Эта статья — о пешеходных дорожках, прилегающих к проезжей части. О пешеходных дорожках вдали от автомобильных дорог см. Пешеходная дорожка.
ОписаниеПравить
Для безопасности и помощи ориентации в пространстве пешеходам с нарушением зрения на тротуарах укладывают тактильное покрытие.
СтроительствоПравить
При строительстве тротуара необходимо предусмотреть дренажную систему для своевременного удаления воды с поверхности. Один из самых распространенных методов дренажа тротуаров — создание поперечного уклона.
Существует несколько типов дренажных систем, применяемых для отвода воды от тротуарных дорожек — комбинированная система дренажа и система линейного дренажа. Форматы отличаются по способу транспортировки воды: подземный и поверхностный способы.
Государственный надзорПравить
- Мостовая
- Бортовой камень (бордюр)
- Площадь (архитектура)
- Движущийся тротуар
- Тротуарный камень
- Тротуарная плитка
- Поперечный уклон дорожного покрытия
- «Тротуары Бангкока»
- Вымащивать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Тротуар // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Панель // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения» (ПДД). www.consultant.ru. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 18 июля 2018 года.
- Статья 3. Основные понятия, Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах». Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 сентября 2018 года.
- Пешеходные дорожки на территории застройки. Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров. Справочник строителя. baurum.ru. Дата обращения: 15 августа 2017. Архивировано 3 июля 2017 года.
- Постановление Правительства России от 22 марта 2014 г. № 221 Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine.
- Штраф за езду по тротуарам – ч.2 ст. 12.15 КоАП. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 21 июля 2019 года.
- ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 14 июня 2020 года.
- СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
- . Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
- Пункт 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденным Указом Президента России от 15 июня 1998 года № 711. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 24 сентября 2018 года.
- Градостроительный Кодекс Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Дата обращения: 7 ноября 2018. Архивировано 29 сентября 2018 года.
- В администрации Оренбурга объяснили, зачем нужны «технические тротуары». Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
- Технические тротуары: где и зачем? Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
СсылкиПравить
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (14 мая 2011)
Проезжие части отделены от разделительных полос и тротуаров бордюрами.
Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.
Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения. Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки.
Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.
- Что такое тротуар по ПДД?
Чем он отличается от проезжей части?
Есть ли отдельный знак с обозначением тротуара?
Всегда ли тротуар приподнят над дорогой?
Отделяется ли он от проезжей части бордюром?
Тротуар и обочина – это одно и то же? - Чем он отличается от проезжей части?
- Есть ли отдельный знак с обозначением тротуара?
- Всегда ли тротуар приподнят над дорогой?
- Отделяется ли он от проезжей части бордюром?
- Тротуар и обочина – это одно и то же?
- В каких случаях я могу припарковаться на тротуаре без штрафа?
- Сколько штраф за нарушение парковки на тротуаре в 2023 году?
Фиксируют ли нарушение камеры?
Грозит ли эвакуация машины на штрафстоянку? - Фиксируют ли нарушение камеры?
- Грозит ли эвакуация машины на штрафстоянку?
- Не существует также дорожных знаков и разметки, которые бы отделяли тротуар от других участков дороги.
- Из-за этого его легко спутать с придомовой территории или с обочиной. Не факт, что даже суды всесторонне разберутся в деле – в статье приводим неоднозначное решение Верховного Суда.
- Однако в СП 42.13330.2016 говорится, что тротуар должен возвышаться над проезжей частью и быть отделён бордюром. При этом высота бордюрного камня не уточняется. К тому же поребрик может быть занижен – так что вы можете попросту не увидеть его под снегом и заехать на тротуар, рискуя получить штраф.
- Тем не менее, в Правилах дорожного движения прямо указывается, в каких случаях можно парковаться на тротуаре.
- Сделать это без штрафа можно при наличии знака 6.4 «Парковка» и/или знака и одной из дополнительных табличек – для удобства мы оформили их картинкой. Однако, если 6.4 находится в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» – парковаться в любом месте после ограничителя уже нельзя.
- Допускается проехать через тротуар к торговой точке, а затем встать там для погрузки или разгрузки товаров. Нарушением правил парковки это не является и штрафа быть не должно, хотя и тут в законе есть казус!
- Запрещено вставать на бордюр колесом или нависать багажником машины. Такое расположение ТС при отсутствии знака 6.4 также считается нарушением ПДД.
- В 2023 году штраф за остановку на тротуаре составляет 1 000 рублей, а для Москвы и Питера 3 000 рублей (ст. 12.19 КоАП). Но помимо штрафа у вас могут эвакуировать автомобиль.
Тротуары не предназначены для передвижения и парковки автомобилей. Однако определить, что перед вами: тротуар, придомовая территория или обочина – не всегда легко. Ситуация усугубляется и тем, что ПДД дают довольно расплывчатое определение термина «тротуар». Дополнительную информацию приходится искать в многочисленных ГОСТах и СНИПах, однако к обязанностям водителя они отношения не имеют. Да и в этих документах ещё поди разберись. Вот и выходит, что не все водители могут определить, тротуар перед ними или место для парковки. Из-за этого можно получить штраф, а также неприятности с эвакуацией машины. В статье выясним, что такое тротуар, как и чем он обозначается, как его отличить, в каких случаях можно парковать на нём автомобиль. Также посмотрим, сколько штраф за нарушение правил остановки на тротуаре и в каких случаях грозит эвакуация.
Что такое тротуар по ПДД?
Визуально тротуар идентифицируется как приподнятый участок дороги, отделённый от проезжей части бетонным бордюром. Но это визуально и общеизвестно. Что же с точки зрения закона?
Итак, водители обязаны руководствоваться, в первую очередь, Правилами дорожного движения – и там дано определение рассматриваемого нами понятия.
Согласно пункту 1.2 ПДД:
Тротуар” – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обратите внимание, что речь идёт только о примыкании к проезжей части. О том, что тротуар должен быть отделён от дороги бордюрным камнем в ПДД ничего не сказано. Соответственно, может сложиться обманчивое впечатление, что наличие бордюра – вовсе не главный критерий.
Между тем, в ПДД есть определение термину «прилегающая территория». И по смыслу оно достаточно похожее:
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Вот один из недавних примеров:
Автоледи оставила машину во дворе, но это зафиксировал автоматический комплекс «ПАК ПМ». Женщине пришёл штраф на 3 000 рублей, но она подала жалобу. В качестве доказательств автоледи приложила скриншот с Яндекс-карт, а также письма зампрефекта и местного ЖКХ о том, что данный участок не является ни тротуаром, ни газоном – а это придомовая территория. Однако ни районный, ни городской суд эти аргументы не убедили. Штраф был оставлен в силе.
В итоге автоледи дошла до Верховного Суда, и вот что он отметил:
- наличие тротуарной плитки не говорит о том, что эта зона предназначена для пешеходов,
- зелёные насаждения также не подтверждают это утверждение,
- предоставленные истцом письма никак не изучены, что является недостаточной проверкой судами доводов автоледи.
В конечном итоге ВС отменил решения нижестоящих судов о штрафе за парковку на тротуаре и направил дело на пересмотр (Постановление Верховного Суда № 5- АД 18-95 от 15 января 2019 года).
Таким образом, ПДД не дают полного понимания, что считается тротуаром. Согласно определению, он примыкает к проезжей части. Однако остаётся непонятным, должна ли быть возвышенность в виде бордюра или тротуар может находиться на одном уровне с дорогой. И что, если бордюра нет? Идём дальше!
Чем он отличается от проезжей части?
Тем, что проезжая часть предназначена для движения транспортных средств (за исключением трамваев), а по тротуару могут передвигаться исключительно пешеходы, велосипедисты и владельцы СИМов – моноколёс, гироскутеров, электросамокатов и т.п.
Есть ли отдельный знак с обозначением тротуара?
Как ни странно, нет.
Действующие в 2023 году Правила дорожного движения не содержат дорожного знака или разметки для обозначения тротуаров. Соответствующие знаки есть лишь для пешеходной дорожки (4.5.1) и для совмещённой зоны – для пешеходов и велосипедистов (4.5.2).
Вот как они выглядят:
Отсутствие обозначений еще больше усложняет задачу по отличию тротуара от проезжей части и других участков дороги. Особенно это касается зимы, когда бордюр часто бывает засыпан сугробами снега.
Всегда ли тротуар приподнят над дорогой?
Итак, мы выяснили, что в ПДД нет ответа на этот вопрос. Однако ещё есть руководства по обустройству дорожной инфраструктуры, где содержатся технические моменты о применении, покрытии, высоте, ширине и т.д.
В данном случае мы обратимся к актуальному СП 42.13330.2016 О планировке и застройке городских и сельских поселений, а точнее пункту 3.35а этого СНИПа:
тротуар: Территория улиц и дорог, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.
Таким образом, СНИП приводит обязательный критерий определения тротуара – приподнятость над проезжей частью. Соответственно, если вы хотите припарковаться и видите возвышенность – оставлять на ней машину чревато, поскольку речь может идти о парковке на тротуаре.
С приподнятостью разобрались. Но на какую высоту? Старый СНиП 2.07.01-89 в пункте 2.9 указывал, что высота пешеходных тротуаров над проезжей частью должна быть 15 см, однако этот документ в 2023 утратил силу. Ему на смену пришла актуализированная версия СП 42.13330.2016, где вы не найдёте информации о высоте тротуаров.
Отделяется ли он от проезжей части бордюром?
Если ещё раз взглянуть на определение понятия «тротуар» из СП 42.13330.2016, то можно заметить второе обязательное условие – отделение бортовым камнем, что по факту и является бордюром.
В некоторых случаях бордюр может быть занижен. Это сделано специально для проезда людей на инвалидных колясках, а иногда и автомобилей – о чём мы расскажем чуть позже.
Тротуар и обочина – это одно и то же?
Согласно п. 1.2 ПДД, обочина представляет собой элемент дороги, который находится на одном уровне с проезжей частью и примыкает к ней. Этим обочина отличается от тротуара – который, как мы выяснили, возвышается над проезжей частью и отделён бордюром.
Отличием обочины от проезжей части является тип покрытия (щебень, гравий, травма) или белая сплошная линия разметки 1.2. Тротуары не отделяются разметкой и имеют классическое асфальтовое покрытие.
Обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств. В свою очередь, тротуар не предназначен ни для того, ни для другого (правда, в исключительных случаях разрешается временная остановка).
В каких случаях я могу припарковаться на тротуаре без штрафа?
Правила остановки и стоянки транспортных средств регулируется Разделом 12 Правил. В нём перечислены в том числе и ситуации, когда вы можете оставить машину на тротуаре и нарушением это считаться не будет.
Итак, давайте по порядку:
- Пункт 12.1 ПДД допускает остановку ТС на тротуаре, но ссылается на случаи из п. 12.2 Правил,
- В свою очередь, абзац 4 пункта 12.2 ПДД сообщает о двух условиях, когда водитель может поставить машину на краю тротуара – а именно при наличии самостоятельного знака 6.4 «Парковка» или такого знака + одной из информативных табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.
- В данном случае знак 6.4 обеспечивает возможность припарковать транспортное средство в указанном месте, а таблички к нему могут разъяснять, каким образом это можно сделать:
Но есть одно исключение! Если в начале дороги висит знак 3.27 «Остановка запрещена», и дальше в зоне его действия у края тротуара установлен знак 6.4 «Парковка» – тогда оставлять машину нельзя. Точнее, вам выпишут штраф за любую парковку после знака 3.27.
Ещё одна возможность остановки на тротуаре диктуется необходимостью проехать по нему для погрузки или разгрузки грузов. Несмотря на то, что в п. 12.1 Правил прямого разрешения вы не найдёте, такой манёвр допускает п. 9.9 ПДД.
Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Фактически парковаться на тротуаре в таком случае нельзя. Однако, доехав до пункта разгрузки/выгрузки, автомобилю в любом случае придётся остановиться, чтобы переместить грузы или товары. Поэтому, нарушением такое действие вкупе с разгрузкой грузов по закону 2023 года не является, при условии, что иных путей подъезда к объекту нет.
Ещё одна тонкость связана с заездом на тротуар, когда рядом нет знака 6.4 (например, во дворе). Нарушением здесь будет считаться не только наезд хотя бы одним колесом, но и нависание бампера автомобиля над тротуаром. Это особенно актуально для небольших по ширине возвышенностей для пешеходов. Если половину пространства «съест» бампер машины, то это создаст неудобство для передвижения людей, не говоря уже о том, что с коляской по тротуару уже не пройти. Поэтому, инспектор ДПС может вполне законно выписать постановление со штрафом. Правда, встретить дорожный патруль в жилом дворе – большая редкость.
Вывод из вышесказанного очень простой: не уверен – не паркуйся. В противном случае можно ошибочно принять тротуар за проезжую часть или придомовую территорию, с перспективой получить наказание.
Сколько штраф за нарушение парковки на тротуаре в 2023 году?
От 1 000 до 3 000 рублей.
Разница в суммах связана с тем, что стоянка на тротуаре в Москве и Санкт-Петербурге оценивается дороже, чем в регионах. Штраф в этих двух городах за это нарушение составляет 3 000 рублей (часть 6 ст. 12.19 КоАП), в то время как в остальных регионах 1 000 рублей (часть 3 той же статьи).
Однако закон 2023 года позволяет оплатить штраф за парковку на тротуаре с 50% скидкой. Для этого вы должны совершить платёж не позднее 20 дней со дня вынесения постановления (не путайте с датой получения копии). В таком случае можно заплатить половину сумму.
Фиксируют ли нарушение камеры?
Да. Камеры автофиксации нарушений фиксируют в том числе и нарушения парковки на тротуарах. После этого в ЦАФАП перепроверяют снимки в ручном режиме, а потом составляют постановления в адрес собственников машин.
Правда, камеры на парковку в зоне тротуара можно встретить разве что в мегаполисах по типу Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и реже в других городах.
Грозит ли эвакуация машины на штрафстоянку?
Да. Перемещение автомобиля на специализированную стоянку – это ещё она неприятность помимо выписанного водителю штрафа.
Задержание транспортного средства применяется в строго ограниченных случаях, перечисленных в статье 27.13 КоАП. Однако и часть 3, и часть 6 статьи 12.19 Кодекса сюда относятся. Поэтому, если ваша машина стоит на тротуаре и это заметят сотрудники ГИБДД, АМПП или МАДИ, они имеют полное право вызвать погрузчик, чтобы тот увёз автомобиль на штрафстоянку. А вам придётся ехать и вызволять машину «из плена».
Как избежать штрафстоянки? Самое простое – не парковать автомобиль на тротуаре, а в случаях, предусмотренных пунктом 12.2 ПДД делать это в соответствии с правилами. При этом эвакуировать машину могут только если вас нет за рулём или если вы не успели прийти до того, как погрузчик начал движение в сторону спецстоянки.
Олег
#
14 февраля 2017 в 09:38
Зима, сугробы в нашем поселке чистят всего одну центральную улицу, раза три за всю зиму. А остальные улицы протаптывают пешеходы и нечастые автомобили. Правда работники ГИБДД, зачастую ловят пешеходов идущих, по протоптанной дороге, которая пошире чем тропинка вдоль этих дорог шириной 30-40 см. По этой тропинке сложно пройти здоровому пешеходу в валенках, не то что инвалиду, а уж тем более мамам детьми в колясках. Стоят этакие красивые инспектора дорожного движения и вежливо так объясняют, пешеходам: ” нужно ходить по тропинке которую мы кое как и протоптали даже демонстрирует как это делать, поясняя при этом, что это наша безопасность. А попробуйте ему доказать что здесь нет пешеходной дорожки, летом длинная канава вдоль проезжей части в которой воды столько, что в пору плавать на плоту, а ни какого асфальта нет. В ответ инспектор заявляет, что у них на карте якобы отмечено – это тротуар и грубо тащит пешехода в машину, чтобы составить протокол, а как же ведь у них план штрафам. Зачем им требовать от администрации нормального устройства тротуаров, заботясь о безопасности, им нужно получить премию, а это место где нет тротуара, как раз им и подходит. Неважно что тут зимой согласно их карте ни кто не чистит снег, ради плана можно постоять там где нет тротуара, ведь там где тротуар есть, а это ул. Центральная, ни кто не ходит по проезжей части, там плана не сделаешь. По этим тропинкам невозможно пройти пешеходу, а тем более с детскими колясками, а надо так как идут в поселковую больницу.
Что такое проезжая часть?
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:
- Асфальт.
- Бетон.
- Брусчатка.
- Щебень.
- Грунт.
Границами проезжей части являются:
- Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
- Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».
Элементы проезжей части
Элементами собственно проезжей части являются:
- Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
- Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
- Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:
- Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
- Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
- Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Ширина проезжей части
Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:
- Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
- Автозимники.
- Внутрихозяйственные дороги.
- Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.
Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.
Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.
Автомобильная дорога
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 18 правок.
Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Термин включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.
История
Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону, от 10 декабря 1995 года, № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В Федеральном законе, от 8 ноября 2007 года, № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых государствах и странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.
Основные элементы автомобильной дороги
- Шоссе
- Автомагистраль (скоростная автодорога)
- Просёлочная дорога
- Военно-автомобильная дорога
Левостороннее и правостороннее движение
Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении.
Длина автодорог по государствам
Длина автодорог по государствам (представлены не все):
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2016 года; проверки требуют 19 правок.
Безре́льсовый тра́нспорт — общее название всех сухопутных видов транспорта, не использующих рельсовый путь.
Для движения безрельсовых видов транспорта достаточно любой ровной твёрдой поверхности. При регулярном движении дороги образуются сами собой, тем не менее в большинстве случаев их приходится строить специально и покрывать слоем асфальтобетона или другого подходящего материала. Дороги без твёрдого покрытия сильно пылят в сухую погоду, а во время дождей и особенно весеннего таяния снегов раскисают.
Важным свойством безрельсовых транспортных средств является их проходимость — способность двигаться по неровному и/или мягкому грунту. Наилучшей проходимостью обладают гусеничные машины — в то же время они дорого стоят и не способны развивать высокую скорость; при движении по дорогам они разрушают дорожное покрытие. Некоторые виды безрельсовых транспортных средств могут также перемещаться по рельсам и по воде (движущиеся в нескольких средах называются амфибиями).
ГабаритыПравить
Для одиночных транспортных средств, двигающихся по дорогам общего пользования, в Российской Федерации — России и многих других государствах и странах действует ограничение ширины 2,5 метра, высоты 4 метра и длины 12 метров; у автопоездов длина может составлять 24 метра и более. Для движения машин с бо́льшими габаритами требуется специальное разрешение. Внедорожные транспортные средства могут быть значительно больше, но на практике почти всегда требуется обеспечить возможность их перевозки по железной дороге, поэтому их ширина чаще всего не превышает 3,4 метра (в России). Машины с бо́льшими габаритами (например, карьерные самосвалы) часто приходится перевозить в разобранном виде (см. также крупногабаритный груз).
АвтотранспортПравить
В автотранспорте выделяют грузовой автотранспорт и пассажирский автотранспорт.
АвтопоездаПравить
Как правило, под автопоездами понимают любые грузовые транспортные средства с одним прицепом и более.
В Австралии под автопоездами понимают гигантские автотрейлеры с большим количеством прицепов.
Троллейбусные поездаПравить
- транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общего пользования, подчиняются ГИБДД; все прочие подчиняются Гостехнадзору.
- контроль и надзор за правовым порядком международных автомобильных, коммерческих грузовых, а также коммерческих пассажирских перевозок (в том числе легковым автотранспортом) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта России
Типы безрельсовых транспортных средствПравить
Первым видом дорожного транспорта были лошади и волы, несшие товары по дорожкам, часто совпадавшим с тропами зверей. По мере развития коммерции пути стали выравнивать и расширять, чтобы они соответствовали возросшей деятельности людей.
Дороги Римской империи
С появлением Римской империи у многочисленных армий возникла необходимость быстрого перемещения из одной области в другую, а существовавшие тогда дороги часто были размытыми, что значительно задерживало передвижение большой массы войск. Для разрешения данной проблемы римляне построили отличные дороги. Дороги Римской империи использовали глубокое дорожное полотно из битого камня в качестве нижнего слоя для того, чтобы дороги были сухие. Благодаря битому камню вода уходила, вместо того, чтобы превратиться в грязь на глиняных почвах. Легионы быстро передвигались по ним, а некоторые из тех дорог до сих пор используются.
На наиболее трудно преодолеваемых маршрутах использовались дополнительные слои, включавшие в себя шестиугольные камни или кирпичи для мощения, уменьшавшие пыль, а также скольжение колёс. Кирпич позволил римским колесницам передвигаться очень быстро, что обеспечивало хорошую связь с римскими провинциями. Сельские дороги часто мостились, прежде всего, в сторону города, для того, чтобы продукция была чистой. Для уменьшения ударов в транспорт на лошадиной тяге были внедрены первые виды пружин и рессор, так как сначала мостовые часто были не идеально выложены.
С началом промышленной революции были разработаны паровые двигатели, но в большинстве своём они были слишком тяжёлыми для обычных дорог и применялись на железных дорогах, где вес воспринимался рельсами, уменьшавшими также сопротивление движению. Следует заметить, что обычная ширина британской рельсовой колеи (1435 мм) такая же, как и колея римских колесниц, так как это был обычный размер колеи повозок с тех пор.
Во времена Индустриальной революции, а также из-за развития вследствие этого коммерции, улучшенное дорожное сообщение стало крайне необходимым. Дождь вместе с грязными дорогами заставил торговлю увязнуть в грязи. Шотландец по имени МакАдам (McAdam) разработал первое современное шоссе. Он создал недорогой материал для дорожного полотна из соединения почвы и камня (также известный как «макадам» («macadam»)). МакАдам также насыпал дорогу на несколько футов выше, чем окружающая местность, чтобы заставить воду стечь с её поверхности (тем самым он дал рождение термину автострада (от англ. «highway» — высокая дорога)). Когда же его состав покрыли гудроном (от англ. «tar» — смола, гудрон), его стали называть «tarmacadam», или просто «tarmac» — асфальт.
Когда лошадиные экипажи были заменены автомобилями и грузовиками, а скорости увеличились, необходимость в гладких дорогах и меньших вертикальных колебаниях стала более очевидной, вследствие чего, были разработаны пневматические шины для уменьшения явно излишней жёсткости.
С развитием, массовым производством и всеобъемлющей популярностью автомобиля, стали необходимы дороги с большей пропускной способностью. В 1920-е годы появились автострады с ограниченным доступом. Их отличительными чертами были двойные проезжие части с пунктами доступа, ограничивающими (но не всегда) смешивание различных классов автомобилей. Их двойные проезжие части пропускали большое количество автомобилей, а отсутствие необходимости в светофорах, наряду с маленькими наклонами и плавными поворотами, позволило достигать бо́льших скоростей. Велосипедисты также вскоре выступили за поддержку хороших дорог.
Первые дороги с ограниченным доступом были Парковые (от амер. «Parkways»). Их так называли из-за их часто «паркоподобного» ландшафта, а в районе Метрополитен, в Нью-Йорке, они соединяли местную систему парков. В 1930-х появились Немецкие Автобаны (от нем. «Autobahn» — автомобильная дорога, автострада), которые высоко подняли стандарты проектирования дорог и их скорости. В том же десятилетии США начали строительство платных дорог по подобным жёстким требованиям.
В поздние 1940-е и ранние 1950-е, после Второй мировой войны, прервавшей развитие автомагистралей, США продолжили строительство платных дорог. Они должны были удовлетворять ещё более жёстким требованиям и стандартам. Одна из дорог — Нью-Йоркская штатная магистраль (от амер. «NY State Thruway») — удовлетворяла этим требованиям и стала прототипом для Американской Межштатовой Автодорожной Системы (от амер. — «American Interstate Road System») Эта система использует полосы движения шириной в 12 футов (3,65 метра), широкие разделительные полосы, уклоны максимум 4 % и полный контроль доступа к ним. Система была запущена в середине 1950-х и создала сеть континентальных масштабов для соединения каждого населённого пункта с числом жителей от 50 000 и более.
- Статья «Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий» на сайте «www.autoconsulting.com.ua». Дата обращения: 11 сентября 2015. Архивировано 14 сентября 2015 года.
- Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- Крат В. И.Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — С. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
- Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
- Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284
- Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3 (укр.) (англ.)
- Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
- Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 С. 16-20
- Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 6
- С. П. Бейкул К. А. Брамский Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 33 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1 (укр.)
- Веклич В. Ф. Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.
Акцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.
Трамвайные пути — не являются проезжей частью.
По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.
Рельсы слева от проезжей части»
Полоса проезжей части
Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.
Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.
Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.
на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил
С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.
Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.
Обозначенная или не обозначенная разметкой
Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться. Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится. На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.
Продольная полоса
И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.
Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.
Профиль проезжей части с продольной полосой
Продольная полоса проезжей части
Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.
Ширина полосы движения
«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»
Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.
Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:
Добавление полосы движения за счет сужения других полос
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях