Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Наталья Гричкосей
Правила поведения во дворе (на придомовой территории)

Мы часто забываем о необходимости соблюдения правил безопасного поведения во дворах.

Вы уверены, что наши дети находятся в безопасности? Что может случиться с ребёнком возле подъезда или на дворовой территории?

Важно соблюдать дорожные правила не только на улицах города, но и на дворовой территории.

Опасности дворовой территории :

Большое количество припаркованных автомобилей

Деревья, кустарники, гаражи

Арки и выезды из дворов

Мокрая и скользкая дорога, сугробы вдоль тротуаров (сезонность)

Несоблюдение скоростного режима водителями

Выезд автомобиля из гаража или с места стоянки задним ходом

Откат автомобиля задним ходом с горок

Велосипедисты и мотоциклисты

Причины ДТП с участием детей на дворовой территории

Не развитое чувство опасности

Выход на проезжую часть из-за предметов или объектов (машины, деревья, кустарники и т. д.)

Вовремя не заметили приближающийся транспорт

Не осознают опасности, находясь во дворе дома

Игры вблизи или на проезжей части

Рост детей (невысокие)

Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по дворовой проезжей части;

Нахождение на дворовой территории без присмотра взрослых детей любого возраста

Движение автомобиля задним ходом

Недостаток знаний об источниках опасности

Переоценка своих возможностей

Поле зрения на 30% меньше чем у взрослых

На детей большое влияние оказывают эмоции (радость, удивление, интерес)

Вырывается из рук взрослого

Уверенность ребёнка в том, что машина может остановиться мгновенно

Детские игры (прятки, салки и т. д)

Выбегание из подъезда, арки, гаража или стоящей

машины без оглядки

Правила поведения на придомовых территориях.

Перед прогулкой рассказать и показать ребёнку самые опасные места во дворе

Разработать безопасный маршрут для ребёнка «Дом-сад/школа, Сад/школа – дом»

Объяснить, показать и рассказать об опасных и безопасных местах во время маршрута «Дом- сад/школа, Сад/школа – дом».

Обратить внимание ребёнка на то, что перед выходом из подъезда нужно остановиться и осмотреться по сторонам: нет ли приближающегося транспорта

Не оставлять детей без присмотра

При выходе из подъезда держать ребёнка за руку

Рассказать и показать ребёнку, где нужно играть

Объяснить ребёнку, что во время игр нельзя прятаться под грузовиками, рядом с легковыми

машинами, между машинами и гаражами.

Объяснить ребёнку, что пешеходы не должны создавать помех транспортным средствам на

Находясь во дворовой территории если вы являетесь водителем, необходимо быть предельно внимательными во время движения, не превышать скоростной режим.

Если во время игр укатился мяч, самокат, игрушки на проезжую часть – не бежать за ними! Это опасно для жизни! Нужно обратиться к родителю. Вещь (игрушка, мяч, самокат, телефон и т. д.) можно приобрести новую или починить.

Самое дорогое, что у нас есть – наша ЖИЗНЬ!

Знать и соблюдать правила пове­дения во дворе:

не ходить никуда без разреше­ния взрослых;

играть только на детской пло­щадке;

не бегать за пределами дет­ской площадки, смотреть под ноги;

не лазить на крыши, деревья, гаражи;

не подходить к открытому люку колодца или вставать на крышку люка;

не играть на стройплощадках и свалках;

не раскачиваться высоко на качелях;

соблюдать осторожность и не уходить никуда с незнакомыми людь­ми;

не брать никакие предметы и угощение от незнакомых людей.

Следует знать, что каждое живот­ное обладает своим характером, по­этому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам, уку­сам. Чаще всего животные кусаются, когда они напуганы, рассержены или не вовремя потревожены.

подходить к животному (даже хорошо знакомому) сзади и прикасать­ся к нему, если оно не видит ребенка;

подходить к животным, когда у них появились детеныши;

дразнить животных, даже если они добрые;

трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).

Если какое-нибудь животное уку­сило, об этом обязательно нужно со­общить взрослым.

Знать, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся на ули­це.

Знать, что, гуляя в парке, сквере, на детской площадке, можно ходить и бегать только по специально засы­панным мелким песком и камешками дорожкам.

Знать, что бросать мусор можно в специально отведенное место (урну, контейнер), а не рядом, не на газон; если урны не оказалось рядом, унести мусор с собой, положив его в кар­ман, рюкзак, пакет.

Знать, что нельзя брать в рот и жевать первую попавшуюся травинку.

Знать об опасности посещения водоемов в разный период года: нельзя подходить к воде без взрос­лых; купаться можно только вместе со взрослыми, например с мамой, папой или старшим братом или сестрой. Нельзя купаться в неизвестных местах. Дно реки или озера может та­ить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать моги, холодные ключи и глубокие ямы. Зимой реки и озера покрывает мед. Выходить на него без сопрово­ждения взрослых опасно.

Знать, что «незнакомцы» — это тe люди, которых ребенок не знает, не узнает, даже если они обращаются  к нему по имени; приятная внеш­ность чужого человека может быть обманчива.

Иметь представление о том, как вести себя, если «чужой» приходит в дом, а ребенок дома один:

никогда никому не открывать дверь;

если долго звонят, то подойти к двери, посмотреть в глазок, спро­сить: «Кто там?»; если человек ока­жется незнакомым, то, не открывая дверь, узнать, что ему нужно и по­просить подойти через 15-20 минут, сказать, например, что папа в ванной;

если незнакомец не уходит, угрожает — звонить по телефону 01, если нет телефона — кричать, звать на помощь.

Знать, как отвечать на телефон­ные звонки, когда взрослых нет дома:

спросить «Кто звонит?»;

сказать, что родители заняты (например, мама спит или в ванной);

попросить перезвонить позже.

Понимать опасные ситуации кон­тактов с незнакомыми людьми на улице и знать «закон четырех НЕ»:

никогда НЕ говори с незнако­мыми людьми;

НЕ садись в машину с незна­комцем;

НЕ бери угощения и игрушки от незнакомцев;

НЕ гуляй на улице один, когда темно.

Знать, что в ситуации насиль­ственного поведения со стороны не­знакомого человека (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в автомо­биль) необходимо: кричать, бежать, рассказывать о случившемся взрос­лым.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ДВОРАХ

К сожалению, на сегодняшний день дворы многоэтажек никак нельзя назвать безопасными. Да и происходят в жилой зоне наезды на пешеходов. И, особенно обидно, когда эти пешеходы относятся к категории несовершеннолетних. Как уберечь своего ребенка от подобного происшествия? Что делать автомобилисту, если он сбил ребенка?

Практически все наезды на детей на тротуарах происходят по такой схеме: ребенок едет на велосипеде по тротуару, в это время с прилегающей территории (парковка или двор) выезжает автомобиль. Происходит столкновение.

Итак, как же уберечь ребенка от аварии во дворе? Ответ прост: родители должны каждый день напоминать ребенку правила безопасного поведения на дороге, а именно:

– до 14 лет на велосипеде нельзя выезжать на проезжую часть дороги;

– запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу верхом на велосипеде. Чтобы перейти дорогу, необходимо спешиться и везти велосипед рядом с собой;

– объясните: катаясь на велосипеде по тротуару, притормозите или остановитесь у выезда из двора, парковки, посмотрите, не движется ли там автомобиль. Только после этого можно продолжить движение.

Объясните ребенку, что играть в прятки между автомобилей опасно. Водитель в зеркала заднего вида не увидит спрятавшегося за бампером малыша. Играя в догонялки, он не должен покидать пределы детской площадки.

Зачастую наезды на детей во дворах происходят потому, что дети выбегают на дорогу во дворах из-за кустов, гаражей. Объясните ребенку, что если у него укатился мячик, не нужно нестись за ним сломя голову. Выйдя из подъезда или с детской площадки, нужно оглядеться, нет ли поблизости идущей машины.

Расскажите, как узнать, что машина движется назад: у нее загораются задние белые фары. Наконец, купите ребенку комплект защиты: велошлем, наколенники, налокотники, перчатки. Оборудуйте велосипед катафотами и не забудьте о светоотражающих элементах в одежде.

Алгоритм действий для родителей.

Взрослым необходимо рассказать ребенку, что делать, если его сбила машина и уехала:

– запомнить цвет автомобиля, по возможности (если знает) марку и госномер автомобиля,

– сразу позвонить родителям, не бояться, ведь многие дети скрывают травмы, и только через сутки при ухудшении самочувствия решаются рассказать о происшествии,

– посмотреть, нет ли во дворе взрослых, которые могли бы запомнить марку и модель, госномер транспортного средства.

Родители незамедлительно должны сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД.

Алгоритм действий для водителей, которые сбили ребенка во дворе:

Водителю следует помнить о том, что если произошел наезд на пешехода, велосипедиста (ребенка или взрослого), даже если пострадавший ушел, убежал, уехал, сказал, что все хорошо, о случившемся необходимо сообщить в дежурную часть ГИБДД, то есть оформить данное дорожно-транспортное происшествие, так как пострадавший может обратиться в медицинское учреждение через несколько дней.

Проведение родителями ежедневной разъяснительной работы с детьми о соблюдении необходимых мер безопасности при нахождении на улице способно в значительной степени обезопасить ребенка и свести вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие к нулю. Очень важно при этом исследовать вместе с ребенком конкретную территорию, маршрут его движения и проработать все возможные опасные ситуации.

Главное, что должны знать дети – безопасные игры возможны только на специально оборудованной детской площадке. Задача родителей – контролировать отсутствие опасных предметов и исправность оборудования, научить детей правилам пользования им, объясняя попутно, как играть нельзя:

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Для повторения материала – выполните с детьми практическое упражнение. Обсудите с детьми предложенные варианты и выберите, кто из детей выбрал безопасное место для игр (может быть несколько правильных ответов):

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Отдельного внимания заслуживают автомобили. Не секрет, что многие дворы превращены в наземные парковки – это дополнительный источник опасностей:

  • автомобили могут заезжать на детскую площадку – призываем родителей всеми законными способами пресекать эти правонарушения
  • ребёнок может торопиться домой или на площадку и не заметить едущую вдоль двора машину – учите детей не торопиться, показывайте правильный пример собственным поведением
  • около подъезда могут стоять припаркованные машины, загораживающие обзор проезжей части – это тоже правонарушение, но и родителям необходимо проявлять бдительность и учить детей внимательно осматривать проезжую часть, чтобы вовремя заметить едущий автомобиль, мотоцикл, велосипед

И, конечно, мы просим в первую очередь самих родителей-автомобилистов не создавать аварийных ситуаций во дворе!

Для повторения материала – выполните с детьми практическое упражнение. Рассмотрите картинку и обсудите, почему в обведенных местах существует угроза безопасности детей, попросите ребёнка объяснить, как можно избежать этих опасностей:

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Особое место в разговоре о личной безопасности необходимо уделить выходу из дома:

  • прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в про­тивном случае переждите;
  • никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), а также в подъезд или на лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди, особенно группа людей;
  • если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера», но не кричите, особенно в тех случа­ях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные по­мочь;
  • никогда, ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину, мотоцикл, вертолёт с незнако­мыми людьми!

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Если ребёнок гуляет во дворе самостоятельно, ему необходимо знать несколько правил безопасного поведения:

  • держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкоголь­ного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и ведут себя непристойным образом
  • не выносите на улицу дорогие вещи (магнитофон, игрушки, планшет и прочие гаджеты), ес­ли около дома нет старших
  • не носите с собой ценности, деньги
  • не лазайте по подвалам, чердакам и крышам
  • гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему до­му, находиться в знакомой компании (последнее условие обяза­тельно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район, на дискотеку, рынок, в магазин, на концерт — при этом нужно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь)
  • призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необ­ходимое средство самозащиты, иногда – спасение
  • если вы попали в западню – нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь – то лучше отдайте деньги или вещь, которую они требуют, помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего
  • если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью)
  • никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги, со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми
  • в целях профилактики похищений необходимо:

— стараться не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу и обратно, с места досуга;

— чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. п.

— никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми;

— не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;

— всегда ставить в известность родственников о том, куда и ко­гда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас мож­но найти).

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Современную жизнь невозможно представить без автомобильного транспорта. С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Практически ежедневно мы выступаем в роли пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Во всех странах существуют нормы поведения на улице, единые и для пешеходов, и для водителей, и для пассажиров. Однако часто мы сталкиваемся с тем, что люди, находящиеся рядом с нами, пренебрегают элементарными правилами, тем самым показывая неуважение, как к пешеходам, так и к водителям. А ведь даже незначительное нарушение этих правил может иметь трагические последствия.

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. С каждым годом возрастает количество несчастных случаев с детьми. Каждое дорожно – транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, – это прямой укор взрослым.

Это происходит потому, что дети не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге современных городов города и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий.

Часто, представленные самим себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста, не осознают реальных опасностей на дороге. Дети ещё не могут правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость. Очень часто дети считают вполне естественным затеять весёлую игру около проезжей части или выехать на проезжую часть на велосипеде.

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Как же избежать опасностей на улицах города и на дороге?

Безопасность детей на дорогах – это обязанность, которая требует от родителей большой ответственности и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать!

Задача каждого родителя воспитать дисциплинированного пешехода. Для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать правильное внимание ребёнка, его способность сосредоточится на дорожной ситуации.

Необходимо помнить, что это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой и папой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.

Основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

Любая подготовка пройдёт зря, если сами родители в присутствии ребё нка нарушают правила: не правильно переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь по диагонали или на красный сигнал светофора, посылают ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди взрослого. При переходе через дорогу необходимо помнить, что детей надо крепко держать за руку и быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

Не нарушайте правила! Всегда помните, что дети беру с вас пример.

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

Детям необходимо разъяснить нормы поведения на улице :

1. Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.

2. Ходить можно только по специальным пешеходным дорожкам – тротуарам, а не по проезжей части.

3. Пользоваться подземными переходами там, где они есть.

4. Прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть влево. Дойдя до середины дороги, посмотреть направо.

5. Переходя дорогу, останавливаться и задерживаться посреди пешеходного перехода или просто так стоять нельзя!

6. Не выбегать на дорогу перед едущими машинами.

7. Входить в транспорт и выходить из него можно только после полной остановки.

8. Автобус и троллейбус следует обходить сзади, а трамвай – спереди.

9. Находясь с друзьями на тротуаре, старайся не занимать его целиком, нельзя играть в подвижные игры и мешать пешеходам.

10. Детям младше 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть.

Объясните детям, что «дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»

Уважаемые родители! Выучите с детьми наиболее безопасный путь следования из дома до детского сада и обратно!

Как обезопасить себя во дворе и детская художественная школа №6

У детей должен быть выработан твёрдый навык в соблюдении норм поведения на улицах города, и родители должны быть тому главным примером!

В целях повышения безопасности на дороге ПДД пополнились новым условием – всех пешеходов, особенно в тёмное время суток при следовании по обочине дороги или переходе проезжей части вне населённого пункта, обязали иметь на одежде светоотражающие элементы: ленты, наклейки. Можно приобрести светоотражающие браслеты, значки, которые потом легко снять. Их можно одеть детям на руку, ногу или прикрепить к одежде, рюкзаку.

Уважаемые родители, пожалуйста, не забывайте о безопасности детей во время поездок на автомобиле! При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, которые значительно снижают риск травм и тяжесть последствий в дорожно – транспортных происшествиях.

Самое главное – не оставляйте детей одних на улице без присмотра!

Спасибо всем коллегам за внимание и поддержку!

Анна Щеглова
Консультация для родителей «Безопасность детей на улице»

формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.

• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Это происходит потому, что дети не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий.

Как же избежать опасностей на улицах и на дороге?

Задача каждого родителя воспитать дисциплинированного пешехода. Для безопасного поведения на улице необходимо, прежде всего, сформировать правильное внимание ребёнка, его способность сосредоточится на дорожной ситуации.

Необходимо помнить, что это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой и папой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом.

Любая подготовка пройдёт зря, если сами родители в присутствии ребё нка нарушают правила: не правильно переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь по диагонали, посылают ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди взрослого. При переходе через дорогу необходимо помнить, что детей надо крепко держать за руку и быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

Не нарушайте правила! Всегда помните, что дети берут с вас пример.

10. Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить – кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках. Помните, что езда на велосипеде по дорогам запрещена детям до 14 лет. Нельзя сажать на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальное седло и подножки.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

• Переходите улицу строго под прямым углом.

• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД

У детей должен быть выработан твёрдый навык в соблюдении норм поведения на улице, и родители должны быть тому главным примером!

Как научить ребенка безопасному поведению на дороге

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между другими примерами ничей другой а них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Н. И. Новиков

Прежде всего, это не просто! Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, -могут создать у него привычки.

Целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.

Первый – навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы. закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих: стоящий автобус, грузовик, забор. У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части! Осторожно могу не заметить опасность!»

Родители должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было бы успеть, и рассказать ему один-два случая, когда пешеходы (или дети, стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и будет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус, отвлекающий внимание от опасности.

Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.

Второй – «навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе – полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться себе говорить: «Петя, не спеши, минута не поможет».

Третий – навык «переключения на проезжую часть».Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает привычки. Во втором ребенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень тротуара -граница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.

Четвертый – навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазам но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части.

Ребёнок переходит улицу.

Опыт развитых стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что учить ребенка правильно переходить через улицу надо с самых ранних лет. Не с пяти-шести, как это принято у нас, а гораздо раньше.

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги – направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.

Усваивать каждое из правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, и можно будет разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого.

Выберите безопасное место для перехода.

Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.

Перед переходом обязательно остановитесь. Необходимо приучить детей, идущих или бегущих по тротуару и склонных, не останавливаясь, перебежать через дорогу, остановиться, прежде чем ступить на проезжую часть и внимательно осмотреть дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра -так, чтобы видеть приближение машин.

Осмотритесь и прислушайтесь. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.

Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей.

Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта ситуация – «ловушка», причина 8% дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку».

Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.

Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки.

Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо – повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина, осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №8 “Белоснежка”

Безопасность ребенка на улице

“Безопасность ребенка на улице” – о том, как уберечь ребенка от травм, предостеречь, научить вести себя правильно на площадках, в подъезде, в транспорте.

Надежда Александровна Исаева

Мегион, 2015 г.

«Безопасность ребенка на улице»

Возможно, кое-кто из родителей детей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока ребёнок станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать ответственность у ребенка необходимо с малых лет. Чем раньше вы объясните ребёнку правила безопасного поведения на улице, тем вероятнее, что он не забудет науку и сможет при необходимости правильно воспользоваться этими уроками. Ваша задача – научить ребенка правильно вести себя в экстремальной обстановке.

Двор без опасностей

Современные ребятишки начинают гулять без сопровождения родителей гораздо позже, чем мы сами во времена своего детства. Но готовить ребёнка к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. Так, прогуливаясь вместе с ребёнком, обойдите весь двор и обратите внимание на самые опасные места: люки, подвалы, чердаки, строительные площадки. Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно объяснить доходчиво, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда  останется там, в заточении (если малыша заперли в подвале не нужно кричать и плакать, лучше изо всех сил стучать в дверь – так скорее кто-нибудь услышит и придет на помощь).

Большую опасность могут представлять даже припаркованные возле дома . Обычно, малыши четко усваивают, что с движущимися машинами нужно быть крайне осторожными. А вот стоящий автомобиль не вызывает у них беспокойства. Расскажите , что автомобиль может внезапно поехать, и водитель не заметит малыша, который, играя в прятки, спрятался за багажником. Поэтому, нельзя бегать, и тем более прятаться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нужно обратиться за помощью к взрослым. Дети любят играть в больницу, магазин или «варить» для кукол обеды на игрушечной плите. Для этого они рвут растущие поблизости (траву, цветы, листья), собирают семена. И не всегда это используется «понарошку». Ребенок может попробовать приготовленное «лекарство» или кукольный «суп» на вкус. Но не все растения безобидны, как может показаться. Например, у клещевины, которую в последние годы сплошь и рядом выращивают у подъездов домов (в народе его называют «пальмой»), смертельно ядовитые семена. Ребёнку достаточно проглотить 2–3 семечка, что бы получить серьезное отравление. Обязательно объясняйте , что никакие растения, ягоды и семена, сорванные на улице нельзя брать в рот. А для игры лучше использовать безобидные и хорошо знакомые растения, например одуванчик, подорожник, рябину.

Гуляя с ребёнком во дворе, вы должны быть твердо уверены, что вокруг нет открытых . Статистика безжалостна: сотни детей гибнут и получают травмы именно по этой причине. И здесь не помогут никакие предостережения «смотреть под ноги» и «не наступать». В азарте подвижной игры малыш может просто не заметить опасность. Поэтому, не надейтесь на коммунальные службы, а берите инициативу в свои руки: проводите с другими родителями периодическую ревизию и закрывайте люки досками.

Одевая малыша на прогулку, проведите ревизию одежды. Лучше, чтобы она была без шнурков, которыми можно зацепиться. Желательно, чтобы обувь плотно фиксировалась на ноге и не «скользила». Это сделает игры

Жизнь на детской площадке

Как хорошо, что во дворах есть детские площадки с ! И как одновременно плохо, что они есть! Современные тяжелые железные конструкции обладают поистине разрушительной силой. И если такие качели на большой скорости ударят , это может закончиться плачевно. Опасность подстерегает не только крошечных несмышленышей, которые подобрались близко к качелям, пока их мамы увлеченно болтают на лавочке. И ребятишки постарше порой не могут правильно оценить безопасное расстояние. Поэтому, вы четко должны объяснить, что подходить к качелям можно только сбоку, а обходить их – на большом расстоянии. Садится и слезать нужно только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае нельзя с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести нарушения этих правил.Сильно ударить ребёнка могут и , если не соблюдать элементарные правила безопасности. Так же, как и в случае с качелями, почаще напоминайте ребёнку, что подходить к крутящимся каруселям опасно. Сначала нужно дождаться их остановки, и только потом усаживаться на сидение. И, конечно, крепко держаться.

Любой ребёнок знает, что лесенки, турнички, рукоходы, одним словом, спортивные снаряды – штука очень интересная и веселая. Они развивают ловкость, выносливость, координацию движений. И мама не будет запрещать вдоволь, полазить и повисеть на них. Конечно при условии, что ребёнок будет делать все это с должной осторожностью. Прежде всего, обратите внимание на покрытие спортивной детской площадки. Если это песок, трава, опилки или, в крайнем случае, мелкая щебенка – смело отпускайте туда ребёнка. Если же площадка забетонирована или заасфальтирована, лучше поискать другое место для игр. Научите  правильно спрыгивать с лесенки или турника. Когда  раскачивается на перекладине, прыгать нужно в тот момент, когда тело начинает движение назад. Иначе можно легко упасть.

– любимое развлечение ребятишек. Но мамам и папам стоит обратить внимание на их состояние, прежде чем позволить крохе скатиться с ветерком. Если поручни или бортики горки деревянные, то родителям, нужно проверить, насколько хорошо обработана поверхность, чтобы избежать заноз на детских ручках. Для ребятишек-дошкольников высота горки не должна превышать 1,2 м. Проверьте, цело ли покрытие ската горки, нет ли на нем зазубрин. С «правильной» горки ребёнок скатывается без остановки до самого низа и не вылетает на землю, а задерживается на специальном, приподнятом выступе. Ребёнок должен знать, что горки – не место для баловства. Подниматься и съезжать нужно внимательно и аккуратно, соблюдать очередь и ни в коем случае не толкать других ребятишек. Это может привести к серьезной травме. Конечно, все время стоять рядом с горкой и опекать ребёнка не обязательно. Но лучше не выпускать  из поля зрения, чтобы вовремя отреагировать на опасное поведение детей.

лазание по деревьям – штука бесполезная. Все равно, рано или поздно, они испытают окрестные деревья на прочность. А чтобы избежать падений и травм, лучше научить ребенка делать это правильно. Прежде всего, для лазания подходят только старые деревья, с толстыми стволами и ветками. Молодое деревце можно легко повредить, и оно погибнет, а сам ребенок, став на тонкую ветку, полетит вниз. Опираться нужно только на толстые живые ветки и, ни в коем случае, не на сухие. Стоит сначала проверить прочность ветки, а только потом на нее становиться. И еще: следите, чтобы ребенок при лазании чередовал руки и ноги: например, сначала перехватил руку, потом переставил ногу. Опора на три конечности одновременно снижает опасность падения.

Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде всего, позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсменов. Всевозможные шлемы, наколенники и налокотники – это не просто модные «примочки», а то, что убережет ребенка не только от разбитых коленок и ободранных ручонок, но и от травм куда более серьезных. Шлем для роллера обязательно подбирайте с примеркой. Он должен удобно сидеть на голове, закрывать лоб, но не съезжать на глаза. Будут нелишними и специальные перчатки без пальцев. Кататься на роликах лучше в специально отведенных для этого местах. С велосипедом проще, только обязательно учите ребенка быть внимательным к «пешеходам» и не развивать большую скорость там, где есть вероятность сбить кого-то из малышей. Если вам вместе с маленьким велосипедистом нужно перейти проезжую часть, обязательно снимите его с велосипеда и переведите через дорогу за руку, ведя велосипед отдельно. И, конечно, никогда не выпускайте маленького «гонщика» из поля зрения.

Еще одна опасность – большие и маленькие , причем не только бродячие, но и самые настоящие домашние. Речь не столько об опасных болезнях, которые могут переносить животные, сколько о собачьей агрессии, жертвами которой иногда становятся дети. Бесспорно, вы должны воспитывать в ребенке любовь и доверие к братьям меньшим, но малыш должен четко знать, что собаки бывают разные и не всегда добрые. К тому же, лучше вообще не подходить к незнакомым животным. Расскажите , что нельзя размахивать руками или палкой возле собаки. Она подумает, что ее хотят ударить и может укусить. Не стоит гладить и тискать незнакомую собаку. Ей это может не понравиться. Ребенок должен знать, как вести себя при нападении собаки. Если рядом нет спасительного пристанища – подъезда или дерева – не стоит убегать, собака все равно догонит. Покажите , как нужно защитить лицо и шею, прижав подбородок к груди и закрывшись согнутыми в локтях руками. А взрослые обязательно придут на помощь.

Даже если ваш  еще слишком мал, чтобы гулять без взрослых и отпускать его одного на улицу вы пока не собираетесь, он должен четко усвоить основные правила общения с незнакомыми людьми. Большинство из нас внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым по отношению к людям, не грубить и не врать. Все это, конечно, верно. Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступников. Ведь их так просто обмануть, а сами они приучены всегда говорить, взрослым только правду. Как же быть, неужели нужно растить  лгуном и грубияном? Грубияном растить не нужно, а вот втолковывать , что среди хороших и добрых людей иногда попадаются и плохие, просто необходимо. С раннего детства  должен четко знать важные правила:

  • Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми и ничего у них не бери.
  • Никогда не садись в машину к незнакомцу и никуда с ним не ходи.

У незнакомого человека нельзя брать НИЧЕГО: ни конфеты, ни игрушки, ни подарки, ни что-то, что «нужно передать маме». В ситуации, когда предлагают пойти или поехать куда-либо с незнакомцем («посмотреть коллекцию Барби», «сняться в кино», «покормить котят» и т.п.), ребенок должен отвечать только одно: «Сейчас я спрошу разрешения у мамы». Ребенок должен быть готов и к провокации со стороны незнакомца: «Я думал, что ты уже большой, а ты все у мамы разрешения спрашиваешь!» Ответ и в этом случае должен быть твердый и однозначный. Объясните, что если кто-либо схватил его за руку и куда-то тащит или пытается затолкать в машину, дозволены АБСОЛЮТНО все методы самообороны. Можно грубить, врать, лягаться, кусаться, кричать. Кстати, кричать в подобной ситуации нужно не «Помогите!», а «Это не мой папа (мама)! Меня зовут так-то, позвоните моим родителям по номеру такому-то!»

Тому из родителей, кто хоть раз терял своего  (пусть всего на пару минут), почти наверняка знакомо всеохватывающее чувство паники, которое сковывает тело и мешает трезво мыслить. Ребенку, который вдруг обнаружил, что мамы или папы нет поблизости, не лучше. Ему страшно одному в толпе чужих людей. И даже если вы стараетесь не выпускать руку ребенка в людных местах, ситуации, когда  теряется, случаются не так уж и редко. Но, если и родители, и, главное, ребенок четко знают, как вести себя в экстремальных ситуациях, беды не произойдет. Давайте научим своего ребенка правильному поведению в общественных местах, чтобы нам никогда не пришлось переживать эти страшные минуты.

Прежде всего, ребенок должен четко усвоить, что, совершая с мамой и папой семейные покупки в крупном магазине, он не должен терять родителей из виду. Держать  все время за руку практически невозможно, ведь мы то и дело останавливаемся у витрин, берем в руки какой-то товар, отвлекаемся от ребенка на короткое время. Шустрому любопытному ребенку этого времени бывает вполне достаточно, чтобы улизнуть от родителей, затеряться в толпе или задержаться в отделе игрушек. Поэтому, приучайте  к мысли, что не вы следите за ним, а ОН за вами. Если ребенок уже не помещается в тележку для покупок, пусть он держится за нее рукой и непременно сообщает вам о том, что хочет задержаться возле того или иного товара. Тогда вы просто остановитесь и подождете его. Расскажите  о том, что он должен делать в случае, если вдруг не обнаружил родителей поблизости. Внушите  важную мысль: вы очень его любите, переживаете о нем и никогда не будете ругать, даже если ребенок потерялся по собственной неосторожности, не выполнив ваших правил. Это поможет ему вспомнить все то, чему вы его учили и поступить правильно. Самое лучшее, что может сделать , потерявшийся в толпе, это оставаться на месте и ждать. Можно даже сесть на пол. Рано или поздно мама с папой непременно его найдут. Ребенок должен знать, что он ни в коем случае не должен выходить из магазина, чтобы «подождать родителей возле машины». К сожалению, не во всех супермаркетах есть охрана, которая не выпустит  одного на улицу. Расскажите, а еще лучше, покажите  тех людей, к которым можно обратиться за помощью: милиционеры, охранники, служащие супермаркета, кассиры. Одним словом, все люди в униформе. Им можно довериться, они помогут. Ни с кем другим, пусть даже этот человек кажется добрым и хорошим и обещает отвести к маме,  идти ни при каких обстоятельствах не должен. Если кто-то пытается увести его силой, пусть громко кричит: «Папа! Мама!» Умеющий хорошо говорить ребенок должен знать на зубок свои имя, фамилию, домашний адрес и, хорошо бы, телефон. Эту информацию нужно выучить с ребенком и обязательно повторять время от времени. Если имя и фамилию дети запоминают хорошо, то адрес частенько забывают. Было бы не плохо, отправляясь с ребенком в людные места, положить в карман его одежды записку с именем, фамилией, адресом и номерами мобильных телефонов родителей. Еще лучше, выгравировать эти данные на металлической пластинке, прикрепить на цепочку и пристегивать внутри кармана детских брючек, чтобы ребенок ее ненароком не потерял. Сейчас в продаже можно найти специальные брелоки, куда записывается вся информация о ребенке.

На вокзале, в аэропорту. Здесь верны все правила, о которых говорилось выше. Только следить за ребенком нужно еще тщательнее, ведь и опасностей на вокзале куда больше, чем в магазине. Каждый раз, когда вы оказываетесь на вокзале или в аэропорту, отправляясь в путешествие, напоминайте  правила поведения. Обращайте его внимание на то, что он ни в коем случае не должен никуда от вас отходить, не спросив разрешения. В случае если он потеряется, можно обратиться за помощью к милиционерам, охранникам, кассирам.

Заходя в вагон поезда, крепко держите  за руку и пропускайте его впереди себя. На всякий случай, объясните , как себя вести в том случае, если он оказался в вагоне, двери захлопнулись, а вы остались на перроне. Даже если вам кажется, что с вами такого никогда не произойдет, лучше быть готовым к любым неожиданностям. Ребенок должен знать, что, проехав одну станцию, ему следует выйти из вагона, отойти в сторону от края перрона и ждать вас. А вы непременно приедете следующим поездом. Если же все произошло с точностью до наоборот (мама уехала, а ребенок остался на перроне), то и здесь нет никакого повода для паники. Опять же, нужно отойти от края платформы (лучше сесть на скамейку, если такая есть поблизости) и ждать маму.

В парке, в лесу. Прогулки в парке – замечательная возможность приятно провести время всей семьей. И для того, чтобы такой отдых не превращался для вас в сплошную «нервотрепку», с самого раннего возраста для ребенка должно быть абсолютным табу слишком далеко уходить от вас. Конечно, ходить в парке исключительно за ручку с мамой глупо. Но вот убегать и, особенно, «прятаться» от нее – абсолютно недопустимо. Ребенок должен знать, что бегать и играть ему можно только там, где видно родителей, а те, в свою очередь, должны видеть его.Не редки случаи, когда во время семейного пикника в лесу, пока взрослые заняты костром или приготовлением шашлыка, дети ищут себе развлечения самостоятельно. И происходит, как в той сказке о Маше и Медведе: деревце за деревце, кустик за кустик, вот и отошли довольно далеко от лагеря. Потеряться в лесу очень легко. И очень страшно. Но если ваш ребенок четко усвоил, что НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, вы очень быстро его отыщите. Взрослые в этом случае должны разделиться, отправившись на поиски одновременно в разных направлениях, периодически окликая. Ребенок, в свою очередь, тоже должен громко звать на помощь. Очень полезно для прогулок на природе купить  хороший свисток. И в том случае, если он потерялся в лесу или парке, его свист будет отлично слышен на сотни метров.Если в парке или в лесу есть пруд, от вас потребуется дополнительное внимание. Причем, даже совсем небольшая глубина может представлять опасность для ребенка. Не разрешайте ребенку одному подходить к воде, а сделайте это вместе. Если берег пологий, ребенок может поиграть у воды под вашим неустанным наблюдением. Если же берег обрывистый, ни в коем случае не выпускайте руку  из своей и не подходите близко к краю.

Будьте осторожны при поездках на общественном транспорте и обучайте осторожности ребенка. Не пренебрегайте правилами, какими бы простыми они вам не казались. Подходить к дверям автобуса, троллейбуса или маршрутного такси следует только после полной остановки транспорта, иначе можно поскользнуться и оказаться под колесами. Кроме того, вас может толкнуть кто-нибудь из напирающих сзади пассажиров. Входя в трамвай или автобус, пропустите вперед . Самых маленьких лучше взять на руки. Выходите из транспорта первой, затем помогите выйти , придерживая его за руку.

– не совсем транспорт, но, как и любые механизмы может представлять чрезвычайную опасность. В открывшийся лифт всегда первым заходит взрослый, за ним – . Ребенка лучше держать за руку. При выходе – наоборот:  первый, мама за ним. Не позволяйте  скакать в лифте – от этого он может «застрять».

Дорогие родители, помните, что детская безопасность зависит от нас. Задача взрослых не только постоянно опекать и оберегать детей. Мы просто обязаны научить их заботиться о себе. Но делать это нужно грамотно и бережно, чтобы дети не стал воспринимать окружающий мир как враждебный, полный опасностей, бед и злых людей. Нет, мир прекрасен и удивителен, открывать его для себя интересно и весело. Просто нужно всегда быть внимательным по отношению к себе и близким. И тогда беды обойдут вас и ваших замечательных малышей стороной!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *