Игра по правилам дорожного движения (ПДД) «Светофор» традиционно проходит в 3-х классах в форме марафона (см. приложение 1).
Её цель – закрепление основных знаний по ПДД, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Классным коллективам необходимо, следуя по маршрутному листу (см. приложение 2), выполнять задания, предложенные на станциях. Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) школы сопровождает команду и помогает в выполнении заданий. За работу на станции класс получает оценку (зелёный кружок – «отлично», жёлтый – «удовлетворительно», красный – «плохо»).
На этапе оценивается:
Побеждает та команда, которая наберёт максимальное количество зелёных кружков.
1 СТАНЦИЯ. «Азбука дорожных знаков»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Наша станция называется «Дорожные знаки». А что же такое дорожный знак, и для чего он нужен? (ребята отвечают) Дорожные знаки помогают пешеходам и машинам безопасно двигаться. Перед вами, ребята, дорожные знаки. Ваша задача понять, о каком знаке идет речь в стихотворении, и показать его. Слушайте внимательно.
Задание 1.(см. приложение 3)
Задание 2.
Чтоб на дороге уверенным быть,
Знать все основы вожденья,
Нужно смолоду учить
Азбуку движенья!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой
Знаки развешаны вдоль мостовой.
– А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам еще про несколько дорожных знаков (см. приложение 4):
Задание 3. Придумать новый знак.
Ведущий: Сейчас мы с вами разделимся на команды: каждый ряд – одна команда. Задание для вас такое: нарисуйте знак, который не существует. В нем вы должны показать запрет чего-либо, тогда знак будет красным. А если вы что-то хотите разрешить, то знак будет синим. Знак может быть квадратным или круглым. Потом вы объясните, что обозначает ваш знак.
2 СТАНЦИЯ. «Законы уличного движения»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Наша станция называется « Законы уличного движения». Сначала мы предлагаем вам отгадать несколько загадок.
Задание 1. Отгадай загадки.
Что за чудо, что за дом,
Народу много едет в нём.
Обувь носит из резины
А питается бензином.
(Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Уникальнейший вагон!
Посмотрите сами:
Канаты в воздухе, а он
По ним бежит руками.
(Троллейбус)
Он заботливый и строгий,
Неподвижно на месте стоит.
Он на улице широкой
Движением руководит.
Помогает он тебе
Путь пройти опасный.
Всегда на высоте
Зелёный, жёлтый, красный.
(Светофор)
Короче бывает, длинней,
Всего на свете ниже.
А воспользовавшись ей,
Все дали становятся ближе.
(Дорога)
Задание 2. Отгадай кроссворд (см. приложение 5).
Разделимся на группы по рядам. Время выполнения задания 3 минуты (после выполнения задания общая проверка).
Задание 3. Найди нарушения на картинке (см. приложение 6).
3 СТАНЦИЯ. «Пешеход-отличник»
На этой станции ребята подробно узнают о правилах движения пешеходов.
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам не создает помехи для других пешеходов.
2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
5. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
4 СТАНЦИЯ. «Это должен знать каждый»
История создания ПДД и история создания автомобиля
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу – они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.
В нашей стране Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. Первые единые для всей страны России правила движения по улицам городов населённых пунктов и дорогам СССР введены в 1961 году.
Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο – сам и лат. mobilis – движущийся, автомаши́на) – вид транспорта, самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи, однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло.
В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем. В России автомобили появились в конце XIX века (первый иностранный автомобиль в России появился в 1891 году). В 1895 году К. Бенц изготовил первый автобус. В 1896 году Г. Даймлер изготовил первое такси и грузовик. Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Сегодня существуют автомобильные марки с более чем столетней историей – и они продолжают постоянно совершенствоваться и поддерживать свою репутацию, основываясь на своих традициях и многолетнем опыте. Но появляются и новые марки, автомобили которых не уступают уже существующим маркам.
5 СТАНЦИЯ. «Сигналы регулировщика»
Ребятам ведущий показывает несколько сигналов регулировщика и рассказывает, что они означают. Затем проверяет, правильно ли поняли и запомнили дети.
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
(см. приложение 7 (1)).
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
(см. приложение 7 (2)).
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
6 СТАНЦИЯ. «Юный велосипедист»
Ребятам рассказывают правила движения велосипедистов на дорогах. Также предлагается рассмотреть, из каких деталей состоит велосипед (см. Приложение 8). После, полученные знания закрепляются: ребята называют и показывают на картинки основные составляющие велосипеда.
Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов.
Список использованных материалов:
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию.
Материалы и оборудование: 8 ключей-подсказок в форме букв, разрезные дорожные знаки, картинки с изображением видов транспорта, кубики трех цветов(красный, желтый, зеленый), пластиковые футляры от киндер-сюрприза с бумажками-вопросами, магнитола, шкатулка с сюрпризом.
– Сегодня в нашем зале пройдет очень интересное занятие. Мы проведем игру-викторину по правилам дорожного движения. Соревноваться между собой будут три команды. Послушайте внимательно условия игры: за каждое правильно выполненное задание команды будут получать ключи-подсказки. Если соберете все ключи, получите сюрприз.
– Для начала я попрошу капитанов представить свои команды.
Команда «Красный глаз»: Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно!
Команда «Желтый глаз»: Желтый свет – предупрежденье: жди сигнала для движенья!
Команда «Зеленый глаз»: Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
– Все команды готовы, начинаем нашу викторину.
1 конкурс «Вопрос–ответ»
Ведущий по очереди подходит к каждой команде с мешочком, в котором лежат вопросы, спрятанные в киндер-сюрприз. Капитан читает вопрос, участники команды дают ответ.
– Кто идет по тротуару?
– Кто управляет автобусом?
– Место пересечения двух дорог.
– Где ходят пешеходы?
– Где нужно переходить дорогу?
– Сколько сигналов у пешеходного светофора?
– Назови виды транспорта.
– Где пассажиры ожидают автобус?
– Молодцы! Все команды справились с этим заданием и получают по ключу.
– Ребята, отгадайте загадку:
– А чем отличается светофор для автомобилей от светофора для пешеходов?
– Правильно, у светофора для пешеходов всего два сигнала: красный и зеленый.
– Давайте попробуем собрать светофор для водителя, а рядом светофор для пешехода.
2 конкурс «Собери светофор»
Перед командами лежит по пять кубиков (красные ,желтые, зеленые). По свистку первый участник команды берет зеленый кубик и начинает его передавать назад по верху, последний участник бежит вперед, ставит кубик на стол и, встает впереди команды и берет следующий кубик. Кубики ставят один на другой. У каждой команды должно получиться по два светофора (для водителей и для пешеходов). Команды соревнуются под музыку.
Ключ получает команда, которая быстрее всех правильно сложила светофоры.
3 конкурс «Загадочные знаки»
Каждая команда получает конверт, в котором лежат разрезанные на части дорожные знаки. По команде ведущего участники команд начинают собирать знаки, а потом называют их и читают про них стихи.
Каждая команда в конце конкурса получает ключ.
– Молодцы, опять все команды справились и получили заветный ключ!
– А теперь еще одна загадка:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт)
– Мы переходим к последнему конкурсу.
4 конкурс «Разбери транспорт»
– Давайте вспомним, какой бывает транспорт.
(воздушный, наземный, водный, подземный; пассажирский, грузовой, специального назначения).
– Перед командами на столе лежат картинки с изображением видов транспорта.
– По моему свистку Команда «Зеленый глаз» собирает все картинки с изображением пассажирского транспорта, «Желтый глаз» – грузового транспорта, а «Красный глаз» – специального назначения.
– Участники команд по очереди подбегают к столу и берут нужную картинку.
– Ключ получает команда, первая выполнившая задание.
– Ребята, вы справились со всеми заданиями нашей викторины и собрали все ключи-подсказки. Расположив ключи в правильном порядке, вы получите слово.
– Каждая команда по очереди со своими ключами подходит к плакату и приклеивает их в соответствии с номерами.
– Какое же слово у нас получилось?
– Да, ребята, это ведь главный командир на дороге.
Раздается стук в дверь, заходит Светофор, в руках держит шкатулку с сюрпризом для детей.
Подвижная игра окажется кстати в веселой и многочисленной детской компании. Допустимо неограниченное число участников любого возраста. Интересно будет всем. В зависимости от места проведения, ситуации используют разные версии Светофора.
Цель
Численность дорожно-транспортных происшествий по вине детей неуклонно растет. Данная игра предназначена для освоения правил дорожного движения, подходит для детей 3-4 лет. Дает знания в увлекательной и ненавязчивой форме, способствует отработке навыков поведения на дороге, пробуждает интерес и уважение ко всем участникам движения.
Светофор позволяет закрепить умения реагировать на постоянные изменения ситуации, контактировать в коллективе с другими ребятами, работать в команде. Игра повышает выносливость, улучшает способность к ориентированию в пространстве, помогает развить внимание и сообразительность.
Особенности классического мероприятия
Веселая подвижная игра с элементарными правилами. Не требует сложных атрибутов и трудоемкой подготовки.
Подготовительный этап
На стадии подготовки назначают ведущего. На асфальте рисуют две параллельные полоски, изображающие края проезжей части. Игроки становятся в ряд у одной полоски. Ведущий располагается напротив, за второй полосой, повернувшись спиной к участникам.
До начала игры участники договариваются между собой, какую одежду использовать, можно ли брать в расчет цвета обуви, заколок и бантиков.
Правила
Ведущий произносит название какого-нибудь цвета. Становится лицом к ребятам. Они рассматривают свою одежду, отыскивая этот цвет. Обнаружив его, игрок спокойно пересекает проезжую часть, подходит к ведущему.
Ребята, у которых на одежде такого цвета нет, бегут через дорогу наудачу. Ведущий и игроки, находящиеся на его стороне, их не пускают. Дети, не преодолевшие расстояние до противоположной стороны, возвращаются в исходное положение.
Ведущий опять становится спиной к игрокам и называет уже другой цвет. Все начинается заново.
Место проведения
Веселые соревнования устраивают в теплое время года на открытых площадках в:
Возраст участников
Игра не предусматривает возрастных ограничений. Чаще всего проводится среди воспитанников детских садов и учащихся начальной школы.
Схема проведения
На схеме игра выглядит так:
Результат
Во время игры ребята учатся различать цвета. Развивают внимательность, ловкость.
Разновидности подвижного занятия
В зависимости от состава участников, места и условий проведения используют разные варианты игры.
На детской площадке
При наличии самоката или велосипеда проводят состязания. Ребят распределяют на группы. Выбирают преграды. Для этого годятся кусты, клумбы, песочницы. Используют любые предметы: палки, камни, стулья. Рисуют препятствия цветными мелками. Вдоль импровизированной проезжей части располагают дорожные знаки. Их делают обычно из картона.
Двоих ребят выбирают на роль светофоров. Каждому из них дают по три бумажных листа с нарисованными на них кружками красного, желтого и зеленого цветов. Можно взять игрушки этих же оттенков. Мелом наносят на площадке пешеходный переход. Ребята, поднимая попеременно листы или игрушки соответствующих цветов, регулируют движение.
Часть членов каждой команды поочередно преодолевают череду преград на средствах передвижения. Остальные в роли пешеходов движутся, соблюдая сигналы светофора и другие знаки.
Победа присуждается команде, сумевшей первой преодолеть препятствия без нарушений.
На специализированной территории
Для мест, где собирается много ребят, например, летнего лагеря или детского сада, отлично подходит такая версия игры.
На асфальтированной или песчаной площадке прорисовывают две параллельные черты. Между ними будет дорога.
Детвору распределяют на две команды с одинаковым числом участников и ставят в две колонны вдоль второй черты. Воспитатель или вожатый берет на себя роль ведущего и становится у первой черты, то есть на противоположном краю импровизированной дороги.
Ребята получают задания. Смысл их в том, чтобы по команде шагнуть вперед или оставаться на своем месте. Если ребенок напутал, он отступает на два шага назад.
Все ребята, выполнившие задание верно, делают один шаг вперед. Остальные отступают на два шага назад.
Победу одерживает команда, сумевшая первой перейти дорогу и достичь ведущего.
В группе
Для проведения досуга в помещении подходит самый смешной вариант. Воспитатель или вожатый обращается к ребятам с вопросами. При положительном ответе они кричат: «Это я, это я, это все мои друзья». Когда ответ отрицательный, необходимо безмолвствовать. Вопросы могут касаться как понимания сигналов светофора, так и знания правил дорожного движения.
Игроки распределяются на две команды. Каждая группа участников становится перед двумя чертами, изображенными на полу. При положительном ответе дети произносят кричалку и делают один шаг вперед. Запутавшись, отступают на два шага назад.
Список тематических вопросов составляют заранее:
Первое место занимает команда, быстрее перешедшая дорогу и допустившая минимум промахов.
Для организации досуга в группе детского сада хорош другой вариант игры. Детей рассаживают на стулья. Воспитатель по очереди поднимает красный, желтый и зеленый флажки, олицетворяющие сигналы светофора.
При виде флажка зеленого цвета игроки хлопают в ладоши, при виде желтого топают. Когда появляется алый флажок, ребята не двигаются.
Игроки, которые неправильно реагировали на сигналы светофора, выбывают. За каждый правильный ответ участники получают фишки. Потом их меняют на сладкий подарок.
В начальной школе
Для изучения правил дорожного движения младшими школьниками используется упрощенный вариант игры Светофор. Участвует любое количество детей. Используется макет светофора, красные, желтые зеленые карточки.
Учитель выступает в роли ведущего. Он дает детям цветные карточки и переключает сигналы светофора. Ребята поднимают карточки соответствующего цвета и поясняют, что они означают.
Победителем считается игрок, давший максимальное количество правильных ответов и сумевший объяснить значение каждого сигнала.
Для школьников есть еще масса интересных игр.
Принципы настольной практики
Весело проводить время, общаться, приобретать новые знания в условиях комнаты помогает Светофор 5 в 1. Это настольная версия традиционной игры.
Рассчитана на детей старше 5 лет. В комплект входят подробная инструкция, симпатичные картонные карточки и поля, разноцветные пластмассовые кубики и фишки.
Игра рекомендована Управлением ГИБДД ГУВД г. Москвы в качестве вспомогательного материала при изучении правил дорожного движения в детских садах и начальной школе.
Набор игр Светофор включает:
Комплект настольных игр Светофор 5 в 1 помогает детям в изучении дорожных знаков, правил поведения на дороге водителей и пешеходов. Развивает внимание и логическое мышление, интеллект и смекалку. Игры хороши и для семейного досуга. Их можно взять с собой в путешествие, поскольку коробка занимает минимум места.
Онлайн-квесты
Интеллектуальные квесты в онлайн версии с увлекательным сюжетом, замечательной графикой облегчают изучение правил дорожного движения. Создатели предлагают максимально приближенные к реальности имитаторы дорожного полотна с перекрестками, насыщенным движением.
Геймеров ждут мчащиеся легковые автомобили и совершающие посадку или высадку пассажиров рейсовые автобусы. Здесь проносятся такси, трезвонят трамваи, идут по зебре люди. А вот появляются велосипедисты и матери с младенцами в колясках.
Задача игроков состоит в том, чтобы проявить внимательность и сообразительность, не допустить столкновения машин или попадания пешеходов под колеса. Управление происходит при помощи светофора.
В некоторых играх геймер выполняет функции не регулировщика, а рядового участника движения. Из-за допущенных игроком ошибок игра прекращается.
Рекомендации воспитателей и педагогов
Часто детвора попадает в дорожно-транспортные происшествия из-за отсутствия привычки:
Привычка обеспечивать собственную безопасность появляется в процессе изучения ПДД и регулярного закрепления знаний на практике. Для этого в семьях, группах детского сада, в школе и летних лагерях в игровом формате проводят занятия по ПДД, используя покупные и сделанные своими руками наглядные материалы.
Светофор позволяет усвоить и закрепить знания правил дорожного движения. Игровой формат превращает нудную зубрежку в увлекательное и веселое мероприятие.
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» – надо стоять на месте; по сигналу: «Переход!» – надо шагать; по сигналу: «Автомобиль!» – изображаем в руках руль.
Игра «Внимание, пешеход!»
Для проведения этой игры нужны три круга, покрашенные в три цвета сигналов светофора.
Регулировщик(водящий) — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех кругов. Участники игры при виде красного круга делают шаг назад, при виде желтого стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Играющие держат в руках автомобильные рули – это водители машин. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз(мешочек).
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Игра «Кого назвали – тот и ловит»
Играющие располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
Игра «Будь внимательным»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
Каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и придумать с помощью этого предмета дорожный знак. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.).
Игра «Огни светофора»
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, – он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры.
Игра « Опасная паутинка»
Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».
Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.
Игра «Разные машины»
Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Игра «Собери светофор»
Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.
Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.
Для озорных и подвижных детей, такие знания еще более важны. В дни каникул, в выходные дни и праздники – дети играют на улице, но родители не всегда следят за своими чадами. А дети – есть дети. И если ребенок заигрался, играя в «догонялки» или преследуя укатившийся мячик, он вполне может оказаться на мостовой.
В наших же силах сделать так, чтобы никакая игра не приводила к трагедии. А сделать это очень просто! В первую очередь, учите ребенка соблюдать правила ПДД своим собственным примером! Чаще напоминайте ребенку о правилах ПДД. А увидев ребенка, собирающегося перебежать дорогу на красный свет, не поленитесь и остановите его.
Дорожно-транспортное происшествие чаще всего происходят по вине участников движения – водителей и пешеходов. Наиболее распространены следующие виды ДТП.
Из расчета количества населения на 100 тыс. ежегодно:
Например в Норвегии, Швеции – всего – 6 человек, Германии и Франции – 10
Водители, получая право на управлении автомобилем, проходят специальное обучение и сдают экзамены. Пешеходы также являются участниками дорожного движения, но экзаменов не сдают. Каковы же основные причины несчастных случаев по вине пешеходов ?Это:
Количество ДТП по месяцам распределяется следующим образом:
С наступлением весны, особенно в мае месяце, количество случаев детского транспортного травматизма возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большее количество несчастных случаев.
Опрос детей, получивших травмы на дорогах, показывает, что все они знают и о правилах перехода улицы, и о том, какую опасность таит в себе дорога. Один спешил, другой поленился идти через пешеходный переход, третий думал, что успеет, да поскользнулся!.
Цель: в игровой форме познакомить детей с правилами дорожного движения; научить быстро реагировать на дорожную ситуацию; закрепить знания, полученные во время теоретических занятий.
Условия проведения: ЦВР, команды из учащихся 1-6 х классов.
Время и место проведения: ЦВР, 06 октября 2009 года в 10.00, 15.00.
Реквизит: путеводители для команд, велосипеды, кегли – 20 штук, бланки для кроссвордов-14 штук, ребусы, загадки, вопросы по ПДД, дорожные знаки, фломастеры, бумага альбомная.
Итоги всего конкурса будут подводиться 6 октября.2009г. в актовом зале ЦВР. Участникам будут вручаться грамоты за участие в игре.
1 станция «Кроссворд»
А)Команде предлагаются вопросы, ответы на которые они должны в писать в бланк кроссворда.
Б) зашифрованные задания.
Итоги конкурса: бланки с ответами отдаются ведущему он проверяет правильность ответов и ставит баллы, 10 баллов за правильно отгаданный весь кроссворд.
2 станция « Азбука пешехода»
Ведущий читает вопросы по правилам дорожного движения, участники должны из вариантов ответа дать правильный. За каждый правильный ответ 1 балл.
3 станция «Говорящие знаки»
Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках. За каждый правильный ответ 1 балл.
4 станция «Велосипедистов»
участники должны выполнить упражнения на велосипеде: проехать восьмерку, не сбить кегли, проехать змейку.
5 станция «Будь мудр и ловок, пешеход!»
бег с соблюдением знаков. На дистанции расставлены знаки:
* движение без остановки запрещено.
* объезд справа(слева).
* въезд запрещен
* знак «Тоннель»
*знак «Надземный переход»
*знак «низколетящие самолеты»
необходимо пробежать дистанцию, соблюдая требования знаков: остановиться, обежать знак справа или слева, не забегать за стойку конца дистанции , у знака «Тоннель» надо пролезть в обруч, у знака «Надземный переход»-пробежать по табуреткам, у знака «низколетящие самолеты» – наклониться.
6 станция «Убери лишний знак»
На этой эстафете на дистанции стоит несколько пар взаимоисключающих знаков, а в некоторых парах знаки не исключают друг друга, лучше, если этих пар будет по числу участников в команде. Необходимо убрать лишний знак. Каждый участник убирает только один знак в любой паре. Возможные пары знаков:
* «Место стоянки» и «Стоянка запрещена»
* «Железнодорожный переезд» и «Движение без остановки запрещено».
* «Направление поворота» и «Поворот запрещен».
* «Движение пешеходов запрещено» и «Пешеходная дорожка».
* «Дети» и «Ограничение скорости до 70 км/ч»
* «Автомагистраль» и «Ограничение скорости до 40 км/ч»
* «Движение запрещено» и «Движение легковых автомобилей»
* «Остановка запрещена» и «Место остановки автобуса»
7 станция «Нарисуй знаки»
Играющим предлагается за определенное время нарисовать фломастерами знаки дорожного движения.
Выигрывает та команда, которая правильно нарисует за указанное время большее количество знаков.
Можно предложить ребятам нарисовать за определенное время знаки из одной, а еще лучше из двух групп (например, предупреждающие и запрещающие или предписывающие и информационно-указательные)
Приложение № 1
Задание: прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пешеход. (слоги читать по ходу часовой стрелки, пропуская все время один слог. Первый слог обозначен звездой)
приложение № 2
1. Пешеход – это:
А). человек, производящий работу на дороге;
Б). лицо идущее по тротуару;
В). лицо находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
2. какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?
А). переход дороги в неустановленном месте;
Б)игры на мостовой;
В). хождение по проезжей части.
3. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
А). можно начинать переход.
Б) скоро будет включен зеленный сигнал.
4. Что означает мигание зеленного сигнала светофора?
Б) время зеленного сигнала истекло;
В) движение запрещено.
5.Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
А) по левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту;
Б). по правому краю дороги по направлению движения транспорта.
6. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?
А). жестом регулировщика.
Б) сигналом светофора.
В) действовать по своему усмотрению
7. Где разрешается кататься на санках и лыжах?
А). по дороге, предназначенной для пешеходов.
Б). по правой стороне проезжей части
В). в парках, скверах, стадионах, то есть там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
8. Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
А) переходить под прямым углом.
Б) не останавливаться на дороге без надобности
В) не есть мороженое
9. Что такое тротуар?
А). дорога для велосипедистов;
Б) дорога для пешеходов;
В) дорога для транспорта.
10. Опасно ли ходить по краю тротуара?
А). не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
Б). не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
В) опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортом.
Правила дорожного движения.
Проверка знаний основ правил дорожного движения в форме решения билетов «Юный велосипедист»
2. Должен ли водитель велосипеда предъявить сотрудникам милиции какие-либо документы:
1. разрешение на право управления
2. документы о покупке велосипеда.
3. не обязан
3.Движение велосипедиста запрещается при неисправности:
3. тормозной системы.
1 по правой полосе в один ряд
2. по правой полосе в два ряда
3 по правой полосе ближе к раю.
10.Разрешается ли буксировка велосипедов?
1. не разрешается
ведущий задает участникам викторины вопросы:
2.Дает ли знак «дети» какое – либо преимущество перед идущим транспортом? (нет не дает. Знак предупреждает водителей о том, что у школы или у детского сада, где он поставлен, неожиданно на проезжей части могут появиться дети.)
3. Как поступите вы, увидев, что малыш готов броситься на мостовую за выкатившимся туда мячом?(надо остановить малыша, не пустить его на проезжую часть улицы.)
4. Что означают сигналы светофора с изображенными на них человечками? (зажжется свет с красным человечком, значит, стой, с зеленным-иди.)
5. Как должны переходить улицу пешеходы на перекрестках , где движение транспорта не регулируется светофором? (пешеходы должны сначала пропустить транспорт, а затем, убедившись в безопасности перехода, начать движение. Строго соблюдая правила перехода.)
6. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу? (только на перекрестках, по пешеходным переходам, в местах, обозначенных дорожным знаком «пешеходный переход»)
7. Чтобы перейти загородную дорогу, часто бывает нужно обойти остановившийся на остановке автобус. Как безопасно обойти его? ( Стоящий автобус ни сзади, ни спереди обходить для перехода проезжей части улицы или дороги нельзя. Надо дождаться, когда он отойдет от остановки, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны)
8. Для чего вдоль улицы дороги наносятся линии продольной разметки (осевая линия)? (осевая линия делит улицу или дорогу на две части, на две полосы движения: по одной стороне машины идут в одном направлении, а по другой – в обратном)
9. О какой опасности предупреждает водителей и пешеходов дорожный знак «железнодорожный переезд без шлагбаума»? (Знак железнодорожный переезд без шлагбаума» предупреждает , что этот переезд не оборудован шлагбаумом, сигнализацией, не охраняется дежурным. Водителям и пешеходам здесь надо быть особенно внимательными и осторожными.)
10. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?(Движение пешеходов разрешается, если регулировщик обращен к вам боком, руки вытянуты в сторону или опущены)
11. почему опасно переходить улицу наискосок? (когда пешеход идет наискосок, он не видит машины со спины. Кроме того, путь пешехода становится длиннее.)
12. Чем опасны кусты и деревья вдоль улицы или на обочине дороги? (опасность заключается в том, что они мешают хорошему обзору улицы и дороги. Пешеходу из-за них не видно движущегося транспорта, а выход его на проезжую часть оказывается неожиданным для водителя)
Прибегать улицы при близко идущим транспорте ..(З)
Идти толпой по тротуару ..(р)
Переход улицы по подземному переходу (р)
Идти по шоссе по обочине справа ..(з)
Переходить улицу при желтом свете светофора ..(з)
Переходить улицу при красном свете светофора ..(з)
Помогать старикам и старушкам переходить улицу (р)
Велосипедистам цепляться за проезжающие машины (з)
Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди (з)
Идти по тротуару слева(з)
Выбегать на проезжую часть (з)
Кататься на велосипеде . не держась за руль (з)
Переждать поток машин на «островке безопасности» (р)
приложение № 3
Участника предлагается отгадать загадки по дорожной тематике.
Участника предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.