Игры калмыков

Правила игры в альчики

Добрый день, друзья! Сегодня хотим рассказать о народной игре калмыков — игре в альчики.

Текст длинный, но интересный. Надеемся что будет вам интересен!

У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры, как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки.

Игра в альчики («шагалцан»), или овечьи бабки, у калмыков имеет древнее происхождение. Альчики — это небольшие косточки животных, преимущественно суставной части. В нее может играть от четырёх до восьми человек. Играли не только дети и подростки, но и мужчины.

На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре круга ставят на кон рядами альчики (бабки), каждый играющий — по одной или две штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 10-15 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам (бабкам). У каждого по две биты. Битами служат более круглые альчики, так как они должны быть тяжёлыми. Чтобы увеличить тяжесть биты в середине просверливают отверстие и заливают ее свинцом.

Очередность в игре устанавливают по жребию. Тот, кто выбьет из круга 2-3 бабки, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон. Каждый старался оказать свое мастерство, но, бывало, иной слабый игрок проигрывал все свои альчики и выходил из игры с одной единственной битой. Это становилось предметом весёлых шуток и безобидного смеха болельщиков.

Изготавливали биты и из коровьих бабок. Они были больше и тяжелее овечьих. Кроме того, обе стороны такой биты обрабатывали напильником, делая биту ровной и гладкой, чтобы она лучше катилась по земле.

Мальчишки красили свои альчики в разные цвета: красный, желтый, коричневый. Усердно красили и берегли биты, помечали их, ставя свои отличительные знаки (клейма).

У овцы, коровы, козы, свиньи и сайгака на задних ногах по две бабки. Одна — правая, другая — левая. Правую удобно бросать правой рукой, левую – левой. Когда бабку бросают, то держат ее между большим и указательным пальцами.

Большое значение во время игр придавали тому, как падают альчики, когда их бросают: на какой бок или на какую сторону. Каждое положение имело свое название и соответствующие приметы:
бөк – альчик, упавший спинкой вверх, т. е. выпуклой стороной вверх.
Чох – альчик, упавший спинкой вниз, т.е. вогнутой стороной вверх.
Алц – альчик, упавший ребром, т.е. упавший на бок резной стороной вверх.
Та – альчик, упавший не бок резной стороной, а ровной стороной вверх.
Онх – альчик, вставший на «дыбы».

Существовало давнее народное поверье. Если в семью, где есть беременная женщина, приезжал гость, то ему подавали мясо с костью, где была бабка (альчик). Гость, съев мясо, должен был вычистить ее, бросить перед собой: в зависимости от того, какое положение она примет, упав на стол, гость определял пол будущего ребенка.
У многих кочевых народов есть подобная игра, в которую играют и в современное время.

Источник Алена Лиджеева, Национальный музей РК

Метки для туриста: Алена Лиджеева, альчики, Бабки, Древние традиции, Игры для детей, Игры для школьников, Интеллектуальные игры, Интерактивные игры, Калмыкия, Калмыцкие игры, Калмыцкие традиции, национальные игры, Правила игры, Шагалцан

Дорогие друзья, мы рады представить вам Волобуеву Оксану Анатольевну, воспитателя по физкультуре МКДОУ детский сад № 10 «Жаворонок» г. Элиста республики Калмыкия. Сегодня Оксана Анатольевна с радостью предлагает вашему вниманию НОД на тему «Путешествие в мир калмыцких игр». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

«Народные игры являются неотъемлемой частью интернацио­нального, художественного и физического воспитания дошколь­ников. Радости движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, ува­жительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально-положительная основа для развития чувства люб­ви и преданности Родине».

Посмотреть статью с фотографиями.

Я живу и работаю в маленькой республике на юге нашей необъятной родины, в республике Калмыкия. На протяжении многих веков на территории республики проживают калмыки, народ с очень богатой культурой, и интересными традициями. В нашей республике большое внимание уделяется пропаганде калмыцкого языка и культуры. И естественно приобщение детей к культуре предков охватывает все ступени образования, в том числе и первую, начальную ступень – дошкольное образование. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то в нашем ДОУ № 10 «Жаворонок» уделяется большое внимание обучению детей калмыцким народным играм.   Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий вели­кой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд; национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернацио­нального, художественного и физического воспитания дошколь­ников. Радости движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, ува­жительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально-положительная основа для развития чувства люб­ви и преданности Родине.       Калмыцкие подвижные игры являются, одним из важнейших средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная особенность таких игр – комплексность воздействия как на организм, так и на все стороны личности ребенка: физическую, умственную и нравственную. В играх дети знакомятся с культурой и бытом предком, особенностями жизни кочевого народа. Большое место в калмыцких национальных играх уделяется играм с альчиками. Альчики- это небольние косточки животных, преимущественно суставной части. За времена кочевой самобытности было придумано много игр с альчиками, начиная от простых, например «Собери альчики», затем были различные варианты метания альчиков, выбивания из разных исходных положений и различными способами. Игры с альчиками развивают не только мелкую моторику рук, но и помогают детям упражняться в ловкости, меткости, умении концентрировать внимание, просчитывать варианты развития игры на несколько ходов вперед. В своей профессиональной деятельности я неоднократно обращалась к калмыцким народным играм. За несколько лет наработан большой материал по приобщению детей к национальной культуре посредством применения калмыцких национальных игр, это и кружковая работа, досуги и развлечения с детьми и родителями, ряд семинаров и консультаций по обучению родителей калмыцким играм, а также серия сюжетной интегрированной НОД, в основу которой положены калмыцкие народные игры. Я хочу поделиться опытом работы и предлагаю НОД на тему «Путешествие в мир калмыцких игр».

НОД по физкультуре для средней группы

«Путешествие в мир калмыцких народных игр»

Цель: приобщение детей к миру народных калмыцких игр.

Задачи: закреплять умение играть с альчиками, развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве, мелкую моторику; умение взаимодействовать в коллективе; закреплять умение имитировать движения животных, развивать творческие способности детей, прививать любовь к родному краю, применяя национальные игры.

Атрибуты: мультимедиа, ТСО, картины с изображением животных, мешочки с альчиками, обручи, ведерки.

Дети заходят в физкультурный зал.

Пед: Мендвт, бичкдүд (здравствуйте ребята). Сегодня, мы отправимся в путешествие в мир калмыцких народных игр.

Дети просматривают файлы с применением мультимедиа, с изображением природы и животных, обитающих в степи, фотографии быта калмыков, изображение альчиков.

Пед: А помогать нам будут, животные, обитающие в степи. Чтобы попасть в волшебную страну, необходимо идти, подражая движениям животных.

Слышится плач, появляется   Маша.

Пед: Что случилось, Маша?

Маша: Бабушка подарила мне подарок, сказала, что с ним можно придумать множество игр. А я не знаю, что это такое и как с ним играть.

Пед: (показывает детям альчик) ребята, подскажите, как называется этот предмет (альчик). Мы с ребятами отправляемся в путешествие, в мир калмыцких игр, пойдем с нами, ты увидишь много нового и интересного. Пора отправляться в путешествие.

– ходьба в колонне по одному;                                                                                               -на носках, руки в стороны «һәрд»(орел);                                                                                -с высоким подниманием бедра «тоһрун» (Журавль);                                                                             – прыжки на двух ногах с продвижением «туула» (Заяц);                                                                – бег с высоким подниманием бедра «гөрәсн» (Сайгак)                                                                     – бег в колонне по одному. «мөрн» (Лошадь).                                                                                    Пед: Мы с вами попали на волшебную поляну. Здесь спрятаны игры, чтобы их найти, необходимо отгадать загадки. Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы попробуйте угадать, о ком это произведение.

Он трусишка, но с тропинки

От испуга не бежал.

Уши вытянул вдоль спинки

Замер серенький дрожал.

Сумку я раскрыл: «Влезай!»

Тот в кусты и убежал.

К картине с изображением зайца необходимо прыгать на двух ногах (как заяц).

Около картины с изображением зайца лежит мешочек. Ребенок, по просьбе воспитатель подходит и достает из мешочка альчик.

Игра «Зайцы, берите капусту»

На полу лежат два обруча. Дети делятся на две команды. На другом конце зала разбросаны альчики. Дети прыжками двигаются к альчикам, берут по одному альчику и возвращаются к своему обручу.

Атрибуты: 2 обруча, альчики

Пед: Продолжаем путешествие, вот вам следующая загадка:

По степи рыщет,

Телят, овец ищет.

К картине с изображением волка мы двигаемся широким шагом, словно крадемся. Ребенок, по просьбе воспитатель подходит к картине и достает из мешочка альчик.

Игра «Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.

Пед: Слушайте следующее задание. Я опишу животное, а вы попробуйте угадать.

Рыжая шубка, хвост пушистый

В сказках – плутовка, обманывает ловко.

К картине с изображением лисы мы идем, подражая движениям лисы.

Около картины с изображением лисы лежит мешочек. Ребенок, по просьбе воспитателя подходит и достает из мешочка игрушку лисы.

Пед: Кажется я знаю, в какую игру мы с вами сейчас будем играть, она называется «Лиса в курятнике». Но сначала нам необходимо выбрать лису.

С помощью считалки на калмыцком языке выбирается ловишка-лиса. Педагог берет спрятанную заранее за картиной мыску лисы и одевает ее на голову ребенку.

Игра «Лиса в курятнике»

Атрибуты: маска лисы, скамейки.

Пед: И последняя загадка:

Он в степи живет, бегуном слывет.

Желтая шубка, острые рожки,

К картине с изображением сайгака мы бежим с высоким подниманием бедра.

Из мешочка, находящегося около картины ребенок достает альчик.

Атрибуты: 2 обруча, 2 ведерка, альчики.

Пед: Все загадки разгадали, во все игры поиграли, пора возвращаться назад.

– ходьба по кругу под музыку «Звуки природы»

Педагог предлагает детям назвать на русском и калмыцком языках, и с имитировать движения животных, которых они встретили сегодня на занятии.

– Д/упр «Ветер»

Маша : Какое интересное путешествие получилось. Спасибо вам ребята, теперь я знаю много игр, которые можно играть с альчиками. Мне пора идти,я хочу познакомить друзей с новыми играми. До свидания ребята.

Пед: Подошло к концу наше путешествие.

Педагог приносит два мешочка, один с альчиками, другой с яблоками.

На прощание я хочу подарить вам подарки, это альчики, чтобы вы не забывали традиции калмыцкого народа и яблоки, потому что фрукты содержат много витаминов, которые помогает нам не болеть и всегда оставаться   такими же сильными, здоровыми и веселыми как сегодня.

Педагог прощается с детьми, и они выходят из зала.

Эрдниев
У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб. и доп.
– Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. – 282 с., ил.

Народные
игры и спорт

Игры. У калмыков издревле были широко
распространены разнообразные массовые игры, как средства развлечения и
как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость,
смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих
играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого
населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать
трудовые навыки. Так, детские игрушки воспроизводили сельскохозяйственные
орудия, фигуры тягловых и иных животных.

Наиболее популярным и широко распространенным видом
массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В
них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями
служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты
(сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной
площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил,
крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия,
предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали.
В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и
мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и
более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд
в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и
более. Все игроки отходили от этого места на 10—15 метров, откуда бросали
биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее
трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и
забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он
сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер,
большую точность броска, а также силу удара.

Игра в альчики вызывала большой интерес. Около состязавшихся
в ловкости и меткости собиралась целая толпа болельщиков — мужчин, стариков,
детей. Промахи в метании вызывали веселый смех. Нередко наблюдатели выступали
консультантами. Мало кто оставался безучастным.

У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин
большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально:
забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце
мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь
собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались
на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на
значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении
все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо
всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего
и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу
одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.

Бытовала игра «долан ходжгр, нег тюджгюр» (дословно:
семь плешивых, один стриженый). Участники игры выбирали «старшину» (ах)
и «сироту» (энчин кевюн). «Сирота» становился в стороне от всех остальных,
садившихся вместе со «старшиной» на землю. После того, как все усаживались,
«сирота» подходил к «старшине» и говорил: «Моя мать родила на льду семь
голых мальчиков и одного стриженого и просила мяса на их пропитание».
В ответ на это «старшина», указывая на одного из участников игры, говорил:
«Возьми барана». «Сирота», подходя к «барану», закрывал ему лицо полой
одежды, слегка ударял пальцем по голове, показав всем игрокам тот палец,
которым он касался. «Баран» должен был назвать палец, которым «сирота»
трогал его. Если «баран» не угадывал, то «сирота» уводил его. Так же он
забирал второго. Каждому из уведенных он давал новое имя (прозвище). После
этого «сирота» закрывал с разрешения «старшины» лицо третьему и вызывал
(новым именем) одного из двух уведенных. Закрытый должен был назвать подошедшего
по имени. Если не узнавал, то «сирота» уводил его тоже. Таким путем «сироте»
удавалось постепенно увести всех. После этого «старшина» обращался к «сироте»:
«У меня пропал теленок, не видал ли ты его, сирота?» «Сирота» отвечал:
«Видел, как твой теленок пошел за телегой». При этом «сирота» выпускал
одного из уведенных и говорил «старшине»: «Вот теленок». Все пускались
вдогонку выпущенному, ловили его. Игра этим завершалась.

Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки).
Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались
на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где
только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся.
В дальнейшем игроки менялись ролями.

Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально:
бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые
мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5—2 м друг от друга
и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил
круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку
обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.

Спорт. Широко распространенным видом
народного спорта была у калмыков игра в шашки (дева) и в шахматы (шатр).
У П. С. Палласа мы находим такое замечание: «Зимою шахматы и карты составляют
обычное времяпрепровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться
праздными. Многие из них весьма искусны» Б. Бергман, посетивший в 1802—1803
гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений,
отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки
играют с большой легкостью». Массовый характер игры в шахматы подтверждается
полевыми материалами, собранными во всех районах республики. Весной и
летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле или
на подводах (мажарах), подстелив под себя кошму или ширдык, а зимой, вечером
до поздней ночи, в кибитке. Хотя калмыки не имели никакого представления
о теории игры, «о среди них встречались сильные игроки. В 1862 г. вышли
воспоминания известного русского шахматиста того времени А. Д. Петрова,
в которых он сообщает: «В 1821 году, у Федора Васильевича Самарина, я
имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он
был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось
встречать более сильного игрока». Особых национальных правил шахматной
игры у калмыков не существовало. Но у них бытовали отличные от европейских
названия фигур. Обращает внимание тот факт, что конь у калмыков, как и
во всех странах мира, носил и носит название «мерн» (конь). Король обозначается
термином «хан». Это название утвердилось в период существования централизованного
государства. Ферзь называется «бэрсн». Этот термин, очевидно, заимствован
у среднеазиатских народов, так как у таджиков и узбеков ферзь именовалась
«фарзин», а у туркмен «перзи». По-видимому, «бэрсн» — это видоизмененное
тюркское слово «фарзин» или «перзи». Вместо наименования «слон» калмыки
применяли термин «верблюд». И это понятно, так как верблюд был одниж из
главных четырех видов скота, разводимых калмыцким народом. Он — такое
же неуклюжее, сильное и большое животное как слон. Ладье калмыки присвоили
название «терген» (телегаг повозка). Можно предполагать, что индийская
«колесница» (ратхе), которой обозначалась в Индии «ладья», у калмыков
передана названием «терген» — телега (средство передвижения, известное
у народов Южной Сибири и Центральной Азии еще со второй половины первого
тысячелетия до н. э.). В отличие от других, монгольские народы, в том
числе калмыки, присвоили пешке название «кевюн» (мальчик). Это можно объяснить
тем, что пешка— малая по размерам, удобная как для шахматной, так и для
шашечной игры, а также тем, что легко заставлять «кевюн» быть посыльным,
т. е. вступать первым в боевое соприкосновение с противником. Доска у
калмыков носила наименование «бетке», рокировка в игре не применялась.
Слово «шах» обозначается термином «шалха» — подразнить, испытать, парализовать,
хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного
хана (без других фигур) игра продолжалась.

Среди видов силового спорта у калмыков большой популярностью
пользовалась борьба — ноолдан (бэк нолдган), устраивавшаяся во время народных
и религиозных празднеств. Силачи выступали от своих анги в пределах аймака,
от имени аймака в пределах улуса, от имени улуса или лично нойона на общекалмыцких
торжествах. Зрители садились вокруг площадки, выбранной в качестве арены
для борьбы. На арену по очереди, т. е. по одной паре, выходило несколько
пар борцов. Боролись босыми, без рубах и головных уборов. Борющиеся опоясывались
кушаками довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаки могли пройти руки.
Выводили силачей на арену закрытыми. Противники обхватывали друг друга
таким образом, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед
за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы:
каждый старался оторвать своего противника от земли, затем повалить его
на спину или ударить о землю (в результате чего нередко случался разрыв
кожи на пятке), неожиданно подставляли ногу противнику с расчетом, чтобы
он потерял равновесие и упал. Применялось подсиживание, при котором молниеносно
садились, одновременно повалив своего партнера на землю и стремясь положить
его на лопатки. Побежденным считался тот, чьи лопатки коснулись земли.
Победитель получал приз (деньги, кирпичный чай, отрез ткани), установленный
сторонами, выставившими борцов.

Этот вид национального спорта привлекал массу народа,
вызывал шумный интерес болельщиков, державших пари и азартно споривших.
Большой популярностью пользовались конские скачки — уралдан, приурочивавшиеся
к важным событиям в жизни народа. Народные и религиозные праздники, свадьбы
и другие массовые торжества сопровождались конными состязаниями, в которых
участвовало до 10—20 всадников одновременно. Скачки проводились на дистанции
от 10 до 25 верст. Такое расстояние требовало от лошадей, участвовавших
в скачке, не только большой физической силы и выносливости, но и хорошей
подготовки и выучки. Поэтому калмыки специально готовили и тренировали
лошадей: их держали на привязи впроголодь, поили и кормили овсом и другим
кормом в определенное время с тем, чтобы скакуны подтянули животы, ежедневно
на них ездили верхом с целью тренировки. В качестве всадника выбирались
люди легкие по весу, сообразительные, выносливые и сильные. Хозяева лошадей
вносили в премиальный фонд определенную сумму или ценности, которыми награждались
победители.

Конские скачки были поистине массовым и народным видом
спорта. В них участвовали люди всех возрастов и социальных слоев. К месту
скачек приезжали верхом, на подводах, шли пешие из всех хотонов. Место
для их проведения всегда выбиралось у холма. Во всех улусах существовали
курганы скачек — урлдана толга. Фольклорные материалы свидетельствуют
о том, что конские скачки были широко распространенным видом спорта еще
с глубокой древности.

Судя по произведениям народного поэтического творчества,
у калмыков был и другой вид конного спорта — единоборство двух всадников.
Победителем становился тот, кто сумел сбросить своего противника с седла.
Но в конце XIX — начале XX вв. этот вид конно – спортивной борьбы не встречался.

Таковы вкратце основные элементы духовной культуры калмыцкого
народа на рубеже XIX—XX вв.

Записи с меткой «национальные игры»

Текст длинный, но интересный. Надеемся что будет вам интересен! Прочитать остальную часть записи »

Игры калмыков

В Калмыкии в поддержку возрождения национальных игр состоится благотворительный концерт калмыцких артистов!

Все средства собранные от продажи билетов, а также пожертвований от предпринимателей и меценатов, будут перечислены на закупку национальных игр и головоломок, Прочитать остальную часть записи »

Метки для туриста: 26 февраля, QR-код, Благотворительные концерты, Головоломки в Калмыкии, Интеллектуальные игры, Калмыцкие головоломки, Кони Эпоса, Концерт в Элисте, Концерты в феврале, Мероприятия в феврале, национальные игры, ПЦР-тест, Сохраним калмыцкие игры

Игры калмыков

15 мая 2016 года, на юге, в Элисте, столице Республики Калмыкия, состоится Открытый турнир по стрельбе из лука, посвященный празднику «Урс Сар», об этом сообщает начальник отдела спорта КалмыкияНьюс.

Будет разыграно 15 комплектов наград.

Приглашаем всех желающих на турнир! Прочитать остальную часть записи »

Метки для туриста: 15 мая, Калмыкия, лучники, Май, Мероприятия в мае, национальные игры, Отдел спорта, Открытый турнир по традиционной стрельбе из лука, Проспект Остапа Бендера, Республиканский Центр детского творчества, Спортивные мероприятия, Стрельба из лука, Элиста

Игры калмыков

О соревнованиях по стрельбе из лука в Калмыкии.

Когда молодые люди из общественной организации «Билгин дала» (Океан мудрости) сообщили мне, что намерены организовать республиканские соревнования по традиционной стрельбе из лука, я обрадовался. Дело в том, что такое же желание высказывали мои товарищи, увлеченные, как и я, этим занятием, которым некогда каждый калмык владел на уровне искусства. Прочитать остальную часть записи »

Метки для туриста: Өөрдин харвачнр, Альфред Абаев, Арсланг Санджиев, Ассоциация стрельбы из лука Республики Калмыкия, Баатр Джугаев, Бадмаев Валерий Антонович, Байрта Овкаджиева, Билгин Дала, Валерий Бадмаев, Виталий Габуншин, Геннадий Корнеев, Городовиковск, Джангариада, Калмыкия, Константин Манджиев, Корнеев Геннадий Батыревич, Лама Дорджи-Церен багши, лучники, Мерген Амыков, Мерген Надбитов, Мингиян Надбитов, Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Монголия, Надежда Шомохина, национальные игры, Ноган Доржиева, Санал Манджиев, Санал Очиров, Сергей Прошкин, Сергей Читанов, скачки, Современная Калмыкия, Стрельба из лука, Федерация стрельбы из лука Республики Калмыкия, Финансирование в Калмыкии, финансирование игр, Цецен Надбитов, Чемпион по стрельбе из лука, Чемпионы, Элиста, Эрдни Очир-Араев

Калмыкия

Калмыкия расположена на нижней Волге, в Предкавказье и северной части Ставропольского плато. Столица – Элиста. Коренное население – калмыки. Проживают в республике также русские, татары, украинцы и др.

Калмыки – многоязычный народ. Первоначальная родина их – Центральная Азия. На современную территорию они пришли в начале X VII в. и добровольно вошли в состав России.

До Великой Октябрьской социалистической революции калмыки вели полукочевой образ жизни. Основным занятием их было скотоводство. Многие стороны материальной и духовной культуры калмыков были связаны с этой основной отраслью хозяйства.

История духовной культуры калмыцкого народа имеет многовековую традицию. Калмыки имели свою письменность (с середины XVII в.), национальное искусство, у них было развито устное народное творчество.

В народном творчестве калмыков особое место занимает героический эпос «Джангар», вошедший в сокровищницу мировой литературы. В «Джангаре» наряду со сказочным миром героев эпоса отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за счастливое будущее.

В «Джангаре» описаны и основные виды национального калмыцкого спорта (стрельба из лука, борьба, конные скачки) и игры (в альчики и др.). Герои эпоса состязаются в силе и ловкости, в борьбе, меткости в стрельбе из лука, в остроте ума, в шахматах, а также в национальной игре в альчики (бабки).

О наличии у калмыков игр говорится в работах путешественников и исследователей XVIII-XIX вв. и в работах советских историков и этнографов. Народные игры являлись массовыми развлечениями, в них участвовали люди всех возрастов и разных слоев населения.

Калмыцкие народные игры были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. Игры занимали значительное место в воспитании подрастающего поколения, они оказывали заметное влияние на формирование характера детей, являлись частью народной педагогики. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых и повадки домашних животных.

Игры и спортивные состязания всегда являлись необходимым элементом народных праздников, многих торжественных ритуалов в жизни населения.

Народные игры являются составной частью национальной культуры калмыков. Исследованием национальной культуры, в частности игр, занимаются в настоящее время А. Митиров, 3. Резуненко, К. Эрендженов и др.

Многие игры продолжают бытовать. В дни торжественных праздников в степных селах можно наблюдать конные скачки, национальную борьбу, различные народные игры. В числе их участников встречаются представители разных национальностей республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *