История ПДД в России и в мире

Запаска11:30-11:45 (Пн-Пт)22:00-22:15 (Пн-Пт)02:30-02:45 (Чт-Пт)

02 августа 2021

  • Программы эфира
  • Запаска
  • Когда появились первые правила дорожного движения

26 мая 2022

  • Программы эфира
  • Запаска
  • История правил дорожного движения в России и в мире

09 декабря 2022

ПДД – свод правовых норм, которые устанавливали обязанности людей, участвующих в дорожном движении. Они касаются водителей, пешеходов, пассажиров. Также они регламентируют технические параметры, которым должно соответствовать авто. Все это направлено на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на широкое распространение таких норм, с историей создания ПДД знакомы далеко не все.

Историю создания дорожных знаков знают далеко не все. Она началась с установки камней или столбов, которые использовались для указания расстояния до конкретного места. Изначально мильные столбы изготавливались из камня или дерева. При этом настоящий дорожный знак впервые был установлен в Римской империи. С того момента эти условные обозначения претерпели много изменений и усовершенствований.

История ПДД в России

В России правила дорожного движения впервые были установлены Петром Первым. Их нарушителя даже могли отправить на каторгу.

В 1683 году Петр Первый издал указ, согласно которому запрещалась быстрая езда по Москве. Также документ ограничивал движение без возниц и не разрешал кучерам бить людей на улицах хлыстами. С 1718 года регулированием движения и контролем соблюдения ПДД стали заниматься полицейские.

В 1730 году Анна Иоанновна ввела ответственность за нарушение скоростного режима. Она подразумевала уплату штрафов. К тому же любителей быстрой езды могли высечь розгами и сослать на каторгу.

По мере развития движения на дорогах ПДД совершенствовались и дополнялись. Там появлялись правила проезда перекрестков, запрещался обгон на сложных участках, вводился приоритет для пешеходов.

История ПДД в России и в мире

При этом первые ПДД были опубликованы уже во времена СССР. Это произошло в 1920 году. Документ детально описывал целый ряд важнейших вопросов. В тот период появились водительские удостоверения, и обозначалась предельно допустимая скорость движения. В 1940 году выпустили общие ПДД для всей страны. При этом существовали отдельные редакции в зависимости от города.

Единые ПДД, которые действовали на территории государства, появились в 1961 году. Спустя 7 лет СССР подписал «Конвенцию о дорожном движении», которая действует по сей день. В 1973 году советские ПДД переписали, руководствуясь нормами, зафиксированными в Венской конвенции. Спустя некоторое время ситуация на дорогах стала меняться. Потому правила начали менять и корректировать.

История создания ПДД началась достаточно давно – еще во времена Юлия Цезаря. С того момента все изменилось. По мере развития автомобильной промышленности возникала потребности в коррекции ПДД. Сегодня во многих странах мира действуют аналогичные правовые нормы в сфере дорожного движения, что облегчает их соблюдение автомобилистами.

Первые знаки в Риме

Когда же появились настоящие дорожные знаки? Это произошло в Римской империи. В общей сложности существовало 2 вида таких обозначений. Один из них значил «Уступи дорогу», а второй – «Опасное место». Применение таких изделий облегчало управление колесницами и помогало справляться с хаотичностью движения.

История ПДД в России и в мире

Впоследствии древние римляне начали ставить вдоль дорог столбы. Благодаря этим конструкциям удавалось оценить расстояние до Римского форума. Такие изделия устанавливали вдоль дорог, которые вели к площади. При этом возле нее ставили столбы, на которых указывали длину дороги и направление. По сути, единственной разметкой в Римской империи были столбы и 2 вида знаков.

История правил дорожного движения в России и в мире

Поделиться с друзьями:

Тут у нас очередная годовщина интересного события намечается. 11 декабря 1931 года утверждены правила дорожного движения в СССР. Так что практически праздник. Не юбилей, правда, но отметить можно. Собственно, автомобильный парк царской России составлял лишь 12 тысяч единиц, поэтому мероприятия по предотвращению дорожно-транспортных происшествий не проводились. В начале истории СССР функции полиции перешли к милиции. Но во многом ее обязанности, в том числе и касающиеся контроля движения транспорта, существенно не изменились. Только в 1931-ом году впервые были утверждены типовые «Правила уличного движения».

История ПДД в России и в мире

Кстати, прообраз современных правил дорожного движения был принят во Франции. Произошло это 16 августа 1893 г. Именно тогда префект полиции Парижа решил навести порядок c уличным движением недавно появившихся автомобилей. Вообще, тогда в стране уже наcчитывалоcь 600 этих чудо-аппаратов, в основном в Париже, и в городе уже cложилcя перечень правил езды по городу механических экипажей. Запрещалось ездить и оcтанавливатьcя на тротуарах, аллеях и местах, предназначенных только для движения пешеходов. Запрещалось ездить по городу cо cкороcтью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.

И напоследок, немного истории. Первое в мире официально зарегистрированное ДТП произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: Электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги. А вот первый в мире смертельный наезд на пешехода автотранспортом произошел в том же 1896 году, но уже в августе, в Лондоне. Артур Эдселл, управляя автомобилем, увлекся разговором со своим пассажиром, и не заметил пешехода. Прогуливающаяся англичанка Бриджит Дрисколл, 44-летняя мать двоих детей, этой встречи не пережила, но суд водителя оправдал. Впрочем, есть и событие условно из серии ДТП, произошедшее веком ранее – в 1769 году. Французский изобретатель Кюньо испытывал первый образец машины с паровым двигателем, известный как «малая телега Кюньо». На испытаниях изобретатель не справился с управлением, и чудо техники XVIII века снесло стену Арсенала. Пострадали несколько человек, но тогда на это даже не обратили особого внимания.

Любой из выпусков вы можете послушать на нашем сайте или подписавшись на официальный подкаст.

Дорожное радио – вместе в пути.

Переход на единую систему знаков

Первая попытка создать унифицированную международную систему знаков была предпринята в 1909 году. Именно тогда была проведена всемирная конференция, которая утвердила внешний вид и места установки ряда дорожных указателей. К ним относились «Перекресток», «Поворот» и «Пересечение с железнодорожным полотном».

История ПДД в России и в мире

При этом было принято решение ставить указатели перпендикулярно относительно дороги. Они должны были располагаться в 250 метрах до начала опасного участка пути. Изначально все указатели отличались круглой формой. При этом их цвет не имел значения.

Тем не менее, вопрос относительно внешнего вида указателей длительное время оставался открытым. В 1926, 1931 и 1964 годах был проведен еще ряд конференций, регламентирующих внешний вид таких изделий. При этом количество утвержденных указателей значительно увеличилось. К тому же их разделили на группы и утвердили конкретные цвета.

Несмотря на создание унифицированной системы, некоторые страны и сегодня используют свои собственные уникальные указатели, которые актуальны только для конкретного места. Так, в Австралии можно увидеть много знаков о зонах скопления лосей, а в США – есть надписи для начинающих водителей.

Первые прототипы дорожных указателей появились еще в древности. С того момента они претерпели много изменений, которые затронули внешний вид и особенности применения указателей. Наиболее активно система таких знаков стала развиваться с появлением и распространением автомобильного транспорта.

Последующая эволюция правил

В августе 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для авто. В качестве прототипов дорожных знаков использовались таблички. Они обозначали населенные пункты с указанием расстояния до них.

Создать единые европейские правила решили в 1909 году. Это произошло на всемирной конференции, которая проводилась в Париже. Свод правил появился вследствие развития автомобильной промышленности. В тот период стало увеличиваться число машин и расти скорость. Также движение на городских улицах становилось все интенсивнее. Это создало потребность в усовершенствовании ПДД.

История ПДД в России и в мире

В 1914 году в США стали ставить первые электрические светофоры, которые имели 2 сигнала – зеленый и красный. Чтобы предупреждать об изменении цвета, к таким конструкциям приставляли полицейского. В нужный момент постовой свистел. В 1918 году такие устройства стали использоваться и на дорогах Европы.

В двадцатые годы прошлого века в США придумали ОСАГО – вид страхования, связанный с рисками гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Это нововведение стало обязательным для всех автомобилистов.

Еще одним значимым этапом в развитии ПДД стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Это произошло в 1931 году в Женеве. Там была установлена общая для Европы система дорожных знаков, которая в основном базировалась на применении символов.

В общей сложности были придумано и утверждено 26 знаков, которые делились на несколько групп. В 1953 году была придумана дорожная разметка. Она применялась для пешеходного перехода. Сегодня такую разметку на дороге часто называют «зеброй».

Еще одним важнейшим вкладом в развитие ПДД стало принятие конвенции и протокола о дорожных знаках. Эти важные события произошли в 1949 году в Женеве. На основе этих документов многие страны начали создавать свои ПДД.

История ПДД в России и в мире

Однако самым знаковым моментом в истории развития ПДД стал 1968 год. Именно 8 ноября на конференции ООО, которая проходила в Вене, приняли конвенцию, которую подписали 68 стран мира. Этот документ с определенными коррективами действует по сей день.

Появление во Франции

Дорожные знаки, напоминающие современные, появились во Франции. В конце 1900 года в Париже установили самые первые указатели на дорогах. Вначале они были выполнены в черной и синей гаммах и не имели ярких деталей. Такие знаки отличались круглой или квадратной формой. При этом в центре находилось небольшое изображение.

Знаки устанавливались приблизительно за 300 метров до зоны с высоким уровнем опасности. К 1927 году общее число таких указателей достигло 6, а к 1931 году их количество увеличилось до 26.

В тот же период все дорожные знаки были разделены на несколько ключевых категорий. Они были указательными, предписывающими и предупреждающими. Спустя некоторое время добавилась еще одна группа запрещающих знаков.

История ПДД в России и в мире

В 1932 году в Женеве предприняли попытку принять закон о создании единой международной системы дорожных указателей. Ее целью было облегчение жизни многим автомобилистам, которые совершали поездки в других страны. Однако участники конференции не смогли достичь договоренностей, потому эта попытка не увенчалась успехом. В результате каждое государство стало дополнять имеющиеся указатели своими собственными.

Ориентиры каменного века

Потребность в возникновении знаков у людей появилась еще в древние времена. Это произошло в тот период, когда они начали ходить по четко обозначенным дорогам, которые указывали на конкретный маршрут. Для создания указателей люди применяли различные подручные приспособления – камни, ветки и доски. Однако готовые изделия получались не слишком прочными и сливались с общим фоном.

Не удивительно, что многие не обращали внимания на указатели и терялись в новой обстановке. Тогда и появилась потребность в создании более заметных знаков. Найти выход из ситуации не составило труда. Вместо деревянных столбов люди начали устанавливать колонны из глины. Нередко им придавали идеальную четырехгранную форму, а сверху украшали слепком головы Гермеса. Потому такие колонны часто называли гермами.

В пятом веке указатели стали дополнять высеченными изображениями известных людей. Это были писатели и государственные деятели. После появления письменности на указателях стали появляться и всевозможные надписи. В большинстве случаев их использовали для обозначения населенных пунктов.

Новые ПДД в Лондоне

Правила дорожного движения, напоминающие современные, появились в Лондоне. Это произошло в 1868 году. В декабре этого года на парламентской площади впервые установили механический семафор, оснащенный цветным диском. Его придумал Джон Найт, который был специалистом по железнодорожным семафорам.

Управление устройством осуществлялось ручным способом и обладало крыльями. Они могли приобретать различные положения:

  • горизонтальное – соответствовало сигналу «стоп»;
  • опущены под углом в 45 градусов – разрешается осторожное движение.

С приходом темноты начинал работать газовый фонарь, который крутился и посылал красные и зеленые сигналы. К семафору приставляли слугу. Он должен был поднимать и опускать стрелу. В обязанности этого работника входили повороты фонаря.

История ПДД в России и в мире

При этом техническое воплощение устройства было не слишком удачным. Подъемный механизм издавал настолько громкие звуки, что лошади, которые проезжали мимо, пугались и поднимались на дыбы. Не прошло и месяца, как семафор взорвался. При этом полицейский, который находился поблизости, получил ранение.

В 1865 году британский парламент принял закон, согласно которому транспорт мог развивать скорость не больше 6 километров в час. При этом перед авто должен был двигаться человек и размахивать красным флагом. Эту норму убрали в 1878 году.

По другим сведениям, такое правило упразднили в 1896 году. Это произошло одновременно с увеличением ограничения скорости до 23 километров в час. Также было устранено требование, которое касалось наличия экипажа из 3 человек.

Следующее повышение скоростного лимита произошло в 1903 году. При этом полностью такие нормы отменили в Великобритании лишь в 1930 году.

Когда появились первые правила дорожного движения

Первые известные попытки упорядочить городское движение, оказывается, были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. Это аж 2 тысячи лет назад. По крайней мере, одностороннее движение – это точно оттуда. А вот более современный вариант начал складываться чуть больше 100 лет назад. Первые в мире правила дорожного движения были приняты во Франции 16 августа 1893 г. Запрещалось ездить и оcтанавливатьcя на тротуарах, аллеях и местах, предназначенных только для движения пешеходов. Кроме того, запрещалось ездить по городу cо cкороcтью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.

История ПДД в России и в мире

У нас первые ПДД появились в XVII веке в виде специальных предписаний. Ну, понятно, для телег, повозок и карет. А вот специальные правила для автоматических экипажей Городская дума Петербурга утвердила в 1900 году. Называлось так -«Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов. В Советском Союзе правила дорожного движения были утверждены в конце 1931 года.

Ну и, как не вспомнить про некоторые нелепицы. Например, члены законодательного собрания штата Джорджии не могут быть оштрафованы ни за одно нарушение ПДД во время сессии законодательного собрания. Отличный закон, надо сказать. Кстати, у нас он иногда тоже действует. Ну, как иногда. В общем, не зависит от сессий. Но продолжим, в штате Коннектикут до сих пор запрещён отстрел китов из автомобиля. В Калифорнии, наоборот, автомобилистам запрещается охотиться на любую дичь, за исключением китов. А вот закон в Вирджинии, который мне очень нравится – пьяных пассажиров штрафуют наравне с пьяным водителем.

Любой из выпусков вы можете послушать на нашем сайте или подписавшись на официальный подкаст.

История ПДД в России и в мире

В августе ПДД празднуют 128-й день рождения. Первые правила дорожного движения в мире были приняты во Франции 16 августа 1893 года. Именно тогда префект полиции Парижа решил навести порядок с уличным движением недавно появившихся автомобилей. В стране уже насчитывалось 600 авто, и эти машины, естественно, в основном находились в столице Франции. Впрочем, в городе уже сложился перечень правил езды по городу механических экипажей, этот список нужно было только официально закрепить. Запрещалось ездить и останавливаться на тротуарах, аллеях и местах, предназначенных только для движения пешеходов. Кроме того, запрещалось ездить по городу со скоростью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.

История ПДД в России и в мире

В России первые правила были утверждены 11 сентября 1896 года. Назывались они «правила о порядке и условиях перевозки тяжести и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Продержались они 12 лет. Ну, а что вы хотите – автоотрасль стремительно развивалась, автомобильный парк царской России к началу 20 века составлял уже 12 тысяч единиц, и, кстати, поэтому в 1908 году была принята новая редакция правил.

В Советском Союзе правила дорожного движения были утверждены 11 декабря 1931 года. До этого как бы не было необходимости. Имперских правил, кстати, довольно толковых, вполне хватало. Соответственно, каких-либо отдельных мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий не проводилось. Ну, полиция потихоньку разруливала проблемы, потом появилась милиция – тоже особо не напрягалась. Лишь к 30-м годам прошлого века стало понятно, что необходимы как минимум новые правила. В 31-м году они и появились. А вот собственно инспекция как отдельное дорожное подразделение появилось позже, в 1936 году. Ровно 85 лет назад – тоже юбилей.

Правила Цезаря

История возникновения Правил дорожного движения связана еще с временами Древнего Рима. В пятидесятых годах до нашей эры Юлий Цезарь ввел одностороннее движение. В течение дня частным повозкам и колесницам было запрещено перемещаться по городу.

Гостям Рима разрешалось передвигаться пешком или на специальных носилках. При этом транспорт они были вынуждены оставлять за пределами города. В тот период уже существовала надзорная служба, которая контролировала выполнение указанных правил. Преимущественно она включала бывших пожарных.

Деятельность этой службы была направлена на предотвращение конфликтов между обладателями транспорта. При этом движение на перекрестках никоим образом не регулировали. Вельможи пытались обеспечить себе свободный проезд при помощи скороходов. Они отправляли своих подданных вперед, и те освобождали улицы, что давало возможность знати без труда перемещаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *