Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

На сегодняшний день, 13 Апреля 2023 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.

Ямы на дорогах

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Нас готовили к этому с детства.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Наш город большой и прекрасный, в своём размахе он не терпит полумер и стремится вперёд, к будущему. Он творит, изобретает и комбинирует новейшие технологии с традициями предков. Несколько лет назад дорога, по которой я ездила на работу, прохудилась окончательно. Инновационный нано-асфальт, нанесённый по космическим технологиям напыления из дюз НЛО должен был срастись со старым и стать монолитом на века. Интеллектуальный нано-асфальт оскорбился этим до глубины души. “Старый немодный асфальт – это фу.” – сказал он и частично отлетел в лобовые стёкла нано-бомбардировкой, а остальной частью устремился к инопланетянам в космос. Второе напыление отправилось за первым, выждав для приличия пару недель.

Такие мелкие неприятности не могли остановить город, нано-технологии и развитие науки захватили воображение. “Не нужно останавливаться на достигнутом!” – новейшие технологии заполняли ямы и растекались тончайшим слоем тонального средства по морщинам старого покрытия, превращая его в румяное лицо юной девушки. “Во, зашибись дороги. Инновации!” – гладкость покрытия на отчётных фото потрясала – “И никакого фотошопа.”

Весной всем хочется чего-то нового, куда-то бежать, стремиться к прекрасному и покорять высоты. Высокотехнологичная душа нано-асфальта тоже рвалась на волю. Он хотел стремительно журчать с весенними ручьями в поля, уезжать на колёсах машин в путешествия и вновь покорять космические просторы. Прародитель таких вольностей не одобрял. “Все твои предки на дорогах лежали. Да, не новые и в колеях, но службу свою отчизне несли исправно.” – кряхтел старый асфальт. Но разве можно остановить полёт юной души? Подростки бегут из отчего дома, оставляя раны в душе, которые затянутся ещё не скоро. Вырванные с корнем куски старого асфальта, захваченные в качестве сувенира в дорогу, были прекрасны и потрясали разнообразием.

Рядовой житель нашего города должен заниматься саморазвитием и оттачивать реакцию – мы запоминаем расположение провалов и изящно прокладываем замысловатый маршрут между ними. Знания о местах, где можно оставить колёса, вносятся в летописи и бережно передаются из рук в руки, скрепляя связь между людьми. Меняющийся фарватер вносит разнообразие в эту игру, добавляя новые уровни и развивает внимательность, когда мы оглядываем окрестности в поисках камер, чтобы безнаказанно объехать препятствие по встречной.

И пусть Альцгеймер подождёт – нам обещали намазать новую дозу нано-асфальта на дороги в этом году. Так то скучно не будет.

P.S. Все имена вымышлены, совпадения случайны. Мат вырезан цензурой.

Посты не найдены

Хочу представить Вам небольшой эпизод из моей борьбы с ямами на дорогах.

У меня есть хобби. Я фотографирую ямы в их естественной среде и отправляю их в ГИБДД с подробным описанием.

При обнаружении ямы, выходящей за предельно допустимые значения по ГОСТ Р 50597-93, её нужно сфотографировать и точно запомнить её местоположение.

Вся дорога (около 370м), была покрыта такими ямами.

Открываем блокнот, подготавливаем текст обращения со своими данными.

«28» августа 2019 г. в 12:57 по адресу Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, городское поселение Сычёво, улица Родниковая, поворот на заправку “Роснефть” (координаты: 55.993265, 36.226132)

мною были обнаружены многочисленные ямы на дороге, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Данные повреждения представляют опасность для участников дорожного движения. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Описание дефекта: Ямы в асфальте.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Максимальный срок, предусмотренный ГОСТ Р 50597-93 для исправления повреждений дорожного покрытия, составляет 10 суток. В связи с изложенным, на основании п.11 Положения «О ГИБДД МВД РФ», ст. 12 ФЗ «О полиции», п.3 ч.1 ст. 28.1, ч.1 ст. 29.13 КоАП Российской Федерации

Проверить факты, указанные в моём заявлении.

При их подтверждении выдать собственнику дороги Предписание на устранение выявленных недостатков.

Возбудить дело об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ в отношении дорожной службы, ответственной за содержание и ремонт указанного дорожного участка.

Заходим на сайт гибдд.рф.

Заполнив интерактивные формы и прикрепив фотографии ямы, нужно вставить текст своего обращения. Но проблема в том, что на сайте нельзя вставлять текст. Для этого нужно отключить JavaScript, вставить текст, включить JavaScript и отправить обращение.

В заключение хочу добавить, чтобы написать обращение в ГИБДД, Вам не обязательно быть автомобилистом. От Вас требуется только ознакомиться с ГОСТ Р 50597-93, а затем информировать ГИБДД о повреждениях дорожного покрытия(желательно с фотографиями), превышающих значения установленных в ГОСТе. Обычно ремонт бывает ямочным, но в этот раз они расстарались)).

Хороших Вам дорог!

Правильно проезжаем ямы

2 мая 2013 1:00

«Комсомолка» дает советы тем, кто не хочет пострадать от пресловутой белорусской «критической ямочности»

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Ямы на дорогах порой несут большую опасность

Каждую весну после схода снега дороги Беларуси покрываются ямами. Автовладельцы говорят: из года в год ситуация все хуже. Пока дорожники устраняют «критическую ямочность» и приводят улицы в порядок, автолюбители ломают диски, рвут покрышки и разбивают подвеску. О том, как правильно проезжать ямы разбираемся вместе с руководителем Школы экстремального вождения, многократным чемпионом Беларуси по ралли, мастером спорта Сергеем Овчинниковым.

Как правило, ямы на дороге перед машиной возникают еще более неожиданно, чем лужи. Их хуже видно на грязной дороге в отличие от воды, хорошо отражающей свет. Да и объехать все ямы физически невозможно.

Полезные советы от Сергея Овчинникова:

Спокойная дорожная ситуация, скорость небольшая, можно успеть затормозить

– Нужно тормозить до препятствия, а непосредственно перед неровностью отпускать тормоз. Если скорость маленькая, и вы понимаете, что автомобиль не потеряет управляемость, то можно нажать педаль сцепления. В таком случае удары по подвеске не будут передаваться на трансмиссию и двигатель автомобиля.

Экстремальная дорожная ситуация, большая скорость – яму объехать не успеваем

1. Въезжаем в яму всеми колесами

– Тормозим до препятствия, а непосредственно перед неровностью резко отпускаем тормоз. Тогда пружины разожмутся и разгрузят переднюю ось, что позволит легче проскочить препятствие и продлить жизнь подвеске автомобиля. Также, для уменьшения удара по передней оси, можно кратковременно нажать педаль газа. Если автомобиль без АБС, то сильно не тормозите, чтобы не создать занос.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

2. Въезжаем в яму одной стороной

– Применяем прием «боковая разгрузка». Резко повернуть руль на яму и, после проезда ее, поверните колеса на дорогу. При движении автомобиля по яме он должен ее проходить по дуге. В этом случае вес автомобиля больше перераспределяется на колеса, которые «идут» по ровной дороге и удар будет значительно меньший.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

3. Въезжаем в люк одной стороной

– В этом случае колесо легкового автомобиля проваливается в люк и машину разворачивает, даже весьма большая вероятность опрокидывания. В таком случае выполняется прием «раскачка». Перед ямой или люком мы должны успеть резко и кратковременно повернуть колеса от люка и сразу на люк. Его мы также должны «проходить» по дуге. За счет этих двух движений подвеска автомобиля раскачивается и колеса, которые будут проходить по люку, разгружаются. Они могут даже полностью оторваться от дороги. Таким образом, удар будет минимальным.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

При использовании двух последних способов помните, что резкое маневрирование на большой скорости может выполнять водитель, который понимает, как будет себя вести автомобиль. Часто водитель попадает в аварии при маневрировании. Иногда безопаснее въехать в яму и даже потом отремонтировать колесные диски, чем резким маневром создать неуправляемый занос с последующим вылетом на полосу встречного движения или в кювет. Часто аварии, из-за маневрирования, происходят на МКАДе. Нужно понимать, что автомобиль, при маневрировании, уходит в занос на скорости 60 км/ч. Также предпринимать резкие объездные маневры можно, только если есть хорошее сцепление шин с дорожным покрытием и поблизости нет других участников движения. Лучше повредить подвеску, чем стать виновником серьезного ДТП.

Власти Петербурга видят причину ям на дорогах в погоде и физике

10 апреля 2023 17:35

В 2023 году отремонтируют дороги по 100 адресам

Вместе со снегом в Петербурге традиционно сошла и часть асфальта: дороги тут и там покрылись ямами и выбоинами. В некоторых локациях дорожное покрытие «смыло» так сильно, что глубину дыр местные жители стали измерять пятилитровыми бутылками и рулетками. Виновника весенних бед в Смольном быстро нашли.

Как рассказал сотрудник «Дирекции транспортного строительства» Андрей Демин на пресс-конференции в ТАСС, во всем оказались виноваты физика и температурные качели, которые довелось пережить Петербургу зимой.

– Когда днем снег тает, вода попадает в рытвинки и трещинки. А ночью при резком понижении температуры вода замерзает и начинает рвать асфальт. Мы проводим анализ всех ям. На объектах, отремонтированных с 2015 года, ямы почти не образуются, потому что мы поменяли подход к выбору асфальтобетонных смесей, – заверил чиновник.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Так же успокаивает петербуржцев и комитет по благоустройству, отвечая на жалобы в соцсетях. Что поделать, неприглядный вид дорог после зимы – обычное дело.

По словам Андрея Демина, за почти восемь лет дорожники привели в порядок около 100 улиц, и ни одной не потребовался повторный ремонт. Успехи дирекция планирует удержать на том же уровне – следить за качеством смеси, за укладкой асфальта и качеством готового покрытия.

Планы на 2023 год у комитета по развитию транспортной инфраструктуры большие. Обновлять будут более 100 адресов или 150 километров дорог агломерации. Перекрытий и закрытий стоит ждать на Песочном, Горском, Суздальском, Пулковском шоссе, на Дальневосточном проспекте и проспекте Ветеранов, на улице Коллонтай и участке Свердловской набережной.

Продолжаются работы на Петрозаводском шоссе, где строят развязку. В 2024 году колпинцы получат полноценный выезд из района, не затрудненный железнодорожным переездом. Кипит дело и на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом : там тоже строят развязку и два подземных пешеходных перехода. Движение по одному из частей путепровода запустят уже в третьем квартале года.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Наконец, близится к финалу строительство Шуваловского проспекта. Он соединит ЗСД с Приморским проспектом, разгрузив северную часть Приморского района. Рядом, у «Лахта Центра», копают еще и подземный пешеходный переход. В июле-августе автомобили уже поедут по проспекту.

На работы выделили 11 млрд рублей из городского бюджета и 1,2 млрд – из федерального.

Пока у крупных трасс есть планы на изменения, дороги поменьше соревнуются, у кого ям больше. «Комсомолка» оценила жалобы петербуржцев в соцсетях и на портале «Наш Санкт-Петербург», на котором за один только март накопилось несколько десятков жалоб на выбоины и разрушенный асфальт. Внушительные дыры нашлись в Земском переулке, на улице Доблести, улице Токарева в Ломоносове, которая стала походить на минное поле. Пестрит дырками асфальт на улицах Подрезова, Кораблестроителей (вблизи Галерной гавани), Наличной. Невозможно не внести в этот список и дорогу на Южном намыве недалеко от гостиницы «Прибалтийская» – ту самую, где недавно тонули в глубокой луже машины и велосипедисты.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Плохи дела также на Мокколовской улице в Шушарах и на единственной дороге, ведущей в Гуммолосары – перетекающих друг в друга улицах Ломоносова и Садовой. А еще странные дела творятся с Невским проспектом: на дороге появилась отчетливая колея, в провалах которой подпрыгивают машины.

Легендарная Ситцевая улица этой весной из списка выбыла: дорогу перекрыли бетонными блоками, поэтому ямы там не измеряют ни пешеходы, ни автомобили. Напомним, что ремонтировать многострадальную Ситцевую планируют только в 2024 году. Намывная же улица оказалась бесхозной, поэтому денег на ее содержание не выделяли.

– По просьбе администрации управляющими компаниями и дорожными предприятиями, по мере возможности, производится уборка территории и ее содержание. После проведения мероприятий по просушке, проведены мероприятия по устранению аварийности, – заверили в администрации Василеостровского района.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

85% нормативных дорог намерены достичь к концу 2023 года

60% нормативных дорог насчитывали в Петербурге в 2020 году

Я езжу на машине больше десяти лет. У меня Ford Focus 2011 года, и мне удается менять запчасти только по сроку службы, так как обхожусь без спонтанных поломок. Поделюсь с вами, как мне удается сберечь подвеску на плохих дорогах. А также расскажу, как и куда обратиться, чтобы дорогу наконец отремонтировали.

Когда можно пожаловаться на яму на дороге

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

ГОСТ р 50597-2017 регламентирует состояние автомобильных дорог в России

В пункте 3.1.2 устанавливается допустимый размер ям в дорогах. Если отметки ямы ниже, жаловаться нет смысла:

  • ширина — меньше 60 сантиметров;
  • глубина — меньше 5 сантиметров;
  • длина — меньше 15 сантиметров.

Менее значительные дефекты — выбоины, просадки и ямы — на участке движения в 100 метров ремонтируют за 5–20 дней.

Кроме ям, пожаловаться можно на толщину асфальтового покрытия:

  • на дорогах местного назначения оно должно быть не меньше 5 сантиметров;
  • на автобанах, магистралях и в крупных городах — не меньше 15 сантиметров.

За нормативное состояние дорог внутри города отвечает администрация муниципального образования, за его пределами — областное или федеральное управление автомобильных дорог. Придомовыми дорожными покрытиями занимаются управляющие компании, в договоре с которыми прописывают обязательство по ремонту дорог в установленный срок.

Кому и как жаловаться, чтобы дорогу отремонтировали

Муниципальные власти не могут просто так инициировать ремонт. Им необходимо специальное постановление от контролирующего органа. Вот кому можно написать, чтобы постановление появилось:

1. ГИБДД. Орган, ответственный за безопасность на дорогах.

2. Администрация населенного пункта: если дефект находится, например, во дворе.

3. «Госуслуги». Здесь можно оставить любое обращение, не задумываясь о том, в какое ведомство податься и к какой категории отнести вопрос. Система автоматически распределит обращение.

4. «Карта убитых дорог». Любой человек может выложить сюда данные о яме, провалившемся люке и прочем: с фото, координатами, описанием. Дальше посетители сайта голосуют. ОНФ отправляет властям субъектов РФ обращение с наибольшим числом голосов и следит за ремонтом.

5. Прокуратура и суд. Сюда обращаемся в последнем случае, когда уже ничего не помогает. Обычно обращение в эти органы связано с бездействием администрации или ГИБДД по устранению ямы.

Подать обращение можно:

Обращения с просьбой починить дорогу пишут в свободной форме: нет специальных требований и бланков. Пишем, как есть, что дорога в ямах, нарушены требования БДД, просим разобраться и качественно отремонтировать все полотно без ямочного ремонта. Обращение рассматривают 10–30 дней.

Можно ли получить компенсацию за яму на дороге

Чтобы возместить ущерб от ямы на дороге, автовладельцу придется проявить настойчивость и терпение. Обычно вину дорожные службы стараются переложить на истца. Например, слишком быстро ехал, не смотрел на дорогу и так далее.

Председатель общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Кирилл Форманчук

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

От сотрудника ГИБДД требуется составить акт НДУ — неудовлетворительных дорожных условий. Это будет основное доказательство присутствия условий, которые вызвали ДТП: яма, открытый люк, нерабочий светофор, нарушение разметки и т. д.

В ожидании приезда сотрудников ГИБДД лучше использовать время с пользой: тщательно сфотографировать место ДТП, продумать объяснительную, так как именно этим материалам в суде уделят большое внимание.

Главная задача водителя — сразу после ДТП доказать, что он не мог предвидеть опасность столкновения с глубокой ямой, которая повредила автомобиль. Для этого он не должен нарушать

п. 10.1. Постановления правительства «О Правилах дорожного движения».

Водитель окажется виноватым в наезде на люк или яму в следующих случаях:

  • если превысил скорость и из-за этого угодил в яму, не заметив ее вовремя. Например, ехал со скоростью 45 км/ч на участке с ограничением в 40 км/ч;
  • если ехал со скоростью, близкой к ограниченной, когда была плохая видимость дороги из-за дождя, снегопада, тумана.

По ОСАГО компенсацию за столкновение с ямой не получить, так как данная ситуация не попадает под обязательное страхование. ОСАГО действует при столкновении двух и более транспортных средств. В случае со страхованием КАСКО нужно внимательно прочитать договор. Если попадание в яму прописано как страховой случай, можно получить возмещение у страховщика.

Как сохранить подвеску машины

Да, водитель может взыскать с дорожников деньги за ремонт автомобиля, но лучше соблюдать меры предосторожности. Поделюсь правилами, которыми пользуюсь сама:

1. Скорость езды. Сила удара напрямую зависит от размера препятствия, массы автомобиля и скорости. Из этих факторов контролировать получится только скорость. Если двигаться по разбитой дороге со скоростью 40–50 км/час, можно вовремя заметить препятствие и успеть его объехать или притормозить.

2. Преодоление препятствия. Перед ямой или препятствием отпускаем педаль тормоза и резко нажимаем на газ. Когда передние колеса проезжают препятствие, тут же отпускаем педаль газа и давим на тормоз. Это позволяет разгрузить заднюю ось автомобиля.

Если едем с небольшой скоростью, перед препятствием тормозим и сразу же отпускаем тормоз. Благодаря этому машина благополучно проезжает препятствие.

3. Шины и давление. Некоторые автомобилисты считают, что по бездорожью легче передвигаться на приспущенных шинах. Это действительно немного снижает нагрузку на ходовую часть авто. С другой стороны, покрышки сильнее изнашиваются, а управляемость авто снижается.

4. Метод боковой разгрузки. Данный способ требует определенных навыков. Его не стоит использовать на загруженной дороге, чтобы не подвергать риску пешеходов и других участников дорожного движения.

Суть метода — распределить нагрузку на ту сторону автомобиля, с которой находится выбоина или яма. При движении нужно резко повернуть рулевое колесо в сторону препятствия, а затем быстро вернуть его в исходное положение. Такой маневр имитирует вхождение в поворот, при нем разгружается сторона препятствия.

Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале

Анна Кривцова, научилась справляться с плохими дорогами

После комментария, в котором я обещал подробно рассказать схему по написанию жалоб по поводу ям на дороге, за сутки на меня подписалось около 150 человек #comment_129296849 Я даже немного удивлен таким интересом к проблеме.

В этом посте я подробно расскажу о своей, вполне рабочей тактике взаимодействия с чиновниками по этому вопросу, с выкладками сканов переписки и пояснениями к ним.

Сразу отмечу, я не претендую на звание лучшего юриста-автодорожника и в чем-то могу ошибаться, но описанный ниже порядок действий работает и неоднократно позволял мне решить проблемы с ямами на проезжей части. В качестве примера я подобрал переписку за 2016-2017 год поскольку это именно тот случай, когда проблема решилась далеко не сразу и видна вся цепочка необходимых действий.

Также обращаю внимание, что приведенная мной подборка переписки состоялась в 2016-2017 годах, некоторые указанные в переписке документы были изменены, к примеру указанный в переписке ГОСТ утратил силу с 1 июня 2018 года, но суть от этого не меняется. Я буду ссылаться на актуальные на сегодняшний день нормы.

В настоящее время требования к качеству автомобильных дорог, а также предельные сроки устранениях недостатков регулируются следующим документом:

«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ).

Согласно, пункта 5.2.4 ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Ниже привожу эти таблицы для общего понимания вопроса. Таблица 5.3. приведена частично, т.к. она довольно большая, и ее легко можно найти в самом ГОСТе если есть такое желание.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Вникать в категории дорог, группы улиц и указывать их в заявлении обывателю совсем необязательно. Главное понимать саму суть и то обстоятельство, что даже самая захудалая дорога должна быть приведена в соответствие ГОСТу в течение 20 суток (максимальный срок).

Если кратко: ГОСТ – это тот документ, который устанавливает, какие повреждения дороги и в какой срок должны быть устранены.

Кто должен устранять повреждения дорожного полотна?

За содержание автомобильной дороги отвечает ее собственник. При этом все дороги делятся на: федеральные, региональные, местные и частные.

В зависимости от того в чьей собственности находится дорога, тому и нужно писать первоначальную жалобу. Обращаю внимание, что практически все дороги в населенном пункте являются муниципальными.

Об этом прямым текстом говорится в части 5, статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Это так называемые муниципалитеты. В моем случае это Комитет по управлению Кировским районом города Хабаровска:

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Моя проблема с дорогой заключалась в следующем. К дому моих родителей ведет единственная дорога, расположенная на склоне небольшого холма. Это дорогу довольно сильно размывало ручьями в летний период. Вдобавок ко всему один из соседей, принял неординарное решение – построил на холме гостиницу с прачечной, а воду из септика стал сбрасывать прямо на дорогу и без того размываемую ручьями (!). Идиотизм этой ситуации зашкаливает, но вдаваться в эти подробности я не буду, поскольку речь не о соседе, а о ремонте дороги.

Как решать эту проблему:

Первым делом необходимо написать собственнику дороги обращение (заявление/жалобу/требование), в котором отразить на каком участке и какие повреждения дорожного полотна вы обнаружили.

По тексту обращения для пущей важности можно сослаться на п.4 ст.6, п.1,2 ст. 12 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения», на п.5 ст.14 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В моем случае, 11 апреля 2016 года я написал заявление в Муниципалитет в котором кратко изложил суть вопроса: я PashaLosos обнаружил многочисленные повреждения дорожного покрытия по такому-то адресу размеры которых превышают нормативы установленные ГОСТом:

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Заявление можно принести и сдать в приемную Муниципалитета лично.

Если вы стесняша или боитесь, что за подобные кляузы чиновники вас запомнят, начнут узнавать на улице и ненавидеть, то можно отправить заявление заказным письмом через Почту России.

Обратите внимание на следующее:

Если сдаете заявление лично, возьмите с собой второй экземпляр заявления (копию) на котором вам поставят штамп и входящий номер.

Если отправляете почтой, квитанцию об отправке заявления обязательно нужно сохранить.

Штамп с входящим номером, либо квитанция об отправке, в дальнейшем будут подтверждением того, что такое обращение гражданином подавалось, на случай если его «потеряют». Такое иногда бывает, и дело даже не в злом умысле, а в банальном разгильдяйстве низших чинов.

Срок ответа на обращение составляет 30 суток. Ответ ждем по почте.

Дальнейшие события могут развиваться двумя путями:

Вариант 1. Если яма небольшая, и есть возможность, то ее реально устранят в кратчайшие сроки. – На этом проблему можно считать решеной.

Вариант 2. Вам дают ответ, что ремонт данного участка дороги запланирован на 2022 год или же вообще пишут, что в 1956 году дорога подвергалась капитальному ремонту, а значит вы все выдумали и дорога до сих пор целая. В общем, суть варианта №2 сводится к тому, что ремонтировать они ничего не собираются.

Вот что ответили мне:

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность собственника дороги за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения – статья 12.34 КоАП РФ

Штраф внушительный. На должностное лицо 20 – 30 000 рублей. На юридических лиц 200 – 300 000 рублей.

Согласно, п.19) части 1, статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полиция вправе проводить такую проверку как по своей инициативе, так и по обращениям граждан. Поэтому вторым шагом мы пишем заявление в полицию, и прикладываем к нему отказ Муниципалитета ремонтировать дорогу.

Полиция обязана провести проверку, и составить протокол об административном правонарушении.

В 2016 году этим занималась Госавтоинспекция поэтому в моем примере заявление написано в ГИБДД (изменения внесены №26-ФЗ от 07.03.2017). Сейчас этим занимается другое подразделение полиции но суть, та же.

На основании п.1), части 2, статьи 28.2 КоАП РФ органы полиции составляют протокол (возбуждают административное дело) и направляют протокол на рассмотрение в мировой суд на основании части 1, статьи 23.1 КоАП РФ. То есть, в настоящее время, привлечением к административной ответственности по данной статье занимается мировой суд.

Для чего нам требовалось обращаться в Муниципалитет, спросите вы? Для того, чтобы у полиции имелись основания привлечь Муниципалитет к ответственности. Ибо, если после нашего заявления Муниципалитет проблему не исправил, то на момент обращения в полицию срок для устранения повреждений дорожного полотна установленный ГОСТом на 100% уже истек.

Заявление в полицию может выглядеть следующим образом:

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

К заявлению крайне рекомендую приложить ответ из Муниципалитета об отказе устранить нарушения. Заявление следует озаглавить «Заявление о привлечении к административной ответственности» и ссылаться на нормы КоАП РФ – хотя бы на п.1), части 2, статьи 28.2 КоАП РФ, часть 1, статьи 23.1 КоАП РФ. В ином случае есть риск получить отписку от участкового в свободной форме (это может звучать странно, но такая безумная практика у меня тоже была (!) но углубляться в это мы не будем).

Далее ситуация может развиваться двумя путями:

Вариант 1. Сотрудник полиции звонит в администрацию и говорит что-то в духе: «Нам поступило заявление о повреждениях дорожного полотна, с проверкой придем в такой-то день, к нашему приходу чтоб было все устранено». И администрация находит ресурсы и решает проблему с дорогой. В моем примере, это было так: 21 июня 2016 года муниципалитет отсыпал дорогу щебенкой, пригнал грейдер и все это дело разровнял. После этого сотрудник полиции с чистой совестью выехал на осмотр и написал мне письмо, что дорога ГОСТу соответствует и все ОК.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

В принципе на этом можно считать, что проблема решена. Вопреки ранее указанным срокам, муниципалитет изыскал ресурсы и починил дорогу.

Но, есть и Вариант 2. Сотрудник полиции по каким-то причинам не усмотрел в повреждении проезжей части нарушений ГОСТа (да-да-да Краснодарский край). В этом случае вопрос решается путем обжалования его бездействия вышестоящему руководству, или в органы прокуратуры. Заявление можно написать в свободной форме изложив ситуацию своими словами и указав все те же нормы. Главное в этом случае доводить дело до конца. Ибо, у каждого начальника есть вышестоящий начальник. Дважды в своих жалобах я доходил до прокуратуры Дальневосточного федерального округа с приложением ответов всех нижестоящих прокуроров. В обоих случаях правоту признавали за мной и устраивали, как я думаю, нехилый разнос тем, кто давал отписки. Но, каждый случай, конечно, индивидуален.

В моем случае мне отказали по той причине, что дорога была восстановлена аккурат перед проверкой и естественно проверка ничего не выявила.

На этом вполне можно было остановиться, НО уже в июле 2016 года дожди (совместно с усилиями соседа) снова размыли дорогу. И тут, оказалось очень кстати, что одновременно с обращением в полицию я написал заявление прокурору – см. Шаг 3.

Прокуратура Российской Федерации обладает обширным набором полномочий. Одним из них является предусмотренная статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Именно с таким заявлением я и обратился в прокуратуру Кировского района города Хабаровска.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

В «шапке» моего заявления написано Прокурору Хабаровского края. Дело в том, что по совету «старших и опытных» товарищей я был сторонником такой идеи, что любые обращения в прокуратуру должны идти через прокуратуру субъекта федерации (краевую/областную/республиканскую), мол они там возьмут дело на контроль и отправят в прокуратуру района. В настоящее время я не придерживаюсь этого мнения, ибо никакого полезного эффекта от этого нет. А, вот срок рассмотрения обращения затягивается в силу пересылки обращения от краевого прокурора к районному.

В моем случае в конечном итоге обращение получил прокурор Кировского района города Хабаровска. Основываясь на отписке полиции о том, что ремонт проведен они отказались обращаться в суд. (Ну мол вот же полиция пишет, что все норм, что вы еще хотите гражданин?).

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Данный ответ я обжаловал вышестоящему прокурору ссылаясь на то, что прокурор района подошел к рассмотрению моего обращения формально.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Ответ был дан Прокуратурой города Хабаровска (да, у нас есть такая. Это промежуточное звено, между прокуратурами районов города и прокуратурой края. Мы ж буквально на прошлой неделе были столицей ДФО ¯_(ツ)_/¯).

Прокуратура города Хабаровска разобралась в вопросе и дала указание прокурору Кировского района обратиться в Центральный районный суд города Хабаровска с требованием о понуждении администрации города Хабаровска привести состояние дорожного полотна в соответствие ГОСТу.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Ходить в судебные процессы у меня желания не было (рассмотрение дел открытое, можно было прийти в процесс и посидеть в кабинете судьи посмотреть как вершится правосудие, прям как в передаче которую раньше вел Астахов, только в сто раз скучнее).

Через какое-то время я написал заявление в котором попросил сообщить о результатах рассмотрения дела судом, на что получил ответ о том, что прокуратура дело выиграла и меня приглашают ознакомиться с материалами. Конечно же я никуда не пошел.

Как регулируются выбоины? Какой ГОСТ определяет размеры дорожных покрытий

Летом 2017 года, дорога была не просто отсыпана и выровнена, а по обочинам были уложены водосточные лотки размером 50 на 50, которые почти решили проблему размывания дороги дождями (хитрый сосед тоже остался доволен такой государственной щедростью – он организовал сброс воды из септика в водосточный лоток).

Кто-то скажет: «Да они бы и без решения суда все починили, занимаешься ерундой жалобщик». Но, я отвечу, что до этого, дорога не знала ремонта лет 20.

Можно ли сказать, что ремонт с укладкой лотков после решения суда это простое совпадение? Не думаю.

Внимательный читатель заметил, что в своих обращениях я не был точен в формулировках, и даже путал органы ответственные за тот или иной вопрос. Но, в конечном итоге достигнуть результата это не помешало. Поэтому, не бойтесь ошибаться. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Еще раз повторюсь, что не претендую на звание главного автодорожного юриста. Но, я привожу свою реальную практику восстановления убитой дороги в частном секторе путем обращения в государственные органы. Жалобы по такой схеме я пишу регулярно, но обычно все решается на стадии полиции (Шаг 2). Пример привел из 2016-2017 года по той причине, что по этой переписке видно всю цепочку от первоначального заявления в Муниципалитет, до заявления в прокуратуру о результатах суда.

В комментариях которые вызвали данный пост некоторые пользователи высказывали следующие сомнения:

1. Как вопрос решается зимой?

Точно также. Зимой, яму в асфальте засыпают «инертными материалами» – песком, щебенкой. Грунтовую дорогу ровняют грейдером. По наступлению лета напоминаем о яме и ее ремонтируют.

2. Как вопрос решается в Краснодарском крае?

Я думаю, что даже там вопрос реально решить методично поднимаясь вверх в своих жалобах вплоть до генеральной прокуратуры. Но, каждая ситуация индивидуальна и иногда требует более глубокого подхода.

3. Не проще ли починить ямы самому?

В описанном мной случае, ремонтировать, пришлось бы участок дороги более 100 метров. Укладывать водосточные лотки краном. Это очень дорого для простого смертного.

Кто-то скажет: «но к чему вся эта суета, если можно сразу написать в прокуратуру?» Можно и сразу в прокуратуру. Но по своему опыту, я знаю, что в 99% случаев прокуратура перенаправит ваше обращение в Муниципалитет. В прокуратуру надо писать прикладывая письменные отказы решать проблему Муниципалитетом и полицией. Прокуратура это в первую очередь надзорный орган. Поэтому, чем больше структур будет вовлечено в процесс, и чем больше отказов мы получим до обращения в прокуратуру, тем больше шансов на вмешательство прокуратуры.

А во-вторых, не жаловаться же из-за каждой ямки прокурору, в самом деле? У нас же для этого муниципалитет есть. Для чего-то же он нужен вообще.

С разрушенными тротуарами, лестницами, подъездами домов, грязной раковиной в больнице и т.д. схема та же самая. Меняется только ответственный орган, и надзорное ведомство.

Я довольно часто пишу подобные жалобы. Для чего я это делаю? По моему мнению, можно сколько угодно ныть о том, что в этой стране ничего не изменится, но одно я знаю точно: ничего не изменится лишь в том случае, если ничего для этого не делать. Разве не так?

Статья обновлена 28.10.2019 года, после вступления в законную силу Р 50597-2017 вместо устаревшего.

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!

Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:

Ранее существовало простое ограничение для всех ям:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:

  • выбоины, просадки (ямы) и проломы,
  • такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
  • сдвиги и волны,
  • гребёнки,
  • колеи,
  • выпотевания,

Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.

Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

Всё довольно просто!

Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.

Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”:

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.

Можно прямо так и написать дословно: “Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам”. И указать контакты.

После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2023 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.

В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *