе Ожившие
сигналы)

1. входные –
разрешающие или запрещающие поезду
следовать с перегона на станцию

2. выходные –
разрешающие или запрещающие поезду
отправится со станции на перегон

3. проходные –
разрешающие или запрещающие поезду
проследовать с одного блок-участка на
другой.

4. маршрутные –
разрешающие или запрещающие поезду
проследовать из одного района станции
в другой.

5. предупредительные
– предупреждающие о показаниях основного
светофора.

6. повторительные
– для оповещения о показаниях входного,
маршрутного и др. светофоров, когда по
местным условиям видимость основного
светофора не обеспечивается.

7. светофоры
прикрытия – для ограждения места
пересечения ж.д. с др. видами дорог в
одном уровне.

8. заградительные
– требуют остановки при опасности для
движения; при ограждении составов на
станциях.

9. маневровые –
разрешающие или запрещающие производство
маневров.

10. горочные –
разрешающие или запрещающие роспуск
состава с горки.

11. локомотивные –
устанавливаются в кабине машиниста;
запрещают или разрешают поезду следовать
по перегону, предупреждая машиниста о
показаниях путевого светофора, к которому
приближается поезд.

1. мачтовые –
проходные на перегонах, входные, выходные
с главных путей, выходные с боковых, по
которым предусмотрен безостановочный
пропуск.

3. консольные —
где по условиям габарита нельзя установить
светофор в междупутье

По устройству
оптической системы:

Уроки
по ПТЭ, ИСИ, ИДП

Сооружения
и устройства сигнализации, связи и ВТ

Общие
требования к сигналам

3.Требования
ПТЭ к светофорам

1. Входные, проходные
заградительные и прикрытия должны быть
видны с расстояния не менее 1000 м на
прямых участках

2. Те же светофоры
на кривых участках – не менее 400 м

3. Те же светофоры
в сильно пересеченной местности менее
400 м, но не менее 200 м.

4. Выходные и
маршрутные главных путей – не менее 400
м.

5. Выходные и
маршрутные боковых путей маневровые
и пригласительный огонь – не менее 200
м.

Расстояние между
светофорами при АБ должно быть не менее
длины тормозного пути.

На линиях, где
видимость сигнала менее 400 м, расстояние
между светофорами должно быть не менее
1000 м.

Светофоры
устанавливаются с правой стороны по
направлению движения или над осью пути.

Светофоры должны
устанавливаться так, чтобы подаваемые
ими сигналы нельзя было принимать с
поезда за сигналы, относящиеся к смежным
путям.

Соседние файлы в папке СРД

Значение дорожных контроллеров в управлении движением

Дорожные контроллеры (ДК) необходимы для переключения сигналов светофоров и символов управляемых дорожных знаков. Также, в зависимости от особенностей конкретной конструкции, дорожные контроллеры могут подавать сигнал о выполнении команд, поступающих из управляющего центра, сообщать о том, что непосредственно сам контроллер находится в исправном состоянии, выполнять роль командного устройства для группы других контроллеров, когда несколько перекрёстков объединяются в одну систему управления.

ДК бывают локальными и системными. Первые управляют светофорной сигнализацией, которая учитывает только условия движения на конкретном участке дороги. Локальные контроллеры не позволяют обмениваться информацией с контроллерами, расположенными на других перекрёстках, и с пунктом управления.

Локальные ДК, в свою очередь, подразделяются на три вида:

Категории светофоров

Значение дорожных контроллеров в управлении движением

Системные ДК обеспечивают переключение светофорных сигналов по командам, поступающим из пункта управления или от какого-либо другого контроллера, подключенного к общей сети и выполняющего координирующую функцию. Системные контроллеры также бывают трёх видов:

Кроме рассмотренной классификации, все дорожные контроллеры делятся на две группы:

Светофоры их классификация и назначение

2.1. Светофоры по назначению подразделяются на:

• Входные- разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

• Выходные — разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;

• Маршрутные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции на другой;

• Проходные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка ( межпостового перегона) на другой;

• Прикрытия — для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

• Заградительные — требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а так же при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;

• Предупредительные — предупреждающие о показании основного светофора( входного, проходного, заградительного и прикрытия);

• Повторительные — для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

• Локомотивные — для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а так же предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

• Маневровые — разрешающие или запрещающие производство маневров;

• Горочные — разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки

Маневровыми светофорами подаются сигналы:

• один лунно-белый огонь- “Разрешается производить маневры”

• один синий огонь – “Запрещается производить маневры”

Погасший или непонятный сигнал светофора требует немедленной остановки.

2.2. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения), следующие:

А) Один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью»;

Б) Один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт»;

В) Один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

Г) Два желтых огня из них верхний мигающий – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;

Д) Два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»;

Е) Красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать».

Понятие светофорного регулирования

Светофорное регулирование дорожного движения обеспечивает поочерёдный проезд транспортных средств через конкретный отрезок улично-дорожной сети, а кроме того, предупреждает водителей об аварийно опасных участках пути. Светофоры, регулирующие движение, обязательно должны устанавливаться в следующих местах:

Категории светофоров

Понятие светофорного регулирования

Схема светофорного регулирования, действующая в Российской Федерации, отвечает всем стандартам международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Внешний вид сигналов, их значение, последовательность чередования должен знать каждый участник дорожного движения.

Необходимость установки светофора на перекрестке для регулирования движения

Введение светофорного
регулирования ликвидирует наиболее
опасные конфликтные точки, что способствует
повышению безопасности движения. Вместе
с тем появление светофора на перекрестке,
вызывает транспортные задержки даже
на главной дороге, порой весьма
значительные из-за характерной для этой
дороги высокой интенсивности движения
и господствующего в настоящее время
жесткого программного регулирования.
Таким образом, введение светофорного
регулирования является не всегда
оправданным и зависит, прежде всего, от
интенсивности конфликтующих потоков
и от числа и тяжести ДТП.

В соответствии с
ГОСТ 23457-86 “Технические средства
организации дорожного движения. Правила
применения” транспортные светофоры
типов 1 и 2, а также пешеходные светофоры
следует устанавливать на перекрестках
и пешеходных переходах при наличии хотя
бы одного из следующих условий.

Условие 1 задано
в виде сочетаний критических интенсивностей
движения на главной и второстепенной
дорогах. Введение светофорного
регулирования считается оправданным,
если наблюдаемая на перекрестке
интенсивность конфликтующих транспортных
потоков в течении каждого из любых 8
часов обычного рабочего дня не менее
заданных сочетаний.

Условие 2 задано
в виде сочетания критических интенсивностей
конфликтующих транспортного и пешеходного
потоков. Введение светофорного
регулирования считается оправданным,
если в течении каждого из любых 8 часов
рабочего дня по дороге в двух направлениях
движется не менее 600 ед./час (для дорог
с разделительной полосой 1000 ед./час)
транспортных средств и в то же время
эту улицу переходят в одном, наиболее
загруженном направлении не менее 150
чел. в час.

Для населенных
пунктов с населением менее 10000 человек,
значения критических интенсивностей
движения, оговоренные условиями 1 и 2,
снижаются на 30%.

Условие 3 заключается
в том, что светофорное регулирование
вводится, когда условия 1 и 2 целиком не
выполняются, но оба выполняются не менее
чем на 80%.

Условие 4 задано
определенным числом ДТП. Введение
светофорного регулирования считается
оправданным, если за последние 12 месяцев
на перекрестке произошло не менее 3 ДТП
(которые могли бы быть предотвращены
при наличии светофорной сигнализации)
и хотя бы одно из условий 1 и 2 выполняется
не менее чем на 80%.

Перевод светофоров
на режим желтого мигающего сигнала (или
применение для этих целей специального
транспортного светофора типа 7)
осуществляют при снижении интенсивности
движения до 50% от норм, оговоренных
условиями 1 и 2. Кроме этого, светофоры
типа 7 могут применяться и при более
низкой интенсивности на опасных участках,
где не обеспечена видимость на расстоянии,
достаточном для остановки транспортного
средства в случае необходимости.

Классификация светофоров по назначению.

входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

выходные– разрешающие или запрещающие поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон;

маршрутные– разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;

прикрытия– для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими путями;

заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах;

предупредительные– предупреждающие о показании основного светофора;

8) повторительные– для оповещения о разрешающем показании выходного, светофора, когда видимость основного светофора не обеспечивается;

9) локомотивные– для предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

10) маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;

11) горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;

12) въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;

13) технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на путях необщего пользования.

4. Что запрещается при нахождении на территории станции?

При нахождении на территории станции запрещается:

– переходить или перебегать через путь перед поездом расстояние до приближающегося поезда менее 400 м;

– подлезать под вагоны, залезать на автосцепки вагонов или под них при переходе через пути;

– переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

– становиться или садиться на рельсы;

– находиться в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!», во время маневров подвижного состава, ввода и вывода локомотива и другого подвижного состава в депо.

Особенности конструкции светофоров

В светофорах имеется несколько раздельных секций. Каждая секция подаёт конкретный сигнал. У разных типов светофоров секции имеют различные конструктивные характеристики, такие как форма и размеры сигнала, особенности символа, источники света и т.п. Каждая секция, вне зависимости от своего типа, оснащена оптическим устройством. Бывают также односекционные светофоры.

Секции соединяются при помощи резьбовых полых втулок, через втулки пропускаются электрические провода. Сама секция выполняется в виде корпуса, оснащённого крышкой и солнцезащитным козырьком. В крышку устанавливается оптическое устройство. Оно состоит из отражателя, цветного светофильтра, уплотняющего кольца из резины и подвижного стакана с электрической лампой. Когда стакан перемещается, нить лампы устанавливается в фокусе отражателя.

Источниками света выступают лампы накаливания общего или специального назначения. Также существуют модели светофоров, в которых в качестве источника света применяют газосветные трубки или излучающие диоды, встречаются и галогенные лампы. Последние особенно эффективны, поскольку имеют небольшие размеры и высокие показатели удельной светоотдачи, оснащены компактной нитью и отлично фокусируются. Тем не менее, галогенные лампы не пользуются большой популярностью по той простой причине, что дорого стоят и нуждаются в использовании повышающих трансформаторов.

Светофоры оснащаются специальными рассеивающими светофильтрами и светофильтрами-линзами. Рассеиватели нужны для того, чтобы световой поток равномерно распределялся в пространстве. На их внутреннюю поверхность наносится специальный рисунок, выполненный в форме ромба, капли, призмы или имеющий узорчатую структуру. Особое значение уделяется углу, под которым рассеивается свет: это наибольший угол, в пределах которого сила света уменьшается в два раза по отношению к её осевому значению.

Категории светофоров

Особенности конструкции светофоров

Светофильтры-линзы, в свою очередь, делают световой поток концентрированным. Применяя их, можно не устанавливать отражатель и уменьшить размер сигнала.

В настоящее время стандартные модели светофоров претерпевают ряд изменений. В частности, усовершенствуются составляющие светооптической системы: источники света, световые фильтры, отражатели. Кроме того, изготовители работают над тем, чтобы повысить надёжность всей конструкции в целом.

Виды светофорного регулирования

Светофоры подразделяются на несколько категорий на основании определённых признаков:

Бывают также постоянные светофоры. Их особенность состоит в том, что фазы светофорного регулирования не изменяются вообще либо меняются достаточно редко, например, на протяжении суток или в зависимости от дня недели.

Отдельно стоит рассмотреть адаптивное светофорное регулирование. Оно подразумевает два варианта:

Также необходимо упомянуть режим сетевой координации светофоров категории “зелёная волна”. Реализовать её можно только при условии правильного сочетания двух режимов: режима постоянного и режима адаптивного светофорного регулирования с изменяющейся продолжительностью фаз.

Задачи светофорного регулирования

Системы светофорного регулирования ─ это крайне эффективный способ контроля дорожного движения. Светофоры выполняют ряд важнейших функций: повышают уровень безопасности на дорогах и улучшают качество движения, положительно влияют на экологические показатели. Давайте подробно изучим каждую из этих функций.

Чтобы повысить уровень безопасности на дорогах, светофорное регулирование движения необходимо использовать в ситуациях, когда на том или ином участке пути прогнозируются либо уже происходят ДТП, которые можно было бы предотвратить, будь на данном отрезке установлен светофор. Кроме того, светофоры используют в случаях, когда иные меры безопасности (к примеру, регулировка скорости движения, запрет обгона и пр.) не показывают должной эффективности. Так, светофорное регулирование снижает риск аварий при следующих обстоятельствах:

Качество движения как во всей транспортной сети, так и на отдельных её участках (перекрёстках, перегонах и т.п.) существенно возрастает при условии введения светофорного регулирования. Ко всему прочему, светофоры применяются для контроля над въездом со следующими целями:

Категории светофоров

Задачи светофорного регулирования

Светофоры значительно улучшают качество движения как общественных транспортных средств, так и немоторизованных участников дорожного движения, будь то велосипедисты или пешеходы. Для этого достаточно правильно настроить светофорный цикл регулирования на перекрёстках.

Если говорить об автотрассах высших категорий, т.е. дорогах, рассчитанных на высокую интенсивность движения, то в данной ситуации светофорное регулирование используется для того, чтобы ограничить въезд и облегчить условия выезда.

Когда нагрузка по разным направлениям движения на одной дороге серьёзно меняется (к примеру, в утренние часы большое количество автомобилей движется в центр города, в вечерние ─ наоборот), установка светофора также может повысить качество движения. В этом случае потребуется устройство полос с реверсивным движением.

Кроме того, организация светофорного регулирования нередко позволяет существенно сократить площадь, занимаемую объектами транспортной инфраструктуры. В частности, это может быть замена кольцевого пересечения на перекрёсток с соответствующим сокращением площади и увеличением пропускных возможностей.

Категории светофоров

Система управления состоянием дорог

На экологические показатели благоприятно влияет весь комплекс мер, обеспечивающих одинаковую скорость потока транспортных средств, сокращающих количество остановок и способствующих равномерному движению через несколько пересечений. Это могут быть дополнительные светофоры, так называемая «зелёная волна» или же адаптивное светофорное регулирование. Благодаря этим мероприятиям сокращается расход топлива, снижается уровень шума от транспортных средств, уменьшаются объёмы выделяемых в окружающую среду выхлопных газов.

Роль детекторов транспорта в светофорном регулировании

Детекторы транспорта используются для обнаружения транспортных средств, также они определяют параметры транспортных потоков. Полученная с помощью детекторов информация требуется для реализации программ гибкого светофорного регулирования, расчёта или автоматического выбора режима управления дорожным движением.

Категории светофоров

Роль детекторов транспорта в светофорном регулировании

Детекторы транспорта подразделяются на категории в зависимости от назначения, принципа работы чувствительного элемента и специализации (какой именно параметр они измеряют).

По назначению детекторы транспорта бывают:

По принципу действия чувствительные элементы детекторов транспорта подразделяются на три типа:

Эффективность адаптивного управления во многом зависит от того, где именно монтируется чувствительный элемент ДК. Место расположения элемента, в свою очередь, определяется перечнем задач, решаемых в рамках локального и системного управления. При локальном управлении чувствительный элемент устанавливают на подходе к перекрёстку, чтобы обеспечить реализацию алгоритма местного гибкого управления. При системном же управлении детекторы предназначаются для автоматического выбора нужного режима координации по транспортной ситуации в целом районе, определения скорости движения и обнаружения заторов.

Грамотно используя все перечисленные технические средства, можно обеспечить координированное управление дорожным движением. Под координированным управлением подразумевается согласованная работа нескольких светофоров, которая позволяет сократить издержки ТС. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку наблюдается серьёзный прирост общего количества транспортных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *