Человек в мире правил классный час

Учитель. В жизни существует множество правил. Каждый выбирает те правила, которые понятны, удобны, близки и соответственны его моральным принципам. Поговорим сегодня о тех правилах, которые помогут вам жить с удовольствием, помогут вам дарить радость себе и окружающим вас людям.

1 ученик. Правило первое. Плохих людей нет.

2 ученик. С детства в нас закладывают определенные правила и принципы, которые формируют наше отношение к жизни и людям.

4 ученик. А кому-то родители с детства внушают: “Жизнь — прекрасная штука! Конечно, бывают люди и недобрые. Но пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый и порядочный”.

1 ученик. Эти установки совершенно разные. Какая же из них верная?

2 ученик. Оказывается, верно и то и другое. На что мы нацелены – то и получим. Каждая установка способна организовать нашу жизнь, и подтвердить саму себя.

3 ученик. Если человек уверен, что все вокруг только и ждут момента, как бы обмануть его и повыгоднее использовать, то так оно и будет на самом деле.

4 ученик. Такой человек будет провоцировать именно то, что ожидает, притягивать именно тех, кого ожидает.

2 ученик. Поведение, взгляд, манеры просто провоцируют мужчин сделать что-то такое. чего ждут от них эти женщины, чтобы обвинить потом в непорядочности.

1 ученик. Правило второе. Не судите, а понимайте.

2 ученик. Почему человек ведет себя конфликтно? Потому что он плохой? Может быть, плохое самочувствие? Больное самолюбие? Недостаток воспитания?

3 ученик. Когда в набитом людьми автобусе, повернув разъяренное лицо, на тебя с ненавистью накричит пожилая женщина, да еще при этом пихнет локтем, удержаться от ответной ненависти непросто.

4 ученик. А если задуматься о самых простых вещах: почему она такая? как у нее сложилась жизнь? Муж у нее — хороший, любящий?

1 ученик. Дети — благополучные, благодарные? Здоровье — хорошее? Силы — есть? Жизнь — осмысленна?

2 ученик. Поскольку ответы на эти вопросы будут скорее отрицательные, то эта измученная женщина начинает вызывать совсем другие чувства. Жалость, огорчение, сочувствие. Ей просто очень плохо.

3 ученик. Недостаток воспитания тоже — не ее вина, а ее беда.

4 ученик. Следите, чтобы ваши познания в области психологии не осложняли отношений с родителями. Не судите их за стиль общения, если он далек от достойного.

2 ученик. Но теперь необходимо понять, что у родителе, возможно, были плохие учителя в этом вопросе. Да и учить их уже поздно.

3 ученик. Вам теперь положено реагировать на их поступки грамотно и терпимо.

1 ученик. Правило третье. Разрешите другому быть другим.

2 ученик. Почему мы вмешиваемся в чужую жизнь?

3 ученик. По разным причинам.

4 ученик. 1. Мы любим человека, мы желаем ему добра и хотим чем-то помочь ему, например, советом.

1 ученик. 2. Иногда нам удобнее, чтобы какой-либо человек был не такой, а этакий. Разве это не причина, чтобы начать влиять на него? При этом свои действия мы оправдываем благородными побуждениями помочь погибающему.

3 ученик. Вмешиваться в чужую жизнь (пока нас не попросят) не дает право ни одна из этих причин. Даже если мы сто раз правы.

4 ученик. Любители спасать и наставлять на путь истинный – остановитесь! Мысленно поставьте себя перед глазами тех, кого считаете безусловно ниже себя. Интересно, что они о вас думают? Скорее всего, каждый из них уверен в своем превосходстве над вами?

1 ученик. Тот, кого считают мерзавцем, считает себя умнее; лодырь — душевно тоньше; грубиян — справедливее. Они не правы?

2 ученик. Но они так считают.

3 ученик. Да, вы хотите сделать только как лучше. Но не надо считать себя умнее или лучше других, пока они вам сами это не сообщили.

4 ученик. Разрешите другому быть Другим. Старайтесь не влиять — даже замечаниями и советами. Удерживайте себя от вмешательства.

1 ученик. Конечно, есть исключения из правил. Иногда не вмешиваться нельзя. Например, когда вопрос стоит о жизни и смерти.

2 ученик. Желая завоевать внимание девушки, ваш друг поспорил, что прыгнет в реку с моста в самом опасном месте. Это происходит у вас на глазах – остановите? Непременно, и правильно сделаете.

3 ученик. Желая завоевать сомнительное доверие у сомнительных новых приятелей, ваша подруга собирается принять наркотики – остановите? Конечно!

4 ученик. Вмешиваться можно. Но вмешиваться можно только тогда, когда быть в стороне уже действительно нельзя.

1 ученик. Прежде чем вмешаться в чью-то жизнь, подумайте, из каких соображений вы это собираетесь сделать, и какими будут последствия.

Тема классного часа: Быть на Земле Человеком

Недостаточно родиться человеком.

Большая и таинственная книга – жизнь. И сколько бы не рассуждали мудрые философы о смысле жизни, мы уверены, что жизнь сама по себе радость, большое счастье, бесценный дар. Наверное, ни у одного человека жизнь не бывает простой и лёгкой. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти».

И на самом деле, понять жизнь, её смысл не всегда бывает просто. Многое в ней зависит от самого человека.

Самая интересная книга на свете – это жизнь. И пишет эту книгу и читает сам человек. А насколько интересной будет эта книга жизни , зависит от нас с вами.

Вставал вопрос в любые времена –

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звёзд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале –

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К извечно не решаемой задаче.

И суть в другом аспекте изложить –

Раз есть она, то как её прожить?

Давайте обратимся к эпиграфу. (Ученик читает эпиграф.) А что же такое человек? Что значит, надо стать человеком? Вспомните слова из пьесы М.Горького «На дне».

Мы все умрём,

Людей бессмертных нет.

Ведь это всем известно и не ново,

Но мы живём, чтобы оставить след:

Тропинку, дерево иль слово.

Ученик.(читает стихотворение Е.Евтушенко.)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет судеб, похожих на неё.

И если кто–то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в этом мире самый лучший миг,

Есть в этом мире самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты.

Да, многому остаться суждено,

Но, что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди исчезают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности о них?

Кл. руководитель.Прежде всего каждый человек – это индивидуальность, особый неповторимый мир.

С чего начинается Человек? С Матери. С её ласки, её нежности, её неустанной заботы. С первого дня жизнь мать становится надёжным спутником и в детстве, и в старости.

Когда ребёнок вскрикнет в первый раз

И мать его коснётся осторожно,

Тревожна каждый день и каждый час.

Матери тревожатся о нас постоянно: «Ты не устал? Ты не замёрз? Ты не ушибся?..» Никто нас так не жалеет и не любит, как мама. Никто так не умеет горько и тихо переживать в одиночестве, как мама. Никто так не умеет ждать, как она. Никто, так как мама, не умеет терпеть и прощать. И сразу вспоминается притча про юношу, который по приказу своей любимой, принёс ей в жертву сердце матери.

Ученик. Дивчину пытает казак у плетня:

– Когда ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для милой своей

И светлых цехинов, и звонких рублей! –

Дивчина в ответ, заплетая косу:

– Вчера мне цыганка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей,

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю.

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Кинжалом рассёк он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Кл. руководитель.Сила материнской любви! Кто измерит её? Есть старая поговорка: «Мать носит дитя девять месяцев под сердцем и всю жизнь в сердце». Именно из глубины материнской любви у детей рождаются лучшие человеческие качества. Дорогие мамы, эти стихи звучат для вас.

Ученик.Мальчишка горький, я несносным

Слыл неслухом в своём в кругу семьи.

И отвергал с упрямством взрослым

Все наставления свои.

Но годы шли, и, к ним причастный,

Я не робел перед судьбой,

Зато теперь робею часто

Как маленький перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме.

Я боли в сердце не таю,

И на твои клоню колени

Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели

Куда–то мчусь, но вдруг опять

Сожмётся сердце: «Неужели

Я начал маму обижать?»

А ты с любовью, не с упрёком

Взглянув тревожно на меня,

Вздохнёшь, как будто ненароком,

Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,

Летит в конечный свой полёт.

Тебе твой мальчик на ладони

Седую голову кладёт.

Кл. руководитель.Вырастают дети и выбирают себе дороги, а дома остаётся их ждать мать. Она смотрит им вслед и вместе с ними смотрит вперёд. Пока жива мать и тебе в дни успеха и в годину лишений есть кому сказать певучее и нежное слово «мама», ты молод и силён. Чем дольше будет с тобой мать, тем ярче будет гореть твоё сердце.

Сын уходит в дорогу. Мужчина. Строитель. Творец.

Всё, что сделает он, – это всё материнские всходы.

Пусть увидят все люди, как вырос её молодец!

Он родительский факел теперь пронесёт через годы.

Ты его научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово он дал – это, значит, навеки. Гранит.

Если в гору идет – понимаясь, других не толкает.

Вот за это за всё – твой сын! И пока он живёт,

Мама, имя твоё пронесёт через жизнь как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку даётся однажды.

Человек начинается с матери. Но не может он обойтись и ещё без одного человека. Недаром земля, на которой мы живём, называется землёй отцов, Отчизной. Именно отец учит нас любить и защищать Родину, быть честным, мужественным. Именно отец учит человека быть Человеком.

Пока живут отец и мать

На этом свете весело дерзать.

Пока нас озаряет их улыбка,

Обязаны мы вровень с ними встать.

Отрывок из повести Н Гоголя «Тарас Бульба» – «Казнь Остапа».

Человеку нужны любовь и нежность матери, мужество и верность отца. Человек не может прожить без любви к ним, как и без любви к Родине.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано до века

По воле Бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

Для каждого из нас Родина начинается с маленького, неприметного уголка на земле, где мы родились. И куда бы не забросила жизнь, в каких бы сказочных краях мы не бывали, нас всегда тянет вернуться туда, что мы называем малой родиной.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Ту где нам посчастливилось родиться.

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годиться,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Безусловно нельзя обойти стороной такую вечную тему, как любовь. Сколько будет жить род человеческий, столько жизнь будет держаться и двигаться любовью. А поэтому, как сказал С.Щипачёв: «Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне».

Ученик. Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

«Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви.

Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть –

Родная и вечная сестра любви.

Мечта и страх,

Вино и порох.

Трагедия. Тоска и подвиг –

Весна шепнёт тебе:

И ты от шёпота качнёшься.

Кл. руководитель.Любовь – великое чувство. Мы говорим о любви к Родине, родителям, противоположному полу. Но, я думаю, что в жизни каждого из нас должен быть ещё один человек, которого нужно любить и уважать – это верный, преданный друг.

Ученик.Говорят, что друзья познаются в беде.

Что ж! В беде он как раз настоящий товарищ!

Даст взаймы, если ты оказался в нужде,

За ночь глаз не сомкнёт, если ты захвораешь.

Если горя хлебнул или сбился с пути,

Но попробуй к нему ты счастливым, влюблённым прийти –

Загрустит, поглядит с непонятным испугом,

Так, как будто тебе твоё счастье в вину,

Так, как будто присвоил ты что-то чужое,

Так, как будто увёл от него ты жену

И ему теперь нету покоя!

Да, он может помочь, если будешь в нужде,

Говорят, что друзья познаются в беде,

Но порою лишь в счастье ты друга познаешь!

Ученик.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало,

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощённые однажды

Или не простившие меня.

Р.Гамзатов «Берегите друзей»

Кл. руководитель.Любое чувство, любая мысль ценны не только тогда, когда человек выражает их в делах. Для окружающих ещё очень важны чувства, выраженные и донесённые до них в словах, ибо вначале всё-таки было слово. Язык – одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Трудно даже представить, что стало бы, если бы язык по каким-то причинам перестал существовать.

Ученик.Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно – суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова – всем словам – в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!

Пусть разменной монетой не служат они –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту!

Когда радость – как буря иль горе – как ночь;

Только эти слова тебе могут помочь.

Кл. руководитель.Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в каплях утренней росы, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Мы должны помнить, как прекрасна наша Земля и как хрупок мир на ней.

Да, Земля живая. И у неё есть душа. И эта душа болит. И глаза У Земли есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой.

Долго терпела Земля. Она Вздыхала и стонала, но люди не слышали её стонов. Земля кричала: «Спасите меня! Я гибну!»

И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то всё живое погибнет и они сами погибнут тоже.

Ученик.Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На поляне тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу,

И в бессмертье верящую душу –

Берегите Землю! Берегите!

Кл. руководитель.Человек должен очень многое: он должен любить и почитать родителей, любить и защищать Родину, любить и охранять свою землю. И когда это становится осознанной потребностью человека, он может сделать многое. Только нам подчас не хватает времени. Не хватает времени на то, чтобы сказать хорошее слово, совершить доброе дело. Мы спешим и очень многое не успеваем. А человеку просто необходимо иногда побыть наедине с самим собой. Человеку многое дано – но он за всё платит сам, и с него за многое спросится.

Вступающим в мир

Железо кузнец, а не молот куёт,

Птицу сбивает не дробь, а стрелок,

Так было и будет; в атомный век

Не атом владычит, а человек!

Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Правда, счастье тоже каждый понимает по-своему. Один из героев Толстого сказал: «Я знаю только два несчастья – болезнь и угрызения совести. Отсутствие одного из них – это уже счастье». Так будьте здоровы нравственно и физически, будьте счастливы. И пусть каждый из вас сможет сказать себе:

У самого кромешного предела

И даже за него теснимый веком,

Я делал историческое дело:

Упорно оставался Человеком.

Итак, наш урок подходит к концу. Но не заканчивается наш путь к себе, к Человеку. И путеводной звездой на этом пути пусть будет сознание того, что главное украшение Земли – человек: умный, порядочный, добрый, целеустремлённый, трудолюбивый, мужественный, нравственный.

Человек, как звезда, рождается,

Чтобы светлее стала Вселенная.

Старайтесь быть людьми с большой буквы, а мне остаётся пожелать вам удачи на экзаменах и счастливого пути в нелёгкую, но интересную жизнь. Безусловно, каждому предопределена своя судьба, своя дорога, но бесспорно остаётся одно – нужно быть на земле человеком!

Слайд 6

Решая эти вопросы, люди пришли к общему решению и создали правила, обязательные для исполнения каждым человеком.

Каким растет Алик? Наблюдал ли ты
подобные поступки у ребят вашего
класса? Как вы боретесь с ним?

Слайд 4

1. Что люди могут и чего не могут делать?

Слайд 16

Каким растет Алик? Наблюдал ли ты подобные поступки у ребят вашего класса? Как вы боретесь с ним?

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 23

Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти добрыми и смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
Давным -давно на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Дистанционные курсы для педагогов

5 612 515 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Настоящий материал опубликован пользователем Алькаева Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Автор материала

Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.

А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.

В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях, от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. (Приложение Б)

Таким образом, не только взрослые, но и дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться, и наряду с правами, ответственно выполнять свои обязанности.

Права и обязанности гражданина неразделимы – это две стороны нашей жизни. И сегодня в процессе нашей игры мы с вами постараемся узнать и понять, какие основные права есть у детей, а также обязанности, которые они должны соблюдать в своём возрасте.

3. Основная часть. Ход игры

Итак, приступаем к игре. У нас две команды, и в качестве разминки предлагаю собрать девиз своей команды из беспорядочно записанных слов. (Слова записаны на карточках, которые наклеиваются участниками команды на общую полоску бумаги и впоследствии прикрепляются для всеобщего обозрения в области нахождения команды (на доску, на стол, на стенку и др.)

Девиз первой команды:

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Относись к людям так к тебе как ты бы чтобы относились хотел

Девиз второй команды:

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Нет прав без прав без обязанностей нет обязанностей

Далее первый ход делает команда, которая первой собрала свой девиз и озвучила его.

Содержание игровых заданий

1. В городе Права

Команды получают план воображаемой местности, на котором отмечены общественные здания: школа, больница, почта, центр внешкольной работы и др. (Приложение В)

После 3-х минут обсуждения, капитаны каждой команды по очереди объясняют, какое право дети могут реализовать в том или

ином общественном месте. (Приложение В)

Победа присуждается команде, допустившей меньшее количество ошибок.

2. Свидетельство о рождении

Зачем человеку нужно имя? (Чтобы его не перепутали ни с кем другим, чтобы знать свой род, семью, страну, в которой человек родился и живёт)

Что такое Свидетельство о рождении? Зачем оно выдается? (Это первый документ каждого человека, который выдается после его рождения)

Задание для каждой команды заключается в том, чтобы выбрать 5 представителей от команды, которые по очереди назовут свои фамилию, имя, отчество, а также страну и город (деревню, в которых они родились.

3. Сказочные права

Командам по очереди зачитываются описания ситуаций с нарушением прав и свобод сказочных героев. Задача команд отгадать, о ком идёт речь.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась Баба Яга, хотела его съесть, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).

3. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

4. Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей : покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

5. Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).

7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).

8. Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т. е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).

9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).

10. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

4. Продолжи пословицу – назови право

Командам по очереди зачитывается начало пословицы. Участникам команды нужно продолжить пословицу и объяснить, какое право отражено в этой пословице. Если у команды нет правильного ответа, право ответа передаётся команде соперников.

Береги платье снову, а честь смолоду. право на защиту чести и достоинства

Грамоте учиться – всегда пригодится. право на образование, право на получение дополнительного образования

Делу – время, а потехе – час. права на отдых и досуг

Правда суда не боится. право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу

Дело мастера боится. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Жить – Родине служить. право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Как аукнется, так и откликнется. Право на уважение, защиту чести и достоинства

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. право на образование, право на получение дополнительного образования

Яблоко от яблони недалеко падает. Право на семью, заботу о родителях, выполнение своих семейных обязанностей

5. Право или обязанность?

А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать командам утверждения, а они по очереди будут отвечать, что это, право или обязанность.

• Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)

• Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)

• Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Право)

• Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)

• Получение оценки своих знаний. (Право)

• Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)

• Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)

• Родители воспитывают своих детей. (Обязанность)

• Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)

• Ребёнок заботится о своих родителях. (Обязанность)

• Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность)

Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)

7. Я люблю свою семью

Следующее право, о котором мы поговорим – это право жить и воспитываться в семье. Все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников.

Семья, близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

(Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей)

Семья – это главное в жизни человека.

Что в человеке воспитывает семья? Назовите все качества воспитанного человека, а я их запишу на это огромное семейное сердце.

(Педагог рисует на доске контуры сердца и записывает в него качества воспитанного человека, названные детьми)

И все эти качества человек приобретает благодаря своей семье.

Как называются люди, которые входят в вашу семью? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя)

Сейчас будет испытание на смекалку. Проверим, как вы сможете посчитать всех членов большой дружной семьи.

(Командам по очереди задаются задачки на смекалку)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (семья)

1. Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Сколько нас в семье детей? (8)

2. Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая, в пеленках.

И отсутствует один,

Самый старший брат,

3. Собралась к обеду

Вся семья: папа, мама,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком маленький Пахом.

А теперь скажите мне, кто может,-

Сколько на столе должно быть ложек? (6)

4. Нам на завтрак баба Мила

Семь яиц вчера сварила.

Съел я ровно два белка,

А Сережа – два желтка.

А сестричка наша Леся –

Три белка с желтками вместе.

Вы смекнуть уже успели –

Сколько мы яичек съели?

И потом, как оказалось,

Сколько их еще осталось?

(5 съели, 2 осталось)

5. Всего четырнадцать имеет наш Егор

Родных, двоюродных братишек и сестер.

Родных лишь четверо.

Скольких двоюродных сестричек он имеет,

Когда доподлинно известно –

У него, с двумя родными,

Лишь пять братиков всего? (7 двоюродных сестер)

6. Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

5. Золотое правило школьной жизни

Образование – одно из основных прав человека каждой женщины, каждого мужчины и ребенка. Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека, от которого во многом зависит реализация других прав.

Наша школа – это маленькое государство, в котором все его граждане тоже живут по определённым правилам и законам. И записаны все эти правила в Уставе школы. Они очень тесно перекликаются с основными правами и обязанностями ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка.

Задание командам: изучите основные права и обязанности школьников. (Приложение В) Составьте и запишите три золотых правила школьной жизни, без которых была бы невозможной реализация права ребёнка на образование. Затем капитаны команд по очереди зачитывают составленные их командами правила, объясняют их, и, если команда соперников принимает предложенное правило, его фиксируют на доске в Кодексе жизни класса. Выигрывает команда, чьих правил записано больше. Если счёт равный, капитанам предлагается на скорость продолжить 3 предложения.

9. Крокодил в гостях у прав

Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи

Право свободно выражать свои взгляды и мнения

Право исповедовать любую религию

Право на доступ к информации

Право на достойный уровень жизни

Право на отдых и досуг

Право на защиту от жестокого обращения

Право на защиту от экономической эксплуатации

Право на общение с обоими родителями

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на жизнь, выживание и свободное развитие

4. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, наша игра подошла к концу. Поздравляем победителей игры. А команде проигравших пожелаем не терять веры в себя, вооружиться оптимизмом и волей к победе и всем нам достигать новых вершин.

Давайте вспомним и назовем права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

Заключительное слово учителя

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Желаю вам удачи, хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:

Ты – ребёнок, ты — человек, ты должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ты имеешь право, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Ты имеешь право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Ты имеешь право, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.

Ты имеешь право, чтобы в небе большом всегда тишина была.

Всем спасибо за внимание и участие!

1. Конвенция о правах ребёнка

2. Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2003. – 416 с.

3. Лопатина, А., Скребцова, М. Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых. 32 беседы по семейному воспитанию. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2005. – 160 с.

Цель:
прививать
культуру
поведения.
Задача:
познакомить с
правилами
обязательными
для исполнения.

Человек в мире правил»

Ситуация :
Алик всегда любил быть первым : когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их вперед, громко крича, что это его место. Многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и ударить кулаком.

Ситуация:
Алик всегда любил быть первым : когда
строились в столовую, когда кончались
уроки. Он первым выбегал из-за парты , и ,
если кто-нибудь стоял уже впереди него , то
он отталкивал их вперед, громко крича, что
это его место. Многие старались с ним не
спорить, он был сильным мальчиком , мог и
ударить кулаком.

Придумай и назови 4 правила в
общественных местах.

Цель: прививать культуру поведения.
Задача: познакомить с правилами обязательными для исполнения.

Организационный момент.

Много славных дел ждет вас
впереди. Но прежде всего вы должны
вырасти добрыми и смелыми,
отзывчивыми и вежливыми. Этому
нужно учиться с детства.
Давным -давно на земле появились
люди. Одновременно с ними
появились главные вопросы:

Слайд 21

Прибежал Митя в сад, выхватил у маленькой сестры куклу и
поскакал с куклой по саду, верхом на палочке.. Таня стояла и
плакала . Выбежал на улицу старший брат Мити Сережа. Он
догнал братишку и отнял у него куклу.
Митя побежал жаловаться к отец , а отец сидел у окна и все
видел.

Слайд 22

А теперь представьте, что вы миритесь с человеком, который сам виноват в том, что вы ссоритесь.

Психологический практикум

Учитель. Давайте рассмотрим две жизненные ситуации и разберемся на их примере: какими должны быть наши взаимоотношения? Что можно назвать участием, а что – вмешательством в жизнь другого? Что допустимо, а что нет?

1 участник. Ваша сестра повесила на уши какие-то безвкусные серьги, нацепила на себя совершенно ужасную футболку, чем изуродовала, на ваш взгляд, свою внешность.

Какой будет ваша реакция на это?

3 участник. 2. Кинете справедливые, но колкие и категоричные замечания по поводу ее вкуса.

4 участник. 3. Настоите на том, чтобы она немедленно все это сняла и не безобразила себя.

Учитель. Ваша сестра, пусть и младшая, пусть горячо любимая, не является вашей собственностью. Поэтому третий вариант непозволителен. К тому же у вас могут быть разные вкусы, и не очевидно, что ваш лучше. Не надо быть таким категоричным.

Оскорбления, насмешки и замечания, даже справедливые, тоже не прибавят вкуса и не будут убедительны.

Правильный выбор — всегда только первый. Тактично выскажите свое мнение. Все остальное – давление, которое рано или поздно получит достойный отпор.

1 участник. Вы обеспокоены поведением вашего друга: он начал курить и выпивать, что-то скрывает от вас, встречается с какими-то подозрительными людьми, которые отличаются странным времяпрепровождением, домой приходит поздно, становится нервным и раздражительным. Вас это очень тревожит, и вы хотите что-то предпринять. Ваши действия?

2 участник. 1. Используя все известные вам средства убеждения, будете настойчиво уговаривать его изменить образ жизни.

3 участник. 2. Постараетесь вызвать его на разговор, чтобы разобраться в происходящем, в тактичной форме выскажете свое отношение к его поведению (если он не против) и предложите свою помощь.

4 участник. 3. Жестко и категорично, в нелицеприятной форме будете отзываться о его друзьях и новом образе жизни.

1 участник. 4. Примете решительные меры, вплоть до разрыва отношений, чтобы прекратить это медленное самоубийство.

Учитель. Если вас действительно заботит судьба этого человека, и если вы умеете разговаривать, постарайтесь вызвать его на разговор (вариант 2). Сделать это не просто. Вам потребуются такт, терпение, мужество и умение понимать. Очень важно разобраться в ситуации и, если надо, помочь. Но помочь – это не значит дать совет. В крайнем случае, если он не захочет даже говорить на эту тему, вы можете принять жесткие меры, вплоть до разрыва отношений (вариант 3). Если так будет лучше обоим или хотя бы вам.

2 участник. То, что человек является нашим другом, братом, сестрой, мужем, еще не позволяет лезть в его жизнь против его воли.

Учитель. Итак, три правила, которые мы разобрали сегодня, помогут вам быть приятными в общении и успешными людьми. Вот эти правила:

Организация и проведение классного часа.

Цель: создать условия для расширения знаний о правилах, которые окружают человека в определённых сферах жизни.

– систематизировать знания о правилах дорожного движения, правилах для сохранения экологии, правилах поведения в общественных местах;

– способствовать развитию умения придерживаться правил, окружающих человека;

– способствовать развитию умения различать знаки и формировать правила.

– способствовать развитию умения сравнивать, выделять существенные признаки, анализировать.

– воспитывать новый познавательный интерес к новому материалу.

Ход классного часа

– Здравствуйте, ребята, встаньте все ровно, красиво. Спасибо, садитесь!

– Сегодня классный час проведу у вас я.

-Мне очень приятно с вами поработать.

– Старайтесь быть внимательными и активными. Я уверена, что у вас все получится.

2. Вводная часть

– Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (знаки безопасного поведения; знаки, которые соблюдает человек).

– Как вы думаете, для чего существуют эти знаки? (чтобы человек соблюдал правила)

– А вы соблюдаете правила безопасного поведения?

– Скажите, все ли люди в нашем мире соблюдают или стараются соблюдать правила?

– Важно ли обращать внимание на знаки, которые окружают нас? Соблюдать правила тоже важно? Почему?

– Вы абсолютно правы, это важно, потому что, если бы люди не придерживались правил, в мире бы творился хаос.

– Посмотрите еще раз на доску. Как вы думаете, в каких местах мы можем встретить эти знаки? А в каких ситуациях?

– Подумайте, можно ли разделить эти знаки на какие-либо группы?

делят знаки на три группы, далее к каждой группе подбирается название:

1)Правила поведения на дороге

2)Правила поведения в общественных местах

3)Правила поведения на природе

Прорабатывается каждая группа и определенно каждый знак.

– Скажите, в какой ситуации/каких местах мы можем встретить эту группу знаков?

– А к чему призывает/ обязывает человека вот этот знак?

– Встречали ли вы где-либо такой знак? Где могут быть установлены эти знаки?

-Какое правило отражает каждый из этих знаков?

Какие правила вы будете соблюдать, встретив этот знак/ группу знаков?

В процессе изучения подбирают правило к каждому знаку из предложенных, вывешенных на доске и прикрепляют к каждому знаку свое правило.

– С какими группами правил мы познакомились?

– Понятен ли вам каждый знак?

– Сможете правильно воспользоваться этими знаками в нужной ситуации?

– А сейчас посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.

Взрослый произносит фразу и предлагает участникам честно ответить на вопрос, выполняя при этом действия в соответствии с заданием.

Примерные варианты заданий:

пусть поднимет руку тот, кто хоть один раз нарушил правила дорожного движения;

пусть закроет глаза ладонями тот, кто убегал от взрослых на проезжую часть;

пусть помашет левой рукой тот, кто умеет водить машину, а правой тот, кто умеет кататься на двухколесном велосипеде;

пусть запрыгает на месте тот, кто уступает место в транспорте старшим;

пусть присядет тот, кто никогда не громил гнезда птиц;

пусть повернется вокруг себя тот, кто никогда не ел мороженое в музее;

пусть потопает тот, кто хоть раз заходил в библиотеку с собакой;

пусть руки вверх тот, кто соблюдает все правила, изученные нами сегодня;

пусть захлопает в ладоши тот, кто согласен, что учить правила необходимо.

– Вот мы и поаплодировали сами себе. Молодцы. А теперь поиграем в следующую игру.

– Встаньте все удобно из-за своих парт. Сейчас я вам буду говорить верные и неверный правила. Если вы считаете, что правило верное и его нужно соблюдать, то дружно хлопайте. А если правило, по вашему мнению, неверное, то топайте. Готовы? Начинаем.

– Дорогу нужно переходить только пешеходному переходу.

– Разрешается гулять по железнодорожным путям.

– Запрещается громить гнезда птиц

– Разрешается громко разговаривать в библиотеке.

– В музее можно трогать экспонаты руками.

– В любое время года можно разводить костры в лесу.

– А попробуйте теперь вы быть водящими.

– Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Мы немного подвигались. А теперь давайте поразмышляем.

Зачитываются ситуации для каждой группы знаков. Ваша задача внимательно послушать, оценить ситуацию, а после ответить на мои вопросы.

Ученик Вова никогда не опаздывает в школу, потому что сокращает свой путь, переходя дорогу в неположенном месте. Так и утром сегодняшнего дня он быстро перебежал дорогу, пока было небольшое движение машин на проезжей части.

– Правильно ли поступает ученик? Почему? – А как бы вы поступили в данной ситуации?

– Какого правила нужно придерживаться?

Отличница Вера хорошо знает правила поведения в общественных местах. Вчера она решила посетить Пензенский краеведческий музей. И по дороге не удержалась и купила мороженое. Она уже собиралась входить в музей, но тут же остановилась и отошла в сторонку, доела мороженое и выключила телефон. А только после этого зашла в здание музея.

Витя решил прогуляться по парку. Гуляя, ему стало интересно, а как же живут птицы. Он забрел вглубь парка, залез на дерево, на котором было гнездо и стал рассматривать там яйца птиц, а потом решил взять одно домой, чтобы и там с ним поиграть. По дороге он встретил красивый ландыш и решил сорвать его маме в подарок. Очень счастливый он пошел домой.

– Вы справились и с этим задание. Вы молодцы.

– С какими же группами знаков мы познакомились на нашем классном часу?

– Для чего человеку нужны эти знаки? Почему мы встречаем их везде?

– Да, ребята, вы совершенно правы.

– Я приготовила для каждого из вас лучик солнца и капельку дождя. Так вот, ребята, если вам было интересно и понравился наш сегодняшний классный час, прикрепите лучик к солнышку а если, вам было не интересно и вам не понравилось, прикрепите капельку дождя от тучки.

– Спасибо за хорошо проведенное с вами время.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Человек в мире правил классный час

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Человек в мире правил классный час

Воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Человек в мире правил классный час

Цель: прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.

Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

Обсудить нравственные правила общения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

Ход классного часа.

I.Актуализация знаний. Введение в тему.

Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких.(Слайд 2).Если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряют и радуют близких. Самые добрые намерения человека бывают неприятны, если соединяются с плохими манерами. Про такого человека говорят, что он не-ве-жа, невежливый человек.

-А какого человека считают вежливым?

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

– Можешь и ты наступить на мою!

– Так что понимается под вежливостью?

Это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие. Вежливость есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость полна добродушия. Как это выражается? Мимикой, походкой, выражением глаз.

– Ребята, попробуйте отобразить это мимикой перед зеркалом.(Выполнение задания).

– Я предлагаю вам познакомиться с нравственными правилами взаимоотношения с окружающими: (Слайд 4).

– Как вы понимаете эти слова? (Заслушиваются ответы детей.)

II. Открытие нового знания.

1.Беседа о культуре общения.

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вам, было хорошо.

С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их.

2.Чтение и обсуждение стихотворений.

1.Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза

И мама молчит, улыбается даже:

Простите! – казалось бы. Что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Дядя Саша огорчен.

Настя ходит в третий класс

Настя – славная девчонка

А слово – то какое – очень дорогое!

Но нельзя молчать, как рыба

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте – зря от Вити

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Я портфель эй подарил,

Вижу: очень рада!

Ну сказала бы – спасибо,

А слово – то какое – очень дорогое!

– С какими вежливыми словами вы встретились в стихотворениях?

3. Работа в группе. (Слайд 6).

– Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много.

Задание группам: используя дополнительную литературу, объяснить значение вежливых слов, подобрать стихи с этими словами, рассказы.

Вежливые слова: спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

2. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

2.- Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

2.- Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: – ПОЖАЛУЙСТА.

Повторяем его поминутно.

Нам становится неуютно.

-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?

Учитель: Малыша обидел Витя

Пред школою в строю, Витя просит:

Я ошибку признаю.

Учитель: На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Я немного опоздал.

Нам на карте город Псков.

Ученик: Извините, – шепчет Витя,-

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей;

Учитель: Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

– Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

Человек только тогда и становится человеком, если отдает себя на служение ближним. Любовь к ним должна проявляться в неизменно спокойном, нежном, ласковом, терпеливом и заботливом отношении к ним.

Послушайте рассказ одной монахини из времен ее детства:

«Мой отец, – пишет она,- часто читал нам Библию. Я с детства хорошо знала ее и старалась исполнить в жизни, что слышала.

В нашей деревне жил кузнец с большой черной бородой. Мы, дети, не любили его и часто дразнили.

Вспомнила я кузнеца и ужаснулась. Ведь я его не люблю, – значит, я человекоубийца. Всех я люблю в деревне, а его не люблю. Как мне быть? Начала я думать об этом. И пришла мне в голову мысль: не буду я его дразнить, а буду ему низко кланяться и здороваться с ним.

С тех пор изменила я к нему внешнее отношение. Встречу его, низко поклонюсь, назову его по имени и отчеству и ласково посмотрю на него.

2. Составление коллективного портрета человека любящего.

Многие наши беды – от гордыни, желания выделиться, унизить другого. На самом деле мы живем в этом мире, чтобы помогать друг другу. Мы как клеточки единого организма. Если клеточки нашего тела будут недомогать и вредить одна другой, то организм погибнет. Мы – единый организм со всем миром, а потому не должны вредить природе, Земле, жить с миром в согласии.

Любовь – это, прежде всего, забота о других.

Насколько теплее станет в мире, если мы будем терпимы и внимательны друг к другу, если почаще будем думать о том, как слово и поступки наши отзовутся в сердце другого человека.

3. Усвоение правил с помощью мини-игр, проигрывании речевых ситуаций. Работа в группах.

1 группа. Ситуации.

– Человек нечаянно, но очень сильно толкнул тебя, как поступить?

– Мама погорячилась и сильно обидела тебя, как поступить?

– Учитель, не разобравшись, поступил, на твой взгляд, несправедливо. Как отреагировать?

Рассмотреть картинки и попытаться найти выход из сложившихся ситуаций.

3 группа. Анализ стихотворения. Прочитать стихотворение и охарактеризовать главного героя.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном;

Мы здесь его не назовем,

Ему бывает очень лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

Спорить нельзя. Это навязывание своего мнения другому.

Нельзя пререкаться с взрослыми, учителями, родителями.

Нельзя насмехаться над ближними, говорить бранных слов, презрительно относиться к людям.

– Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой?

– А если вы пришли домой и у вас плохое настроение. Как вы разговариваете с мамой?

– Вы пришли в класс с плохим настроением. Как вы себя ведете?

– Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка вместе повторяем:

Я проснулся, потянулся,

Сам себе я улыбнулся.

Новый день глядит в окно:

Встать бы мне пора давно!

Собираясь в школу надо взять с собой хорошее настроение, а для этого можно послушать веселую песенку.

– С кем разговаривает этот смешной и милый ежик?

Воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, на собрание. Точность должна быть в исполнении обещаний.

Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь. Не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.

VI. Тренинг любви. (Слайд 10).

Звучат музыка и слова учителя.

«Я люблю людей. Я хочу доставлять им радость. Я хочу делать добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице другого человека.

– У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

– Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.

– Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?

(Дети нанизывают бусины на ниточку).

– Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.

Цель: формирование правовой культуры младших школьников.

Задачи: расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка; способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры; создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.

Материалы и оборудование: игровое поле в виде квадрата 3х3, компьютер, экран, подборка детских песен, отображающих права ребенка, презентация классного часа.

В городе Права Свидетельство о рождении Сказочные права

Я люблю свою семью Золотое правило школьной жизни Крокодил в гостях у права

Команды выбирают своих капитанов и по жребию приступают к выбору первого квадрата с заданием.

Следующий квадрат выбирает выигравшая команда.

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не
спросит,
Вот, что значит настоящий верный
друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не
спросит,
Вот, что значит настоящий верный
друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится
вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную
минуту Вот, что значит настоящий верный
друг.
Нужным быть кому-то в трудную
минуту Вот, что значит настоящий верный
друг.

Тренинг «Давай помиримся»

Сейчас мы поиграем в игру, которая
называется «Давай помиримся»
Представьте себе, что вы поссорились
со своим другом, но потом захотели с
ним помириться. Вот вы взяли яблоко
и пошли к нему.
Какие слова вы скажете, чтобы он
захотел с вами помириться?
Если вы найдете такие слова, и он
захочет с вами помириться, он
возьмет у вас яблоко.

Слайд 7

Сегодня мы поговорим о том, умеем ли мы их выполнять, можем ли мы поступать правильно в различных ситуациях?

Сила не право» ( К. Ушинский)

Прибежал Митя в сад, выхватил у маленькой сестры куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке.. Таня стояла и плакала. Выбежал на улицу старший брат Мити Сережа. Он догнал братишку и отнял у него куклу.
Митя побежал жаловаться к отец, а отец сидел у окна и все видел.
Что скажет Мите отец?
Как вы думаете?

Слайд 5

2. Что они обязаны делать и что не обязаны?

Слайд 9

Придумай и назови 4 правила в общественных местах.

Слайд 20

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот, что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот, что значит настоящий верный друг. Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот, что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот, что значит настоящий верный друг.

Слайд 14

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Давай помиримся» Представьте себе, что вы поссорились со своим другом, но потом захотели с ним помириться. Вот вы взяли яблоко и пошли к нему.
Какие слова вы скажете, чтобы он захотел с вами помириться?
Если вы найдете такие слова, и он захочет с вами помириться, он возьмет у вас яблоко.

Итог

Все законы обязательны для исполнения взрослыми и детьми. И часть этих законов содержится в Конституции

Вывод

Умей прощать ошибки других!

Помогай
младшим, не
обижай их!

Помогай младшим, не обижай их!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *