Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.

Почему нельзя ездить по обочине?

Как распознать обочину, по которой нельзя ехать?

Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.

Для чего можно выезжать на обочину?

Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.

Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Кто может двигаться по обочине?

Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.

Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.

Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.

Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Какое наказание предусмотрено за езду по обочине?

Почему штраф – не главная из возможных проблем для обочечника?

Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.

Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, выделенный с помощью разметки или конструктивно(ПДД 1.2).

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Дорога в Калифорнии с обочиной, покрытой гравием

Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

ПредназначениеПравить

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);
  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);
  • на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;
  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);
  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (только в случае невозможности движения по правому краю проезжей части) (ПДД 24.2).

Это статья-заготовка об автомобильной дороге. Помогите Википедии, дополнив эту статью, как и любую другую.

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (7 июня 2019)

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (14 мая 2011)

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Проезжие части отделены от разделительных полос и тротуаров бордюрами.

Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.

Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения. Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки.

Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

СсылкиПравить

В крупных городах уже давно созрела проблема пробок на дорогах и просто очень интенсивного движения по основным магистралям. Отсюда вытекает и ещё одна проблема — «обочечники». Автомобили, которые выезжают на обочину, чтобы объехать пробку. Часто эти автомобили становятся причиной аварий и ещё больших заторов, и их, мягко говоря, ненавидит большинство участников движения. Но преследуется движение по обочинам не только народным негодованием, наказывают его и по закону. Рассмотрим далее размер штрафа за езду по обочине в 2022 году и то, в каких случаях можно всё же по ней передвигаться.

Обочина — определение из правил

По правилам движения, обочина — отрезок проезжей части, идущий параллельно основным полосам движения. Обочина может быть выделена разметкой — сплошная или прерывистая линия, или просто иметь покрытие другого типа. По правилам, выезжать на обочину легковым и грузовым автомобилям нельзя. Выезд допускается только для временной остановки или стоянки, если это не запрещают знаки в конкретном месте на обочине, в остальных случаях такой манёвр повлечёт за собой штраф.

На сколько могут оштрафовать за езду по обочине в 2022 году

Какой штраф за езду по обочине? Размер штрафа и наказание в 2022 году зависят от конкретной ситуации:

  • Если водитель проехал по обочине справа, то его оштрафуют на 1500 рублей с формулировкой, что он нарушил правила маневрирования.
  • Если водитель обогнал по обочине слева, то может получить до полугода лишения прав и/или штраф 5000 рублей. Это если водитель был пойман на таком нарушении первый раз, при повторном нарушении лишение прав до одного года.
  • Выезд на тротуар или газон карается штрафом до 2000 рублей, причём карается это нарушение, даже если водитель выехал за бордюр только одним колесом.

Движение по обочинам иногда усугубляется и другими нарушениями, которые влекут за собой дополнительные наказания. В 2022 году к ним относятся:

  • Нарушение указаний дорожных знаков или разметки — штраф 500 рублей.
  • Если при выезде на указанный отрезок дороги водитель помешал передвижению пешеходов, то может получить штраф до 2500 рублей.
  • Если при совершении этого опасного манёвра был нанесён вред другим участвующим в движении лицам, то штраф от 2000 до 2500 рублей.

Когда водитель принимает решение о проезде по обочинам, он должен понимать, что провоцирует тем самым аварийную обстановку — запыляет дорогу, создаёт затор, мешает тем, кому двигаться по обочине можно. Штраф за езду по обочине оправдан и даже занижен, по мнению многих водителей.

А если ехать по обочине встречной полосы

Если движение по обочине своей стороны движения — это административное нарушение, то вот выезд на обочину встречной полосы — это уже нарушение, которое карается гораздо серьёзнее, чем просто выезд на обочину. То есть здесь движение по обочине накладывается ещё и на движение по «встречке», за такое нарушение инспектор может лишить водителя прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Объезд препятствия по обочине

Некоторые водители оправдывают выезд на обочину объездом пробки, то есть — они объезжали таким манёвром препятствие. Вот только затор из машин не является препятствием и не освобождает от ответственности и штрафа за езду по обочине. Объехать по обочине можно, например, аварию, или ремонт дороги, если объезд указан по обочине. Но никак не пробку и в 2022 году это правило неизменно.

А какие штрафы для «обочечников» на МКАД в 2022 году

Здесь нужно учитывать, что именно на МКАД такой отрезок дороги обозначен не просто другим видом покрытия и даже не прерывистой полосой, а сплошной, и переезжать её категорически нельзя, для проезда этот участок дороги не предназначен. Штраф за езду по обочине на МКАД достигает 1500 рублей и равняется той же сумме, что и штраф на обочинах других трасс.

На МКАД обочина предназначена для тех же целей, что и на других дорогах — для пешеходов, велосипедистов, кратковременной остановки транспорта, но так как именно на этой транспортной артерии чаще всего бывают заторы, желающих проехать по обочине очень много. Потому в 2022 году на кольцевой установили несколько сотен камер и штрафы за проезд по обочине выписывают очень активно.

Допустимо ли использовать обочины при развороте

А если нужно развернуться, выпишут ли штраф за езду по обочине? По правилам, водитель имеет право двигаться по обочине, закладывая манёвр разворота, когда проезжая часть узкая и иначе угол для разворота не заложить. Для этого он может проследовать на обочину с правой стороны, но при выезде не создать препятствия попутному и встречному транспорту. Но есть одно но — если обочину ограничивает сплошная разметка, то и разворот с неё выполнять запрещается, в таком случае вполне можно получить штраф за езду по обочине.

Кто не получит штраф за обочину в 2022 году

Есть редкие исключения из правил, которые разрешают движение по обочине некоторым лицам и транспортам:

  • Пешеходы. Согласно правилам, пешеходы должны идти по дорожкам, тротуарам или велодорожкам, но если их нет, то идти по обочине не будет нарушением правил.
  • Велосипедисты. Если отсутствует специально оборудованная велодорожка, то велосипедист может проехать по обочине и не нарушать тем самым ПДД.
  • Мопеды. Им тоже разрешается использовать обочины, но помнить, что преимущество там у пешеходов.
  • Гужевые повозки. То же правило, что и с мопедами — разрешён проезд по обочине, не мешая при этом пешеходам.

Здесь нужно знать ещё один важный факт — в какую сторону можно двигаться этим участникам движения по обочине. Правила чётко не определяют — нужно ли двигаться навстречу автомобильному движению или по его ходу, так как обочина не делится на попутную и встречную. Но для собственной безопасности лучше двигаться по обочине навстречу движению.

Итак, резюмируем. Двигаться по обочине автомобилям нельзя, разрешается движение по обочине некоторым участникам движения, которые описаны выше, можно выезжать на обочину для разворота или объезда препятствия, для парковки, если это не запрещают сделать знаки или разметка. В остальных случаях движение по обочине в 2022 году повлечёт за собой штраф. Штраф за обочину на МКАД такой же, как и на других участках дорог, но камер там больше, советуем не рисковать.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Определение и правила

Жители многих российских городов сталкиваются с таким явлением, как «обочечники». Такие автомобилисты выезжают на обочину, чтобы объехать пробку, скопившуюся на узком участке дороге или появившуюся из-за какого-либо происшествия, например, ДТП или ремонта дороги.

Часто такие автомобили становятся причиной дополнительных аварий и еще большего увеличения пробки, когда они начинают перестраиваться. Их, мягко говоря, не долюбливают остальные участники дорожного движения, которые спокойно ждут своей очереди в полосе, некоторые пытаются с ними бороться своими силами, но гораздо лучше, если таких водителей наказывают по закону.

Что такое обочина: в ПДД она указана как «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». Проще говоря, это отрезок проезжей части, который идет параллельно полосам движения. По обочине передвигаться нельзя, это закреплено в ПДД РФ, 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части»:

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

В этом правиле сразу же оговорены несколько исключений. Когда на обочину можно выезжать:

  • Допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка – пункт 12.1 ПДД РФ.
  • Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)». При этом нужно уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам — пункте 8.8 ПДД РФ.

Обочина может быть выделена специальной разметкой (сплошной или прерывистой линией), если речь идет об асфальтированной дороге, либо просто иметь покрытие другого типа. Иными словами, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя.

Кто может двигаться по обочине

Мы указали ряд ситуаций, когда автовладелец может ехать по обочине – таких существует всего три, и для каждой есть уточнения про обеспечение безопасности движения при таком маневре. Если же водителю просто захотелось сократить путь на сотню метров или объехать аварию, то такой выезд будет считаться нарушением.

Правила дорожного движения выделяют некоторые категории участников ДД, которые могут пересекать обочину. Кого сюда отнесем:

  • Пешеходы – пункт 4.1 ПДД разрешает это делать при отсутствии тротуаров, переходных или велопешеходных дорожек.
  • Машины дорожно-эскплуатационных и коммунальных служб – они могут осуществлять движение по обочине благодаря пункту 9.9. ПДД РФ.
  • Велосипедисты – если велосипедист старше 14 лет, отсутствует велосипедная или вело пешеходная дорожка, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность передвигаться по ним или по правому краю дороги, то согласно пункту 24.2 ПДД РФ велосипедист может осуществлять движение по обочине.
  • Мопеды также могут двигаться по обочине при условии отсутствия помех пешеходам – пункт 25.2 ПДД.
  • Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные также могут двигаться по обочине, если они при этом не создают помехи для пешеходов (пункт 25.2 ПДД).

Все остальные категории участников дорожного движения не относятся к льготным, и не имеют права выезжать на обочину. Если они допускают выезд, то за это следует наказание за административное правонарушение.

Какой штраф за езду по обочине в 2023 году

Размер штрафа и наказание в текущем году будут зависеть от конкретной ситуации:

  • Движение по обочине справа наказывается штрафом в размере 1500 рублей на основании того, что водитель нарушил правила маневрирования. Регулируется ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
  • Движение по обочине слева чревато 6 месяцами лишения прав или штрафом в размере 5000 рублей для первого правонарушения. Если водитель повторно совершит такое нарушение, то он может лишиться прав на срок до 1 года. Регулируется ч. 4 и ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.
  • Если водитель выезжает на тротуар или газон, то за это полагается штраф в размере до 2000 рублей. Относится к ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Помимо непосредственного движения по обочине и получения штрафа именно за это нарушение, могут быть дополнительные наказания за сопутствующие нарушения:

  • За нарушение знаков или разметки водителя оштрафуют еще на 500 рублей по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
  • Если при выезде на обочину водитель помешал движению пешеходов, то с него дополнительно удержат штраф до 2500 рублей. Это прописано в ч. 1 ст. 12.18 КоАП РФ.
  • Если при выезде на обочину водитель нанес вред другим лицам, участвующим в движении, то штраф составит от 2000 до 2500 рублей.

Как видите, штраф достаточно небольшой, и обочечники часто готовы заплатить его для того, чтобы не стоять долго в пробке. Но есть и более серьезное наказание: если движение по обочине привело к аварии, то автовладелец-обочечник будет в любом случае признан виновным, и ему придется оплачивать ремонт машины за свой счет.

Это подробно описано в части 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года, которая лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД:

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Если движение по обочине на своей полосе движения является просто административным правонарушением с относительно небольшими штрафами, то выезд на обочину встречной полосы гораздо более серьезное нарушение. Здесь уже двойное нарушение: выезд на обочину и движение по встречной полосе, то есть инспектор ГИБДД за подобный манёвр может лишить водителя прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Как оплатить штраф за обочину

1 января 2016 года вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Их суть заключается в том, что водители могут оплатить штрафы ГИБДД с 50% скидкой в том случае, если они перечислят деньги в течение 20 дней после получения штрафа.

Дисконт распространяется далеко не на все штрафы, но если правонарушением является только выезд за обочину, без отягчающих обстоятельств в вид причинения вреда остальным участникам движения, то данный штраф можно оплатить со скидкой. То есть уже не 1500 рублей, а 750 рублей нужно будет оплатить в бюджет.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Как это сделать:

  • Удобнее всего платить на официальном сайте ГИБДД. Для этого перейдите на страницу сервиса проверки и оплаты штрафов, найдите нужный вам по номеру постановления или данным автомобиля, и внесите оплату со счета своей карты.
  • Есть и другие онлайн-сервисы, например, от Юмани – там можно оплатить штраф не только с карты, но и с электронного кошелька. Если штраф крупный, то его можно оплатить на сайте Онлайн ГИБДД в рассрочку при наличии у вас карты Халва. Рассрочка будет действовать 2 месяца без первого взноса и переплат.

Частые вопросы

9.9 ПДД РФ «Расположение транспортных средств на проезжей части».

Как наказывается езда по обочине?

Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15, и влечет за собой наложение административного штрафа.

Какой штраф за обочину в 2023 году?

Административный штраф за езду по обочине составляет от 1500 до 5000 рулей в зависимости от конкретной ситуации и нарушения.

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

  • Проезжей части (или нескольких проезжих частей);
  • Разделительной полосы (или нескольких разделительных полос) – при наличии;
  • Обочин – при наличии;
  • Тротуаров – при наличии;
  • Трамвайных путей – при наличии.

Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?

И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:

  • Ширины проезжей части;
  • Габаритов транспортных средств;
  • Необходимых интервалов между ними.

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

  • что такое дорога
  • проезжая часть
  • элементы дороги
  • разделительная полоса

Что такое обочина, определение и требования ПДД

ПДД дает определение обочины дороги как одной из двух основных составляющих последней (второй является проезжая часть). Исходя из того что обочина — это неотъемлемый элемент дороги, существуют определенные правила движения по ней для автомобилей, пешеходов, велосипедов, мопедов и т. д., а также наказания за их нарушения. Обо всем этом и рассказывает статья.

Что называется обочиной

В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:

В большинстве случаев край ПЧ и начало обочины определяются разметкой, а если таковой нет — самими водителями.

Является ли обочина составляющей дороги

Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.

Однако важно помнить: автомобильную пробку нельзя считать препятствием, так как последнее, исходя из п. 1.2 ПДД, — это неподвижный объект на полосе движения. Соответственно, за объезд автозатора по обочине штраф неизбежен.

На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

Вопросы читателей

В реальной жизни спорные моменты, связанные с обочиной, возникают нечасто. Тем не менее в соц. сетях и на автомобильных форумах водители иногда интересуются конкретными ситуациями, связанными с использованием данных дорожных элементов.

Как быть, если проезд по дороге, пусть даже и с прерывистой разметкой посередине, полностью блокирует, например, опрокинувшийся грузовик? Обогнуть такое препятствие можно, только съехав с проезжей части, а за это штрафуют. Так можно ли остаться безнаказанным за подобный объезд?

Ответ: Да, формально в этой ситуации водитель, пытающийся объехать препятствие по обочине, согласно ПДД, считается нарушителем, его обязаны оштрафовать. Однако сотрудники ГИБДД тоже люди и понимают, что в данном случае объезд вызван необходимостью. Поэтому чаще всего они не просто закрывают глаза на подобное нарушение, но и сами организовывают санкционированный объезд препятствия вокруг заблокированного участка шоссе.

Реально ли «обочечнику» получить более жесткое наказание, чем штраф в 1500 рублей?

Ответ: Да. Если автолюбителя остановят за движение по дальней обочине трассы со сплошной линией посередине, ему могут вменить нарушение части 4 ст. 12.15 КоАП, предусматривающей денежное наказание в 5000 р. или лишение прав на 4–6 месяцев. Обоснованием такого решения является вопрос сотрудника ГИБДД о том, как водитель вообще оказался на этой части дороги, и закономерный ответ: нарушитель пересек сплошную разметку, проехал по всем встречным полосам и только после этого съехал с дороги на ее дальнюю обочину.

Мой знакомый летом добирается до работы на велосипеде. Я тоже собираюсь попробовать, но хотела бы узнать, могут ли меня оштрафовать за езду на велосипеде по тротуару или обочине и когда.

Ответ: Могут, но только если рядом с ними есть специально оборудованная велодорожка. Велосипедист в этой ситуации обязан двигаться исключительно по ней, иначе ему могут выписать штраф в 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП).

Без сомнения, все водители понимают, что такое обочина, и знают, что она не предназначена для езды. Тем не менее всегда находятся индивиды, нарушающие данное правило, что приводит не только к глупым авариям, но и к серьезным последствиям в виде ранений и гибели людей. Поэтому всем следует запомнить: обычные автомобили могут использовать данный элемент дороги только для остановки, стоянки и разворота. Исключения делаются лишь для спецтранспорта.

Для чего согласно пдд предназначена обочина дороги

ПДД РФ, 1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 28.06.2017 N 761, от 12.07.2017 N 832)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

Штрафник на обочине

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.

Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.

А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.

Дорога и ее элементы.

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Должна ли обочина быть частью проезжей части или нет? Что угрожает ей еще точнее

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.То есть грунтовка, если она предназначалась для движения ТС, тоже является дорогой.

1. Проезжай часть — участок дороги, по которому непосредственно двигаются ТС. На дороге может быть как одна, так и несколько проезжих частей.

2. Разделительная полоса — элемент, который выделен конструктивно (отбойники, газоны по центру дороги), либо с помощью разметки 1.2.1 (рис.2). Именно разделительной полосой дорога делится на две проезжие части. На втором рисунке указаны оба вида разделительной полосы. То есть на каждой из изображенных дорог по две проезжие части.Двойная сплошная (рис.1) — не является разделительной полосой, поэтому на данной дороге одна проезжай часть.

3. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обычно полосы разделяются разметкой, и их количество легко посчитать. Кстати, считаются все полосы на дороге, а не только в нашем направлении. Например, если мы называем дорогу двухполосной, то обычно на такой дороге по одной полосе в каждом направлении. На рис.1 — 4 полосы движения.Бывает такое, что разметки на дороге нет. Тогда мы определяем количество полос на глаз, с учетом габаритов автомобилей и необходимого интервала между ними. Стандартная ширина полосы — 3,5м. Однако следует отметить, если разметка отсутствует — количество полос всегда четное. Дорогу мы делим пополам.Например, на рис.3 две полосы для движения.

4. Трамвайные пути — бывают попутного и встречного направления. (рис.4) Подробно в этой теме на них останавливаться не будем

5. Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2. То есть обочина бывает грунтовая и с твердым покрытием. На обочину можно съезжать только для остановки и стоянки. Движение по обочине запрещено.

6. Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. (рис.4) Движение ТС по тротуарам запрещено. Исключение — только если Вы обслуживаете торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек при отсутствии других возможностей подъезда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *