Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Итак, новый ГОСТ “Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования” разработан ФАУ “РОСДОРНИИ”. В нем предлагается оптимизировать работу светофоров на регулируемых переходах, в том числе с помощью вызывного табло и систем автоматического обнаружения пешеходов.

Также предусматривается снизить скорость в зонах нерегулируемых переходов с помощью знаков, приподнятых переходов, искусственных неровностей и шумовых полос.

Запланировано улучшение видимости пешеходов и этих переходов при помощи обустройства их средствами сигнальными фонарями и светодиодными маячками.

Кроме того, предполагается обустраивать островки безопасности защитой от выезда на них транспорта (рефюжами), – а также делиниаторами – столбиками или пластинами, разделяющими потоки. А тротуары отделять от проезжей части сплошной посадкой кустарника, которые исключают выход на нее пешеходов вне установленных для этого мест.

Правовые аспекты управления транспортом эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Предусмотрены меры по успокоению движения с помощью кольцевых пересечений, сокращения числа полос движения или уменьшения их ширины, организация зигзагообразного движения.

Что же в проекте не устраивает пешеходов?

Как сообщил “РГ” глава “Союза пешеходов” Владимир Соколов, наряду с предлагаемыми прогрессивными решениями, апробированными в странах Европы и реально повышающими безопасность пешеходов, в проекте есть недоработки и противоречия, которые могут негативно повлиять на ситуацию.

Так, по его словам, в обществе распространено заблуждение, что регулируемые пешеходные переходы гораздо безопаснее нерегулируемых. Но это не так. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России за 2012-2020 годы в России вероятность наезда на пешехода на регулируемых пешеходных переходах почти в два раза больше, чем на нерегулируемых. В частности, в 2020 году 28% летальных наездов на пешеходов было совершено на регулируемых пешеходных переходах, численность которых составляет 17% от всех пешеходных переходов в России. А 72% наездов было совершено на нерегулируемых пешеходных переходах, численность которых составляет 83% от всех пешеходных переходов. Таким образом, вероятность наездов на пешеходов на регулируемых пешеходных переходах в процентном соотношении 1,9 раза превышает вероятность наезда на нерегулируемых переходах.

Вероятность наездов на пешеходов на регулируемых пешеходных переходах почти в два раза превышает вероятность наезда на нерегулируемых

Проект ГОСТа для повышения безопасности таких переходов предлагает лишь применение звуковых и тактильных сигналов для лиц с нарушением функций зрения или слуха. Но проблема не в этом. Проектом предусмотрено, что время ожидания пешеходами разрешающего сигнала светофора не должно превышать 90 секунд при интенсивности движения транспортных средств более 700 машин в час на полосу движения, без учета пешеходного потока. Таким образом, за 90 секунд могут проехать 18 автомобилей, а ждать их будут, может быть, 100 пешеходов. Очевидно, что ждать будут не все. В результате будут происходить наезды. Время ожидания должно определяться не только по интенсивности автомобильного, но и пешеходного движения.

Проект устанавливает требования по снижению скорости при проезде нерегулируемых переходов. И не предусматривает того же для регулируемых. А они также нуждаются в снижении скорости с помощью знаков, установки приподнятых переходов, а также в островках безопасности.

Проект допускает устройство парковок с частичным заездом на тротуар. Но ширина тротуара определяется исходя из интенсивности пешеходного потока, отнимать у пешеходов часть тротуара для стоянки автотранспорта, причем без ограждений, означает создание для пешеходов затруднений при движении по тротуару, подвержение их опасности.

Новый стандарт допускает устройство велополос на тротуарах. Но как будут на ней разъезжаться встречные велосипеды? Возможно предусмотреть велополосу на одной стороне дороги, предназначенную для их движения в обоих направлениях. А на другой стороне оставить тротуар только для пешеходов, чтобы не создавать конфликтных ситуаций.

Ну и, наконец, сколько раз говорилось об опасности нерегулируемых переходов на дорогах с четырьмя полосами движения (по две в противоположных направлениях). Проект ГОСТ допускает такие переходы на улицах, где скорость ниже 60 км/ч. Но ни интенсивность транспорта, ни его скорость не избавят от ситуации, когда один автомобиль закроет видимость другому, да и самим пешеходам. Это запланированные наезды на пешеходов, считает Владимир Соколов.

За девять месяцев этого года количество наездов на пешеходов в России снизилось на 5,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число погибших и раненых в них сократилось на 6,4 и 5,4 процента соответственно. Об этом свидетельствует официальная статистика аварийности. В численном выражении это немногим более 23 тыс. ДТП, в которых погибли 2254 и пострадали более 21,6 тыс. человек.

Согласно статистике, из всех видов ДТП чаще всего на российских дорогах случаются столкновения транспорта. Следом идут наезды на пешеходов. Реже всего пешеходы попадают под колеса вне населенных пунктов. В населенных пунктах количество наездов и столкновений регулярно друг с другом конкурируют. Так, в начале года в столице количество наездов превышало число столкновений. Потом тенденция изменилась. Но начиная с октября все вернулось обратно. То есть количество наездов опять превышает количество столкновений.

Аналогичная картина и в Подмосковье. Как сообщил замначальника подмосковной Госавтоинспекции Владимир Севостьянов, более 60 процентов наездов происходит в темное время суток. Очевидно, что чем раньше наступают сумерки, тем больше пешеходов попадают в статистику. Есть ли возможность переломить эту тенденцию?

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников неоднократно говорил о необходимости разделения пассажирских и транспортных потоков. Сделать это можно разными способами. И все они вполне реализуемы в рамках национального проекта.

Основное финансирование в рамках нацпроекта выделяется на строительство, реконструкцию и ремонт дорог. И в этой части для безопасности пешеходов можно сделать многое. Прежде всего имеется в виду строительство подземных и надземных пешеходных переходов и установка ограждений, которые не позволят самым незащищенным участникам дорожного движения выйти на проезжую часть в неположенном месте, а кроме того, защитят их от случайного выезда на их территорию несправившихся с управлением водителей.

По данным Росавтодора, за три года реализации национального проекта (с 2019 по 2021 год) на дорогах страны было установлено более 424 тысяч дорожных знаков, свыше 2,5 миллиона метров барьерного ограждения и 817 тысяч метров пешеходного ограждения. Кроме того, установлено свыше 2,1 миллиона метров освещения, 8,1 тысячи светофоров и нанесено более 43 миллионов метров дорожной разметки.

Но как разметку не наноси, всегда найдутся люди, которым надо перейти дорогу здесь и сейчас. И не важно, есть ли в этом месте пешеходный переход. Поэтому барьерное ограждение – важный элемент дороги. Лишний раз через него никто не полезет.

Надо сказать, что по Правилам дорожного движения пешеход может пересекать проезжую часть вне пешеходного перехода, если такового нет в зоне видимости. Но только на перекрестке по линии тротуаров или обочин! Важно отметить, что в такой ситуации он не имеет никакого преимущества. Да, пешеход действительно может там перейти, но на свой страх и риск. Водитель обязан уступать дорогу пешеходу, когда тот переходит ее по пешеходному переходу.

Впрочем, наличие барьерных ограждений – не всегда необходимое условие безопасности пешеходов. Тротуары могут вполне успешно препятствовать въезду машин в пешеходную зону. Особенно, если отделены от дороги высоким бордюром. В Белгородской области, например, на 19 объектах нацпроекта “Безопасные качественные дороги” построили и отремонтировали 24 км тротуаров. Причем речь идет не только об участках уличной сети городов, но и о региональных трассах.

“Наличие тротуаров – важный элемент безопасности и комфортной среды. Их обустройство является одним из ключевых видов деятельности при приведении автодорог в нормативное состояние”, – отметил министр автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко.

Напомним, программу ремонта автодорог по национальному проекту в регионе завершили еще в конце июня. В нормативное состояние привели 99 участков. Таким образом, тротуары обустроены на каждом пятом объекте.

Да, не везде и не всегда можно прорыть подземный переход или построить надземный. Поэтому без наземных не обойтись. Но они должны быть безопасны. Значит, видны водителям издалека, и пешеходы на них должны быть хорошо различимы во всякое время суток, в любых погодных условиях.

И это достижимо. Причем, довольно простыми методами. Например, подсветкой переходов. Впрочем, есть и другие технологии. В разных регионах сейчас активно применяются так называемые проецируемые переходы.

Технология любопытная. На то место, где проходит переход, фонарь проецирует разметку в виде пешеходного перехода. Такой переход прекрасно виден ночью. Его не может замести снегом и покрыть грязью. Хотя бы потому, что это луч света. Такой фонарь вовсе не отменяет наличие обычной разметки пешеходного перехода. Знаки и разметка на дороге должны быть. Это дополнительный элемент, улучшающий видимость и привлекающий внимание.

В Чите, например, по нацпроекту “Безопасные качественные дороги” на нескольких улицах смонтировали и запустили пять подобных комплектов проекционного оборудования дорожной разметки.

“Четыре проекционных зебры теперь работают в местах, где дороги часто переходят дети – у школ и детского сада. Световое оборудование еще больше обезопасит путь для них: водители будут видеть пешеходов заранее”, – рассказал исполняющий обязанности руководителя краевого минстроя Сергей Кривощеков.

Статистика ДТП, связанных с наездами на пешеходов, наглядно демонстрирует, как с приходом зимы кривая резко поднимается вверх, а с приходом весны устремляется вниз

Напомним, что ранее в некоторых регионах пытались устанавливать наземные светофоры. То есть некоторую подсветку перед пешеходным переходом, которая дублирует сигнал светофора. Однако решение признали неэффективным. По сути оно провоцировало пешеходов, которые идут, уткнувшись в гаджеты, совсем не смотреть на дорогу. Поэтому от устройств отказались.

Вообще, человеческий фактор – главный источник всех трагедий на дорогах. Это подтверждает и заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич:

– В большинстве случаев главной причиной является человеческий фактор как со стороны водителей, так и со стороны пешехода.

Сергей Хранцкевич рассказал, что по итогам 9 месяцев текущего года отмечается тенденция к снижению не только общего количества наездов на пешеходов, но и количества ДТП на пешеходных переходах, а также числа погибших и раненых в них людей. За девять месяцев этого года произошло немногим более 9 тысяч таких происшествий. Таким образом, снижение составило более 7%. В этих ДТП погибли 445 человек и пострадали 9168. Эти показатели также снижаются на 12,4 и 7,1 % соответственно, – добавил он.

Сергей Хранцкевич также отметил, что значительная часть таких ДТП происходит на нерегулируемых пешеходных переходах, где очевидна вина и водителей транспортных средств, и самих пешеходов.

Главные проявления человеческого фактора со стороны водителя – непропуск пешехода на пешеходном переходе и невыполнение требования снизить скорость до полной остановки, если рядом перед пешеходным переходом другая машина начала тормозить.

Со стороны пешеходов перечень этих проявлений гораздо шире. И на дорогу выходят вне зоны пешеходного перехода, и переход начинают, не убедившись, что водители их пропускают, и о том, чтобы стать заметнее на дорогах, не заботятся. А ведь световой день все короче, и все чаще идут дожди. Видимость ухудшается. В таких условиях использование световозвращателей даже в городе – уже не рекомендация, а жизненно важное условие. Ну в крайнем случае, нужно хотя бы включить фонарик в мобильнике, подать водителю сигнал, что на дороге находится человек.

Статистика ДТП, связанных с наездами на пешеходов, наглядно демонстрирует, как с приходом зимы кривая резко поднимается вверх, а с приходом весны устремляется вниз. И дело не только в том, скользкая дорога или сухая. Ухудшение видимости – значимый фактор риска. Минимизировать этот риск хотя бы в отношении самого себя может и должен каждый пешеход.

Именно поэтому национальный проект уделяет такое внимание пропаганде безопасного поведения на дороге для пешеходов. Выбираются самые наглядные, самые доходчивые и действенные формы, самые популярные каналы коммуникации. Например, с приходом осенне-зимнего сезона региональными подразделениями Госавтоинспекции постоянно проводятся акции под общим названием “Засветись!”, в ходе которых пешеходам объясняют, как важно и как просто стать заметнее на дороге.

Да, современная дорожная инфраструктура – крайне важное условие безопасного движения. Но любая даже самая умная дорога по определению остается местом, требующим от всех участников движения сознательности, понимания, уважения к закону и друг к другу.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта “Безопасность дорожного движения” национального проекта “Безопасные качественные дороги”

Пока весь мир заботится о безопасности пешеходов, в России с помощью нанотехнологий и такой-то матери изобрели очередной дорогущий костыль, позволяющий отвлечь внимание от недостатков городской среды (а заодно от самих пешеходов).

Знакомьтесь, это КИБЕРПЕРЕХОД!

Такие переходы становятся всё популярнее в России. Один из участников рынка пишет, что по всей стране их уже 800, а до 2024 года должно появиться аж 30 тысяч в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”. Я таких данных не нашёл, но, возможно, торговец переходами лучше владеет информацией.

Что это вообще такое? Да обыкновенный проектор с линзой. Когда он светит, имитируется дорожная разметка. Светит ярко, поэтому водители, желающие обвешать каждого пешехода светоотражателями, словно новогоднюю ёлку, радуются как дети и громко хлопают в ладоши.

Но аплодировать и тем более радоваться тут нечему. На самом деле это просто масштабное наебалово. Дорогущие и бесполезные проекторы привлекают самых некомпетентных мэров и их подчинённых, отвечающих за дорожное хозяйство. Именно за дорожное хозяйство, потому что к безопасности пешеходов эти комплексы никакого отношения не имеют.

У сторонников этого чуда техники (а это в основном водители и производители) есть три главных аргумента:

1) “Проекцию хорошо видно даже зимой, тогда как обычная зебра из краски скрыта под слоем снега и грязи”.

То есть вы предлагаете просто светить на снег и грязь яркой лампой вместо того, чтобы вовремя убирать весь дрист? Вас это устраивает?

Кстати, если уж на то пошло, даже “невидимость” зебры под снегом – не повод игнорировать переход и не пропускать пешехода. В России у вас как минимум есть знак. А в развитых странах встречается всё больше переходов без зебр и даже без знаков.

Переход может быть выделен, например, контрастным мощением – и всё.

На кого будете валить вину, когда собьёте пешехода в Новой Зеландии или Нидерландах?

2) “Самого пешехода лучше видно при такой подсветке!”

Серьёзно? По-моему, она как раз отлично пешеходов маскирует!

Вместо того, чтобы подсвечивать пешеходов, проектор подсвечивает асфальт.

Так что пешеходы могли бы сниматься в фильме “Хищник” в любой из двух главных ролей.

3) “Рисовать и обновлять разметку дорого, а тут один раз купил проектор – и всё!”

Чувствую, аргумент подсказан барыгами этих проекторов. Ведь мало просто купить проектор – надо его смонтировать, отрегулировать и ещё постоянно обслуживать.

Не забывайте, кстати, что траты на разметку никуда не денутся, потому что проекционные пешеходные переходы просто дублируют уже существующие переходы в тёмное время суток. А значит, стоимость содержания уже имеющегося перехода просто резко возрастёт.

А теперь самое интересное: сколько стоит эта уникальная разработка?

От 94 тысяч рублей, а рабочий вариант с линзой – от 104 тысяч.

За более яркий просят уже 190 тысяч.

Отличная находка для недалёких или вороватых мэров, которые хотят показать федеральному центру, как лихо они осваивают бюджет нацпроекта БКАД.

В Омске вон уже радостно посчитали, что каждый проекционный переход обойдётся городу в 500-600 тысяч рублей:

«Стоимость одного проекционного пешеходного перехода — от 500 до 600 тысяч рублей. В течение зимы мы будем отслеживать, как работает это нововведение на переходах, эффективно ли такое техническое решение для городских дорог. В случае положительного результата будем закладывать такие объекты в программу на 2021 год», — рассказал начальник отдела дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства мэрии Асхат Сабитов.

В мире давно придумали, что надо делать, если пешехода плохо видно на переходе. Вы удивитесь, но достаточно просто подсветить пешехода обычным фонарём! Не надо ни кислотно-жёлтых рамок, ни жёлто-белых зебр, ни тем более каких-то проекторов.

Но Россия, как всегда, выбирает особый путь.

Делать безопасные переходы и вовремя убирать с них снег мы, конечно, не будем! Зато мы купим овердохуя бесполезных проекторов за неадекватные деньги. Потому что пешеходы пешеходами, а коррупция – по расписанию.

«Нерегулируемый пешеходный переход» -это один из сложных участков автодорог в населенных пунктах с небольшим автомобильным трафиком. По стандарту, такие участки оборудуют знаком и дорожной разметкой. Днём такой участок заметен для водителей, но в условиях плохой видимости или темное время суток, водитель, двигаясь со скоростью 50-60км/ч не всегда может заметить пешехода, пересекающего проезжую часть. Это приводит к ДТП с причинением вреда здоровью человека.

Наша команда разработала проект «Безопасный нерегулируемый пешеходный переход», в котором предлагает дополнительно оснастить участок новыми фонарями Ф1 https://rustell.ru/fsd-f1/с активной подсветкой.

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Такое решение обозначит границы пешеходного перехода и визуально сориентирует всех участников дорожного движения. Импульсная подсветка фонарей Ф1 заблаговременно проинформирует водителя о приближении к опасному участку и побудит снизить скорость. Этот проект уже реализован в Курской области, в качестве экспериментального участка, совместно с нашими партнерами ООО «СнабСтрой».

Первый инновационный «Нерегулируемый пешеходный переход» на улице Ленина в поселке Кшенский Курской области уже работает! Впереди 1 сентября и начало короткого светового дня. Наша команда сделала путь детей, выходящих их «Дома пионеров» на улице Ленина максимально безопасным в темное время суток.

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Сегодня мы поговорим про пешеходные переходы и про то, какими они должны быть. У нас ежегодно тысячи людей погибают, пытаясь перейти дорогу. Вместо того, чтобы защитить пешехода на дороге, власти занимаются сознательной провокацией: пытаются загнать людей под землю, делают нерегулируемые зебры на многополосных дорогах и убирают светофоры, заставляя людей перебегать дорогу в неположенным месте.

Какими бывают пешеходные переходы? Переходы бывают подземные, наземные и надземные. Возможно вас это удивит, но в городе пешеходные переходы должны быть только наземные! Загонять пешеходов под землю – бесчеловечно. Подземными пешеходами не могут пользоваться инвалиды, они дорогие и неудобные, их мало, из-за них люди начинают перебегать дорогу. В Москве примерно 28% населения – это люди старше 60 лет, а также люди с колясками, в колясках, больны или травмированы. Всем им очень тяжело ходить под землю, а ещё тяжелее перебегать 6 полос дороги. Когда вам 25 и вы молодой и сильный, это кажется пустяком, но вот когда вам 70 и перед вами 6 полос машин, а ходить вы умеете только медленно, тут совсем другое дело. Хорошие переходы дорог нужны огромному количеству людей.

Самые ужасные переходы – надземне. Особенно у нас. Если в Европе еще встречаются легкие и элегантные конструкции, то любой надземный пешеходный переход делают таким, чтобы в случае войны по нему могла проехать танковая колонна. С переходами вообще интересная ситуация. В центре города, где надо делать зебры, у нас роют подземные переходы на каждом шагу. На трассах же, где зебры делать нельзя, у нас вместо подземных и надземных переходов рисуют зебры.

Вот яркий пример идиотизма:

Делать нерегулируюмую зебру в таком месте – просто преступление. Зато на Тверской улице от Пушкинской до Манежной площадей всего 4 места, где можно перейти дорогу и везде подземные переходы. Хотя на Тверской нет никакого смысла делать подземные переходы.

Давайте посмотрим на центр Нью-Йорка:

На Манхеттене я не видел ни одного подземного перехода. Везде зебры. Через каждые 50-100 метров. В чем же секрет? Хорошую статью про переходы написал Буслов.

А вот Вашингтон. Дорога к Капитолию по ширине такая же как и Тверская. Но и тут нет ни одного подземного перехада, зато есть зебры через каждые 150 метров.

У нас принято считать, что если мы уберем светофор – то это улучшит дорожную ситуацию. На самом деле это не так. Посмотрите на Ленинградку и Тверскую. От МКАДа до Кремля всего несколько светофоров, а вся улица стоит в пробках. На участке от Пушкинской до Белорусской нет ни одного светофора, но там пробки даже ночью. Зато нормально перейти дорогу там нельзя. На Третьем Кольце и МКАДе тоже нет светофоров, а пробки есть. Светофоры дозируют поток машин, делая его равномерным. Пропускная способность центральных улиц не рассчитана на то, что со всех сторон туда хлынет тысячи машин. Вместо того, чтобы стоять на светофорах, все будут упираться в пробки и стоять там. Зато без светофоров уже не будет возможности как-то регулировать поток.

Бывают такие места, где пешеходов очень много, например около крупных станций метро, торговых центров и театров. В таком случае нужно не людей запихивать под землю, а убирать дорогу в тоннель. Хороший пример с Манежной площадью. Огромная транспортная развязка прямо под стенами Кремля:

Это одно из самых ужасных для пешехода мест. Каждый, кто когда-то здесь был помнит грязные темные переходы, в которых обитают непонятные туловища, всегда тесно и грязно. Здесь нужно было не людей загонять в переходы, а машины убрать в тоннель, а наверху нормально расширить площадь.

Вернемся к анализу Буслова: “В целом в развитых странах плотность светофорных объектов в пять (!) раз выше, чем у нас. При этом у нас, даже по нашим отвратительным античеловечным нормам, обеспеченность пешеходными переходами составляет всего лишь 40% от нормативной. Нормально размещенный и настроенный светофор – это не препятствие для потока, это средство которое делает поток РАВНОМЕРНЕЕ. Равномерность потока – это его важнейшее свойство, которое увеличивает пропускную способность в целом по трассе. В противном случае поток пролетая один бессветофорный перекресток, тут же утыкается в другой или в сужение дороги.”

Как мы видим, если убрать светофор, пробки никуда не исчезнут. Строить многоуровневые развязки и убирать светофоры надо на скоростных загородных трассах, там, где этого реально тормозит движение. А в городе светофоры должны регулировать потоки, делая их равномерными. Что делают у нас? У нас все делается наоборот.

Еще есть очень важный психологический момент. Люди не любят преодолевать дополнительные препятствия. Спускаться в грязные темные переходы под землю добровольно никто не хочет, поэтому при первой же возможности люди стараются перебегать дорогу в неположенном месте, попадая под машины. Возмем Садовое кольцо в Москве. Там подземные пешеходные переходы расположены в среднем через 500 метров! Это предел пешеходной доступности. Люди просто не могут перейти дорогу и вынуждены перебегать улицу, рискуя жизнью. Я сам пару раз чуть не сбил таких “самоубийц”.

Теперь давайте посмотрим на то, какими должны быть пешеходные переходы.

Они бывают регулируемые и нерегулируемые.

Независимо от того, какой пешеходный переход мы делаем, он должен быть хорошо освещен. Это одно из главных правил. Никакие мигающие лампочки, никакие знаки не защищают пешехода так, как хорошая подсветка. Вот переход в Брюсселе. он виден издалека:

Мощные прожекторы подсвечивают переход с двух сторон. Для справки, в Самаре надземный переход оценили в 126 миллионов рублей. На эти деньги можно было бы сделать освещение направленное как минимум на 252 зебрах, сделав их безопасными.

Переход в Гааге. Знак перехода лучше всего дублировать над дорогой сверху, потому что на обочине его часто закрывают деревья. Это вообще идеальный нерегулируемый пешеходный переход. Здесь есть подсветка, островок безопасности и дорога поднята на уровень тротуара. Просто чудо. На таком пешеходном переходе человек в безопасности!

А вот полная противоположность в Москве. Причем это очень важный переход – он ведет к трамвайной остановке!

Все переходы в Цюрихе выделяются светящимися стойками и направленной подсветкой сверху.

Переход в Копенгагене.

На второстепенных проездах, во дворах, на съездах дорога должна подниматсья на уровень тротуара.

Выезда со двора в Париже.

Съезд в жилой квартал в Будапеште.

В Нидерландах иногда весь перекресток поднимают в жилых кварталах. Это значительно повышает безопасность. Еще обратите внимание, на перекрестке нет знаков приоритета и светофора. Это очень хорошо, так как никто не несется по улице, думая, что у него главная дорога. Все очень внимательны и аккуратны. Удивительно, но факт: аварийность на нерегулируемых перекрестках двух равноправных дорог значительно меньше, чем на перекрестках, где приоритеты расставлены.

Правильный заезд на дворовую парковку. У водителя в жилых кварталах не должно быть никакой возможности гонять со скоростью 60-80 км в час. Такие переходы гораздо лучше лежачих полицейских, так как они акцентируют внимание водителей на зоне пешехода. Теперь не пешеход вторгается в дорогу, а наоборот.

Если на дороге больше двух полос движения в каждом направление, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить светофор.

Большинство пешеходов погибает именно на нерегулируевых пешеходных переходах, где больше двух полос движения. Когда один ряд останавливается пропустить пешехода, другой часто просто не видит этого. Посмотрите это видео, здесь отлично представлена проблема:

15. Нужно обязательно делать островок ожидания по центру дороги, чтобы пешеход мог спокойно подождать, если не успел перейти дорогу на зеленый сигнал.

На малозагруженных участках можно делать кнопку вызова светофора.

Иногда переход выделяют контрастным покрытием, например, плиткой.

У нас так сделано на Бульварном кольце.

А теперь давайте посмотрим, как делать переход не надо. Вот здесь прямо идеальный пример неправильного перехода. И это прямо около Кремля. НЕЛЬЗЯ делать нерегулируемый переход на шестиполосной дороге. Здесь нет ни нормальной подсветки, ни островка безопасности. Этот переход делали мудаки.

Вот еще неправильный переход. Здесь опять нет ни светофора, ни островка, ни освещения. Ситуацию усугубляют припаркованные машины, из-за которых не видно пешеходов.

Еще раз, плохой переход:

Конечно, каждый случай индивидуален и нельзя по единым стандартам залепить все переходы. Но есть правила, которые нарушать нельзя.

Если мэр вашего города начинает рассказывать про бессветофорные магистрали, знайте – он некомпетентный жулик. Ни один нормальный человек не будет пытаться загнать пешеходов под землю. Если вы видите нерегулируемый пешеходный переход через дорогу, где больше одной полосы движения, знайте – этот переход нарисовал злодей, который хочет вас убить. Обычно такие злодеи плодятся в ГИБДД. У них даже есть какие-то внутренние правила, что светофор они ставят только после определенного количества смертей.

Не дайте себя обмануть!

Я также публикую некоторые посты на

Я на других сервисах –

Нажмите, чтобы опубликовать этот пост в своем журнале:

Знаете, если на дороге ограничение скорости 60 км в час, а средняя скорость потока 100 км в час, то это не водители – мудаки, а дорога неправильная.

По данным ГИБДД, за 2014 год в России произошло 199 720 ДТП, в которых погибли 26 963 человека и более 250 000 были ранены. Вдумайтесь в эти цифры. Чтобы оценить масштабы бедствия, представьте, что в аварию попало сразу всё население Тамбова (ну или, скажем, Балашихи, если так очевиднее), причём каждый десятый житель города погиб.

Причин этому множество – и разгильдяйство водителей, и езда в нетрезвом виде, и плохие дороги, и неверная организация движения. Но самое печальное – это низкая культура вождения. У нас до сих пор обгоняют по обочине, устраивают уличные гонки, пренебрегают правилами дорожного движения и ведут себя по-хамски. Хамское отношение не только к другим водителям, но и к пешеходам. За 2014 год “из-за наезда на пешехода”, как выражается ГИБДД, пострадали более 60 000 человек, 7 250 из них погибли.

Многих аварий и смертей удалось бы избежать, если бы водители не нарушали скоростной режим. Оптимальным считается ограничение в городе 50 км/ч. У нас ограничение 60 км/ч, но многие водители носятся со значительно более высокой скоростью. Тем более наши дороги это делать позволяют.

Именно поэтому в городе очень важно ограничивать скорость движения автомобиля не только правилами и штрафами, но и грамотным проектированием улиц. Давайте поговорим об успокоении трафика.

У нас любой разговор об ограничении скорости вызывает массу критики. Автомобильное лобби довольно сильное и не готово уступать. Наоборот, водители требуют разрешить им ездить 80 или даже 100 км/ч! “Не для того Сталин прорубал широченные проспекты в центре Москвы, чтобы люди плелись по ним 60 км/ч!” Верно? О безопасности пешеходов почему-то думать у нас не принято, при том что большинство людей передвигается по городу пешком. Вы знали, что только 20% москвичей для ежедневных поездок по городу используют автомобиль? Остальные – на своих двоих.

Посмотрите на эту улицу. Как думаете, тут кто-нибудь будет ехать 60 км/ч?

Помните, я говорил, что оптимальная скорость в городе – 50 км в час? Вот нью-йоркский плакат, который объясняет, почему в городе действует ограничение скорости 30 миль/час, или 48 км/ч.

Если снизить максимально разрешенную скорость всего на 10 км/ч, шансы выжить у пешехода увеличатся многократно!

Есть ещё более наглядные примеры.

На этой схеме также демонстрируется длина тормозного пути и угол обзора водителя. Эти показатели напрямую зависят от скорости движения автомобиля. А от них уже зависит, сможет ли водитель быстро отреагировать на появившегося на дороге пешехода и вовремя остановиться.

Вот классный калькулятор длины тормозного пути. Заметьте, что речь идёт о внимательном водителе и сухой дороге. В условиях пятимесячной российской зимы цифры, конечно, будут другими.

Вы, должно быть, уже начали догадываться, что скорость движения в городе и в жилых зонах (как в Подмосковье, где трассы проходят прямо сквозь сёла) нужно снижать как минимум до 50 км/ч. А лучше оставить “подушку безопасности” и снизить до 45 км/ч. Заметьте, я вовсе не хочу, чтобы автомобильное движение остановилось. Конечно, должны быть скоростные обособленные магистрали, по которым можно будет ехать с ветерком. Но там не должно быть ни пешеходов, ни светофоров, ни велосипедистов. Сейчас я говорю именно про обычные городские улицы.

Вообще, это довольно популярный тренд в крупных европейских и американских городах. В Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже, Мадриде картина такова: в целом в черте города скорость движения автомобилей ограничена 50 км/ч. В центре и оживлённых районах, где много пешеходов, максимально допустимая скорость – 30 км/ч. На внутригородских автострадах (типа нашего Третьего транспортного) скорость может быть выше (скажем, на автобанах Берлина – до 80 км/ч), но важно понимать, что на этих дорогах пешеходов не бывает в принципе.

Вот карта Парижа. Розовым цветом выделены зоны, в которых с 2013 года было введено ограничение скорости транспорта до 30 км/ч. Сейчас во французской столице появляются уже и “20-километровые” зоны. Да-да, максимум 20 км/ч!

Самое интересное, что успокоение трафика играет на руку в том числе самим автомобилистам, поскольку увеличивает пропускную способность улиц. Никто не будет ехать в шахматном порядке и скакать из полосы в полосу, все будут аккуратно двигаться с допустимой скоростью.

Ладно, допустим, мы с вами договорились, что хотим сделать город безопасным и по обычным улицам (не магистралям) нельзя ездить быстрее 50 км/ч. Как заставить водителей соблюдать скоростной режим?

Давайте посмотрим, как правильно успокаивать трафик в городе.

Снижать скорость автомобилей нужно в первую очередь в местах, где потенциально возможно сбить пешехода. Это внутридворовые проезды, районы плотной жилой застройки, улицы около школ, парков, места с интенсивным пешеходным движение и, конечно, пешеходные переходы.

Начнём с островков безопасности на переходах. Островки безопасности сужают проезжую часть, а значит, и скорость автомобилей.

Кроме того, они делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей (что также снижает их скорость).

Вот как выглядит правильный переход, перед которым водители будут снижать скорость:

Водители ведут себя внимательнее, если островки не защищены, а просто выделены структурно и визуально.

Удивительно, но в Москве начали появляться островки безопасности. Вот, например, один на давно напрашивавшемся переходном переходе от Политехнического музея к Ильинскому скверу.

Островок безопасности на перекрестке в Праге.

Ещё одно отличное средство замедления трафика знакомо вам по многим моим постам: когда пешеходный переход приподнят до уровня тротуара. Фактически это аналог лежачего полицейского, но ещё и с важной функциональной и идеологической составляющей. Пешеходам по такому переходу переходить дорогу гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям, что на дорогах они не главные. Ну и такие переходы не затопит дождем, они всегда будут чистыми и сухими. Конечно, такая мера может быть только на второстепенных улицах.

“Неудобное” для машин или просто контрастное покрытие тоже заставляет водителей снижать скорость. На Бульварном кольце в Москве переход выложили плиткой. Решение неплохое, но одного его недостаточно.

Вот хороший вариант, когда используется сразу несколько решений. Тут и полностью приподнятый перекресток, и контрастное покрытие.

Один из пунктов программы безопасности дорожного движения Vision Zero, принятой в Нью-Йорке, демонстрирует, как нужно изменять улицы. Широкие островки безопасности и дополнительные выступы перед перекрёстками делают короче пешеходные переходы и сужают улицы, заставляя автомобили двигаться медленнее за счёт эффекта бутылочного горлышка.

Простое и изящное решение в том же Нью-Йорке. Количество травм среди пешеходов снизилось сразу на 24%.

Следующая мера – сужение дороги перед опасным местом. В жилых или преимущественно пешеходных районах на опасных участках дороги ширину полосы надо максимально ограничить.

Улица не шире, чем необходимо для проезда машины.

Снова Лион. Посмотрите, как сужена дорога перед переходом. Деревянная кадка ограничивает парковку около перехода, чтобы машины не закрывали обзор.

Будапешт. В опасном месте с помощью островков с клумбами сужают проезжую часть.

Сидней. Перед правильным приподнятым переходом улицу сужают с помощью таких островков. Это даже не островки безопасности для пешеходов – эти элементы нужны именно для того, чтобы заставить водителей притормаживать.

Ещё один интересный прием – отсутствие бордюра, разделяющего дорогу и тротуар. Попадая в непривычную для себя среду, водители снижают скорость. Для защиты пешеходов используют гранитные кубы.

Вот пример безбордюрной улицы из Будапешта, тротуар защищен столбиком.

Следующий прием – шикана. Это такая искусственная извилина, пришедшая на городские дороги из гонок, которая должна заставить водителя снизить скорость. Австралия:

Извивать дорогу можно и простыми средствами, например созданием вот таких вот островков, как в Будапеште:

Или за счет парковки, поочередно с разных сторон улицы:

За счет благоустройства:

Иногда целесообразно сузить улицу так, чтобы машины не могли разъехаться. Радикально, но эффективно в жилых кварталах. Лондон. Это двустороння улица! Но через определенный промежуток с помощью бетонных островков одну полосу закрывают. Водителям приходится пропускать друг друга. На такой улице невозможно разогнаться.

Мельбурн. В жилом квартале лежачие полицейские – обычное дело. Это, кстати, одна из немногих мер по успокоению трафика, которая применяется в России повсеместно.

Кстати, очень простой и эффективный способ успокоения трафика – уличная парковка. Причём как на обочине дороги, так и на специальных островках между потоками. Водитель видит, что с обеих сторон стоят машины, и начинает вести себя внимательнее, в том числе инстинктивно снижая скорость.

Диагональные пешеходные переходы тоже стимулируют водителей быть предельно внимательными. Прежде всего, такими переходами знаменита Япония, которая, как и европейцы с американцами, достигла больших успехов в замедлении трафика. Сейчас такие переходы делают и в Москве.

А вот, например, Сыктывкар. Жалко, разметку забыли нанести.

Кольцевая развязка, вынуждающая выбирать приоритет проезда одновременно с необходимостью вписываться в повороты, вынуждает снижать скорость. В Нидерландах для замедления трафика зачастую используют круговое движение на перекрёстках.

Современное круговое движение используется на высокозагруженных улицах как мера успокоения трафика и замена знака “СТОП”. Такая мера существенно снижает аварийность на перекрестке.

Кстати, обратите внимание, что на каждом перекрёстке непременно есть островок безопасности.

Лучшее средство успокоения трафика – это тупик 😉

К чему ведёт успокоение трафика, или, говоря простым языком, снижение скорости потока автомобилей?

1. Снижение общего количества ДТП;2. Резкое снижение уровня смертности среди пешеходов и велосипедистов, пострадавших в ДТП;3. Снижение уровня выбросов CO2 в атмосферу;4. Снижение шумового загрязнения города;5. Увеличение пропускной способности улиц.

Описанные выше меры помогут сделать город безопасным и сохранить тысячи жизней. Отправьте ссылку на этот пост своему мэру или депутату. Было бы здорово, если бы депутаты беспокоились не об однополых браках, а о безопасности наших городов.

И будет здорово, если вы разместите ссылку у себя в соцсетях. Спасибо.

Конечно, основное количество наездов происходит по вине водителей. В первом полугодии их зафиксировано немногим более 10 тысяч. Но это на 23,1 процента меньше, чем в прошлом году. По вине водителей погибли 704 человека, что на 18,7 процента меньше, чем годом ранее. Надо заметить, что все-таки большинство наездов происходит вне пешеходных переходов. По оперативным данным, на пешеходных переходах под колеса за семь месяцев этого года попали 7,2 тысячи человек. Это на 16 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Погибло в этих ДТП 336 человек, что на 12 процентов меньше, чем годом ранее. Одна из проблем нынешних нерегулируемых пешеходных переходов в их незаметности на дорогах. Порой на наличие такого перехода указывает лишь соответствующий дорожный знак. Поэтому в рамках национального проекта “Безопасные и качественные дороги” особое внимание уделяется созданию в стране качественной пешеходной инфраструктуры.

Согласно этому нацпроекту к 2024году, например, почти 51 процент автомобильных дорог регионального значения должны быть приведены в нормативное состояние. В настоящее время этот показатель находится на уровне 44,1 процента, напоминают в Госавтоинспекции. Что касается городских агломераций, то к означенному времени должно быть приведено в порядок 85 процентов дорожной сети. Пока же нормативному состоянию соответствуют только 46 процентов дорог. В результате проведенных работ число мест концентрации ДТП должно снизиться на 50 процентов. Под нормативным состоянием следует понимать не только качественное дорожное покрытие, но и наличие тротуаров, пешеходных переходов, разделителей транспортных потоков, заметной дорожной разметки, освещение. Как отмечают представители Госавтоинспекции и эксперты в области обеспечения безопасности дорожного движения, самыми эффективными мерами являются инженерные. Это обеспечение видимости на пешеходных переходах, исключение преград, переломов в плане и в профилях дороги, ограничивающих эту видимость. В ночное время особую роль играет наличие искусственного освещения. Особо приветствуется оптимизация скорости на подъездах к пешеходным переходам и применение на нерегулируемых пешеходных переходах искусственных неровностей. Самым положительным образом на безопасности сказывается наличие тротуаров и велопешеходных дорожек. Ну, а полностью исключить вероятность наезда на пешеходов позволят разноуровневые пешеходные переходы. Их строительство также осуществляется в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”.

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

По данным официальной статистики аварийности, каждый третий наезд на пешехода происходит в темное время суток. Но в прошлом полугодии расклад изменился. Если в целом число наездов и погибших в них людей значительно снизилось, то количество наездов в темное время суток снизилось незначительно – на 3,4 процента. Всего в темноте попало под колеса 6,7 тысячи человек. А число погибших в этих условиях пешеходов даже увеличилось на 2 процента и составило 1,1 тысячи человек. Все это говорит о том, что необходимо повышать заметность в темноте пешеходных переходов. Один из главных способов стать заметнее на дороге в темное время суток и таким образом повысить свою безопасность прописан в Правилах дорожного движения и доступен каждому пешеходу. Это использование световозвращающих элементов на одежде в темное время суток. А для водителей, остановившихся на трассе – использование жилетов со световозвращающими элементами.

Есть множество иных самых разнообразных способов решить проблему заметности пешеходных переходов, и многие решения активно осуществляются. Так, например, уже давно применяется дополнительная подсветка пешеходных переходов. Лампы устанавливают на верхней консоли над переходом. Таким образом, переход ярко выделяется на темном фоне улиц и становится хорошо различимым как для водителей, так и для пешеходов. Такую же подсветку используют и на регулируемых переходах. Там лампы загораются синхронно с зеленым сигналом. В итоге у автомобилистов появляется возможность своевременно оценить ситуацию. Кроме того, дополнительно подсвечиваются знаки “Пешеходный переход”. К такому решению прибегли, в частности, в Зеленограде. В Ялте в Крыму на всей протяженности объездной дороги установили также светофоры с подсветкой. В Свердловской области до конца этого года будут приведены в соответствие с требованиями безопасности 500 нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных возле областных школ и детских садов. Там установят дополнительное освещение, искусственные неровности, а также мигающие желтые светофоры и дорожные знаки с подсветкой. Надо сказать, что именно сейчас, когда дети находятся на каникулах, сотрудники Госавтоинспекции занимаются проверкой состояния дорожных знаков, разметки, ограждений вблизи детских образовательных организаций. При выявлении недостатков даются предписания собственникам дорог на их устранение. Так, чтобы с 1 сентября, если ребята все-таки пойдут в школы и детские сады, их дорога была максимально безопасной. Активно делают безопаснее пешеходные переходы в Подмосковье. Дополнительной подсветкой оборудованы более 40 переходов в трех областных городах.

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Напомним, что сейчас активно используются светофоры Т7. Это когда над пешеходным переходом висит светофор, состоящий из единственной секции, которая мигает желтым светом. В темноте это делает переход заметным издалека. При этом такие светофоры являются весьма экономными приборами, ведь работают они от солнечных батарей, расходуя накопленную за день энергию. Гораздо сложнее дело обстоит в местах, где нет электричества, да и с солнечным светом проблемы. Например, если дорога идет через лесной массив. Тут кстати придутся специальные светодиодные маячки. Они монтируются непосредственно в дорожное полотно на тех участках, где по техническим характеристикам невозможно построить линии освещения. Это не светильники. Но они хорошо заметны на дальнем расстоянии в свете фар. Такие точечные световые вспышки прекрасно обозначают переходы в лесах и повышают безопасность пешеходов. До конца этого года в Подмосковье на региональных дорогах светодиодными маячками оборудуют более 120 пешеходных переходов.

Любопытный вариант придумали в Ярославле. Была идея на пешеходных переходах дублировать сигналы светофора на светодиодной плитке под ногами. Смысл в том, что даже при условии, что пешеход на переходе уткнулся в смартфон и не смотрит на светофор, он все равно заметит “красный” или “зеленый” световой сигнал. Но вот что интересно: такой же способ начали применять в некоторых европейских городах, но довольно скоро от него отказались. Сочли демотивирующим. В том смысле, что, по сути, такое решение не столько способствует безопасности пешеходов, сколько поощряет их вовсе не обращать внимания на дорожную ситуацию.

Гораздо важнее сконцентрировать внимание пешехода на дороге, заставить его посмотреть по сторонам перед тем, как ступить на проезжую часть. Что, собственно, и сделали в ряде российских регионов. Там в самом начале “зебры” наносят надписи: “Посмотри налево, потом посмотри направо”. Тот, кто смотрит под ноги, а не на дорогу, волей-неволей обратит внимание на такую надпись и наверняка последует рекомендации. Решение вроде бы совсем простое, но эффективное. Кстати, точно такие же надписи применяются в Лондоне. Правда, на них написано “посмотри направо”. Это сделано и для туристов, которые никак не могут привыкнуть к левостороннему движению. И, представьте, это действительно работает. И вот еще известие: возвращается некогда важный элемент дороги – островок безопасности – по непонятной причине исчезнувший с улиц. Это место посередине дороги, где пешеходы, не успевшие перейти на зеленый, могут в безопасности дождаться разрешающего сигнала. Ключевое слово здесь – в безопасности. К сожалению, далеко не всегда нынешние островки соответствуют этому определяющему условию. Бывает, что от проезжей части их отделяет слишком низкий бордюр, иногда из-за нарушений при производстве работ эти островки могут оказаться полной неожиданностью для водителей. И хорошо, если в это время на них не окажется людей и все обойдется без человеческих жертв – пострадает только автомобиль.

Как отметили в Госавтоинспекции, эксплуатационному состоянию автодорог по условиям обеспечения безопасности движения уделяется особое внимание. За нарушение соответствующих правил должностные и юридические лица, ответственные за состояние дороги, по материалам Госавтоинспекции привлекаются судами к административной ответственности.

Как сделать безопасный пешеходный переход в городе и спасти тысячи жизней

Понятно, что разместить в городских условиях и транспорт, и пешеходов, и велосипедистов, и пользователей средств индивидуальной мобильности вроде гироскутеров, моноколес и пр. так, чтобы всем было удобно, а главное – безопасно, задача непростая. Приходится чем-то жертвовать. В приоритете безопасность наиболее уязвимых участников дорожного движения. Поэтому в российских городах с каждым годом растет число полностью пешеходных улиц и целых зон. Арбат в Москве отдали пешеходам еще в прошлом веке, а уже в наши дни статус пешеходной зоны присвоили Рождественке, Кузнецкому Мосту, Столешникову и Камергерскому переулкам. Делают такие улицы и в области – в Сергиевом Посаде, Балашихе, Наро-Фоминске, Щелкове. В одном только 2016 году такими зонами обзавелись 16 подмосковных городов. Другие регионы также постепенно переходят на этот путь. Недавно пешеходной стала улица профессора Баранова в Калининграде. Даже в небольшом Касимове Рязанской области обзавелись своей пешеходной площадью в центре города. В большинстве городов появились велодорожки.

Что же касается дорог, то организация движения направлена на то, чтобы максимально разделять потоки. Пешеходы не должны пересекать многополосные дороги, находясь на одном уровне с машинами. Все это относится к инженерным решениям. Они нужны и важны. Но вопрос безопасности ими не исчерпывается. Есть еще так называемый человеческий фактор. Сознательное, законопослушное поведение всех участников дорожного движения могло бы сделать дороги и тротуары гораздо безопаснее. В двух третях наездов на пешеходов усматривается вина водителей, напоминают в Госавтоинспекции. Для обеспечения безопасности пешеходов необходимо в первую очередь воздействовать на их поведение. В то же время и сам пешеход не должен выходить на дорогу, не убедившись в безопасности перехода. В Правилах дорожного движения исчерпывающе прописаны обязанности и тех, и других участников движения. Остается только добиться осознанного их выполнения. Это задача не только Госавтоинспекции, но и образовательных организаций, а также СМИ.

Совсем скоро начнется новый учебный год. Пешеходов на улице прибавится. Самых важных и одновременно самых непредсказуемых – детей. И, как обычно, Госавтоинспекция будет уделять особое внимание контролю за соблюдением водителями правил проезда пешеходных переходов. Повсеместно будут проводиться не только информационные и пропагандистские кампании, но и надзорные мероприятия. Будет усилена работа экипажей ДПС в этом направлении, в том числе с использованием автомобилей скрытого патрулирования. Госавтоинспекция сделает все возможное для сохранения человеческих жизней. От самих же участников движения требуется немногое – не отвлекаться от дорожной ситуации будь вы водитель или пешеход и строго соблюдать Правила дорожного движения.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта “Безопасность дорожного движения” национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *