Итак, основополагающее понятие для Правил дорожного движения — это дорога. И обочина является ее прилегающей, то есть, составной частью. Так что ответить на данный вопрос стоит утвердительно. Однако как все это обстоит в деталях?
Что такое обочина согласно ПДД?
Разбираясь с вопросом, являются ли тротуары и обочины частью дороги, необходимо понять, что согласно ПДД, понятие «дорога» и «проезжая часть» несколько разнятся. Проезжая часть — это территория, по которой возможно движение автотранспорта. Однако дорога — это целая совокупность, в которую могут входить самые разные элементы.
Согласно п. 1.2 ПДД, обочина является краем дороги, который должен в любом случае быть с ней в единой плоскости. Этот элемент находится непосредственно рядом с проезжей частью, однако отделения при использовании бордюров, газонов, здесь быть не должно. Если говорить о трассах, которые располагаются за городом, могут быть вариации покрытия. Так, речь может идти о траве или песке. Также это может быть грунт или щебень. Отвечая на вопрос, является ли обочина проезжей частью, можно отметить, что здесь можно высадить пассажиров или остановить автомобиль на отдых, если нет запрещающих знаков. Также здесь в рамках определенных условий могут перемещаться пешеходы или проезжать велосипедисты.
Так, если нет тротуара, тогда по ней может идти пешеход Если есть проблемы с движением по правой стороне трассы, на ней может оказаться мопед. А если нет велосипедной дорожки, может проехать и велосипедист. В связи с этим на вопрос, является ли обочина проезжей частью дороги, ответ может показаться сложным. Тем более, что в городе обочины может и не быть — если есть краевая полоса, которая заканчивает проезжую часть. Дальнейшим элементом становится бордюр, который разделяет территории пеших людей и транспорта.
Особенности данного элемента
На практике у обочины нет каких-либо составных частей. Если говорить о магистралях, она обычно выполняется из того же материала, что и проезжая часть. Тогда ее отделяет разметка. Это может быть как прерывистая линия, так и сплошная. Также нет никаких указаний по ее ширине.
Как правило, за городом обочина выделяется сразу. Ее видно визуально за счет другого типа покрытия. Это может быть грунт или щебень, смесь стройматериалов.
Обочину нельзя назвать главным элементом дороги, так как в основе всегда лежит сама проезжая часть, по которой движется транспорт. В принципе, обочины может и не быть. В идеале движение пешеходов обеспечивается тротуаром, и обочина идет в ход тогда, когда тротуара нет. Так что порой она возникает стихийно, как и сами дороги. Людям просто нужно где-то проходить.
Если имеется разметка, это большой плюс, так как она обеспечивает определенную безопасность пешеходам. Особенно она важна там, где дорога сильно нагружена. Если разметки нет, водитель должен определять пространство визуально.
Итак, является ли обочина частью дороги или проезжей частью?
В качестве итога нужно сказать, что обочина — это закономерная часть дороги. А п. 12.1 ПДД позволяет использовать ее для стоянки или остановки. Также согласно п. 8.8, она может применяться для разворота, согласно п. 24.2 — для велосипедов или мопедов. А по п. 4.1 по ней разрешается ходить пешеходам. Однако проезжей частью она не является и быть не может. Ведь она не относится к тем участкам, по которым могут ездить транспортные средства. И вообще, она не может считаться обязательным элементом.
Оставьте свой голос
Приветствуем тебя, дорогой друг! Давайте мы с вами сегодня рассмотрим определение обочины и все, что с ней непосредственно связано, а именно, остановку и стоянку, движение по ней, какое предусмотрено наказание (штраф) за езду по обочине и некоторые другие важные моменты.
- Определение
- Сплошная линия разметки
- Что означает желтая разметка
- Ширина обочины
- Движение (езда)
- Можно ли ходить
- Остановка и стоянка
- Разворот
- Дорожный знак «Опасная обочина»
- Штраф
Определение
Итак, что же такое обочина согласно Правилам дорожного движения?
Пункт 1.2 ПДД РФ
, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Определение довольно простое и легкое для понимания, но будем разбираться подробнее во всех тонкостях, и для чего нужна обочина.
В первую очередь, она предназначена для использования водителями транспортных средств возможности сделать остановку или стоянку. Также можно использовать обочину и при выполнении маневра разворота, но об этом мы поговорим далее.
Является ли обочина проезжей частью
Нет. Обочина проезжей частью не является. Она является частью дороги, т.е. ее отдельным элементом.
Сплошная линия разметки
Можно ли пересекать эту сплошную линию? Да, конечно, но если вы хотите остановиться. Ведь это линия обозначает лишь то место, где начинается обочина.
Что означает желтая разметка
Бывает, что водители на обочине могут увидеть желтую разметку, которая может быть, как сплошная, так и прерывистая. Поясняем.
информирует водителей, что в данном месте стоянка транспортных средств запрещена.
Ширина обочины
Ширина обочины должна быть не менее 3.25 метра. Если указать более подробно, то она для обычных дорог должна быть 3.25 м, а для автомагистралей – 3.75 м.
Движение (езда)
Движение по обочине запрещено. Этот запрет установлен пунктом 9.9 ПДД РФ. Есть, конечно, исключения.
К такому можно отнести – разрешение на подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, если нет других возможностей подъехать.
Допускается ли движение водителей мопедов
Да, допускается, если не будет создано помех пешеходам.
Каким транспортным средствам разрешается движение
Да, есть и такие транспортные средства, которым это делать все-таки можно. К таким относятся машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Можно ли ходить
Движение по обочине пешеходов также регламентировано ПДД РФ.Ходить им по обочине дороги можно только в том случае, если не имеется тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.
Пешеход как участник дорожного движения
Остановка и стоянка
Можно ли останавливаться на обочине? Как мы уже разобрались чуть выше по тексту, обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, но в соответствии с ПДД РФ. Вот для чего она нужна.
Рассмотрим некоторые моменты, когда разрешено и, когда запрещено это делать.
Из ПДД РФ следует, что остановку и стоянку транспортных средств разрешено делать на правой стороне дороги.
Остановка и стоянка на обочине вне населенного пункта должна выполняться только справа по ходу движения транспортного средства.
Остановка и стоянка на обочине в населенном пункте может быть осуществлена и на левой стороне, если дорога имеет по одной полосе движения в каждом направлении (двухполосная дорога). При этом, не должно быть трамвайных путей посередине дороги. Также можно это сделать и на дорогах с односторонним движением.
Где запрещена остановка и стоянка
Разворот
Как все мы знаем, чтобы выполнить разворот на дороге необходимо занять соответствующее крайнее левое положение. Но, иногда не хватает места для выполнения такого маневра.
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации разворот с правой обочины можно выполнить, если ширина проезжей части недостаточна для его выполнения.
К примеру, вы хотите развернуться вне перекрестка, но если вы займете крайнее левое положение, то не сможете выполнить маневр, т.к. мала ширина проезжей части. В данном случае разворот на обочине можно будет выполнить без нарушения.
Только помните, нужно будет уступить дорогу транспортным средствам, которые двигаются со встречного и попутного направлений.
Дорожный знак «Опасная обочина»
Раз мы сегодня затронули такую тему, то не можем не отметить дорожный знак 1.19 «Опасная обочина».
Данный знак информирует водителей о том, что на этом участке дороги опасно съезжать на обочину.
Штраф
Какое же наказание предусмотрено за езду по обочине? Все просто.
Штраф за езду или проезд по обочине в соответствии с Кодексом Российской Федерации составляет 1500 рублей. Предупреждения за данный вид правонарушения не имеется.
Не все знают, но и для пешеходов предусмотрен штраф за движение по обочине. Что это значит?
К примеру, в темное время суток пешеход при движении по обочине должен иметь при себе световозвращающие элементы, которые будут светиться, позволяя водителям транспортным средств увидеть пешехода в темноте.
Кроме этого, пешеходы должны двигаться по обочине, если нет тротуаров, пешеходных или велопешеходных дорожек.
Таблица штрафов ГИБДД
Если данные требование пешеход не выполняет, то может получить наказание за это.
Штраф пешеходу за движение по обочине составляет 500 рублей. В данных случаях нарушителю может быть вынесено в виде предупреждения.
Удачи на дорогах!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Навигация по записям
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:
- Асфальт.
- Бетон.
- Брусчатка.
- Щебень.
- Грунт.
Границами проезжей части являются:
- Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
- Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».
Элементы проезжей части
Элементами собственно проезжей части являются:
- Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
- Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
- Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:
- Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
- Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
- Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Ширина проезжей части
Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:
- Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
- Автозимники.
- Внутрихозяйственные дороги.
- Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.
Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.
Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.
Конспекты
29 августа 2022
Что можно и чего нельзя водителям
Все понимают, зачем нужен тротуар. Но что это с точки зрения ПДД, и заказан ли транспортным средствам выезд на территорию пешеходов?
Многие убеждены, что тротуар находится в «эксклюзивной собственности» пешеходов. На самом деле это не совсем так.
Что такое тротуар
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».
ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.
В чем отличие тротуара?
Чем тротуар отличается от обочины:
- Расположен выше проезжей части, а не на одном уровне с ней.
- Может не отличаться от проезжей части типом покрытия.
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
Пункт 1.2 ПДД не оставляет сомнений. Элементами дороги являются:
- Одна или несколько проезжих частей, приспособленных и используемых для движения ТС.
- Трамвайные пути.
- Тротуары.
- Обочины.
- Разделительные полосы при их наличии.
Можно ли автомобилю ездить по тротуару?
Пункт 9.9 ПДД запрещает движение ТС по:
- Разделительным полосам.
- Обочинам.
- Тротуарам.
- Пешеходным дорожкам.
- Полосам для велосипедистов (кроме мопедов).
- Отсутствии других возможностей подъезда.
- Обеспечении безопасности движения.
Правила движения по тротуару для других транспортных средств
Велосипед — ТС, которому разрешено движение по тротуару. В каких случаях? :
- Пункты 24.4 и 24.3 ПДД в обязательном порядке предписывают движение по тротуарам велосипедистам в возрасте до 14 лет.
- Согласно пункту 24.2 ПДД, допускается движение по тротуарам велосипедистов старше 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствии возможности двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине. Аналогичное допущение действует в случае сопровождения велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозки ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
А что с самокатами?
- Если вы пользуетесь обычным, приводимым в движение ногой, самокатом, то, согласно пункту 1.2 ПДД, являетесь пешеходом, который обязан передвигаться по тротуарам. Это же относится к владельцам электросамокатов, номинальная максимальная мощность мотора которых в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт.
- В противном случае, электросамокат переходит в категорию мопедов или мотоциклов (если максимальная скорость выше 50 км/ч), что уже требует получения прав категории М или А и, разумеется, исключает возможность передвижения по тротуару.
Разрешена ли остановка и стоянка на тротуаре?
Пункт 12.1 ПДД разрешает остановку и стоянку на тротуаре ТС в случаях, оговоренных в следующем пункте правил. Что же это за условия? :
- Место для стоянки на краю тротуара, граничащем с проезжей частью, должно быть обозначено знаком 6.4 («Парковка») обязательно в сочетании с табличками 8.4.7 (относится к велосипедам), 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9, на которых указан способ постановки ТС на стоянку.
- К ТС, которым разрешена стоянка на тротуаре, относятся: только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды (и приравненные к ним электросамокаты), а также велосипеды.
Штрафы за езду, остановку и стоянку на тротуаре
Движение по тротуарам в нарушение ПДД п. 2 ст. 12.15 КоАП карается штрафом в размере 2000 руб.
За нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, согласно п. 3 ст. 12.19 КоАП, грозит административный штраф в размере 1000 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 руб. (п. 6 ст. 12.19 КоАП). Кроме того, оставленное на тротуаре ТС может быть отправлено на штрафстоянку, что повлечет собой расходы на оплату работы эвакуатора и хранение ТС. Подробнее эта тема раскрыта в материале «Штраф за неправильную парковку: когда могут наказать и как оспорить».