Как отличить городскую дорогу от улицы?

СсылкиПравить

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Консультант Плюс. Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 23 сентября 2018 года.
  • СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2), СП (Свод правил) от 30 декабря 2016 года №42.13330.2016. docs.cntd.ru. Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 11 сентября 2021 года.
  • . docviewer.yandex.ru. Дата обращения: 4 декабря 2020.

ИсторияПравить

Наиболее древние обустроенные дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии, и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э.. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э..

Во время правления основателя китайской династии Цинь — Цинь Шихуана (221—210 до н. э.) — сеть дорог общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну; дороги были шириной 15 метров с тремя полосами, причём, центральная полоса предназначалась для императора.

К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Дианы, защитницы дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.

Дороги в Средние века

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.

Дороги в Новейшее время

  • автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
  • автомобильные дороги России регионального и межмуниципального значения (необщего пользования) — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Виды общественного транспорта

Уточним, что транспортный спрос предопределяется показателем транспортной подвижности населения. В свою очередь, транспортная подвижность представляет собой среднее количество поездок на транспорте, приходящееся в год на одного жителя.

Нормы времени на дорогу с/на работу (в один конец):

  • Не более 45 минут в городах с населением до 2 миллионов человек.
  • Не более 40 минут в городах с населением до 1 миллиона человек.
  • Не более 37 минут в городах с населением до полумиллиона человек.
  • Не более 35 минут в городах с населением до 250 тысяч человек.
  • Не более 30 минут в городах с населением до 100 тысяч человек.

Разумеется, исключения могут быть. Нормой считается ситуация, когда в утвержденные временные рамки «вписываются» 90% работающих жителей города. Сюда входят и те, кто пользуется общественным транспортом, и те, кто ездит на работу личным автомобилем.

Транспортная сеть должна быть спланирована таким образом, чтобы общественный транспорт вместил всех желающих, а дороги вместили весь общественный транспорт и частные автомобили. Причем так, чтобы пробки на дорогах не увеличивали время в пути сверх утвержденных нормативов.

В больших городах это пока что проблематично. В целом, для планирования транспортной сети города учитываются следующие показатели:

Это упрощает моделирование, потому что позволяет сосредоточиться на главной цели: обеспечение транспортной доступности различных объектов, соблюдение нормы расхода времени на дорогу из дома на работу и с работы домой. Исходя из этого, планируются маршруты городского транспорта, пересадочные пункты в метро, разрабатывается график движения. В данном контексте не суть важно, будут ли эти задачи решены с помощью автобусов, трамваев, троллейбусов или метро.

Поэтому бытующее на обывательском уровне представление, будто тот или иной вид общественного транспорта «положен» только городам с определенной численностью населения, не совсем верно. Так, считается, что в России метро должно быть во всех городах-миллионниках, и это представление уходит корнями во времена СССР.

Помимо социально-экономических показателей, в любой стране мира строительство метро очень зависит от природно-географических факторов. В частности, таких, как состояние грунта, уровень подземных вод, сейсмоопасность региона и т.д.

Точно так можно считать неактуальными связки между численностью населения города и наличием трамвая. В частности, в России нет трамвайного сообщения в Тольятти с населением почти 700 тысяч человек, нет своего трамвая в Тюмени с населением порядка 800 тысяч человек. В 2009 году ликвидировано трамвайное сообщение в городе-миллионнике Воронеже. В то же время, трамвайная линия функционирует в городе Волчанск, что в Свердловской области, хотя население Волчанска по ситуации на 2021 год составляет 8 458 человек, т.е. не дотягивает даже до 10 тысяч.

Отдельной темой является троллейбусное сообщение. В советское время троллейбусы зачастую старались «заполучить» из соображений престижа, а не из какой-то особо острой транспортной необходимости. В целом, наиболее распространенным видом городского транспорта является автобус или маршрутное такси, а право работать на том или ином маршруте получают частные перевозчики в ходе тендера.

Понятие «доступность транспорта для инвалидов» подразумевает наличие в городе специализированного общественного транспорта, низкопольных автобусов, трамваев и троллейбусов с подъемной площадкой для инвалидных колясок, пандусов и съездов для колясок на тротуарах и возле остановочных комплексов.

Расстояние между остановками:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Удаленность пешеодных переходов:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Заметим, кстати, что помимо своей основной функции, остановка транспорта может стать местной достопримечательностью, способом пропаганды здорового образа жизни или рекламой бренда. Ниже приведем несколько примеров.

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Как отличить городскую дорогу от улицы?

А это остановка-комната:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Помимо физической доступности, важным аспектом является и финансовая доступность общественного транспорта. По этой причине городской транспорт общего пользования всегда является дотационным. Если бы каждый из нас в полном объеме возмещал все затраты перевозчиков, тогда людям, работающим за минимальную зарплату, было бы попросту невыгодно ездить на работу, особенно с пересадками. В этом случае 22-23 поездки по количеству рабочих дней в месяце полностью бы «съедали» минимальную зарплату.

В качестве стимула выступают комфортность поездки, частота движения и незначительное время ожидания транспорта. К тому же это дешевле, чем заправляться бензином, а добраться в другой конец города, например, на метро всегда быстрее, чем на машине.

Наиболее часто в качестве примера приводят Швецию. Там города отличаются так называемой «вытянутой» застройкой, поэтому расстояние от дома до работы у среднестатистического шведа больше, чем у среднестатистического россиянина. Однако это не значит, что шведы часами стоят в пробках или «давятся», как сельди в бочке, в метро.

Помимо общественного транспорта, в крупных городах мира можно воспользоваться арендованным. И это не только автомобили.

  • Федеральный закон № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»
  • Для существующих четырёхполосных автомобильных дорог категории II допускается отсутствие разделительной полосы, но только при условии, что при производстве капитального ремонта или реконструкции разделительная полоса будет предусмотрена. Для новых четырёхполосных дорог категории II отсутствие разделительной полосы не допускается (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»).
  • Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  • Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  • Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).
  • СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85»
  • Классификация и категория автомобильных дорог. ФГБУ «Информавтодор» (7 апреля 2018). Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 22 апреля 2019 года.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 07.02.2007 № 16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров» Архивная копия от 5 марта 2022 на Wayback Machine.
  • Исключение составляют автодороги, относящиеся к частной и иным формам собственности.
  • Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» Архивная копия от 15 марта 2022 на Wayback Machine.
  • Постановление Администрации Алтайского края от 27.04.2009 № 188 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» Архивная копия от 15 марта 2022 на Wayback Machine.
  • Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Удмуртской республики Архивная копия от 15 марта 2022 на Wayback Machine.

Классификация по значениюПравить

Автомобильные дороги федерального значения

Находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт средств федерального бюджета.

К автодорогам общего пользования федерального значения относятся автодороги:

  • соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов Российской Федерации;
  • включённые в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автодорогам общего пользования федерального значения могут относиться автодороги:

  • соединяющие между собой административные центры субъектов РФ;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Находятся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируются из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего пользования к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.

Дороги местного значения

Находятся в собственности муниципальных образований и финансируются из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).

Частные автомобильные дороги

Находятся в частной собственности и финансируются частным собственником. К частным автодорогам общего пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Система арендованного транспорта

Отдельной темой является аренда транспорта. Это, конечно, не совсем общественный транспорт в привычном для нас понимании, но и уж точно не личный. Что же касается привычек, окружающий мир меняется так быстро, что только успевай привыкать к новому.

Модный ныне термин «микромобильность» в течение 2020-2021 года обрел новую актуальность. Если ранее средства микромобильности, такие как электросамокат, велосипед, скутер, моноколесо, сигвей, гироскутер были преимущественно в личном пользовании либо их можно было одолжить у друзей, ныне во всех крупных городах Европы, Америки, Азии и России есть возможность взять это все в аренду.

Это благое дело как для туристов, желающих осмотреть достопримечательности и увидеть самые потаенные уголки нового для себя города, так и для самих горожан, которые могут в хорошую погоду короткие расстояния, в том числе на работу недалеко от дома, преодолевать на двух колесах. Конечно, это лучше, чем стоять в пробках и толкаться в переполненных салонах.

Это хорошо и для города, потому что позволяет снять часть нагрузки с общественного транспорта. Кроме того, это хорошо для экологии, потому что электротранспорт не создает выбросов вредных веществ в атмосферу. Не зря велосипеды и электросамокаты относят, на первый взгляд, не вполне логично в категорию «устойчивый транспорт». Тут не идет речь о физической устойчивости. Понятно, что четыре колеса всегда устойчивее, чем два.

Термин «устойчивый транспорт» в своем аутентичном значении синонимичен термину «зеленый транспорт». В эту категорию входят электромобили, велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты и все прочее, что не вредит атмосфере и позволяет сохранить окружающую среду. На Западе темой экологии озаботились достаточно давно, поэтому обустройство велосипедных дорожек и прокат велосипедов сами собой разумеются.

В этом контексте вполне логично, что европейские и американские города оказались в большей степени готовы к массовому «нашествию» электросамокатов, чем российские. Хотя и там пришлось принять дополнительные меры, чтобы обезопасить от автомобилей желающих «рассекать» на двух колесах, а пешеходов – от таких вот «рассекающих».

А вот в Санта-Монике (США) план по развитию велосипедного движения принят еще в 2011 году. С тех пор там появилось около сотни миль велодорожек, но и этого оказалось недостаточно, чтобы выдержать наплыв новых видов одно- и двухколесного транспорта. Однако в Санта-Монике не унывают, а корректируют планы, причем с учетом данных по фактическому использованию микромобильного транспорта: количество, маршруты, длительность поездок, точки аварий и т.д.

Все, что сдается в аренду, обязательно оснащено маячками GPS для контроля местонахождения, защиты от угона и несанкционированного (читайте – неоплаченного) использования. Конечно, разблокировать и уехать на таком самокате без оплаты затруднительно, однако просто унести сей транспорт в руках можно запросто.

Хотя, занимайся чиновники повсеместно своими прямыми обязанностями по благоустройству города в интересах горожан, так и не пришлось бы изобретать ограничения для горожан вместо того, чтобы радоваться разгрузке общественного транспорта и снижению углеродного следа.

Аренда машин в большей степени услуга для туристов, а для большинства жителей города в любой стране мира личный автотранспорт является более предпочтительным.

Типы городских улиц и дорог

Этот документ объемом 57 страниц содержит весьма подробную детализацию улично-дорожной сети в местах жилой застройки, производственных, деловых и рекреационных зонах, регламентирует условия видимости препятствий, сопряжение проезжей части с боковыми проездами и множество других важных для транспорта нюансов.

Изучением этих и прочих подобных регламентирующих застройку документов в полном объеме занимаются в инженерно-строительных вузах, мы же ограничимся типологией улиц, которая применяется при транспортном планировании в городах.

Категории улиц и дорог:

  • Магистральные городские дороги 1-го класса скоростного непрерывного движения – для транспортной связки жилых и промышленных районов в больших городах, выезда на загородные дороги, к аэропортам, местам массового отдыха и т.д. Выезд на магистраль через развязки в разных уровнях, пешеходные переходы за пределами проезжей части.
  • Магистральные городские дороги 2-го класса регулируемого движения – для транспортной связки разных районов города с выездами на магистраль через примыкающие дороги не чаще 300 метров. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы общегородского значения 1-го класса непрерывного движения – связь между районами города и магистральными дорогами. Пешеходные переходы вне проезжей части.
  • Магистральные улицы общегородского значения 2-го класса регулируемого движения – транспортно-планировочные оси города, соединение районов города с центром. Возможно обустройство выделенной полосы для общественного транспорта. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы общегородского значения 3-го класса регулируемого и саморегулируемого движения – связь между районами, возможно обустройство полосы для общественного транспорта. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы районного значения – транспортные связки внутри района, выезд на дороги общегородского значения. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Улицы и дороги местного значения – для обеспечения подъезда к жилым, общественным, административным, торговым, производственным зданиям.
  • Пешеходные улицы и площади – для пешеходов и специального транспорта (полиция, пожарные, скорая помощь).

Это официальные названия категорий улиц и дорог, применяемые при планировании транспортной инфраструктуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с другими более привычными слуху названиями, однако и для них есть определения:

Итак, мы рассмотрели термины, обозначающие различные типы улиц и дорог в России и на постсоветском пространстве. За рубежом часто используются другие наименования. Например, во французском и английском языках можно встретить термин avenue (авеню). Так называется любая широкая улица, в том числе с высаженными вдоль нее деревьями.

Наиболее известной для нас является 5-я авеню в Нью-Йорке на Манхеттене. Во-первых, туда устремился огромный поток мигрантов из стран бывшего СССР. Во-вторых, популяризатором 5-й авеню в свое время выступила группа «Рондо» с одноименной песней «Пятая Авеню».

Самые близкие по значению термины в русском языке – это аллея, если вдоль по всей протяженности высажены деревья, или проспект, если деревья не являются ведущим элементом ландшафтного дизайна. Глядя на 5-ю авеню, мы видим, что деревья там есть, однако они не являются предопределяющим элементом ландшафта:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Часто в англоговорящих странах для обозначения улицы используется слово street, что, собственно, и переводится как «улица». Слово «стрит» уже стало нарицательным, и, обсуждая, к примеру, топографический кретинизм и запутанность улиц Лондона, многие так и говорят: «Пикадилли стрит».

И лишь благодаря известной песне Раймонда Паулса и Виктора Пеленягрэ «Я вышла на Пикадилли» в исполнении замечательной певицы Лаймы Вайкуле русскоязычная публика начала пользоваться словосочетанием «улица Пикадилли»:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

А во Франции улица вполне может называться «поля». Вы наверняка догадались, что речь идет об одной из главных улиц Парижа Елисейских полях. С одной стороны, это название улицы, а с другой, название Les Champs Elysees («Елисейские поля») практически везде используется без слова avenue.

Популяризатором этой улицы в свое время стал известный французский певец Джо Дассен, который и не скрывал, что песня Les Champs Elysees появилась потому, что ему и его музыкантам пришла в голову мысль восполнить существовавший на то время «пробел» во французском шансоне. Ведь до 1969 года никому не пришло спеть песню про Елисейские поля:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Теперь, когда мы разобрались с типологией улиц и дорог в России и получили некоторое представление о названиях, применяемых за рубежом, можно перейти непосредственно к теме городского транспорта.

Личный автотранспорт

Судя по пробкам и загруженности дворов машинами, в России оба этих показателя далеки от идеала. Как решают эту проблему за рубежом, мы уже, в общем и целом, знаем. Это собственно строительство дорог и транспортных развязок, в том числе в нескольких уровнях, что позволяет рационально использовать площадь городских территорий. Это меры по развитию общественного транспорта до уровня, когда общественный транспорт удобнее личного. Это строительство подземных паркингов, что тоже экономит пространство города, задействуя его в глубину.

Отметим, что различают такие основные типы парковки, как наземные, подземные, наземно-подземные. Подземный тип парковки является наиболее экономичным в плане использования территории города, но более затратным в плане обустройства. Для организации наземных парковок в крупных городах уже нет территориальных ресурсов, поэтому обустройство подземных паркингов может стать единственным достойным выходом.

В Западной Европе в больших городах ограничивают или делают платным въезд в историческую часть. В Германии синхронизируют светофоры со скоростью автомобильного потока так, чтобы соблюдался принцип «зеленой волны» и у каждого автомобиля было минимум остановок на «красный», что тоже уменьшает количество заторов. А еще немцы практикуют порайонное перераспределение времени начала и окончания рабочего дня в расположенных там организациях, чтобы «час пик» перестал быть таковым повсеместно.

В Финляндии и, опять же, в Германии заторы принято отслеживать по сигналам мобильных телефонов и их избыточной концентрации в том или ином месте. При возникновении затора сведения передают в информационные системы онлайн- и офлайн-оповещения. В России тоже есть сервисы оповещения, например, «Яндекс.Пробки».

Но, конечно же, наименьшую нагрузку на транспортную сеть создают пешеходы. В идеале они могут вообще не мешать транспорту, если везде будут подземные либо расположенные выше уровня дороги пешеходные переходы. Чтобы ими могли комфортно пользоваться инвалиды, нужны подъемники, лифты и эскалаторы возле переходов, расположенных выше или ниже уровня дороги. Обычный съезд для коляски не решает проблему в полной мере, потому что воспользоваться им можно лишь с посторонней помощью.

Настоящее чудо индустриального пейзажа сотворили в Шанхае (Китай). По сути, это круглый пешеходный мост, а на переднем плане можно увидеть эскалатор:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

А самым известным в мире можно считать Сибуйский диагональный пешеходный переход, именуемый так по названию железнодорожной станции, возле которой он расположен. Там можно переходить перекресток по диагонали, а не только по периметру:

Как отличить городскую дорогу от улицы?

Кроме того, в контексте развития транспортной инфраструктуры можно затронуть тему освещенности дорог, тротуаров и пешеходных переходов в темное время суток. Однако тема городского освещения сама по себе намного шире, чем освещение дорог и тротуаров, поэтому мы ее затронем в следующих уроках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *