Что необходимо знать о проезжей части

В Российской Федерации магистрали являются наиболее высокоскоростными автомобильными дорогами. Для обеспечения безопасности и удобства водителей, на автомагистралях действуют особые правила движения.

Что такое автомагистраль

Автомагистраль — это дорога, обозначенная особым знаком и удовлетворяющая следующим требованиям:

— Проезжие части отделены друг от друга ограждением или разделительной полосой;
— Отсутствуют пересечения на одном уровне с другими автомобильными дорогами, трамвайными и железнодорожными путями, пешеходными и велосипедными дорожками.

То есть на такой дороге встречные потоки отделены друг от друга и нет пересечения с другими трассами. Подобные условия позволяют повысить максимальную разрешённую скорость движения без существенного увеличения рисков для водителей.

Участки, являющиеся автомагистралями, есть на следующих российских автодорогах:

  • М2 Крым (Москва — граница с Украиной);
  • М4 Дон (Москва — Новороссийск);
  • М5 Урал (Москва — Челябинск);
  • М7 Волга (Москва — Уфа);
  • М8 Холмогоры (Москва — Архангельск);
  • М9 Балтия (Москва — граница с Латвией);
  • М11 Нева (Москва — Санкт-Петербург);
  • А113 ЦКАД (вокруг Москвы);
  • А118 Кольцевая автодорога (вокруг Санкт-Петербурга);
  • Р242 (Пермь — Екатеринбург);
  • 32К445 (Кемерово — Новокузнецк).

Что такое проезжая часть?

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:

  • Асфальт.
  • Бетон.
  • Брусчатка.
  • Щебень.
  • Грунт.

Границами проезжей части являются:

  • Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
  • Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».

Что необходимо знать о проезжей части

Условные обозначения на геоподоснове

Автомобильные и грунтовые дороги, тропы

Главным отличием магистрали от других дорог является увеличенная максимально допустимая скорость движения. Согласно ПДД, на автомагистрали разрешённая скорость такова.

  • Для автомобилей с разрешённой массой до 3,5 тонн (категория «B») и мотоциклов — 110 км/ч.
  • Для легковых автомобилей с прицепом — 90 км/ч.
  • Для грузовиков и автобусов — 90 км/ч.
  • При организованных перевозках групп детей — 60 км/ч.

Что необходимо знать о проезжей части

Правила позволяют местным властям увеличивать максимальную скорость на определённых участках дорог. И на магистрали допускается устанавливать скорость до 130 км/ч. В таких местах устанавливается знак «Ограничение максимальной скорости» с соответствующим значением.

Ширина проезжей части

Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:

  • Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
  • Автозимники.
  • Внутрихозяйственные дороги.
  • Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.

Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.

Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.

Элементы проезжей части

Элементами собственно проезжей части являются:

  • Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
  • Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
  • Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Что необходимо знать о проезжей части

У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:

  • Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
  • Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
  • Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Что необходимо знать о проезжей части

Что запрещено на автомагистралях

Движению по автомагистралям посвящён раздел 16 Правил дорожного движения. Он содержит в себе и запреты.

Прежде всего, на по автомагистралям запрещено двигаться:

  • Пешеходам;
  • Домашним животным;
  • Велосипедам;
  • Мопедам;
  • Тракторам;
  • Транспортным средствам, максимальная скорость которых менее 40 км/ч.

Последний пункт нуждается в пояснении. При «временном» ограничении скорости вследствие, например, поломки запрет также действует. И если автомобиль в данный момент не может разогнаться быстрее 40 км/ч, то двигаться по магистрали своим ходом ему запрещено.

Что необходимо знать о проезжей части

Помимо этого, на автомагистралях действуют следующие запреты:

  • Грузовым автомобилям с разрешённой массой более 3,5 тонн запрещено двигаться далее второй полосы. То есть, грузовик, принадлежащий к категории «C», не может занимать третью и последующие полосы магистрали. Штраф за несоблюдение этого запрета — 1 000 руб.
  • Разворот вне специально предназначенных для этого мест и въезд в технологические разрывы разделительной полосы. На автомагистрали можно разворачиваться только в обозначенных для этого местах. Для обозначения применяются знаки 6.3.1 «Место для разворота» или 6.3.2 «Зона для разворота». Отсутствие ограждения и даже линий разметки между проезжими частями без одного из этих дорожных знаков разворот не разрешает. Такие въезды предназначены лишь для автомобилей оперативных служб и спецтехники, выполняющей дорожные работы. Штраф за разворот в неположенном месте автомагистрали — 2 500 руб.
  • Остановка вне специальных площадок. Запрещена не стоянка, а именно остановка, в том числе «ненадолго». Специальные площадки, на которых останавливаться можно, обозначаются знаками 6.4 «Парковка» или 7.11 «Место для отдыха». На автомагистралях стоять можно только в таких местах. Штраф за остановку на автомагистрали вне специальных площадок составляет 1 000 руб. При вынужденной остановке (например, в случае поломки автомобиля) Правила предписывают водителю переместить машину за правый край проезжей части (то есть, на обочину) и обозначить своё транспортное в соответствии с требованиями раздела 7 ПДД: включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. За пределами населённых пунктов знак необходимо поставить на расстоянии не менее 30 метров от машины.
  • Движение задним ходом. Штраф за это нарушение равен 2 500 рублям.

Также отметим, что раньше на автомагистралях была запрещена учебная езда, но с 1 января 2020 года этот запрет отменили.

  • Антидождь для автомобиля — что это за средство и как оно работает
  • Как устроен круиз-контроль и как правильно его использовать
  • VIN-код: что это, где он находится, как с его помощью проверить авто

Знак, обозначающий автомагистраль

Дорога считается автомагистралью при установке соответствующего знака, который обозначает начало участка дороги, являющегося магистралью. Наличие «отбойника» между полосами и отсутствие перекрёстков или переходов не делают дорогу автомагистралью автоматически.

Для обозначения начала магистрали применяется знак 5.1 («Автомагистраль»). На нём схематично изображаются две «раздельные» проезжие части и эстакада, символизирующая отсутствие пересечений с другими дорогами на одном уровне.

Что необходимо знать о проезжей части

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *