В данной статье мы продолжим рассматривать новые правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности, которые вводятся с 1 марта 2023 года.
Напомню, что в предшествующих статьях речь шла о том, что такое средства индивидуальной мобильности, и о том, где должны ездить СИМ.
Сегодня же поговорим о том, в каких случаях средства индивидуальной мобильности имеют приоритет, а в каких они должны уступить дорогу.
Преимущества на дороге
Водители с инвалидностью, как и другие участники дорожного движения, должны иметь при себе права, свидетельство о регистрации авто и страховку. Но к ним есть и дополнительное требование. Согласно подп. 2.1.1 ПДД по просьбе сотрудника ГИБДД им нужно представить документ, который подтвердит, что у человека ограничены физические возможности. Речь идет только про те машины, на которых есть опознавательный знак «Инвалид».
При этом люди с проблемами со здоровьем имеют ряд преимуществ на дороге. Так, на инвалидов, которые сами управляют машиной, или тех, кто перевозит таких граждан, не распространяется действие пяти дорожных знаков.
В ПДД есть знак «Кроме инвалидов» — прямоугольная табличка с перечеркнутым человеком на инвалидном кресле. Ее используют вместе с любыми другими знаками. В таком случае действие основного знака не распространяется на авто, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
мест на парковке должны быть для инвалидов
Еще для водителей с физическими ограничениями предусмотрены особые правила парковки. Согласно ст. 15 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» на каждой автомобильной стоянке необходимо выделять не менее 10% мест для инвалидов. Такое правило действует для парковок общего пользования, в том числе рядом с жилыми домами, возле мест отдыха, физкультурно-спортивных и культурных организаций. Нарушение этого требования влечет административное наказание. Штраф для должностных лиц составляет от 3000 до 5000 руб., для юридических — от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.43 КоАП «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автостоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»).
Остальным водителям занимать специально выделенные места запрещено. За это нарушение тоже предусмотрена ответственность в виде штрафа размером 5000 руб. (ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств»).
Как получить доступ к парковке
✔️ Шаг 1. Чтобы получить доступ к льготной парковке и остальным послаблениям ПДД самому инвалиду, который управляет машиной, или человеку, который перевозит такого гражданина, нужно внести сведения о транспортном средстве в Федеральный реестр инвалидов. Это единая база данных для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами. Подать заявление можно через портал «Госуслуги» или личный кабинет реестра. Законные представители, например родители детей-инвалидов, которые получают на него выплаты по линии ПФР могут воспользоваться личным кабинетом или обратиться в МФЦ.
Автоштрафы Учебная езда: за какие нарушения выпишут штраф
Важно, что в реестр вносится информация только одного авто. При необходимости сведения можно изменить, подав новую заявку. На официальном сайте Пенсионного фонда России сказано, что актуальные данные появятся в реестре уже через 15 минут.
Таким образом, инвалид может внести информацию об авто, на котором он планирует ехать, практически перед выходом из дома, говорит Любовь Шебанова, руководитель практики административного, уголовного права и автотематике
При этом машину достаточно внести в реестр один раз, необязательно делать это перед каждой поездкой. При добавлении «новой» машины сведения о предыдущей удаляются. Зато информация из реестра актуальна на территории всей страны.
✔️ Шаг 2. После внесения данных об авто следует получить опознавательный знак «Инвалид». До 2019 года они были персонифицированными и их выдавали после медико-социальной экспертизы, говорит Шебанова. Юрист считает, что необходимость отмены индивидуального знака назревала давно. Ведь в ПДД нет такого требования, а водители с инвалидностью тратили много времени, чтобы получить индивидуальный знак.
Сейчас специальный знак «Инвалид» можно купить самостоятельно. За его установку без соответствующего разрешения грозит штраф: для граждан составит 5000 руб., для должностных лиц — 20 000 руб., юридических — 500 000 руб. Саму машину конфискуют (ст. 12.4 КоАП).
Можно ли оспорить штрафы
Внесения авто в реестр недостаточно для парковки на местах для инвалидов, предупреждает Амир Хасанов, юрист ЮФ
Недвижимость, земля, строительство
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market)
Для этого на машине нужно установить еще и опознавательный знак «Инвалид». На это указал Пленум Верховного суда в постановлении от 25 июня 2019 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел, предусмотренных гл.12 КоАП РФ». Нахождение машины без специального знака на месте для инвалидов Пленум предлагает квалифицировать по ч. 2 ст. 12.19 КоАП. Нижестоящие инстанции такой подход поддерживают. Так, Московский городской суд подтвердил эту позицию в деле № 7-13757/2022, хотя оштрафованный водитель имел инвалидность и включил машину в необходимый реестр.
ГИБДД Остановили авто: какие права есть у водителя и сотрудника ДПС
По словам Хасанова, такие наказания можно отменить по формальным основаниям. Например, из-за ошибки и неточности в протоколе и постановлении. Так, в деле № 5-АД19-228 Михаила Рекунова* оштрафовали за парковку под знаком «Стоянка запрещена». Нарушение зафиксировал программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы». Сам водитель настаивал, что на его машине был приклеен знак «Инвалид» и он мог останавливаться по правилам дорожного движения. Суды к этому не прислушались, спор дошел до Верховного суда, который вернул его в первую инстанцию. После пересмотра производство по делу об административном правонарушении прекратили в связи с отсутствием состава.
Оспорить штраф за парковку на месте для лиц с инвалидностью получится тогда, когда постановление вынесено в автоматическом режиме в отношении собственника, автомобиль внесен в реестр, а доказательств отсутствия знака «Инвалид» не представлено.
Шебанова говорит, что суды могут признать отсутствие специального знака малозначительным. Так произошло в деле № 7-42/2019. В ноябре 2018 года Шамиля Саидова* оштрафовали за парковку на месте для инвалидов. Первая инстанция оставила выписанное постановление без изменения. А Пензенский областной суд обратил внимание, что у водителя и правда есть проблемы со здоровьем. Необходимый знак он получил за месяц до нарушения, но не успел его приклеить, поэтому под лобовым стеклом лежала справка об инвалидности. Исходя из этого, суд признал нарушение малозначительным. Апелляция подчеркнула, что это действие формально содержит признаки нарушения, но с учетом характера деяния, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пензенский областной суд посчитал, что устного замечания будет достаточно, и отменил постановление ГИБДД.
Информация о нормативном документе
2022.10.21 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:
“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В качестве пешехода может выступать:
1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист и водитель СИМ могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.
Например, если Вы сели на велосипед, то Вы – водитель, если слезли с велосипеда – пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.
Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.
2. Лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах в любом случае являются пешеходами.
3. Дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов соблюдать не обязаны. Однако если рабочий не выполняет работу на проезжей части, то он автоматически становится пешеходом.
Направление движения пешехода на проезжей части
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части). Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, средство индивидуальной мобильности или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).
Движение пешехода с СИМ по проезжей части
В одной из предшествующих статей речь шла о том, что спешившийся водитель СИМ становится пешеходом. Однако для пешехода, ведущего средство индивидуальной мобильности, в некоторых случаях действуют правила, отличающиеся от пешеходных. Рассмотрим пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В данном случае правила точно такие же, как и правила для велосипедистов. Пешеход с СИМ должен идти по попутному краю проезжей части.
Многие водители не понимают этого правила, поэтому разъясню, для чего оно необходимо:
Предположим взрослый водитель СИМ едет по проезжей части дороги. Это допускается, если иные варианты отсутствуют (вопрос более подробно рассмотрен в предшествующей статье).
Неожиданно на дороге возникает препятствие, не позволяющее продолжить движение на СИМ. Например, на дороге может встретиться аварийный мост длиной 10 метров, на котором установлен дорожный знак, запрещающий движение СИМ (дорожные знаки для СИМ будут рассмотрены в одной из следующих статей серии “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”). В этом случае водитель СИМ может спешиться, перейти через мост пешком, а затем вновь продолжить движение на СИМ по проезжей части.
При этом, если бы правила были иными и требовали бы, чтобы ведущие СИМ люди двигались во встречном направлении, то спешившемуся водителю пришлось бы сначала идти по проезжей части в обратном направлении до ближайшего пешеходного перехода, затем по встречной проезжей части идти до моста, переходить через мост и идти до еще одного пешеходного перехода, позволяющего вернуться на попутную сторону. При этом ехать по встречной проезжей части СИМ не может, так что длинный крюк пришлось бы проделать пешком.
В общем, пункт 4.1 составлен довольно логично.
Внимание! Данный пункт распространяется на движение пешеходов, ведущих СИМ, только по проезжей части. На обочину это требование не распространяется, то есть по обочине движение допускается в любом направлении.
Приоритет при пересечении дороги СИМ
Рассмотрим новый пункт 24.61 регламентирующий пересечение проезжей части водителем СИМ:
24.61. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
На первый взгляд в данном пункте все просто. При пересечении проезжей части вне перекрестков СИМ должны уступить дорогу всем.
Попытаемся понять, к какой именно ситуации может относится данный пункт. К перекресткам пункт не относится по своей формулировке. К выезду с прилегающей территории относить пункт также не имеет смысла, т.к. соответствующее требование уже закреплено в пункте 8.3 ПДД.
Один из вариантов – нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги (велосипед на рисунке выше). Напомню, что до 8 апреля 2014 года в правилах существовал пункт, который требовал, чтобы на подобных пересечениях велосипедисты уступали дорогу автомобилям. Однако в 2014 году пункт был исключен.
Другой вариант – пересечение проезжей части дороги водителем СИМ в произвольном месте (самокат на рисунке выше). То есть ни на перекрестке, ни на пешеходном переходе, ни на выезде с прилегающей территории. Речь идет о том, что средство индивидуальной мобильности едет по тротуару, затем принимает решение спуститься с бордюра и переехать на противоположный тротуар. В этом случае водитель СИМ должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.
Если у Вас есть примеры других ситуаций, в которых может быть применен новый пункт 24.61, то напишите их в комментариях к данной статье.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:
По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.
Ну а в следующей статье серии “Правила пешехода на дороге” речь пойдет об организованной пешей колонне.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Приоритет СИМ в велосипедной зоне
Рассмотрим обновленный пункт 24.11 ПДД:
24.11. В велосипедной зоне:
велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил;
велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил;
В велосипедной зоне правила для СИМ точно такие же, как и для велосипедистов:
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что в велосипедных зонах допускается движение только взрослых водителей средств индивидуальной мобильности (старше 14 лет).
Примечание. В обновленной редакции ПДД не говорится о том, что СИМ имеют преимущество над велосипедистами, а велосипедисты имеют преимущество над СИМ. То есть, приоритет между этими группами транспортных средств не установлен. И во всех случаях они должны руководствоваться при совместном движении иными пунктами правил дорожного движения.
Также хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”. Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о сигналах светофора и регулировщика для средств индивидуальной мобильности. Не пропустите!
По велопешеходной дорожке
“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.
“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.
По велопешеходной дорожке могут ездить средства индивидуальной мобильности, управляемые людьми в возрасте:
Если велопешеходная дорожка совмещенная, то скорость движения СИМ не должна превышать 20 км/ч, а пешеходы имеют приоритет.
По жилой зоне
17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
В жилой зоне движение средств индивидуальной мобильности разрешено по проезжей части. Однако в отличие от пешеходов СИМ не имеют преимущества перед транспортными средствами.
Примечание. Дети до 7 лет на СИМ являются пешеходами, поэтому они имеют преимущество перед транспортными средствами. Однако они не должны создавать необоснованных помех движению ТС.
Точно такие же правила действуют на дворовых территориях (пункт 17.4 ПДД).
Скорость движения СИМ в жилых зонах и на дворовых территориях ограничена цифрой 20 км/ч. Пешеходы имеют приоритет.
Кроме того, при выезде из жилой зоны или двора владельцы СИМ должны уступить дорогу другим участникам движения (пешеходам, транспортным средствам):
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам движения.
Приоритет СИМ при выезде из жилой зоны
17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
Основной смысл пункта 17.3 состоит в том, что при выезде из жилой зоны или с дворовой территории, водители СИМ должны уступить дорогу абсолютно всем участникам дорожного движения.
Однако отдельного внимания заслуживает формулировка нового пункта 17.3, которая вызывает вопросы. Дело в том, что в ней через запятую указаны 2 понятия: “водители” и “лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности”. То есть можно предположить, что законодатели не считают человека на СИМ водителем.
Однако, если обратится к пункту 1.2 ПДД, то, во-первых, СИМ является транспортным средством, а, во-вторых, человек, управляющий любым транспортным средством, является водителем. То есть, человек, управляющий СИМ, по определению является водителем.
Так что остается непонятным, зачем законодатели дважды включили лиц на средствах индивидуальной мобильности в пункт 17.3 ПДД. Не исключено, что данный пункт просто переписали из законопроекта, который рассматривался 3 года назад, не особо вдаваясь в детали.
Особенности движения в темное время суток
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 – 200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.
Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Расположение пешеходов на дороге
Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге:
Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):
На приведенных ниже рисунках обозначены все элементы дороги, по которым возможно движение пешеходов:
Рассмотрим, что означает каждый из перечисленных выше терминов.
Тротуар
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обочина
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
При этом на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает непосредственно к дороге.
Пешеходная дорожка
“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:
Велопешеходная дорожка
“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.
Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 – 4.5.7:
В первую очередь правила предписывают пешеходам выбрать движение либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке.
А что же выбрать, если есть все перечисленные элементы одновременно? В данном случае можно выбрать место для движения по собственному усмотрению.
Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, то ПДД разрешают идти по обочине. Если же нет даже обочины, либо по ней невозможно двигаться, то можно продолжить движение по проезжей части или велосипедной дорожке.
Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также для лиц, находящихся в инвалидных колясках.
Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.
Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.
ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?
Данная статья является первой частью серии, посвященной правилам дорожного движения для пешеходов.
Начнем с того, что каждый участник дорожного движения в той или иной мере является пешеходом. И даже самые закоренелые водители, которые день и ночь проводят за рулем, все же иногда покидают уютные транспортные средства и становятся пешеходами. А значит, правила для пешеходов необходимо знать абсолютно всем.
Движение СИМ по проезжей части
Рассмотрим обновленный пункт 24.5 ПДД:
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Также, как и велосипедисты, водители СИМ должны двигаться по проезжей части только в один ряд (кроме велосипедных зон, но об этом речь пойдет ниже). Однако, в отличие от велосипедистов, средства индивидуальной мобильности на проезжей части не могут выполнять обгон и объезд с левой стороны от любых ТС. То есть СИМ не может обгонять или объезжать другое СИМ, велосипедиста или автомобиль.
При этом важно понимать, что при движении по проезжей части СИМ не имеет права объезжать припаркованные автомобили. А это накладывает очень серьезные ограничения на движение в городах, ведь практически на каждой дороге найдется хотя бы один припаркованный автомобиль.
Примечание. В предшествующей статье речь шла о том, что вне населенных пунктов движение СИМ по проезжей части также серьезно ограничено, т.к. на большинстве дорог установлено ограничение скорости 90 км/ч. А по таким дорогам СИМ ездить не могут.
В общем, получается, что движение средств индивидуальной мобильности по проезжей части и в населенных пунктах, и вне населенных пунктов сильно ограничено. То есть с 1 марта 2023 года СИМ, фактически, становятся транспортом для движения по тротуарам, обочинам и велосипедным полосам. А в некоторые места на СИМ без нарушения требования ПДД доехать вообще не получится.
Еще один важный и неоднозначный вывод из этого пункта. Правила запрещают СИМ выполнять обгон и объезд слева, но не запрещают опережение. Напомню, что обгоном в 2023 году считается только маневр, при котором транспортное средство выезжает на встречную полосу. Если же СИМ проезжает по попутной полосе слева от едущего автомобиля, то маневр является опережением и не запрещен правилами.
Остается загадкой, почему пункт 24.5 сформулировали именно так. Можно предположить, что составители просто ошиблись в терминах.
А в целом ситуация выглядит довольно странной, так как объезд стоящего автомобиля для СИМ запрещен, а опережение едущего автомобиля, которое требует более высокой скорости, – нет.
Где запрещено движение средств индивидуальной мобильности?
16.1. На автомагистралях запрещается:
Движение средств индивидуальной мобильности на автомагистралях будет запрещено.
При наличии дорожных знаков
3.1 “Въезд запрещен”. Запрещается въезд всех транспортных средств, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в данном направлении.
3.2 “Движение запрещено”. Запрещается движение всех транспортных средств, а также лиц старше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
3.9 “Движение на велосипедах запрещено”. Запрещается движение велосипедов и мопедов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
3.35 “Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено”.
Движение средств индивидуальной мобильности может быть запрещено путем установки одного из следующих дорожных знаков:
Обратите внимание, законопроект предполагает введение нового знака 3.35, запрещающего движение только средств индивидуальной мобильности. Что касается остальных знаков, то для них просто дополнены описания.
В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной статье рассмотрен законопроект. То есть неизвестно, когда этот документ будет принят и будет ли принят вообще.
С актуальным текстом ПДД Вы можете ознакомиться на этой странице:
Ну а в следующей статье серии “Законопроект о СИМ” мы продолжим рассматривать правила для средств индивидуальной мобильности.
Где разрешено движение средств индивидуальной мобильности?
Внимание! Данная статья опубликована в разделе “Законы в разработке”. Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Внимание! С 1 марта 2023 года в текст ПДД введены понятие средство индивидуальной мобильности и правила движения СИМ, которые рассмотрены в следующих статьях: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5. Введенные правила существенно отличаются от рассмотренных ниже.
В этой статье будет продолжено рассмотрение законопроекта об изменении ПДД, связанного с введением понятия “средство индивидуальной мобильности”.
В предшествующей статье серии описано, какие устройства являются СИМ и где разрешено движение таких устройств (в зависимости от возраста “водителя”).
Напомню, что к СИМ относятся самокаты, роликовые коньки, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т.п.
Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:
Особенности движения СИМ
24.5 Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.
При движении СИМ по проезжей части должны соблюдаться следующие правила:
Это означает, что владельцы СИМ не смогут:
И если в случае с автобусом или троллейбусом на остановке можно просто немного подождать, то в случае с припаркованной машиной или препятствием владельцу СИМ придется покинуть проезжую часть.
Напомню, в предшествующей статье серии речь шла о приоритетах выбора места для движения на СИМ. Так вот, проезжая часть имеет самый низкий приоритет, то есть по ней можно ехать в самую последнюю очередь. И если на проезжей части дороги припаркован хотя бы один автомобиль, то ехать по ней СИМ не может. То есть данная дорога полностью закрыта для СИМ.
Примечание. Рассмотренное правило распространяется также и на велосипедистов. То есть в случае принятия законопроекта они потеряют возможность объезда остановившихся транспортных средств.
Фактически это означает, что велосипедисты и владельцы СИМ по проезжей части в населенных пунктах ездить не смогут. Ведь практически на любой городской дороге припаркован хотя бы один автомобиль (по правилам или с нарушением).
Еще раз о велосипедистах. Приоритет выбора места для движения для них отличается. И при наличии стоящих на проезжей части транспортных средств велосипедист получает право перебраться на обочину или на тротуар.
Примечание. СИМ может обогнать или объехать только другое СИМ, велосипед, мопед.
Велосипед может обогнать или объехать только другой велосипед, СИМ, мопед.
Мопеду не запрещается обгонять и объезжать кого угодно.
По проезжей части (спешившись)
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Если владелец средства индивидуальной мобильности спешился, то он становится пешеходом. Однако если он ведет, везет или несет средство индивидуальной мобильности по проезжей части, то он должен двигаться в попутном направлении с транспортными средствами.
Данный пункт дает владельцу СИМ следующую возможность. Если при движении на средстве индивидуальной мобильности (электросамокате) по проезжей части впереди замечено препятствие или припаркованное транспортное средство, то человек может спешиться и обойти транспортное средство пешком. После чего возобновить движение. В этом случае нарушения правил не будет.
По велосипедной зоне
“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
Законопроект предполагает, что велосипедные зоны смогут использоваться совместно велосипедистами и владельцами средств индивидуальной мобильности. Скорость движения СИМ при этом не должна превышать 20 км/ч.
Напомню, что велосипедной зоной может являться любой участок дороги, обозначенный следующими дорожными знаками:
Правила движения в велосипедных зонах рассмотрены в отдельной статье:
Итак, в велосипедной зоне правила для СИМ совпадают с правилами для велосипедистов. Они имеют:
Что касается решения разногласий между средствами индивидуальной мобильности и велосипедами, то они имеют одинаковый приоритет.
Напомню, что в велосипедной зоне могут двигаться СИМ, управляемые только взрослыми (старше 14 лет). При этом не имеет значения, оборудовано ли СИМ двигателем и есть ли у него гироскопическая стабилизация. То есть взрослые могут ездить по всей ширине проезжей части велосипедной зоны на любых СИМ (роликах, гироскутерах, электросамокатах).
Дети от 7 до 14 лет по проезжей части велосипедной зоны ездить не могут.
Дети младше 7 лет на СИМ являются пешеходами, то есть они могут в любом месте пересекать проезжую часть велосипедной зоны не слезая с СИМ. Однако при этом дети не имеют преимущества перед транспортными средствами и СИМ, едущими по проезжей части.
По полосе для велосипедистов
5.11.2 “Дорога с полосой для велосипедистов”. Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
5.11.2 “Дорога с полосой для велосипедистов”. Дорога, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
На дороге с выделенной полосой для велосипедистов владельцы средств индивидуальной мобильности пользуются такими же правами, как и велосипедисты.
Напомню, что по полосе для велосипедистов могут ездить только взрослые владельцы СИМ (старше 14 лет). Кроме того, если СИМ оборудовано гироскопической стабилизацией, то ездить по полосе для велосипедистов оно не может.
То есть по полосе для велосипедистов могут ездить либо электрический СИМ без стабилизации (электрические самокаты, электрические скейтборды), либо СИМ без двигателя (роликовые коньки, самокаты, скейтборды).
По пешеходной дорожке
4.5.1 “Пешеходная дорожка”. Разрешается движение пешеходам и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 – 24.4 настоящих Правил.
1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;
4.5.1 “Пешеходная дорожка”. Разрешается движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 – 24.4 настоящих Правил.
1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедов;
По пешеходной дорожке могут ездить только дети:
Скорость движения СИМ на пешеходной дорожке не должна превышать 20 км/ч, а пешеходы имеют приоритет.
Скорость движения СИМ
В первую очередь рассмотрим первый абзац пункта 24.6 ПДД:
24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Данный пункт говорит о том, что максимальная скорость СИМ составляет 25 км/ч.
Причем данное ограничение распространяется на любые элементы дорожной инфраструктуры: и на тротуары, и на обочины, и на проезжую часть.
Примечание. Скорость движения СИМ зафиксирована в пункте 24.6 ПДД, в отличие от всех остальных транспортных средств, для которых ограничения скорости собраны в специальный раздел “10. Скорость движения”.
Важно понимать, что 25 км/ч – это максимальная скорость, однако на некоторых участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения:
Например, в жилых зонах и на дворовых территориях любое транспортное средство (в том числе и СИМ) не должно превышать скорость 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД).
Данный пункт вызывает вопросы по поводы того, как именно водитель СИМ должен контролировать скорость движения своего транспортного средства. На некоторых электросамокатах есть спидометр и с ними проблем быть не должно. Однако если говорить про электроскейтборд, моноколесо или гироскутер, то на них нет не только самого спидометра, но и места для его установки. Так что, судя по всему, скорость придется определять на глаз.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу того, кто и как будет контролировать соблюдение скорости средствами индивидуальной мобильности. У СИМ нет номеров, так что штрафы с автоматических камер им не грозят. Ну а сотрудники ГИБДД вряд ли будут проводить рейды по соблюдению скорости водителями СИМ.
Кроме того, скорость 25 км/ч все же довольно высокая и большая часть СИМ не сможет ее развить чисто технически. Оставшимся же транспортным средствам все же придется как-то контролировать скорость.
Движение СИМ на автомагистралях
Рассмотрим обновленный пункт 16.1 ПДД:
движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Пункт 16.1 говорит о том, что движение СИМ по автомагистралям запрещено.
Некоторые водители по ошибке считают автомагистралями любые загородные дороги. Напомню, что автомагистралью является только дорога, обозначенная следующим дорожным знаком:
Максимальная скорость движения по автомагистрали для легковых автомобилей составляет 110 км/ч. И в связи с этим у Вас может возникнуть следующий вопрос. А зачем введен дополнительный запрет на движение СИМ по автомагистралям, ведь средствам индивидуальной мобильности запрещено выезжать на дороги, где максимальная скорость превышает 60 км/ч (это вопрос рассмотрен в предшествующей статье)?
Все довольно просто. Если на дороге максимальная скорость движения превышает 60 км/ч, то СИМ не могут выезжать только на проезжую часть. На автомагистрали же движение СИМ запрещено полностью. Не только по проезжей части, но и по обочине.
Внимание! Движение СИМ также запрещено и на дорогах для автомобилей (пункт 16.3 ПДД), то есть на дорогах, обозначенных дорожным знаком 5.3:
Приоритет пешеходов перед СИМ
Обратимся к пункту 24.6 ПДД:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Пункт 24.6 рассказывает о том, как должны вести себя велосипедисты и водители СИМ при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам и обочинам. Велосипедист, как и ранее, при создании помех пешеходам должен спешиться и руководствоваться правилами для пешеходов. А вот для СИМ правила иные. Водитель СИМ, может спешиться, а может и не делать этого. Ему достаточно просто снизить скорость до скорости пешеходов.
Также обратите внимание, что с 1 марта 2023 года требование будет действовать в том числе на велосипедных дорожках, расположенных внутри пешеходных зон. Речь идет о следующей ситуации:
На рисунке выше изображена жилая зона, внутри которой обозначена велосипедная дорожка. Не смотря на то, что дорожка по названию велосипедная, приоритет на ней имеют пешеходы. То есть СИМ и велосипедисты должны уступать дорогу пешеходам (велосипедисты должны спешиваться, а водители СИМ – спешиваться или снижать скорость).
Также внимания заслуживает и третий абзац обновленного пункта 24.6:
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Этот абзац говорит о том, что пешеходы имеют приоритет во всех случаях, когда им разрешено совместное движение с велосипедистами и СИМ.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, где могут двигаться СИМ при различных обстоятельствах. Так вот, изучение ПДД позволяет понять, что пешеходы также могут двигаться во всех указанных местах при определенном стечении обстоятельств. Кроме, разве что, велопешеходной дорожки с раздельным движением. Таким образом, пункт 24.6 требует, чтобы велосипедисты и СИМ всегда уступали дорогу пешеходам.
А теперь еще одна неоднозначность. Обновленный пункт 4.1 ПДД, который будет более подробно рассмотрен в одной из следующих статей серии “Новые ПДД с 1 марта 2023 года”, говорит о том, что на велосипедных дорожках пешеходы должны уступить дорогу велосипедистам и СИМ.
Так что на велодорожках пешеходы уступают дорогу СИМ и велосипедистам, а велосипедисты и СИМ уступают дорогу пешеходам.
Информация о законопроекте
15.11.2019 Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.