АВТОСТРАДА
АВТОСТРАДА (итал. autostrada) (автомагистраль) – автомобильная дорога, обычно большой протяженности и высокой пропускной способности, с разделительной полосой для разобщения встречных транспортных потоков, не имеющая пересечений на одном уровне с др. путями. Предназначается для массового скоростного движения автотранспорта.
Большой Энциклопедический словарь.
.
Смотреть что такое “АВТОСТРАДА” в других словарях
Автомагистра́ль E4 в Швеции
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами.
Предназначена для движения транспортных средств с высокой скоростью, проезжие части для каждого направления движения разделены барьером или другим строительно-техническим образом и имеют не менее двух полос для движения в каждом направлении, а также часто широкую обочину для остановки в непредвиденных случаях.
Съезды и выезды на автомагистрали оборудованы полосами замедления и ускорения. Выезд на автомагистрали для транспортных средств, максимальная разрешённая скорость которых ниже определённой величины км/ч (например, мопеды или трактора; конкретная скорость зависит от государства), а также для велосипедного и гужевого транспорта запрещён. Также на автомагистралях запрещёно пешеходное движение. К отличительным особенностям автомагистралей относятся запрещения движения задним ходом и остановки вне специально отведённых для этого мест.
Официальное толкование
Первая автомагистраль (итал. ) была построена в 1924 году на севере Италии. Протяжённостью 85 км, она соединила Милан и Варезе. К 1939 году было построено примерно 500 км автомагистралей.
В Германии протяжённость автомагистралей к 1940 году составляла около 3700 км.
После Второй мировой войны автомагистрали (фр. , англ. ) строились во Франции и Великобритании.
Самое активное строительство автомагистралей (англ. ) велось в США, где к 1974 году насчитывалось 70 800 км скоростных дорог.
В России
Знак 5.1 «Автомагистраль»
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации (пункт 1.2):
Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
На автомагистралях запрещается (пункт 16.1):
- Движение пешеходов и домашних животных;
- Движение велосипедов, мопедов, тракторов, самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- Движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
- Остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11;
- Остановка общественного транспорта
- Разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
- Движение задним ходом;
- Учебная езда.
В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (пункт 3.1.1) к классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
Максимально разрешённая скорость на автомагистралях, если не указано другое, составляет 110 км/ч.
Сеть автомагистралей в России развита слабо, к дорогам такой категории, в частности, относятся начальные (от Москвы) участки федеральных дорог М9 «Балтия», М2 «Крым» и М4 «Дон», КАД Санкт-Петербурга, Западный скоростной диаметр в том же Петербурге, а также ряд небольших участков на дорогах страны.
В мире
Автомагистраль в Германии
Знак автомагистрали в Германии
Знак автомагистрали в Австрии
Знак автомагистрали в Швейцарии
В Германии большая часть автомагистралей отгорожена специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части.
В Австрии и Швейцарии на автомагистралях приняты ограничения скорости в 130 км/час и 120 км/час соответственно. В Германии общее ограничение скорости отсутствует, вместо него есть т. н. «рекомендуемая скорость», которая составляет 130 км/час. На многих участках автомагистралей установлены локальные ограничения скорости с помощью соответствующих знаков.
9 апреля 2008 года самая маленькая федеральная земля ФРГ Бремен ввела ограничение скорости 120 км/ч на всех отрезках автомагистралей, находящихся на её территории, став тем самым единственной землёй в Германии, на территории которой нет ни одного участка дороги с неограниченной скоростью движения. Земля Бремен состоит из двух городов — Бремена и Бремерхафена (разделённых территорией федеральной земли Нижняя Саксония) и по ней проходят примерно 60 километров автомагистралей, из которых на протяжении примерно 54 км скорость уже была ограничена ранее. По словам местного министра природоохраны Райнера Лоске, такие меры были приняты с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу и снижения аварийности, но также для того, чтобы послужить примером для других земель ФРГ.
В отличие от России, где на автомагистралях запрещена учебная езда, в Германии езда по автомагистрали входит в обязательную программу обучения в автошколах.
Факты
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, дорога, сооруженная или приспособленная для движения автомобильного транспорта. Основные элементы автомобильной дороги: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусственные сооружения. Автомобильные дороги оборудуют дорожными знаками и эксплуатационными сооружениями (автовокзалы, заправочные станции и пр.). Различают автомобильные дороги 5 категорий (по расчетной интенсивности движения). Расчетная скорость по автомобильной дороге 1-й категории 150 км/ч, 5-й категории 60 км/ч.
Смотреть что такое “АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА” в других словарях
Ответ на кроссворд из 5 букв, на букву Ш:
ШОССЕ
Что значит слово ШОССЕ в словарях:
Дорога для автомобилей
Дорога для езды
Трасса дальнобойщика
Тракт, одетый в асфальт
Трасса для езды
Асфальтированная дорога
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 18 правок.
Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Термин включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.
История
Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону, от 10 декабря 1995 года, № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В Федеральном законе, от 8 ноября 2007 года, № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых государствах и странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.
Основные элементы автомобильной дороги
- Шоссе
- Автомагистраль (скоростная автодорога)
- Просёлочная дорога
- Военно-автомобильная дорога
Левостороннее и правостороннее движение
Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении.
Длина автодорог по государствам
Длина автодорог по государствам (представлены не все):
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2021 года; проверки требуют 9 правок.
Запрос «Автострада» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Автомагистраль E4 в Швеции
Предназначена для движения транспортных средств с высокой скоростью, проезжие части для каждого направления движения разделены барьером или другим строительно-техническим образом и имеют не менее двух полос для движения в каждом направлении, а также часто широкую обочину для остановки автомобилей в непредвиденных случаях.
Съезды и выезды на автомагистрали оборудованы полосами торможения и разгона. Запрещён въезд на автомагистрали для транспортных средств, максимальная разрешённая скорость которых ниже определённой величины (например, мопеды или тракторы; конкретная скорость зависит от государства), а также для велосипедного и гужевого транспорта. Также на автомагистралях запрещено пешеходное движение. К отличительным особенностям автомагистралей относятся запреты на движение задним ходом и остановку вне специально отведённых для этого мест.
ИсторияПравить
Первая в мире автомагистраль в 1924 году соединила Милан и Варесе, Италия.
К 1939 году в Италии было построено примерно 500 км автомагистралей (в 2016 их протяжённость составляла около 7000 км).
В Германии первая из автомагистралей (получивших позднее название нем. ) длиной около 20 км соединила в 1932 году Кёльн и Бонн. К 1941 году протяжённость автобанов составляла более 3700 км (в 2021 — 13 192 км).
После Второй мировой войны автомагистрали (фр. , англ. ) массово строились во Франции и Великобритании (их протяжённость в 2018 году — около 11 800 и 3500 км, соответственно).
Во второй половине XX века наиболее активное строительство автомагистралей (англ. ) велось в США, где к 1974 году насчитывалось 70 800 км скоростных дорог (в 2020 — 78 465 км).
В начале XXI века по темпам строительства и длине автомагистралей все другие страны опередил Китай, где к концу 2020 года сеть скоростных дорог насчитывала 169 980 км (из которых 37 457 км были построены за последние 5 лет) и c 2012 года заняла первое место в мире.
ПолосыПравить
На автомагистрали крайняя левая полоса может быть выделена для движения только автобусов и автомобилей с несколькими пассажирами (англ. High-occupancy vehicle lane – HOV), или за оплату — для авто только с водителем (англ. High-occupancy toll lane – HOT lane).
Экологические аспектыПравить
Знак автомагистрали в Германии.
Автомагистрали в подавляющем большинстве случаев огорожены специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части, и оборудованы подземными или надземными переходами для животных.
В большинстве стран на автомагистралях приняты ограничения скорости в 130 км/ч или 120 км/ч; в Германии общее ограничение скорости отсутствует, вместо этого используется так называемая «рекомендуемая скорость», равная 130 км/ч. На многих участках автомагистралей установлены локальные ограничения скорости с помощью соответствующих знаков.
В Германии и многих других странах езда по автомагистрали входит в обязательную программу обучения в автошколах.
Этот раздел статьи ещё не написан.
Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его.
Знак автомагистрали в России
- Движение пешеходов и домашних животных;
- Движение велосипедов, мопедов, тракторов, самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- Движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
- Остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11;
- Остановка общественного транспорта
- Разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
- Движение задним ходом;
- Учебная езда (до 2020 года).
В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»
(пункт 3.1.1) к классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
Сеть автомагистралей в России развита очень слабо. К дорогам данной категории, в частности, относятся начальные (от Москвы) участки федеральных дорог М2 «Крым», М4 «Дон» и М9 «Балтия», ЦКАД в Подмосковье, КАД и ЗСД в Санкт-Петербурге, трасса Москва — Санкт-Петербург (М11), начальный (от Кемерово) участок трассы 32К-445 в Кемеровской области, а также ряд небольших участков на других автодорогах страны.
ФактыПравить
Международные правовые акты
Правовые акты РФ
- Из истории строительства автобанов // beiunsinhamburg.de (рус.)
- Пробки на автобанах обходятся Германии в 100 миллиардов евро // dw-world.de
- Lapini, Gian Luca Le prime autostrade lombarde (28 febbraio 2005). Архивировано 6 ноября 2018 года.
(итал.) - Булавина, Л.В. Расчет пропускной способности магистралей и узлов. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2009. — P. 44. Архивная копия от 25 октября 2018 на Wayback Machine
- Martin, Hugo. Sounding Off On Noise: Freeways’ Neighbors Struggle To Drown Out Road Racket, Experts Say The Din Creates Mental And Physical Hazards, Los Angeles Times (20 April 2003), С. B1.
(англ.) - Jacobs, Jane. The death and Life of great american Cities. — New York : Random House, 1993. — P. 458.
- McCreery, Sandy. Don’t just sit there, enjoy it!, New Statesman (23 July 2001), С. 23.
(англ.) - Smilgis, Martha (20 July 1987). “Trapped Behind the Wheel: Clever Commuters Learn to Live in the Slow Lane”. Time: 64—65.
(англ.) - Coulombe, Gerard. Doing The Turnpike Crawl, The New York Times (6 July 1986), С. CN16.
(англ.) - Noise Pollution and Abatement Act of 1972. — ISBN S. Rep. No. 1160, 92nd Cong. 2nd session.
(англ.) - Hogan, C. Michael; Latshaw, Gary L. (21–23 May 1973). The Relationship between Highway Planning and Urban Noise. Proceedings of the ASCE, Urban Transportation Division Specialty Conference. Chicago: American Society of Civil Engineers, Urban Transportation Division. Архивировано из оригинала 18 May 2007. Архивная копия от 18 мая 2007 на Wayback Machine
(англ.) - *Канцлер Меркель: «При мне этого не будет» (общее ограничение скорости до 130) Архивная копия от 21 ноября 2011 на Wayback Machine
- Автомагистраль Архивная копия от 9 апреля 2009 на Wayback Machine — дорожный знак особых предписаний. Внешний вид и правила применения
- Скорость в 130 км/ч станет легальной через неделю. Дата обращения: 30 июля 2013. Архивировано 31 июля 2013 года.
- Дмитрий Пономарёв. Сколько стоят автомобильные дороги в России. rosavtodor.ru (7 августа 2010). Дата обращения: 11 января 2017. Архивировано из оригинала 13 января 2017 года.
У этого термина существуют и другие значения, см. Шоссе (значения).
Также шоссе в России и некоторых других государствах и странах называется дорога обычно на окраине города, ведущая из него. Иногда название «шоссе» является исторически сложившимся, и магистраль проходит в городской черте, например, Ланское шоссе в Санкт-Петербурге, длительное время бывшее границей города.
На 1855 год, в России, было построено и открыто для массового пользования 5 397 вёрст шоссе. Кроме того, в этот период времени находились в процессе активного строительства — протяжённость:
- Воронежское шоссе — 275 верст;
- Курско-Харьковское шоссе — 309 верст;
- Киевское шоссе — 600 верст;
- Киевско-Брестское шоссе — 560 верст;
- Псковско-Рижское шоссе — 232 версты;
- Орловско-Брянское шоссе — 120 вёрст, и производились изыскания и проектирование для начала строительства других шоссе, на протяжении 3 300 вёрст.
- Псковско-Рижское шоссе;
- окрестные около Санкт-Петербургского шоссе;
- побережные шоссе Крымского полуострова, а также Симферополь-Севастопольское и шоссе от Алушты до Симферополя;
- Московско-Брестское шоссе, за исключением участка от Москвы до Рославля;
- Киевское шоссе (от Острова до Киева);
- Выборгское шоссе
На I съезде деятелей по шоссейному делу который состоялся 28 января 1914 года Министр путей сообщения Российской империи С. В. Рухлов так охарактеризовал сеть дорог в России по типу покрытия:
- 4 % составляют шоссейные дороги;
- 2 % — мощёные дороги;
- 94 % — грунтовые дороги.
А по протяженности шоссейные и грунтовые дороги в России, имперского периода, распределялись по ведомствам, подведомственные:
- Округам Министерства путей сообщения (МПС);
- Земствам — губернские и земские;
История терминаПравить
Термин широко применялся с начала XIX века до середины XX века вместо названия «всесезонная гужевая дорога». С 50-х годов XX века под шоссе понимают автомобильную дорогу между населёнными пунктами с многослойным дорожным покрытием.
- Шоссе // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Постановление Государственного комитета обороны (ГКО), от 4 июня 1945 года, № 8924 «О строительстве шоссейных дорог для обеспечения автотранспортной связи между промышленными и областными центрами страны»
- Сайт истмат, Шоссейные, замощенные и грунтовые дороги.
- Шоссе // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 3. 1487. С. 107 — 109.
- Сведения о внутренних водных и шоссейных путях сообщения за 1900 год, Статистический сборник, МПС, Вып. 66, СПб., 1902. С. 37.
ЛитератураПравить
- Шоссе // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 3. 1487. С. 107 — 109.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Шоссе // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
- Сведения о внутренних водных и шоссейных путях сообщения за 1900 год, Статистический сборник, МПС, Вып. 66, СПб., 1902. С. 37.
- Сведения о движении товаров по водным и шоссейным путям за 1904 год, Статистический сборник, МПС, Вып. 82, СПб., 1906.
- Внутренние водные пути, шоссейные пути в 1905 год, Статистический сборник, МПС, Вып. 86, СПб., 1907.
- Длина путей Российской империи и обслуживаемое ими пространство к 1 января 1911 год, Статистический сборник, МПС, Вып. 124, СПб., 1914. С. 20
- Постановление Государственного комитета обороны (ГКО), от 4 июня 1945 года, № 8924 «О строительстве шоссейных дорог для обеспечения автотранспортной связи между промышленными и областными центрами страны»
- Сайт истмат, Шоссейные, замощенные и грунтовые дороги.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред.от 28.11.2011) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
“Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации” (утв. ФДС РФ 29.05.1998)