Идея установки светофора на уличных перекрестках для регулирования движения транспорта принадлежит лондонцу Джону Пику Найту. По профессии он был специалистом по железнодорожным семафорам.
Современному человеку сложно представить дорожное движение, не регулируемое светофором. Это устройство помогает организовать перемещение транспорта и пешеходов. Существует широкая классификация в зависимости от того, какое назначение выполняет светофор. Виды и типы устройства отличаются также по конструкции, форме регулирования и направлению движения.
Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый – знакомы даже ребенку.
Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.
На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.
5 февраля 1952 года на одной из улиц Нью-Йорка был установлен первый в истории светофор для пешеходов. Ведь до этого участниками дорожного движения считались исключительно автомобили. Это был настоящий прорыв в организации уличного движения, но далеко не финальная точка в развитии регулирующей инфраструктуры. И сегодня мы расскажем про историю светофоров с их появления в 1868 году до самых последних и перспективных разработок нашего времени.
Что такое «зеленая волна»
В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.
«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.
«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.
Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая правила проезда перекрестков добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.
Светофоры на железнодорожных переездах
Последнее обновление: 27.07.2021 2 комментария
Светофор на железнодорожном переезде является неотъемлемой частью переездной сигнализации, и выполняет такую же функцию, как и транспортный светофор на регулируемом участке дороги.
Огни светофора на жд переезде сигнализируют о приближении поезда (локомотива). При запрещающем сигнале светофора выезжать на переезд запрещается (пункт 15.3 ПДД).
Несколько слов о ж/д переезде.
Железнодорожный переезд — это место пересечения железнодорожных путей с дорогами в одном уровне. В таких местах переезд специально оборудуют для удобства и безопасности движения безрельсового транспорта через ж/д пути.
Ответ на вопрос «как проехать жд переезд» достаточно несложный, он рассмотрен в одноименной публикации Как проехать жд переезд.
Как понять, что впереди по движению находится железнодорожный переезд?
Для этого в ПДД предусмотрены несколько предупреждающих знаков. Основные из них — это знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Подробнее знаках ж/д переезда — в статье Предупреждающие дорожные знаки 1.1 — 1.4.6.
За пределами населенных пунктов данные знаки устанавливают по ходу движения дважды, т.е. их дублируют. От ближнего к переезду знака до самого переезда остается не менее 50 метров. Этого расстояния более, чем достаточно для того, чтобы подготовиться к движению через ж/д пути.
Для безопасности движения через переезд железнодорожные переезды оборудуют автоматической светофорной сигнализацией и ограждающими устройствами.
Светофоры на жд переездах
При автоматической светофорной сигнализации переезд ограждают специальными переездными светофорами, которые устанавливают перед переездом на обочине дороги с правой стороны по движению безрельсовых транспортных средств.
Светофоры на жд переездах имеют специальную форму в виде двух красных фонарей, расположенных горизонтально. Дополнительно к двум красным сигналам ж/д светофор может быть оборудован третьей секцией бело-лунного цвета.
Красные огни светофоров направлены в сторону автомобильной дороги. Когда поезда нет, то данные огни не горят, тем самым указывая на отсутствие приближающегося поезда к переезду, и разрешая транспорту двигаться через переезд.
То же значение имеет мигающий бело-лунный сигнал. Когда он медленно мигает, то переезд транспорта через жд пути разрешается.
При приближении поезда к переезду красные огни переездных светофоров начинают поочередно мигать, а бело-лунный сигнал гаснет. Одновременно звонит звонок. С этого момента движение автотранспорта через переезд запрещается.
Внимание: два попеременно мигающих красных сигнала запрещают движение через жд переезд.
После проследования поезда через переезд огни светофоров гаснут, звонки выключаются и безрельсовому транспорту разрешается дальнейшее движение через ж/д пути.
Еще светофор на жд переезде может быть в виде только одной секции красного цвета. В норме он не горит, а включается при подходе поезда. Мигающий одиночный красный сигнал запрещает движение через переезд. Соответственно, когда он не горит, движение через переезд разрешается.
Подведем итог относительно светофорных огней на ж/д переезде:
- Мигающий одиночный красный сигнал – запрещается движение через ж/д переезд;
- Два попеременно мигающих красных сигнала, расположенных горизонтально — запрещается движение через ж/д переезд;
- Медленно мигающий одиночный бело-лунный сигнал в совокупности с двумя не горящими красными фонарями, расположенными горизонтально — разрешается движение через ж/д переезд.
Будьте внимательны за рулем.
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Если на перекрестке нет пешеходного светофора
Последнее обновление: 23.08.2022 6 комментариев
- Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам
- Уступить дорогу пешеходу
- Уступить дорогу пешеходу вне перехода
- Если на перекрестке нет пешеходного светофора
- Трасса и регулируемый пешеходный переход
- Пешеходный переход за перекрестком
- Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу
- Переход перекрестка без пешеходного перехода
- Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД
- Переход через дорогу на перекрестке
В предыдущих публикациях серии «Уступить дорогу пешеходу» был рассмотрен термин «уступить дорогу», применяемый в отношении пешеходов.
В статьях Уступить дорогу пешеходу и Уступить дорогу пешеходу вне перехода рассмотрены случаи, в которых водитель обязан уступить пешеходу, а в каких он этого делать не должен, точнее, не обязан уступать.
Там же перечислены места на проезжей части, в которых пешеходам разрешается переходить через дорогу в соответствии с ПДД.
Когда движение регулируется светофором, то и водителям, и пешеходам все понятно: красный сигнал — стой, зеленый сигнал — можно ехать (переходить дорогу).
Многие привыкли, что на городских перекрестках, регулируемых светофорами, напротив пешеходного перехода для пешеходов имеются специальные пешеходные светофоры.
Эти светофоры двухсекционные (красный и зеленый сигналы). Соответственно, пешеходам разрешается переходить дорогу только тогда, когда на пешеходном светофоре включится зеленый сигнал.
Встречаются перекрестки без пешеходного перехода, на которых установлен только транспортный светофор, а по причине отсутствия наземного пешеходного перехода пешеходного светофора на этом перекрестке нет (не установлен, и его там никогда не было).
Такое вполне объяснимо: если пешеходный трафик в этом районе маленький, например, на окраине населенного пункта, то нет особого смысла на регулируемом перекрестке устанавливать пешеходный светофор.
В таких местах, возможно, движение пешеходов предполагается небольшое, и там даже зебру (разметку 1.14.1) на дороге не рисуют.
Вполне вероятно, что если нет регулируемого пешеходного перехода на перекрестке, или в его близости, в относительно оживленном районе, это дело временное, но такое встречается.
Впрочем, причины отсутствия регулируемого пешеходного перехода на перекрестке могут быть разные, но факт остается:
перекресток регулируемый (транспортным светофором), пешеходный переход отсутствует, но есть пешеходы, желающие перейти дорогу, а пешеходного светофора на этом перекрестке, соответственно, нет.
В связи с этим возникает вопрос (кому-то может показаться странным, но этот вопрос не выдуманный):
Если на перекрестке нет пешеходного светофора, а установлен только транспортный светофор, обязан ли водитель, поворачивая направо или налево, пропустить пешехода (уступить пешеходу дорогу)?
Ответ. Да, обязан. На это указывает пункт 13.1 ПДД: При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Это требование для водителя обязательно, причем, независимо от того, есть светофор, или его нет (отсутствует или не работает).
Пешеходы, в свою очередь, имеют полное право переходить дорогу на перекрестке по линии тротуара или обочины (пункт 4.3 ПДД).
При этом, в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а если таковой отсутствует, тогда сигналами транспортного светофора (пункт 4.4 ПДД).
Если перекресток нерегулируемый, то переход дороги через него имеет свою особенность, см. статью Переход перекрестка без пешеходного перехода.
Подводим итог. Если на регулируемом перекрестке отсутствует пешеходный переход и, соответственно, нет пешеходного светофора, то пешеходам разрешается перейти дорогу по зеленому сигналу транспортного светофора.
Переход через дорогу на перекрестке разрешается при условии, что в зоне видимости отсутствует организованный (обозначенный знаками и (или) дорожной разметкой) пешеходный переход.
Водитель, совершая поворот направо или налево по зеленому сигналу на таком перекрестке, обязан пропустить пешехода, переходящего дорогу, на которую он поворачивает (т.е. обязан уступить пешеходу дорогу).
Штраф за то, что не пропустил пешехода, когда тот пользуется преимуществом в движении через дорогу, на дату публикации составляет 1500—2000 р. (ст.12.18 КоАП).
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Уступить дорогу пешеходу; Уступить дорогу пешеходу вне перехода; Переход перекрестка без пешеходного перехода; Обгон по пешеходному переходу; Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе; Что такое ДТП и как его избежать.
Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок УДС, а также для обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
– в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);
– по полосам, где направление движения может меняться на противоположное (реверсивное движение);
– на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
– при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
– для управления движением МТС.
В зависимости от назначения светофоры по ГОСТ Р 52282 – 2004 подразделяются на две группы:
Т – транспортные;
П – пешеходные.
В каждой группе светофоры подразделяются на типы и исполнения. Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра – типу светофора, последующие буквы – его исполнению, следующая цифра – варианту конструкции.
Обозначения исполнения светофора:
п – с правой дополнительной секцией;
л – то же, с левой;
пл – с правой и левой дополнительными секциями;
г – с горизонтальным расположением сигналов;
ж – с дополнительным сигналом желтого цвета;
д – с двойным сигналом.
Например, Т.1.п – транспортный светофор типа 1 с правой дополнительной секцией. Стандарт предусматривает десять типов транспортных светофоров и два типа пешеходных (см. рисунки 21 – 40).
Транспортные светофоры типов 1 (без учета сигналов дополнительных секций) и 2 имеют три сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных вертикально (допускается горизонтальное расположение для типа 1).
Дополнительные секции применяются только со светофорами типа 1 с вертикальным расположением сигналов и имеют сигнал в виде стрелки на черном фоне круглой формы. Для улучшения распознавания водителем дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала светофора наносят контуры стрел, указывающих разрешенных этим сигналом направления движения. С этой же целью при наличии дополнительных секций светофор оборудуют белым прямоугольным экраном, выступающим за габариты светофора.
Светофоры типа 1 применяют для регулирования всех направлений движения на перекрестке.
Рисунок 21 – Светофор транспортный Т.1
Рисунок 22 – Светофор транспортный Т.1.п
Рисунок 23 – Светофор транспортный Т.1.л
Рисунок 24 – Светофор транспортный Т.1.пл
Рисунок 25 – Светофор транспортный Т.1.г
Для транспортных светофоров типа 2 стрелки, указывающие разрешенное (запрещенное) направление движения, наносят на всех рассеивателях.
Светофоры типа 2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях и только в тех случаях, когда транспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений или слияний с другими транспортными или пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). При достаточно широкой проезжей части с числом полос на подходе к перекрестку более четырех целесообразно светофоры этого типа использовать для регулирования движения по полосам.
Рисунок 26 – Светофор транспортный Т.2
Транспортные светофоры типа 3 применяют в качестве повторителей сигналов светофоров типа 1. По своему внешнему виду они напоминают светофоры этого типа, однако в отличие от них имеют меньшие габаритные размеры и диаметры сигналов 100 мм. Светофор типа 3 размещают под основным светофором на высоте 1,5 – 2 м от проезжей части, если затруднена видимость сигналов основного светофора для водителя, остановившегося у стоп-линии. Светофоры этого типа могут применяться также для управления велосипедным движением в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой. В этом случае под ними укрепляют табличку белого цвета с изображением символа велосипеда.
Рисунок 27 – Светофор транспортный Т.3
Рисунок 28 – Светофор транспортный Т.3.п
Рисунок 29 – Светофор транспортный Т.3.л
Транспортные светофоры типа 4 применяют для управления въездами на отдельные полосы движения (при организации реверсивного движения). Светофоры этого типа устанавливают над каждой полосой в ее начале. Символы (красный крест, зеленая стрелка вниз и желтая наклонная стрелка) выполняются на черном фоне. Габаритные размеры каждого символа 450х500 мм. Светофоры типа 4 могут применяться вместе со светофорами типа 1, если реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжей части. В этом случае действие светофоров типа 1 не распространяется на полосы с реверсивным движением.
Рисунок 30 – Светофор транспортный Т.4
Рисунок 31 – Светофор транспортный Т.4.Ж
Транспортный светофор типа 5 имеет четыре сигнала бело-лунного цвета круглой формы диаметром 100 мм. Данный светофор применяют в случаях бесконфликтного регулирования движения МТС, движущихся по специально выделенной полосе.
Рисунок 32 – Светофор транспортный Т.5
Транспортные светофоры типа 6 имеют два (реже один) красных сигнала круглой формы, расположенных горизонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При разрешении движения транспортных средств сигналы выключаются. Светофоры данного типа устанавливают перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ.
Рисунок 33 – Светофор транспортный Т.6
Рисунок 34 – Светофор транспортный Т.6. Д
Светофор типа 7 имеет один сигнал желтого цвета, постоянно работающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых перекрестках повышенной опасности.
Рисунок 35 – Светофор транспортный Т.7
Транспортные светофоры типа 8 имеют два расположенных вертикально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы диаметром 200 или 300 мм. Их применяют при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе. Кроме того, светофоры типа 8 применяют также для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях предприятий, организаций и т.д.
Рисунок 36 – Светофор транспортный Т.8
Светофоры типа 9 имеют три сигнала круглой формы красного, желтого и зеленого цветов с нанесенными на рассеиватели сигналов контурами велосипедов. Их применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
Рисунок 37 – Светофор транспортный Т.9
Светофор типа 10 имеет один сигнал круглой формы бело-лунного цвета и может применяться со светофорами Т.6. В период их работы светофор Т.10 выключен.
Рисунок 38 – Светофор транспортный Т.10
Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал – красный силуэт стоящего пешехода, нижний – зеленый силуэт идущего пешехода. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке или регулируемом пешеходном переходе.
Рисунок 39 – Светофор пешеходный П.1
Рисунок 40 – Светофор пешеходный П.2
Пешеходные светофоры Т 7
По статистике четверть всех наездов на пешеходов происходит на переходах для них, не имеющих светофоров. В сумерках и ночью водителям порой бывает трудно вовремя заметить пешеходный переход. Что же можно сделать для повышения уровня безопасности нерегулируемых переходов?
Наилучший выход на настоящий момент – оборудование таких переходов светофорами типа T7. Это светодиодные конструкции желтого цвета. Они способны быть увиденными водителем издалека. А путем импульсной светодиодной индикации такой светофор в сумерках или в темноте безошибочно предупредит водителя о приближении пешеходного перехода и необходимости снижения скорости. В результате по сигналу такого пешеходного светофора переходить дорогу намного безопаснее.
Такой светофор питается от электросети, затраты на его установку в основном приходятся на процедуру прокладки кабеля и стоимость последнего.
Дорожные и пешеходные
Для водителей транспорта и участников уличного движения существует отдельная классификация. Виды светофоров и их названия следующие:
- автомобильные;
- для маршрутных транспортных средств;
- пешеходные;
- для велосипедистов.
Кроме того, устройства делятся на типы относительно их назначения и конструкции. Все они схожи между собою, однако имеют некоторые особенности.
Автомобильные
Наиболее распространенным типом светофоров является устройство с тремя цветовыми сигналами:
- зеленый – проезд разрешен;
- желтый (оранжевый) – торможение при небольшой скорости;
- красный – остановка.
При этом в каждом светофоре огни размещены в строгом порядке. Если лампы расположены вертикально, красный цвет находится вверху, а если горизонтально – слева. В некоторых случаях перед загоранием зеленого огня желтый пропускается.
Иногда лампы в светофоре не светят перманентно, а мигают. Если это случается с зеленым цветом, водители имеют возможность вовремя остановиться. Существуют отдельные виды светофоров для автомобилей. Их классификация основывается на строении механизма, характере подачи сигнала, назначении и направлении движения.
В тоннелях
В таких случаях при въезде могут стоять разные виды светофоров. Чаще всего это обыкновенное трех- или двуцветное устройство, указывающее, можно ли продолжать движение. Обычно при этом горит зеленый цвет. Для безопасного проезда через тоннель важно соблюдать равномерную скорость и интервал между автомобилями. Поэтому при въезде часто можно увидеть датчик скорости транспортного средства и рекомендуемую быстроту движения. Кроме того, указанные светофоры устанавливаются внутри тоннеля, если он имеет большую длину.
Речной транспорт
Устройства этого вида регулируют движение с помощью двух цветов – зеленого и красного либо только оранжевым. В последнем случае конструкция устанавливается в местах, где нельзя бросать якорь.
Двуцветные светофоры существуют для организации прохода через шлюзы – сооружения, через которые судна перемещаются из одного водного объекта в другой, с иным уровнем. Выделяют два типа речного сигнального устройства – дальний и ближний.
Несколько исторических фактов
Первый из светофоров был сконструирован и установлен на улице Лондона в 1868 году. Сигналы в нём переключались вручную двумя стрелками. Горизонтальное их положение обозначало “стоп”, под углом в 45 град. – разрешение осторожного движения. Для различения в ночной темноте семафорных сигналов пользовались газовым фонарем. Вращаясь, он светил зеленым либо красным цветом.
Автоматическая система переключения светофорных сигналов была изобретена и запатентована в Чикаго в 1910 году. Через пару лет водители познакомились с первым электрическим светофором, имеющим сигнальные фонари привычного нам ныне зеленого и красного цветов. Как ни странно, данное изобретение в то время не было запатентовано.
Светофоры будущего
В последнее десятилетие ничего принципиально нового со светофорами не произошло. Этому относительно простому устройству оказались чужды достижения научно-технического прогресса и развитие средств коммуникации, в том числе, мобильных. Однако существует множество проектов, которые предусматривают внедрение инноваций в этот элемент уличной инфраструктуры.
Разноцветная подсветка пешеходов
Существует проект схожей системы регулировки уличного движения, но предназначенной не для водителей, а для пешеходов. Ведь последние тоже часто не обращают внимание на цвет сигнала светофора.
А это система предусматривает, что когда они переходят улицу на зеленый цвет, под их ногами горит зеленый круг, на желтый – желтый, а на красный, соответственно, красный. Конечно, это не может задержать нарушителя физически, зато весьма повлияет на него психологически.
Поговорим о его конструкции
Какова же конструкция пешеходного светофора? Здесь имеется несколько вариантов. Один из них – на основе ламп накаливания либо галогенных. Светофор пешеходный в данном случае состоит из собственно лампы с отражателем, светофильтра, линзы Френеля и защитного козырька.
Другие получившие широкое распространение светофоры сконструированы на основе светодиодов. Они обладают определенными преимуществами, а именно: более ярким цветом, пониженной вероятностью паразитной засветки. Кроме того, они меньше подвержены разрушению – в случае выхода из строя отдельного светодиода вся остальная конструкция сохраняет работоспособность.
К тому же конструкция подобного светофора является более простой и состоит из светодиодной матрицы, антивандального стекла и козырька.
Зеленый цвет светофора
Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.
Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.
Первый электрический светофор. 1914 год. Кливленд
Впоследствии «семафорная» система организации уличного движения появилась в некоторых других городах, однако особой популярности не снискала, несмотря на попытки ее модернизировать и адаптировать под нужды мира, в котором появились автомобили. А патент на первый электрический двухцветный светофор был выдан в 1912 году полицейскому из американского штата Юта.
Правда, на улицах электрические светофоры появились лишь в 1914 году. Случилось это на оживленном перекрестке в Кливленде (штат Огайо), где компанией American Traffic Signal Company были установлены четыре конструкции с красными и зелеными фонарями. Чтобы привлечь к себе внимание непривыкших к подобной новинке водителей, светофор также издавал громкий звуковой сигнал при смене цвета. А регулировал данный процесс полицейский, сидевший рядом в будке и следивший за уличным движением и его актуальными нуждами.
Желтый – обрати внимание
Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.
В обратном порядке: зеленый, желтый, красный – светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.
Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.
Светофор на солнечной батарее
Еще более эффективным решением может быть устройство светодиодного светофора, работающего от солнечной батареи. Себестоимость его установки вполовину меньше таковой при прокладке кабеля и укладывается в сумму 40-50 тыс. р. К тому же происходит существенная экономия средств на электричестве.
Светофор пешеходный на солнечных батареях в наши дни – достижение самых передовых технологий. Установка такой конструкции не подразумевает копку траншеи, подключение кабеля к электросети и его защите, оплаты электроэнергии.
Красный цвет светофора
Всем известно, что красный – это цвет агрессивный, возбуждающий, кричащий. Означает он опасность. В светофоре красный цвет является запрещающим. Еще в детском саду детей учат: «Красный цвет – движенья нет».
Участникам дорожного движения красный сигнал светофора говорит о том, что движение за линию стопа запрещено. Все без исключения автомобили должны беспрекословно придерживаться этого правила. За проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора правила дорожного движения предусматривают штрафные санкции. Эти штрафы довольно большие и заслуженные, ведь проезд на красный цвет может быть очень опасным. Именно из-за несознательных водителей на светофорах и перекрестках порой возникают самые страшные аварии.
Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.
Первая компьютерная система светофоров. 1963 год. Торонто
Повсеместное развитие компьютеров во второй половине двадцатого века привело к тому, что ЭВМ стали использоваться даже в коммунальном хозяйстве. Примером тому может послужить первая компьютеризированная система регулировки уличного движения, появившаяся в канадском городе Торонто в 1963 году.
Отныне за переключение световых сигналов на светофорах стал отвечать электронный мозг. Причем, со временем он это начал делать не в автоматическом режиме таймера, а в соответствии с текущей загруженности трафика на тех или иных улицах. Ведь движение автомобилей легко отследить при помощи камер, а рассчитать на основе этих данных оптимальное время чередования красного и зеленого цветов любой компьютер может в считанные секунды.
Первый светофор для пешеходов. 1952 год. Нью-Йорк
Удивительное дело, но до 1952 года светофоры во всем мире регулировали исключительно движение автомобилей. Именно машины считались настоящими хозяевами городских улиц, а пешеходы должны были подстраиваться под нужды транспорта, а не собственные потребности.
Первой исправить это дискриминационное положение решилась полиция Нью-Йорка. И именно в этом городе 5 февраля 1952 года появились первые светофоры, предназначенные для пешеходов. В считанные годы новинка была внедрена по всему миру, и сейчас трудно себе представить улицу мегаполиса без подобных конструкций.
Первые светофоры с обратным отсчетом. 1998 год. Франция
Опыты со светофорами, которые могли бы показывать водителям и пешеходам, сколько времени осталось до смены сигнала, проводила еще в 1925 году уже упомянутая выше компания American Traffic Signal Company. Она создала громоздкую конструкцию со множеством мелких лампочек, гаснущих одна за одной, пока горит основной цвет. Но тогда подобное новшество не прижилось.
К идее таймера вернулись в девяностых годах двадцатого века на волне развития и удешевления технологии светодиодов. Считается, что первый светофор с цифровым обратным отсчетом на светодиодном табло появился во Франции в 1998 году.
Пересечение железнодорожных переездов и трамвайных путей
Выше было написано про светофоры РЖД. Виды этих устройств подробно рассмотрены, однако они касаются исключительно поездов. Также возле железнодорожных путей устанавливается сигнальный механизм для автомобилей. Его можно увидеть в местах, где дорога пересекается с рельсами.
Такие светофоры состоят из двух цветов: красного и белого. Первый безоговорочно запрещает движение автомобилей через переезд. Белый цвет означает возможность пересечь пути, однако водители должны предварительно удостовериться, что к ним не приближается поезд. Рядом со светофором обычно располагается знак «СТОП».
Подобно этому работает устройство с мигающей красной лампой. Оно устанавливается возле взлетных полос, на пересечении трамвайных путей и др.
Светофор, его функции
Это средство организации перемещения представляет собой оптическое устройство, передающее цветовые сигналы. Для всех распространенных транспортных средств существует отдельный светофор. Виды и типы устройств представляют собой широкую систему, включающую самые разнообразные конструкции. Рядовой гражданин наиболее часто встречает трехцветный автомобильный светофор, однако знание других форм и конструкций поможет избежать непредвиденных ситуаций и оставаться в безопасности на дорогах. Сигнальные устройства выполняют следующие функции:
- уменьшение риска возникновения аварий;
- улучшение качества дорожного движения;
- поддержание экологии (способствует более равномерному ходу автомобилей, вследствие чего снижается уровень выбросов в атмосферу).
Роль светофоров для современного транспорта
В наши дни движение на дорогах немыслимо без такого мощного средства его планирования и организации, как светофоры. Главными задачами их является оптимизация качества движения на дорогах и достижение высокого уровня безопасности. Светофорное регулирование – важнейший инструмент общей концепции транспортного движения, состоящий из мероприятий по оптимальной организации распределения потоков транспорта, безопасности пешеходов и велосипедистов и использования конкретных маршрутов транспортными средствами.
В целях безопасности устанавливаются они в тех местах, где высока вероятность ДТП, снизить которую можно лишь устройством постоянного регулирования. А также в случаях, когда другие мероприятия (установка запрещающих и ограничивающих скорость движения знаков, устройство нерегулируемых переходов для пешеходов) являются недостаточно эффективными.
Светофоры в обязательном порядке положено устанавливать в местах, где часто не соблюдается правило приоритета при проезде перекрестков. А также там, где движение характеризуется высокой скоростью либо интенсивностью, при ограниченной видимости и затруднениях в определение правил приоритета проезда, при малой пропускной способности дорожного участка.
В чем преимущества?
Не знают себе равных комплект из светодиодного светофора и мини-электростанции солнечного типа. Такой светофор на пешеходном переходе может быть помещен на сам дорожный знак и начнет работать сразу же после установки. Время работы его в автономном режиме – не менее 8 лет без какого-либо обслуживания.
Благодаря низкому энергопотреблению такие светофоры долговечны, аккумуляторная батарея его может работать без подзарядки на солнечных лучах в течение трех суток.
В светлое время суток аккумулятор заряжается от мощной солнечной батареи. Процесс зарядки происходит даже зимой или в пасмурную погоду. Благодаря встроенному контроллеру полного разряда батареи никогда не происходит.
Напоследок стоит упомянуть о том, что в России имеется даже специальный памятник светофору! Скульптура установлена в 2006 году на улице города Новосибирска.
А что для людей?
На обширных территориях, куда часто проезжают легковые автомобили или грузовики с товаром, на въезде устанавливаются двуцветные светофоры. В них используется только два цвета: красный и зеленый (запрет или разрешение дальнейшего передвижения).
Трамвайное сигнальное устройство
Выделяют следующие виды светофоров по конструкции:
- светодиодные;
- на галогенных или лампах накаливания.
Устройства первого типа появились не так давно и имеют ряд неоспоримых преимуществ. Они работают на основе светоблоков (матрицы светодиодов), создающих целостную картинку. Такие конструкции отличаются ярким цветом и надежностью. Если вследствие перегорания лампы накаливания устройство ломается, то светодиодные механизмы продолжают работу. Кроме того, для их функционирования необходимо меньшее количество электроэнергии. При низких температурах такие механизмы требуют дополнительного обогрева.
Железнодорожные
Такие сигнальные устройства предназначены для регулирования перемещения поездов и скорости спускания с сортировочной горки. Существует 13 видов светофоров на ж/д:
- маршрутные (между районами станции);
- входные (с перегона на станцию);
- выходные (со станции на перегон);
- проходные (между межпостовыми перегонами);
- заградительные (остановка);
- прикрытия (пересечение путей);
- повторительные (показания основного светофора при плохой видимости);
- предупредительные (перед основным светофором);
- маневренные;
- локомотивные;
- горочные;
- технологические (разрешение уборки или подачи состава);
- въездные или выездные (проезд в производственное помещение).
Используются устройства с красным, желтым, зеленым, белым и синим огнями. Разные виды светофоров по назначению жд транспорта могут совмещаться в одной общей конструкции.
Значение цветов можно изучить в следующей таблице.
Где обычно ставят светофоры
Во всех густонаселенных городах на сегодняшний день регулировщиком движения является светофор. Цвета по порядку переключаются и тем самым регулируют движение.
Обязательно их устанавливают на перекрестках равнозначных дорог, у пешеходных переходов с большим скоплением людей, возле учебных заведений и в прочих местах, в которых необходимо дополнительное регулирование.
В больших мегаполисах светофоры устанавливают практически на любой магистрали на остановках автобусов и трамваев, у станций метро.
Для велосипедов
Часто спортсмены не знают, какие бывают виды светофоров, на которые стоит обращать внимание при передвижении на велосипеде. Тем не менее такие устройства применяются в больших городах, особенно при наличии специальных дорожек. Обнаружить такой светофор среди остальных довольно просто – на нем висит соответствующая табличка или изображен велосипедист. При этом используются двух- и трехцветные устройства.
Виды регулирования
Регулировка движения при помощи светофоров также может быть различной. При постоянном регулировании его режим не подлежит изменению и не зависит от времени суток или дня недели. Другой вид – адаптивное. Оно в определённой мере зависит от величины транспортного потока. При этом может меняться либо последовательность, либо количество, либо продолжительность фаз переключения сигналов.
При других формах адаптивного регулирования меняться могут все три показателя. Режим, именуемый зеленой волной, возможен лишь при постоянном регулировании либо адаптивном с изменяющейся продолжительностью световых фаз.
На мостах
Часто на переправах можно встретить сигнальные устройства, состоящие из трех огней, расположенных горизонтально. Они используются в случаях, когда проезд автомобилей проходит через разводной мост. Чаще всего на одной переправе установлены два таких светофора по сторонам указательного знака. При разведении моста подается сигнал, который запрещает дальнейшее движение автомобиля.
Чаще всего такие светофоры состоят из двух цветов: зеленого и красного. В странах СНГ на подобных устройствах изображается стоящий и идущий человек. Такие светофоры устанавливаются возле пешеходных переходов. Большинство из них переключается автоматически, однако существуют сигнальные устройства, которые работают на протяжении определенного срока после нажатия кнопки. Некоторые светофоры издают звуковой сигнал, который помогает ориентироваться людям с ограниченными возможностями.
Однако специальные сигнальные устройства для пешеходов устанавливаются не во всех местах, и ориентироваться приходится по приспособлениям, предназначенным для автомобилей. Поэтому даже людям, не умеющим водить, необходимо знать, какие виды светофоров существуют.
Для маршрутных средств передвижения
Виды дорожных светофоров включают в себя отдельную категорию для общественного транспорта. Данное сигнальное устройство имеет специфичный механизм работы и используется только водителями трамвая, автобуса или троллейбуса. Светофор состоит из четырех огней белого цвета, расположенных в виде буквы Т (3 – горизонтально и один – внизу, под средним). Три верхних сигнала означают направление движения общественного транспорта (налево, прямо и направо). Если один из этих огней светится одновременно с нижним, водитель может ехать в указанную сторону.
Анимированный фитнесс-светофор
Светофор может быть не только нашим надежным защитником от дорожно-транспортных происшествий, но и личным фитнес-тренером. Ведь если существуют конструкции с движущимися светодиодными человечками на табло, то почему бы не придать этому элементу дизайна еще и полезную функцию?
К примеру, эти человечески могут показывать людям, собравшимся в ожидании зеленого света светофора, простые физические упражнения, которые можно выполнить здесь и сейчас. Ведь все равно людям обычно нечем заняться в эти двадцать-тридцать секунд, и можно скрасить это время небольшой зарядкой, полезной для организма.
Заказать и купить транспортные и пешеходные светофоры, вы можете в ООО “Индустрия Света” запрос по электронной почте или позвонив по телефонам компаниии.
Виды светофорного регулирования
Одни устройства постоянно работают по установленной системе, тогда как другие могут менять интервал подачи сигналов. По этому признаку выделяют такие виды светофоров:
- постоянного регулирования;
- адаптивного регулирования.
В первом случае устройство работает в перманентном режиме, независимо от дня недели, трафика и времени суток. В больших городах такие конструкции часто вытесняются светофорами адаптивного регулирования. Продолжительность периодов для подачи сигналов меняется так, чтобы эффективнее организовывать дорожное движение. Режим работы светофора разный в час пик и в рабочее/ночное время. Такой механизм помогает избегать напряженного трафика и пробок.
Пешеходный светофор
Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый – однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.
Изображены обычно на пешеходных светофорах идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.
Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.
Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.
В автоспорте
В этом случае на старте, выезде или на маршальских постах устанавливаются светофоры с красным, зеленым и иногда желтым огнями. На выходе с пит-лейна используются известные запрещающие и разрешающие цвета, а также мигающий синий, означающий приближение другого автомобиля.
На старте огни имеют иное значение:
- красный – подготовка к старту;
- красный потух – старт с места;
- зеленый – старт с хода.
Выше мы подробно рассмотрели виды светофоров и их предназначение.
Реверсивное устройство
Данные механизмы должны контролировать полосы при перемещении транспортных средств по проезжей части. В таких светофорах используются три огня – красный, желтый и зеленый (слева направо). Первый имеет вид буквы Х, означает запрет на проезд по данной полосе. Зеленый выглядит как стрелка, направленная вниз, и позволяет дальнейшее передвижение. Желтый цвет находится в центре, он предупреждает о смене режима полосы и указывает на сторону, в которую нужно ехать.
Небольшой экскурс в историю
Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены – проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.
Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.
А вот первый светофор, который похож на современный, был разработан в 1914 году в той же Америке. В Кливленде был установлен первый светящийся светофор, цвета было только два: красный и зеленый. А в 1920 году к этим двум цветам добавили еще и третий – желтый.
В Советском Союзе первый светофор был установлен в Ленинграде в 1930 году, а чуть позже – в Москве, однако расположенность цветов была обратная. Вверху был зеленый, а внизу – красный. Только в 1959 году в нашей стране светофоры стали выглядеть как во всем мире. Так они выглядят по сей день.
Сегодня в любом городе светофоры – это обычное явление, без которого движение не представляется возможным.
Первая связанная система светофоров. 1917 год. Солт-Лейк-Сити
Появление работающих автономно светофоров на отдельных перекрестках не позволяло эффективно организовывать уличное движение по всему городу. И полиция быстро поняла, что лучше иметь связанную между собой систему регулирующих огней, управляемую из общего центра. Впервые внедрить подобную инновацию получилось в 1917 году в Солт-Лейк-Сити, где цвета светофоров на шести перекрестках менялись вручную одним оператором.
А в 1922 году в Хьюстоне (штат Техас) появилась взаимосвязанная система светофоров, управляемая в автоматическом режиме.
Первый трехцветный светофор. 1920 год. Нью-Йорк и Детройт
Если до этого светофоры десятилетиями показывали только два варианта действий: езду и остановку, за которые отвечали, соответственно, зеленый и красный цвета, то в 1920 году одновременно в Нью-Йорке и Детройте были установлены первые конструкции с желтым цветом. Последний помогал водителям подготовиться к движению, сообщая своим миганием о скорой смене сигнала.
Эта удачная конструкция, разработанная инженером Уильямом Поттсом, стала основой для создания светофоров на ближайшие несколько десятилетий
Какими были первые светофоры
Понемногу улицы крупнейших американских городов (Кливленда, Нью-Йорка, Детройта) стали обзаводиться светофорами. Большинство из них имело два сигнала – красный и зеленый, запускаемые специально приставленными для этого полицейскими, сидящими на перекрестках в стеклянных будках.
Затем, в 1920 году в конструкциях их начали использовать и желтый сигнал. В Европе первые светофоры были установлены в Париже, Гамбурге и городах Англии. Конструкции с обратным отсчетом возникли лишь в 1998 году, произошло это во Франции.
В нашей стране установка первых светофоров пришлась на начало тридцатых годов прошлого века. Самый первый был установлен в Ленинграде на пересечении улиц, известных ныне в качестве Невского и Литейного проспектов. Произошло это в начале 1930 года. Примерно через год заработал первый экземпляр светофора в Москве, на перекрестке Кузнецкого моста и ул. Петровки.
Как устроен светофор
Как известно, в конструкциях для автомобилей обычно используются все три традиционных цвета – зеленый, желтый и красный. Когда светофор вертикальный, красный всегда сверху, зеленый – снизу. При горизонтальном расположении его левее всего расположен красный, справа – зеленый. Часть автомобильных снабжено дополнительной секцией.
В чём назначение желтого сигнала? Для автомобильных светофоров это обозначает следующее: проезд за стоп-линию разрешен, но скорость проезда на участок, регулируемый светофором, должна быть непременно пониженной. То есть водитель обязан быть готовым к переключению светофора на красный цвет. Данный сигнал в ряде конструкций может быть и оранжевого цвета.
Какими они бывают
По виду и назначению существует огромное множество моделей светофоров. Есть модификации со стрелками и без, двумя либо тремя световыми сигналами, устанавливаемые на железнодорожных переездах или велосипедных дорожках. Всё это – транспортные светофоры. Светофор пешеходный устраивается исключительно для безопасного движения по проезжей части людей.
Самые привычные, широко распространенные виды их, – дорожные уличные. Пешеходный переход со светофором можно встретить на дороге любой страны.
Принципы работы современных светофоров
Светофор предназначен для регулировки движения транспортных средств и представляет собой светотехнический прибор, установленный в определенном месте с последовательным переключением световых сигналов определенных цветов.
Управляет светофором специально разработанная автоматизированная программа. В городах эти программы являются глобальными. Они тщательно разработаны. Управляют такие программы сразу несколькими светофорами, причем для оптимизации движения ПО разрабатывается для каждого времени суток отдельно.
Другая их роль
Транспортные светофоры, помимо того, выполняют определенные экологические задачи. Например, так называемая зеленая волна имеет целью поддержать однородную скорость транспортного потока и снизить число остановок.
При этом меньше расходуется топлива, снижается объем выделяемых выхлопов и шум от движущегося транспорта. Данный фактор немаловажен в крупных городах на улицах с интенсивным движением. Большую роль играют светофоры также в обеспечении безопасности велосипедистов и пешеходов.
Виртуальная стена
Технология с названием «Виртуальная стена» станет на пути у тех водителей, которые по тем или иным причинам игнорируют запрещающие сигналы светофора. Ведь можно не остановиться на красный свет, но практически невозможно заставить себя проехать сквозь стену, пусть она и не каменная, а лазерная.
«Виртуальная стена» представляет собой лазерную завесу с движимыми изображениями, которая перекрывает дорогу на красный свет, превращается в желтый при подготовке к смене сигнала светофора и исчезает, когда можно продолжить движение.
Классификация
Виды светофоров относительно предназначения для определенных транспортных средств:
- дорожно-уличные;
- железнодорожные;
- речные.
При этом каждый вид разделяется на типы, которые зависят от назначения, конструкции и характера движения.
Классификация относительно направления
Различают также виды светофоров в зависимости от того, в какую сторону разрешено движение транспорта. Наиболее привычным для нас является устройство для всех возможных направлений. Светофор работает с учетом трех цветов: красного, желтого и зеленого.
Устройство для движения в одном направлении также включает в себя указанные огни с небольшим нюансом. Зеленый цвет состоит из нескольких ламп со стрелками, указывающими сторону, по которой разрешен проезд. Этот светофор также используется при изолированном движении.
Первый светофор. 1868 год. Лондон
Первый в мире светофор появился в декабре 1868 года в Лондоне напротив здания Парламента. Своим рождением он обязан другому подобному устройству – железнодорожному семафору. Ведь именно на основе последнего Джон Пик Найт создал механическую конструкцию, давшую начало светофорам.
Светофор этот управлялся вручную – уличный полицейский регулировал появление на табло горизонтальной (остановка) и наклоненной под углом 45 градусов (ход) стрелок, регулирующих движение гужевого транспорта и пешеходов. Ночью, когда видимость не позволяла увидеть стрелки издалека, их заменяла газовая лампа с красной и зеленой линзами.
Конструкция эта просуществовала недолго – уже через три недели газовый фонарь взорвался и ранил полицейского, контролирующего светофор. Устройство решили не восстанавливать.