Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Интересные подробности дорожных знаков 50 лет назад.

Мне очень нравится изучать старые книги и атласы. Те, по которым можно представить как жили раньше люди и отследить развитие технического прогресса в обществе. В семейных архивах были найдены атласы автомобильных дорог СССР. Самым свежим, 1979 года выпуска активно пользовались мои родители, когда мы в 80х годах путешествовали на автомобиле по центральному регионы страны. Но я нашел еще более ранние выпуски — 1977, 1968 и 1960 года!

Особый интерес представляют два самых ранних, а самое интересное это проследить развитие дорожных знаков за этот период. Для начала напомню кадр из Музея Автомобильной Военной Техники (ВАТ), который я посетил год назад. Это первые в мире дорожные знаки утвержденные на международной конференции автомобилистов в 1909 году. Но к ним вернемся попозже.

Вот это схема расположения листов атласа 1979 года, где показаны основные автомобильные направления. Нет, в Сибирь и далее на восток дороги тогда уже были, просто не очень хорошие.

2. Атлас 1979 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

А это атлас 1960 года. Обратите внимание, что в то время не было разделения дорог на грунтовые и с твердым покрытием. Было только разделение на общесоюзные, республиканские и областного значения. Специальными значками обзначаются только бензозаправочные станции и СТО совмещенные с гостиницами. Справа интересная раскладка автомобильного маршрута на популярном направлении, в данном случае Москва — Ленинград.

3. Атлас 1960 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Все страницы атласа показывать не буду, но можно рассмотреть развитие автомобильных дорог на отдельном сегменте — Мурманской области. Трассы М18 еще не существует, есть отдельные части дороги неподалеку от Мурманска (1960 год). Еще обратите внимание, что карта банально сделана на основе простейшей топографической, автомобильные атласы тогда еще не были особенно популярны.

4. Атлас 1960 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

А вот как выглядит этот регион в 1968 году. Например появилась дорога из Апатит на Кузомень. А еще прерывистая линия в Голицино (Туманный?).

5. Атлас 1968 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

В атласе от 1977 года все уже значительно лучше. Трасса М18 появилась там где ее не было, при этом пропал участок неподалеку от Мурманска. Туманный пока еще называют Серебрянским. А еще появились значки обзначающие Автозаправки, СТО, Гостиницы.

6. Атлас 1977 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Составитлели атласа от 1979 года зачем-то убрали дорогу на Туманный вообще, и обозначили дорогу на Кузомень прерывистой линией. Значки автомобильной инфраструктуры в целом показывают, что уже в те времена здесь было все неплохо развито, было где заправится и остановится на ночлег.

Любопытно, что современные атласы все равно не обладают 100% достоверностью, если брать Мурманскую область, то там до сих пор в некоторых изданиях рисуют грунтовую автомобильную вдоль северного побережья Кольского полуострова, которую кто-то из составителей по ошибке спутал с оленьей тропой.

7. Атлас 1979 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

А вот — Москва. В атласе от 1960 года такой схемы нет вообще. Из этой схемы можно посмотреть как любопытно организованы выезды на МКАД. Например район Боровского шоссе, стыковку Профсоюзной улицы с Калужским шоссе или же дороги в районе Медведково. По состоянию на 1967 год в Москве было 33 гостиницы, 10 станций техобслуживания и 47 автозаправок. Отдельно еще отмечены платные охраняемые автостоянки.

8. Атлас 1968 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Вид Москвы по состоянию на 1978 год. За 10 лет прибавилось 10 гостиниц, а количество автозаправок увеличилось до 165 штук. В отдельную категорию были выделены станции техобслуживания автомобилей ВАЗ.

9. Атлас 1975 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Переходим к самому интересному — дорожным знакам, которые печатались в каждом выпуске атласа. Самым интересными для нас являются знаки напечатанные в атласе 1960 года. Первые дорожные знаки в нашей стране были стандартизированы только в 1927 году и постепенно дополнялись. Тогда еще было разделение знаков на городские и загородные. К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих — до 22, указательных — до 10.

Знаки в то время были в желтым фоном. Очень интересно подписан знак «Уступите дорогу». Знак «Стоянка запрещена» содержит латинскую букву Р, интересно выполнен знак совмещающий ограничение скорости движения и продолжительности действия знака, а еще обратите внимание на знаки «Обгон запрещен».

Но больше всего здесь впечатляют указательные знаки. Особенно интересны знаки предписывающие условия движения на регулируемом перекрестке, они использовались до тех пор, пока к светофорам не добавили дополнительные секции для поворота налево или направо. А пешеходов вообще обозначали треугольником.

10. Атлас 1960 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Здесь все выглядит уже намного привычнее для нас. Интересный знак «Проезд без остановки запрещен». В секции указательных знаков элегентные пиктограммы обозначающие такие интересные места, как «Лагерь автотуриста» и «Пункт питания».

11. Атлас 1968 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

И наконец дорожные знаки из атласа 1979 года. Их количество увеличилось почти в 2 раза и был убран желтый фон. В принципе, практически все эти знаки дожили до наших дней без каких-либо серьезный исправлений.

12. Атлас 1975 года.

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Вот так! На очереди к публикации фотоальбом «Подмосковье».

«Осторожно, пингвины!

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Сейчас все стараются равняться на положения венской конвенции и в мире наступило относительное «знаковое единообразие». Однако конвенция не запрещала вводить собственные уникальные знаки и многие страны этим пользуются, чтобы проявить свой «творческий потенциал». До сих пор по всему миру можно встретить необычные, интересные и даже забавные знаки вроде: «Осторожно, пингвины!».

История дорожных знаков, конечно, на этом не заканчивается и хоть общее количество знаков по всему миру уже давно перевалило за тысячу, каждый год продолжают появляться новые. Ведь жизнь не стоит на месте!

В каждой стране, даже если она и согласилась с положениями конвенции, продолжали придумываться новые дорожные знаки

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Однако практика показала, что сложности на дорогах ну никак нельзя описать четырьмя знаками. А как же ограничение скорости? Или указание главной дороги? Или предупреждение, что рядом школа? А пешеходный переход, в конце концов? Поэтому в каждой стране, даже если она и согласилась с положениями конвенции, продолжали придумываться новые дорожные знаки. Кажется – почему бы и нет? Если есть необходимость создать новый знак, чтобы обеспечить безопасность на дороге, – надо это сделать, а не ждать новой конвенции. Но тут есть один нюанс: когда автомобилист выезжает за границу, он может не встретить вообще ни одного знакомого знака. А это значит, что он – опасный источник аварий!

В 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Первые дорожные знаки в Париже

Неопытные водители на непривычно высокой скорости не успевали подстроиться к неожиданностям на дороге. Как результат – неприятные столкновения и даже жертвы. Скажем по секрету, на самом деле аварии не были частыми, но именно поэтому они и привлекали столько внимания. СМИ кричали об опасности автомобилей! В ответ на это в 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки, похожие на современные: «крутой спуск», «опасный поворот» и «неровная дорога». Теперь функция дорожных знаков изменилась – они стали не только информировать и направлять, но и предупреждать и защищать.

Чем больше появлялось автомобилей, тем сложнее было обеспечить безопасность на дорогах. Именно для этого представители европейских стран собрались в 1906 году на международной конвенции. Здесь были придуманы и введены четыре универсальных для всей Европы знака: «неровная дорога», «перекресток», «извилистая дорога» и «пересечение с железной дорогой». Необычный набор для современного автомобилиста, согласись.

Это были обломанные ветки, зарубки на коре и камни с надписями

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

Иногда складывается впечатление, что знаки на дорогах были всегда! Ты удивишься, насколько это недалеко от истины.

Централизованную систему дорожных знаков впервые ввели в Древнем Риме в III веке до н.э. Тогда по всей Империи были установлены мильные столбы, которые указывали удаленность от Римского Форума. Аналоги такой системы потом встречались по всему миру, в том числе и в России, в нашей стране верстовые столбы ввел Петр I.

Обходиться таким ограниченным «арсеналом» знаков получалось исключительно потому, что до начала XX века транспорта на дорогах было существенно меньше, чем сейчас, и к тому же передвигался он намного медленнее. Остановить конный экипаж, чтобы избежать столкновения проще, чем автомобиль, да и сама лошадь часто инстинктивно спасала пассажиров от аварий. Но вот когда на дорогах появились автомобили – тогда началась настоящая история!

Только изображения, цифры, стрелки

В 1931 году в Женеве европейские страны, СССР и Япония выбрали новые дорожные знаки, чтобы охватить всё не охваченное. 26 знаков, утвержденные на очередной конвенции, были разделены на предупреждающие, запрещающие и указательные, и отличались они друг от друга формой и цветами. С этого момента в Европе стала использоваться символьная система дорожных знаков, то есть на знаках можно было увидеть только изображения, цифры, стрелки – то, что можно понять без знания языка. Большой плюс для иностранцев и для неграмотных граждан.

А тем временем в США развивается совсем другая система знаков, от которой они не спешат отказываться до сих пор – текстовая. Европейцы, как большие ценители единообразия, попытались «примирить» такие разные системы знаков в 1949 году на очередной конвенции в Женеве, но – не вышло.

Единственный текстовый знак, позаимствованный у американцев – STOP

Дорожные знаки. Самый старый из старых дорожных знаков

2.5. Движение без остановки запрещено

Компромисс удалось достигнуть в 1968 году на конференции ЮНЕСКО в Вене, новые знаки вобрали в себя всё лучшее от символьной и текстовой системы. Именно тогда европейцы установили на своих дорогах единственный текстовый знак, позаимствованный у американцев – STOP (Знак 2.5. Движение без остановки запрещено).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *