10 Minute, 11 Second
Знаете ли вы? По степени отражения света белые дороги имеют хорошую видимость ночью, но вызывают блики в дневное время, на чёрных трассах нет бликов, но плохая видимость ночью. Лучшими считаются бетонные дороги — хорошая видимость и мало бликов.
На основе используемых материалов:
На основе местоположения и финансирования:
Ознакомьтесь с описанием и особенностям знака «Неровная дорога».
По условиям перемещения, доступа и объёма движения:
По типу сообщения:
По условиям топографии местности:
Дорога, её основные элементы и составные части
Правильное планирование, проектирование и обустройство транспортных путей сообщения направлено на обеспечение оптимальной скорости, комфорта и максимальной безопасности для участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров) при минимальных эксплуатационных затратах.
Дорога представляет собой расположенный в зоне движения объект с дорожно-инженерными и транспортными сооружениями (тоннели, эстакады, путепроводы, виадуки, мосты, остановочные площадки, заграждения), оборудованием и приспособлениями (мачты осветительных приборов, опоры троллейбусных сетей), которые объединены в единое целое с целью обеспечения транспортного и пешеходного сообщения.
Дорога состоит из отдельных элементов, которые могут быть в наличии или отсутствовать:
Элементы дороги
Проезжая часть — это полоса движения, на которой ТС не ограничено какими-либо физическими препятствиями или разъединениями для бокового маневрирования. Она состоит из нескольких полос движения вместе с обочиной, но может представлять собой единственную полосу (например, выезд на шоссе).
Узнайте также о парковке по чётным и нечётным дням по правилам ПДД.
Полоса — это область проезжей части, вдоль которой в один ряд свободно передвигаются безрельсовые ТС, движущиеся в одном направлении. Её ширина устанавливается российскими Государственными строительными нормами (ГСН РФ) в зависимости от плотности потока, пропускной способности, категории и назначения путей следования.
Когда проезжая часть достаточно широкая, чтобы вместить несколько ТС, движущихся бок о бок, сообщение обычно организуется в полосы — параллельные коридоры движения. Некоторые дороги имеют одну полосу движения для каждого направления, а другие — несколько (2–4 и больше на автомагистрали).
На проезжей части с помощью разметки чётко указаны границы каждой полосы и направления. Если разметки нет или она неразличима (смыта, занесена снегом), то полосу движения водители ТС выбирают интуитивно, держась правого края дорожного полотна, которое условно разделяется линией строго посередине. Другая сторона — это зона встречного движения.
На дорогах с несколькими полосами, идущими в одном и том же направлении, водители могут перестраиваться между полосами по своему усмотрению, но при этом не причинять неудобства другим водителям и не создавать аварийные ситуации. Уступить отъезжающему автомобилю место в ряду и пропустить или нет соседнее ТС на другую полосу зависит от культуры вождения водителей и условий перестройки в другой ряд.
Ширина полосы движения
Ширина проезжей части (дорожного полотна) зависит от количества полос движения, ширины полосы и ширины обочины. Ширина полосы зависит от размеров ТС и дорожного просвета — бокового интервала, который улучшает рабочую скорость ТС и безаварийное перемещение.
Максимально допустимая ширина ТС составляет 2,6 м для рефрижераторов, 2,55 м — для остальных автомобилей.
Боковой интервал не является постоянной величиной и зависит от условий перемещения и ситуации на пути следования:
В среднем безопасный боковой интервал составляет 0,7–1,2 м.
Исходя из ширины ТС и величины интервала, минимальная ширина полосы устанавливается в зависимости от категории дороги:
Для каждой полосы 2-полосной дороги требуется не менее 3,5 м, поскольку необходим боковой интервал с каждой стороны и в центре.
Важно! При введении ограничений скоростного режима (30–40 км/ч при ремонте дороги и 20 км/ч — в городской черте) допускается уменьшать ширину полосы движения ТС до 2,75 м.
При меньшей ширине полосы движение по ней опасно и запрещено, поскольку ТС не смогут разъехаться.
В настоящее время ГСН РФ пересматриваются, поскольку практика строительства дорожных сетей показывает, что уменьшение ширины полосы до 3–3,25 м заставляет водителей двигаться осторожней, что позволяет обеспечить безопасность движения и уменьшить аварийность в общем потоке.
Для сравнения — размеры дорожных полос в других странах:
Продольная полоса
В контексте управления движением продольная полоса является частью проезжей части и предназначена для перемещения в одном направлении ТС, движущихся в один ряд.
Большинство дорог общего пользования имеют как минимум 2 продольные полосы сообщения, по одной в каждом направлении, разделённые разметкой. На многополосных трассах и более оживлённых 2-полосных дорогах полосы обозначены линиями разметки. На основных автомагистралях часто есть 2 многополосные дороги с разделительной полосой.
Некоторые дороги и мосты с малой интенсивностью движения и шириной менее 4,6 м имеют одну продольную полосу. ТС, движущиеся в противоположных направлениях, должны замедляться или останавливаться, чтобы объехать друг друга. Городские и пригородные однополосные дороги часто используются для организации одностороннего движения.
Тротуар и обочина дороги
Обочина — необходимая часть всех дорог, расположена по краям полотна и отличается материалом покрытия или выделена линиями разметки. Она предназначена для размещения ТС при остановке, служит аварийной полосой и обеспечивает боковую поддержку движения. Обочина должна выдерживать вес полностью загруженного грузовика даже во влажных условиях и иметь ширину в зависимости от категории трассы:
Обочина выполняет несколько функций:
Знаете ли вы? В 1911 г. Эдварду Хайнсу (Мичиган) пришла в голову идея нарисовать линию посередине дороги, чтобы разделить движение противоположных направлений. В 1935 г. он был награждён премией Джорджа С. Бартлетта за выдающийся вклад в развитие безопасности на шоссе. И сегодня это изобретение считается самым важным в обеспечении безопасности дорожного движения.
Обочина часто состоит из земли, поскольку связана с окружающей местностью и укреплена дернованием или посевом трав. Но может быть укреплена гравием, щебнем, шлаком, вымощена камнем или плитами, выполнена из материалов, стабилизированных или удерживаемых вместе связующими веществами, таким как битум или цемент. При этом она должна иметь хороший дренаж, чтобы не было застоя воды под покрытием.
Дорожный элемент — тротуар является, как правило, фрагментом обочины и служит для передвижения пешеходов. Чаще всего он облицован бетонными плитами, блоками или каменными тротуарными плитками.
Основная функция тротуаров — обеспечить безопасное и комфортное пешеходное сообщение и отделить его от дорожного сообщения на дороге. Тротуары могут выступать в качестве прогулочной зоны в черте города, быть продолжением дорожного полотна или отделяться от него газонами. За пределами городской черты необходимости в тротуарах нет, и пешеходы перемещаются по обочине.
Важно! Согласно закону, по тротуару нельзя проезжать на колёсном ТС, включая велосипеды, и нельзя парковаться.
Сейчас тротуары строятся во всех городах с пандусами и утопленным бордюром для облегчения перемещения инвалидных и детских колясок, грузовых тележек. При въезде автомобильного транспорта в городскую черту кончается дорога и начинается улица.
Ширина тротуара устанавливается с учётом категории и назначения путей следования, плотности пешеходного сообщения, от размещения в пешеходной зоне опор, мачт, зелёных насаждений:
Декоративная мозаика и разноцветная тротуарная плитка могут превратить тротуар в произведение искусства.
Назначение элементов дорог
Помимо перечисленных основных элементов, дорога имеет ряд других, не менее важных в обеспечении удобства и безопасности движения, элементов:
Знание определения дороги и назначение её элементов способно расширить кругозор водителей и гарантировать более внимательное отношение к правилам дорожного движения и соблюдению культуры вождения.
Приветствуем тебя, дорогой друг! Сегодня нам захотелось осветить такой вопрос, как разделительная полоса на дороге и что она означает. Рассмотрим такие моменты из ПДД РФ, как разворот и поворот на разделительной полосе, езда по ней, а также какой штраф предусмотрен на нарушения ПДД, связанные с разделительной полосой.
Разделительная полоса
Давайте обратимся к определению из ПДД РФ.
“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2
, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Как мы видим из определения, разделительная полоса является частью дороги, как обочина, тротуар и т.п.
Чем ДПС полезен для общества?
Виды разделительных полос на дороге
На дорогах нашей страны вы можете увидеть только два вида разделительных полос. Один может быть выделен конструктивно (газон, бетонные или металлические ограждения и т.п.), а другой – с помощью дорожной разметки. Ниже мы приведем пример, как выглядит разделительная полоса.
Разделительная полоса с разметкой
Разделительная полоса выделена конструктивно
Являются ли трамвайные пути разделительной полосой
Конечно же, нет. Трамвайные пути являются отдельной частью дороги и не являются разделительной полосой.
Является ли двойная сплошная разделительной полосой
И тут нет. Двойная сплошная является отдельным видом горизонтальной дорожной разметки согласно ПДД РФ. Чем же они отличаются? Они отличаются разметкой.
Двойная сплошная на дороге выглядит так
, а разделительная полоса –
Разворот и поворот на перекрестке с разделительной полосой
Правилами дорожного движения не установлен определенный порядок осуществления поворота или разворота на перекрестке, когда имеется разделительная полоса.
Но важно запомнить общие требования, которые устанавливаются Правилами для безопасного выполнения маневров.
Перед выполнением любого из этих маневров необходимо занять соответствующее крайнее левое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.
Если имеются трамвайные пути, то разворот и поворот должны осуществляться с них, если иной порядок движения не определен дорожные знаками 5.15.1
или разметкой 1.18
. Главное не мешать трамваю.
Далее можно выполнять маневр.
ЗАПОМНИТЕ! Поворот должен быть осуществлен так, чтобы при выезде с перекрестка вы не оказались на полосе встречного движения. За данное нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения.
ПДД РФ. 13. Проезд перекрестков
Проезд перекрестка с разделительной полосой не представляет из себя ничего сложного, просто необходимо руководствоваться ПДД при выполнении маневров.
Разворот в разрыве разделительной полосы вне перекрестка
В данном случае разворот выполняется таким же образом, как мы привели выше. При этом, на полосу встречного движения вы уже не выедете, т.к. здесь не будет перекрестка. Занимаете крайнее левое положение (полосу) и осуществляете разворот.
Важно отметить, что вам необходимо будет уступить дорогу встречным транспортным средствам и не создавать им помех при выполнении маневра.
Штраф за езду по разделительной полосе
Итак, в настоящее штраф за езду по разделительной полосе будет в размере 1500 рублей за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.
Лишения водительского удостоверения за данный вид правонарушения не имеется. Конечно, если не осуществить езду по разделительной полосе и помчаться далее по встречной полосе, то тут уже может быть и более строгое наказание.
Таблица штрафов ГИБДД
Давайте отметим еще и штраф, который может быть назначен, когда полоса выделена разметкой. В данном случае при выезде на нее идет нарушение разметки. Здесь будет уже штраф 500 рублей.
В общем и целом, штраф за нарушение может составлять 2000 рублей.
Удачи на дорогах!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Навигация по записям
Приветствуем тебя, дорогой друг! Давайте мы с вами сегодня рассмотрим определение обочины и все, что с ней непосредственно связано, а именно, остановку и стоянку, движение по ней, какое предусмотрено наказание (штраф) за езду по обочине и некоторые другие важные моменты.
Определение
Итак, что же такое обочина согласно Правилам дорожного движения?
Пункт 1.2 ПДД РФ
«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2
, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Определение довольно простое и легкое для понимания, но будем разбираться подробнее во всех тонкостях, и для чего нужна обочина.
В первую очередь, она предназначена для использования водителями транспортных средств возможности сделать остановку или стоянку. Также можно использовать обочину и при выполнении маневра разворота, но об этом мы поговорим далее.
Является ли обочина проезжей частью
Нет. Обочина проезжей частью не является. Она является частью дороги, т.е. ее отдельным элементом.
Сплошная линия разметки
Не все водители знают, что означает сплошная линия разметки на обочине. Это же просто, если вспомнить определение. Мы видим, что она может быть выделена специальной разметкой, которая и является сплошной. Напомним, это разметка 1.2
Можно ли пересекать эту сплошную линию? Да, конечно, но если вы хотите остановиться. Ведь это линия обозначает лишь то место, где начинается обочина.
Что означает желтая разметка
Бывает, что водители на обочине могут увидеть желтую разметку, которая может быть, как сплошная, так и прерывистая. Поясняем.
Желтая сплошная линия разметки 1.4
Желтая прерывистая линия разметки 1.10
информирует водителей, что в данном месте стоянка транспортных средств запрещена.
Ширина обочины
Ширина обочины должна быть не менее 3.25 метра. Если указать более подробно, то она для обычных дорог должна быть 3.25 м, а для автомагистралей – 3.75 м.
Движение (езда)
Движение по обочине запрещено. Этот запрет установлен пунктом 9.9 ПДД РФ. Есть, конечно, исключения.
К такому можно отнести – разрешение на подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, если нет других возможностей подъехать.
Допускается ли движение водителей мопедов
Да, допускается, если не будет создано помех пешеходам.
Каким транспортным средствам разрешается движение
Да, есть и такие транспортные средства, которым это делать все-таки можно. К таким относятся машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Можно ли ходить
Движение по обочине пешеходов также регламентировано ПДД РФ.Ходить им по обочине дороги можно только в том случае, если не имеется тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.
Пешеход как участник дорожного движения
Остановка и стоянка
Можно ли останавливаться на обочине? Как мы уже разобрались чуть выше по тексту, обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, но в соответствии с ПДД РФ. Вот для чего она нужна.
Рассмотрим некоторые моменты, когда разрешено и, когда запрещено это делать.
Из ПДД РФ следует, что остановку и стоянку транспортных средств разрешено делать на правой стороне дороги.
Остановка и стоянка на обочине вне населенного пункта должна выполняться только справа по ходу движения транспортного средства.
Остановка и стоянка на обочине в населенном пункте может быть осуществлена и на левой стороне, если дорога имеет по одной полосе движения в каждом направлении (двухполосная дорога). При этом, не должно быть трамвайных путей посередине дороги. Также можно это сделать и на дорогах с односторонним движением.
Где запрещена остановка и стоянка
Как все мы знаем, чтобы выполнить разворот на дороге необходимо занять соответствующее крайнее левое положение. Но, иногда не хватает места для выполнения такого маневра.
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации разворот с правой обочины можно выполнить, если ширина проезжей части недостаточна для его выполнения.
К примеру, вы хотите развернуться вне перекрестка, но если вы займете крайнее левое положение, то не сможете выполнить маневр, т.к. мала ширина проезжей части. В данном случае разворот на обочине можно будет выполнить без нарушения.
Только помните, нужно будет уступить дорогу транспортным средствам, которые двигаются со встречного и попутного направлений.
Дорожный знак «Опасная обочина»
Раз мы сегодня затронули такую тему, то не можем не отметить дорожный знак 1.19 «Опасная обочина».
Данный знак информирует водителей о том, что на этом участке дороги опасно съезжать на обочину.
Какое же наказание предусмотрено за езду по обочине? Все просто.
Штраф за езду или проезд по обочине в соответствии с Кодексом Российской Федерации составляет 1500 рублей. Предупреждения за данный вид правонарушения не имеется.
Не все знают, но и для пешеходов предусмотрен штраф за движение по обочине. Что это значит?
К примеру, в темное время суток пешеход при движении по обочине должен иметь при себе световозвращающие элементы, которые будут светиться, позволяя водителям транспортным средств увидеть пешехода в темноте.
Кроме этого, пешеходы должны двигаться по обочине, если нет тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.
Если данные требование пешеход не выполняет, то может получить наказание за это.
Штраф пешеходу за движение по обочине составляет 500 рублей. В данных случаях нарушителю может быть вынесено в виде предупреждения.
Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает об устройстве проезжей части.
Одна из проблем при освоении навыка самостоятельного передвижения у слепорожденных детей — отсутствие представлений о том, как устроено пространство.
Для того чтобы пересечение проезжей части на слух было максимально безопасным, ребенок должен понимать, как устроена проезжая часть. Если вы с незрячим ребенком пересекаете регулярно какую-то конкретную дорогу, то это не означает, что ребенок автоматически понимает, как она устроена, какая схема движения транспорта на ней.
Это связано со многими факторами:
Работа по знакомству незрячих детей с проезжей частью обязательно должна содержать в себе работу с тактильными картами и сами занятия у проезжей части. Просто рассказать – это формировать вербализм. Ребенок может выучить правила, теорию, но это не приведет к безопасному пересечению дороги. Нужно стремиться сформировать у ребенка все понятия, которые используются при описании пространства. Чтобы понять, ребенку нужно подержать в руках. Когда будет накоплено достаточно опыта, ребенок сможет понять, как выглядит объект или явление, только по описанию, опираясь на прошлый опыт. Какие нам нужны сформированные понятия, связанные с проезжей частью:
Важным осознанием для незрячего человека является тот факт, что люди устраивают пространство предсказуемо. Дороги, перекрестки, улицы во всем мире выглядят примерно одинаково. Если человек поймет, как устроена дорога, как устроена схема движения транспорта, то это сильно облегчит передвижение и понимание того, что вокруг.
Итак, давайте подготовимся.
Для начала нужно склеить тактильную карту дороги. Для этого возьмите плотный картон формата А4, бархатную самоклеящуюся бумагу и ножницы. Картон должен быть плотный, такой, чтобы не провисал, если его положить на одну ладонь, а рассматривать второй рукой. Можно использовать «пивной картон» толщиной 3 мм. Если нет бархатной бумаги, можно использовать обычный картон и клей. Еще подготовьте две маленькие машинки, желательно, чтобы они отличались по форме, их ширина — не более 3,5 см.
Нарежьте бархатную бумагу на полосы: две полосы длиной 20 см, шириной 5 мм, одна полоса шириной примерно 3 мм, затем нарежьте ее на одинаковые кусочки длиной примерно 1 см.
Положите перед собой горизонтально картон. Отступив снизу примерно 5 см, приклейте первую длинную полосу. Это получился бордюр. Отступив от «бордюра» 3,5 см наклейте полосу из сантиметровых кусочков так, чтобы у вас получилась пунктирная линия. Это будет разделительная полоса. Отступите от нее еще 3,5 см и наклейте второй «бордюр». Все! Ваша первая тактильная карта проезжей части готова! Подготовить ее было легко, а пользы она принесет очень много.
Следует учитывать, что рельефная карта не должна превышать по размерам две ладони ребенка с разведенными в стороны пальцами.
Для начала рассмотрите с ребенком тактильную карту проезжей части. Рассматривать начнем снизу вверх. Объясните ребенку, что карта лежит перед нами так, будто мы стоим перед дорогой, которую собираемся переходить. Сначала идет прямая полоса — это бордюр. Над ней – полоса, состоящая из отдельных коротких полосок. Такая полоса называется пунктирная. Над пунктирной полосой – опять прямая, это снова бордюр.
«Если бы мы с тобой сейчас стояли перед дорогой и держали перед собой эту карту, то нижняя полоса — это был бы бордюр, ближайший к нам, а верхняя полоса – дальний бордюр на противоположной стороне дороги. Пунктирная разделительная полоса делит дорогу пополам, на две равные части. Она нарисована краской для водителей».
Давайте теперь разберемся, что такое бордюр и для чего он нужен.
Бордюр – это бетонные или каменные блоки, выложенные друг за другом в одну линию. Они нужны для создания границы между проезжей частью и тротуаром или газоном, а также другими зонами. Во время передвижения мы обнаруживаем бордюр ступенькой вниз или вверх, реже его нужно перешагнуть как порог.
На карте прямыми линиями обозначены бордюры, а вот пунктирная линия – это разделительная полоса. Если бордюр – это камень, который мы можем обнаружить тростью, ногами, можем потрогать руками, то разделительная полоса нарисована краской для водителей.
Сейчас на нашей карте изображена двухполосная дорога.
Разделительная полоса делит дорогу пополам на две полосы. Посмотрите еще раз карту: сверху бордюр, затем пустое пространство — это первая полоса для движения автомобилей, затем нарисована разделительная полоса, затем вторая полоса для движения автомобилей, снова бордюр.
Разделительная полоса разделила дорогу на полосы для движения машин. Кто и по какой полосе должен ехать? Даже взрослые незрячие люди иногда спрашивают: «Почему машины, когда едут, не сталкиваются, как они узнают, где ехать, как люди узнают, откуда машина может приехать?»
Почему машины не сталкиваются?
Самое время рассказать о том, что такое правостороннее движение.
Дайте ребенку в руки две машинки. У нас две полосы на дороге для движения автомобилей. Сейчас посмотрим, как они поедут одновременно по дороге в разных направлениях. Что получится? Как они разъедутся, не столкнувшись? Для этого каждая машинка должна выбрать нужную полосу для движения. Если они поедут по одной полосе, то получится лобовое столкновение.
Возьмите машинки, разместите их на одной полосе в разных концах карты и покажите, как происходит лобовое столкновение, то есть авария.
Для того чтобы этого не происходило, люди договорились, что по всей стране будет действовать правило правостороннего движения. Наверняка ребенок в школе уже слышал о правостороннем движении, когда учеников просили ходить по правой стороне в коридорах и на лестнице. Учитель в этом случае говорит: «Идите вдоль правой стены!», «Спускайтесь по ступеням справа».
И для водителей, и для пешеходов существует правило правостороннего движения. Люди идут в помещении вдоль правой стены, на улице по тротуару вдоль правого бордюра или обочины. Автомобили едут так, чтобы бордюр у них был справа.
Объясняя материал про правостороннее движение, встаньте с ребенком и пройдитесь вдоль стены так, чтобы она была справа. Обсудите с ребенком положение стены, ребенка относительно нее, что такое «двигаться вдоль». Порассуждайте с ребенком, почему правило правостороннего движения введено в школе, что случится, если все будут двигаться по лестницам хаотично.
После того, как ребенку станет понятно, что значит двигаться вдоль и как выглядит передвижение по правой стороне, вернитесь к работе с тактильной картой. Расположите игрушечные машинки на тактильной карте дороги так, чтобы у каждой машинки бордюр был справа, а разделительная полоса между ними, посмотрите с ребенком, что будет, когда машинки начнут движение.
Да, в этом случае машинки едут и не сталкиваются друг с другом.
Даже если автомобиль подъезжает к дороге со стороны бордюра, с обочины, например, из леса или из двора, он выбирает не любую полосу, а ту, где бордюр будет справа.
Подводя итоги работы с тактильной картой, делаем вывод, что двухполосная дорога — это дорога, по которой могут одновременно разъехаться две машины. А вот друг за другом может ехать много машинок. Возьмите несколько машинок и проиграйте движение большого количества транспорта.
Пешеходный переход
Для продолжения подготовительной работы нужно подготовить еще одну карту, можно доработать имеющуюся. Однако лучше сделать отдельную для того, чтобы можно было при необходимости работать с двумя. Повторите предыдущую карту, но добавьте в середине дороги полосы, изображающие пешеходный переход. Длиной полосы могут быть 5-6 см, шириной 5 мм.
Рассмотрите с ребенком новую тактильную карту проезжей части, обратив особое внимание на пешеходный переход.
«Посмотрим карту проезжей части. Мы ее внимательно изучили, осталось только разобраться с полосками посередине. Это зона пешеходного перехода, ее еще называют зебра. Настоящая зебра — это лошадь, которая имеет окрас в черную и белую полоску, в честь этих полосок и назвали пешеходный переход».
Зебра, как и разделительная полоса, является разметкой на дороге, она нанесена на асфальт краской. Поперечные полосы обозначают зону пешеходного перехода и делают его более заметным как для водителей, так и для самих пешеходов. Если у пешеходного перехода нет светофора, то у пешеходов в зоне зебры имеется приоритет на дороге. Это означает, что водители должны остановиться и пропустить пешеходов, а не наоборот. В любом случае пешеход должен выходить на дорогу тогда, когда убедится, что это безопасно.
Как найти пешеходный переход
Дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу. Это очень важно! Для начала родители должны прокладывать свои маршруты для передвижения через пешеходные переходы, комментировать ребенку, что они пересекают дорогу по пешеходному переходу. Обсудите с ребенком, где обычно располагаются пешеходные переходы. Всегда подводите ребенка к мысли, что почти везде есть какая-то закономерность и логика. Спросите ребенка, как он думает, где обычно располагаются пешеходные переходы. Вспомните вместе с ребенком, где вы обычно встречали пешеходные переходы и что было рядом с ними.
Пешеходные переходы делают там, где большому числу людей нужно переходить дорогу. Обычно пешеходные переходы есть рядом со школами, детскими садами, больницами, поликлиниками, торговыми центрами, театрами и другими организациями. Обязательно пешеходные переходы есть рядом с остановками общественного транспорта и на перекрестках. В жилых кварталах с некоторой периодичностью размещают пешеходные переходы, даже если рядом нет остановки или магазина, так как люди нуждаются в том, чтобы переходить дорогу, они не хотят далеко идти до перекрестка или остановки.
Перед зоной пешеходного перехода стоит знак обозначающий пешеходный переход, он размещается на металлическом столбе. Иногда перед пешеходным переходом лежит тактильная плитка.
Если кто-то помогает незрячему ребенку составить маршрут, то он, если есть необходимость пересечь проезжую часть, обязательно должен проходить через пешеходный переход. Если незрячий человек передвигается не по заранее составленному маршруту, то он должен спросить у прохожих, где находится пешеходный переход. Это важно для безопасного передвижения по дороге!
Проиграйте с ребенком на тактильной карте ситуацию перехода проезжей части. Можно взять маленькую куколку, изображающую пешехода. На что обращаем внимание? Поставьте пешехода внизу карты перед пешеходным переходом, машинки поставьте на свои полосы так, чтобы бордюр у них был справа. Пешеход собирается переходить дорогу, откуда он будет слушать машины первую половину дороги? Слева. А вторую половину дороги? Справа. Перед переходом относительно пешехода дорога впереди, после пересечения — позади, за спиной.
После того как вы поработали с тактильными картами и ребенок понял материал, переходите к следующему важному этапу: выходите с ребенком к настоящей дороге и возьмите с собой тактильную карту.
Подойдите к двухполосной дороге, выберите для начала достаточно тихую. Найдите с ребенком белой тростью край проезжей части, встаньте так, чтобы дорога была перед вами. Возьмите тактильную карту и дождитесь, когда перед вами проедет машина, например, слева направо. Попросите ребенка показать рукой направление движения транспорта, проговорите направление движения и покажите на карте, как проехала машинка. Важно соотнести то, что происходит на дороге, с тем, что вы показывали на карте.
Обратите внимание ребенка на то, как звучит на двухполосной дороге дальняя машина, то есть та, которая едет справа налево. Важно запомнить этот звук для того, чтобы в будущем незрячий человек, подходя к неизвестной дороге, мог по звуку определить примерную ширину дороги.
После изучения двухполосной дороги создайте карту четырехполосной дороги, сделайте в центре дороги двойную сплошную полосу.
Покажите на карте, как разъезжаются одновременно четыре автомобиля на четырехполосной дороге: две машинки едут слева направо, две — справа налево. И обязательно послушайте, как звучит четырехполосная дорога.
Изучение дорог — это очень увлекательный процесс! Длинная дорога начинается с первого шага!
На видео в статье представлены не уроки, а показан принцип работы с ребенком с нарушением зрения. В реальности материал детям дается не так плотно.
Вначале нашего с Вами обучения мы изучим основные понятия и термины ПДД, для того что бы говорить с Вами на одном языке.
Дорога и ее элементы.
Первое,что мы с Вами изучим это дорога и ее элементы. Сначала определение дороги из ПДД:
“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На фото снизу можно увидеть классический вариант дороги.
Теперь давайте разберемся из чего состоит дорога.
Тротуар.
Первый элемент дороги это тротуар.
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Именно на тротуаре, пешеход чувствует себя уверенно и комфортно, поскольку есть бордюрный камень, который отделяет его от машин или даже какой то заборчик.
По тротуару в первую очередь должны двигаться пешеходы. Иногда его могут использовать и велосипедисты и даже водители, но об этом будем говорить позже.
Обочина.
Следующий элемент – это обочина.
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 и используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения .
Разметка 1.2 – это сплошная белая линия
Обочина конечно же предназначена для движения пешеходов, но есть еще одно обязательное требование для водителей –
при наличии обочины водитель обязан запарковаться на обочине.
Но конечно но же не создавая помех движения пешеходам. На фото ниже яркий пример обочины.
Ну что же, давай те ответим на Ваш первый вопрос и экзаменационного сборника и правильный ответ Вы уже знаете:
Ну, какой правильной ответ?
Проезжая часть.
Следующий элемент дороги – проезжая часть – это самый Ваш самый любимый элемент. Почему? Потому что именно по ней мы будем осуществлять движение.
“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Именно как раз наших с вами автомобилей.
Проезжая часть делится на полосы.
“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть делиться на полосы либо разметкой, а если разметки нет, то количество полос мы определим по количеству автомобилей в один ряд.
Сейчас у меня есть разметка, и у меня две полосы,я это могу легко посчитать.
А сейчас разметки нет и я считаю по количеству автомобилей, которые поместятся в один ряд.
Но именно автомобилей! На фото ниже можно увидеть три транспортных средства едущих в один ряд. Но полосы там две.
Разделительная полоса.
Следующий элемент – это разделительная полоса
“ – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 , разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Как она выглядит? Проще всего найти ее когда она выделена конструктивно – это забор, газон, который расположен посередине дороги
И вот еще пример разделительной полосы
Если есть разделительная полоса то на дороге уже несколько проезжих частей.
Вот когда разделительная полоса выделена с помощью газона это конечно понятно и хорошо, ну а когда с помощью разметки? Как на левом рисунке
Зачем это делают? Обратите внимание расстояние чтобы между двумя сплошными линиями такое чтобы мог проехать автомобиль
Выделять разделительную полосу с помощью разметки придумали для больших мегаполисов.
Да конечно удобно, для водителя разделить проезжую часть газоном или заборчиком, но как проедет скорая помощь если будет очень много автомобилей.
Вот как раз по разделительной полосе выделенной с помощью разметки и проедет. Включит сирену и проедет.
Сразу оговорюсь – не путаем двойную сплошную с разделительной полосой, выделенной с помощью разметки.
Давайте посчитаем количество полос и проезжих частей на рисунке внизу.
Здесь 4 полосы и две проезжих части.
Перекресток.
Следующее понятие это перекресток.
“Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Сначала запомните что перекресток он всегда один! неважно какой он конфигурации. Бывают различные перекрестки обычные крестообразные, регулируемые, нерегулируемые, но перекрёсток всегда один.
Перекрёсток это место пересечения примыкания дорог на ОДНОМ уровне.
Есть пересечения дорог на разных уровнях – это не перекресток.
Давайте с вами найдем границы перекрёстка. Для начала нужно будет найти виртуальный центр. И точки максимально удаленные закругления проезжей частей от этого центра.
Посередине синяя точка – это центр перекрестка, а сплошные линии синего цвета – граница перекрестка
Сейчас у нас одно пересечение проезжих частей. И давайте найдем пересечение проезжий частей. Для этого продлим каждую проезжую часть.
Обратите внимание пересечение проезжих частей (выделено зеленым) у нас с вами меньше чем границы перекрестка.
Если есть разделительная полоса то это признак того что на этой дороге уже несколько проезжих частей и соответственно на перекрестке будет несколько пересечений проезжих частей.
Следующий термин – это прилегающая территория.
Прилегающая территория это – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Территория какого-нибудь завода, территория автостоянки это всё это будут прилегающая территория
Что должен знать водитель который выезжает из прилегающей территории , а то что он должен уступить дорогу вся и всем. И пешеходам и велосипедистам
На рисунке внизу показан выезд со двора – и это не перекресток !!!
Термины ПДД.
Разрешённая максимальная масса – это масса снаряженного транспортного средства установленная предприятием-изготовителем максимально допустимая масса снаряженного транспортного снаряжённая масса транспортного средства.
Запомним – снаряжённого! – это пустой автомобиль – без груза, водителей пассажиров.
Как узнать разрешённую максимальную массу автомобиля? Можно будет посмотреть паспорт транспортного средства
Для категории В так же нужно знать, что таскать за собой маленький прицеп, такой чтобы его разрешённая максимальная сумма не превышает 750 кг, не нужно получать категорию Е.
Но нужно еще будет знать для жизни Вам нужно будет сложить разрешенную максимальную массу тягача и разрешенную максимальную массу прицепа и сумма не должна превышать 3500 т. Если превышает то категория Е все равно будет нужна.
“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Условия недостаточной видимости могут быть и днем, пошел дождик проливной – вот Вам пожалуйста условия недостаточной видимости.
Не путайте с термином ограниченной видимостью. Это видимостью ограничено чем то физическим, рельефом дороги, деревом, зданием.
Ограниченная видимость.
“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
И еще раз! Не путайте ограниченная и недостаточная видимость. Это будет важно при решении экзаменационных билетов.
“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
“Населенный пункт” – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26
То есть населенный пункт должен быть обозначен знаками!
На этом с терминами закончим.
То что не разобрали, разберем в процессе обучения.
«Правила дорожного движения» содержат большое количество терминов и определений. Одно из самых часто упоминаемых — проезжая часть. Она — важная составляющая для всех участников движения. Именно от того, насколько правильно транспортные средства перемещаются по данному отрезку пути, какого качества полотно уложено, как установлены указатели, зависит безопасность водителей, пассажиров и пешеходов.
Определение проезжей части по ПДД, её элементы
Если заглянуть в «Правила дорожного движения», можно увидеть следующее определение: «Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для проезда безрельсовых транспортных средств».
Многие считают, что этот отрезок пути может иметь исключительно асфальтовое покрытие. На самом деле, это не верно — в некоторых случаях он может быть проложен с помощью других материалов:
Справка. Не асфальт — главный параметр, определяющий проезжую часть (ПЧ), а перемещение безрельсовых транспортных средств.
Главные элементы
Участок пути, предназначенный для перемещения безрельсовых транспортных средств, входит в общую дорожную инфраструктуру. Одна из его характеристик — многокомпонентность. Части ПЧ — несколько обязательных элементов. Каждый из них — неотъемлемый атрибут отрезка для перемещения транспортных средств, необходимый для обеспечения безопасности водителей, пассажиров, пешеходов:
Какая должна быть ширина проезжей части
Этот параметр дорожного полотна зависит от количества и ширины полос, а так же от размеров обочины. По установленным стандартам она не должна быть менее семи метров. Однако если полосы имеют простейшее покрытие, например гравий, ширина может быть меньше.
Как определить, сколько проезжих частей
Чтобы ответить на вопрос, достаточно заглянуть в «Правила дорожного движения». Так, они гласят, что если на одной дороге организовано несколько проезжих частей, то они должны быть разделены полосами, расстояние между которыми составляет от 0,5 до 1,5 метров. Для удобства автолюбителей для этих целей обычно используются конструктивные элементы, например газон нужной ширины.
Проезжая часть — крайне беспокойное место для всех участников движения. Но если знать ПДД и правильно применять их на практике, то всё становится не таким страшным. Ведь «Правила дорожного движения» придуманы не зря — именно они помогают избежать хаоса на дороге и сделать перемещение водителей, пассажиров и пешеходов безопасным.