В данной статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, связанных с применением светофоров.
С 1 марта 2023 года вводятся новые сигналы светофора, а также меняются правила для некоторых существующих типов светофоров.
В отличие от правил, рассмотренных в предшествующих статьях и относящихся лишь к некоторым группам участников дорожного движения (к СИМ, к велосипедистам, к пешеходам, к инвалидам, к автобусам), сигналы светофора относятся абсолютно ко всем участникам дорожного движения. Так что обязательно изучите данную статью.
Назад к блогу
Новый сигнал светофора с 1 марта 2023
24 марта 2023
Масштабные мартовские изменения ПДД затронули в том числе и светофоры, о чем точно необходимо знать каждому участнику дорожного движения. Сегодня — разбираемся, где появятся новые секции светофоров, о чем будет предупреждать водителей белый сигнал светофора, для чего это нужно и другие важные моменты.
Новая секция светофора на регулируемом пешеходном переходе
С мартовскими изменения пункт ПДД 6.4 дополнили таким абзацем: «Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам».
Сигнал новой секции светофора с 1 марта 2023. Источник изображения: ria.ru.
Как будет выглядеть новая секция светофора
Новая секция — это отдельный блок, который должен быть расположен в нижней части стандартного светофора. Сигнал в этом блоке представляет собой два изображения: пешеход и стрелка, направленная вправо и влево. Цвет сигнала — белый.
Так будет выглядеть новая секция с белым сигналом, расположенная в нижнем блоке светофора. Источник изображения: eaomedia.ru.
под светофором может быть установлено сразу два таких независимых блока со стрелками, указывающими налево и направо.
Для чего нужна новая секция
Мигающий белый сигнал секции дополнительно информирует водителя, что в случае поворота в том направлении, на которое указывает стрелка, у него на пути окажется регулируемый пешеходный переход, на котором горит разрешающий сигнал светофора и разрешено движение пешеходов.
Предполагается, что такая мера сократит число возможных наездов на пешеходов, велосипедистов, а теперь еще и водителей СИМ.
Важно: отсутствие дополнительной секции светофора не определяет отсутствие пешеходного перехода после поворота. Ожидать, что сразу же после 1 марта новые светофоры с дополнительными секциями появятся на всех перекрестках, не стоит.
Водитель должен уступить дорогу, поворачивая на перекресток при включенном сигнале дополнительной секции?
Пункт ПДД 13.1 устанавливает, что при повороте на перекрестке водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам. Никаких дополнительных условий для этого не требуется — так что уступать нужно независимо от того, включена ли дополнительная секция светофора. Дополнительная секция может вовсе отсутствовать, а дорогу уступать нужно в любом случае.
Какие еще изменения коснулись светофоров в новых ПДД?
С 1 марта 2023 в пункте ПДД 6.5
С 1 марта в пункте ПДД 6.8
С 1 марта в пункте :
Еще больше материалов о важных изменениях в ПДД в 2023 году можно найти в блоге автошколы «Профи Центр».
Средства индивидуальной мобильности в ПДД10 важных изменений в ПДД в марте 2023
О планах по дополнению современных Правил дорожного движения возможностью применять новые информационные секции на светофорах сообщили в ГИБДД России.
Согласно поступившему в Autonews.ru ответу из МВД России (согласовывает подготовленные Госавтоинспекцией ответы на запросы СМИ), Минтранс России закончил работу над проектом постановления правительства, которым ПДД дополняются возможностью применения информационных световых секций.
Autonews.ru направил соответствующий запрос в Минтранc, но ответа не получил. При этом, как сообщил близкий к Минтрансу и разработке документа источник, эти изменения включены в проект в рамках актуализации ПДД в соответствии с изменениями, внесенными ранее в ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290, которые регулируют правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Например, как рассказал источник Autonews.ru, в проект включено описание информационной световой секции в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета.
«Стрелка расположена под светофором и информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Проект постановления находится на рассмотрении в правительстве России. В случае его утверждения вступление документа в силу предполагается с 1 марта 2023 года», — сообщил источник.
«Эта норма обеспечивает безопасность движения в режиме совмещения транспортного и пешеходного потоков», — указано в разработанном ведомством документе.
Такие светофоры уже работают в Москве — с 2020 года их установили на нескольких улицах в порядке эксперимента. Такой подход позволяет тестировать нововведения без изменений в ПДД. Сначала таких светофоров было всего восемь, но на данный момент, как уточнили в ЦОДДе, их уже около 150.
«В соответствии с международным опытом безопасности движения, для пешеходов, совершающих переход, зеленый сигнал будет загораться на несколько секунд раньше, чем водителям», — рассказывали тогда в ЦОДДе. Согласно прогнозу, совмещение фаз сократит время ожидания для пешеходов и велосипедистов на 40%, но при этом пропускная способность улиц вырастет на 30%.
Как рассказал Autonews.ru руководитель проекта «Пробок.Net» Александр Шумский, история создания такой светофорной секции началась еще в 2014 году. Тогда, после изменений в профильных ГОСТах, потоки транспорта и пешеходов на дорогах должны были быть разведены.
«С одной стороны, такой подход был правильным — казалось бы, если потоки разведены, это безопасно, нет конфликтов и ДТП. Но все оказалось не так. Это хорошо видно на примере с простыми перекрестками с двумя направлениями движения для потока автомобилей и пешеходов: и люди, и автомобили могли одновременно следовать либо в одном направлении, либо в перпендикулярном. После вступления в силу изменений получилось так, что для пешеходов пришлось выделять отдельное, третье направление для разделения потоков», — пояснил эксперт.
По его словам, такой подход привел к тому, что и машинам, и пешеходам пришлось дольше ждать своей очереди. Поэтому, уточнил Шумский, пешеходы начали перебегать дороги на красный сигнал светофора, а водители теряли время в пробках.
«В итоге большинство городов России просто не стали вводить эти изменения, а московские власти стали срочно искать выход, поскольку федеральная ГИБДД строго контролировала соблюдение ГОСТов. В итоге на светофорах и появились бело-лунные секции, которые позволили поворачивать автомобилям на красный свет в момент, когда пешеходы переходят дорогу», — уточнил Шумский.
По его словам, эксперимент показал, что эти секции водители хорошо восприняли: при повороте налево или направо они спокойно пропускают пешеходов и едут дальше.
«В Москве эксперимент продолжается. Дело в том, что все нововведения можно протестировать и внедрить только таким способом. Вносить отдельные изменения в ПДД сейчас крайне трудно. Сейчас мы ждем одобрения и вступления в силу поправок в ПДД в 2023 году. Но я сомневаюсь, что их одобрят. Аппарат правительства жестко придерживается принципа регуляторной гильотины. Такой подход говорит о том, что вносить единичные изменения в ПДД нельзя, можно только полностью их переписать и обновить», — заявил Шумский.
По мнению Александра Шумского, в правительстве в ближайшее время не рискнут полностью обновить ПДД. При этом, как не раз указывали юристы, документ действительно требует обновлений на фоне значительных технических изменений в жизни автомобилистов и появления новых гаджетов.
Автомобилистам подготовили новую порцию изменений на дорогах. Нововведения появляются очень быстро: чтобы не получить неожиданный штраф, нужно быть начеку. Autonews.ru рассказывает, на что нужно обратить внимание и какие важные события ждут водителей совсем скоро.
Светофор с белыми человечками
«Кто впервые видит, начинает жестко тупить». Так описали автомобилисты первые впечатления от нововведения на московских дорогах — светофора с дополнительной белой секцией с пешеходом. Он указывает поворачивающим направо под зеленую стрелку водителям о том, что сначала надо пропустить пешеходов. Один из первых светофоров с «белыми человечками», как заметили участники сообщества «Синие ведерки», установили на улице Краснобогатырская д.72с3 — рядом со зданием Мосгорсуда. «Первую неделю водители были сбиты с толку и не могли понять, что надо делать», — поделились очевидцы.
Как рассказали Autonews.ru в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), по задумке, нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения. Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивающих направо. Об этом их информирует дополнительная секция с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает такой способ организации дорожного движения безопасным, понятным и удобным в части увеличения скорости потока, поскольку долгое ожидание «зеленого» сигнала не вынуждает участников движения нарушать ПДД.
«До 1 марта 2014 года водителям был разрешен поворот направо и налево и одновременный проход пешеходам, — напомнил в беседе с Autonews.ru Александр Шумский. — У нас же пошли по пути «нет пересечения переходов с транспортом, нет и проблемы», и запретили эти два действия в одной фазе светофора. В итоге это увеличило время ожидания и для водителей, и для пешеходов, которые стали чаще перебегать на «красный». В Москве фазы светофоров перенастроили, а в регионах практические везде все осталось по-прежнему. Сейчас это уже вторая попытка эксперимента, первый из которых «завернули» в ГИБДД около двух лет назад».
Все адреса светофоров с новой фазой можно изучить в материале Autonews.ru.
Отмена шлагбаумов на платных дорогах
Госдума 23 сентября в третьем чтении приняла поправки к закону об автодорогах, которые дают «зеленый свет» системе оплаты «Свободный поток». Так называемую систему free flow, впервые в России опробуют до конца года на новой платной трассе — ЦКАД. Всего по данным ГК «Автодор», на ЦКАД будет 12 рамок системы — она позволит водителям проезжать без остановок, а дорожникам отказаться от строительства пунктов оплаты и шлагбаумов. Оплачивать проезд можно транспондером T-pass.
Как уточнил в эфире радио «Автодор» зампредседателя правления госкомпании по ИТС и цифровизации Игорь Козубенко, съезды с трассы и на трассу останутся «барьерными», а все остальные участки трассы можно будет проезжать свободно.
Новые штрафы за неоплату проезда по платной трассе
До конца года в КоАП должна появиться новая административная ответственность — за неоплату проезда по платным трассам. Как уточнил зампредседателя правления ГК «Автодор» по ИТС и цифровизации Игорь Козубенко, планируется синхронизовать запуск платной трассы ЦКАД и появление новых штрафов, которые как раз и позволят администрировать наказание для нарушителей. Он уточнил, что пока в КоАП этой нормы нет. Планируется, что штраф за неоплату проезда на легковом автомобиле составит 2,5 тыс. руб., а на грузовом транспорте — 5,5 тыс. руб.
На ЦКАД будет опробована новая система взимания штрафа. Так, если водитель намеренно не оплатил проезд или у него случайно не сработал транспондер, такой нарушитель сначала получит извещение от ГК «Автодор» с суммой долга. Оплатить его можно будет в течение двух месяцев. И только потом нарушителя ждет административный штраф.
«В Австрии штраф за такое нарушение в рублевом эквиваленте составляет 9 тыс. руб., в Швейцарии — 25 тыс. руб., в Беларуси — 23 тыс. руб., поэтому российская система более лояльна, — уточнил Козумбенко. — Штрафы пока не приняты, это изменения в КоАП заработают с открытием дороги в один день».
При этом, по словам Козумбенко, проблема с иностранным госномерами пока не решена, поскольку организация платного проезда работает по общей системе.
Каршерингу научат в автошколах
Каршеринговый сервис «Делимобиль» начал интеграцию в обучающую программу автошкол. Пока все добровольно: партнерство в виде предоставления учебных материалов и изучения видеоуроков начнется в автошколах Нижнего Новгорода, Cамары, Тулы и Екатеринбурга. В скором времени также будет запущено партнерство с автошколами Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Новосибирска. Об этом сообщила пресс-служба «Делимобиля».
Стоит отметить, что изучение нового раздела о каршеринге в обязательном порядке не получится — для этого нужно на законодательном уровне вносить изменения в обучающие программы автошкол. Вместо этого с автошколами каршеринг прорабатывает вопрос проведения дополнительных обучающих курсов для автомобилистов с уже действующими водительскими правами. В дальнейшем это позволит проводить специальные тесты и экзамены для новичков-пользователей сервиса, чтобы подобрать для них индивидуальные тарифы на услугу.
Штрафовать за выделенки будут и в выходные
В Москве постепенно заканчивают работу по освобождению выделенных полос для общественного транспорта от висящих перед ними знаков с «молоточками». Это означает, что действующая продолжительное время поблажка, разрешающая автомобилистам ездить без штрафа в 3 тыс. руб. по выделенкам прекращает свое действие.
Для многих происходящее оказалось сюрпризом — чтобы избежать штрафов, автомобилисты начали резко маневрировать. В Департаменте транспорта столицы заверили, что пока постановления приходить не будут — там пообещали предупредить водителей заранее. Пока официальных сообщений об отмене льготы не было — требуются согласования изменений в ГИБДД. Однако, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, лучше начинать привыкать к изменениям уже сейчас.
«Autonews.ru» направил запрос в Дептранс с просьбой уточнить, когда ожидается введение санкций.
Экзамен в ГИБДД по-новому
Тем, кто раздумывает о получении водительских прав, стоит поторопиться — с 21 апреля 2021 года практическая часть экзамена в ГИБДД все-таки усложнится.
Проверку первоначальных навыков управления на закрытых площадках в формате отдельного экзамена вступления изменений в силу в ГИБДД проводить больше не будут (нововведение не коснется мототранспортных средств). Водительские навыки кандидатов инспекторы начнут оценивать сразу в городе. Элементы, которые раньше можно было демонстрировать на закрытой площадке без других участников дорожного движения, придется выполнять в максимально приближенных к реалиям условиях.
Действия пешеходов и СИМ при запрещающем сигнале светофора
Следующее изменение внесено в пункт 6.14 ПДД, регламентирующий действия участников движения при включении запрещающего сигнала светофора:
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
С одной стороны, данный пункт выглядит довольно логично, ведь он говорит о том, что средства индивидуальной мобильности, также как и пешеходы, должны покинуть проезжую часть в случае включения желтого сигнала светофора.
С другой стороны, пункт выглядит странно, ведь правила дорожного движения запрещают СИМ пересекать дорогу по пешеходным переходам. Речь об этом шла в статье “Сигналы светофоров для СИМ”. Ну а если человек спешился с СИМ, то на него действуют правила для пешеходов и отдельное упоминание в пункте 6.14 не требуется.
Сигналы светофора
Правила дорожного движения предусматривают следующие варианты и комбинации цветов светофора (пункт 6.2 ПДД):
Красный
Красный цвет светофора говорит водителю о том, что движение через перекресток запрещено. За нарушение требования водитель может получить штраф за выезд на запрещающий сигнал.
Примечание. Единственным исключением является ситуация, когда одновременно с красным сигналом включена стрелка в дополнительной секции светофора. Она будет рассмотрена ниже.
Красный и желтый цвета
Значение светофора точно такое же, как и у красного цвета, т.е. ехать нельзя.
Комбинация красного и желтого цветов является вспомогательной и говорит о том, что через несколько секунд будет включен зеленый сигнал светофора. Такая комбинация используется лишь в некоторых регионах России.
Желтый сигнал светофора
Постоянный желтый сигнал также запрещает движение. Он говорит водителю о том, что через несколько секунд сигнал сменится на красный.
Однако существует исключение, которое позволяет проехать на желтый сигнал светофора:
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Т.е. если машина не успевает остановиться при включении желтого сигнала, то она может проехать через перекресток. В остальных случаях при движении на желтый свет может быть наложен штраф.
Будьте внимательны, на красный сигнал светофора данное исключение не распространяется.
Что означает мигание желтого сигнала светофора?
Желтый мигающий сигнал говорит водителю о том, что перед ним нерегулируемый перекресток:
При этом сам по себе желтый мигающий не запрещает движение, но и не дает никакого преимущества. Следует руководствоваться знаками приоритета.
Зеленый цвет
Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток.
Зеленая стрелка и красный
Если зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора, а в основной секции горит красный или желтый сигнал, то это говорит о следующем:
Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
Мигающий зеленый цвет разрешает движение и говорит водителю о том, что в ближайшее время появится запрещающий сигнал (красный или желтый с красным).
На многих российских перекрестках зеленый сигнал мигает ровно 3 раза с интервалом примерно 1 секунду. И большинство водителей к этому привыкли. Однако на некоторых перекрестках интервал мигания может быть уменьшен, т.е. зеленый мигает быстрее. Будьте готовы, что рано или поздно Вам встретится такой перекресток.
Информация о нормативном документе
2022.11.18 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также транспортных средств, движущихся в соответствии с пунктом 18.2 настоящих Правил по полосе для маршрутных транспортных средств, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
В пункте 6.8 речь идет о Т-образном светофоре, который используется для регулирования движения трамваев и движения по выделенным полосам.
При этом основное нововведение заключается в следующем. До 1 марта 2023 года светофор распространяется только на трамваи и маршрутные транспортные средства, едущие по выделенной полосе.
С 1 марта 2023 года светофор будет распространяться на трамваи, а также на транспортные средства едущие по выделенной полосе без нарушения ПДД. Причем не только на маршрутные. Т-образным светофором должны руководствоваться:
Внимание! Важно понимать, что автомобили, которые выехали на выделенную полосу с нарушением, не должны руководствоваться Т-образным светофором.
Нужно добавить, что выделенные полосы для маршрутных транспортных средств с Т-образными светофорами на практике встречаются не очень часто. Мне подобный вариант организации дорожного движения не встречался ни разу. А если у Вас в городе есть Т-образные светофоры на выделенных полосах, то напишите об этом в комментариях к данной статье.
Как определить наличие дополнительной секции?
В темное время суток на неосвещенных участках дорог наличие дополнительных секций можно определить, руководствуясь пунктом 6.4 правил дорожного движения:
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Таким образом, если ночью на дороге Вы видите, что зеленый сигнал светофора не круглый, а выполнен в виде стрелки или имеет нарисованную черную контурную стрелку, то это свидетельствует о наличии дополнительных секций, которые в данный момент выключены (не горят).
Что нужно сделать при включении зеленого сигнала светофора?
В жизни можно встретить водителей, которые считают, что при включении зеленого следует до упора нажать на педаль газа и первым стартовать со светофора.
Однако пункт 13.8 ПДД предлагает действовать по-другому:
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
При включении разрешающего сигнала нужно уступить дорогу автомобилям, которые уже находятся на перекрестке, а лишь затем начинать движение.
На этом рассмотрение регулируемых перекрестков закончено и в следующей статье речь пойдет про нерегулируемые перекрестки:
Ну а если у Вас остались вопросы, то смело пишите их в комментариях.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Сигналы светофора на регулируемом перекрестке
В очередной статье серии “Правила проезда перекрестков” речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих проезд перекрестков со светофорами в 2023 году.
К сожалению, находится немало водителей, которые помнят лишь о том, что на перекрестках можно ехать на зеленый и желтый сигналы светофора, а остальные правила для перекрестков предпочитают игнорировать. Подобное отношение зачастую приводит к возникновению серьезных ДТП.
В этой статье речь пойдет о правильном проезде перекрестков, регулируемых светофорами:
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о сигналах регулировщика на регулируемом перекрестке. Если Вы не читали предыдущие статьи серии, то рекомендую начать изучение именно с них.
Также не следует забывать, что при подъезде к перекрестку следует занять правильную полосу движения, соответствующую требуемому направлению, а также определиться с типом перекрестка, который на этот раз оказался регулируемым светофорами.
На какие сигналы светофора можно ехать?
Рассмотрим различные направления движения и соответствующие им сигналы светофора:
Поворот налево или разворот
Выполнить поворот налево или разворот можно в одном из следующих случаев:
1. При развороте или повороте налево по сигналу основной (круглой) секции светофора следует учитывать требования пункта 13.4 правил дорожного движения:
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
В этом случае нужно пропустить автомобили, которые:
Автомобили, которые поворачивают налево, пропускать не нужно, хотя без этого на некоторых перекрестках разъехаться не удастся.
2. При повороте по сигналу дополнительной секции (со стрелкой), который включен одновременно с зеленым сигналом в основной секции, правила проезда точно такие же. Нужно пропустить автомобили, которые едут со встречного направления прямо и направо.
3. При развороте или повороте по сигналу дополнительной секции (со стрелкой), который включен одновременно с красным или желтым сигналом в основной секции, следует руководствоваться пунктом 13.5 правил дорожного движения:
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
В этом случае нужно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся абсолютно со всех направлений.
Движение прямо
1. При проезде перекрестка по сигналу основной (круглой) секции светофора уступать дорогу другим автомобилям не требуется.
2. При движении по сигналу дополнительной секции (со стрелкой), разрешающей движение прямо, нужно уступить дорогу транспортным средствам с других направлений.
Примечание. Перекрестки с дополнительной секцией “прямо” встречаются на дорогах довольно редко, однако читатели сайта ПДД Мастер все же встречали их. Если вдруг они повстречались и Вам, то опишите ситуацию в комментариях.
Поворот направо
1. При повороте направо по основному зеленому сигналу или по стрелке дополнительной секции вместе с основным зеленым можно чувствовать себя очень комфортно, т.к. не нужно никого пропускать.
2. При движении направо по сигналу дополнительной секции, который включен одновременно с красным или желтым сигналом в основной секции, следует руководствоваться пунктом 13.5 правил дорожного движения и пропустить транспортные средства, движущиеся со всех направлений (синий и оранжевый), а лишь затем продолжать движение:
Как проехать регулируемый перекресток?
При проезде перекрестков со светофорами в первую очередь следует определить, какой из сигналов светофора соответствует нужному направлению.
Если светофор стандартный и состоит всего из трех частей (красной, желтой и зеленой), то никаких проблем не возникает. В этом случае сигналы распространяются одновременно на все направления.
Если же у светофора есть дополнительные зеленые секции, то ситуация становится немного сложнее. Водитель должен определить секцию, которая распространяется на нужное направление.
Как правило секция, закрепленная слева, содержит стрелку налево, а секция справа – направо. Однако можно встретить и другие варианты.
Например, в России встречаются перекрестки, на которых дополнительная секция регулирует движение прямо, а основная – налево.
Светофоры для пешеходов и велосипедистов
Следующее изменение внесено в пункт 6.5 ПДД:
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
В данном пункте есть 3 важных нововведения:
1. Во-первых, с 1 марта 2023 года светофоры для велосипедистов, и светофоры для пешеходов разделили более корректно. Ранее формулировка пункта позволяла понять, что велосипедные светофоры предназначены и для велосипедистов, и для пешеходов. А пешеходные – и для пешеходов, и для велосипедистов. Новая редакция подобной трактовки не подразумевает.
2. Во-вторых, велосипедный светофор теперь действует и на водителей мопедов, которые едут по велосипедной полосе:
3. В-третьих, в пункт 6.5 добавили упоминание средств индивидуальной мобильности. При этом электросамокаты и прочие СИМ должны руководствоваться пешеходным светофором, если они едут по пешеходной части дороги, и велосипедным светофором, если они едут по велосипедной части.
Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора
Рассмотрим изменения, внесенные в пункт 6.15 ПДД:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
6.15. Участники дорожного движения должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Давайте попытаемся разобраться, в чем именно изменился смысл пункта 6.15. В этом пункте фраза “водители и пешеходы” заменена на более общую фразу “участники дорожного движения”. Давайте, подумаем, кто именно попадет под это понятие с 1 марта 2023 года. Велосипедисты? Водители СИМ? Нет, так как и те и другие по определению являются водителями.
Есть лишь один участник дорожного движения, который ранее не упоминался в пункте 6.15. И это – пассажир. Однако пассажиры, хоть и принимают участие в дорожном движении, самостоятельно никаких решений не принимают. За них это делает водитель транспортного средства. Поэтому для пассажиров пункт 6.15, определяющий приоритет светофоров над знаками, никакого значения не имеет.
Таким образом, новая формулировка пункта 6.15 фактически сохранила свой смысл. Однако для восприятия она стала несколько удобнее, т.к. с 1 марта 2023 года не придется задумываться над тем, на кого же данный пункт не распространяется. Он распространяется на всех.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”. Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про особенности проверки документов водителя сотрудниками ГИБДД. Не пропустите!
Секция, предупреждающая о регулируемом пешеходном переходе
Пункт 6.4 ПДД дополнен следующим абзацем:
Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам.
Новая секция светофора выглядит так:
Разберемся с особенностями использования данной секции:
Как выглядит новая секция?
Секция представляет собой отдельный блок светофора, который устанавливается снизу от стандартного транспортного светофора. Сигнал выполнен в виде двух изображений: пешеход и стрелки, направленной вправо или влево. Цвет сигнала – белый. Секция работает в мигающем режиме или полностью выключена.
Под светофором могут быть одновременно установлены две независимые секции: одна – со стрелкой налево, вторая – со стрелкой направо.
Для чего используется новая секция?
Включенный белый мигающий сигнал пешеходной секции говорит о том, что в случае поворота в направлении, на которое указывает стрелка секции, водитель встретит на своем пути регулируемый пешеходный переход, на котором пешеходам будет гореть разрешающий сигнал светофора.
Нужно ли уступать дорогу пешеходам при повороте при включенной дополнительной секции?
Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы при повороте на перекрестке водитель уступил дорогу пешеходам. Причем никакие дополнительные условия для этого не требуются. Дополнительная секция может быть включена, может быть выключена, а может вообще отсутствовать. Уступить дорогу следует в любом случае.
Если дополнительной секции нет, значит и пешеходного перехода после поворота не будет?
Это не так. При наличие секции можно однозначно сказать, что после поворота пешеходный переход будет. Однако при отсутствии секции переход может встретиться, а может и не встретиться. Поскольку установка дополнительных секций требует серьезного финансирования, будет наивным ожидать, что новые светофоры с 1 марта 2023 года появятся абсолютно на всех перекрестках.
Так зачем тогда нужна новая секция?
Секция предназначена для дополнительного информирования, то есть она должна немного облегчить жизнь водителей и сократить число наездов на пешеходов. Произойдет ли это на практике, будет видно через несколько месяцев после изменения ПДД.
Примечание. Почти сразу же после публикации информации об изменениях ПДД (после 6 октября 2020 года) и задолго до их вступления в силу в Рязани появился первый светофор с дополнительной пешеходной секцией. Это оказалось возможным, поскольку новая секция не накладывает на участников дорожного движения никаких дополнительных обязанностей.
Если у Вас в городе также появились новые секции, то напишите в комментариях к данной статье. как водители на них реагируют.