Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря:
Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это?
Они говорят Ему: та́к, Господи!
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их.
Евфимий Зигабен
отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их
Отолсте – отвердело, окаменело от зависти и других пороков; поэтому они и лишились разума.
Уши и очи разумеет душевные; тяжко слышаша, т.е. были глухи.
да не когда узрят очима, и ушима услышат, сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их
«Да не когда» (μήποτε) можно понимать в смысле: может быть, как и у Апостола сказано: с кротостию наказующу противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Господь привел это изречение пророка, как полагающего, что напрасно проповедовать такому народу.
От сильной зависти и других пороков они окаменели для понимания: были глухи к необыкновенным речам и закрыли глаза к чудесным делам, как бы страшась, чтобы, услышав, увидев и уразумев, что должно, не обратиться ко Мне и чтобы Я не исцелил их от их прегрешений. Слова эти сказаны от лица Иисуса Христа, Который порицает их крайнее безумие.
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 14-15 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи
См. Толкование на Мк 4:10
Блж. Иероним Стридонский
Итак, те которые, закрыв очи, не хотят видеть истины, слушать проповедь в притчах и загадках.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
См. Толкование на Мк. 4:11
И сбывается в них пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети
Это пророчество отчасти исполнилось прежде на жестокосердых иудеях, но вполне исполняется теперь на этих. Сбывается, т.е. вполне исполняется.
Телесным слухом вы услышите учение, но не поймете истины, как добровольно глухие в душе; и телесным зрением вы увидите чудеса, но, однако, не уразумеете истины, как тоже добровольно слепые в душе. Затем пророк присоединяет и причину, почему они испытали это.
Блж. Августин
Трактат на Евангелие от Иоанна.
Блж. Феофилакт Болгарский
См. Толкование на Мф. 13:14
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 14-15 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их
Далее: чтобы кто-либо слова Его не почел одним только упреком и не сказал, что Он укоряет и клевещет на них по вражде, Христос приводит слова пророка, подтверждающие тоже самое: сбывается бо в них, говорит Он, пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети; и зряще узрите, и не имате видети. Замечаешь ли, что и пророк обличает их с такою же точностью в выражениях? И он не сказал: не узрите, но – узрите, и не имате видети; не сказал: не услышите, но – услышите, и не имате разумети. Итак, они сами были причиною того, что не понимали, заградив слух, закрыв глаза и ожесточив сердце. Они не только не слышали, но и тяжко слышаша (ст. 15). И делали это, говорит Господь, для того, да не когда обратятся, и исцелю их, – показывая тем их закоснение во зле и намеренное отвращение от Него.
Он говорит это с тем, чтобы привлечь их, возбудить и показать им, что, если они обратятся, Он исцелит их. Подобно тому, как у нас говорят: он не хотел видеть меня, и отлично; а если бы он удостоил меня своим посещением, я тотчас оказал бы ему милость, показывая этим средство к примирению, – так точно и здесь говорит Господь: да не когда обратятся, и исцелю их, показывая, что они могут и обратиться, и спастись, если раскаются, и что Он делает все не для собственной славы, но для их спасения. Если бы Он не желал, чтобы они слушали Его и спасались, то надлежало бы Ему молчать, а не поучать их в притчах. Но теперь тем самым, что говорит им притчами, возбуждает их. Бог, говорится, не желает смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. XVIII, 23).
Беседы на Евангелие от Матфея.
См. Толкование на Мк. 4:2
(Мк. 4:12 — текст весьма сокращен. Буквальный перевод с греческого 15 ст. (по некоторым чтениям) может быть таков: “ибо огрубело (ожирело) сердце народа этого, и ушами тяжело услышали, и очи свои закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами и не внимать сердцем и не обратиться, и исцелю их”. (Здесь как раз явное противоречие с еврейской интерпретацией 10 стиха у Исаии. Прим. ред.) Сердце, уши и глаза — эти три слова встречаются в обратном порядке в дальнейшем. Сердце в начале поставлено первым, в конце последним. От сердца развращение распространяется на уши и глаза; через глаза и уши здоровье возвращается в сердце.
Глаза
Это слово встречается в полной Библии 505 раз. И слово «око» ещё 383, «смотреть» – 501 раз и «глядеть» – 38 раз.
Впервые о глазе говорит диавол; он пользуется через обольщение в нашем глазу. Быт.3:5-7 – «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Устройство глаза настолько сложно, что и окулисты знают о нем далеко не всё. Более 80% информации человек получает через глаза. Они находятся на высоте, как светильник для шествующего. Лк.11:34 – «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Глаза не требуют того, чтобы их украшали, ибо они сами украшают собой все тело. Иногда они бывают узкие, широко распахнутые или выпуклые. Над глазами Сократа кто-то посмеялся, что они у него были похожи на рачьи, выпученные, некрасивые. Он не замедлил опровергнуть это утверждение и спросил: «Глаза для чего даны человеку? Для того, чтобы ими глядеть или на них чтобы глядели?» Все согласились, что для того, чтобы глядеть. «Итак, ваши глаза смотрят только на то, что перед ними, – ответил мудрец, – а мои видят и то, что по сторонам, так как они навыкате, а не сидят в яминах, как у вас. Я вижу намного больше и знаю о мире больше вашего. И эту информацию в большем объеме я получаю постоянно, а вы меньше меня знаете из-за ваших глаз».
Глаз – прообраз фотоаппарата. Еккл.1:9 – «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Мне по одному делу пришлось быть в линейном отделе милиции. И вдруг ко мне подходит высокий седой человек: «Вы были на базаре две недели назад, продавали жирную свинину?» – «У меня вообще нет мяса на продажу, и притом я никогда не торгую». Он еще раз внимательно посмотрел на меня. «Вы были с братом?» И только тут я вспомнил, что брат мой продавал свинину и попросил помочь ему занести мясо за прилавок, и в это время этот следователь проходил и случайно бросил на нас взгляд и так зафиксировать смог в глазу своем, хотя он и не думал нас запоминать и не знал, что нам когда-то придется встретиться. Вот что такое настоящий глаз.
По Священному Писанию глаз и разум рассматриваются в одной упряжке. Диавол дает иное видение, он снимает тормоза с совести, и сразу же заноза осуждения влетает: «Да, Бог не прав был, а вот теперь я вижу, что дерево это доброе». 1Иоан.2:16 – «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Диавол дает зрению иное видение всего, что ты знал и видел до этого, когда слушался одного Бога. «И открылись глаза их». Что означит открыть глаза и смотреть открытым оком? Это значит слушаться Бога, и в этом все благо, изначальное добро. И жить с закрытыми глазами. Жить во тьме значит жить не по воле Творца, забыть Библию, откровение Божие, жить по своей самости, по своему эгоизму. Любое преступление – это не прогляд вперед, нежелание даже знать, что последствия ждут его уже сегодня. Диавол играет на вожделении, на пожелании сиюминутном. Дай, а иначе умру. Дай, а иначе незачем жить!
Самая очкастая нация сегодня – японцы. Они соглашаются, что идут на это добровольно, с большим усилием воли, но иначе нельзя. Им нужно развить серое вещество под черепом, это дает им власть над всем разумом, над телом своим и над миром. Прописывая иероглифы, они теряют зрение. Но приобретают и в другом, око-разум приходит на замену потерянному зрению. Так от прихотей сладости оказалась самой беззубой нацией – шотландцы, с годовой средней потребностью в 96 кг сахара.
Сталин, если видел, что глаза у человека бегают, то такой мог сгинуть в ГУЛаге за одно это. У преступников почти всегда глаза бегающие, они не знают, за что уцепиться. И если он у тебя в комнате, то выстригает буквально всё. Так блудник рассматривает каждую женщину. Он глазами ее раздевает донага. Собака определяет свое настроение хвостом; если бы человек имел хвост, то сколько эмоций бы выражали мы им. Но нам даны глаза, которые связаны с умом. Может, поэтому чужие собаки не любят, когда им смотришь в глаза. Она тревожится и может тут же броситься. Может быть, она видит истинную суть нашу, и наше зло выплескивается через глаза наши. Пс.72:7 – «Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце». Жирные люди откладывают лишний жир не только на лядвеях, на ляжках, не только на ланитах-щеках, но и во впадинах глаз, которые выдавливают глаза. Глаза даны человеку, чтобы видеть и запоминать доброе, чтобы изучать и излучать добро, чтобы научиться плакать. Пс.118:136 – «Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего». У Ефрема Сирина были под глазами борозды от слез. Перед арестом я постоянно просил дара молитвы и слез, и Бог обильно благословил меня в этом. Лев Толстой о себе пишет, что когда встретился с молодым крестьянским парнем, разговор зашел о женитьбе, то я и спросил его, сохранил ли он себя от женщин? И когда тот сказал, что он еще не познал женщину, то Лев Николаевич прослезился и заметил: «Стар стал и слаб стал на слезы». Вот еретик, но дошел же до этого, что если мужчина до свадьбы познал женщину, то он уже на всю жизнь не может быть никем, но только блудником. И никогда у него честного брака быть не может, и на каждую женщину он отныне смотрит как на фунт живого мяса, приносящего ему лакомое удовольствие. И на блудном грехе, наверное, 99 % будет погибших на Суде и на мытарствах. Прит.6:13 – «Мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими». Прит.6:17- «Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную». Прит.23:26 – «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Прит.23:29 – «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?» Прит.23:33 – «Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное». На церковно-славянском языке не «багровые глаза», а «голубые очи» – так переведено. Вот вам любители этого сакрального языка. Да за такие очи и полюбить можно пьяницу!
С изобретением телевидения всё ушло в зрение. Даже выступает какой-то депутат, просто говорящая, смердящая голова, и всё равно сидят и смотрят. Еккл.6:9 – «Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа!» Как печально не видеть вокруг себя ничего, отчего так и вопили слепые, приближаясь ко Христу. Лк.18: 35-41 – «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть». Еккл.11:7 – «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце».
Исх.23:8 – «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». Иоан.9:39 – «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Слепой дядя Гоша Лютых, из г. Канска, о котором я уже рассказывал, не поддается определению, как его Господь наградил. Через исцеление зрения Бог приводит людей к исследованию их жизни, и к покаянию, и к познанию воли Божией. Так Савл обратился через ослепление. Деян.9:8 – «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск». Ис.40:26 – «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». Ис.42:7 – «Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы». Ис.43:8 – «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши». Ис.44:18 – «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели».
Ис.51:6 – «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет». Масоны избрали для себя знак – треугольник, вершиной кверху и внутри изображен глаз, означающий их всеведение, что пронизаны все структуры правления в мире еврейством. У Бога всеведение и изображение в видении этих очей понятно. Иез.1:18 – «А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз». Не ушами изображается, но глазами, потому что Бог всё старается видеть Сам, а не по слуху. Быт.18:21 – «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Ис.11:3 – «И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела». Господь предупреждает пастырей, которые не учат народ, что Он с ними сделает: Зах.11:17 – «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет». Богу нужны ревностные люди, тем более ревностными должны быть пастыри, им нужно на несколько шагов впереди стада идти, предусматривая места возможных искушений и грозящих падениями их овцам, и о том предупреждать их, чтобы они не свалились в голосование за коммунистов. Мф.13:14 – «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите».
Мф.13:15 – «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Кто не обращается к Богу и к слову Божию, живет во грехе и не догадывается даже о том, считая, что так и должно быть, тех Господь считает слепыми, мертвыми. Деян.26:18 – «Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». 2Пет.1:9 – «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих». 2Пет.2:14 – «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия». 1Иоан.2:11 – «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». Рим.3:18 – «Нет страха Божия перед глазами их». Рим.11:8 – «Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». Рим.11:10 – «Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».
Тьма может ослеплять более, чем и физический свет в избытке. Через грешное око в человека входят злые пожелания. Придет время и слепым будут завидовать очень и очень многие, что те не видели того разврата, того беспутства, коим они погубили свои бессмертные души. Сир.12:15 – «Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью». Сир.14:8 – «Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души». Сир.14:9 – «Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу». Сир.14:10 – «Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость».
Иногда мне говорят, что очень уж много мест Писания приводится на этих занятиях и в ответах. Согласен, что много, но не очень. «Очень» – просто не может быть. Если бы мы были на высочайшем уровне в духовном плане, то из наших комментариев может быть было бы потребно совсем уж маленько.
Иоанн Златоуст говорил проповеди в то время, когда не было глав и стихов в книгах Библии, и он открывал Библию на каждой проповеди в среднем по 70 раз – я специально подсчитывал это. Знаю, что Библию люди плохо знают и тем более православные, да еще и конкретно по теме какой-то. Я бы мог многое еще сказать и из других источников добыть, но будет ли это тем сокровищем бессмертным, как тогда, когда взято из чистейшего источника – из Слова Божия? Я уже знаю, что некоторые в наших книгах так и читают, пропускают то, что из Библии и ищут наши слова. Мне это не совсем понятно. Ладно, если это делает так священник или кто-то достаточно хорошо знающий содержание и даже на память Священное Писание; поэтому ему достаточно бывает глянуть на стих и главу книги библейской, и он уже содержание в памяти воскресил. Но если это читает новичок, то этого делать никак не советую. Наши занятия тем и ценны, что мы все стараемся подтвердить словом Божиим, чтобы и в дальнейшем никто не ссылался на меня, а прямо так и говорил: так говорит Моисей, так говорит Исаия, так говорит Павел, Иоанн Богослов. Ваши глаза должны быть открыты для слова вечной книги, и искать, где бы еще ухватить что из этого источника. Сир.27:1 – «Многие погрешали ради маловажных вещей, и ищущий богатства отвращает глаза». Глаз очень уязвим, и потому Бог так поместил его в такой впадине, чтобы сохранить со всех сторон. Тов.2:10 – «И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду».
Троицкие листки
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите
См. Толкование на Мф. 13:10
Ст. 14-15 И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 9-10)
Видишь, что говорит пророчество! Не потому не разумеете, что Я создал сердце ваше толстым, но потому, что оно утолстело, будучи прежде, конечно, тонким, ибо все, что делается толстым, прежде бывает тонким. Когда же сердце утолстело, они смежили свои глаза. Не сказал, что Бог закрыл глаза их, но что они зажмурили их по доброй воле. Это они сделали с тою целью, чтобы им не обратиться и чтобы Я не исцелил их. Ибо по злой воле они постарались остаться неизлечимыми и необращенными.
Свт. Кирилл Александрийский
Притчи являются как бы образом вещей не видимых, но, скорее, умопостигаемых и духовных. Ибо то, чего невозможно увидеть телесными очами, притча показывает очам разума: посредством вещей чувственных и
словно бы осязаемых она прекрасно отображает тонкость умопостигаемого. Поэтому посмотрим, какая мысль будет соткана для нас словом Спасителя.
Выражение: Видяще видят, и не узрят (они своими очами смотрят и не видят), слышаше слышат (своими ушами слышат), и не разумеют значит: не хотят понимать то, что говорится или делается, и еще перетолковывают по-своему. Так, многие из Евреев не понимали учения и дел Христовых, хотя видели и слышали их, и при том еще перетолковывали, говоря, например, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского (Мк. 3:22), что Он не от Бога (Ин. 9:16). А это все происходит от собственного развращения, как далее это говорит Господь в Евангелии.
У еванг. Матфея так сказано тут: И сбывается над ними пророчество Исаии, который говорит: слухом услышите, и не разумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Мф. 13:14-15; Ис. 6:9-10). Приведённые Господом слова были сказаны пророком Исаией его современникам. 600 лет протекло со времени пророка, но Иудеи оставались и во времена Христовы и апостольские такими же нравственно испорченными, какими были тогда: сердце их было грубо от пороков (огрубело); они не хотели слушать, были глухи к слышанию божественной истины (ушами с трудом слышат) и закрывали очи своего ума (глаза свои сомкнули), чтобы не видеть необыкновенных дел или чудес Христовых.
И да не обратятся, чтобы Я исцелил их, здесь, в Евангелии Марка: и прощены будут им грехи, т. е. хотя Евреи и очень закоснели во зле и по собственной воле не веруют во Христа, но если покаются (обратятся ко Христу), то будут спасены Им (Я исцелю их, прощены будут им грехи). В Священном писании грех часто представляют под образом болезни и отпущение греха под образом исцеления.
Толкование на Евангелие от Марка.
(Мк. 4:12; Лк. 8:10). Ис. 6:9, 10 с евр. “иди и скажи этому народу: вы слушаете и слушаете, и не разумеете; и вы смотрите и смотрите, и не познаете. Сделай грубым сердце народа этого и тяжелыми (тяжело слышащими) его уши и закрой его глаза, чтобы он не видел своими глазами, и не слышал своими ушами, и его сердце не понимало, и не было ему исцеления«. (В русском (славянском) переводе совершенно другое значение 10 стиха — Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Прим. ред.) Бог дает здесь Исаии при его призвании поручение проповедовать народу, который плохо видит и тяжело слышит. Речь пророка должна была сделать сердце этого народа еще больше грубым, глаза его еще более слепыми и уши глухими, чтобы народ этот не обратился и не получил исцеления, и это за то, что, по своей греховности, он не желает ничего видеть и слышать. Народ походит на безнадежного преступника, которого не трогают никакие речи, он не поддается никаким убеждениям. Поэтому невнимание к речи пророка служит для народа само по себе одним из наказаний. Речь эта не будет спасительна для народа, но послужит средством для его суда и обличения. В оправдание свое народ не может ссылаться на то, что ему ничего не было говорено. Таков смысл подлинной речи Исаии, приложенной теперь Спасителем к еврейскому народу. И это понятно, если мы обратим внимание на прежние обличения Христа, особенно в Мф. 11:16-24 и 12:25-37, где Спаситель говорил без притчей. За невнимание к Своим словам и нежелание на деле исполнять их Он теперь возвещает людям, сердце которых сделалось черствым и огрубело, суд.
См. Толкование на Мф. 13:13