50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

«Прими вправо, Свенссон. Иначе это закончится плохо», – пело радио. Андерсу Свенссону нравилось, что популярный шведский коллектив обращается как будто персонально к нему. Сама идея смены стороны дороги пришлась тоже по душе – он с радостью наклеил значок с буквой H на переднюю панель. Швед снова боязливо высунул длинный капот своей P1800 из-за грузовика, но на встречке маячила носатая Scania. «Проклятье, черт тебя дери», – выругался он. – Сотня лошадей, два карбюратора! И вот так плестись. Ничего, осталось потерпеть всего неделю».

День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Скептики предрекали хаос, аварии и нечто похожее на сцены из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», но они ошиблись.

В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века. К тому моменту Швеция оставалась единственным левосторонним государством континентальной Европы.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Причем, сами шведы исторически ездили на машинах с левым рулем. Ассар Габриэльсон, один из основателей Volvo, рассказывал, что американские автопроизводители, открывшие сборочные производства в этой скандинавской стране, отказывались менять расположение руля для небольшого экспортного рынка. Также поступали и национальные производители Volvo и Saab – отчасти из-за сложившейся традиции, отчасти по экспортным причинам они были заинтересованы в левосторонних рынках Европы и США. Например, более половины выпущенных Volvo Amazon ушла на экспорт.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину и вплотную прижиматься к краю дороги для разъезда.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Тем не менее, возможность перехода на левостороннее движение обсуждалась с 1920-х, и затем каждые 3-5 лет шведский Риксдаг (парламент) поднимал этот вопрос. Наконец, на 1955 г. был назначен референдум – население восприняло идею отрицательно, явка была низкой, а 83% из тех, кто пришел, проголосовали против смены стороны движения. Однако в 1963 г., несмотря на результаты референдумов и критиков, пугавших страшными расходами и хаосом на дорогах, Риксдаг большинством голосов одобрил переход на левостороннее движение.

Трасса из Мальмё в Лунд

К этому времени число автомобилей на дорогах Швеции выросло втрое – до полутора миллионов, а к 1975 г. оно должно было увеличиться до 2,8 млн единиц. Ежегодно несколько миллионов автомобилей пересекали границу страны и путались, по какой стороне им ехать. Шведская экономика находилась на подъеме, по дорогам ездило множество тихоходных грузовиков. К началу 1950-х в стране было всего 5 000 км асфальтированных дорог, а в 1953 г. была запущена первая автомагистраль «Мальмё-Лунд». Масштабное дорожное строительство началось только на рубеже 1960-1970-х.
Из-за увеличения трафика и скоростей движения количество ДТП росло: в 1966 г. на дорогах Швеции погибло рекордное количество человек – 1313, причем наибольшая доля аварий приходилась на лобовые столкновения. Риксдаг торопился: при переходе на левостороннее движение нужно было заменить оптику автомобилей, которая вместо того, чтобы освещать обочину, слепила встречных водителей. На шведских машинах пока еще были распространены простые круглые фары, но в других странах набирали популярность блок-фары, стоимость которых была выше.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Понимая сложность подобного перехода, на подготовку выделили четыре года. Была создана специальная комиссия, которая занялась оценкой масштаба бедствий. Предстояло не только реконструировать дороги, нанести новую разметку и установить дорожные знаки, но еще и адаптировать под правостороннее движение общественный транспорт. Шведские автобусы были с правым рулем и дверьми слева, что потребовало дорогостоящих переделок. В итоге часть транспортных средств продали, а вместо них приобрели новые. На правостороннее движение были переведены и трамвайные линии, а из центра Стокгольма этот вид транспорта было решено убрать.

Затраты на реорганизацию планировали покрыть за счет транспортного налога с владельцев машин и мотоциклов, взимаемого в течение четырех лет. По первоначальным оценкам, смена полосы движения должна была стоить правительству 400 млн крон, но в итоге превысила 628 миллионов. Сейчас эта сумма эквивалентна 64 млн евро.

«Держись правее, Свенссон»

Переход на правостороннее движение был запланирован на воскресенье 3 сентября – к этому моменту было практически все готово. Новую разметку наносили не желтой, а белой краской, появилась сплошная полоса, пересекать которую было категорически запрещено. Предстояло заменить 360 тыс. дорожных знаков, часть из которых обновили в последнюю ночь. Кроме того, на дорогах установили 130 тыс. знаков с буквой H, напоминающих о грядущей реорганизации движения. В августе через телевидение и печать стартовала информационная компания, частью которой была и песня популярной группы The Telstars «Hall dig till hoger, Svensson» («Держись правее, Свенссон»). Логотип H оказался не только на наклейках и информационных материалах, но даже на нижнем белье. Для водителей выпускали перчатки с подсказкой: левая была запретительного красного цвета, правая – разрешающего зеленого. «Правосторонние» фары новых автомобилей снабжались специальными наклейками, дабы не слепить встречных водителей.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Одновременно были введены жесткие скоростные ограничения: не более 40 км/ч в городе, на 10 км/ч меньше, чем было, и 60 км/ч за городом. В последующие годы загородный лимит увеличили до 90 км/ч, а на широких и прямых дорогах – до 110 км в час.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел. На фотографиях переход выглядит, как настояший хаос, однако это впечатление обманчиво: регулировать движение полиции помогали военные и 150 тыс. волонтеров.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

«День H» прошел относительно спокойно. Андерс Свенссон, который часто ездил за границу и привык к правостороннему движению, адаптировался без проблем, чего не скажешь о его соотечественнике, с непривычки запутавшемся на круговом движении. И теперь растерянно осматривал царапину на крыле и разбитую фару, с которой Андерс только сегодня утром снял наклейку. За оставшиеся 9 часов 3 сентября было зафиксировано 157 ДТП, в которых пострадали 32 человека, и только один – серьезно, да и тот был пьян. На следующий день, 4 сентября, было зафиксировано всего 125 аварий и снова обошлось без смертельных случаев. Для сравнения, по понедельниками обычно происходило от 130 до 190 ДТП. В сентябре на дорогах Швеции погибли 59 человек, против 99 годом ранее, а всего число погибших за год составило 1 077 человек – на 236 меньше в сравнении с 1966 годом. Причем, автопарк Швеции к этому времени уже превысил отметку в два миллиона автомобилей.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Тем не менее, только переход на правостороннее движение и скоростные ограничения до конца не исправили ситуацию. Пару лет водители привыкали к новым правилам и ездили аккуратно, но затем число аварий вновь стало расти. В последующие годы в Швеции стали обязательными ремни безопасности и ближний свет днем, но кардинальный перелом произошел после того, как власти страны приняли программу нулевой смертности Vision Zero. Она включала дальнейшее снижение скорости в населенных пунктах, строительство безопасных дорог с круговыми перекрестками, разделительными барьерами, повышение безопасности автомобилей и велосипедистов (их обязали ездить в шлеме). В течение 15 лет количество погибших в ДТП снизилось с 500 до 286 случаев – почти в двое. За прошлый год в Швеции было зафиксировано только 260 смертей в дорожных авариях – меньше, чем средний показатель по Евросоюзу.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Кто и когда свернул налево

В настоящее время 68% населения планеты ездит по правой стороне дороги. Это повелось еще с древних времен – натягивать вожжи повозки было удобнее сильной правой рукой. Великобритания в XVIII веке узаконила левостороннее движение, возможно, для того, чтобы кучер многоместного экипажа не задел хлыстом пассажиров. Во Франции во время революции начали ездить по правой «простонародной» стороне. Позже Наполеон закрепил это положение и завоеванные им страны становились правосторонними. Великобритания в свою очередь насаждала «левосторонность» в своих колониях и повлияла на дорожное движение в Японии. Россия стала ездить по правой стороне самостоятельно еще в середине XVIII века.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Обычно сторону движения меняют под влиянием соседей. Так, бывшие британские колонии в Африке перешли на правостороннее движение по примеру соседей – бывших французских колоний. Островное государство Самоа в 2009 г. разрешило ездить гражданам по левой стороне, так как страну наводнили подержанные праворульные машины из Австралии и Новой Зеландии. Соседям с разносторонними движением, например, Китаю и Макао, приходится строить сложные транспортные развязки на границах.

Швеция была последней страной континентальной Европы, в которой еще оставалось левостороннее движение.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Испокон веков в Швеции было левостороннее движение. Точнее, так: движение было интуитивное и за ним особенно не следили. Редкие кареты и повозки как-нибудь да разъедутся, а если кого и задавят, то будет, конечно, печально. С другой стороны, на дворе Средневековье — чего вы хотели?

Официально впервые проблема левостороннего движения была поднята в начале XVIII века. Очевидно, идея унифицировать шведское дорожное движение с европейским показалась здравой и разумной. А шведам нравится все здравое и разумное (привет, IKEA).

В 1718 году Карл XII отменил левостороннее движение, потребовав перехода на правостороннее движение. Меньше чем два десятилетия спустя, в 1734 году, отменили и королевский указ. В итоге в конце XIX века движение в Швеции по-прежнему было сумбурным.

Но уже в начале XX века в связи с промышленной революцией и всеобщей автоматизацией откладывать переход с левостороннего на правостороннее движение в Швеции стало опасно и экономически невыгодно. Шведы и так протянули дольше всех: и в Дании, и в Норвегии, и даже в Финляндии левую сторону уже сменили на правую. Это, кстати, создавало множество проблем при пересечении шведами границ соседних стран, а эти пересечения, как ты понимаешь, происходили постоянно.

И вот в 1955 году вопрос перехода был вынесен на голосование референдума. 85% населения высказались против. Тогда властям пришлось действовать по русской схеме: то есть не слушать своих граждан.

В 1963 году была образована Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Позже был выбран и день официального перехода — «день Н» (по первой букве шведского термина, обозначающего правостороннее движение, — Högertrafik), 3 сентября 1967 года.

Властям предстояло осуществить национальный план подготовки к переходу. Например, в автобусах Стокгольма пришлось вырезать двери с правой стороны и передвигать водителя на левую. А вот богатенький Гётеборг мог позволить себе купить новые автобусы с правыми дверями, а старые продать Пакистану.

Особенно в ходе транспортной реформы досталось трамвайным линиям: их решено было снять почти везде, кроме того же Гётеборга, Норрчёпинга и пары линий лена Стокгольм. Переключались светофоры, менялись дорожные указатели, корректировались фары. И, конечно, велась активная работа с населением.

Помимо информационных буклетов о пользе правостороннего движения были выпущены модные кожаные перчатки для водителей красного и зеленого цветов.

И вот, день Н настал. Точное время перехода — 5 часов утра 3 сентября 1967 года. С часа до шести утра было запрещено движение личного автотранспорта (кроме велосипедов).

Но, как прекрасно видно на фотографии, переход осуществлялся не без труда: сложно заставить человека мыслить правой стороной полушария, когда он привык мыслить левой (да, мы считаем, именно так работают правостороннее и левостороннее движения).

Тем не менее благодаря принудительному снижению скорости в первые месяцы после перехода и, видимо, толковому его осуществлению, жертв на дороге удалось избежать. Как написал Time, «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Но, уверены, старшее поколение до сих пор ездит в Англию просто ностальгии ради.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Швеция. Переход на правосторонне движение. 1967 год

Наверняка ты слышал, что в Японии и Великобритании дорожное движение отличается от российского. Действительно, в нашей стране – правостороннее движение, а это значит, что:

  • Когда ты стоишь на пешеходном переходе, автомобили движутся слева направо;
  • Во время любой поездки встречная полоса всегда находится слева от тебя;
  • В большинстве автомобилей рулевое управление расположено слева.

В Японии и Англии всё наоборот. И на самом деле, стран с левосторонним движением гораздо больше, чем две: это и Австралия, и Новая Зеландия, и Багамские острова, Кипр, Индия, Пакистан и многие другие.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Правостороннее и левостороннее движение во всём мире

Ты когда-нибудь задумывался, почему в разных странах движение организовано по-разному? И почему бы не сделать везде одинаково? Представляешь, насколько сложно перестраиваться с левостороннего движения на правостороннее на своей праворульной машине?

Ученые говорят, что это связано с тем, что абсолютное большинство людей – правши. Именно поэтому естественным образом, стихийно и независимо друг от друга в разных странах по всему миру формировалось именно правостороннее движение

Страны с левосторонним движением – это исключения, которые порой очень сложно объяснить. Например, в Англии ввод левостороннего движения связывают с правилами движения морского транспорта. Левостороннее движение в Австралии, Индии и других бывших английских колониях – это влияние британских законов. В Японии появление левостороннего движения связывают с тем, что так удобнее было расходиться самураями с длинными мечами.

Но будем честными, на самом деле, ответ очень прост – так исторически сложилось и очень сложно и дорого теперь что-то менять. В XXI веке невозможно себе представить, чтобы страна (даже не такая огромная, как Россия) решилась изменить направление движения на своих дорогах. Однако, история помнит один случай, когда это получилось сделать. Это был День «H» в Швеции.

3-го сентября 1967 года в 5 утра Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение

3-го сентября 1967 года в 5 утра Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение. Зачем? Во-первых, чтобы было удобнее выезжать за границу к правосторонним соседям – в Норвегию и Финляндию. Во-вторых, 90% автомобилей на дорогах Швеции были леворульными, а они созданы для правосторонних дорог. Любопытно, что Швеция даже для внутреннего рынка тогда производила леворульные автомобили. Шведское правительство предполагало таким образом сократить количество аварий и пробок – ведь так автомобилистам на леворульных машинах будет легче оценивать ситуацию на дороге.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Что ж, решение кажется вполне обдуманным и даже естественным. Однако такой серьезный шаг правительство Швеции не могло предпринять без поддержки народа. Именно поэтому перед тем, как что-то делать, было проведено всеобщее голосование – референдум. Как ты думаешь, как проголосовали шведы? Разумеется, они были против! Лишь 15% граждан поддержали инициативу правительства. Еще бы! Ведь правительство предложило народу полностью изменить свои привычки. Зачем что-то менять, когда все давно приспособились к левостороннему движению? Переход на правостороннее движение только запутает автомобилистов и количество аварий и пробок не только не уменьшится, но даже возрастет! Это катастрофа!

Опасения шведов были понятны. Но правительство не отказалось от идеи “причинить добро” своему народу. Главной целью стало – объяснить людям, почему правостороннее движение удобнее и безопаснее и как безболезненно всей стране перейти слева направо.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Разработчики перехода Швеции на правосторонне движение. 1967 год

Спешить было нельзя, поэтому подготовку к Дню «H» (в переводе с шведского  – “правостороннее движение”) начали за 4 года. И это еще немного, ведь нужно было заменить все дорожные знаки в стране, переставить все светофоры, обновить весь автобусный парк (все 8000 автобусов в Швеции были праворульными), а главное – подготовить жителей страны к изменениям, чтобы избежать массовых аварий и жертв.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Мерчендайзинг Дня “H”

Наверное, это была одна из самых масштабных рекламных акций в Швеции – у Дня «H» был свой логотип, который печатали буквально на каждом столбе, о переходе на правостороннее движение очень много говорили по телевизору, по радио, писали в газетах, о нем даже сочиняли песни, а песня “Håll dig till höger, Svensson”, что в переводе со шведского означает “Держись правее, Свенссон” стала гимном проекта и поднялась до 5 места в национальном хит-параде. Своеобразным символом перехода стали автомобильные перчатки, которые раздавали бесплатно: правая – зеленая, левая – красная.

The Tekstars- Håll dig till höger, Svensson

Когда день «Х», то есть День «H», настал, на дорогах страны собрались толпы людей в самом праздничном настроении. Несмотря на все предубеждения, шведы все же согласились с изменениями. 3-го сентября 1967 года на улицах пели и плясали, запускали фейерверки, это бы настоящий национальный праздник. В 04:50 по многочисленным громкоговорителям объявили в начале перехода и автомобили должны были остановиться и перестроиться в другой ряд. В 05:00 Швеция стала страной с правосторонним движением.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Удивительно, но переход прошел без единой аварии. Специально, чтобы избежать жертв, в первое время после Дня «H» в Швеции был введен режим ограничения скорости. И, кстати, в первый месяц количество автокатастроф в Швеции действительно снизилось. Правда, после того, как автомобилисты привыкли к правостороннему движению, показатели аварийности вернулись к прежнему уровню. Все-таки с авариями и пробками нужно бороться по-другому.

Неожиданным последствием перехода на правостороннее движение в Швеции стал отказ по всей стране от трамваев, которые оказалось сложно адаптировать под новую систему. Кстати, железная дорога и метро в Швеции остались левосторонними – их переводить тоже было сложно, а отказаться от них – нельзя.

День «H» – это пример образцово организованной акции по изменению автомобильных привычек целого народа! Сейчас такое практически невозможно – это дороже и сложнее. Организаторы дня H признаются, что и сами они вряд ли смогли бы повторить свой успех. Во-первых, проигнорировать результаты референдума было бы невозможно – это скандал мирового уровня. Во-вторых, сейчас СМИ настолько разнообразны, что охватить всех граждан страны практически невозможно. В 1967 году шведы смотрели один телеканал, слушали одно радио, читали одни и те же газеты, поэтому рассказать о Дне «H» было несколько проще.

А ещё сейчас в любой развитой стране намного больше дорог, сложных развязок и автомобилей. Поэтому если в 1967 году шведы потратили на переход 628 млн. крон (216 млн. долларов по нынешнему курсу), сложно представить, сколько такой проект мог бы обойтись налогоплательщикам сейчас.

Как шведские автомобилисты взяли вправо

  • Как шведские автомобилисты взяли вправоДень Н в Швеции. История перехода Швеции на правостороннее движениеПредпосылки перехода Швеции на правостороннее дорожное движениеОсновные причины перехода Швеции на правостороннее движениеДень Н в Швеции. Подготовка переходаКак прошёл День Н (день перехода на правостороннее движение в Швеции)Итоги перехода на правостороннее движение в Швеции
  • День Н в Швеции. История перехода Швеции на правостороннее движениеПредпосылки перехода Швеции на правостороннее дорожное движениеОсновные причины перехода Швеции на правостороннее движениеДень Н в Швеции. Подготовка переходаКак прошёл День Н (день перехода на правостороннее движение в Швеции)Итоги перехода на правостороннее движение в Швеции
  • Предпосылки перехода Швеции на правостороннее дорожное движение
  • Основные причины перехода Швеции на правостороннее движение
  • День Н в Швеции. Подготовка перехода
  • Как прошёл День Н (день перехода на правостороннее движение в Швеции)
  • Итоги перехода на правостороннее движение в Швеции

День Н в Королевстве Швеция. Или как страна в один день перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Правостороннее дорожное движение практикуют все страны континентальной Европы. Последней из них «приняла вправо» в 1967 году Швеция. Изменение в течение одних суток левостороннего движения на правостороннее готовилось 4 года, и обошлось в 600 млн шведских крон.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

День Н в Швеции. История перехода Швеции на правостороннее движение

История регулирования сторон дорожного движения в Шведском Королевстве

Первый указ, призванный определить сторону движения транспорта в Швеции, издал знаменитый Карл XII в 1718 году (кареты должны были разъезжаться левыми бортами). Уже в 1734 году возницам предоставили возможность самим определять, как двигаться по дороге, отменив королевский указ. Это же положение подтвердили в 1868 году, законодательно не выделяя приоритеты сторон движения (это было вполне уместно, в связи с небольшой интенсивностью дорожного движения в то время, и конные экипажи легко разъезжались произвольно при встрече)

В 1923 году было принято постановление о введении левостороннего движения. Оно применялось вплоть до Дня Н ( швед. Dagen H,  от  швед. Högertrafik «правостороннее движение») – 3 сентября 1967 года, когда Швеция «приняла вправо».

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Предпосылки перехода Швеции на правостороннее дорожное движение

К середине ХХ века, в Швеции, остававшейся единственной страной в континентальной Европе, не раз поднимался вопрос о смене направления автомобильного движения с левостороннего на правостороннее. Однако решение по переходу на общеевропейский стандарт оказалось не простым и растянулось на годы.

Отношение к смене стороны дорожного движения среди населения было далеко не однозначным. В 1955 году вопрос вынесли на общенациональный референдум. В результате более 80% граждан Швеции выступили за сохранение левостороннего движения.  Сказались как консерватизм шведов, так и обеспокоенность повышением налогов в случае изменений.

Тем не менее, Риксдаг продолжил обсуждение вопроса и в 1963 году создал специальную комиссию по переходу на правостороннее движение. Решение было вызвано рядом причин.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Основные причины перехода Швеции на правостороннее движение

Существовало определённое давление на Швецию со стороны Совета Европы и Северного Совета (со стороны Дании, Норвегии, Финляндии), которые выступали за унификацию дорожного движения в рамках содружеств (в этих странах движение было правосторонним).

Проблемы на границах Швеции с сопредельными государствами, связанные с большим количеством аварий при перестройке машин на автострадах были неоспоримы.

При этом 90% автомобилей в Швеции были всё же с левым рулём, несмотря на существующее левостороннее движение. Это создавало неудобства при обгонах и часто вызывало аварии даже на дорогах Шведского Королевства. Однако существовали ярые сторонники идеи о том, что при левостороннем движении у водителя автомобиля с левым рулём – лучшая обзорность обочины. Отчасти эту идею активно продвигали американские производители машин для шведского рынка. Не желающие делать праворульные машины для отдельно взятой страны.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

У сторонников перехода на правостороннее движение были свои аргументы «за». В соответствии с преимущественным леворульным автопарком в Швеции, переход на правосторонее движение должен был снизить количество аварий при обгоне. Так как обзорность с места водителя была явно лучше, чем при обгоне при существующем левостороннем направлении движения.

Путаница с направлениями по полосам вызывала повышенную аварийность на дорогах с сопредельными государствами и приводила к лобовым столкновениям автомобилей. При этом страдал перед автомобилей, в том числе разбивались фары. Существующий статус-кво с аварийностью в дорожном движении в Швеции усугублял тот факт, к середине ХХ века, в 50-60 годы в Европе сложилась тенденция к переходу от круглых недорогих фар на автомобилях, к прямоугольным, более дорогостоящим, блочного типа, и специфичным для каждой марки и модели авто. Снизив аварийность на дорогах можно было существенно сэкономить на ремонтах и страховых выплатах автовладельцам Шведского Королевства.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

День Н в Швеции. Подготовка перехода

Созданная шведским парламентом в 1963 году Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission) выделила несколько основных направлений в работе по подготовке перехода Швеции на правостороннее движение. Именно совокупность мероприятий, впоследствии, создала условия для почти безболезненного внедрения новых дорожных правил в течение одного дня.

Информирование и формирование положительного общественного мнения

За 4 года подготовки ко Дню Н правительство должно было склонить общественное мнение к позитивному восприятию новых условий движения на дорогах. Для этого была развернута кампания в СМИ: статьи и интервью в газетах и журналах, репортажи, обучающие видеоролики на телевидении. Был разработан специальный логотип, который массово тиражировался, вплоть до изображения на женском белье.

На шведских радиостанциях крутили песню «Держи вправо, Свенссон» группы The Telstars, которая победила на национальном конкурсе, посвящённом будущим изменениям ПДД. Распространяли информационные брошюры и буклеты с описанием самых важных нюансов правостороннего движения.

По всей Швеции установили 130 000 специальных дорожных знаков, информирующих автолюбителей о грядущих изменениях. Водителям раздавали перчатки двух цветов, которые во время поездок постоянно напоминали бы о новых условиях передвижения. На левую руку надевали красную перчатку, а на правую — зелёную.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

День H. Логотип. Швеция.

Создание новой дорожной инфраструктуры

Знаки, светофоры, дорожная разметка, остановки, съезды, – всё это подлежало изменению. Осуществить замену нужно было так, чтобы не допустить путаницы до Дня Н. А 3 сентября 1967 года (в дату Дня Н), одномоментно по всей стране, в условленное время, новые знаки и правила должны были вступить в действие.

Новые дорожные знаки изначально устанавливали в чехлах, чтобы не путать водителей раньше времени. Дорожные службы работали в авральном режиме, чтобы подготовить все остановки и съезды ко Дню «Н». Старая жёлтая разметка на дорогах за несколько недель до 3 сентября была заменена на общеевропейскую – белую. Автолюбители получили указания не обращать на неё внимания до срока.

Подготовка автопарка общественного транспорта

Проблему при правостороннем движении вызывал общественный транспорт, у которого в Швеции руль находился справа, а двери – с левой стороны. За 4 года 8000 автобусов были модернизированы. Их обеспечили дверьми с двух сторон. Старый леводверный автопарк был продан в Пакистан и Кению.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Большие трудности вызывала перенастройка трамвайных линий, так как нельзя было просто перенести остановки на противоположную сторону. Поэтому во многих городах трамвайные линии перестали эксплуатироваться и были совсем разобраны. (На сегодня трамвайные линии эксплуатируются лишь в Норрчёпинге, Гётеборге и на нескольких небольших линиях в Стокгольме и его пригородах, движение по которым осуществляется по выделенной полосе. В 2020 году в Столице Швеции была запущена новая скоростная ветка трамвая. До 1967 года, до Дня «Н», шведская столица имела развитую трамвайную сеть).

Метро и железные дороги модернизировать было слишком затруднительно. В Швеции эти виды транспорта до сих пор действуют по правилам левостороннего движения.

Как прошёл День Н (день перехода на правостороннее движение в Швеции)

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

На воскресенье 3 сентября 1967 года на 5:00 утра был назначен День и час «Н». Предварительно, с 1 ночи до 6 утра, было запрещено движение личного транспорта по всей стране (кроме экстренных служб, коммерческих перевозчиков и велосипедного транспорта). В крупных городах такой запрет вступал в действие ещё раньше – с 10 утра субботы до 15 часов воскресенья (например, в Стокгольме). За время запрета и разгрузки всей дорожной сети, работники дорожных служб и военнослужащие (пришлось подключать армейские подразделения) расчехляли новые знаки и перенастраивали светофоры. Попутно убирали оставшиеся атрибуты левостороннего движения.

В 4:50 утра было предписано всем транспортным средствам остановится и сменить сторону движения. А ровно в 5 утра продолжить движение по новым правилам. С 6 часов утра (в Стокгольме с 15 часов) допустили на дороги и частный автотранспорт. При этом, на протяжении нескольких дней после вступления новых дорожных правил, на шведских дорогах было введено существенное ограничение скорости.

Итоги перехода на правостороннее движение в Швеции

В целом, переход на правостороннее движение прошёл без эксцессов и в первые двое суток в Швеции не было зафиксировано ни одного серьёзного ДТП. Непривычный способ передвижения привёл к большей осторожности шведских автомобилистов. Однако несмотря на снижение количества ДТП в первые дни перехода, спустя короткое время, в дальнейшем, показатели количества происшествий на дорогах снова поползли вверх, к привычным статистическим величинам.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Владельцы автотранспорта в Швеции в течение 4-х лет дополнительно вносили в сумму транспортного налога от 20 до 100 крон ежегодно для покрытия затрат по переходу на правостороннее движение.

Опыт по переходу на правостороннее движение был положительно оценён Исландией. И в 1968 по примеру Швеции и эта страна перешла на правостороннее движение, назвав и свой переход по шведскому образцу – Днём «Н».

Рубрика статей о Швеции: Швеция. Интересное о стране

Навигация по записям

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

3 сентября 1967 года ровно в 5.00 Швеция перешла на правостороннее движение. Те, кто располагал особым разрешением, могли продолжать движение, а всем остальным — их было большинство — пришлось, в зависимости от места проживания, потерпеть до 6.00 утра. Так в стране было введено то, что еще 10 февраля 1718 года предписал подданным король Карл XII: правостороннее движение.

Дитер Гюнтер (Dieter Günther)

Термин звучит громоздко даже для шведского уха: Högertrafikomläggning означает что-то вроде перехода на правостороннее движение одним словом. За ним скрывался грандиозный проект, который после многолетнего планирования был реализован — с логистическим совершенством — в воскресенье, 3 сентября 1967 года, ровно за десять минут. В тот день, который вошел в учебники по истории как «Dagen H», все было по-другому: для частных участников дорожного движения действовали запреты по всей Швеции с 1.00 ночи до 6.00 утра, а в крупных городах, таких как Стокгольм или Мальмё, даже с 10.00 часов субботы до 15.00 часов воскресенья.

Но были исключения, например, для автобусов, такси, полиции и скорой помощи. Также, конечно, было можно и нужно передвигаться примерно 20 тысячам автомобилей служб, непосредственно подготавливающих переход: только в Стокгольме предстояло передвинуть сотни светофоров, некоторые нужно было оснастить новыми линзами, а затем прикрыть. Работы здесь было предостаточно, так как Швеция воспользовалась случаем и заодно начала заменять и 360 тысяч желто-красных дорожных знаков по всей стране вместе с желтой разметкой проезжей части на красно-белые или белые, чтобы соответствовать европейским стандартам.

Потом надо было перевести дух перед важным моментом, которого даже славящиеся своей невозмутимостью шведы ждали с некоторым беспокойством. Ведь Högertrafikomläggning касался всех, независимо от того, участвовал ли человек в дорожном движении как водитель трехосного грузовика с прицепом или как пешеход, которому теперь предстояло перед пересечением проезжей части смотреть в другую сторону. Так, 3 сентября 1967 года в 4.49 утра по всей стране специально уполномоченные водители сидели в своих автомобилях с заведенными двигателями, неотрывно смотрели на часы или слушали радио. Минуту спустя начался обратный отсчет: все осторожно направились на другую сторону дороги и остались стоять там в ожидании удара гонга о завершении часа.

Когда ровно в 5.00 он раздался, Швеция окончательно перешла на правостороннее движение. Теперь все, кто располагал разрешением в порядке исключения, могли продолжать движение, а всем остальным — их было большинство — пришлось — в зависимости от места проживания — потерпеть по крайней мере до 6 часов утра, пока они смогут поменять полосу движения на ту, которая раньше считалась неверной, и начать движение.

Неторопливые конные повозки и экипажи

Таким образом, в стране навсегда было введено, что еще 10 февраля 1718 года предписал подданным его величество король Карл XII: правостороннее движение. Но уже 12 декабря 1734 года это постановление было снова отменено, чтобы 24 мая 1868 года издать сырой закон для городов империи, в котором нельзя было однозначно выделить ни левостороннее, ни правостороннее движение. Что не играло большой роли, потому что неспешно передвигавшиеся конные повозки и экипажи легко находили способ разъехаться.

Это резко изменилось только тогда, когда автомобиль окончательно вытеснил лошадь. Затем, после множества колебаний, последовало постановление 1923 года, которое недвусмысленно предписывало левостороннее движение. При этом сначала все так и осталось: обычно несговорчивые шведские водители и мотоциклисты отвергли все попытки политиков и в 1955 году проголосовали на референдуме явным большинством в 83% за сохранение статуса-кво.

Но почему? То, что сердце бьется слева, как любят упоминать романтики, также мало говорит в пользу левостороннего движения, как и указание на то, что уже в древнем Риме две тысячи лет назад ездили по левой стороне (предположительно для того, чтобы было удобнее защищаться мечом от нападающего). Шведы смотрели на это прагматичнее, они опасались, что колоссальные затраты на переход будут возложены на них через налоги. Кроме того, они привыкли к левостороннему движению, хотя и здесь они пошли своим путем: в таких странах, как Япония или Великобритания с ее сегодня независимыми, большей частью входящими в содружество колониями и протекторатами, такими как Австралия, Индия или Южная Африка, для движения используют левую полосу, а руль установлен справа. Но в Швеции не так: за немногими исключениями (к которым относятся рейсовые автобусы) руль на всех автомобилях установлен слева, что из-за ограниченного обзора сделало перестроение в потоке или обгон по однополосной проселочной дороге более рискованными. И это часто приводило к несчастным случаям.

Внезапно все пошло очень быстро

Таким образом, тема не была закрыта. Динамику в дебатах обеспечил Северный совет, образованное Швецией, Данией и Норвегией в конце 1951 года объединение с чисто совещательными функциями, в которое позже также вошли Финляндия и Исландия. В начале 1963 года это объединение настойчиво рекомендовало установить правостороннее движение. Это также было связано с несчастными случаями, которые непропорционально часто происходили на длинной границе Швеции с Норвегией и Финляндией, там, где друг с другом пересекались лево- и правостороннее движения.

Это оказало влияние, и все внезапно пошло очень быстро: уже 10 мая того же года шведский парламент решил реализовать эту рекомендацию до 1967 года (но не для поездов и метро). Быстро сформировалось массовое протестное движение, по мнению которого, результат народного референдума 1955 года может быть отменен только после проведения нового референдума.

Комиссия выполнила всю работу

Шведское правительство, однако, сохранило невозмутимость и создало комиссию по правостороннему движению, которая несла ответственность за подготовку проекта. Ее руководителем был назначен Ларс Шёльд (Lars Skiöld), главным начальником которого с момента своего назначения на пост министра транспорта в 1965 году был Улоф Пальме (Olof Palme), позднее ставший премьер-министром Швеции. Комиссия выполнила всю работу, учитывая также и информирование населения: 130 тысяч шестиугольных дорожных знаков указывали на запланированный переход, о котором рассказывали в газетах, по радио и телевизору. Так, день Dagen H, которого все ждали с напряжением, прошел на удивление гладко, произошло очень мало ДТП, которые оказались в основном незначительными.

То, что проект в итоге обошелся не в 400, а в 600 миллионов шведских крон, и участникам дорожного движения пришлось на протяжении четырех лет раскошеливаться на 20-100 крон (в зависимости от транспортного средства), кажется пустяком. Зато число несчастных случаев снизилось не только вдоль границы, но и по всей стране. Так, шведы быстро освоили вождение на противоположной стороне. И громоздкое, когда-то вездесущее понятие Högertrafikomläggning, исчезло из шведского лексикона.

  • Форум
  • Общий – General
  • Флейм
  • Транспорт и дорожное движение
  • Общественный транспорт
  • Почему в метро местами левостороннее движение?

Почему в метро местами левостороннее движение?

  • Почему в метро местами левостороннее движение?

    Заранее извиняюсь за достаточно дурацкий вопрос, но он мне уже довольно долго не дает покоя: почему в метро местами левостороннее движение? На эскалаторах и в переходах. Примеры – эскалаторы на выход на станции “Чистые пруды”, эскалаторы перехода с “Лубянки” на “Кузнецкий мост”. Причем если в первом случае это еще немного обоснованно расположением турникетов на выход, то во втором не имеет смысла вообще.

  • Администратор, Консультант по математике

    Леонсия, обычно это обусловлено:

    1) направлением пассажиропотоков (где больше, где меньше)
    2) попыткой избежать скрещивания людских потоков
    3) расположением кассовых залов в вестибюле

    Какая причина конкретно в переходе Лубянка – Кузнецкий мост, не знаю Скорей всего – первая )

  • Могу пояснить на примере родной “Белорусской” (кольцевой) – старого выхода. Вход в станцию справа, ближе к вокзалу, что помогает “избежать скрещивания людских потоков” – если на поезд люди приезжают кто когда, то с поезда идут сплошной толпой. Соответственно, снизу эскалатор наверх получается слева.
  • Сообщение от Trotilнаправлением пассажиропотоков (где больше, где меньше)С утра в одну сторону меньше, вечером в другую. Не совсем понимаю смысла.

    С остальными двумя понятно, да.

  • Администратор, Консультант по математике

    Сообщение от ЛеонсияС утра в одну сторону меньше, вечером в другую. Не совсем понимаю смысла.

    Допустим, ты стоишь на платформе лицом к эскалатору. Далее направления указаны так, как ты их видишь. Справа и слева прибывают поезда. Так вот, если слева утром большой поток пассажиров на этот эскалатор, движение левосторонее, чтобы им не пересекать поток едущих вниз. Вечером этот же поток спускается справа и садится в поезд справа и он опять не пересекается со встречным потоком. Поэтому левосторонее движение актуально в течении всего дня (а не только утром или вечером). Стало яснее?

  • Trotil
    Да, спасибо.

Метки этой темы

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  • BB коды Вкл.
  • Смайлы Вкл.
  • HTML код Выкл.

Дурацкий вопрос про метро.

50 лет назад в левой Швеции произошел сдвиг вправо. Страна простилась с левосторонним движением и поехала по другой стороне дороги

Лучшие ответы

Движение поездов и есть правостороннее и оно никуда не денется. Хотя бы из-за того что вагоны никто перестраивать не будет ( имею ввиду головные вагоны, там дверь для выхода машиниста с одной стороны)А что касается движения пешеходов (если имеется ввиду опять же в метро) , то там направление движения зависит от большего потока народа, т. е. с какого поезда и в какую сторону, и где выход из метро, где пересадка, где включить эскалатор полностью влияют на направление.. . Не заметили, что метро очень хорошо спланировано: не все станции имеют выход на одну сторону: это необходимо для того, чтобы народ не валился для своего удобства в те вагоны, из которых будет удобнее выйти (если бы выход из метро был всегда с одной стороны то основная масса толкалась бы в вагоне, который ближе к выходу)

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Ради прикола! 🙂

Я конечно в Москве не каждый год бываю, но когда успели перевести?

а вы повернитесь на 180 градусов и станет правостороннее..

Да, очень удивлялась

Передвижение пассажиров НОРМАЛЬНО организовано ПРАВОСТОРОННЕЕ, но действительно встречаться «держись левой стороны» — но это в тех местах, где движение по другому создает неудобные для перемещения пересекающиеся потоки . Движение поездов в тоннелях правостороннее, хотя есть станции где поезда подходят вроде бы и по левой стороне (в Мск Китай -город, в Спб Технологический институт — но это особые редкие случаи — поезда прибывают с разных линий — упрощается пересадка.

Движение поездов в московском метро — правостороннее. Если на некоторых станциях _кажется_, будто поезд приходит «не с той стороны» — это связано с устройством конкретного узла.

На некоторых станциях движение эскалаторов левосторонее, чтобы избежать пересечения потоков пассажиров на вход и выход.

Хотя в России есть и участок железной дороги с настоящим левосторонним движением — от москвы до Рязани. И единственная линия метро с настоящим левосторонним движением — Сормовская в Нижнем Новгороде.

Вы не правы, в метро в большинстве случаев движение правостороннее, левостороннее — это исключение. Недаром в местах с таким движением висят таблички «Держитесь левой стороны». Этим самым пассажиров предупреждают об исключении из правил.

Термины лево- и правостороннее движение используются для определения способа разъезда встречных транспортных потоков. При левостороннем движении транспортные средства движутся по левой стороне дороги, при правостороннем — по правой.

Страны с правосторонним движением      Страны с левосторонним движением

У автомобилей водительское место обычно расположено со стороны встречного потока — слева при правостороннем движении и справа при левостороннем.

ПредпосылкиПравить

  • Пешеход с грузом — правостороннее. Мешок закидывают обычно на правое плечо, тележку или вьючное животное удобнее держать правой рукой ближе к обочине: легче расходиться, да и можно остановиться и поговорить со встречным.
  • Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.
  • Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.
  • Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание (на лошадь садятся с левой стороны) и позволяет управлять правой рукой.
  • Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
  • Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны (что было удобнее если, скажем, народу полагалось уступать воинам дорогу, ведь в таком случае они заметны раньше).

ИсторияПравить

После того как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Эта традиция закрепилась как норма правостороннего движения.

В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер—Ливерпуль движение было левосторонним.

Другая теория появления изначально левостороннего движения предполагает, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Когда сидящий сверху кучер-правша погоняет коней, то кнут может случайно попасть по прохожим, которые идут по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Автомобиль с правым рулем. Вид из салона.

В Японии традиция левостороннего движения уходит корнями в древность, когда самураи скакали по гористой японской местности на резвых лошадях с мечами на левом боку. Самураи носили катаны не привязывая их, а цепляя на пояс, из-за чего она выпирала примерно на полметра. Опасаясь зацепиться мечами и тем спровоцировать бой, самураи стали использовать принцип левостороннего движения. В начале периода Эдо (1603—1867 гг.) уже закрепилась традиция, указывающая каждому, кто направлялся в сторону столицы, держаться левой стороны. Такая система постепенно стала распространяться по всей стране. С уверенностью можно говорить, что к концу XVIII века обычай двигаться по левой стороне дороги уже сформировался как общее правило для перемещения по Японии.

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 года в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон Бонапарт закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. А в Австрии сложилась крайне необычная ситуация: в некоторых провинциях движение было левосторонним, а в других — правосторонним. И лишь после аншлюса в 1938 году Германией вся страна перешла на правостороннее движение.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 1920-х годов сохранялось левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года.

Одной из последних стран (последняя страна континентальной Европы), перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был принят ещё со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах были разные правила.

Первым массовым автомобилем с левосторонним расположением руля стал Ford T.

Страны, изменившие движение

Исторические стороны движения в странах (начиная с 1858 года):     Всегда было правосторонее движение     Первоначально было левостороннее движение, сейчас — правосторонее     Всегда было левосторонее движение     Первоначальное было правосторонее движение, сейчас — левосторонее     Существовали различные правила движения (в зависимости от местоположения), но сейчас — правосторонее движение

Португалия перешла на правостороннее движение в 1928 году, Швеция — 3 сентября 1967 года (День «H» (швед. )).

Аналогично на правостороннее движение перешли бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. Корея поменяла левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

В 1977 году японская префектура Окинава по решению японского правительства перешла с установленного в 1945 году американскими оккупационными войсками правостороннего на левостороннее движение. Как объясняли японские власти, необходимость перехода была продиктована Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года, которое требует от стран-участниц наличия лишь одной транспортной системы. Это, однако, не помешало другому участнику конвенции — Китаю — оставить левостороннее движение в возвращённых Гонконге и Макао.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *