Дорожная
разметка – вид
технических средств организации
дорожного движения, включающий линии,
стрелы, надписи и другие обозначения
на проезжей части дорог с усовершенствованным
покрытием, а также на элементах дорожного
обустройства и инженерных сооружений,
применяемый самостоятельно или в
сочетании с другими техническими
средствами организации дорожного
движения.
Устанавливают
две группы разметки:
Горизонтальная
дорожная разметка – дорожная
разметка, включающая про-
дольные,
поперечные линии, стрелы, надписи и т.
д., расположенные в горизонтальной
плоскости на элементах дорог (проезжей
части, тротуарах, стояночных площадках
и т. д.) с усовершенствованным покрытием.
Вертикальная
дорожная разметка – дорожная
разметка, включающая чередующиеся
полосы черного и белого цвета, красного
и белого цвета или черного и желтого
цвета, расположенные в вертикальной
плоскости на элементах дорожного
обустройства и инженерных сооружений.
Каждому
виду разметки присвоен номер, состоящий
из цифр, означающих:
–
первое число – номер группы, к которой
принадлежит разметка (1 – горизонтальная,
2 – вертикальная);
–
второе число – порядковый номер разметки
в группе;
–
третье число – разновидность разметки.
Горизонтальная
разметка разделяется на:
– продольную
разделительную разметку (1.1.1, 1.3, 1.5 –
1.9, 1.11);
– продольную
краевую разметку (1.2, 1.4, 1.10);
– поперечную
разметку (1.12 – 1.15.2, 1.25, 1.26);
– разметку
в виде символов и надписей (1.18.1 – 1.24.3,
1.27 – 1.34);
– другие
виды разметки (1.1.2, 1.16.1 – 1.17.2, 1.35).
В
зависимости от условий эксплуатации
горизонтальная разметка разделяется
на постоянную и временную. Функции
временной разметки ограничиваются
продолжительностью дорожных работ или
событий, потребовавших ее введения.
Временная
горизонтальная разметка должна быть
желтого цвета и выполняться с применением
материалов, обеспечивающих ее быстрое
устранение. При нанесении временной
горизонтальной разметки устранять
постоянную горизонтальную разметку не
обязательно. Временная горизонтальная
разметка имеет приоритет над постоянной
горизонтальной разметкой.
Проектирование земляного полотна в сложных условиях.
Проектирование
дорог в заболоченных районах
Процесс
возведения з.п. на болотах при использовании
слабого грунта в качестве несущего
основания включает следующие
технологические операции:
1.
Восстановление и закрепление трассы
дороги; 2. Расчистка дорожной полосы; 3.
Разбивка з.п.; 4. Установка приборов для
наблюдения за осадками основания и
толщиной отсыпанной насыпи; 5. Возведение
з.п. в соответствии с заданным режимом
отсыпки насыпи; 6. Проведение контрольных
наблюдений в процессе строительства.
Для
обеспечения максимальной несущей
способности основания в естественном
состоянии рекомендуется оставлять
корневую систему кустарников и деревьев,
а также растительный слой. При разбивке
з.п. в плане закрепляют ось и подошву
насыпи. Ось закрепляют с помощью приборов,
которые служат для наблюдений за
осадками. Насыпь отсыпают на полную
высоту без ограничения скорости отсыпки
и с учетом ожидаемой осадки с последующим
уплотнением. Насыпь отсыпают по
специальному режиму (медленная отсыпка)
в течение времени Т0
необходимого для уплотнения и упрочнения.
При отсыпке насыпи выполняют постоянный
контроль ее высоты и осадку. Используют
временную пригрузку для ускорения
консолидации основания и обеспечения
стабильности работы дорожной конструкции.
Временную пригрузку удаляют до корыта
с недобором 10 см. Оставшийся грунт после
временной пригрузки располагают рядом.
Задачи
расчета деятельности основания насыпи
включают выявление возможности и степени
опасности выдавливания слабого грунта
из-под подошвы. На основании расчетов
д.б. сделан вывод о возможности
использования слабых грунтов в основании.
Для чего определяют тип основания по
устойчивости: 1) не требующие специальных
мероприятий по обеспечению устойчивости;
2) Основания, для обеспечения устойч-ти
которого достаточно только технологических
мер (ограничение режима отсыпки насыпи);
3) основания, которые требуют специальных
конструктивных мер по обеспечению
устойчивости (изменение конструкции
насыпи или усиление насыпи, удаление
слабого слоя).
Степень
устойчивости определяется по величине
коэф-та устойчивости:
Куст
= Ру/Рп
≥ 1, –
устойчивость основания считается
обеспеченной.
Рп
= γгр·hтреуг
– давление на подстилающий грунт от
насыпи;
Ру
= (С·В)/(2·Нт)
– предельная нагрузка, выдерживаемая
основанием.
В
– ширина з.п. понизу;
Нт
– высота торфа;
С
– коэф-т сцепления грунта;
γгр
– удельный вес грунта;
hтреуг
= h+S,
h
– расчетная высота насыпи, S – конечная
осадка основания насыпи.
При
обеспечении устойчивости основания
его осадка обуславливается сжатием
слабого грунта под возд-вием внешних
нагрузок, а также некоторым боковым
расширением. Осадка слабой толщи грунта
всегда растянута во времени, поэтому
при прогнозе осадки решаются 2 задачи:
1) определение величины конечной осадки;
2) определение хода осадки во времени.
Проектирование
а.д. в овражистой местности
Разметкой называются линии, надписи, и
другие обозначения на проезжей части
и элементах дорожных сооружений,
устанавливающие порядок движения или
информирующие водителей и пешеходов
об условиях движения. Разметка является
составной частью общей схемы организации
движения транспортных средств и
пешеходов, поэтому при проектировании
разметки необходимо соблюдать ее
соответствие устанавливаемым на дороге
знакам, светофорам и другим техническим
средствам управления движением.
Разметка делится на горизонтальную
и вертикальную.
К горизонтальной относятся продольная,
поперечная и другие виды разметки
(островки, надписи, указательные стрелы),
наносимые на дорожное покрытие.
Горизонтальная разметка, как правило,
применяется на дорогах с усовершенствованными
покрытиями, имеющих проезжую часть
шириной 6 м и более при интенсивности
движения.1000 транспортных средств в
сутки и более. В населенных пунктах
горизонтальная разметка применяется
на скоростных дорогах, магистральных
улицах, а также и других улицах, где
проходят маршруты транспортных средств
общего пользования.
К вертикальной разметке относятся
линии, наносимые на элементы дорожных
сооружений, обстановки дорог и различных
предметов, которые представляют опасность
для движения, с целью предупреждения
наезда на них транспортных средств.
Дорожная разметка является одним из
простых и действенных средств управления
движением. Ее применение способствует
повышению пропускной способности дороги
и улучшению видимости проезжей части
и придорожной обстановки, особенно в
темное время суток.
Типы транспортных и пешеходных светофоров.
Светофоры можно классифицировать по
их функциональному назначению
(транспортные, пешеходные); по
конструктивному исполнению (одно-, двух-
или трехсекционные, трехсекционные с
дополнительными секциями); по их роли,
выполняемой в процессе управления
движением (основные, дублеры и повторители).
В соответствии с ГОСТ Р 52282-2004 «Технические
средства организации дорожного движения.
Светофоры дорожные. Типы и основные
параметры. Общие технические требования.
Методы испытаний». Светофоры делятся
на две группы: Т — транспортные и П —
пешеходные. Светофоры каждой группы в
свою очередь подразделяются на типы и
исполнения. Светофорам присвоены
индексы, в которых первая буква
соответствует группе, цифра — типу
светофора, последующие буквы — его
исполнению. Обозначение
п — с правой дополнительной секцией;
л — с левой дополнительной секцией:
пл — с правой и левой дополнительными
секциями;
г — с горизонтальным расположением
сигналов;
ж — с дополнительным сигналом желтого
цвета;
д — с двойным сигналом.
Например, Т.1.п — транспортный светофор
типа 1 с правой дополнительной секцией,
или Т.1.пл — транспортный светофор типа
1 с правой и левой дополнительными
секциями. Стандарт предусматривает
десять типов транспортных светофоров
и два типа пешеходных.
Основные принципы пофазного разъезда транспортных средств. Организация пропуска поворотных потоков и пешеходов.
Основные принципы пофазного разъезда:
l. Стремиться к минимальному числу фаз
в цикле регулирования.
2. Учитывать, что допускается совмещать
в одной фазе левоповоротный поток,
конфликтующий с определяющим длительность
фазы встречным потоком прямого
направления, если интенсивность
левоповоротного потока не превышает
120 авт/ч.
3. Обеспечивать бесконфликтный пропуск
пешеходов; в крайнем случае пешеходный
и конфликтующие с ним поворачивающие
транспортные потоки можно пропускать
в одной фазе, если интенсивность
пешеходного потока не превышает 900
чел/ч, а поворачивающих транспортных
потоков — не превышают 120 авт/ч.
4. Не выпускать из одной и той же полосы
транспортные средства, движение которых
предусмотрено в разных фазах, т.е. полосы
движения закрепляют за определенными
фазами.
5. Стремиться к равномерной загрузке
полос. Интенсивность движения, в среднем
приходящаяся на одну полосу, не должна,
превышать 700 ед/ч.
6. При широкой проезжей части (три полосы
движения и более в одном направлении)
и наличии островков безопасности следует
рассматривать возможность поэтапного
перехода пешеходами улицы в течение
двух следующих друг за другом фаз
регулирования.
Дорожная разметка позволяет внести некий порядок в дорожное движение. Конечно же, на данный момент существует достаточно много дорожных знаков, при помощи которых можно организовать правильное движение на любом участке дороги. Тем не менее, без разметки просто невозможно обойтись. Просто представьте себе, насколько сложно будет двигаться по проезжей части с тремя рядами без разметки. В ночное время разметка также помогает водителям. При помощи сплошной белой линии обозначают края проезжей части, что значительно улучшает восприятие в ночное время.
История современной дорожной разметки начинается в далеком 1911 году. Когда автомобилей стало достаточно много, дорожная комиссия пришла к выводу, что движение необходимо каким-то образом упорядочить. В то время существовала всего одна дорога с твердым покрытием – находилась она в штате Мичиган. И именно на эту дорогу была нанесена первая белая разделительная полоса. Предназначение этой полосы было достаточно простое, она разделяла дорожное полотно на два потока движения. Позже аналогичную разметку стали наносить и на других дорогах. Позже центральная белая полоса стала основным средством разделения транспортных потоков.
На самом деле в те времена проводили достаточно много экспериментов с разметкой дороги. В Германии даже существовала черная разметка. Однако, как легко предположить, черная разметка была неэффективна, поэтому этот цвет практически не используется в современной разметке. Сочетание белого и черного цвета на данный момент применяется для нанесения вертикальной разметки. Черными и белыми полосами обычно обозначают всевозможные препятствия, ограждения и прочие вертикальные дорожные сооружения.
С течением времени количество автомобилей непрерывно росло, и одной лишь разделительной полосы стало просто не хватать для организации движения. На этом этапе начала формироваться горизонтальная дорожная разметка нескольких типов. В разных городах дорожные инспекции предлагали свои варианты и реализации той или иной разметки. В конечном итоге в главном управлении дорожной инспекции пришли к выводу, что в данной области необходима некая стандартизация. Разметка должна была быть везде одна, чтобы не вводить водителей в заблуждение. После этого решения модификация дорожной разметки пошла достаточно быстро, так как все подчинялось единому стандарту. Все предложения предварительно рассматривались и воплощались в жизнь только после утверждение. И на данный момент мы имеет специальный ГОСТ, в соответствии с которым и производится нанесение всей дорожной разметки. Данный ГОСТ содержит четкое определение всех возможных типов разметки.
Разновидности разметки
На сегодняшний день существует два основных типа дорожной разметки: вертикальная и горизонтальная. Существует достаточно большое количество разновидностей горизонтальной дорожной разметки:
Горизонтальная разметка помимо всего прочего делится на постоянную и временную. Постоянная разметка всегда наносится краской белого цвета и никак иначе. Временная разметка наносится краской желтого или красного цвета. Наиболее часто можно увидеть на дорогах разметку именно желтого цвета. Этот цвет был выбран неслучайно. Желтую разметку просто невозможно не заметить, так как она сильно бросается в глаза. Водители знают, что при наличии одновременно постоянной и временной разметки, необходимо руководствоваться временной, то есть желтой.
Временная дорожная разметка используется в нескольких случаях:
При ремонте дороги необходимо организовать движение несколько иначе, чем это определено постоянной белой разметкой. В таких случаях постоянную разметку не убирают, а просто поверх нее наносится временная. Конечно же, при ремонтных работах также устанавливаются многочисленные дорожные знаки. Однако несмотря на это, временная дорожная разметка значительно упрощает восприятие дорожной обстановки водителями. Временная разметка обычно наносится не такой прочной краской, как постоянная, так как существует она не так долго. Обычно по окончании дорожных работ, временная разметка просто истирается и становится не видна. Однако в отдельных случаях необходимо явно удалять либо временную, либо постоянную разметку.
Вертикальная разметка появилась значительно позже горизонтальной. Когда стало ясно, что одной лишь горизонтальной разметки недостаточно, предприняли попытку наносить разметку на различные вертикальные поверхности. Такими поверхностями были внезапные препятствия на дороге, ограждения опасных участков автодорог и прочие. Эксперимент с вертикальной разметкой прошел довольно успешно, и она стала активно появляться на дорогах. На данный момент в плане вертикальной разметки также существует ГОСТ, по правилам которого и наносится любая вертикальная разметка.
По мере увеличения количества автотранспорта стали учащаться аварии вне пределов проезжих частей. В связи с этим разметку стали наносить не только на дорогах, но и на прилегающих территориях, таких как автозаправочные станции, парковки, территории общественных учреждений и прочие. На сегодняшний день разметка наносится повсеместно, где присутствует движение транспорта.
Сейчас многие компании занимаются нанесением дорожной разметки, однако мы рекомендуем вам обращаться в нашу фирму. Мы проводим нанесение любой дорожной разметки, установка ограждений и установка искусственных неровностей (лежачих полицейских), благоустройство территорий и многое другое. Наша компания всегда выполняет работы по конкурентноспособным ценам, качественно и в наиболее короткие сроки.
Начиная уже с 1900 года когда в Европе на дорогах уже было много машин, повозок, поэтому власти начали придумывать разные правила и ограничения для участников дорожного движения. Но не все из людей могли тогда еще понимать, как взаимодействовать на дороге с другими ее участниками, не только теми, кто едет в одну сторону, но и теми, которым дорога нужна для обратного пути.
Спустя еще десять лет такая маркировка на дороге появилась уже в Великобритании. Все начали понимать, что от такой разметки полоза есть, так как никто на дорогах никому не мешает. Со временем она была сделана по всем дорогам этой страны и в других странах. Почти с самого начала разметки делали белого цвета, только в некоторых странах на определенных участках дороги они были ярких горячих цветов.
В те времена, когда Германия считалась страной фашизма для всего мира, ее дороги были размечено черной краской, добавляющей мрачности стране. Дальше разметки начали приобретать разный смысл, так появились информирующие разметки, запрещающие и предупреждающие. Что каждая из них означает принуждали учить всех, кто управляет любым транспортным средством, иначе человеку, не осведомленному в этом вопросе считалось что нет чего делать на дороге.
Немного позже появилась разметка не только для водителей транспорта, но и для пешеходов, которая называется пешеходный переход в 1951 году в той же Великобритания, которой настолько понравился опыт размеченных дорог, что она добилась за короткое время такого результата. Но сама идея пришла в голову немцам, где она тоже появилась в числе одной из первых стран.
Даже когда скорость автомобилей не превышала 70 км/ч, необходимость в дорожной разметке была очевидной.
Поэтому, как только на дорожном покрытии стало возможным рисовать, на дорогах появились спасительные линии. В числе первых – линии для разделения полос встречного движения, стоп-линии для обозначения перекрёстков и пешеходных переходов.
Спасающая жизни дорожная разметка своим появлением и развитием во многом обязана борцам за безопасность движения и имеет интереснейшую историю.
Разделительная линия
Один американец в начале XX века решил запатентовать свою идею нанесения центральной линии на дорогу для разделения встречных транспортных потоков. В присвоении авторства ему отказали со словами, что идея дорожной разметки стара как мир и не раз уже была реализована, например, при строительстве древних дорог Европы и Америки. Действительно, выложенные по центру дорог светлым камнем линии разграничивали полосы встречного движения на улицах древних городов Греции и Рима.
Рис. 1. Разделительная линия на каменной дороге инков (г. Куско, Перу, ХVІ в.)
И всё-таки, историю разделительной линии лучше начинать с появления асфальтобетонных автомобильных дорог. Одно из первых предложений по нанесению такой разметки озвучил Эдвард Н. Хайнс – член дорожной комиссии Уэйн Каунти в США в штате Мичиган. В 1911 году он ехал по довольно узкой для двухстороннего движения дороге и сильно опасался встречных автомобилей. Когда перед ним оказался молоковоз с подтекающим содержимым, у него родилась идея. Пролитая струйка белого молока на тёмном асфальте надоумила Хайнса использовать дорожную разметку для разделения встречных потоков машин.
В 1917 году в другом штате – Орегон – офицер движения Питер Рексфорд, чтобы сделать движение более безопасным, также предложил нанести разделительную линию. Он говорил о жёлтой линии. Местные власти финансировать идею отказались. Тогда, заручившись поддержкой шерифа, он сделал это за свой счёт.
В ряду первых инициатив нанесение разметки на дорогу есть ещё более примечательная история. В Калифорнии в городе Индио в том же 1917 году медсестра Джун МакКэролл на своём автомобиле спешила к больному. По дороге она чуть было не попала под грузовик, несущийся по встречному направлению.
Чудом увернувшись и съехав на обочину, Джун кое-как пришла в себя. Происшествие подтолкнуло её к мысли пометить дорогу, отделив встречное движение. Медсестра обратилась к местным властям, они похвалили её за хорошую идею и отпустили с миром, так ничего и не предприняв. Тогда Джун взяла краску и кисти, опустилась на четвереньки и собственноручно нарисовала белую четырёхдюймовую (10 см) линию длиной в две мили по центру дороги, проходящей мимо её дома (рис. 2). На этом энергичная медсестра не успокоилась. Джун писала письма во все инстанции, выступала в различных общественных клубах.
Рис. 2. Медсестра Дж. МакКэррол рисует первую разделительную линию в Калифорнии, 1917 год, нарукавный шеврон
Вслед за США дорожную разметку стали наносить на европейских дорогах. В Советском Союзе она появилась в 1933 году, вскоре после того, как булыжные мостовые Москвы покрылись асфальтом.
Рис. 3. Первая разделительная линия на автотрассе Сочи-Мацеста, 1935 год
Асфальтированная автомагистраль Сочи-Мацеста-Гагра, позднее переименованная в Сталинский проспект, а затем в Курортный проспект, была построена в 1934 году. Её строительство велось с учётом мирового опыта и применением передовых технологий того времени.
Известна история, как в 1934 году шофёр Союзтранса Гуськов пересёк белую линию автотрассы Сочи-Мацеста, а дорожную стрелку потом стал стирать. За нарушение правил он был арестован на 15 суток с лишением права езды на автомашинах в Сочинском районе. В связи с этим уполномоченный ВЦИК по делам курорта А.Д. Метелёв начал поиск нового рецепта краски для дорожной разметки. Вот телеграмма, отправленная 21 октября 1935 года:
«Америка, Нью-Йорк, Амторг, т.Боеву.
Уважаемый Иван Васильевич!
Пешеходный переход
Рис. 4. Пешеходные переходы на дорогах Древнего Рима
С появлением поездов и автомобилей места, предназначенные для перехода дороги пешеходами, обозначались сначала щитами, затем дорожными знаками. Дорожная разметка на пешеходном переходе появилась сначала в виде металлических кружков.
Она хорошо была видна пешеходам, вселяя в них уверенность в безопасности. И абсолютно не замечалась водителями, что часто приводило к трагическим происшествиям.
В 1948 году в Великобритании стартовал эксперимент по выявлению самой действенной разметки пешеходного перехода. Анализировалось около тысячи вариантов. В результате пришли к выводу, что череда широких чёрных и белых полос вызывает наибольший резонанс у человеческого глаза. Лабораторию посетил член парламента, а позже – премьер-министр Л.Д. Каллаган. Говорят, именно он подметил, что такой вариант разметки похож на зебру, приписывая ему авторство названия нового пешеходного перехода – the zebra crossing. 31 октября 1951 года чёрно-белую разметку нанесли на пешеходные переходы в английском городке Слау (англ. Slough), что вскоре привело к существенному уменьшению числа наездов на пешеходов. В Германии так оценили новую разметку, что стали отмечать день её рождения.
Рис. 5. Пешеходный переход “панда” рассматривали как альтернативу “зебре”. Великобритания, 1960-е годы
Рис. 6. Не исключено, что своей мировой славе “зебра” обязана легендарной группе The Beatles
В 2013 году в России для обозначения пешеходных переходов в местах с повышенной аварийной ситуацией введена дорожка красно-белого цвета.
Рис. 7. Нестандартная разметка пешеходного перехода в разных городах мира
Рис. 8. Реализованный студенческий проект “3D-зебры” в Ташкенте
Рис. 9. “Воздушная зебра” – концепт студии Лебедева
Цвет дорожной разметки
Решающий критерий для выбора цвета разметки – его контрастность по отношению к цвету дорожного покрытия. В 1930-х годах в Германии для нанесения разметки использовали даже чёрную краску, так как бетонное покрытие автобанов было светлым. В основном же использовались жёлтый и белый, как наиболее контрастные серому и чёрному цвету покрытия (рис. 10).
Рис. 10. Филиппины. Трасса Магаланг-Помпада
Долгое время в США для нанесения разделительной линии использовали как жёлтый, так и белый цвета. Ещё в 1948 году в официальных рекомендациях эти два цвета фигурировали на равных. Жёлтая краска широко применялась для предупреждающих знаков, и её привычно было видеть на американских дорогах. Белая же краска – более контрастна ночью и не такая вредная для дорожных строителей, как жёлтая, в большом количестве содержавшая хромат свинца. Споры продолжались до 1961 года, когда пересмотрели используемые варианты и установили единообразие, отдав предпочтение жёлтому цвету.
В России разделительная линия имеет белый цвет. Жёлтая дорожная разметка обозначает места, где запрещены остановка и/или стоянка, зигзагообразная жёлтая линия, наоборот, показывает место, где остановка возможна для общественного транспорта.
Рис. 11. Во многих странах пешеходные переходы Желтые. Швейцария
Рис. 12. Китайский пешеходный переход “тигр”
Рис. 13. Цветной пешеходный переход в Италии. Использованы разница в высоте дороги, термопластик и объемные маркеры – “точки Боттса”
Современные тенденции
Дорожная разметка продолжает развиваться: вводятся новые виды, цвета, продолжаются эксперименты по материалам и технологиям её нанесения.
Рис. 14. Диагональный перекресток. Москва, 2015 г.
Рис. 15. Дорожная разметка перекрестка в Нью-Йорке, США и Абу-Даби, ОАЭ
Рис. 16. Разметка перекрестка в Гонконге, Китай
В некоторых странах используют зелёную и красную краску для выделения полос для общественного транспорта, велосипедов, электромобилей (рис. 17–19). В США по выделенной полосе для общественного транспорта могут двигаться автомобили, перевозящие более чем одного пассажира.
Рис. 17. Цветной асфальт для выделения полос а) в Люцерне, Швейцария и б) в Сан-Франциско, США
Рис. 18. Выделение опасных участков в Японии и Сингапуре
Рис. 19. Зеленые велополосы в Сан-Диего, США
В феврале 2013 года расширен цветовой ряд российской дорожной разметки: синий цвет – для линий, обозначающих места платной парковки.
Рис. 20. Динамическая дорожная разметка в концепции Smart Highway
В 2012 году этот проект получил премию Dutch Design Awards, и некоторые решения уже нашли практическое применение в дорожном строительстве.
Литература
1. Hawkins H.G. Evolution of the U.S. Pavement Marking System. Division Head Texas Transportation Institute College Station, 2000. 62 p.
2. Harris G.G., Cohen H.S. Women Trailblazers of California: Pioneers to the Present. The History Press, 2012. 192 p.
3. Hawkins H.G., Parham A.H., Womack K.N. Feasibility Study for an All-White Pavement Marking System. Washington D.С., 2002. 130 p.
4. Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г.
Слайд 1, 2. Первые предложения по нанесению дорожной разметки озвучил Эдвард Н. Хайнс — член дорожной комиссии Уэйн Каунти в США в штате Мичиган. В 1911 году он ехал по довольно узкой для двухстороннего движения дороге и сильно опасался встречных автомобилей. Когда перед ним оказался молоковоз с подтекающим содержимым, у него родилась идея. Пролитая струйка белого молока на тёмном асфальте надоумила Хайнса использовать дорожную разметку для разделения встречных потоков машин. В 1917 году в другом штате — Орегон — офицер движения Питер Рексфорд, чтобы сделать движение более безопасным, также предложил нанести разделительную линию. Он говорил о жёлтой линии. Местные власти финансировать идею отказались. Тогда, заручившись поддержкой шерифа, он сделал это за свой счёт.
Слайд 3. После этого, спустя 10 лет, а именно в 1921 году, в Англии, в пригороде Бирмингема появилась первая разметка автомобильных дорог. Ввиду успешности данной новинки, вскоре белая дорожная разметка появилась в большинстве городов Великобритании и других государствах. Это стало неотъемлемой частью регулирования дорожного движения в современном мире.
Слайд 6,7. Спустя года, стали разделять дорожную разметки на многие виды:
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения проезжей части) – это разметка участков улиц и дорог, где запрещается выезд транспортных средств на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении. Горизонтальная разметка может быть постоянной и временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, желтый, а временная – оранжевый цвет.
К горизонтальной разметке относятся ослепительно белые линии, которые проводятся вдоль улицы прямо по ее середине, они видны даже в сумерках.
(Слайд 8) Сплошные или прерывистые линии, идущие вдоль улицы (дороги), делят проезжую часть на полосы для движения. Эти линии помогают формировать транспортные потоки. Узкую сплошную белую линию чаще всего можно видеть на середине дороги. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. Пересекать такую линию или заезжать на неё водителям запрещено. Пешеход тоже должен знать об этом. Если пешеход не успел перейти проезжую часть, он может остановиться на такой линии (которая находится на середине дороги) и пропустить приближающийся транспорт. Если дорога очень широкая (имеет четыре и более полос для движения транспорта), то на её середине может быть нанесена двойная сплошная белая линия разметки. Заезжать на эту линию и пересекать её ни в коем случае нельзя. Она для водителя то же самое, что и прочная высокая стена.
(Слайд 9) К этому же виду разметки относят линии посадочных площадок. Посадочные площадки ограничиваются сплошными линиями, транспортные средства не имеют права на них наезжать даже тогда, когда там нет людей.
Слайд 12. Велосипедная дорожка- это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон
Слайд 13. К вертикальной разметке относят линии, которые обозначают поверхности дорожных сооружений, опор мостов, ограждений и т. п.
Вертикальная разметка зрительно обозначает элементы дорожных сооружений, боковые поверхности ограждений дорог, бордюры и возвышающиеся островки безопасности.
Главная особенность вертикальной разметки заключается в том, что она не предъявляет абсолютно никаких требований к водителям, а служит исключительно для информирования об опасности.
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках.
Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.
Дорожная разметка Да или Нет Сплошная линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пунктирная линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах. разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более.
Да или Нет Разметка разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы. ( стоп-линия ) – указывает место, где водитель должен остановиться. (“зебра”) – обозначает пешеходный переход.
Да или Нет Разметка обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. Разметка обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков. Разметка обозначает искусственную неровность на проезжей части.
Методические разработки, презентации и конспекты
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида.
Дорожные знаки, разметка.
Освоение во всех видах речевой деятельности новых лексических единиц.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения “Изучение дорожной разметки и дорожных знаков”.
Цель:1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в условиях, приближенных к реальным.2. Воспитание сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником.
Цель занятия: Познакомить учащихся с дорожной разметкой, её разновидностях и назначении. Новые слова: Дорожная разметка.
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит учащихся вспомнить, какие линии дорожной разметки они знают.
Далее учитель знакомит учащихся с дорожной разметкой, рассказывает об основных ее линиях и их значении для пешеходов. Человек, который не знает, что значат линии на автомагистрали или городской улице, оказывается в затруднительном положении, а иногда подвергает свою жизнь опасности.
Линии разметки являются постоянными средствами регулирования движения.
Белые, иногда желтые линии, стрелки, слова и буквы на проезжей части улиц и дорог – линии дорожной разметки, которые помогают, правильно ориентироваться в движении и тем самым обеспечивают безопасность водителей и пешеходов.
Разметку на проезжей части улиц и дорог, на перекрестках и площадях наносят краской, обеспечивающей хорошую видимость и длительную сохранность разметки. Разметка указывает места перехода улицы (дороги)пешеходами, расположения транспортных средств в рядах на проезжей части, определяет места ожидания трамваев, троллейбусов и автобусов, направляет потоки транспортных средств, указывает места остановки их при запрещении сигналами светофора и регулировщика и т. д.
Разметка может быть горизонтальной и вертикальной.
К горизонтальной разметке относятся ослепительно белые линии, которые проводятся вдоль улицы прямо по ее середине, они видны даже в сумерках. Эти линии, разделяющие встречные потоки транспортных средств, делят проезжую часть дороги на правую и левую. Они могут быть сплошными и прерывистыми.
Прерывистые белые линии разметки водитель может пересекать. Поэтому пешеходу при переходе проезжей части останавливаться на таких линиях запрещено, так как водитель может сбить его.
Линию обозначения края проезжей части наносят на дорогах с интенсивным движением со стороны обочины.
К этому же виду разметки относят линии посадочных площадок, линии пешеходных переходов, стоп-линий, линии запрещения остановки транспортных средств и др. Посадочные площадки ограничиваются сплошными линиями, транспортные средства не имеют права на них наезжать даже тогда, когда там нет людей.
Некоторые линии разметки наносят на проезжую часть желтой краской. Такие линии наносятся у самого края проезжей части. Если у края проезжей части нанесена сплошная линия желтого цвета , то останавливаться в этом месте транспортным средствам запрещено. Для обозначения остановок общественного транспорта у края проезжей части наносят ломанную линию желтого цвета . Она информирует и водителя общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), и пешехода о наличии в этом месте остановки, где осуществляется посадка в автобус или троллейбус.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие виды дорожной разметки вы знаете?
2. Для чего нужны линии разметки?
4. С какой целью наносятся желтые ломанные линии у края проезжей части дороги? Что они обозначают?
4. Где наиболее безопасно находиться пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть?
Направление: Правила дорожного движения
Цель: предупреждение дорожно-транспортного травматизма
– разъяснить назначение дорожной разметки
– коррекция памяти, обогащение активного словаря
– воспитание правильного поведения на дорогах и улицах:
Форма проведения: беседа
Словарная работа: дорожная разметка (горизонтальная, вертикальная)
1. Организационный момент: психологический настрой учащихся
Назовите элементы дороги (проезжая часть, обочина).
Что значит дорога с одно и двусторонним движением?
Чем отличается главная дорога от второстепенной? Как регулируется дорожное движение? Дорожная разметка предназначена для четкого выделения полос движения, границ проезжей части и других элементов поперечного профиля, информирования водителей о рекомендуемых и допускаемых траекториях движения.
3. Основная часть: Ребята, какие линии вы видели на дорогах?
Мы часто видим на улицах и дорогах различные линии, надписи, нанесённые белыми и жёлтыми красками. Они указывают пешеходам и средствам автотранспорта, как совершать движение на этом участке дороги или улицы. Они могут быть горизонтальными или вертикальными. Их называют дорожными разметками.
Словарная работа: Что называется дорожной разметкой?
Дорожная разметка – линии указывающие пешеходам и средствам автотранспорта, как совершать движение на этом участке дороги или улицы.
Горизонтальная разметка. Горизонтальная разметка в виде линий, стрел, надписей и других обозначений наносится на горизонтальную поверхность проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием и предназначена для установления определенного режима и порядка движения. Горизонтальная разметка может иметь белый или желтый цвет.
Вертикальная разметка. Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования .
Встречаются на дорогах и улицах длинные и прерывистые линии, разделяющие их на полосы движения. Длинные двойные непрерывные линии наносятся по середине улиц или дорог с двухсторонним движением транспорта. На них не разрешается наезжать и переходить на другую часть дороги, предназначенную для встречного направления движения. На определённых местах дороги одна из двух линий может быть прерывистая, со стороны прерывистой линии транспорту даётся разрешение пересекать середину дороги только для обгона двигающихся впереди средств транспорта. На дальних загородных дорогах может быть только одна линия, разделяющая дорогу на двухстороннее движение. Эту линию разрешается пересекать также в местах, когда она становится прерывистой.
Разметки, указывающие на остановки общественного транспорта, рисуются зигзагообразной линией красками жёлтого цвета.
Вертикальные разметки рисуются на опасных местах, на опорных столбах, боковых стенках подземных дорог, тоннелей, эстакадах, разделяющих полосах движения, тумбочках, местах опасного поворота.
5. Итог занятия:
1. Для чего нужны дорожные разметки? (дорожная разметка предназначена для четкого выделения полос движения, границ проезжей части и других элементов поперечного профиля, информирования водителей о рекомендуемых и допускаемых траекториях движения.)
2. На какие виды различаются дорожные разметки?
3. Где и как рисуются горизонтальные разметки?
5. Как рисуется на дороге пешеходный переход?
На данном уроке учащиеся вспоминают элементы дороги и формируют представление о вертикальной и горизонтальной дорожной разметке. С помощью плакатов и брощюры “Правила дорожного движения” учащиеся наглядно изучают линии, нанесенные на проезжую часть. Особое внимание уделяется линиям желтого цвета, нанесенным на проезжую часть. Для закрепления материада предлагается игра “Дорожное лото”.
Урок №6. Дорожная разметка и ее характеристики.
1. Вспомнить элементы дороги.
2. Ознакомить учащихся с дорожной разметкой.
Цель урока: учащиеся должны:
а) знать характеристику горизонтальной и вертикальной дорожной разметки;
б) уметь характеризовать линии, нанесенные на проезжую часть;
в) иметь представление о вертикальной дорожной разметке.
l . Организационный момент.
ll . Проверка домашнего задания.
Для проверки знаний учащиеся индивидуально заполняют таблицы (Приложение 4).
lll .Работа над новым материалом.
Продолжим разговор о способах регулирования дорожного движения.
Учитель: Посмотрите на доску и скажите, какие элементы дороги изображены на рисунке. Правильно: проезжая часть, тротуары, обочины, трамвайные пути и разделительная полоса. Или это разделительная линия? Многие путают понятия
разделительная полоса и разделительная линия. Давайте разберемся.
Посмотрите на второй рисунок. Какое отличие от первого рисунка мы видим? Конечно, это элемент, который разделяет проезжую часть. Если в первом случае проезжая часть делится конструкцией – газоном, ограждением, бульваром, то это не позволяет пешеходу переходить проезжую часть. А во втором случае на проезжую часть нанесена линия, которая дает право перехода проезжей части пешеходу, но лишь при условии, что в зоне видимости ни слева, ни справа нет пешеходного перехода или перекрестка и дорога хорошо просматривается в обе стороны. Разделительная линия также обозначает край проезжей части.
Итак, еще один способ регулирования движения – дорожная разметка. Какая она бывает? Заполним схему:
(линии, стрелы, надписи и другие (в виде сочетания черных и белых
обозначения на проезжей части) полос на дорожных сооружениях и
устанавливает определенные элементах оборудования дорог,
режимы и порядок движения показывает их габариты и служит
средством зрительного ориентирования)
Каким цветом наносится горизонтальная разметка? Белым. Но существует три линии желтого цвета. Вспомните, что это за линии? Правильно. Это линии, обозначающие места, где запрещена остановка (1.4), стоянка (1.10) и линия, обозначающая остановку маршрутных транспортных средств (1.17). Они – желтого цвета.
Давайте-ка вспомним линии, которые вы могли встречать на проезжей части. Кто пойдет к доске? Нарисуем 5 линий, которые вы помните. Остальные схематично зарисовывают в тетрадь. Слева – рисуем разметку, справа – подписываем, что она означает. Посмотрим, что вы изобразили.
Ученик у доски показывает линию и дает ей характеристику. Если не может, ему помогают желающие из класса. Потом идет обсуждение тех линий, которые не были никем из учеников зарисованы.
А теперь обратимся к вертикальной разметке. Что она нам говорит? Она обозначает:
– элементы дорожных сооружений, которые представляют опасность для движущихся транспортных средств;
– нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
– боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
-бордюры и возвышающиеся островки безопасности и т.д.
Во время объяснения учитель показывает картинки с вертикальной разметкой. Идет обсуждение.
lV . Закрепление материала.
V . Домашнее задание.
Дорисовать и подписать горизонтальную и вертикальную разметку. Учить дорожную разметку.
_____________________________________ (фамилия, имя)
Группы дорожных знаков
Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует____________________________________________________________________
_______________форма белого цвета с красной каймой
___________________________________________________________________________,а для определен-ных категорий ТС – направление движения или маршрут
Круглая форма, __________ цвет
Продолжение приложения 4
Вводят или отме-няют определен-ные режимы дви-жения
Квадратная или прямоугольная форма с синим фоном
Информируют о ___________________________________________________________
_______________форма и ________ фон
Прямоугольная или квадратная форма.
Информируют водителей _____
____________________________________, движение по которому тре-бует __________
_________ форма белого цвета с _______________ каймой
Квадратная или прямоугольная форма и ________ фон (кроме знака _________________________цвета)
Прямоугольная форма и синий фон
_____, а для опре-деленных катего-рий ТС – направ-ление движения или маршрут
Круглая форма, синий цвет
Уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены
Информируют водителей о ____
_______________ форма _________
Разная форма и различный фон
Информируют о приближении к соответствующим объектам
Круглая форма белого цвета с белой каймой
Указывают_____ __________________________________________________, а для опре-деленных катего-рий ТС – направ-ление движения или маршрут
Информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также ____________________________________________________________