Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности зимой в средней группе

Цель: знать правила безопасности в зимнее время – в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы. Ход беседы:

1.Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»: Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2.Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3. Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? -Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? -Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин – знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

•не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

•если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

На улице – помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если

упадут с крыши – травма и вспомнить, если облизывать или есть их – ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы – начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?» Ход беседы:

С крыши я зимой свисаю. Что в тепле я быстро таю.

Я прозрачна, как хрусталь, Только очень, очень жаль, (Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто – либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

•Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

•Подходить и трогать свисающие сосульки!

•Нельзя сосать и есть сосульки!

•Не кидайся сосулькой или снегом!

•Будь внимательным и наблюдательным!

•Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

•Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Если съест ее глупец!

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька, Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

От солнца насморк у нее. трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет, собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое. проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет, обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет, руки вытягивают вверх, встают на носочки Окрепнет телом, потолстеет, руки округляют по бокам.

Тяжелой станет- упадет. приседают.

Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши – травма, если облизывать или есть их – ангина);

Материал: логическая картина «Как Вася заболел?»

– Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)

– Как мы должны заботиться о своем здоровье?

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», с.4)

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?» – Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

•«Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»

•«Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»

5. Чтение стихотворений:

Я вам расскажу, ребята,

Умные школьники и дошколята Здоровье свое всегда берегут, Снег и сосульки в рот не берут!

6.Опыт со снегом (сосулькой)

( побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)

Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.

Тема: « Как песок может стать опасным»

Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы – Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.

Приходят 2 куклы – Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы – приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы – можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга – вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают ПРАВИЛА:

Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).

Тема: «Не играй с бродячими животными

Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Материал: д/упражнение – «Как это случилось?»

«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается»

2. Рассказ воспитателя:

«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

Мяукает у дерева Незнакомая кошка, Налью молока

Я бедняжке немножко. Но трогать руками Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек, Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться. Придется в больнице Долго лечиться!» 6.Запомните ПРАВИЛА!

•Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

•Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.

•Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

•Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

•Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

•Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)

и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

•Не подходите к ним сзади. •Не буди спящую собаку.

7. Д/упражнение «Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин). (Дразнили собаку – она укусила. Ребенок попал в больницу.)

Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;

научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. Материал: сюжетная картина.

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.

Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:

•Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.

•Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.

•Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.

Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).

1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по-двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)

(Знак – «Нельзя»)

Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Оку. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак – «Нельзя»)

2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.

•Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.

•Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

•Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей. •Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза

•Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.

•Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет.

•Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;

•Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

•Идти только по пешеходной дорожке и тротуару.

•Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;

•Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя.

•Слушаться указаний воспитателя.

•Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.

Тема: «Ура! Мы едем на экскурсию! (на автобусе)»

Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.

1.С/ ролевая игра «Путешествие» – с обсуждением правил поведения в автобусе. 2. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

•При входе в автобус и выходе из автобуса не толкайся, не выпрыгивай, не торопись, не ставь подножку, дождись своей очереди и держись за специальные поручни, смотри под ноги.

•Не вставать с места и не передвигаться в автобусе. При резком повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или сиденье;

•Не высовывай руку или голову из окна автобуса. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму;

•Не трогай замки, не балуйся с дверными ручками, т.к. дверь внезапно может открыться, и ты на полном ходу можешь вылететь на дорогу;

•Откинься назад и обопрись о спинку сиденья, чтобы при внезапной остановке не отбросило сильно вперед и не удариться;

•Не отвлекай водителя и других детей разговорами;

•Не шуми и не толкайся в автобусе, будь вежлив и спокоен;

•Не прикасайся к рулю и не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления.

Тема: «Дежурство по столовой»

Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом». Можно использовать значки – символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.

1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным обьяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)

-Мы дежурные сегодня. Будем няне помогать, Аккуратно и красиво

Все столы сервировать. -Мы тарелки всем поставим Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай, А потом уж разложи.

-От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит.

-Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить. Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.

3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

•Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором; •Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

•Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно; •Нож и вилку неси острием вниз;

•Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

•Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей

•Не балуйся и не играй с ножом и вилкой. •Накрывая столы, не отвлекайся;

•Не мешайте дежурным накрывать столы; •Не бегайте, когда накрывают столы.

Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку,

соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек – одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)

-Что изображено на картинке?

– Кто из девочек поступил правильно? Почему?

– А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

– Что нужно делать теперь?

– А как мы ведем себя на улице в жару?

-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог? 2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3.Игра «Закончи предложение»

– Чтобы не обидеть папу,

Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару

– Сильно солнышко печет? –

Одеваю я в жару

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

•На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!

•В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков! •Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

•В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

•Не бегай босиком в жару по асфальту.

•Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того,

чтобы тело было мокрым от пота.

•Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.

•Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело. •Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.

Беседа с детьми на тему “Безопасность детей зимой”

Воспитатель: Если каждый улыбнётся, Утро доброе начнётся! Ребята, отгадайте загадку:

Воспитатель: а как светит солнце зимой? Ответы детей: светит, но не греет. День становится короче, ночь – длиннее.

Воспитатель: ребята, какие изменения происходят с деревьями? Дети: деревья стоят без листьев, в морозную погоду они покрываются инеем.

Воспитатель: когда снежинки с неба падают тихо, это явление как называется? Ответы детей: снегопад.

Воспитатель: как называется сильный зимний ветер? Ответы детей: вьюга, метель.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Зимние слова». Игра «Зимние слова». Ребята, я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите слова, связанные с зимой и молчите, если не связаны. Используются слова для игры – снежинка, санки, листопад, трава, сосулька, снеговик, ручьи, сугробы, лыжи, ромашки, рукавички, санки, панама, коньки.

Игра «Хорошо – плохо». – Зимой выпал снег – это хорошо или плохо? (ответы детей) – Но вот намело много снега, и образовались большие глубокие сугробы. Это хорошо или плохо? (ответы детей) – А мы возьмём лыжи и поедем по сугробам. Это хорошо или плохо? (ответы детей) – На дороге, когда много снега, снегоуборочные машины не всегда справляются со снегопадом и образуются заторы. Это хорошо или плохо? (ответы детей) – А когда снег – хорошо? (Можно играть в снежки кататься на санках) – Но очень часто зимой под снегом может быть и лёд. Лёд – хорошо или плохо? Когда лёд – хорошо? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, ходить на зимнюю рыбалку.) – А когда лёд – плохо? (Можно поскользнуться и упасть, можно провалиться под лёд на реке.)

Воспитатель: Чтобы с вами не случилось несчастье, нужно соблюдать правила безопасности во время гололёда: – необходимо смотреть под ноги. Обходить замёрзшие лужи, склоны, лестницы; – не торопиться, не бежать. Особенно через проезжую часть, так как машина на скользкой дороге не может остановиться сразу; – двигаться по льду нужно осторожно, наступая на всю подошву; – нельзя ходить и кататься по замёрзшим речкам и озёрам и проверять прочность льда ударом ноги. И те, кто ходит по льду подают плохой пример другим. А кататься на коньках нужно только на катке.

Физкультминутка «Зима» За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.) Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.) Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.) Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными руками влево – вправо) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.) Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.) Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах) И играем мы в снежки. (Имитируют метание)

Воспитатель: Ребята, а можно снег брать в рот? (ответы детей) Давайте вспомним правила игры в снежки: – нельзя целиться в голову и лицо; – кидаться обледенелыми снежками и кусками льда, так как можно получить травму;

Воспитатель: ребята, какие существуют правила катания с горки? – скатился с горки – сразу же отбегай в сторону; – заходить на горку сбоку, где не катаются; – не врезаться в другие санки и в людей, можно столкнуться и получить травму; – нельзя кататься с горки рядом с дорогой, попадёшь под машину. Дети, зимой опасности нас могут подстерегать везде не только под ногами, но и наверху, над головой. Как вы думаете, что это? (сосульки) Почему же они такие опасные? Ответы детей: они могут упасть на голову и поранить.

Воспитатель: посмотрите, какие они красивые, блестящие, как леденцы. Так и хочется их лизнуть. Нельзя? А почему? Ответы детей: Они холодные и грязные, можно заболеть.

Воспитатель: А если с вами случилась беда, или вы увидели, что в беду попал другой человек, что нужно сделать? Ответы детей: позвать на помощь.

Воспитатель: да, правильно. Молодцы! Давайте еще раз вспомним, что можно делать зимой, а что нельзя Ответы детей

Рекомендуем посмотреть

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Снежинка

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима».

Конспект ООД в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Конспект занятия в средней группе детского сада на тему: Зима

Занятие в средней группе «Зимняя одежда»

Наблюдение за работой дворника зимой в средней группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Конспект мероприятия с детьми по ОБЖ в зимний период. «Маша и Миша в гостях у ребят»

Цель: Закрепить знания детей о безопасных играх зимой на улице.

В гости к ребятам пришёл Инспектор Д Д : Здравствуйте, ребята, сейчас начались зимние каникулы, и мы с вами поговорим, как провести их интересно и безопасно для жизни и здоровья. (инспектор показывает первые слайды презентации) (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Миша заходит к ребятам: Здравствуйте, ребята, я слышал, что у вас сегодня беседа правилах безопасности, можно я с вами послушаю.

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

ОБЖ в детском саду

Развлечение по противопожарной безопасности в детском саду. Старшая группа

Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников

Развлечение для детей старшей группы по пожарной безопасности.

Конспект занятия по безопасности в старшей группе: Безопасность на природе

КВН по пожарной безопасности в подготовительной группе

Занятие по основам безопасности в старшей группе. Тема: Правила поведения на прогулке

Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа

Задания по ОБЖ для детей 5-7 лет

Беседа на тему: Безопасность в зимний период.

Цель: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время; повторить правила дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам в зимнее время; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Зимние прогулки неизменно доставляют большую радость детворе. Уже осенью большинство детей с нетерпением ждут снега, чтобы покататься на санках, на ледянке, поиграть в снежки. Но в зимнее время очень много травм. Обезопасить себя и детей от досадных последствий зимних прогулок помогут элементарные правила. Как показывает практика, холодное время года является травмоопасным периодом для детей и взрослых.

Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед». Гололед и гололедица совершенно разные понятия. Первое – явление природы, второе – ее состояние. Гололедица – это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели. При колебаниях температуры около нуля гололедица бывает довольно часто. Гололед – это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр., связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается. Надо правильно использовать лед С пользой для всей семьи Безопасность на льду Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см – безопасный, он выдерживает одного человека. Непрочный лёд – около стока воды (с фабрик, заводов). Тонкий и рыхлый лёд – вблизи камыша, кустов, под сугробами. Ненадёжный тонкий лёд – в местах, где бьют ключи, быстрое течение или там, где впадают в речку ручьи. Запрещается: Выходить по одному на неокрепший лед. Собираться группой на небольшом участке льда. Проверять на прочность льда ударами ногой, клюшками. Переходить водоем по неокрепшему льду друг за другом на небольшом расстоянии. Идти по льду, засунув руки в карманы. Нести за спиной прочно надетый рюкзак. Можно и нужно: Не рисковать! Если лед трескается и прогибается, остановиться немедленно и сойти со льда. Удостовериться в прочности льда. Спросить разрешения перехода у взрослых. Замёрзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить. При вынужденном переходе водоёма безопаснее всего придерживаться проторённых троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лёд, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут. Площадки под снегом следует обойти. При переходе водоёма группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5 – 6 м). Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо. Если вы провалились под лед: Необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда, удерживаться от погружения с головой; Переберитесь к тому краю полыньи, пролома, где течение не увлекает Вас под лёд. Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лёд, наползая грудью и поочерёдно вытаскивая на поверхность ноги, широко расставив их. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, откуда вы пришли. Добравшись до берега, идите быстро домой, переоденьтесь в тёплую, сухую одежду выпейте горячий чай Правила на дорогах: В снегопад: В это время заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается. В морозную погоду: Стёкла автомобилей покрываются изморозью, и водителю очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. И чтобы с вами не случилось беды, – не торопитесь, подождите, пока пройдёт весь транспорт. Только после этого можно переходить улицу. Не забудьте, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололёда на проезжей части. В городах улицы посыпают специальными химикатами, чтобы не образовывался снежный накат. В результате даже в умеренный мороз проезжая часть может быть покрыта снежно-водяной кашей, которую в виде взвеси поднимают в воздух колеса проезжающего транспорта. Взвесь оседает на ветровых стеклах автомобилей, мешая водителям следить за дорожной обстановкой. В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода! В гололёд: После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой, стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, т. к. можно неожиданно упасть и оказаться под колёсами. Запомните, что от несчастного случая вы убережёте себя только безукоризненным соблюдением Правил дорожного движения. В солнечную погоду: Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным. К варежкам следует относиться с осторожностью: лучше не просто крепко держать ребенка за одетую в шерстяной домик руку, но и придерживать его за запястье. Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Кроме того, капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки также мешают обзору. В оттепель: В это время на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным. Помните: Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт:

  • сугробы на обочине;
  • сужение дороги из-за неубранного снега;
  • стоящая заснеженная машина.

Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.

«Одежда для зимней прогулки» Собираясь на прогулку необходимо помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняя обувь, как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штанины, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными – ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку.

Катание на санках, ледянках Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее.

  • Прежде, чем ребенок сядет на санки, необходимо проверить, нет ли в них неисправностей.
  • Кататься на санках с горки нежелательно, лучше кататься на ледянках.
  • Ребенку заранее нужно объяснить, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.
  • Необходимо самим взрослым убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучить местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
  • Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.
  • Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.
  • Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.
  • Игры около дома Нельзя разрешать детям играть у дороги. Необходимо учить детей, что нельзя выбегать на проезжую часть. Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень либо проволока, может там оказаться и мусор. Нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.

«Опасности, подстерегающие нас зимой»: это сосульки, гололед, мороз, тонкий лед.

Важно обратить внимание на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыш домов. Всегда обращать внимание на огороженные участки тротуаров и ни в коем случае не заходите в опасные зоны. Если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Бежать от здания тоже нельзя. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием. Чтобы избежать травматизма,.

Оказание помощи при обморожении:

Обморожение происходит в том случае, когда человек длительное время находится в малоподвижном состоянии в очень холодной воде или же на улице, во время сильных морозов. Особенно часто обморожения происходят в зимний период времени, в местах, где температура воздуха падает очень низко.

В первую очередь у человека обмерзают те участки тела, которые наименее защищены от ветра и холода: руки, лицо, ноги. Чем меньше человек защищен от ветра и холода, тем большее вероятности обморожения. Случаются обморожения нередко. Это может произойти, например, когда человек отправляется очень далеко в зимний период времени и подошва его обуви тонкая, следовательно, ноги очень быстро промерзают.

Очень часты обморожения рук и лица. Руки обмораживаются потому, что ими чаще всего приходится касаться ледяных предметов, а вот лицо обмораживается по причине самой плохой защищенности от мороза.

– знать правила безопасности в зимнее время – в гололед;

– уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не  погибнуть.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»

Чтоб пройти прохожий смог.

2.  Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3.  Вопросы к детям:

4.  Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

– не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

–  не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

– если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

5.  На улице – помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Тема: «Осторожно сосульки  /снег с крыши/»

– дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши – травма, если облизывать или есть – ангина);

– учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

– Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

– Подходить и трогать свисающие сосульки!

– Нельзя сосать и есть сосульки!

– Не кидайся сосулькой или снегом!

– Будь внимательным и наблюдательным!

– Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

– Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

Вниз головой висит сосулька,      -Руки опущены вниз, пальцы рук

смыкают   домиком.

От солнца насморк у нее.             -трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,             – собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.              – проводят руками по телу сверху вниз,

Придет мороз- заледенеет,          -обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,        – руки вытягивают вверх, встают на

Окрепнет телом, потолстеет,       -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет-  упадет.              -приседают.

ТЕМА: «Безопасность в зимнее время года»

1) конкретизировать, систематизировать, обобщитьзнания об опасностях на улице и в помещении взимнее время года, установить зависимость междувременем года и характерными сезоннымиопасностями; углубить знания и умения побезопасному поведению в зимнее время года,

2) развивать наблюдательность, зрительное и слуховоевосприятие, устную связную речь, долговременную память;

3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, взаимопомощь, находчивость.

1. Организационный момент.

2. Мотивация. — Как вы думаете дети, что дороже всего на свете?

На этот вопрос мы ответим в конце урока, когда разгадаем кроссворд.

3. Сообщение темы урока.

— Тему нашего урока попробуйте назвать сами. А поможет вам отгадкана мою загадку

Снег на полях,

Лед на реках,

Когда это бывает?(зимой) /откроем первое слово/ — Действительно, па календарю декабрь начало зимы.

— А раз наступила зима, произошли изменения в природе.

— Назовите тему урока.  «Безопасность в зимнее время».

4. Беседа по теме.

— Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? /ответы детей/

— Правильно (холодно, снег, мороз, водоемы покрылись льдом). — Отгадайте загадки, и мы с вами откроем два слова в кроссворде.

Бел, а не сахар.

Нет ног, а идет.

Старик у ворот

Сам не бежит,

А стоять не велит.

— А если на улице снег, мороз, нет грязи, конечно, вы захотите гулять на улице.

– Рассмотрите внимательно эту картинку. Что вы видите? ответы детейl(брюки, свитер, шапка, носок)

– Назовите все это одним словом (одежда). Итак, чтобы в зимнее время года не болеть, нужно хорошо одеваться.

5. Беседа по картинке.

— Рассмотрите внимательно эту картинку. Чем заняты дети? (Дети катаются на санках, лепят снеговика.) — Как вы думаете, какие опасности ждут детей на катке, на горке, во время зимних игр.

ответы детей (падения, столкновения)

— Какие травмы могут получить дети? ответы детейl (ушибы, раны, обморожения, переломы) — Чем помочь? Ушиб — приложить холод.

Рана — обработать йодом, зеленкой, перекисью /бинт, пластырь/.

Обморожение — растереть сухой варежкой, отогреть в тепле.

– Как избежать этих травм, столкновений, падений? ответы детей/(быть внимательными, осторожными на скользком льду, не толкать друг друга. На горке скатываться по очереди) — Если с другом случилась неприятность?

— Другу надо помочь.

— А если вы долго играете, можете замерзнуть.

— Как вы думаете, кто быстрее на улице замерзнет: тот, кто стоит или тот, кто все время в движении?

– Давайте покажем, как будем двигаться и согреваться. а) покажите, как лепите и бросаете снежки.

б) Если замерзли руки, как согреть?

(потереть руку об руку, сжать в кулак и разжать) в) Если замерзли щеки, уши, нос?

(потереть варежкой или носовым платком) б) Если замерзли ноги, как согреть?

(попрыгать, постучать ногой об ногу)

7. Безопасность в доме в зимнее время года.

— Если вы замерзли на улице или промочили ноги, как поступить? (идти домой)

— Если вы вернулись домой, в мокрой одежде, а родителей нет, некому помочь, как поступить? (переодеться)

— Где будете сушить мокрую одежду? — Посмотрите на картинку, как сушится одежда? — Вы согласны? Какая опасность?

Где вы будете сушить? Близко к обогревателю, к печке, можно сушить? Какая опасность?(пожар)

— Какую травму можно получить во время пожара? (ожог)

– Чем можно помочь при ожоге?

— А теперь рассмотрите эту картинку.

— Какие опасности вы видите на рисунке?/ответы детей/

1. Утюг не выключен.

2. Штора близко к плите.

3. Полотение близко к плите.

4. Полка над газовой плитой.

5. Не изолирован провод.

б. Настольная лампа накрыта салфеткой.

7. Перегружена электрическая розетка.

8. Под ковром электрическая розетка.

9 Электрический обогреватель близко от салфетки. К чему приведут эти опасности? (пожар)

Если вы не можете справиться с огнем, то нужно позвать (пожарных)

Если серьезная травма, ожог, болезнь, то нужно вызвать.? (скорую помощь)

Если такие ситуации, когда необходимо вызвать.? (милииию)

Какой номер нужно набрать?

Скорая помощь Пожарные

— На сегодняшнем уроке мы говорим о  безопасности в зимнее время года.

Последнее слово ЗИМА. — Теперь мы открыли все слова кроссворда.

— А теперь вспомните вопрос: Что на свете всего дороже? — Прочитайте сверху вниз ключевое слово. ЗДОРОВЬЕ

— Так, что дороже всего? (Здоровье)

— А как его сохранить?

— Выполнять правила ОБЖ!

Просмотр содержимого документа

«Классный час на тему “Безопасность в зимнее время года”»

Час общения «Проведем зиму безопасно»

Цель: обучение правилам безопасного поведения в зимнее время.

1) рассмотреть различные ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью людей в зимний период, и обсудить действия человека в каждой из опасных ситуаций;

2) познакомить с основными причинами несчастных случаем в холодное время года;

3) расширить знания учащихся о правилах безопасного поведения зимой;

4) формировать ответственное отношение к жизни и здоровью, мотивацию к соблюдению правил безопасного поведения.

1) слова – части пословицы;

2) картинки с изображением опасных ситуаций;

4) видеопрезентация «Меры безопасного поведения зимой»;

5) интерактивная доска (телевизор, проектор и т. д.).

I. Организационно-мотивационный этап

– Составьте, пожалуйста, пословицу из слов: мороз, нос, большой, береги, нос (Береги нос в большой мороз). Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?

Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Вы любите это время года? Почему? Нельзя не согласиться, что зима – красивая и веселая пора. Все дети любят ее и каждый год с нетерпением ждут. К сожалению, зима приносит не только радость и забавы, но и много опасностей. Сегодня мы поговорим об этих опасностях, а также о том, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду зимой.

II. Основной этап

1. Обсуждение проблемных ситуаций

– Разделитесь, пожалуйста, на микрогруппы (3 – 4 чел.). Задача каждой микрогруппы: выбрать одну из картинок, назвать проблему, изображенную на картинке, обсудить в своей группе, чем опасна данная ситуация и как вести себя, чтобы избежать подобной опасности. После этого поделитесь своими рассуждениями с классом.

(Учащиеся обсуждают проблемные ситуации в микрогруппах, после этого выступают представители от каждой группы).

2. Просмотр и обсуждение видеопрезентации «Меры безопасного поведения зимой»

– Если вести себя осторожно, зимой можно отлично провести время. Давайте вспомним и покажем, что все дети любят делать зимой.

(Учащиеся под музыку показывают движениями зимние виды спорта и игры (катание на лыжах, коньках, игра в снежки и т.д.)

4. Беседа о правилах безопасного поведения

– Давайте еще раз вспомним неприятные ситуации, в которые человек может попасть зимой. Какие из них вы считаете самыми опасными?

Особенно опасно оказаться в ледяной воде. Наш организм теряет тепло, если температура воды ниже 33 градусов. Организм стремительно охлаждается. Дыхание становится все реже ,пульс замедляется, давление падает. Смерть человека, неожиданно оказавшегося в холодной воде, наступает чаще всего из- за шока, развивающегося за 5-15 минут после погружения в воду, или нарушения дыхания.

-Как вы поняли помощь надо оказывать быстро. Что же надо делать?*Если можно, позвать на помощь.

*По льду надо ползти. (Если человек провалился, значит лед тонкий, близко подходить нельзя)

*Надо пользоваться подручными средствами для спасения: досками, лыжами, веревками, шарфами, ремнями.

*Нельзя подползать к краю полыньи .

*Действовать надо быстро.

– А что же надо делать человеку, оказавшемуся в воде, если рядом никого не оказалось.

*Постараться не паниковать.

*Звать на помощь.

*Стараться не погружаться в воду с головой.

*Выбираться в сторону, с которой произошло падение.

*Наползать на лед, раскинув руки в стороны.

*Забросить на лед ногу, откатиться от полыньи

*Проползти 3-4м по своим следам.

*Не отдыхая, бежать к ближайшему жилищу.

Зимой, в мороз, когда ярко светит солнышко ,вам хочется погулять, покататься на лыжах. И вдруг вы понимаете, что ваши щеки ничего не чувствуют. Растирать снегом нельзя, им можно поцарапать кожу. А что же делать?

СРОЧНО ИДТИ ДОМОЙ! ПОТЕРЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ ОБМОРОЖЕНИЯ!

– Обморожение – это очень серьезно. И опасно. И больно. Чтобы этого не случилось, нужно помнить, что обморозиться можно не только на сильном морозе. Большую роль тут играет влажность воздуха: чем она выше, тем обморозиться легче.

Обморозить можно далеко не любые части тела, а только щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук. Различают три степени обморожения. При первой степени обморожения конечности бледнеют и теряют чувствительность. Все, кроме ушей. Уши при первой степени обморожения сильно краснеют, потому что на них практически нет мяса, одни хрящи да кожа.

При первой степени обморожения конечности нужно растирать сухими руками до тех пор, пока они – конечности – не согреются. Руками, а не снегом или колючей варежкой! И дома, а не на морозе! Еще рекомендуется делать ванны с прохладной водой и постепенно повышать ее температуру до температуры твоего тела. Потом обмороженные конечности надо осушить полотенцем и наложить мягкие согревающие повязки.

При второй степени обморожения на коже появляются пузыри – почти как при ожогах. В этом случае надо обязательно обратиться к врачу. И как можно скорее!

При третьей степени обморожения начинается омертвение тканей, которые в итоге приходится удалять хирургическим путем.

Чтобы не замерзнуть во время прогулки, надо все время двигаться. Нельзя садиться на холодную скамейку.

Морозец + небольшая оттепель + еще один морозец = получится гололед.

Какие правила надо соблюдать при гололеде:

• по возможности обходи скользкие участки;

• поскользнувшись, постарайся упасть вперед, на живот, вытянув вперед

руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома. Помни, что ладони

• при падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо;

• не падай на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную

• если ты падаешь назад, успей сгруппироваться, округлив спину и поджав

колени к животу. Падение на спину плашмя может привести к травме

• на склоне безопаснее всего падать на бок, выставив вперед и вверх одну

руку, чтобы не удариться головой.

И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить:

БУДЬ ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ПЕРЕХОДЯ ДОРОГУ! НИ В КОЕМ

СЛУЧАЕ НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ УЛИЦУ!

На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить. Да и тормозной путь машины на обледеневшей дороге гораздо длиннее, чем на сухом и даже мокром асфальте.

И последнее, что делать с сапогами на скользкой подошве. Можно приклеить к чистой сухой подошве кусочек лейкопластыря.

Какая еще опасность может подстерегать нас зимой? Это сосульки и падающий снег с крыши домов. Опасные места должны ограждаться красными ленточками либо красными флажками. Будьте внимательны, переходя опасные участки.

III. Заключительный этап (обобщение изученного, рефлексия)

Тест на закрепление

1.По льду надо передвигаться:

б) скользя на подошвах;

в) спокойным шагом.

2.Толщина льда считается безопасной:

2. Выбравшись на лед, надо:

а) бежать к берегу;

в) откатиться от полыньи, затем ползти к берегу.

3.При обморожении надо:

а) растереть щеки варежкой;

4. При падении в гололед лучше упасть:

а) на спину;

б) на живот, слегка вытянув руки;

в) на колени;

– Давайте составим синквейн к слову «зима» (1. Слово. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Фраза. 5. Синоним).

Много ли опасностей таит зима? Значит ли это, что зимой нужно спрятаться и сидеть дома? Конечно же, нет. Зимой вы можете играть и заниматься спортом, быть активными и проводить много времени на свежем воздухе. Главное – помнить о правилах безопасности и соблюдать их, и тогда зима принесет вам только положительные эмоции. Поведем же зиму безопасно!

Приложение 1. Картинки с изображением опасных ситуаций

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Картотека бесед по безопасности в зимнее время года в средней группе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *