Инспекторы ГИБДД редко лично регулируют транспортные потоки, но при поломках светофора, авариях, нештатных ситуациях и на проблемных участках дорог водителям еще приходится вспоминать жесты регулировщика. Подаваемые им сигналы нужно знать и понимать. Согласно ст.12.12 КоАП их игнорирование грозит штрафом в 1000 рублей. За повторное нарушение можно лишиться 5000 руб. или на шесть месяцев распрощаться с правами и переквалифицироваться в пешехода
Кто такой регулировщик?
Регулировщик – это лицо, наделенное полномочиями урегулирования движение машин в проезжей части города. Он должен быть одет в соответствующую форму и иметь при себе знак, привлекающий внимание. Чаще всего в руках регулировщика встречается жезл, который используют сотрудники ГИБДД.
Выполнять полномочия регулирования движения могут сотрудники полиции, военной автоинспекции, которых можно отличить по их специальной форме, а также работники на железнодорожном переезде. Если необходимы услуги регулировщика на месте ремонта дороги, то взять на себя эти полномочия может работник дорожно-эксплуатационной службы.
Что означает свисток регулировщика
Большинство водителей и пешеходов во время движения и остановок руководствуются сигналами светофора, линиями разметки или дорожными символами. Когда потоком машин и людей начинает управлять регулировщик, ему необходимо привлечь внимание к себе. Это он делает при помощи свистка. Пронзительный звук означает, что участники движения должны посмотреть на человека в форме ДПС, чтобы увидеть подаваемый сигнал.
Жесты сотрудника службы, управляющего потоками ТС и перемещением людей, важнее, чем то, что указывают светофор, разметка или прикрепленные знаки. Но необходимости соблюдать ПДД они не отменяют.
Основные функции регулировщика
Чаще всего регулировщик призван наладить движение автотранспорта в трудной ситуации на дороге. Например, на дороге произошло ДТП и необходимо устранить длинную пробку или на перекрёстке не работает светофор, или он не справляется из-за большого потока машин. И именно регулировщик может решить все это проблемы на дороге.
Для того чтобы каждый участник дорожного движения понял, что от него требуется, регулировщик использует набор жестов и сигналов, которые учит каждый водитель в автошколе.
Регулировщика можно с уверенностью назвать живым дорожным знаком, потому что перед ним все другие знаки и разметка на дороге приобретают второстепенный характер.
Приоритет сигналов регулировщика перед дорожной разметкой и знаками дорожного движения
Исходя из правил дорожного движения, если вы видите на дороге регулировщика, то все его указания необходимо исполнять. Причем его сигналы по сравнению с дорожными знаками, светофором или дорожной разметкой приобретают первостепенный характер. Даже если все четыре способа регулирования дорожного движения противоречат друг другу, то в первую очередь нужно слушать и исполнять указания регулировщика.
Если на дороге плохая видимость, то регулировщик будет использовать специальный жезл или красный диск со светоотражателем.
Зачем нужны регулировщики
Любая техника способна внезапно сломаться. В этом случае дорожное движение может стать хаотичным, что очень опасно для всех участников. И прекратить его из-за вышедшего из строя светофора нельзя.
В таких случаях «разрулить» ситуацию в силах опытный сотрудник ДПС. В его руке может быть полосатый жезл, диск с красным сигналом или светоотражателем. Но регулировщик в силах обойтись и без этих атрибутов. Знаки, важные для автомобилистов и пешеходов, он может делать руками и корпусом. А для притягивания к себе внимания регулировщики используют свисток.
Этих людей можно встретить на дорогах реже, чем светофоры. Но распознавать их требования нужно учиться всем. Ведь любой участник дорожного движения может столкнуться с такой необходимостью не только во время сдачи экзамена на права.
Полезное видео
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по телефону:
Это быстро и бесплатно !
В зависимости от ситуации штрафы за пересечение различных линий будут от 500 до 1500 руб. Стоит знать, как правильно пересекать сплошную, двойную, стоп-линию или линию с разметкой.
Иногда приходится из-за спешки или других обстоятельств нарушать. Выезд на перекресток и штраф – вполне обычная картина для мегаполиса. Также будет и если выехал на встречную полосу, красный, забитый или занятый перекресток, решил проскочить при заторе.
Приоритетность сигналов регулировщика
Пункт 6.15 Правил дорожного движения гласит, что для водителей автомобилей приоритетными являются именно сигналы сотрудника ГИБДД.
Это справедливо даже в том случае, когда они противоречат дорожной разметке, сигналам светофора и знакам приоритета.
Указания регулировщика обязательны к исполнению для всех участников дорожного движения, в том числе и для автомобилей, оснащенных специальными сигналами (проблесковым маячком или сиреной).
Невыполнение его указаний и проезд, вопреки запрещающему сигналу, — это нарушение закона.
Также следует акцентировать внимание на том, что сигналы регулировщика необходимо научиться правильно трактовать как водителям, так и пешеходам. Ведь общеизвестно, что незнание закона не может освободить от ответственности.
Поэтому для обеспечения безопасности движения пешеходам также потребуется приложить некоторые усилия, а именно – выучить элементарные сигналы, которые подает регулировщик.
Итак, для чего подается сигнал свистка регулировщиком? Он необходим для того, чтобы привлечь всеобщее внимание водителей и пешеходов, благодаря чему становится возможным безопасное и организованное управление дорожным движением.
Логика и мобильность в смене сигналов – это то, что отличает регулировщика от светофора и, несомненно, от знаков приоритета.
Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?
Сигнал регулировщик — поднял руку вверх
В этом случае запрещено движение всех – и транспорта, и людей, вне зависимости от направления. Для предупреждения водителей сотрудник ГИБДД должен подать сигнал свистком. Не останавливаться при поднятой руке можно только в двух случаях – если ваш автомобиль уже находится на перекрестке и если для остановки придется экстренно тормозить, создавая аварийную ситуацию. По своему значению сигнал приравнивается к желтому сигналу светофора для всех участников движения.
Жест регулировщика — опустил руки или вытянул их в стороны
Правила гласят, что в таком случае спереди и сзади от сотрудника ГИБДД «красный свет» — движение автомобилей, мотоциклов, рельсового транспорта и пешеходов запрещено. С левой и правой стороны транспорту разрешено двигаться, не пересекая условную «линию» рук – то есть только вперед и вправо. Пешеходы пересекают направление, движение по которому в данный момент запрещено.
Сигнал регулировщика — вытянул правую руку вперед
При таком жесте регулировщика весь колесный транспорт по левую сторону от него получает возможность двигаться вперед, влево и вправо. Трамваи же – только налево. Со стороны груди все виды транспорта могут ехать только направо. Машины и трамваи со спины и правого бока сотрудника ГИБДД должны стоять – для них работает «красный свет». Пешеходы могут пересекать дорогу по «зебре» только за его спиной.
Какое значение имеет сигнал
В наборе регулировщика есть всего три жеста только руками либо с использованием жезла. Существуют и дополнительные движения, не указанные в правилах, но понятные всем.
Первый
Один из жестов – поднятая кверху правая рука с жезлом или без него. С этого сигнала сотрудник ДПС начинает работу на дороге. Жест означает требование прекратить движение всем участникам, вне зависимости от того, едут они или идут пешком. Он также сигнализирует, что с этой секунды светофор и знаки временно утратили свои значения. И все обязаны выполнять только команды человека в форме ДПС. При этом неважно, стоит ли сотрудник службы спиной, лицом или боком к участнику движения.
Увидев его поднятую вверх правую руку, каждый из них должен:
То есть движение прекращают все участники одновременно, вне зависимости от того, видят ли они инспектора со спины, спереди или сбоку. Жест используют также для освобождения перекрестка, чтобы по нему могло проехать, например, ТС экстренной медпомощи или «пожарка».
Сигнал не относится к водителям в нескольких случаях:
Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Второй
Еще один знак, подаваемый регулировщиком, — разведенные в стороны или опущенные вниз руки. То и другое имеет одинаковое значение:
Ещё на AutoLaws.Net:
Развод ГИБДД: не теряйте самообладания
То есть в последнем случае перемещение осуществляется мимо сотрудника ДПС или от него, но ни в коем случае не по направлению к нему.
Третий
Последний из используемых жестов устанавливающего порядок дорожного движения сотрудника ДПС – вытянутая перед собой правая рука.
Она может быть с жезлом или без вспомогательного атрибута. Этот сигнал имеет несколько значений для людей и транспорта, перемещающихся в разных направлениях:
Не всем понятно, как объезжать регулировщика, если нужно повернуть или развернуться. В ПДД речь идет только о полосах движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Это значит, что управляющего порядком на дороге сотрудника можно объехать и спереди, и сзади. Главное, чтобы не было движения по «встречке».
Правовой ликбез для тех, кто за рулем. Урок №10. Грязные номера
Считывать знаки, подаваемые регулировщиком, не так уже трудно. Самому сотруднику ДПС гораздо тяжелее поддерживать порядок на дороге, не перепутать жесты, избежать создания опасной ситуации. А водителю нужно лишь знание ПДД, которые не утрачивают своей силы, понимание сигналов и внимание.
Полезные советы
Чтобы усвоить сигналы регулировщика, подаваемые водителям, запомните, что поднятая рука запрещает движение всему автотранспорту, а вытянутая вперед, как шлагбаум, преграждает путь машинам, находящимся перед ней. На ТС, находящиеся с противоположной стороны от вытянутой руки, запрет не распространяется. Опущенные руки инспектора и разведенные в сторону – равноценные жесты, указывающие, что можно двигаться прямо и направо.
Перекресток, движение на котором регулирует инспектор – одна из самых опасных зон на дороге. Водители редко сталкиваются с такой ситуацией, и часто не помнят, что нужно делать, если сотрудник ДПС показал тот или иной жест. Это приводит к авариям. Поэтому при пересечении нужно проявить максимальную бдительность и осторожность.
Пункт 6.10 ПДД не запрещает автоинспекторам подавать любые уместные сигналы, главное, чтобы они были понятны. Но, если поданный знак нельзя трактовать однозначно, подождите. Например, не надо выполнять маневр, если автоинспектор поднял не правую, а левую руку. В главе 6 ПДД нет такого жеста, поэтому штрафные санкции за игнорирование требования по ст.12.12 КоАП незаконны. Помните, важнее всего – ваша безопасность, а необоснованно выписанные штрафы можно опротестовать.
Как запомнить все сигналы регулировщика для автомобилей
Помогут шуточные стихи – в них зарифмовано, что предписывают основные жесты автоинспектора. Такие легко запоминаемые подсказки существуют со времен ГАИ и помогают подготовиться к сдаче теории.
Для запоминания положения регулировщика, при котором двигаться запрещено, придуман стих, кратко описывающий ситуацию: «для водителя стена – грудь инспектора и спина». Есть стихотворения и про автоинспектора, который поворачивается лицом и жезлом разрешает поворот направо «Видишь – палка смотрит в рот, сделай вправо поворот».
Для запоминания схемы, когда рука сотрудника ДПС указывает налево, придуман еще один стих «Показал инспектор влево – езжай вперед, как королева». Пояснение – в такой ситуации можно ехать в любую сторону и даже разворачиваться.
Запомнить, что означает жест регулировщика, если его рука поднята, помогут рифмованные строки «Вверх я руку поднимаю – всем ехать запрещаю».
Есть стихи про трамвай, которые показывают его приоритетность и помогают разобраться с направлением движения рельсового ТС. «У трамвая все права – едет через рукава», имеются в виду рукава на кителе инспектора.
Заполните форму и узнайте все подробности
Жесты и обозначения для водителя
Пункт 6.10 ПДД гласит, что жесты, подаваемые инспектором, могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими. Согласно п 6.15 ПДД, указания регулировщика обязательны для автотранспорта и пешеходов. Они приоритетны перед установленными дорожными знаками, сигналами светофора и любой нанесенной дорожной разметкой. Инспектор-регулировщик – главное лицо на дороге.
Жесты – какие знаки подает автоинспектор и как их трактовать
Регулировщик, упорядочивающий движение автотранспорта на перекрестке, использует 4 положения:
1, 2 – Руки опускает и прижимает к туловищу или разводит по сторонам, перпендикулярно телу – для безрельсового автотранспорта эти положения равнозначны.
3 – Правую руку поднимает вверх, левую при этом опускает и прижимает к туловищу.
4 – Вытягивает прямо перед собой правую руку с жезлом, левая остается внизу.
Водитель подъезжает к автоинспектору спереди, сзади, слева, справа, поэтому в реальности сталкивается не с четырьмя, а шестнадцатью ситуациями. Их легко запомнить, если понять, по каким принципам сотрудник ДПС упорядочивает движение.
Как разобраться в сигналах, подаваемых жезлом
Проанализируйте положение тела автоинспектора и его рук относительно вас. Это намного проще запоминания описаний, картинок и таблиц в учебниках. Можете сделать рисунки, на которых схематично покажите направление туловища, рук и стоп инспектора при подаче разных жестов и свои действия.
Рука поднята вверх – нужно остановиться всему автотранспорту, вне зависимости от его месторасположения и траектории движения. Если не хотите столкнуться со штрафными санкциями, вставайте у перекрестка и ждите, пока сотрудник ДПС подаст другой сигнал.
Регулировщик повернут к вам грудью или спиной, «перегораживает» дорогу. Это означает – двигаться нельзя. Исключение – инспектор стоит лицом и показывает жезлом в сторону вашей полосы. Тогда разрешается поворот направо.
Рассмотрим ситуацию, когда инспектор обращен к вам левым или правым боком. Посмотрите, куда направлены его руки:
Инспектор вытянул правую руку вперед показывает жезлом налево – разрешается ехать в любом направлении, даже на разворот. Иногда сотрудник ДПС делает машущий жест левой рукой – на языке ГИБДД это означает, что для водителей, находящихся слева, дорога свободна.
Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком
Инспектор, регулируемый перекресток, засвистел – не переживайте, это не означает, что вы нарушили ПДД и должны срочно остановиться. Так инспектор привлекает внимание водителей. Регулировщик свистит, когда поднимает руку вверх – дополнительный сигнал предупреждает, что нужно остановиться.
Сигналы для трамваев и пешеходов
Чтобы не спровоцировать автоаварию на перекрестке, где встречаются рельсовый и безрельсовый транспорт, вспомните п.п. 13.11 и 18.1 ПДД. В них указано, что трамвай в равных условиях, вне зависимости от направления движения, имеет преимущество перед другим автотранспортом.
Ситуация осложняется, когда на перекрестке остановились два трамвая, которые едут в разных направлениях. По сигналам регулировщика можно понять, какой из них поедет и куда будет двигаться. Пересечь перекресток может только тот, на который инспектор указал жезлом. При этом свободной рукой он показывает в сторону, куда поедет рельсовое транспортное средство. Например, если регулировщик указал жезлом на трамвай, и отвел левую руку вправо, значит, рельсовый транспорт, на который показывает палочка, проследует вправо.
Жесты инспектора, регулирующего движение, обязательны и для пешеходов. Нельзя идти, если сотрудник ДПС повернулся к вам лицом или спиной. В остальных случаях двигаться можно. При пересечении траекторий движения автотранспорта и пешеходов водитель, согласно п 13.1 и 14.1 ПДД должен уступить дорогу.