МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
А К А Д Е М И Я
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Психология детей и безопасность дорожного движения»
Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями.
Ребенок – это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.
Другая негативная особенность психофизического развития детей – трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% четырехлетних, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.
Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их 5-6-летние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.
На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.
Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели – возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.
Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого – то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.
особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше – и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина – трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.
У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по “зебре” или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.
Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый – эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чему же надо научить своих детей:
Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Среди многих проблем автомобилизации важную роль играют взаимоотношения людей, участвующих в дорожном движении: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД. Это понятно, ибо от взаимоуважения во многом зависит безопасность на дорогах.
Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы:
Непрерывность движения постоянно нарушается дорожными знаками, запрещающими сигналами и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению транспортным средством, но если водитель куда-то торопится, то часть из этих действий оказывается ошибочной. Да, дефицит времени часто является причиной ДТП.
Например, Коноплянко В.И. отмечает следующие ошибки водителей, связанные с дефицитом времени:
Перечисленные факторы могут являться следствием психического состояния водителя в данный момент. Поэтому водителю при управлении транспортным средством необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения от нормального психического состояния затрудняют процесс восприятия и переработки информации и, тем самым, увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.
Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая влияние на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки. Способности различных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Способности человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств в основном определяются следующими качествами:
Можно предположить, что низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуверенности. В условиях плохой видимости проявляется постоянный недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке. Ночью деятельность водителя затрудняет недостаток зрительной информации. Этот фактор и возникающие при этом отрицательные эмоции утомляют водителя. Можно сделать вывод, что некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.
Время реакции является важным показателем профессиональной подготовленности и надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его. Важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя, является внимание.
Усвоение правил дорожного движения и запоминания последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными ситуациями. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них.
Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в неожиданных опасных и сложных дорожных ситуациях. Многое зависит от опыта водителя. Молодой водитель, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большое нервное напряжение, что при недостатке опыта нередко приводит к ошибкам. Есть категория людей, которых называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. У них положительные или отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение возникает даже по незначительному поводу. Нередко таких людей можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
Большое значение для безопасности дорожного движения имеет способность водителя преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха. Каждый человек отличается целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет собой как личность. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, допускающие наименьшее количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.
Конфликтные ситуации в отношениях между водителями и пешеходами возникают как на обозначенных пешеходных переходах, где чаще могут быть виновниками водители, так и на проезжей части. В последнем случае вина почти полностью ложится на пешеходов. Анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, говорит о том, что в большинстве случаев, с технической точки зрения, их можно было предотвратить. Водителю достаточно было снизить скорость перед тем участком дороги, где пешеход может появиться неожиданно.
Рассматривая вопросы взаимоотношения между участниками движения, нельзя не коснуться взаимоотношений между водителями и сотрудниками ГИБДД. От этих взаимоотношений в значительной степени зависит моральный климат на дороге. Водители не всегда знакомы с правами и обязанностями сотрудников ГИБДД. Это незнание часто является причиной разногласий между водителем и инспектором. По роду своей службы сотрудники ГИБДД обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности всех, кто находится на дороге. В зависимости от того, как они относятся к своим служебным обязанностям, какими методами добиваются обеспечения безопасности дорожного движения, в значительной мере зависит отношение к ним водителей. Кроме различных мер воспитательного и предупредительного характера, инспектор имеет право налагать на водителей взыскания.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения связаны и с главными участниками его – водителями, и с пешеходами, и с сотрудниками ГИБДД.
1. Безопасность дорожного движения : учебное пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин, О.П. Гуджоян, А.В. Петридис ; под ред. чл. корр. Рос. акад. наук, проф. В.Н. Луканина. – М. : Машиностроение, 2008. – 304 с.
2. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. – М. : ОЛМАПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
3. Дорожно-транспортные происшествия : нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – 284 с.
4. Коноплянко, В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения : учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В.В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. – М. : Высш. шк. 2005. – 271 с.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
для отрасли 380000 – “Право”
направления 5380100 – “Юриспруденция”
специальности 5А380122 – Деятельность
государственной службы безопасности дорожного
движения;
Программу подготовили: кандидат
психологических наук Агзамова Е.Ю.; старший
преподаватель-методист учебного отдела Асямов
С.В.
1.1. Цели и задачи изучения
Основной целью дисциплины «Психология
безопасности в дорожном движении» является
углубление и совершенствование психологических
знаний, навыков и умений слушателей, необходимых
при решении задач по обеспечению безопасности
дорожного движения. Эта цель достигается
посредством решение следующих задач:
1.2. Требования к знаниям, умениям и
навыкам
Слушатели должны овладеть знаниями о
психологической структуре деятельности по
обеспечению безопасности дорожного движения;
психологических основах профилактики
автотранспортных правонарушений; психологических
аспектах оптимизации профессиональной
деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения.
Слушатели должны приобрести умения
использовать психологические приемы правомерного
воздействия на граждан в процессе решения
оперативно-служебных задач; способы
предупреждения и разрешения конфликтных
ситуаций.
Слушатели должны овладеть навыками проведения
психологического анализа причин аварий и
автотранспортных правонарушений; использования
средств пропаганды безопасного дорожного
движения.
1.3. Связь с другими дисциплинами учебного
плана
Дисциплина «Психология безопасности в
дорожном движении» связана с такими дисциплинами
учебного плана как: «Актуальные проблемы внешней
и внутренней политики Республики Узбекистан»,
«Методология и методика научных исследований»,
«Информационные технологии в органах внутренних
дел и образовании», «Теория управления ОВД»,
«Организация деятельности ГСБДД», «Организация
работы дорожно–патрульной службы», «Организация
дорожного движения», «Профилактика
правонарушений подразделениями ГСБДД»,
«Педагогика», «Педагогическая психология»,
«Педагогическая технология и педагогическая
культура».
1.4. Новые технологии в преподавании
дисциплины
Использование психологического тренинга,
современных методов психодиагностики. Применение
компьютерной техники, наряду с другими методами
активного обучения (дискуссия, проблемное
обучение, деловые и ролевые игры).
1.5. Семестры и методические указания по
изучению курса
Курс изучается в I-II семестрах первого года
обучения в магистратуре. При изучении курса
основным методическим пособием для слушателей
является настоящая программа.
Программа курса обеспечивает грамотную
ориентацию слушателей в изучаемом материале,
развивает умение творчески использовать
систематизированную информацию.
На лекциях слушателям раскрывается
научно-теоретическое содержание и практическая
значимость рассматриваемой темы. Семинарские
занятия имеют цель углубить и закрепить
теоретические знания, полученные на лекциях и в
процессе самостоятельной работы.
Цель практических занятий состоит в том,
чтобы опытным путем продемонстрировать
слушателям некоторые закономерности психики,
дать цикл упражнений, тестов и психологических
задач, развивающих профессиональную
наблюдательность, сообразительность,
общительность, умения мыслить логически,
необходимых для успешного расследования
преступлений.
Самообразование предполагает углубленное
изучение соответствующих тем, самостоятельный
поиск и овладение необходимой информацией. Оно
преследует цель развития творческих способностей
слушателей, формирование у них умений
самостоятельного анализа изучаемого курса.
1.6. Общий и по видам учебных работ объем
В соответствии с учебным планом для изучения
дисциплины “Психология безопасности дорожного
движения” выделяется 80 часов учебного времени.
Из них на аудиторные занятия отводится 54
часа (включая 24 часа, предусмотренные для
самообразования) и 26 часов отводится на
внеаудиторные занятия в форме самостоятельной
работы слушателей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Содержание дисциплины
ТЕМА 1. Психологическая характеристика
деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения
Деятельность по обеспечению безопасности
дорожного движения как объект психологического
анализа. Понятие и психологическая структура
деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения. Профессиограмма сотрудника
службы безопасности дорожного движения.
Психологическая характеристика условий дорожного
движения.
Психологические особенности деятельности по
обеспечению безопасности дорожного движения:
четко выраженный профилактический характер,
правовая регламентация, протекание в условиях
взаимодействия большой совокупности людей,
использование современных технических средств,
большое влияние уровня сенсорных процессов на
качество работы, дефицит времени, большие
психологические и физические нагрузки.
Основные направления использования
психологических знаний в деятельности по
обеспечению безопасности дорожного движения.
ТЕМА 2. Психология личности сотрудника
службы безопасности дорожного движения и
психологические основы формирования
профессионального мастерства
Психологическая характеристика личности
сотрудника службы безопасности дорожного
движения, мотивы и цели его деятельности.
Требования к профессии и профессиональные
способности. Психологические компоненты
профессионального мастерства сотрудников службы
безопасности дорожного движения. Характеристика
профессиональных знаний, умений и навыков
сотрудников службы безопасности дорожного
движения. Профессионально-значимые качества
личности сотрудников службы безопасности
дорожного движения.. Этапы формирования
профессионального мастерства.
Особенности познавательной сферы личности
сотрудников службы безопасности дорожного
движения. Характеристика процессов восприятия,
памяти, внимания в условиях дорожного движения.
Коммуникативная деятельность сотрудника
службы безопасности дорожного движения. Приемы и
способы установления психологического контакта с
участниками дорожного движения.
Роль психологической подготовки сотрудников
службы безопасности дорожного движения и
основные формы ее осуществления. Психологические
основы формирования эмоционально-волевой
устойчивости сотрудников.
ТЕМА 3. Психологическая характеристика
участников дорожного движения
Участие в дорожном движении как определенный
вид деятельности. Знания, навыки и умения,
необходимые для безопасного участия в дорожном
движении. Сенсомоторная деятельность участников
дорожного движения. Психологические особенности
взаимоотношений между участниками дорожного
движения. Особенности поведения в конфликтных
ситуациях. Психологические факторы безопасного
дорожного поведения.
Водительские способности и их оценка. Влияние
индивидуально-психологических особенностей
личности водителя на его дорожное поведение.
Психологические особенности, характерные для
поведения водителей.
Психологические особенности поведения
пешеходов.
Психо-возрастные особенности участников
дорожного движения.
ТЕМА 4. Психологический анализ
дорожно-транспортных происшествий
Психологическая характеристика
дорожно-транспортного происшествия и его
составляющих. Психологические причины и условия
совершения дорожно-транспортных происшествий.
Психологические причины ДТП, непосредственно
связанные с водительской деятельностью:
ошибочное поведение, ошибка при принятии
решений, ошибка опознания, умышленное
столкновение. Косвенные причины ДТП, влияющие на
водительские функции: физиологические (состояние
алкогольного опьянения, усталость, хроническое
заболевание, физические недостатки и т.п. ),
личностные (эмоциональное возбуждение, спешка,
невнимательность и пр.), недостатки опыта.
Психологические особенности поведения
участников дорожного движения в условиях
дорожно-транспортного происшествия. Психическое
состояние и действия участников дорожного
движения после происшествия.
Психологические методы и приемы оценки
дорожно-транспортного происшествия сотрудников
службы безопасности дорожного движения.
ТЕМА 5. Психологические особенности
деятельности по раскрытию и расследованию
дорожно-транспортных преступлений
Использование психологических познаний в
организации и проведении неотложных следственных
и оперативных мероприятий по раскрытию и
расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Психологические особенности формирования
свидетельских показаний и их учет при опросе
свидетелей. Психологические особенности
формирования показаний потерпевшего.
Психологическая характеристика допроса
обвиняемого и подозреваемого в
дорожно-транспортном происшествии.
Психологические методы получения правдивых
показаний.
Психологические основы следственного осмотра
по дорожно-транспортным преступлениям.
Психологические особенности следственного
эксперимента, предъявления для опознания и очной
ставки.
Психологические особенности деятельности по
задержанию преступников и розыску угнанных
транспортных средств. Психологические основы
ведения переговоров с преступниками при
задержании.
ТЕМА 6. Психологические основы
предупреждения дорожно-транспортных
происшествий.
Психологическая характеристика основных
средств и форм профилактики дорожно-транспортных
происшествий. Психологические особенности
использования средств общей и индивидуальной
профилактики ДТП.
Психологическое воздействие и его роль в
предупреждении ДТП. Основные методы и приемы
психологического воздействия на участников
дорожного движения в целях профилактики ДТП.
Условия эффективности психологического
воздействия.
Детский дорожно-транспортный травматизм – как
психологическая проблема. Психологические
особенности предупреждения детского
дорожно-транспортного травматизма.
Психологические особенности профилактического
воздействия на детей и подростков.
ТЕМА 7. Психологические основы пропаганды
безопасности дорожного движения
Психологические особенности деятельности
сотрудников службы безопасности дорожного
движения по пропаганде безопасного дорожного
движения. Психологические условия эффективности
пропаганды безопасности дорожного движения.
Психолого-педагогические принципы пропаганды.
Психологическая характеристика основных средств
пропаганды безопасности дорожного движения.
Психологические проблемы планирования и
оценки эффективности безопасности дорожного
движения.
Психологическая характеристика
дорожно-транспортного воспитания.
ТЕМА 8. Использование специальных
психологических познаний в решении проблем
безопасности дорожного движения
Психологическая характеристика управляющего
воздействия службы безопасности дорожного
движения на эффективное обустройство дорожной
среды. Психологические требования к
проектированию и разработке дорожной сети и
транспортных средств. Психологические принципы
транспортной эргономики. Психологические
требования к дорожной разметке и знакам.
Управляемость поведением с помощью дорожных
знаков.
Судебно-психологическая экспертиза по
дорожно-транспортным происшествиям, пределы ее
компетенции, содержание, формы и методы
проведения.
2.2. Примерный перечень тем практических
занятий
1. Психология личности сотрудника службы
безопасности дорожного движения и
психологические основы формирования
профессионального мастерства
2. Психологическая характеристика участников
дорожного движения.
2.3. Примерный перечень лабораторных работ
(учебным планом не предусмотрен)
2.4. Примерный перечень тем курсовых
проектов (работ)
2.5 Содержание самообразования
Содержание самообразования определяется
подготовкой слушателей к обсуждению следующих
проблемных вопросов:
2.6. Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа заключается в развитии
умений слушателей работать с первоисточниками
психологической литературы, самостоятельного
использования психологических методов изучения
личности и групп,
в подготовке рефератов по одной из тем
приведенного ниже перечня.
Результатами самостоятельной работы будут
являться конспекты первоисточников, умения
решать психологические задачи и рефераты,
представленные слушателями на кафедру.
Примерный перечень рефератов
3. Информационно-методическое обеспечение
3.1. Основная литература
Конституция Республики Узбекистан. – Ташкент,
1992.
Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.,
1997.
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю.
Практикум по юридической психологии. – Казань.
1991.
Еникеев М.И. Общая и юридическая
психология.-М.,1999
Игнатов Н.А. Психофизиологические основы
труда шофера.-М.,1969
Клебельсберг Д. Транспортная
психология.-М.,1989
Коновалова В.Е. Правовая психология. –
Харьков, 1990.
Лукьянов В.В. Безопасность дорожного
движения.-М.,1978
Полтев К.М.и др. Физиология и психология
водителя и безопасность движения.-М.,1975
Сорокотягин И.Н. Юридическая психология.
Свердловск, 1986.
Столяренко А.М. Психологическая подготовка
личного состава сотрудников ОВД.-М., 1988
Шахриманьян И.К. Совершенствование
деятельности органов внутренних дел по
предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма.-М., 1984
Шахриманьян И.К. Психологические основы
отдельных следственных действий.-М., 1972
Шахриманьян И.К. О причинах автотранспортных
преступлений.-М.,1974
Шахриманьян И.К. Деятельность органов
внутренних дел по пропаганде безопасности
дорожного движения. – М., 1979
3.2 Дополнительная литература
Безопасность движения: психологические
аспекты.// Психологический журнал Т.10., №1,
1989
Бена Э., Госковец И., Штикар И. Психология и
физиология шофера. – М, 1977
Венда В.Ф. и др. Психологические факторы
надежности управления автомобилями и проблема
общения между водителями.// Психологический
журнал Т.4., №4, 1983
Водолазский Б.Ф., Ситников В.Н. Использование
данных осмотра места происшествия для
установления психологической характеристики
участников преступного события. – М., 1979.
Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение
автотранспортных происшествий.-М.,1972
Иванов В.Н. и др. Вопросы психофизиологии
человека на автомобильном транспорте.-М.,1973
Коченов М.М. Судебно-психологическая
экспертиза. – М., 1977.
Кузьмин Е.С., Степкин Ю.П. Некоторые
социально-психологические аспекты безопасности
дорожного движения.// Психологический журнал
Т.3., №5, 1982
Филонов Л.Б. Тренинги делового общения
сотрудников органов внутренних дел с различными
категориями граждан. – М., 1992.
Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение
методов психолого-педагогического воздействия
при решении оперативно-служебных задач. – Минск,
1989.
Шахриманьян И.К. Психологические проблемы
обеспечения безопасности дорожного движения.//
Психологический журнал Т.1., №5, 1980
Шахриманьян И.К Теоретические и
организационные вопросы пропаганды безопасности
дорожного движения. – М.,1975
3.3. Информационно-технические средства
При проведении занятий используются
возможности учебного телевидения, средства видео
проекции, компьютерная техника, схемы, слайды,
плакаты, учебные фильмы, программное обеспечение
для ЭВМ по психологии профилактической
деятельности.
В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. На заседании 64 -й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, состоявшемся 2 марта 2010 года, 2011-2020 годы объявлены «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
Состояние безопасности дорожного движения во многом обусловлено психологическими особенностями водителей, отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и выступающих в момент управления транспортным средством элементом системы «человек – техника – среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей как одной из категорий участников дорожного движения и характера ее влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.
Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность дорожного движения, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, является опьянение.
Беседа с сотрудниками Госавтоинспекции, проходившим повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России, по программам:
«Начальники (заместители) отделов, отделений (групп) по контролю за регистрационно-экзаменационной деятельностью ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» и «Командиры (заместители) батальонов (рот, взводов) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», показывает следующее. По опыту их общения с участниками дорожного движения, существенную опасность представляет состояние так называемого похмелья, при котором у водителей наблюдаются рассеянное внимание, головная боль, тремор рук, раздражительность и другие нежелательные симптомы. При этом сотрудники акцентируют внимание на проблеме официальной и законной фиксации данного состояния у водителя как противопоказания к управлению им транспортным средством. Они указывают на необходимость предусмотреть в нормативных правовых актах прохождение водителем освидетельствования не только на наличие опьянения, но и на состояние похмельного синдрома с целью отстранения водителя от управления транспортным средством в случае соответствующего результата.
Отметим, что не только психофизиологическое состояние опьянения или похмелья способны привести к ошибкам при управлении транспортным средством. В частности, сочетание психофизиологического состояния опьянения с некоторыми личностными качествами водителя повышает вероятность отрицательных последствий. Таким личностным качеством, например, является склонность к необоснованному риску.
На наш взгляд, склонность отдельных водителей к необоснованному риску в условиях дорожного движения лежит в основе их виктимного поведения, заключающегося в пренебрежительном отношении к правовым нормам или сознательном их нарушении.
Оценивать поведение водителей, оказавшихся в условиях дорожного движения и виновниками и жертвами ДТП одновременно, возможно не только с точки зрения психологии и виктимологии. С позиций уголовного права следует констатировать проявление одной из форм преступной неосторожности – легкомыслия, при которой личность осознавала общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывала на их предотвращение.
Другими словами, продолжая рассматривать проблему влияния на безопасность дорожного движения психологии участников дорожного движения, необходимо отметить, что одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий является превышение скорости.
Поэтому для предупреждения ДТП, возникающих в результате превышения скорости, важны контроль и применение методов административного и психологического воздействия на таких водителей.
Подчеркнем, что в последние годы ученые и практики активно обсуждают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предлагают системный и поэтапный подход к их решению, однако анализ материалов конференций и международных форумов показывает, что психолого-педагогические вопросы не находят должного отражения в этих обсуждениях и в конкретной реальности.
Один из таких вопросов связан с насущностью подготовки водителей. Ниже нами представлены результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД), по роду своей профессиональной деятельности постоянно управляющих транспортными средствами и имеющих достаточный стаж вождения. Всего нами опрошено 88 сотрудников ОВД, проходивших в течение 2010-2011 учебного года повышение квалификации в ОрЮИ МВД России со средним стажем управления транспортных средств, составляющим 14 лет, и водительскими правами категорий А, B, C, D, E.
Анкетирование направлено на изучение отдельных социально-психологических особенностей подготовки водителей.
Так, респондентам формулировался вопрос: «Что бы Вы изменили в современной системе подготовки водителей с целью улучшения ее качества?». Полученные ответы условно распределены в шесть групп, отражающих взгляд опрошенных на систему подготовки водителей и конкретные предложения по ее совершенствованию (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы изменили в современной системе подготовки водителей с целью улучшения ее качества?»
Наибольшее значение придается улучшению организации и методики проведения практических занятий в автошколах (62%), а именно подчеркивается необходимость увеличения количества часов, выделенных на проведение практических занятий и практического вождения, улучшения качества этих занятий, более активного использования специализированных тренажеров и возможностей автодромов.
Следует сказать, что, на наш взгляд, увеличение продолжительности обучения практическому вождению в автошколах обосновано с психолого-педагогической точки зрения, так как формирование умений и навыков взрослого человека требует большего времени и применения методики обучения, учитывающей закономерности его психического развития.
Особенно опрошенными отмечается целесообразность обучения навыкам вождения в разных дорожных условиях, в том числе экстремальных, что позволит принимать более быстрые, грамотные и соответствующие обстановке решения.
На втором и третьем месте по значимости находятся предложения опрошенных об увеличении продолжительности обучения в целом и повышении качества теоретической подготовки водителей. При этом акцентируется внимание не только на необходимости более тщательного изучения Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД РФ), но и на целесообразности обучения анализу и правильной оценке дорожной ситуации водителями.
Также респонденты указывают на актуальность повышения требований к водителям, воспитание у них на этапе обучения готовности уважать других участников дорожного движения.
Настораживающим является тот факт, что 7% анкетируемых высказали мнение, согласно которому ничего не стоит изменять в современной системе подготовки водителей в России.
Как показал опрос, часть респондентов, вероятно, искренне не осознает сущность и серьезность проблем, касающихся подготовки водителей, следовательно, психологически не готова их анализировать и высказывать суждения по этому поводу.
Материалы, представленные в средствах массовой информации и информационных порталах, целесообразно применять сотрудникам Госавтоинспекции, например, в работе по пропаганде безопасности дорожного движения, а соответствующие периодические издания шире рекламировать и использовать в автошколах, образовательных и других учреждениях, делать их доступными массовому читателю.
Также анкета предусматривала изучение мнения о содержании вопросов психологического характера, которые следовало бы включить в программу подготовки водителей. Условное распределение ответов сотрудников ОВД отражено в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Какие вопросы (темы) психологического характера Вы бы включили в программу подготовки водителей?»
Значительное большинство мнений (58%) отражают значимость воспитания у водителей культуры вождения и определенных социально- психологических качеств, среди которых опрошенные указали уважение к другим участникам дорожного движения, вежливость, выдержку, спокойствие, уравновешенность, понимание, порядочность, дисциплинированность, честность, а также отрицательное и нетерпимое отношение к нарушению ПДД РФ как явлению.
Наряду с потребностью в воспитании культуры поведения у водителей, респонденты отметили и необходимость тренировки внимания, выработки умений борьбы со стрессом и утомляемостью (14%).
В дополнение к высказанным точкам зрения стоит добавить, что, на наш взгляд, также важна достаточная степень осведомленности участников дорожного движения, в том числе водителей, о психологических закономерностях, проявляющихся в условиях дорожного движения, в частности, о закономерностях функционирования психических познавательных процессов.
Оформленные представления об этих закономерностях и умение учесть их в дорожных ситуациях являются, по нашему мнению, субъективным условием повышения безопасности дорожного движения (наряду с необходимыми качествами психики и личности – внимательностью, устойчивостью к стрессовым воздействиям, уважительностью и т.д.).
Обратимся вновь к результатам анкетирования. Не менее важной темой психологического характера, по мнению опрошенных, выступает обучение поведению в экстремальных ситуациях, в том числе в ситуации дорожно-транспортного происшествия (14%).
При этом высказывались предложения относительно методики психологической подготовки водителя, предусматривающей посещение мест дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, просмотр видеосюжетов, наглядно демонстрирующих процесс и результат (последствия) дорожно-транспортного происшествия.
Вместе с тем некоторые опрошенные затруднились четко сформулировать круг тем, подлежащих рассмотрению в ходе психологической подготовки водителей (14%). Это, по-видимому, указывает на недостаток психологической грамотности респондентов и отсутствие у них оформленных представлений о психологической составляющей деятельности водителя.
Рассматриваемые вопросы о подготовке водителей находятся в стадии обсуждения и пристального внимания со стороны ученых и практиков. Так, остро стоит потребность в разработке трудограмм профессиональных водителей, их типологий и классификаций, в более глубоком изучении нуждаются закономерности формирования индивидуальных стилей управления транспортным средством, научного обоснования и внедрения требуют современные методики и технологии обучения вождению, повышения квалификации опытных водителей. Не менее актуально формирование коммуникативной и правовой грамотности всех участников дорожного движения, а также нейтрализация воздействий отрицательных физических дорожно-ситуативных факторов. Решение обозначенных проблем возможно при реализации комплексного и межотраслевого подхода, призвано создать условия для повышения безопасности дорожного движения.
1. Автотранспортная психология. – М., 2004.
2. Большая книга афоризмов. – М., 2000.
3. Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология, 2011, № 2.
4. Карась Ю.В., Орехов В.В., Тихонов А.Н. Автотранспортная психология в организации движения. Часть 1. Природа ошибок водителей автомобилей. – Казань, 2000.
5. Пегин П.А. Новый способ зрительного ориентирования водителя в условиях тумана // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2008, № 1.
6. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М.:, 2001.
7. Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М., 2002.
8. Словарь практического психолога. – Минск, 1997.
11. Шевкиев Б.А. Безопасность профессиональной деятельности водителя как обобщенный итог его личного и профессионального опыта // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005. Т. 49. № 5.