На территории РФ движение механических транспортных средств осуществляется по правой стороне. Передвигаться транспорт может в два, три и больше рядов в зависимости от количества полос на проезжей части. Причем на некоторых участках дорог движение может быть односторонним, где-то двусторонним, а есть реверсивный тип движения. Регламент движения по полосам ПДД поясняют в пункте 9. Движение регулируется не только разметкой на дороге, но и знаками особых предписаний.
Подпункт 9
Число полос для движения определяется разметкой на проезжей части, а также знаками 5.15.1-5.15.2 и 5.15.7-5.15.8. Если же нет знаков и разметки, то движение выполняется с учетом ширины дороги, габаритов транспорта, с соблюдением интервала. Стороной для встречного движения считается 1/2 дороги, расположенная по левую сторону, места уширения не учитываются.
По ПДД в движении по полосам на дороге с двумя и более потоками нельзя выезжать на встречные полосы.
Обычно подобные дороги имеют от четырех полос. В ПДД выезд на полосу встречного движения запрещен, так как предусмотрено две односторонних зоны, по которым можно выполнять опережение.
Проезжая часть с четырьмя и более полосами имеет разграничения в виде двойной сплошной, которую строго запрещено пересекать. Также есть четкое представление о том, как выполняется движение по полосам в городе. ПДД также предусматривает движение по четырех- и более полосным дорогам за пределами населенных пунктов.
При наличии двух полос одного направления в условиях города можно двигаться по любой полосе. Поворачивать с крайней правой полосы можно только направо. С крайней левой – налево и в обратном направлении. Проезд прямо разрешен с любой полосы. Если же полос три, то со средней повороты разрешены только при наличии соответствующих знаков, в остальных случаях по средней полосе движение разрешено в прямом направлении.
Двигаться по дороге с двусторонним движением, на которой три полосы, можно только по крайней правой стороне. Средняя полоса предназначается для обеспечения безопасности во время обгона. По этой полосе можно выполнять обгон с любой стороны дороги. Также средняя полоса предназначается для разворота, поворота налево, объезда. Выезд на самую крайнюю полосу запрещен.
За пределами города движение по двух- и более полосной дороге предполагает движение транспорта только по крайней правой полосе. По другим проезд запрещен при свободных правах полосах. А вот в населенных пунктах водители могут использовать любую полосу для движения. Менять ее можно для выполнения поворота, выполнения разворота, остановки, объезда.
При трехполосном движении занимать крайнюю левую можно только в том случае, если другие две заняты. Также эта полоса предназначается для обгона, разворота, поворота. Чтобы водителям было проще, разработаны новые знаки.
Регламентируют ПДД движение по полосам для техсредств, скорость которых по техническим причинам не может быть выше 40 км/ч. Такая техника должна двигаться только по самой крайней полосе справа, кроме случаев обгона, перестроения перед выполнением поворота, разворота, остановки.
В ПДД движение по полосам при сильной загруженности предполагает проезд по трамвайным путям. В правилах говорится, что движение по попутным трамвайным путям разрешено, но только при условии, что полосы для движения безрельсового транспорта загружены. При таком движении машина не должна создавать помех трамваю. А вот выезд на встречные трамвайные пути строго запрещен.
При выполнении поворота транспорт должен перестроиться на трамвайные пути попутного направления и с них выполнить поворот. Если же автодорога регулируется дорожными знаками, указывающими направление движения, то поворот с путей запрещен. В таких случаях выполнять поворот можно только путем пересечения трамвайных путей на перекрестке.
При делении проезжей части на полосы специальной дорожной разметкой двигаться машины должны строго по выделенной полосе в соответствии с обозначениями. Нельзя наезжать на разметку, хотя это действие допустимо при перестроении или обгоне.
Особое внимание уделяется реверсивному движению. Подобные участки дорог опасны.
Существует два вида разметки реверсивной полосы: по обеим сторонам располагается двойная прерывистая линия. При таком виде разметки реверсивная полоса применяется только для движения при работающих светофорах. Если же крайняя правая полоса отделяется от реверсивной прерывистой линией, то при выключенном светофоре допускается применение реверсивной полосы для опережения.
При выезде на дороге с реверсивным движением водители должны занимать крайнюю правую полосу. Убедившись, что двигаться можно по реверсивной полосе, можно выполнять перестроение.
Под запретом в ПДД движение по встречной полосе, по тротуарам, обочинам, пешеходным дорожкам. В этих местах разрешается движение только спецтехники, например коммунальных служб. Заезд на тротуар и обочину разрешается только для загрузки и выгрузки груза, если иными способами к месту назначения подъехать не получается. При таком варианте должно быть безопасным движение других участников движения.
При движении на дороге водители должны соблюдать дистанцию. Для этого предусматривается боковой интервал и соблюдение безопасного движения между транспортными средствами. Дистанция зависит от скорости движения. При расчетах обязательно проводят корректировку в сторону увеличения интервала при смешанном движении, плохой дороге.
За пределами города на двухполосной дороге водители транспорта с ограничением скоростного режима, водители длинномеров должны соблюдать дистанцию. Она должна быть такой, чтобы другие транспортные средства могли свободно обгонять, опережать.
При двустороннем движении, если на дороге имеются тумбы, опоры мостов и другие опасные элементы, водители должны объезжать с правой стороны. Возможен объезд слева, но только при наличии соответствующих указательных знаков.
При расположении на середине дороги каких-либо помех в виде тумб и других дорожных элементов, при отсутствии дорожной разметки, которая указывает направление движения по полосе, водитель должен выполнять объезд таких сооружений только правее преград. Если на элементе размещен знак, показывающий сторону объезда, то его выполняют в соответствии с указаниями знака.
В данном видео более наглядно показано, как можно двигаться по полосам в соответствии с пунктом 9 ПДД.
Нарушения
Предусматривается штраф и иные виды наказания за нарушение ПДД движения по полосам. В случае пересечения сплошной линии разметки, а тем более при пересечении двойной сплошной, предусматривается лишение водительского удостоверения на срок от 6 месяцев. Самое строгое нарушение ПДД – выезд на полосу встречного движения. При таком нарушении придется забыть о водительском удостоверении.
Глава 9 ПДД и статья 12.15 КоАП РФ полностью описывают правила, детали расположения транспортного средства на дороге, в том числе и неправильное расположение автомобиля на проезжей части. Штраф за нарушение варьируется от тысячи до пяти тысяч рублей.
Основной элемент дороги
В ПДД проезжая часть определяется как элемент дорожного полотна, предназначенный для передвижения безрельсовых ТС.
Для упорядочения движения и достижения наибольшей его безопасности проезжую часть делят на полосы, применяя для этого специальные разметочные линии. Расположение транспортного средства на проезжей части дороги, правила это подчеркивают, должно соответствовать этому условию. Автомобилю на разметку наезжать нельзя. Исключения составляют прерывистая осевая линия (если предполагается перестроение) и сплошная (в случае необходимости парковки на обочине).
Большая часть автолюбителей даже не догадываются, что нарушают ПДД, передвигаясь по разметке. Потому как ТС должно располагаться в пределах полосы, а водитель должен соблюдать необходимые интервалы и безопасную дистанцию.
Идеальной считается ситуация, когда соблюдаются следующие условия:
Дорожное полотно без обозначений
Численность полос для движения транспортного потока устанавливается, согласно ПДД, разметочной линией и/или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Причем двухколесным механическим ТС разрешено движение по одной выделенной полосе в два ряда.
В случае отсутствия необходимых знаков и/или разметочных линий расположение транспортного средства на проезжей части устанавливают сами водители, одновременно учитывая ширину всей проезжей части и интервалов для безопасных маневров и габариты ТС.
Как правило, ширина дорожного полотна в населенных пунктах находится в границах 2,75-4 метра, вне границ поселения – 3-3,75 метра.
На дороге без осевых разметок с движением в обе стороны за встречную принимается левая половина дороги, причем карманы, места остановок пассажирского транспорта и другие расширения проезжей части не считаются.
Из вышесказанного понятно, что посередине транспортное средство передвигаться не может.
Многополосная проезжая часть
Осевая разметочная линия в этом случае всегда двойная сплошная, поэтому абсолютно все маневры должны совершаться в границах своей полосы.
Если дорога с потоком в обе стороны имеет четыре полосы и/или более, выезжать в зону встречного потока запрещено, поскольку это чревато аварийной ситуацией. Такая дорога предписывает автолюбителям осуществлять развороты и/или повороты налево исключительно в местах, предназначенных для этих маневров или на перекрестках. При наличии адекватно нанесенной разметки расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД, гл. 9) у автолюбителей не вызывает затруднений. Если дорожное полотно не размечено, автолюбитель должен быть максимально сконцентрированным, чтобы не нарушить ПДД.
ТС, находясь на размеченной дороге, обязаны двигаться строго по занятой полосе. На линии разметки запрещено наезжать (исключение составляют перестроение или другой маневр). Как считают специалисты, это может ввести в заблуждение рядом следующих автолюбителей (им может показаться, что начинается перестроение).
Отдельно в ПДД расписано передвижение грузовых ТС весом более 2,5 тонн за границами населенных пунктов. Если для ТС, имеющих меньший вес, рекомендовано расположение транспортного средства на проезжей части как можно правее, то для тяжелых грузовиков под категорическим запретом находится левая крайняя полоса. Естественно, что поворот налево относится к исключению, как и разворот.
Трехполосное дорожное полотно
Предопределено оно тоже для движения транспортного потока в обе стороны. Дорожная разметка делит проезжую часть на три полосы. Средняя может принимать оба потока, но исключительно для объезда препятствий, опережения, разворота и/или поворота налево. С левой стороны трехполосного дорожного полотна категорически запрещено находиться ТС встречного движения.
В границах населенных пунктов правила снова уповают на принцип «разрешено все, что не запрещено» и указывают, что двигаться автолюбителям можно по любой подходящей для него полосе.
Исключение составляют дороги с тремя полосами. Та, что находится посередине, предназначена только для реверсивного движения. Она выделяется разметкой 1.9.
Трехполосная дорога с прерывистой сплошной
Нечасто встречающийся, но присутствующий на наших дорогах вариант трехполосного движения, при котором каждая полоса размечена прерывистой линией. В этом случае расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД это подчеркивают) на средней полосе разрешено автолюбителям, следующим в обоих направлениях. Но они должны учитывать, что, выезжая на среднюю полосу движения, совершают разрешенный выезд на встречку. Поэтому оценка ситуации на дороге должна быть особенно тщательной.
Категорически запрещают правила выезжать ТС в зону встречного движения (крайнюю левую полосу) трехполосной дороги с прерывистой разметкой. Проступок карается изъятием водительского удостоверения сроком от четырех месяцев до шести.
Как обстоит на подобной проезжей части дело с разворотом? Запретить его может специальный знак, ПДД или разметка. Если она прерывистая, знаков нет, правила дают запрет только на обгон или объезд внезапного препятствия, то разворот и левый поворот возможны. Совершить его можно со средней полосы, с правой или с обочины. Перед этими маневрами необходимо убедиться в их безопасности.
Двухполосная проезжая часть
Стороны движения на такой дороге размечают сплошной осевой линией. Поэтому в случае какого-либо препятствия создается затор (сплошную пересекать нельзя). По принятым изменениям в законе в этой ситуации водителям нужно дожидаться инспектора, который даст добро на объезд через сплошную разметочную линию возникшего препятствия.
По этой и некоторым другим причинам двухполосные дороги размечают прерывистой линией.
Интересный нюанс есть в ПДД, касающийся двухполосной дроги. В частности, в правилах не указано, что на такой проезжей части разрешено выезжать в зону встречного движения. Также не сказано, что это запрещено. А у нас в стране, что не запрещено, то, естественно, разрешено. Поэтому нарушение расположения транспортного средства на проезжей части с двухполосным движением доказать достаточно трудно.
На дорогах с большим количеством полос ситуация иная.
Движение по выделенным полосам
При наличии в одном направлении нескольких полос движения, в местах с разрешенным скоростным режимом свыше 80 км/ч правила расположения транспортных средств на проезжей части указывают, что двигаться они должны, прижимаясь к правой стороне дороги. При пустой правой полосе занимать левую категорически запрещено. Она может быть использована только для различных маневров.
В населенных пунктах, где есть ограничения скорости, автомобили имеют право двигаться по удобной для них полосе.
Смена полосы движения
ПДД не запрещают перестроение, но только не в случае интенсивного движения. Например, если заняты все полосы движения, перестроение для удовлетворения собственных амбиций запрещено. Исключением может быть только необходимость припарковаться, развернуться, обогнуть препятствие или повернуть.
Нужно отметить, что препятствие – это неподвижный объект на проезжей части, который не позволяет продолжить движение по полосе.
Трамвайные пути
Расположение транспортного средства на проезжей части для трамваев возможно при соблюдении следующих условий:
Использовать трамвайные пути (как дополнительную полосу движения) можно для совершения разворота (поворота налево), объезда или движения. Причем развороты и повороты (правила обязывают) должны начинаться именно с трамвайных путей, если иное не предписано знаками дорожного движения. Главное, что расположение транспортных средств на проезжей части с трамвайными путями не должно создавать для движения электротранспорта помех.
ПДД запрещают любое движение по путям для электротранспорта, если перед перекрестком будут знаки 5.15.1, 5.15.2.
Дорога с реверсивным движением
Двигаться по ней нужно в крайней левой полосе. И только для перестроения водитель имеет право выехать на реверсивную полосу. Перед этим он должен убедиться, что движение в необходимую сторону разрешено.
Дистанция и интервал
Расположение транспортного средства на проезжей части предполагает соблюдение дистанции (это некоторое расстояние между автомобилями, двигающимися в одном направлении) и интервала (расстояние между бортами транспортных средств, идущих как в попутном, так и во встречном направлении).
Двигаясь в потоке, водитель должен соблюдать дистанцию, гарантирующую в случае экстренного торможения безопасность сближения с идущими впереди автомобилями. С той же целью необходимо соблюдать интервал.
Чем больше скорость транспортного средства, тем длиннее должна быть дистанция. Это же условие должно соблюдаться на скользких или заснеженных дорогах.
ПДД не дают четких рекомендаций насчет интервала или дистанции. Негласно считается, что безопасная дистанция – половина скорости. То есть при скорости 100 км/ч идеальная дистанция составит 50 метров (при условии стандартного дорожного покрытия и нормальных климатических условиях).
Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части
Оно всегда предполагает наложение штрафа. Сегодня он составляет 1500 рублей.
Тихоходный транспорт, технически не способный развивать скорость свыше 30 км/ч, а также ТС, имеющие крупногабаритный груз, обязаны (согласно ПДД) давать возможность проехать или совершить обгон (опережение) следующим за ним автомобилям. Несоблюдение этого требования тоже облагается штрафом (1500 рублей).
Движение ТС по тротуарам, дорожкам пешеходным или велосипедным так же предполагает штраф. Расположение транспортных средств на проезжей части, причем на встречной ее полосе, для объезда препятствия карается штрафом от тысячи рублей до полутора.
Выезд на рельсы встречного направления, равно как и в зону встречного движения, карается денежным взысканием, составляющим пять тысяч рублей, или изъятием удостоверения водителя на срок от четырех месяцев до шести (кроме вышеописанного случая). Повторное нарушение, зафиксированное любым из средств автоматической фото- или видеосъемки, повлечет за собой наложение штрафа 5000 рублей. Если нарушение засвидетельствовал инспектор, то права управления транспортным средством лишат на год.
Наверное, каждый сталкивался с кричащими нарушениями правил дорожного движения. Особенно опасно, когда правила нетвердо знает водитель. Возможно, секреты уличной разметки и конструктивных особенностей проезжей части окажутся полезными читателю.
Что относится к дороге
Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:
Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части – колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.
Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.
Транспортная «артерия»
Проезжая часть — полоса на поверхности земли с твердым или грунтовым покрытием, сооруженная для проезда 2-х, 3-х и 4-х колесного транспорта. Ширина проезжей части дороги по ГОСТу зависит от ее загруженности (количества полос). А также от состава транспортного потока и от планируемой скорости передвижения по ней.
Полоса движения – это лента дорожного покрытия вдоль проезжей части, ширина которой вынуждает автомобили выстраиваться в ряд друг за другом. Полосы движения на дороге обычно разграничиваются разметкой или об их типе и количестве информируют дорожные знаки.
Категории дорог
Дороги принято делить на категории по их техническим характеристикам.
Как видно из таблицы, ширина проезжей части по категориям дорог отличается в связи с разным количеством и размером составляющих ее полос. Ширина полосы движения сформирована из расчета габаритов транспортных средств, преимущественно передвигающихся по данной автодороге. И также бокового интервала между машинами, который не должен быть меньше 0,5 м. Расстояние от зеркала до зеркала у легкового автомобиля в среднем чуть меньше 2 м. Если дорожная разметка отсутствует, ширина проезжей части делится на глаз поровну между участниками движения в противоположных направлениях.
В некоторых местах могут встречаться уширения для разгона и торможения. Но деление на полосы не зависит от них. Неопытные водители иногда воспринимают ширину проезжей части как признак приоритетности дороги там, где отсутствуют соответственные дорожные знаки. Это мнение неверно. Такие дороги равнозначны даже при больших отличиях в размерах.
Не такие, как все (полосы)
Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.
Ее часто дополняют реверсивные светофоры и информативные таблички. Специальную разметку имеет также выделенная для безрельсового общественного транспорта полоса. Для ее обозначения существует дорожный знак. Правила обращения с ней особенные и известны всем получившим права водителям. Подробней о них рассказано в следующем видео.
Если средняя полоса на трехполосной дороге с двусторонним движением никак не описана, она используется всеми участниками движения для выполнения маневров.
Туда полоса, сюда полоса
Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.
Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.
Размеры и виды полос
Перемещаясь по двухполосной дороге с двусторонним движением, водитель, идущий на скорости сравнительно маленькой по отношению к потоку, обязан способствовать обгоняющему его транспорту совершить маневр как можно быстрее. Это необходимо, чтобы обеспечить ему место впереди себя.
Минимальная ширина полосы проезжей части — 2,75 м. Она допустима во время проведения ремонтно-строительных работ с выставлением дополнительных знаков. Также она возможна в случаях уже существующей неудачной застройки жилой зоны или на коротких участках реконструированных дорог с установкой ограничительных знаков.
Сверху ширина полосы не лимитируется. Хотя существует целое течение сторонников сужения полос движения до европейских стандартов, обосновывающих свою позицию тем, что на узких полосах водитель не теряет концентрации внимания. Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.
Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.
Небольшой анализ устройства дорог, проведенный в этой статье, показывает, что работники дорожно-патрульных служб, безусловно, выдающие в этом вопросе свои рекомендации, делают если не все, то многое для безопасности движения. Поэтому в общении с гашниками, нужно не предвзято стараться понять, что сделано не так, и проявить уважение к их даже физически весьма нелегкой работе. Ведь они охраняют жизни граждан не меньше, чем милиция.
Сколько полос движения на конкретной дороге? Штрафы за движение не по полосам.
В этой статье я хочу рассказать Вам о том, каким образом можно определить количество полос на конкретной дороге. Хотя на первый взгляд ответ на вопрос “сколько полос движения на дороге” найти достаточно просто, это не всегда так. Существует множество ситуации, в которых приходится поломать голову над правильным решением.
Кроме того, если водитель не смог правильно определить количество полос движения, он может быть наказан административным штрафом, а в некоторых случаях и лишением прав. Эта ситуация также будет рассмотрена в статье.
Задача подсчета количества полос на дороге особенно остро встает в зимний период, когда разметка на дорогах либо окончательно стерлась, либо просто-напросто занесена снегом. Эта ситуация, пожалуй, самая сложная, и она будет рассмотрена в конце этой статьи. А начать предлагаю с самого простого.
Определение количества полос при наличии разметки для каждой из полос
Самая простая ситуация, в которой думать вообще не нужно, возникает тогда, когда на дороге каждая полоса выделена соответствующей разметкой. Для этого может применяться один из трех видов разметки:
1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.6 – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
Из трех видов разметки пересекать запрещается только разметку 1.1. В приведенной ситуации определить количество полос на дороге очень просто – нужно просто их посчитать.
Определение количества полос при наличии только разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений
Если на дороге присутствует лишь одна линия разметки – разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, то определить количество полос движения становится несколько сложнее.
Рассмотрим несколько возможных ситуаций:
1. Одинарная сплошная или прерывистая линия разметки в середине дороги
Линии разметки 1.1 и 1.5 разделяют транспортные потоки противоположных направлений только на дорогах, имеющих 2 или 3 полосы.
Если в середине дороги нанесена разметка 1.1, то такая дорога, независимо от ширины полос, является двухполосной. Это справедливо даже в том случае, когда в каждую сторону могут двигаться одновременно несколько автомобилей.
2. Двойная сплошная линия разметки в середине дороги
1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м;
Двойная сплошная линия разметки наносится только на широких дорогах:
Сколько полос на дороге при наличии знаков 5. 15?
При наличии дорожных знаков 5.15 количество полос на дороге определить также достаточно просто. Достаточно посчитать количество полос на соответствующих знаках:
5.15.1 “Направления движения по полосам”. Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 “Направления движения по полосе”. Разрешенные направления движения по полосе.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
5.15.7 “Направление движения по полосам”.
Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.
5.15.8 “Число полос”. Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.
Возможно, у Вас возник вопрос по поводу того, как определить количество полос на дороге, на которой нанесена разметка и есть знаки “Движение по полосам”. Причем значения знаков и разметки противоречат друг другу.
В данном случае нужно руководствоваться значением дорожных знаков, т.е. дорожные знаки имеют приоритет над разметкой:
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Сколько полос движения на дороге без разметки?
В том случае, если на дороге нет ни разметки, ни дорожных знаков, определить количество полос можно воспользовавшись пунктом 9.1 правил дорожного движения:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Основные моменты, на которые следует обратить внимание:
1. Половина ширины проезжей части, расположенная слева, является стороной, предназначенной для встречного движения.
2. На своей половине проезжей части водители вольны самостоятельно определять количество полос движения.
Отмечу, что дорога без дорожных знаков и разметки не может являться 3-х полосной дорогой, даже если ширина проезжей части позволяет разместить на ней 3 автомобиля. На такой дороге количество полос всегда четно, т.е. может быть 2, 4, 6, 8 и т.д. полос и не может быть 3, 5, 7 и т.д.
По поводу того, как определить количество полос движения на своей половине проезжей части никаких комментариев в правилах дорожного движения не дается, поэтому можно это сделать так, как Вы считаете нужным.
Алгоритм определения количества полос
Чтобы расставить все точки над i приведу алгоритм определения количества полос, который позволит Вам всегда правильно определять количество полос движения:
1. Ищем на дороге знаки 5.15. Если они есть, то определяем количество полос по ним.
2. Ищем на дороге горизонтальную разметку. Определяем количество полос по ней.
3. Определяем количество полос самостоятельно, учитывая тот факт, что левая половина проезжей части предназначена для встречного движения.
Рассмотрим штрафы, которые могут быть наложены на водителя автомобиля при нарушении правил расположения на проезжей части:
1. Движение не по полосам движения, а по разделяющей их разметке наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей:
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Перестроение в соседнюю полосу без использования сигнала поворота наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей:
Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –
3. Выезд на встречную полосу для объезда препятствия – штраф 1000 – 1500 рублей, для обгона – 5 000 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев (при повторном нарушении – лишение прав на 1 год, при третьем и последующем нарушениях – уголовное наказание).
После изучения этой статьи Вы можете без проблем определить количество полос движения на любой дороге, и Ваш автомобиль всегда будет правильно расположен на проезжей части.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Ширина полосы движения по ГОСТ
В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.
Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 “Геометрические элементы автомобильных дорог”. Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – “в населенном пункте” и “вне населенного пункта”. И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 – 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.
Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”.
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 – 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.
Что делать с полосами неправильного размера?
Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.
Однако в некоторых случаях имеет смысл “разобраться” с неправильной разметкой на проезжей части.
Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.
Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.
Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:
Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление – в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.
Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).
Подобное обращение – это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.
Расположение транспортных средств на проезжей части
9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Последнее обновление: 13.04.2023
ПДД 2022, 2023 с комментариями онлайн
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Когда разметка на дороге отсутствует, или же, если она не видна (снег, лед и т.д.), водители должны самостоятельно определять количество полос движения и их ширину.
9.1 (1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Пункт 9.1 (1) введен в Правила 12 июля 2017 года. В этом пункте перечислены условия, при которых запрещается выезд на встречную полосу.
Визуально этими условиями являются сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, отделяющая встречную проезжую часть, разделительная полоса (обозначенная разметкой 1.2) и трамвайные пути, расположенные в одной плоскости с проезжей частью.
Движение по трамвайным путям осуществляется с учетом пункта 9.6. Выезд на встречные трамвайные пути запрещается.
Подробнее — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Если проезжая часть имеет четыре полосы и более, между встречными потоками транспортных средств должна быть нанесена двойная сплошная линия разметки 1.3 или сделана разделительная полоса.
При отсутствии разметки или если она не видна, водитель должен сам определить количество полос на дороге, руководствуясь пунктом 9.1, в случае, если их больше трех, выезжать за середину дороги нельзя.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
На рассматриваемых дорогах крайние полосы предназначены только для движения в одном направлении.
Нахождение встречных транспортных средств на них не допускается, несмотря на то, что они отделены прерывистой линией разметки 1.5.
Использовать среднюю полосу для постоянного движения нельзя, так как на нее разрешено выезжать водителям, движущимся в противоположном направлении.
На среднюю полосу разрешено въезжать только с определенной целью: для обгона, объезда, поворота налево, разворота.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Данный пункт ПДД обязывает водителей в указанных в нем ситуациях вне населенного пункта двигаться по возможности правее, т.е. если правая полоса свободна, то следует двигаться только по ней, не занимая левые полосы.
Левые полосы должны быть свободны для возможности совершения разворота и левого поворота транспортных средств, а также для пропуска автомобилей оперативных служб, двигающихся с повышенной скоростью.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
Требование данного пункта обязательно для выполнения независимо от того, что является причиной движения транспортных средств со скоростью, не превышающей 40км/ч (особенности конструкции, техническое состояние или особые свойства перевозимого груза).
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Езда по линиям разметки дезорганизует движение, так как другие водители могут решить, что вы собираетесь перестроиться в другой ряд.
Наезд на линию продольной разметки в непогоду, например во время дождя или мокрого снега, опасен еще и тем, что при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможно проскальзывание колес, что повлечет снос или занос автомобиля.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Въезжая (поворачивая) на дорогу с реверсивным движением, следует занять крайнюю правую полосу независимо от того в какую сторону на перекрестке (влево иди вправо) осуществляется поворот.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Водитель специального транспорта, находясь в вышеуказанных разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, обязан помнить, что преимущество в движении в этой ситуации принадлежит пешеходам.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
В ПДД под дистанцией между автомобилями понимается расстояние между ТС, движущимися друг за другом по одной полосе.
Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от технического состояния автомобиля, состояния дорожного покрытия, погодных условий и т. д.
См. статью Почему важно соблюдать дистанцию.
При движении в плотном транспортном потоке необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспортного средства, и обращать внимание на тех, кто движется сзади.
Условно принято считать, что водитель при движении должен держать дистанцию (в метрах), равную не меньше половины значения скорости (в км/ч).
Другими словами, при скорости движения 60 км/ч. считается безопасной дистанция около 30 метров, при скорости 90 км/ч. — около 45 метров и т.д.
Поскольку глазомер у всех людей разный, чтобы не путаться в метрах, дистанцию удобнее измерять в секундах.
Почему лучше и легче измерить в секундах, и как это осуществить, есть ответ в статье Движение в потоке.
Боковой интервал – расстояние между бортами ТС, движущихся как попутно, так и навстречу друг другу.
Безопасный боковой интервал выбирается в зависимости от скорости движения и ширины автомобиля. В любом случае он должен быть не меньше 0,5м (значение условное) между попутными ТС при их движении с одинаковыми скоростями.
Подробнее о боковом интервале — в статье Количество полос и боковой интервал.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Водители тихоходных и длинных ТС обязаны внимательно следить за дорожной обстановкой не только впереди и со стороны своих бортов, но и сзади, чтобы своевременно дать возможность обгоняющим вернуться на свою полосу движения.
При движении тихоходных и длинных ТС в организованной транспортной колонне и при высокой интенсивности движения, их водители могут не соблюдать требования данного пункта Правил, поскольку в этих условиях обгон невозможен.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Это требование ввели с целью предотвратить выезд ТС, выполняющих объезд препятствия, на сторону встречного движения.
Объезжать указанные элементы дорожных сооружений слева разрешено только тогда, когда это предписывают дорожные знаки (4.2.2 «Объезд препятствия слева» или 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева») или соответствующая разметка.
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.