«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.
Что такое проезжая часть?
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:
Границами проезжей части являются:
Основные элементы дороги простые понятия
Итак, дорогой называют полосу, которая предназначена для передвижения транспортных средств. Она может состоять из следующих элементов: одной или нескольких проезжих частей, тротуаров, трамвайных путей, разделительных полос и обочин.
Тротуар знаком абсолютно всем городским жителям, и именно он часто становится объектом ссор с водителями, которые так и норовят припарковаться в зоне, предназначенной для пешеходов. Обычно он отделяется от дорожного полотна при помощи газона, кустарников, деревьев, бордюров. Впрочем, габариты современных автомобилей позволяют преодолеть и большинство из перечисленных преград. Этот элемент дороги считается необязательным, так как вне населенного пункта, на трассах тротуар отсутствует.
Следующий элемент дороги – трамвайные пути. Они тоже не являются обязательной частью дороги. В настоящее время между специалистами ведутся разговоры о возможной ликвидации трамваев. Они считаются неэкономичными. Как говорится, специалисты «лают», караван идет.
Полоса на дороге, функцией которой является разграничение смежных потоков движения, называется разделительной. Эта является неотъемлемой частью автомагистрали и служит для регулировки движения и обеспечения безопасного вождения. Что касается обочины, то она примыкает к проезжей части и необходима для стоянки или осуществления остановки транспорта.
https://youtube.com/watch?v=-fqNjLoCrrs%3Frel%3D0
Сегодня остановимся на вопросе, разрешено ли транспортным средствам движение в два ряда по одной полосе. Сначала посмотрим, чем является полоса движения в соответствии с Правилам дорожного движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Как следует из определения Правил, при отсутствии разметки полосой мы можем считать любую полосу проезжей части достаточную для движения автомобиля в один ряд (обратите внимание именно автомобиля).
Проезжая часть дороги имеет три полосы движения в одном направлении.
В пунктах 9.1 и 9.7 Правил сказано:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Из рассмотренных выше пунктов Правил следует, количество полос для движения определяется разметкой и (или) знаками, при отсутствии указанных технических средств организации дорожного движения, самими водителями. А также, требование двигаться строго по полосам (при наличии разметки) и прямой запрет на движение по разметке (кроме случая выполнения перестроения).
На снимке, автомобиль двигается между полос по разметке, тем самым нарушая требования пункта 9.7 Правил.
Если условия движения транспортных средств указанные в пунктах 9. 1 и 9.7 выполнены, а обозначенная разметкой полоса, позволяет двигаться по ней в два ряда и при этом соблюдены требования пункта 9.10 (соблюдение необходимого бокового интервала), то прямого запрета Правилами на движение в два ряда по одной полосе нет.
Движение в два ряда по одной полосе. На снимке, дорога с одной полосой движения для каждого направления, автомобили двигаются в два ряда, нарушения Правил нет.
Если у Вас есть вопросы, пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
Все внимания и осторожности на дороге!
Двуполосная дорога – что это?
Возникают определенные трудности.
“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Это – нет!
Изображение удаленоИ это нет. Ведь это 4х полосная дорога.
Тогда вопрос следующий.
1.2.2 — (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) — обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;Линию 1.2.2 пересекать разрешается с любой стороны.
Получается, что на первых двух дорогая должна быть именно эта разметка. Почему ее нет (там сплошная, 1.2.1)? Если ее можно заменить на 1.2.1, то зачем 1.2.2 тогда существует? Какие особенности использования?
sclar » 18 апр 2013, 18:01
Reader писал(а):Получается, что на первых двух дорогая должна быть именно эта разметка. Почему ее нет (там сплошная, 1.2.1)? Если ее можно заменить на 1.2.1, то зачем 1.2.2 тогда существует? Какие особенности использования?
sclarЭксперт по ПДД
Dmitry_S » 19 апр 2013, 09:49
, я не понял, а в чем ваш вопрос?
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Yurets » 19 апр 2013, 10:25
С чего такие выводы? Вот, например, что говорит ГОСТ по применению разметки 1.2.2:
6.2.4 Разметку 1.2.1 и 1.2.2 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия).Краевую линию 1.2.2 допускается наносить на автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут без регулярного движения маршрутных транспортных средств и числом полос для движения в обоих направлениях не более двух при наличии барьерных ограждений, кроме участков, на которых запрещен обгон.
Re: Двуполосная дорога – что это?Pddclub » 19 апр 2013, 10:25PddclubСлужба поддержки
Вернуться в Вопросы по ПДД
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Москва 2001
Документ содержит
указания по конструированию и расчету
нежестких дорожных одежд автомобильных
дорог общей сети. ОДН применимы для
проектирования вновь сооружаемых
дорожных одежд, новых участков
реконструируемых дорог, разработки
альбомов типовых конструкций, а также
могут использоваться при оценке прочности
и при проектировании усиления дорожных
одежд существующих дорог.
Предназначены
для работников системы дорожного
хозяйства.
Общее редактирование
выполнено д-ром техн. наук. В.Д. Казарновским
и канд. технич. наук В.М. Юмашевым. Список
участников разработки ОДН приведен в
Приложении
9.
1. Разработаны
ФГУП «Союздорнии» с участием
С.-Петербургского филиала «Союздорнии»,
Омского филиала «Союздорнии», МАДИ
(ТУ), ГП «Росдорнии».
Внесены
Управлением инноваций и технического
нормирования в дорожном хозяйстве.
2. Утверждены
и введены в действие
Распоряжением Государственной службы
дорожного хозяйства (Росавтодора)
Министерства транспорта Российской
Федерации от 20.12.00 № ОС-35-Р.
3. Взамен
«Инструкции по проектированию дорожных
одежд нежесткого типа. ВСН
46-83».
Классификация дорог
Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.
Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:
Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер и другие значимые для движения параметры.
Виды дорог
В соответствие с нормами российского законодательства, по стандарту ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в соответствие с типом самой полосы. Данное условие является обязательным и выполняется в целях обеспечения безопасности движения.
Государственные служащие, принимающие трассу, должны провести замер габаритов и убедиться в том, что они полностью соответствуют установленным нормативам. Так, ширина зависит от типа проложенной магистрали.
Можно выделить несколько видов:
Стандартами устанавливаются показатели ширины автомобильной трассы и размер разделительной полосы. Ширина может составлять не менее трех метров, но чаще всего, в России, при проведении дорожных работ допустим показатель 2,75 метров. На обычных дорогах это значение также может применяться.
В населенных пунктах, на участках с высокой транспортной активностью, ширина дороги должна быть не менее 3,5 метров, а в некоторых случаях – не менее 3,75 метров.
Наиболее важный вопрос – ширина автополосы. Не случайно были приняты действующие значения ГОСТ. Они принимаются для того, чтобы создать безопасности движения, которая во многом зависит от того, насколько правильно нанесена разметка, и какие действующие стандарты соблюдаются.
Водитель должен следить за разметкой, но ее фактические показатели толщины могут его заинтересовать в том случае, если возник спор с ГИБДД.
Как доказать невиновность в суде
В случае, если водителю был выписан штраф, или отобрано водительское удостоверение, и он желает доказать свою невиновность, то необходимо заблаговременно начать подготовку к суду. При этом будет нелишним получить поддержку специалиста.
Компетентный адвокат сумеет собрать все факты и построить защиту таким образом, что водителю будет назначен минимальный штраф, а повода для отобрания ВУ не найдется. Однако, если нет средств для того, чтобы обратиться за помощью, можно попытаться отстоять свои права самостоятельно.
Процесс может быть упрощен при наличии следующих факторов:
Применяя все вышеописанные способы, водитель сможет как минимум, смягчить наказание за то нарушение, которое он совершил. Зачастую водители выигрывают подобные дела, поскольку неправильная разметка — серьезное нарушение норм законодательства.
Если профессионально подготовиться к заседанию, можно даже сохранить водительские права, если возникла угроза их отобрания.
Не следует намеренно совершать правонарушение, а потом пытаться доказать, что транспортная магистраль не соответствует нормам. Но если возникла ситуация, при которой было невозможно избежать объезда или выезда за линию разметки, либо она нанесена неправильно, то стоит попытаться защитить свои права в суде.
Лесные дороги классификация
Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.
Лесные дороги тоже можно разделить на несколько видов в зависимости от их функционального назначения:
В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.
Ширина полосы движения по ГОСТ
В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.
Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”.
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 – 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.
Ширина проезжей части
Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:
Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.
Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.
Насколько важно проводить ремонт дорог
Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.
Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.
Элементы проезжей части
Элементами собственно проезжей части являются:
У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:
Обозначенная или не обозначенная разметкой
Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться. Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится. На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.
Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?
Определение из ПДД (п.1.2):
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.
Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.
Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.
И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!
А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.
И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.
И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.
Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.
Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:
Об этих элементах дороги и поведем речь.
Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.
Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.
И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.
И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.
Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.
Полоса движения
Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).
Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.
Но что делать зимой, когда разметка неразличима?
Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?
В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».
И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.
Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.
Разделительная полоса
Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.
Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).
Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).
На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.
Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части.
И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.
Обочина
Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.
Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).
Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.
В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.
Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.
Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.
Тротуар
Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.
Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.
Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.
Трамвайные пути
В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».
Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):
1) посредине дороги;
2) на границе с проезжей частью.
Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).
Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств.
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта»
И тут важно не запутаться. . ГОСТ не действует именно в городах
Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.
Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.
Разные категории
Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:
Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:
Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.
Ширина полосы в городе и за его пределами
Для любых магистралей ширина полосы не может быть больше 3,75 м (исключение составляются однополосные дороги), при том, что общая ширина при наличии четырёх полос (в обе стороны) устанавливается в 15 м, а восьми полос – в 30 м.
Полосу шириной 3,75 м можно увидеть и в населённом пункте (главные магистрали, на которых разрешено разгоняться до 100 км/час), но более характерны они для междугородних скоростных трасс, а также магистралей федерального и районного значения за городом.
Многополосные дороги с более широкой проезжей частью встречаются в крупных населённых пунктах и мегаполисах, таких, как Москва, где есть участки, допускающие скорость выше положенных 60 км/час (при наличии соответствующего знака).
Также в населённых пунктах обустраиваются магистрали с максимальной шириной полосы 3,5 м, сюда же относятся и дороги с обочиной, специально выделенной для движения пешеходов. Такая же ширина регламентируется для всех городских дорог с регулируемым транспортным потоком.
Случается, что параметры, установленные по ГОСТ в городе, не соблюдаются. Чаще всего такая ситуация складывается из-за особенностей застройки российских городов, которые возводились в то время, когда автомобильного движения ещё не было. В результате улицы зачастую слишком узкие.
Акцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.
Трамвайные пути — не являются проезжей частью.
По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.
Рельсы слева от проезжей части»
Полоса проезжей части
Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.
Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.
Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.
на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил
С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.
Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.
Классификация дорог в зависимости от покрытия
В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:
Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств
Продольная полоса
И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.
Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.
Профиль проезжей части с продольной полосой
Продольная полоса проезжей части
Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 “Геометрические элементы автомобильных дорог”. Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – “в населенном пункте” и “вне населенного пункта”. И тут важно не запутаться.
Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 – 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.
Принципы классификации
В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:
Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:
Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.
«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»
Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.
Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:
Добавление полосы движения за счет сужения других полос
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Ширина проезжей части по ГОСТ
Ширина одной полосы движения зависит от многих параметров:
Максимальная ширина полосы в России составляет 3,75 метра. Таковыми являются:
Также в ГОСТе указывается, что общая ширина такой магистрали (4 полосы в обе стороны) должна составлять 15 метров. Это без учета разделительных конструкций и обочины. Если же речь идет о 8-полосной магистрали, ширина проезжей части должна быть, соответственно, 30 метров.
Если посчитать, что ширина среднего легкового автомобиля составляет 1,8 метра, то по одной полосе могли бы разъехаться две машины, но это был бы очень плотный разъезд.
Также, согласно тому же ГОСТу, допускается ширина 3,5 метра. В эту категорию входят:
То есть, на центральных улицах городов, где имеются светофоры, , отдельные тротуары для пешеходов, ширина одной полосы должна быть не менее 3,5 метра.
Ну и самыми узкими являются дороги шириной 3 метра. Хотя имеется особое предписание, что в случае проведения ремонтных работ или из-за отвратительного состояние дороги, ширину полосы можно уменьшать до 2,75 метров.
Движение автомобилей по дорогам уже, чем 2,75 метра, запрещено. Как правило, это различные велосипедные или пешеходные дорожки, специальные въезды и выезды из прилегающих территорий для спецтехники. Данное правило может не распространяться на транспорт городских коммунальных служб или на машины по доставке товара и так далее.
Ширина 3 (2,75) метра может быть у следующих типов дорог:
Понятно, что на таких отрезках пути действуют особые требования правил дорожного движения: ограничение скоростного режима до 30-40 км/час или до 20 км/час в жилой зоне спального района, предоставление преимущества встречному транспорту, предоставление преимущества пешеходам и велосипедистам. Может быть также запрещен .
Как все устроено
Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.
Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.
От чего зависит ширина полосы движения
Геометрические показатели для проезжей части устанавливаются ГОСТами и СНиПом 2.07.01-89. При этом разработанные стандарты не одинаковы для разных типов дорог.
Так, ширина полосы зависит от следующих факторов:
Местонахождение – в населённом пункте или вне его.
Максимально разрешённая скорость движения по дороге.
Какое значение имеет трасса (местное, республиканское, федеральное).
То есть ширина полос в Москве будет другой, чем в пригородной зоне, а для скоростной многополосной магистрали устанавливаются иные стандарты, чем для обычной междугородней трассы.
Что делать с полосами неправильного размера?
Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.
Однако в некоторых случаях имеет смысл “разобраться” с неправильной разметкой на проезжей части.
Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.
Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.
Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:
Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление – в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.
Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).
Подобное обращение – это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Четвертая и пятая категории дорог
Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.
Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.
Нормы в России
Существует несколько различных видов дорог – от крупнейших многополосных автомагистралей, до односторонних проселочных трасс. В связи с этим, стандартом определяются нормы отдельно для каждого типа, поскольку введение единого показателя было бы неверным действием.
ГОСТ содержит определенные рекомендации для полосы каждого типа. Но при этом следует учитывать, что в России возможно строительством магистралей не более 3 метров, в связи с чем нормы ГОСТа не всегда используются.
Сегодня действует несколько основных нормативных требований, которые должны соблюдаться:
Кроме того, в России часто встречаются магистрали, предназначенные для движения легковых и грузовых машин. Их ширина должна быть не менее 3 метров.
Определение ширины полосы движения в России
Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:
Такие требования должны соблюдаться, в первую очередь, при строительстве дорог, а также при нанесении дорожной разметки. На деле службы руководствуют другими значениями. К примеру, есть дорога, которую нужно оснастить разметкой. На ней будут выделены три полосы движения, значит дорога делится условно на три равные части и выполняется разметка в соответствии с таким математическим вычислением. На деле такой подход часто оказывается недейственным, так как на многих дорогах первая полоса вполне может быть и уже в силу стоянки на ней постоянно большого количества транспортных средств. Вот такие тонкости в имеет ширина полосы дорожного движения.
Ширина проезжей части дороги в ПДД
Итак, рассмотрев четыре элемента дороги, перейдем к пятому и самому основному, если верить ПДД – проезжая часть. Этот элемент дороги служит для передвижения транспортных средств. Проще говоря, без него не может быть и самой дороги. Многие водители путают дорогу с проезжей частью. Они считают, что дорогой является полоса, покрытая асфальтом.
Как мы уже смогли выяснить, как раз эта полоса называется проезжей зоной, а дорога имеет более широкое понятие, которое включает и другие элементы.
Какую ширину должна иметь проезжая зона дороги? Есть ли установленные параметры? Да, есть. На самом деле они зависят от категории самой дороги. Определение ширины установлено нормами СНиП. Так, в населенных пунктах она составит от 2,75 метров и до 4 метров. Могут быть и исключения, например, размеры дорог в исторических частях города, обусловленные устаревшими представлениями о ширине и их назначении. Регламент для дорог, находящихся вне населенных пунктов, следующий:
Ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Новейшие гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:
https://youtube.com/watch?v=yBSvyAWAIeg%3Frel%3D0
Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.
Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.
Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.
Сделаем вывод
Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).
Этот онлайн сервис поможет проложить маршрут ОТ и ДО на машине, а также рассчитает среднее время в пути и ориентировочный расход топлива.
Дорожные знаки приоритета с комментариями рекомендуется повторить курсантам автошкол.
Узнать задолженность по штрафам ГИБДД https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/uznat-zadolzhennost-po-shtrafam-gibdd.html по водительскому удостоверению.