Электрифицированная модель транспортно-пешеходного светофора на стойке со звуковым сигналом для слепых и слабовидящих пассажиров

4 Общие положения

4.1 Звуковой сигнал перехода должен отличаться от звукового
сигнала ориентации в соответствии с и .

4.2 Звуковые сигналы перехода и ориентации должны находиться
в области слухового восприятия слепого человека и легко им идентифицироваться.

– Звук частотой более 1000 Гц трудно доступен для
восприятия людьми пожилого возраста.

4.3 Звуковые
сигналы перехода и ориентации и осязательные сигналы перехода применяют с учетом
положений ГОСТ
23457; значения параметров сигналов должны быть согласованы с параметрами
периферийных технических средств автоматизированных систем дорожного движения,
установленными в ГОСТ
34.401.

ГОСТ Р 51648-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИГНАЛЫ ЗВУКОВЫЕ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ,
ДУБЛИРУЮЩИЕ СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА,
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛЕПОГЛУХИХ ЛЮДЕЙ

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским
институтом стандартизации (ВНИИ стандарт)

ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для
инвалидов»

2 ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 сентября 2000 г. №
235-ст

3 Настоящий
стандарт разработан по заказу Минтруда России в соответствии с федеральной
комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИГНАЛЫ ЗВУКОВЫЕ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ,
ДУБЛИРУЮЩИЕ СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА, ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛЕПОГЛУХИХ ЛЮДЕЙ

Acoustic and tactile signals for traffic lights
for vision
and vision-and-hearing impaired persons.
Parameters

Электрифицированная модель представляет собой конструкцию из светофорной секции (транспортного и пешеходного светофоров), стойки и основания.

Модель светофоров предназначена для проведения учебных занятий по ПДД в дошкольных учреждениях, начальной школе, специализированных реабилитационных учреждениях для слепых, а также для формирования у обучающихся знаний о технических средствах организации дорожного движения.

Модель светофоров выполнена в размерах, пропорционально уменьшенных относительно размеров, указанных в ГОСТ Р 52282-2004, с учетом антропометрических данных детей, обеспечивая хорошую видимость, правильное восприятие и удобство эксплуатации.

Управление осуществляется при помощи беспроводного пульта дистанционного управления. При работе светофоров в автономном режиме световые сигналы переключаются автоматически с заданной частотой. В ночном режиме работает только желтый сигнал транспортного светофора.

Специально для слепых и слабовидящих пешеходов дополнительно к светофорной сигнализации применена звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходным светофором. Звуковое колебание в учащенном ритме обозначает разрешающий сигнал пешеходного светофора, отсутствие звукового колебания предполагает запрещающий сигнал пешеходного светофора.

В целях безопасности эксплуатации блок питания преобразует сетевое напряжение 220 В в постоянное напряжение питания 12 В, позволяя подключать модель светофоров к автомобильному аккумулятору.

Если вы у нас впервые:

О проекте

FAQ
Статистика проекта за месяцНовых пользователей: 4310Создано вопросов: 18079Начислено баллов репутации: 983004Помогите нам стать лучше

Право слабовидящих людей безопасно переходить дорогу в судебном порядке отстоял прокурор Петроградского района. Теперь на светофоры, не оборудованные звуковой приставкой, установят специальное устройство. Чей голос поможет незрячим или просто рассеянным людям ориентироваться пересекая проезжую часть, узнал Александр Бриус.

Александр Бриус, корреспондент: «Первый светофор, оборудованный специальным звуковым сигналом для инвалидов по зрению — вот он, рядом со мной, на перекрестке Большого проспекта и улицы Ленина. Он появился здесь больше 10-ти лет назад по пути от метро “Петроградская” до петербургского общества слепых. Таких маршрутов в городе теперь не один десяток, а количество устройств превышает полторы тысячи».

Система «Говорящий город» работает в Петербурге четвертый год. Продлится до 2015-го, но, если потребуется и дольше. За незрячих людей недавно вступился прокурор Петроградского района и обязал администрацию установить на двух перекрестках светофоры с голосом — такие уже спасли не одну жизнь.

Нина Балан потеряла зрение еще в институте. Упала на лед во время прогулки. Отслоение сетчатки привело к инвалидности. Сегодня она работает председателем организации незрячих специалистов. Запросто управляется с компьютером, ежегодно организует акцию — день белой трости, где слабовидящие люди рассказывают власти о своих проблемах.

Нина Балан, председатель организации незрячих специалистов: «Я должна сказать, что не только проще, но и безопаснее. Причем это не только для незрячих людей, но и для пожилых людей, детей, слабовидящих, задумчивых и просто рассеянных людей, потому что вовремя звучит предупреждение о том, что улицу можно переходить и заканчивать переход. Для нас это просто спасение».

Динамиками оснащают не только перекрестки, но и общественный транспорт: троллейбусы и вагоны метро. Проект Общество слепых развивает вместе с дирекцией по организации дорожного движения. Спасительные светофоры появляются рядом с социальными объектами, они же провожают незрячих людей до работы.

Денис Глебов, зам. начальника отдела содержания ТСО ДД: «К сожалению, мы не в курсе всех мест работы инвалидов по зрению, они могут менять свое расположение. Об этом, я так понимаю, в курсе ВОС. Мы, со своей стороны, выполняем их пожелания на основании обращений, поступающих к нам в дирекцию».

Сначала на дорогах помогали ориентироваться триоли — особые «пищалки», которые срабатывают, когда горит зеленый. Это уже архаика. Петербургские умельцы одушевили железного регулировщика, во время одной из смен подарили ему голос молодой девушки.

Юлия Козлова — бывшая сотрудница того самого предприятия, где собирают электронные аудиотабло. Согласилась помочь инженеру и записала первую фразу для перехода по одной из улиц.

Юлия Козлова: «Да, была история. Одна моя подруга стояла на светофоре и услышала мой голос. Думала, я где-то рядом. В итоге поняла, что разговаривает светофор, а не я. Было интересно».

Сами динамики помогают собирать здесь. Под паяльником слесаря оживают и десятки огоньков, которые через пару минут превратятся в цифровое табло. Их тестируют каждый день — перед тем, как отправить на завод в массовое производство. Чтобы система прослужила долго, ее тщательно проверяют перед тем, как установить на переходе. Крышку блока герметизируют — капризы погоды уже не страшны.

Валерий Иванов, слесарь механосборочных работ: «Ну вот, на этом весь процесс изготовления заканчивается».

Экспериментаторы готовят еще один проект. В Петербурге появится новое оборудование в поддержку инвалидов — устройство для слепоглухих людей. Запустить его могут уже в конце следующего года.

1 Звуковой сигнал
перехода

5.1.1 Звуковой сигнал перехода должен сопровождать зеленый
сигнал светофора, разрешающий движение по пешеходному переходу, и действовать в
согласованном режиме с пешеходным светофором.

5.1.2 Звуковой сигнал перехода должен быть прерывистым,
многократного повторения. Частота повторения звукового сигнала должна быть
равной или превышать 2 Гц.

При использовании в качестве звукового сигнала голоса человека
или птицы частота повторения сигнала должна быть не менее 0,7 Гц.

5.1.3 Частота звукового сигнала перехода должна находиться в
диапазоне от 830 до 3500 Гц.

5.1.4 Уровень звука сигнала перехода должен быть в диапазоне
от 30 до 90 дБА и превышать не менее чем на 5 дБА уровень окружающего шума.

Уровень звука измеряют шумомерами 1-го класса точности по ГОСТ 17187.

– Уровень звука сигнала перехода LAn экв как эквивалентный уровень звука определяют на
расстоянии 1 м от источника звука.

5.1.5 Звуковой
сигнал перехода должен быть слышен с противоположной стороны пересекаемой
пешеходом проезжей части дороги в пределах 1/3 ширины пешеходного перехода для
каждого направления перехода.

5.1.6 Источник звуковых сигналов располагают на высоте 0,9 –
3,5 м от уровня земли.

3 Осязательный сигнал перехода

5.3.1 Диапазон рабочих частот выходного уровня силы (ВУС)
тактильного вибратора – от 50 до 600 Гц.

5.3.2 Тактильный вибратор (электромеханический
преобразователь) должен обеспечивать вибрационное механическое воздействие на
кожные покровы слепоглухого человека.

5.3.3 Максимальная переменная выходная сила вибратора должна
быть не менее 1 Н (или максимальный ВУС – не менее 120 дБА относительно нулевого
порога силы 1-6 Н).

5.3.4
Тактильный вибратор располагают на высоте 0,9 – 1,2 м от уровня земли на
специальной опоре высотой не менее 1,5 м, при этом тактильный вибратор и
специальная опора должны быть окрашены в контрастные цвета.

Ключевые
слова: слепые и слепоглухие люди, светофоры, звуковые и осязательные сигналы,
параметры

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:

звуковой сигнал
перехода: Звук, издаваемый источником, расположенным на специальной колонке
пешеходного светофора, дублирующий его зеленый сигнал. Звуковой сигнал перехода
предназначен для слепых пешеходов.

звуковой сигнал
ориентации: Звук, издаваемый источником, расположенным на специальной колонке
у пешеходного светофора, предназначен для облегчения поиска места расположения
пешеходного перехода слепыми людьми.

осязательный сигнал
перехода: Вибрация элемента тактильного вибратора, расположенного на
специальной колонке у пешеходного светофора, действие которой служит для
обозначения зеленого сигнала светофора, разрешающего движение по пешеходному
переходу. Осязательный сигнал перехода используют для слепоглухих пешеходов в
дополнение к звуковому сигналу перехода.

2 Звуковой сигнал ориентации

5.2.1 Звуковой сигнал ориентации должен быть слышен в
радиусе (4 ± 1) м от колонки, на которой расположен его источник.

5.2.2 Звуковой сигнал ориентации должен быть прерывистым, с
максимальной частотой повторения 1,2 Гц и действовать постоянно.

5.2.3 Частота звукового сигнала ориентации должна находиться
в диапазоне от 830 до 3500 Гц.

5.2.4 Уровень звука сигнала ориентации должен быть в
диапазоне от 30 до 90 дБА и превышать не менее чем на 5 дБА уровень окружающего
шума.

– Уровень звука сигнала ориентации LAо экв как эквивалентный
уровень звука определяют на расстоянии 1 м от источника звука.

5.2.5 Если для
звуковых сигналов ориентации и перехода используют сигналы одной и той же
частоты, то частоты повторения звуковых сигналов должны отличаться друг от
друга не менее чем на 1,3 Гц.

1
Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технические средства
реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и осязательных
сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования
движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных
переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы.

Требования стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты:

ГОСТ
34.401-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Средства технические периферийные
автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования

ГОСТ 17187-81
Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ
23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *