Ирина Холод Час общения-тренинг в 1 классе «Умение дружить»
Цель: расширить знания детей о дружбе; формировать навыки дружеских отношений; развивать умение беречь настоящую дружбу; воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: плакат «Дерево дружбы», карточки для работы в группах, «сердце», «листочки-сердечки», пазлы, карточки для объединения в группы.
Татьяна Жаркова Конспект игры-занятия «Правила поведения в школе»
Занятие проводится в школе, для учеников 1 класса.
Цель: формировать у учащихся понимание правил поведения в школе; потребность соблюдать эти правила.
Задачи: ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе, развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Тип занятия: беседа-игра.
Первый год учебы имеет огромное значение и для
детей, и для их родителей. Начало обучения в школе
– сложный, ответственный, но очень интересный
этап в жизни. От него во многом зависит, как будет
учиться ребенок в дальнейшем. Поэтому, наша
задача заключается в том, чтобы ученик захотел
принять новые условия, тем самым непроизвольно
принять правильную позицию ученика.
Цель: познакомить детей с правила в школе и на
уроке, способствовать развитию познавательной
сферы личности.
Здесь собраны конспекты для проведения классных часов по актуальных для первоклассников темам. Младший школьный возраст – время формирования нового коллектива, активного обучения практическим навыкам социального поведения. Многие представленные в этом разделе разработки педагогов посвящены проведению мероприятий именно подобного толка.
Обратите внимание также на полезные советы по организации и проведению познавательных классных часов. А также специальных мероприятий, приуроченных к важным государственным праздникам и памятным датам.
Уроки нравственности и социализации для вчерашних дошкольников.
Содержится в разделах:
материал предназначен для первоклассников в период адаптации в школе, может быть использован учителями начальных классов.
познакомить детей с правилами культурного поведения в школе.
формировать навыки культурного поведения;
Развивать речь, мышление;
Воспитывать сознательную дисциплину, желание выполнять правила и вести себя образцово.
– Ребята вы пришли в школу, стали первоклассниками. Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен школьник или дошкольник? Как вы догадались? Слайд 2
– А почему школьников назвали учениками? (они учатся писать, читать, считать)
– Ребята сегодня мы с вами отправимся путешествовать по школе. Представьте, как вы утром вышли из дома, идете с мамой за руку в школу, что необходимо сделать у дверей, ведь школа ваш второй дом, так как третью часть своей жизни вы будете находиться в школе. (вытереть ноги)
– Вы вошли в школу. Как называется помещение, в которое вы входите? (коридор)
-Кого вы видите в коридоре? (техперсонал)
– Знаете ли вы как их зовут, чем они занимаются в школе?
– Это взрослые люди, что необходимо сделать при встрече? (поздороваться)
– Куда и зачем вы идете в первую очередь, отгадайте?
Здесь одежду оставляем,
Куртки, шапочки снимаем.
Получаем номерок —
И скорее на урок.
– Всегда ли вам приятно раздеваться там, почему? (толкаются, мешают)
– Давайте вместе подумаем, что надо делать, чтобы избежать неприятностей?
1. Вешай свою одежду на определенное место.
2.Варежки, перчатки положи в карман, головной убор в рукав.
3.Одежду вешай аккуратно.
4.В гардеробе раздевайся быстро и не мешай другим.
5.Увидел упавшую одежду – подними.
6. В карманах ничего не оставляй.
7. Будь вежлив с товарищами помогай другим.
8. Сменную обувь не оставляй после уроков в гардеробе и не забывай приносить утром.
9. Переобулся, сложи в мешок и повесь или аккуратно поставь под одеждой.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ И ПЕРЕМЕНЕ.
– Вы попадаете в помещение, в котором вас ждет учитель, в котором он будет учить вас читать, писать, считать, что это за помещение? ( класс).
– В класс на занятия ребят зовет заливистый ( звонок), он же говорит о том, что урок завершился. Слайд 5
Слышат в школе каждый день
Первоклашки – «трень-брень».
Только “прозвенит” звонок,
– Занятие в школе называется (урок) Слайды 6-7
УЧИТЕЛЬ: Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Ваша задача закончить наше предложение, можно хором. Слайд 9
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ.
УЧИТЕЛЬ: Продолжим путешествие по школе. Отправимся в самое «вкусное» место в школе? Куда? (в столовую)
– А кто из вас знает, почему столовую назвали столовой?
– Встали все покажем, как мы идем в столовую (маршируют на месте)
– Как едим в столовой?
– А как жуем?
– Что надо не забывать говорить после обеда? (Спасибо)
– В столовой есть «запоминалочки», которые тоже необходимо выполнять.
1. Очень пища хороша – кушай пищу не спеша
2. Ешь аккуратно, не спеши, не брызгай, на пол не кроши.
3. Хлеб береги и уважай, его повсюду не бросай.
4.Если будешь все съедать – шанс учиться есть на 5.
5.Ты поел, чиста тарелка, отнеси ее скорей – ка.
6.Уходя, скажи спасибо, тем, кто стол накрыл красиво.
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Правила поведения в библиотеке
После уроков мы с вами будем отдыхать на площадке и здесь есть определенные правила Слайд 12
ИГРА « Знаешь ли ты правила»
УЧИТЕЛЬ: Давайте поиграем в игру « Знаешь ли ты правила» Если вы согласны с правилом поднимите руку.
1.Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого, приветствуют стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места (-).
5.В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.(-)
6.Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых ( – ).
7. Бегать и шумно играть можно только во дворе на игровой и спортивной площадке.
8.Помогать друг другу нужно всегда и всюду «Один за всех и все за одного».
9. Утром рано встану, просмотрю все мультфильмы и опоздаю в школу всего на 1 минутку. ( – ).
10.Не буду никогда ябедничать.
Работа в группах.
Каждая команда получает важное задание, которое следует обсудить.
1 группа, ситуация « В гардеробе»
– На улице холодно. Ребята в теплых куртках. Прежде чем идти в класс нужно раздеться в гардеробе. Роман спешит, он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Никиту, наступает ему на ногу. Никите больно, он заплакал. Но Роман не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.
УЧИТЕЛЬ: Какие ошибки в своем поведении допустил Роман?
2 группа, ситуация « В столовой»
– Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он кинул хлебный шарик и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
УЧИТЕЛЬ: Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
Подведем итог нашему занятию:
Буклет «Правила поведения в школе».
Ролик «Правила поведения в школе».
Правила поведения в школе. MP4 / 32.24 Мб
Проблема адаптации первоклассников к
школе является актуальной для всей системы
образования. Приходя в школу, попадая в новую для
себя ситуацию, практически все дети переживают и
волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в
том, чтобы первоклассники как можно быстрее и
успешнее вошли в школьную жизнь. С помощью
игровых методов можно помочь ребенку в успешной
адаптации.
Адаптационные занятия я провожу в
первом классе 1 раз в неделю (сентябрь-октябрь).
Продолжительность занятий – 30-40 минут. Все игры и
упражнения надо проводить в музыкальном
сопровождении. Это позволяет сделать занятия
более эффективными и эмоциональными.
Цель адаптационных занятий:
создание социально-психологических условий для
адаптации первоклассников в ситуации школьного
обучения, которые позволят ребенку успешно
функционировать и развиваться в школьной среде.
Темы адаптационных занятий
2. Правила школьной жизни.
3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми
своего нового статуса школьника.
4. Для чего ходят в школу?
6-7. Учимся работать дружно. Знакомство
учащихся с навыками учебного сотрудничества.
8. Первоклассное путешествие.
Закрепление позитивного эмоционального
отношения к школе и обучению.
Предлагаю Вашему вниманию конспект
самого первого адаптационного занятия. Это
занятие я всегда провожу 1 сентября, на которое
приглашаю родителей.
Цель: знакомство первоклассников с
учителем и друг с другом.
Задачи: предоставление детям
возможности назвать свои имена и создание
условий для запоминания имен других детей;
формирование у детей отношения друг к другу как к
целостной группе – “класс”; знакомство
учащихся со школьным правилом “Говорить по
очереди.”; знакомство с пространством класса,
формирование отношения к нему как к своему
классу.
Материалы к занятию:
1. Табличка с надписью “Наш класс.”
2. Цветы, вырезанные из цветной плотной
бумаги. На них печатными буквами написано имя
учителя и имена всех учеников. Можно сделать все
цветы разных цветов, например, цветы с именами
девочек одного цвета, а с именами мальчиков –
другого.
3. Запись спокойной музыки без слов.
4. Листы плотной белой бумаги для
“солнышек”, размер 15х15см (по количеству детей в
классе).
1. Вводная часть.
– Здравствуйте, ребята, уважаемые
родители!
-Я очень рада встрече с вами. Вы пришли
в первый класс, и наша школа станет местом, где вы
узнаете много нового и интересного, получите
ответы на самые сложные вопросы. И, конечно, здесь
вы встретите много новых друзей.
2. Основное содержание занятия.
– Для того, чтобы мы все лучше
познакомились ( а также и родители), для того,
чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и
свою школу, мы будем встречаться на уроках
знакомства. На этих уроках можно вместе и
поработать, и поиграть.
– Ребята, сигналом к началу урока
знакомства будут такие слова:
1,2,3 – слушай и смотри!
3,2,1 – мы начнем сейчас!
– Давайте скажем эти слова вместе.
Согласны?
– Встаньте возле своих парт. Смотрите
на меня и повторяйте движения, которые я буду
показывать. Старайтесь повторять за мной слова,
чтобы лучше их запомнить.
1,2,3 (хлопнуть в ладоши 3 раза) – слушай
(показать руками на уши) и смотри (показать руками
на глаза)!
3,2,1 (хлопнуть в ладоши 3 раза) – мы
начнем сейчас (протянуть навстречу классу руки
ладонями вверх)!
– Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои
места и посмотрите на меня.
– Я ваш учитель. Меня зовут Оксана
Ивановна (на доску прикрепляю цветок, вырезанный
из цветной бумаги, на котором написано мое имя).
Посмотрите вокруг, как много ребят в классе.
Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со
всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и
сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но
ведь сложно разговаривать с человеком, если не
знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и
поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу “3,4”–
каждый по команде выкрикнет свое имя. (Родители
тоже включаются в работу.)
– “3,4” (каждый ребенок выкрикивает
свое имя)
– Ой,ой,ой! Вы так громко кричали, а я ни
одного имени не расслышала. А вы все имена
расслышали?
– Вот и я не расслышала. Давайте
попробуем по-другому. Если не получилось громко,
скажем свои имена шепотом.
– Опять что-то не то. Никто не кричал, а
все равно ничего не понятно. А вы много имен
услышали?
– Как вы думаете, почему?
– Потому что все кричим одновременно.
– Вместе работать хорошо, играть
весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда
все сразу говорят разные слова, то ничего не
понять.
– Давайте попробуем говорить по
очереди, по одному и послушаем, как зовут
мальчиков и девочек нашего класса. Я буду
подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до
чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет
свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами,
каждому я дам один из цветов.
– Спасибо! Теперь мы услышали все имена.
Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте
внимательно задание. Цветы помогут вам их
выполнить.
– Мальчики, поднимите вверх цветы!
Девочки, поднимите цветы! Поднимите цветы те, чьи
имена начинаются на букву А, М и т.д.
– Давайте вырастим на нашей доске
большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду
звать к доске несколько ребят, они выйдут и
прикрепят свои цветы на доску. Слушайте
внимательно, не вас ли я назову.
(К доске выходят либо 1 человек, либо
целая группа и крепят свои цветы на доску и
садятся на место.)
– Ребята, посмотрите, как много цветов у
нас получилось, так же много, как и нас. И все мы
один класс (помещаю табличку “Наш класс.”) Вот он
какой наш класс!
– Ребята, наш класс – это все мы, а еще
наш класс – это комната, где мы находимся.
Посмотрите, какой он замечательный: светлый,
уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем
к нему привыкли, правда?
– И он к нам тоже еще не привык: ждет,
присматривается – будем ли мы его
любить, заботиться, не обидим ли его?
– Нет! Не обидим!
3. Упражнение на расслабление.
– Давайте сделаем нашему классу
подарок: украсим его золотистыми солнышками.
Каждый из вас нарисует солнышко, которое может
согреть, развеселить и поднять настроение. Тогда
наш класс станет самым светлым и уютным. (Раздаю
детям и родителям листы. Включаю спокойную
музыку без слов.)
– Кто закончил рисовать, положите
карандаши на место, а рисунок перед собой. Я
подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое место в
классе понравилось вашему солнышку. У каждого
будет свое солнышко в нашем классе, а т.к. нас
много, то всем нам будет тепло и уютно. (Подхожу к
детям, родителям, спрашиваю, какое место в классе
понравилось солнышку и помогаю прикрепить его.)
4. Рефлексия занятия.
– Слышите, музыка затихает. Наш первый
урок знакомства подходит к концу.
Сегодня мы замечательно поработали и
даже немного поиграли.
– Что вам понравилось больше всего?
– Как вы думаете вам будет уютно
заниматься в таком классе?
– Чьи имена вы запомнили?
– А теперь мы закончим наше занятие,
поблагодарим за него друг друга. Встретьтесь
глазами с тем, кому вы хотите сказать:
“Спасибо.”.
Молча кивните головой, поблагодарите
глазами и кивком головы. (По очереди встречаюсь
глазами с первоклассниками и родителями, и
благодарю кивком головы. Дети тоже благодарят
друг друга , учителя и родителей.)
– Спасибо вам, уважаемые родители, за
участие. Ребята, спасибо вам. Теперь мы будем
дружить, помогать друг другу. До свидания, до
следующего занятия. Я очень его буду ждать.
Занятие № 1
1. Войдя в класс, психолог задает ряд вопросов:
– В какой класс я попала?
– Если бы к вам в класс попал инопланетянин, как
бы он нашел ваш класс? (Чем ваш класс отличается
от других первых классов?)
– Ребята в вашем классе хорошо друг к другу
относятся?
2. Тогда я предлагаю поиграть вам в игру.
Приятно получать подарки, но не обязательно
дарить куклу, мяч или машину. Можно подарить
добрый взгляд, улыбку или прикосновение. Наша
игра называется “Подари прикосновение”. Вам
нужно будет дотрагиваться друг друга по моей
команде, но делать это так, чтобы вашему соседу
было приятно. Надеюсь, вы бесстрашные и не
боитесь своих соседей. Итак, дотроньтесь до:
– локтя, носа;
– плеча, щечки;
– затылка, подбородка;
– уха, лба.
Поднимите руку, кому такой подарок понравился?
Поблагодарите друг друга за игру.
– Чем отличается школьник от дошкольника?
– Как здороваются? Поздоровайтесь как
школьники в классе, как дошкольники в детском
саду.
– Как сидят? Сядьте как: школьники, дошкольники,
король с королевой, обезьяна.
– А еще очень часто дошкольники отвечают не на
вопрос, а что захотят.
Например, воспитатель спрашивает: “Сколько ног
у слона?”, а ребенок отвечает: “А я видел слона в
цирке”.
Игра: Задаю вопрос, и тот, кому кидаю мяч,
отвечает как дошкольник (не на вопрос).
4. Сегодня на нашем уроке мы будем придумывать
правила.
– Что Вам приходится делать по правилам?
Давайте пофантазируем и представим, что было
бы, если играть в прятки без правил?
– А что бы было, если бы не было правил
дорожного движения?
– Сейчас я попрошу вас по моей команде, назвать
имя своей мамы?! (“Как зовут маму твоего соседа?).
Мы друг друга не услышали. Давайте придумаем
что-нибудь, чтоб мы могли услышать каждого.
(Рассматриваются предложения детей). Я придумала
правило-стишок.
– Если хочешь – отвечай,
Руку молча поднимай.
Отвечает только тот, кого учитель назовет.
– Лишь услышишь ты звонок
Знай, что начался урок.
Проходи спокойно в класс,
Не толкни случайно нас!
Игра: Поиграем и проверим, как вы усвоили это
правило. Я буду задавать вам вопросы, а вы –
отвечать на них, но только так, чтобы мы услышали
каждого (то есть по правилу).
– Какого цвета заяц летом?
– Назовите животное с самой длиной шеей?
– Найдите ошибку в следующих фразах:
“Летом в саду я катался на лыжах”.
“Я низко наклонился и сорвал несколько слив”.
5. Беседа “Для чего нужен звонок”. Детям
задаются вопросы: Для чего нужен звонок в школе?
Что было бы, если бы не было звонка? Как
неправильно выходить из класса на перемену,
заходить в класс после перемены и почему?
6. Игра “Слушай звонок”. Игра проводится по
рядам. Психолог с помощью колокольчика дает
“звонок на перемену”. Дети названного ряда
выходят к доске и прогуливаются перед классом.
Затем звенит “звонок на урок” Победитель тот
ряд, который тише, не задевая друг друга, займет
свои места, при этом мальчики пропускают девочек.
Психолог задает вопросы:
– Что нового на занятии вы узнали?
– С какими правилами познакомились?
– Что больше всего вам понравилось делать на
уроке?
Занятие № 2
2.“Знакомство”: Дети, передавая мяч или любую
мягкую игрушку, по очереди называют свое имя и
рассказывают, чем им нравится заниматься больше
всего.
Может быть такой вариант. Каждый ребенок встает
по очереди, называет свое имя, остальные хором
произносят его ласково. Например, Света –
остальные хором Светочка.
3. Ребята ответьте на вопросы:
– Что можно делать на уроке? (например, слушать
учителя, читать и т.д.)
– Что можно делать на перемене? (например,
подготовиться к уроку, пообщаться и т.д.).
Затем по очереди кидаю мяч со словами:
– на уроке;
– на перемене.
4. Игра “ Что я кладу в свой портфель?”
Ведущий задает вопросы:
– Поднимите руки те, кому собирает в портфель
мама?
– Поднимите руки те, кому собирает в портфель
бабушка?
– Поднимите руки те, кто собирает себе в
портфель сам?
Затем, каждый по – очереди называет, что кладет.
Можно использовать упражнение по принципу
“снежного кома”.
5. “Закончи предложение”. Дети завершают
предложения, которые произносит ведущий:
6. Работа со сказкой: Сказка “Про Колю”
(смотри приложение № 1).
Вопросы для обсуждения:
– Почему Коля хотел ходить в школу?
– Какой сон он увидел?
– Почему он потом захотел учиться?
– Что значит “стать всем полезным?
Занятие № 3
“Цветные шарики”. На вдох надуваем живот
(мысленно надуваем шарик определенного цвета), на
выдох сжимаем живот (мысленно сдуваем шарик в
животе). Надуваем и сдуваем шарики разных цветов.
6. Дети завершают предложения, которые
произносит ведущий.
7. “Мы”. Ведущий просит ребят придумать и
сказать, какие они, и приводит образец: “Мы –
веселые”. Дети хором выкрикивают придуманные
фразы: “Мы – умные”, “Мы – аккуратные”, “Мы –
трудолюбивые”, “Мы – дружные” и тому подобное.
Если у ребят возникают затруднения, ведущий
помогает им.
8. Ребята слушают и обсуждают сказку: “О
муравьишке, который пошел в школу” (смотри приложение 2).
– Почему скучал муравьишка?
– С кем встретился Усатик Ресничкин?
– О чем рассказала ему Капелька?
– Какое настроение вначале и в конце сказки у
муравьишки? Почему оно изменилось?
Занятие № 4
Цель: Развитие логического мышления,
фонематического слуха, сосредоточенности.
3. “На одну букву”
Цель: Расширение словарного запаса, развитие
сосредоточенности и концентрации внимания,
развитие грамотности и динамики чтения.
Детям предлагается осмотреться вокруг и
написать все предметы на букву “П” (или любую
другую букву). Записать можно и все другие слова
на заданную букву, которые вспомнишь.
4. “Запомни движение”
Цель: Развитие моторно-слуховой памяти.
Ведущий показывает детям движения, состоящие
из 3-4 действий. Дети должны повторить эти
действия, а затем в обратном порядке.
– Присесть – встать – поднять руки – опустить
руки.
– Поднять руки ладонями вверх (“собираю
дождик”), повернуть ладони вниз, опустить руки
вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные
стороны.
– Отставить правую ногу вправо, приставить
правую ногу, отставить левую ногу влево,
приставить левую ногу.
5. “Незнайкины небылицы”
Цель: Проверяется знание времен года, слуховое
внимание.
Ведущий говорит: “Незнайка сочинял истории, но,
как обычно, все перепутал в них. Когда он стал
рассказывать свои истории друзьям, все громко
смеялись и говорили, что этого не бывает.
Попробуй отгадать, что этого не бывает. Попробуй
отгадать, что напутал Незнайка.
– Летом девочки и мальчики надевают теплые
шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются
кататься на санках.
– Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые
листочки.
6. “Хитрые вопросы”
Цель: Развитие слухового внимания, логического
мышления.
– Ваня гостил в деревне неделю и пять дней.
Сколько всего дней он был в деревне? (12 дней).
– В комнате сидели три кошки. Сколько лап у всех
вместе? (12 лап).
– Какое слово короче “кот” или “кит”? (Они
одинаковы).
7. “Лесная школа”
Цель: Развитие логического мышления, слуха,
внимания, знания школьных правил.
В лесной школе шел урок. Первый раз ученики
пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет
себя правильно, а кто нет. Объясни почему.
– Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз
вкусную морковку.
– У Лисенка сломалась ручка, и он шепотом
попросил запасную ручку у соседа.
– Белочка тихо в парте играла орешками.
Занятие № 5
Цель: Развитие фонематического слуха.
3. “Перепутанные линии” (смотри приложение
4)
Цель: Развитие концентрации и устойчивости
внимания.
Ребенку дают бланк, на котором изображены
перепутанные линии и предлагают проследить
линию слева направо, чтобы определить, где она
кончается. Начинать нужно с линии 1. Выполняя
задание, нужно прослеживать линию взглядом, не
пользуясь пальцем или карандашом.
Дети должны сказать, каким номером
заканчивается эта линия.
4. Ряд заданий на развитие мышления (смотри приложение 5)
5. “Песня мухи”
Цель: Расширение словарного запаса.
Вот такие, в переводе на человеческий язык,
издает звуки муха. А теперь закончите
предложения:
Цель: Развитие памяти.
Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся друг
за другом в произвольном порядке, должен
отвернуться и перечислить, кто за кем стоит.
Затем водящим становится другой ребенок.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник
психолога начальной школы” – Ростов н/Д,
“Феникс”, 2004. - “Методы выявления и развития одаренности
детей”. Учебно-методическое пособие. Башкирский
институт развития образования, Уфа, 2003. - Овчарова Р.В. “Практическая психология в
начальной школе” – М., ТЦ Сфера, 2005. - Панфилова М.А. “Игротерапия общения. Тесты и
коррекционные игры”. Практическое пособие для
психологов, педагогов и родителей – М.,
“Издательство ГНОМ и Д”, 2005. - Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью”. Диагностика, коррекция и
практические рекомендации родителям и педагогам
– М., ТЦ Сфера, 2005. - Хухлаева О.В. “Тропинка к своему Я”. Уроки
психологии в начальной школе (1 – 4 кл.) – М.,
Генезис, 2005.
Беседа о правилах поведения в школе.
Вы
являетесь членами общества. Вокруг вас ваши друзья и товарищи. Вам
приятно, если вас уважают. Ведь взаимная помощь и уважение
человека к человеку – основной закон
нашего общества. Вы должны вести себя так, чтобы жить и
работать рядом с вами было удобно и приятно. Для этого надо соблюдать
установленные правила поведения.
Многие ребята спрашивают: “Откуда появились правила поведения?”
Никто эти правила не выдумал из головы, они укрепились в народе не
случайно. Как же мы должны вести себя, начиная с утра? Прежде всего,
мы с вами должны выполнять режим дня.
Точно в 7.30 утра.
Жизнь зовёт – вставать
пора.
Ты оставишь неужели
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна,
С шумом струйка
водяная
На руках дробиться,
Никогда не забываю
По утрам умыться.
Ешь спокойно за
столом,
Не глотай, как львица.
Это вредно и притом,
Вот поели, хорошо,
После улицы все вместе
На урок спешите.
Какой должен быть внешний
вид, когда вы приходите на уроки в школу?
1. Аккуратно
одетыми; в хорошо отглаженной форме; гладко причёсанными; в хорошо
начищенной обуви.
2. Многим
ребятам делают замечание, когда они в школе ходят в головных уборах. Откуда
взялось это правило? Лет 1000 назад было жить опасно. По дорогам скитались
в поисках добычи бездомные бродяги. В лесах скрывались шайки
разбойников. Люди постоянно ходили вооружёнными, а уезжая в дальний путь,
надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под тяжёлым шлемом. Но
вот на пути дом, где живёт добрый человек. Переступая порог такого
дома, странствующий рыцарь, снимал свой шлем и нёс его в руках.
Я тебя не опасаюсь, говорил он этим жестом хозяину. Видишь, моя
голова открыта, я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабишь, не наносишь
удара исподтишка.
Суровые дни прошли. В любой дом люди входят без опаски,
но входя, они снимают шапку – обычай остался. Этим обычаем
ты показываешь хозяевам, что уважаешь этот дом, людей, живущих в нём,
веришь в хорошие отношения к тебе и им это приятно.
3.
Все школьные принадлежности должны быть в порядке, как в портфеле, так и на
парте.
подготовиться к
уроку”. Тихо подготовиться к уроку за 5 сек., а затем аккуратно
сложить все в портфель.
4. В
школу надо не опаздывать. Когда входишь в класс не спеши, не толкайся.
Ты думал школа не
вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу
опоздал,
Она не стала ждать.
Хоть без колёс устроен
класс,
Он далеко ушёл от вас.
5. Когда
входишь в класс поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
6. Чтобы
правильно встать из-за парты надо осторожно и очень тихо
подняться. Игра «Разведчики»
(кто тише встанет, чей ряд?)
7. Сидеть
во время урока полагается прямо. Руки на столе, ноги ровно под
партой, разговаривать нельзя.
Как пришёл ты на
урок.
На язык повесь замок.
Далеко не прячь ключи,
Там где нужно, не
молчи.
Парта – это не
кровать,
И нельзя на ней лежать
(Дети садятся правильно)
Ты сиди за партой
стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит, надо
встать, (Дети встают)
сесть позволит –
сядь,
Ответить хочешь, не
шуми,
А только руку подними.
(Дети поднимают руку)
8. Если
учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь на него ответить, подними руку.
Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя. Разговаривать
с учителем нужно стоя.
9. Береги
свою парту, не ломай ничего и не пиши на ней, не порти острыми предметами.
10. На
перемену можно выходить после
того, как разрешит учитель, в классе остаются только дежурные.
Дежурные вытирают доску, проветривают
помещение, выполняют распоряжение учителя.
11. В
коридоре ходи по правой стороне, не кричи, не бегай, не держи руки в
карманах, не прислоняйся к стене.
12. С
взрослыми, если встречаешься первый раз, – здоровайся.
13. Если
в дверях взрослый или девочка, пропусти вперёд.
14. На
перемене нужно сходить в
туалет, чтобы не отпрашиваться с урока. После
туалета помыть руки.
Перемена дана для отдыха
и общения. Нельзя вести себя так, как в этом стихотворении.
Перемена, перемена –
заливается звонок.
Первым Вова непременно
вылетает за порог.
Вылетает за порог,
семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
продремавший весь урок?
Неужели это Вова пять
минут назад ни слова у доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
с ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
переделать кучу дел;
Он подставил три
подножки Ваське, Кольке и Серёжке,
Прокатился кувырком,
на перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с
перил, подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то
сдачи, попросил списать задачи,
Словом, сделал всё,
что мог! Ну, а тут опять звонок.
Вова в класс плетётся
снова бедный! Нет лица на нём!
– Ничего – вздыхает
Вова – на уроке отдохнём!
В
школе есть еще одно место, где необходимо соблюдать правила культурного
поведения – это школьная столовая.
Как вести себя в столовой
*Входить в столовую надо
организованно.
*Не толкайся, не кричи,
соблюдай порядок.
*Перед едой всегда мой
руки.
*Не разговаривай во время
еды.
*Не отодвигай свою грязную
тарелку в сторону соседа.
*Убери за собой посуду.
*Скажи спасибо тем, кто
тебя накормил.
Звонок! Все дружно
гурьбой
В столовую летят
стрелой!
А здесь есть правила
свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно не
спеши,
Не брызгай, на пол не
кроши,
Его повсюду не бросай,
Поел- и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
уточнить
знания обучающихся о предметах гигиены, их значении
для здоровья человека;
закрепить основные правила гигиены, формировать навыки по
развивать речь, внимание, воспитывать аккуратность,
прилежность.
предметы
личной гигиены, плакат с изображением
– Сегодня мы поговорим с вами о правилах гигиены.
Понятие о гигиене.
– Что значит слово «гигиена»?
– В словаре так даётся определение понятия «гигиена»
– это меры по поддержанию здоровья и чистоты тела.
Беседа о предметах гигиены. Сюжетно – ролевая игра «Мойдодыр».
Роль Мойдодыра исполняет ученик, на груди у которого плакат
с изображением умывальника.
Мойдодыр. Я – Великий Умывальник,
И мочалок командир!
– Предлагаю поиграть. У меня есть завёрнутые предметы, а вы
сможете узнать их, если отгадаете загадки (дети называют отгадки и
показывают предметы)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)
Пошла играть по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка.)
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка.)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка. (Зубная щётка.)
– Какие ещё предметы гигиены мы не назвали?
(Расчёска, дезодорант. Зубная паста, шампунь, гель для душа.)
– А вы знаете, как правильно чисть зубы?
(Дети изучают плакат)
Как чистить зубы
Покажите, как это надо делать.
Изучение правил гигиены.
– Польский поэт Юлиан Тувим утверждает:
Утром, вечером и днём –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!..
– Вы с ним согласны? Почему?
– Вспомните правила личной гигиены, которым вас учили дома.
Начинать день нужно с утренней
зарядки.
По утрам нужно умываться и
чистить зубы.
Мыть руки (перед едой, после
прогулки, после посещения
туалета), вытирать их насухо своим полотенцем.
Содержать ногти в чистоте и
коротко подстриженными.
Всегда иметь чистый носовой
платок и правильно им
Следить за чистотой своей одежды
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Через правое плечо,
Через левое – ещё.
На носочки поднялись,
Опустили ручки вниз.
Назовите предметы,
изображённые на картинках.
– Какие правила гигиены помогает выполнять каждый из этих
предметов?
(Дети берут предметы и рассказывают, какие правила
гигиены они помогают выполнять).
Просмотр мульфильма К.И. Чуковского «Мойдодыр».
– Почему такое могло произойти с мальчиков?
Инсценировка (участвуют 4 ребят).
Жил на свете мальчик странный –
Руки мыл зачем-то с мылом,
На руках все пальцы смыл он,
Щёки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров».
– Как вы думаете, может ли такое быть? (Нет. Если
будешь следить за чистотой, то болеть будешь гораздо меньше.)
– Вы совершенно правы. Если перед едой вымыть руки, то
микробы не попадут к нам в организм. Если умываться, то поры, которых на нашей
коже очень много, будут дышать легко. Если ногти стричь коротко, под ними не
будет скапливаться грязь, болезнетворные микробы не попадут к нам внутрь.
Носовой платок необходим: при кашле или чихании надо отворачиваться и
прикрывать им рот и нос, чтобы микробы не разлетались вокруг. Волосы тоже
должны быть в порядке.
– О чём мы говорили сегодня на классном часе?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Что важное необходимо запомнить?
– Какими знаниями хотели бы поделиться со своими родными,
друзьями?
Занятие для первоклассников
«Правила поведения на уроке и
перемене»
учить детей правильно вести себя в
школе.
воспитывать культуру поведения,
доброжелательность;
– развивать
умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, способствовать
воспитанию организованно проводить перемены.
Девочки и мальчики, я слышала, что среди вас есть драчуны, а драка
может привести к правонарушению. Поэтому сегодня мы будем говорить о том,
какими вы должны расти ребятами, чтобы в будущем вами не было совершено никаких
правонарушений.
Сначала совершается поступок, затем – проступок, а потом –
правонарушение.
Рассмотрим пример поступка.
Ира схватила школьный рюкзак, висящий за спиной у Володи, и начала
качать из стороны в сторону, Володя пытался вырваться. Дети находились в холле
первого этажа, где был кран с питьевой водой и раковина. Слабые руки девочки
отпустили рюкзак, и Володя по инерции полетел вперёд. Случилось непредвиденное
– он врезался в раковину и получил травму. Вот к чему привела безобидная на
первый взгляд игра.
Да, Ира не предусмотрела, не просчитала такой печальный поворот в
игре. Она не подумала о безопасности во время игры. Надо стараться предвидеть
последствия своих дел.
Миша позвал Владика поиграть на крыше веранды на территории
детского сада. Владик согласился, и они полезли на крышу, забыв о безопасности.
Мальчики начали отрывать доски с крыши и сбрасывать их вниз. Их действие можно
назвать проступком, так как они нанесли вред в данном случае детскому саду.
А что же такое правонарушение?
—
это нанесение телесных повреждений человеку. Если ученики нанесли тяжкие
повреждения одноклассникам или другим школьникам, то по законам РФ должны нести
ответственность за совершенное правонарушение.
Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за
правонарушение ребенка ответственны его родители.
Мы всего этого можем избежать, если будем выполнять простые
правила поведения в школе. Это называется школьным этикетом.
Какие правила
поведения в школе вы знаете?
( Ответы детей: в
коридоре нельзя бегать и кричать. Если в дверях встретил взрослого – уступи
дорогу. Бумажки надо бросать в ведро. Не драться и не ссориться, Нельзя
съезжать по перилам.)
Правильно. Основное правило поведения: ведите себя с
другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами.
Ребята, а какое самое важное время в школе?
(Ответы детей: это уроки.)
Сейчас я вам буду читать советы, как вести себя на
уроках, а вы будете вставлять недостающие слова.
1. На уроке будь старательным,
2. Всё пиши, не отставая,
3. Говорите чётко, внятно,
4. Если хочешь отвечать,
5. На математике считают,
6. Будь прилежен на уроке,
7. Если друг стал отвечать,
8. А помочь захочешь
другу-
9. Знай: закончился урок,
10. Когда звонок раздался снова,
11. Чтоб не тревожились врачи,
А для чего в школе нужна перемена?
– это не только время для отдыха, но и
возможность подготовиться к другому уроку.
Послушайте стихотворение Б. Заходера « Перемена» и
ответьте на мои вопросы.
Вылетает за порог-
У
доски сказать не мог?
Если
он, то, несомненно,
С
ним – бо- о- ольшая перемена!
Он
за пять минут успел
Он
подставил три подножки
( Ваське,
Кольке и Серёжке),
На
перила сел верхом.
Лихо
шлёпнулся с перил,
С
ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал всё, что мог!
Не
угонишься за Вовой!
Ну а
тут – опять звонок.
Вова
в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
–
Ничего,- вздыхает Вова,
– На
уроке отдохнём.
– Почему Вова очень устал на перемене и еле плёлся в класс на
урок?
– Понравился ли вам Вова?
– Хотели бы вы с ним дружить?
– Посмотрите друг на друга и подумайте, есть ли среди вас ребята,
похожие на Вову.
А сейчас вам предстоит узнать тайну одного слова. Я вам буду
загадывать загадки, а вы вписывать ответы в пустые клеточки
кроссворда.
1.Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)
2. Два братца пошли в воду купаться. ( Вёдра)
3. С ногами – без рук;
С
боками – без рёбер;
С
сиденьем – без живота;
Со
спиной – без головы. (Стул)
4. Если люди за столом не зевают,
Этой
штукой пищу ловко хватают,
Этой
штукой борщ умело хлебают,
Тех на
работу всегда нанимают. (Ложка)
5. Есть знак “точка”,
На
ветке – “почка”,
А
схожа с кадушкой
В
хозяйстве + (бочка).
6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
Какое слово получилось в выделенном столбике?
А как
вы думаете, кого можно назвать друзьями?
Наверное, у
каждого человека на планете есть настоящий друг, даже сказочные герои
имеют своих друзей.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы сказочных друзей. Я буду
называть персонажа, а вы хором называйте его друга.
Молодцы!
Вы очень хорошо знаете сказочных друзей.
Ребята, вот послушайте стихотворение «Друг»
Друг- это тот, кто тебя понимает.
Друг- это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда
Друг остается с тобой навсегда.
Друг никогда тебя не обидит,
Друг – это тот, кто тебя насквозь видит.
И если с тобой приключится беда,
Друг и советом мудрым поможет,
Если тебя изнутри что-то гложит.
И если вдруг стало тебе “горячо”,
Ты обопрись на друга плечо.
Лишь другу ты можешь доверить секрет,
Ведь между друзьями предательства нет.
И тот у кого миллионы друзей,
Намного богаче всех королей.
И даже когда никого нет вокруг
Теперь посмотрите в глаза ваших одноклассников, кого из них
вы могли бы назвать своим другом?
Я очень рада, что у вас много друзей.
И в завершении нашего занятия давайте улыбнемся и скажем
друг другу добрые слова.
Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе – Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности для 1 класса
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе – Классный час в 1 классе «Дружба-чудесное слово»
Поделитесь с коллегами и друзьями тематической подборкой образовательных материалов «Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе»!
Ход занятия-тренинга
– Кто, несмотря ни на что, всегда оказать вам помощь и поддержку, кто вас любит и ценит больше всего на свете? ( Это ваша семья: мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры)
Публикация «Час общения-тренинг в 1 классе „Умение дружить“» размещена в разделах
– Кого еще можно назвать близкими людьми, с кем вам хочется общаться, учиться, играть? ( это: друзья, одноклассники)
– Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий верный друг.
Упражнение «Дерево дружбы»
– Если сравнить дружбу с деревом, то каким оно должно быть? (Большим и сильным)
– А если в классе конфликты, ссоры, драки, каким будет дерево? (Слабым и больным)
Работа в группах «Дружба»
• Объединение в группы (Д Р У Г)
• Задания в группах: – Как надо относиться друг к другу, чтобы наш класс был сильным деревом?
• Презентация ответов.
• Задание для всех: – Составьте слово из букв, что у вас есть. (друг)
– Что необходимо, чтобы из нашего коллектива выросло крепкое дерево? (Объединиться)
– Что нас должно связать? (Дружба)
– Стволом нашего дерева будет дружба. А ветками будут качества, которыми должны обладать друзья. (дети прикрепляют «ветки» с надписями: щедрость, смелость, доброта, правдивость, верность, чуткость, честность, внимательность)
Дети стают в круг и передают изображение сердца и говорят слова:
Упражнение «Дерево дружбы» (продолжение)
– Чего не хватает нашему дереву? (листьев)
– Листья – это наши сердца. Они добрые, теплые, чуткие. И цвета такие же теплые. (Дети прикрепляют свои листочки к дереву)
Встаньте, дети, встаньте в круг.
(дети идут по кругу)
Ты – мой друг, и я – твой друг.
(подают друг другу руки)
Ну а вместе мы – друзья.
(поднимают руки вверх)
В слове «мы» сто тысяч «я»
(повторяют несколько раз)
– Посмотрите, ребята, какое сильное дерево дружбы мы вырастили. Теперь мы должны его сохранить. А что случится, если кто-нибудь из вас ненадолго забудет правила дружбы? (Дерево заболеет)
– Надо дать детям советы. Выберете правильный ответ:
• Веди себя так, как тебе хочется или веди себя со своими друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя с тобой.
• Чаще улыбайся или будь серьезным и сердитым.
• Рассказывай только о себе или слушай своего друга.
• Обращайся к другу по имени или называй по фамилии.
• Признавай свои ошибки или скрывай их и делай замечания другим.
Но если все-таки поссорились с другом, надо (помириться)
• Объединиться в пары (пазлы)
• Выполняют команды в парах:
– прислонитесь ладошками;
– отступите назад;
– прислонитесь лобиками;
– прислонитесь коленками;
– прислонитесь спинками;
– прислонитесь ушками;
– Пожмите соседу руку и скажите «Спасибо»
Упражнение «Подарок другу»
Дети получают рисунок цветка. В центре они рисуют портрет соседа, а на одном из лепестков пишется слово, что они могли бы подарить своему другу (щедрость, смелость, доброта, правдивость, верность, чуткость, честность,нежность, внимательность)
. Цветочки развешиваются на дереве.
Упражнение «Оценка тренинга»
Дети поднимают карточки, сигнализируя, понравился тренинг или нет: красная – да, синяя – нет
Прощание «Венок желаний»
Дети стают в круг, кладут друг другу руки на плечи и проговаривают:
– Давайте дружно жить, нашей дружбой дорожить.
Упражнение “Урок или перемена”.
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и
перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и
называть разные действия, а вы отвечайте, когда
это делают школьники – на уроке или на перемене.
2. Основная часть.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные
знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают
правила поведения на дороге. Если не обращать на
них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит
делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них
обойдемся? (неприятности никто не любит,
поэтому и появились правила, чтобы знать, как
лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам
нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом,
иначе можно все прослушать и ничего не узнать,
поэтому в вашем классе будет висеть вот такой
знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с
места, ответов не слышно, поэтому о том, что
нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ,
нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда
учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем
классе нет места подсказкам, нам напомнит вот
этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить
или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать,
пока учитель попросит сказать. Вот знак, который
говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот
знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело
училось, мы должны быть всегда дружны и нет места
спорам в классе.
Конечно, это далеко не все школьные правила, их
много, но те правила, которые мы запомним сегодня,
очень важны. Тогда учитель в школе и класс будут в
порядке.
А сейчас давайте поиграем.
Я сейчас хочу узнать, а знаете ли вы для, чего
ребята ходят в школу?
Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в
ладоши. Если неправильно – топните ногой.
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по
парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на
уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать
одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
Молодцы! Вы очень хорошо справились и поэтому, я
хочу вам рассказать сказку, а хотя я вам,
наверное, ее покажу.
Произошла эта история в одной непростой школе,
в школе, где учатся звери, они тоже, как и вы,
учатся в первом классе.
СКАЗКА “Урок в лесной школе”.
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок
сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно
подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая
начало урока, лисенок посматривал на зверят в
классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел
звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель,
поздоровался со всеми и спросил: Кто сегодня
хочет помочь мне раздать книги?” Не успел он
договорить, как зверята с места повскакивали,
руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех
сил, чтобы его Учитель услышал: “Я хочу! Я хочу!”
Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и
вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил.
Еле-еле успокоил своих “помощников” Учитель.
Между тем урок продолжается. Учитель сказал,
что приготовил для зверят загадки и попросил их
внимательно слушать. А Медвежонок голову к
Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему
шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и
после школы Медвежонку покажет, где белые грибы
растут размером со стул.
Учитель говорит: “Ну как, ушки на макушке?
Слушайте загадку: “Всю ночь летает, мышей
добывает, а станет светло – спать летит в дупло.
Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?”
Встал медвежонок, по сторонам оглядывается,
понять ничего не может. “Кто это, как ты
думаешь?” – опять Учитель спрашивает. “Это
Лисенок”, – отвечает Медвежонок первое, что в
голову пришло, и никак понять не может, отчего все
вокруг смеются. Попросил учитель медвежонка не
отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка
спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку
никак не может и на друзей глазами косит, мол,
помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего
соседа по парте, она и давай ему нашептывать:
“Со-ва. Со-ва”. А Зайка ушками прядает,
расслышать старается, да только никак слова не
разберет, уж больно тихо Белочка говорит.
“Ну, так что же, знаешь ты ответ?” – Учитель
спрашивает. “Да. Это лиса”, – сказал зайчонок то,
что он расслышал из Белочкиного бормотания. И
опять рассмеялись зверята. Да только веселого в
этой истории было немного, потому как не успели
за урок зверята ни новому научиться, ни
интересного ничего не узнать.
Адаптационные занятия с
первоклассниками
под редакцией Пилипко Н.В.)
А теперь скажите пожалуйста, вы заметили, какие
правила зверята нарушили во время урока? Какие
правила они забыли?
Работа с ситуациями. Приложение 2.
Откройте конверты, которые лежат у вас на
столах и достаньте карточки. Посмотрите на них.
Разложите карточки на две группы: вправо
положите те карточки, где видно, что ученики
нарушают правила поведения, а влево – где ведут
себя правильно.
Проверка задания. Обсуждение выбранных
ситуаций.
Задание “Наши школьные правила”.
Сегодня, ребята, вы сами придумаете и нарисуете
школьные правила для своего класса.
Детям раздаются шаблоны запрещающих и
разрешающих знаков (круги и квадраты).
Если вы уже представили себе, что будете
рисовать, можете приступать.
Законченные рисунки учитель нанизывает на
нить, получившаяся гирлянда из школьных правил,
которая вешается в классе.
Публикация «Конспект игры-занятия „Правила поведения в школе“» размещена в разделах
Школа является общественным местом. Поэтому и взрослым и детям следует придерживаться обязательных норм поведения и внутреннего распорядка в процессе обучения. Знание и соблюдение этих правил поведения, приведет к дисциплине и порядку.
– Ребята вы пришли в школу, стали первоклассниками, а как вас еще можно назвать (Ответы детей)
– Покажите, как сидит школьник? А как дошкольник?
– А как еще вас можно назвать? (Ответы детей)
– А почему школьников назвали учениками? (Ответы детей)
Часть первая. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХОЛЛЕ И РАЗДЕВАЛКЕ.
Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром вышли из дома, идёте с мамой за руку в сторону школы, подходите к ней, что необходимо сделать у дверей, ведь школа ваш второй дом.
– Вот вы вошли в школу. Как называется то помещение в которое вы входите? (Ответы детей)
– Кого вы видите в холле? (Ответы детей)
– Знаете ли вы как их зовут и чем они занимаются в школе (Ответы детей)
– Это взрослые люди, что необходимо сделать при встрече? (Ответы детей)
– Куда и зачем вы идете в первую очередь? (Ответы детей)
– Всегда ли вам приятно раздеваться там, почему? (Ответы детей)
Закрепление материала :
2. Варежки, перчатки положи в карман, головной убор в рукав.
3. Одежду вешай аккуратно.
4. В раздевалке раздевайся быстро и не мешай другим.
5. Увидел упавшую одежду – подними.
7. Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
8. Сменную обувь не оставляй после уроков в раздевалке и не забывай приносить утром.
Часть вторая. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ И ПЕРЕМЕНЕ.
Продолжим наше путешествие.
– Из раздевалки вы попадаете в помещение, где вас ждет учитель, в котором он будет учить вас читать, писать, считать, что это за помещение? (Ответы детей)
– В класс на занятия ребят зовет заливистый (ответы детей, он же говорит о том, что урок завершился.
– Занятие в школе называется (Ответы детей)
– Между уроками ребята отдыхают,и это называется (Ответы детей)
Сегодня, к Вам в гости я пришла не одна. Со мной пришёл – Знайка-Незнайка.
Он хочет с вами подружиться.
Знайка-Незнайка: «Здравствуйте ребята, я попал к первоклассникам?»
– А как ты догадался?
Знайка-Незнайка: “Да вы же еще и здороваться по – школьному не умеете. Ребята я сейчас вас научу, как надо здороваться по школьному, для это надо встать рядом с партой и посмотреть внимательно на вошедшего. Давайте прорепетируем. “
(Выходит и опять заходит поздоровавшись)
Знайка –Незнайка напомнил нашим ребятам как надо здороваться. С этого начинаются правила поведения учеников на уроке.
ИГРА «Знаешь ли ты правила»
Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты правила». Если вы согласны с правилом, поднимите руку.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. (+)
2. Входящего в класс взрослого,приветствуют стоя. (+)
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя крикни с места (-)
4. Входящему в класс можно крикнуть «Привет» (-)
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. (-)
6. Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых. (-)
7. Бегать и шумно играть можно только во дворе на игровой и спортивной площадке. (+)
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех и все за одного».(+)
9. Утром рано встану, просмотрю все мультфильмы и опоздаю в школу всего на 1 минутку. (-)
10. Не буду никогда ябедничать. (+)
Ведущий прочитал стихотворение «ПЕРЕМЕНА».Бориса Заходера.
«Перемена, перемена» – заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог, семерых сбивает с ног.
Не угонишься за Вовой, он гляди, какой бедовый.
Он за пять минут успел переделать кучу дел:
Он подставил три подножки: Ваське, Кольке и Сережке,
Прокатился кувырком, на перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил, подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи, попросил списать задачи.
Словом сделал все что мог, но, а тут опять звонок».
Обсуждение стихотворения: «Какие ошибки в поведении допустил Вова?»
Часть третья. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ.
– Отправимся в самое «вкусное» место в школе? Куда? (Ответы детей)
– Готовят вам замечательные обеды люди по профессии. (Ответы детей).
– Заходя в столовую надо не забывать. (Ответы детей)
– Что надо не забывать говорить после обеда? (Ответы детей).
В столовой есть свои запоминалочки, которые тоже необходимо выполнять.
1. Очень пища хороша – кушай пищу не спеша.
3. Хлеб береги и уважай,его повсюду не бросай.
4. Если будешь все съедать – шанс учиться есть на 5.
5. Ты поел чиста тарелка, отнеси ее скорей – ка.
6. Уходя, скажи спасибо, тем, кто накрыл красиво стол.
3. Во время еды никогда (не разговаривай).
Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Ваша задача закончить наше со Знайкой-Незнайкой предложение, можно хором.
-Говорите четко, внятно, чтобы было всем. (понятно)
-На математике считают, на перемене. (отдыхают)
-Если друг стал отвечать не спеши. (перебивать)
-Знай, закончился урок, коль услышал ты. (звонок)
-Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда. (готова)
-Чтоб не тревожились врачи, на переменах. (не кричи).
Игра «Вежливо – невежливо»
Если вы посчитаете что поступок вежливый, то хлопните в ладоши. Если нет, топаем ногами.
1. Поздороваться при встрече?
2. Толкнул, не извиниться?
3. Помочь поднять упавшую вещь?
4. Громко разговаривать в общественных местах?
5. Обозвать обидным словом одноклассника?
6. Не уступить место пожилому человеку?
7. Не снять шапку, когда заходишь в школу?
8. Говорить “Спасибо” за подарок?
9. Перебивать во время разговора?
10. Уйти и не попрощаться?
11. Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
При подготовке и проведении мероприятия, мы всегда используем литературу из фондов библиотеки.
Вот и закончилась наша игра-занятие. Мы прощаемся с вами, и надеемся, что вы всё теперь знаете о правилах поведения в школе.
Беседу-игру для вас провела:Татьяна Жаркова, ведущий библиотекарь Центральной городской детской библиотеки.