На пикабу много полезного, но информации по категориям дорог, почему то нет. Необходимо срочно исправить данную оплошность. Разобраться в данном вопросе нам поможет ГОСТ Р 52398-2005.
Все дороги можно сгруппировать по различным признакам.
По условиям доступа транспортных средств на дорогу и по условиям движения дороги разделяются на три класса:
3. Дорога обычного типа (нескоростная дорога).
По потребительским свойствам и транспортно-эксплуатационным качествам дороги разделяются на категории (I, II, III, IV и V) в зависимости от:
– примыканий в одном уровне и условий доступа на автомобильную дорогу
– ширины полос для движения и их количества
– наличия центральной разделительной полосы
– типа пересечений с железными, автомобильными дорогами, пешеходными, велосипедными дорожками и трамвайными путями.
Категории дорог устанавливаются в зависимости от интенсивности движения. Также категория дороги помимо вышеописанных факторов влияет на геометрические параметры дороги (максимальный продольный уклон и радиус кривой в повороте). Ну и самое главное в зависимости от категории дороги и других (неизвестных мне) факторов Госавтоинспекция устанавливает разрешенную скорость движения.
Сводная таблица из ГОСТ Р 52398-2005.
Важно, что различным участкам одной дороги могут быть присвоены различные классы. Это вполне логично, ведь интенсивности движения на разных участках отличаются.
Из ФЗ 257 от 08.11.2007 можно узнать о классификация дорог в зависимости от значения. Дороги могут быть: федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные дороги. Также в зависимости от значения дороги определяется из какого бюджета выделяются средства на ее содержание.
С 1 января 2018 г. изменились учетные номера некоторых дорог (подробнее тут).
Теперь номера присваиваться трассам следующим образом:
M — для федеральных трасс, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов.
Р — для региональных дорог и федеральных трасс, соединяющих административные центры Российской Федерации;
А — федеральных трасс и региональных дорог, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств. А также – для автодорог, соединяющих федеральные трассы между собой.
Вообще у Росавтодора очень живая группа в ВК. Если есть какие либо вопросы, можно задать их в комментариях к какой либо записи. Главное определится, что трасса по которой вы задаете вопрос федеральная и указать километраж, по остальным трассам надо задалбывать местных властей. Если есть вопросы по платным дорогам вам сюда.
P.S. Бонусом ссылка на сайт Росавтодора, где выложены документы касательно планируемых к передаче в федеральную собственность дорог и план развития дорог федерального значения. Почему то начерчена средствами рисования в Excel 🙂 Обязательно посмотрите, что планируется сделать в вашем регионе. Если в чем то ошибся, просьба сильно не пинать, я не сотрудник Росавтодора.
Общие сведения об автомобильной дороге
Автомобильная дорога — линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств (осуществляющих перевозку пассажиров и/или грузов), с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
Развитая автодорожная сеть (совокупность всех автомобильных дорог на определенной территории) позволяет государству успешно решать две принципиально важных задачи:
Современная автомобильная дорога представляет собой сложную инженерную конструкцию, включающую в себя большой комплекс различных элементов и частей. Основными составными частями автомобильной дороги общего пользования являются: земляное полотно, проезжая часть, дорожное покрытие (в зависимости от категории дороги, может быть асфальтированным, цементобетонным, щебеночным и др.), дорожная обочина, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения (мосты, тоннели), защитные сооружения (лесонасаждения, заборы и т. п.), объекты дорожного сервиса, технические средства организации дорожного движения (элементы принудительного снижения скорости, светофоры и др.).
Классификация автомобильных дорог
В зависимости от срока службы
При определении расчетной интенсивности движения (РИД) важную роль играет такой параметр как «коэффициент приведения транспортных средств к легковому автомобилю». Так, мотоцикл без коляски имеет коэффициент приведения 0,5 (т.е. определяется как половина легкового автомобиля). Грузовой автомобиль с грузоподъемностью от 2 до 6 т имеет коэффициент 2,0 (т.е. определяется как 2 легковых автомобиля), а автопоезд грузоподъемностью свыше 30 тонн имеет коэффициент 6,0 (определяется как шесть легковых автомобилей). При проектировании дорог в пересеченной и горной местности, коэффициент приведения для грузовых автомобилей увеличивается.
Основные элементы автомобильной дороги общего пользования
Составными частями автомобильной дороги общего пользования являются все дорожные сооружения, входящие в ее состав в границах полосы отвода (а также некоторые сооружения и конструкции за границами полосы отвода):
Основные характеристики и показатели качества автомобильной дороги
К основным транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильной дороги общего пользования относятся: параметры поперечного профиля дороги, расчетная скорость движения транспорта, а также параметры, зависящие от расчетной скорости движения.
К параметрам поперечного профиля автомобильной дороги относятся:
К параметрам автомобильной дороги, которые зависят от расчетной скорости движения относятся:
Основные показатели качества автомобильной дороги
Под качеством автомобильной дороги понимается степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильной дороги, а также уровня содержания дороги нормативным требованиям. Основными показателями качества автомобильной дороги являются ее технический уровень и эксплуатационное состояние.
Технический уровень автомобильной дороги — степень соответствия постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции или капитальном ремонте) геометрических параметров, характеристик дороги и ее сооружений нормативным требованиям. К геометрическим параметрам дороги относятся: ширина проезжей части и земляного полотна, длины прямых и кривых, протяженность и крутизна подъемов/спусков, высота насыпи и глубина выемки, габариты и грузоподъемность мостов и др.
Эксплуатационное состояние дороги — степень соответствия переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования, организации и условий движения, меняющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспорта и погодно-климатических факторов. К переменным параметрам и характеристикам дороги относятся: прочность дорожной одежды, состояние покрытия, фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества (шероховатость) и ровность дорожного покрытия, состояние инженерного оборудования, состояние дорожной разметки, состояние въездов и переездов.
Общие принципы проектирования и строительства автомобильных дорог
До начала проектирования дороги выполняются экономические изыскания, целью которых является установление мест приема грузов, определение направлений их перевозок между населенными пунктами (транспортных связей) и установка планируемых объемов перевозимых в будущем грузов по проектируемой автомобильной дороге. Такие изыскания позволяют наметить направление дороги с минимальной ее протяженностью.
Кратчайшим направлением автомобильной дороги, соединяющим на карте местности начальные и конечные пункты, является прямая линия. Однако, строительство дорог по прямым линиям практически не ведется, в виду того, что на пути прокладки дороги по прямым линиям почти всегда встречаются такие препятствия, преодоление которых оказывается более сложным и дорогостоящим чем их обход с некоторым отклонением от кратчайшей прямой линии. Препятствия могут быть контурными (населенные пункты, реки, озера, заболоченные участки и др.) и высотными (горные хребты, возвышенности, овраги, ущелья и др.). Прокладка автомобильной дороги по высокоплодородным землям, ценным для сельского хозяйства, также является нецелесообразной.
При проектировании дорог государственного значения их трассы прокладывают, как правило, в обход населенных пунктов. Если технико-экономическими расчетами подтверждена целесообразность прокладки дороги I–III категории через населенный пункт, то она проектируется как магистральная улица населенного пункта.
Расположение дороги на местности основывается на решениях соответствующей градостроительной документации — Генеральной схемы планирования территории страны, а также схем планирования областей, районов и их частей, которые имеют региональное значение, генеральных планов населенных пунктов и т. п. Выбор лучших решений относительно расположения автомобильной дороги проводится на основе сравнения их вариантов по показателям стоимости строительства, затрат на ремонт и обслуживание дороги, себестоимости перевозок, безопасности движения, а также убытков, связанных с отрицательным влиянием автомобильной дороги на окружающую среду (как на этапе ее строительства, так и в процессе эксплуатации).
В Украине автомобильные дороги проектируются для движения транспортных средств со следующими размерами: ширина транспортного средства — 2,6 м; высота — 4,35 м; длина единичного транспортного средства — 12 м; длина автопоезда — 22 м; длинна маршрутного транспортного средства — 25 м.
Конструкция дорожной одежды (дорожного основания и дорожного покрытия) рассчитывается под нагрузку на ось:
Строительство автомобильной дороги
Процесс строительства автомобильной дороги начинается с земляных работ, которые включают следующие этапы:
По окончании земляных работ следует этап устройства дорожной одежды, который включает:
Для обеспечения нормативной скорости и безопасности движения автомобильная дорога должна сохранять определенный минимум транспортно-эксплуатационных качеств в любых условиях ее эксплуатации. Основной задачей содержания дороги является сохранение и поддержание транспортно-эксплуатационных качеств путем систематического ухода за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, ликвидации возникающих в процессе эксплуатации мелких повреждений дорожной одежды и дорожных сооружений.
Содержание дороги — осуществляемый на протяжении всего года комплекс профилактических работ по уходу за дорогой, устранению и мелкому ремонту деформаций и повреждений конструктивных элементов дороги, а также по организации и регулированию движения, в результате которых сохраняются или улучшаются транспортно-эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений.
Под ремонтом дороги обычно понимают комплекс работ по восстановлению проектных параметров и повышению первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги и дорожных сооружений, то есть работы по восстановлению слоя износа (верхнего тонкого асфальтированного слоя покрытия), улучшению ровности, сцепных качеств и шероховатости дорожного покрытия, усилению и уширению дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений; восстановлению изношенных конструкций или их замене на более прочные и экономичные, а также работы по инженерному оборудованию и обустройству автомобильных дорог, в результате которых улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и дорожных сооружений.
Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”