Что входит в элементы дороги

Основные элементы автомобильной дороги

Элементами автомобильной дороги являются также мосты, тоннели и эстакады, по которым движутся автомобили.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (14 мая 2011)

Что входит в элементы дороги

Проезжие части отделены от разделительных полос и тротуаров бордюрами.

Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.

Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения. Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки.

Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 22 правки.

Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения автомобилей и включающий в себя прилегающие земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (насыпь, дорожное полотно и дорожное покрытие) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Что входит в элементы дороги

Автомобильная дорога (автомагистраль) в ФРГ.

Термин включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей, автостоянок), специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.

Автомобильная
дорога состоит из основных элементов:
земляного полотна, дорожной одежды,
искусственных сооружений и обстановки
дороги.

Земляное полотно
– дорожное сооружение, служащее
основанием для размещения слоев дорожной
одежды и других элементов дороги. В
зависимости от рельефа местности
земляное полотно проектируют в виде
насыпи
– искусственно отсыпанного из грунта
земляного массива выше поверхности
земли, имеющего форму трапеции (рис.
1а), и в виде выемки
– земляного сооружения ниже поверхности
земли, имеющего заданную форму и очертание
(рис. 1б). На косогорных участках местности
земляное полотно проектируют в виде
полунасыпи-полувыемки
путем срезки уступом части естественного
грунта с использованием его в полунасыпь.

Независимо от
погодных условий и времени года земляное
полотно должно сохранять свою
геометрическую форму.

Что входит в элементы дороги

Рис 1.1 Основные
элементы дороги:

а – в насыпи; б –
в выемке;

1 – земляное
полотно; 2 – основание насыпи; 3 – тело
насыпи; 4 – верхняя часть земляного
полотна (рабочий слой); 5 – дорожная
одежда; 6 – проезжая часть; 7 – обочина;
8 – откосная часть насыпи; 9 – боковая
водоотводная канава; 10 – откосная часть
выемки; 11 – дренаж; 12 – уровень грунтовой
воды.

Земляное полотно
состоит: из верхней части земляного
полотна (рабочего слоя); тела насыпи (с
откосными частями); откосных частей
выемки и основания выемки; устройства
для понижения или отвода грунтовых вод
(дренажа); поддерживающих и защитных
геотехнических устройств и конструкций,
предназначенных для защиты земляного
полотна от опасных геологических
процессов (селей, лавин, оползней,
эрозий).

Верхняя часть
земляного полотна (рабочий слой)
представляет собой часть полотна, ее
располагают на участке от низа дорожной
одежды на 2/3 глубины промерзания, но не
менее 1,5 от поверхности покрытия проезжей
части. Рабочий слой проектируют вместе
с конструкцией дорожной одежды.

Тело насыпи
земляного полотна располагают ниже
рабочего слоя и чаще отсыпают на участках
высоких насыпей, применяя местный или
привозной грунт.

Основание насыпи
– естественный грунт с ненарушенной
структурой, на котором сооружают земляное
полотно, или массив грунта ниже насыпного
слоя; основание
выемки –
массив грунта ниже границы рабочего
слоя.

Откосные части
насыпи или
выемки
представляют собой боковые наклонные
поверхности, которые ограничивают
искусственно отсыпанное земляное
сооружение.

К земляному полотну
относятся связанные с ним водоотводные
сооружения, необходимые для отвода
поверхностных вод; канавы, боковые
резервы, быстротоки, испарительные
бассейны.

Грунтовые воды
оказывают влияние на прочность и
устойчивость земляного полотна. Поэтому
необходимо понижать или перехватывать
воду при помощи проектирования дренажа.

Дорожная одежда
– многослойная конструкция, воспринимающая
нагрузку от транспортных средств и
передающая ее на грунтовое основание.
Дорожная одежда состоит из верхнего
слоя (покрытия), нижнего слоя (основания)
и дополнительных слоев.

На дорожные
сооружения постоянно воздействуют
природные условия данной местности.
Изменение влажности воздуха, суточные
колебания температуры, господствующее
направление ветра, высота снегового
покрова и многое другое значительно
влияют на выбор отметок земляного
полотна и конструкции дорожной одежды.
Срок службы дорожной одежды зависит от
прочности материалов конструкции.

Соседние файлы в папке ТЭК

К элементам автомобильной дороги
относятся: земляное полотно, дорожная
одежда, дорожные сооружения и обрезы.

Земляное полотно (рис. 28) является
грунтовым основанием для дорожной
одежды и должно обеспечивать ее надежность
независимо от меняющегося водного и
температурного режимов. Оно включает
дорожную одежду и кюветы.

Дорожная одежда – основная часть дороги,
обеспечивающая круглогодичное движение.
Ее устраивают на ширину проезжей части
или на всю ширину дорожного полотна.

Для войсковых путей назначают следующие
величины радиусов кривых: 200 м
-рекомендуемый, 50 м – наименьший, 20 м –
исключительный (применяется в крайне
стесненных условиях).

Продольным профилем дороги называют
ее начертание в разрезе по оси. На нем
показывают величину продольных уклонов,
а также места расположения, тип и основные
размеры водопропускных сооружений.

Везде, где это вызывает большого объема
земляных работ, необходимо стремиться
к его снижению. Обычно принимают: для
грунтовых дорог

– 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием
– 0,3 – 0,5 %.

Поперечный профиль дороги. В зависимости
от условий местности поперечный профиль
дороги может устраиваться: в нулевых
отметках, насыпи, выемке и в
полунасыпи-полувыемке.

Земляное полотно в нулевых отметках –
наиболее выгодный и распространенный
профиль дороги. Земляные работы в этом
случае сводятся к созданию двухскатного
дорожного полотна за счет грунта,
вынутого из кюветов (рис. 30).

В насыпи земляное полотно на военных
путях устраивают на подходах к мостам,
трубам и на заболоченной местности.
Насыпи делают: малые – высотой до 1 м,
средние – от 1 до 2 м, большие – более 2 м.

Земляное полотно в выемке обычно
устраивают на спусках к мостам и
переправам и тогда, когда надо придать
дороге требуемый продольный уклон.
Глубина выемки зависит от рельефа
местности и принятого продольного
уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают
в насыпь или отсыпают в кавальеры –
насыпи, располагаемые на обрезах дороги.

Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке
устраивают, как правило, на косогорах.

Водоотводные сооружения. Для отвода
воды от дороги, осушения земляного
полотна и дорожного покрытия устраивают
водоотводные сооружения: кюветы, нагорные
и отводные канавы и испарительные
бассейны.

Для отвода дождевых и талых вод в кюветы
или боковые резервы проезжей части и
обочинам придают поперечные уклоны:
проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.

Кюветы предназначаются для сбора воды
с дорожного полотна, отвода ее и сброса
в пониженные места или водотоки,
пересекающие дорогу.

Нагорные канавы устраивают для перехвата
дождевых и талых вод на косогорах и
сброса их в пониженные места. Их отрывают
в удалении от бровки выемки не менее
чем на 5 м.

Дорожные кюветы устраивают треугольного
сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным
-1:1,5. Глубину их обычно принимают равной
0,4 м. Отводные и нагорные канавы
устраивают трапецеидального сечения,
их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по
дну – 0,4-0,5 м.

Водопропускные сооружения. К ним
относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие
насыпи. Их строят на водотоках, а также
на суходолах, где может скапливаться
вода при сильных дождях и таянии снега.

Водопропускные трубы собирают из
готовых бетонных (железобетонных),
металлических элементов. Войскового
изготовления делают из камня (рис. 4) или
дерева (рис. 5). Их строят следующих типов:
из стандартных щитов с отверстием 0,4 х
0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м
и 0,4х1 м (при малых расходах воды);
треугольного сечения из бревен с
отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами
или продольными рамными опорами с
отверстиями не более 4 м; мост-труба со
свайными опорами или опорами из продольных
рам с распорками и верхним строением
по типу моста, отверстие трубы делают
не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис.
31) обычно устраивают при перекрытии
небольших водотоков и суходолов с малым
расходом воды и при наличии местных
каменных материалов.

Площадь поперечного сечения дренирующего
слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей
площади трубы или моста. Высоту фильтрующей
насыпи с верховой стороны назначают на
0,5 м выше подпертого горизонта воды.

Соседние файлы в предмете Национальная безопасность

Автомобильная
дорога как симметричное инженерное
сооружение имеет геометрическую ось.
Положение геометрической оси дороги
на земной поверхности называется
трассой.
В силу ряда причин (рельеф местности,
водные преграды, сельскохозяйственные
угодья) трасса постоянно меняет свое
направление в плане и профиле и
представляет собой пространственную
линию.

Графическое
изображение проекции трассы на
горизонтальную плоскость, выполненное
в уменьшенном масштабе называется
планом трассы.

План трассы состоит
из прямолинейных и криволинейных
участков, каждый из которых имеет свои
характеристики.

Характеристики
прямолинейных участков дороги:

Установлено, что
оптимальной является длина прямолинейных
участков дороги 4-4,5 км. Это связано с
тем, что движение по длинным прямым
сопряжено с прогрессирующей усталостью,
притуплением внимания, потерей контроля
за скоростью, что ведет к повышенной
аварийности.

Румбом
называется
угол (в пределах 900),
образуемый между линией трассы и северным
или южным меридианом, проходящим через
начальную точку участка.

Румб
также влияет на безопасность движения.
Считается, что дороги, проложенные в
направлении с запада на восток или с
востока на запад, более опасны, чем
проложенные в других направлениях.

1) угол поворота;

Углом
поворота
называется
угол между прежним и новым направлением
трассы. Углы поворота изменяются в
пределах от 0 до 1800
и различаются по направлениям: вправо
и влево.

2) радиус кривой;

На криволинейных
участках действует ряд отрицательных
факторов, таких как: возможность
опрокидывания и заноса, усложненное
управление, пониженная комфортабельность
вследствие действия центробежной силы,
а также деформирование и износ шин,
повышенный расход топлива. Кроме того,
на криволинейных участках ухудшается
видимость дороги в дневное и ночное
время.

Действие приведенных
отрицательных факторов тем сильнее,
чем меньше радиус кривой в плане.
Рекомендуемый радиус кривой в плане не
должен быть меньше 3000 м, при этом условия
движения практически не отличаются от
условий на прямолинейных участках.

При неблагоприятных
для проложения трассы условиях допускается
отклонение от рекомендуемых радиусов
кривых, но не ниже установленных
нормативами.

Наименьшие радиусы
кривой в плане

При этом должны
быть обеспечены минимально допустимые
расстояния видимости поверхности дороги
на кривых в плане.

Расстояние видимости
поверхности дороги в зависимости

от радиуса кривой

Основные
элементы поперечного профиля дороги.

Поперечным
профилем дороги
– называется
изображение сечения ее вертикальной
плоскость, перпендикулярной к оси
дороги.

Профиль дороги
представлен такими основными элементами,
как:

Проезжая часть
представляет собой полосу дорожной
одежды, ограниченную кромками. Дорожная
одежда располагается на земляном
полотне.

Дорожная одежда
представляет собой укрепленную часть
автомобильной дороги.

В общем случае
дорожная одежда состоит из нескольких
конструктивных слоев.

Верхний
слой – покрытие,
воспринимает атмосферные воздействия
и нагрузку от подвижного состава. Это
наиболее ответственная часть дорожной
одежды, состоящая из слоя износа и
основного слоя. Слой износа – это
восстанавливаемый в процессе эксплуатации
слой, который может отсутствовать.

Покрытие обеспечивает
необходимые эксплуатационные качества
дороги: ровность, износостойкость,
прочность, высокий коэффициент сцепления.
Кроме того, покрытие способствует
удовлетворению санитарно-гигиенических
требований, т.е. легкости удаления пыли,
грязи, бесшумности движения.

Основание
дорожной одежды
является несущей нижней частью конструкции
(устраивается из каменных материалов
или грунта, обработанного вяжущими
материалами). Основание может состоять
из нескольких слоев (верхний, нижний и
дополнительный).

Дополнительный
слой основания
состоит из одного или нескольких слоев
и является элементом конструкции
дренирующим, теплоизоляционным,
антипучинным и гасящим вибрации от
воздействия ПС. Через дополнительный
слой основания нагрузка передается на
грунт. Отдельные слои одежды могут
отсутствовать в зависимости от необходимой
прочности.

Третий
слой дорожной одежды – грунт
земляного полотна
представляет собой тщательно уплотненные
верхние слои земляного полотна.

ТЭК дорожной одежды
определяются в первую очередь видом
покрытия.

Дорожные одежды
в зависимости от вида покрытия делятся
на три типа:

– капитальные
(цементобетонные и асфальтобетонные);

– облегченные
(дегтебетонные, могут быть из щебня и
гравия, обработанных вяжущим).

Элементы
продольного профиля дороги.

Продольным
профилем дороги называют
развернутую в плоскости чертежа проекцию
оси дороги на вертикальную плоскость.

Продольный профиль
характеризует крутизну отдельных
участков дороги, измеряемую продольным
уклоном и расположение ее проезжей
части относительно поверхности земли.

Продольный уклон
дороги является одной из важнейших
характеристик транспортных качеств
АД.

Естественные
уклоны местности часто превышают для
эффективного использования автомобилей.
В таких случаях уклон дороги делают
более пологим, чем уклон поверхности
земля, срезая часть грунта на возвышенностях
или, наоборот, подсыпая его в местах
перехода через пониженные участки
рельефа.

Места,
где поверхность дороги в результате
срезки грунта расположена ниже поверхности
земли, называют выемками.
Участки, где дорога проходит выше
поверхности земли по искусственно
насыпанному грунту называют насыпями.
При высоте насыпей менее 1 м говорят,
что дорога проходит в «нулевых»
отметках.

Из-за
устройства насыпей и выемок отметки
дороги не совпадают с отметками
поверхности земли. Разница между отметкой
поверхности земли по оси дороги и
отметкой бровки дороги, определяющая
высоту насыпи или глубину выемки называют
рабочей
отметкой.

В качестве основных
элементов продольного профиля дороги
следует отметить: горизонтальные
участки, характеризуемые длиной; подъемы
и спуски, характеризуемые длиной и
крутизной.

Крутизна
подъемов и спусков выражается тангенсом
угла, образуемого осью дороги на данном
участке и горизонтальной поверхностью.
Эта величина называется продольный
уклон и
выражается в тысячных долях – промилле.

С одной стороны
уклоны продольного профиля могут
ограничивать скорость движения
автомобиля, вызывают увеличение расхода
топлива при выполнении перевозок.
Поэтому для достижения наиболее высоких
показателей работы автомобилей продольные
уклоны должны быть как можно более
пологими.

С другой стороны,
строительство дорог с пологими продольными
уклонами приводит к увеличению объема
земляных работ, т.е. к возрастанию
стоимости строительства.

Поэтому при подходе
к нормированию продольных уклонов в
расчет принимаются суммарные затраты
народного хозяйства, включающие стоимость
строительства и эксплуатационные
затраты на выполнение перевозок..
оптимальным будет такое значение
продольного уклона, которому соответствует
минимум суммарных затрат. СНиП 2.05.02-85
предписывается, когда по условиям
местности это технически возможно и
экономически целесообразно, назначать
продольные уклоне не более 30 промилле.
В иных случаях устанавливаются следующие
наибольшие продольные уклоны при разных
расчетных скоростях.

Наибольшие
продольные уклоны на дорогах

В особо трудных
условиях при соответствующем обосновании
разрешается увеличивать продольный
уклон, но не более чем на 20 промилле
против норм, приведенных в таблице 4.

Правостороннее и левостороннее движение

Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении.

Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону, от 10 декабря 1995 года, № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Автодорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также обочины, разделительные полосы, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

В Федеральном законе, от 8 ноября 2007 года, № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых государствах и странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.

Конкуренция других видов транспорта

В XX веке автомобильные дороги стали более скоростными, надёжными и удобными, что привело к жёсткому соперничеству с железными дорогами, из-за чего строительство новых железных дорог существенно замедлилось, а местами началось их закрытие и разрушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *