Общие понятия о дорогах
Автомобильные
дороги представляют собой комплекс
инженерных сооружений для непрерывного,
удобного и безопасного движения
автомобилей с расчетной нагрузкой и
установленными скоростями. В этот
комплекс входят: земляное полотно,
дорожная одежда, мосты, защитные
сооружения, здания и сооружения
автосервиса, дорожных и автотранспортных
служб.
Параметры элементов
дороги подразделяют на 2 вида:
К постоянным
параметрам относят ширину проезжей
части, длину прямых и кривых участков,
крутизну подъемов и спусков, высоту
насыпей и др.
Степень
соответствия постоянных параметров
автомобильной дороги нормативным
требованиям называют техническим
уровнем дороги.
К переменным
параметрам относят характеристики
дороги, изменяющиеся под воздействием
транспортных средств и метеорологических
условий, таких как: прочность дорожной
одежды, состояние поверхности дорог,
сцепные качества, ровность покрытия,
состояние разметки.
Степень
соответствия переменных параметров
дороги нормативным требованиям называют
эксплуатационным состоянием дороги.
Потребительскими
свойствами дороги называются
транспортно-эксплуатационные качества
(ТЭК АД), которые непосредственно отвечают
интересам пользователей и оцениваются
транспортно-эксплуатационными
показателями. К потребительским свойствам
АД относят:
– обеспеченная
скорость движения по АД;
– пропускная
способность АД;
– допустимая осевая
нагрузка и грузоподъемность (или общая
масса) автомобилей и автопоездов и др.
От
транспортно-эксплуатационных качеств
дороги зависят технико-экономические
показатели работы автомобильного
транспорта на данной дороге (ТЭП АД). К
ТЭП АД относятся:
– расход топлива
и др.
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
2) защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
3) искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
4) производственные объекты – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;
С 01.09.2024 в п. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 29.05.2023 N 197-ФЗ).
5) элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
7) владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания “Российские автомобильные дороги” в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
8) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;
9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
11) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
13) объекты дорожного сервиса – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
14) платная автомобильная дорога – автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
14.1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, – автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также – платный участок автомобильной дороги);
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
15) полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
16) придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
17) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;
(п. 17 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 172-ФЗ)
18) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;
(п. 18 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 172-ФЗ)
19) неделимый груз – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
(п. 19 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
20) сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;
(п. 20 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 257-ФЗ)
21) – 22) утратили силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
23) специальный груз – груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации;
(п. 23 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 39-ФЗ)
24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств – участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;
(п. 24 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 239-ФЗ)
25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи;
(п. 25 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 239-ФЗ)
П. 26 ст. 3 вступает в силу с 01.03.2024.
26) проект организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства – документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, предусмотренном частью 15 статьи 31 настоящего Федерального закона;
(п. 26 введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 172-ФЗ)
27) габарит приближения – предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной продольной оси проезжей части автомобильной дороги, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружений или расположенных на них устройств.
(п. 27 введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 172-ФЗ)
Общие положения. Дорога и ее элементы
Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.
Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.
И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.
Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных родственными признаками.
Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.
Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).
А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).
Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.
Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.
Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.
А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:
Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.
Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).
Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.
Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.
Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.
Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.
И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.
Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.
Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.
Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.
Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.
Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.
В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.
Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.
Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.
Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.
Подведем еще один предварительный итог.
Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.
Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).
В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.
Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.
Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.
Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.
Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.
Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.
Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.
Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.
Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.
Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.
Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.
Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.
На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.
Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.
Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.
Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.
Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:
Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).
А сейчас давайте зададимся конкретным примером.
Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).
Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).
ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.
Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.
Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.
Пдд онлайн от команды autoass!
Классификация автомобильных дорог
Европейские
маршруты — часть единой европейской
транспортной системы, имеют префикс E
и номер, частично совпадают с участками
федеральных автомагистралей.
Автомобильные
дороги федерального значения — имеют
префикс M и номер, финансируются из
федерального бюджета.
Автомобильные
дороги регионального значения — имеют
префикс A и номер, финансируются из
бюджетов субъектов федерации.
Автомобильные
дороги межмуниципального значения —
имеют префикс P и номер, финансируются
из муниципальных бюджетов.
Прочие дороги
местного значения — имеют префикс H и
номер.
Перечень автомобильных
дорог общего пользования федерального
значения, а также перечень автомобильных
дорог, необходимых для обеспечения
обороны и безопасности Российской
Федерации (имеющих оборонное либо
специальное значение), утверждается
Правительством Российской Федерации.
В настоящее время,
с 28 сентября 2009, года действуют «Правила
классификации автомобильных дорог в
Российской Федерации и их отнесения к
категориям автомобильных дорог»,
утверждённые постановлением Правительства
России от 28 сентября 2009 г. № 767.
В этом стандарте
применены следующие термины с
соответствующими определениями:
Техническая
классификация автомобильных дорог —
разделение множества автомобильных
дорог по классификационным признакам
на классы и категории:
Класс автомобильной
дороги — характеристика автомобильной
дороги по условиям доступа на неё.
Категория
автомобильной дороги — характеристика,
отражающая принадлежность автомобильной
дороги соответствующему классу и
определяющая технические параметры
автомобильной дороги.
Доступ на
автомобильную дорогу — возможность
въезда на автомобильную дорогу и съезда
с неё транспортных средств, определяемая
типом пересечения или примыкания.
Автомобильные
дороги по условиям движения и доступа
на них транспортных средств разделяют
на три класса:
К
классу «автомагистраль» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен только через пересечения
в разных уровнях, устроенных не чаще,
чем через 5 км друг от друга.
К
классу «скоростная дорога» относят
автомобильные дороги: имеющие на всем
протяжении многополосную проезжую
часть с центральной разделительной
полосой; не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными
дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками; доступ на
которые возможен через пересечения в
разных уровнях и примыкания в одном
уровне (без пересечения потоков прямого
направления), устроенных не чаще, чем
через 3 км друг от друга.
К
классу «дороги обычного типа» относят
автомобильные дороги, не отнесённые к
классам «автомагистраль» и «скоростная
дорога»: имеющие единую проезжую часть
или с центральной разделительной
полосой; доступ на которые возможен
через пересечения и примыкания в разных
и одном уровне, расположенные для дорог
категорий IB, II, III не чаще, чем через 600
м, для дорог категории IV не чаще, чем
через 100 м, категории V — 50 м друг от
друга.
Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным
качествам и потребительским свойствам
разделяют на категории в зависимости
от: количества и ширины полос движения;
наличия центральной разделительной
полосы; типа пересечений с автомобильными,
железными дорогами, трамвайными путями,
велосипедными и пешеходными дорожками;
условий доступа на автомобильную дорогу
с примыканий в одном уровне.
Кроме
того, АД подразделяют по народнохозяйственному
значению и административному подчинению:
магистральные общегосударственного
значения, в том числе для международного
сообщения; магистральные республиканского
значения для сообщения между областями
и центрами республиканского значения;
областного значения, обеспечивающие
связь районов и крупны предприятий с
областными центрами, станциями ж/д,
пристанями; районного значения,
связывающие районные центры, населенные
пункты и крупные местные промышленные
станции и пристани; городские дороги и
дороги населенных пунктов; дороги
промышленных предприятий и дороги
предназначенные для внутрихозяйственных
перевозок.