24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Эта статья — о пешеходных дорожках, прилегающих к проезжей части. О пешеходных дорожках вдали от автомобильных дорог см. Пешеходная дорожка.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

ОписаниеПравить

Для безопасности и помощи ориентации в пространстве пешеходам с нарушением зрения на тротуарах укладывают тактильное покрытие.

Олег
#
14 февраля 2017 в 09:38

Зима, сугробы в нашем поселке чистят всего одну центральную улицу, раза три за всю зиму. А остальные улицы протаптывают пешеходы и нечастые автомобили. Правда работники ГИБДД, зачастую ловят пешеходов идущих, по протоптанной дороге, которая пошире чем тропинка вдоль этих дорог шириной 30-40 см. По этой тропинке сложно пройти здоровому пешеходу в валенках, не то что инвалиду, а уж тем более мамам детьми в колясках. Стоят этакие красивые инспектора дорожного движения и вежливо так объясняют, пешеходам: ” нужно ходить по тропинке которую мы кое как и протоптали даже демонстрирует как это делать, поясняя при этом, что это наша безопасность. А попробуйте ему доказать что здесь нет пешеходной дорожки, летом длинная канава вдоль проезжей части в которой воды столько, что в пору плавать на плоту, а ни какого асфальта нет. В ответ инспектор заявляет, что у них на карте якобы отмечено – это тротуар и грубо тащит пешехода в машину, чтобы составить протокол, а как же ведь у них план штрафам. Зачем им требовать от администрации нормального устройства тротуаров, заботясь о безопасности, им нужно получить премию, а это место где нет тротуара, как раз им и подходит. Неважно что тут зимой согласно их карте ни кто не чистит снег, ради плана можно постоять там где нет тротуара, ведь там где тротуар есть, а это ул. Центральная, ни кто не ходит по проезжей части, там плана не сделаешь. По этим тропинкам невозможно пройти пешеходу, а тем более с детскими колясками, а надо так как идут в поселковую больницу.

Высшая инстанция поспорила с Мосгорсудом об определении понятия «тротуар»: в очень любопытном определении Верховный суд рассказал, относится ли к тротуару дорога, вымощенная плиткой, могут ли растения «подтвердить» неправильную парковку, а также кого стоит все же вызвать в процесс для прояснения этого вопроса.

Жительницу столицы оштрафовали за парковку на тротуаре на основе фотоснимка спецсредства «ПАК ПМ».

Водитель последовательно поясняла, что оставила автомобиль не на тротуаре, а на месте сноса самовольной постройки. В подтверждение она представила скриншот портала «Яндекс карты», письмо заместителя префекта и ГБУ «Жилищник» — все они утверждали, что место парковки является придомовой территорией и не считается ни газоном, ни тротуаром, а ранее на этом месте располагался объект самовольного строительства.

Однако суды отклонили эти доводы, посчитав, что представленные документы не влияют на квалификацию правонарушения. Они посчитали, что раз на фотографии видно, что автомобиль находится на участке дороги, отделенном бордюром, на котором произрастают зеленые насаждения, и имеется покрытие для прохода пешеходов, вымощенное тротуарной плиткой, то считать место парковкой никак нельзя.

ВС посчитал, что судебные инстанции халатно отнеслись к доводам заявителя.

Что такое тротуар

Согласно Правилам дорожного движения тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Определение тротуара закреплено и в ГОСТе: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях (пункт 3.50 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»).

«Утверждение замглавы Мосгорсуда о том, что покрытие, вымощенное тротуарной плиткой, сделано для прохода пешеходов к домам, ничем не подтверждается.

Произрастание зеленых насаждений не свидетельствует о том, что спорный участок является тротуаром и не опровергает содержащиеся в письмах чиновников сведения о том, что названный участок является придомовой территорией», — указывает ВС.

Кроме того, из представленного фотоматериала усматривается, что к проезжей части примыкает элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, отделенный от спорного участка, вымощенного тротуарной плиткой, бордюрным камнем.

«Таким образом, с учетом представленных заявителем доказательств безусловный вывод о том, является ли место совершения административного правонарушения тротуаром по материалам настоящего дела сделать нельзя», — считает высшая инстанция.

А поскольку, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, фото- или видеофиксация правонарушения в области дорожного движения не отменяет принцип презумпции невиновности, то суды не освобождаются от обеспечения всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел (определения от 07 декабря 2010 года №1621-0-0, от 22 марта 2011 года №391-0-0, от 21 июня 2011 года №774-0-0, от 25 января 2012 года №177-0-0).

Судебные инстанции при разбирательстве доводы жалобы надлежащим образом не проверили, не допросили должностное лицо, вынесшее постановление, не запросили в компетентных органах сведения о том, является ли спорный участок дороги тротуаром.

Таким образом меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты, считает ВС.

В связи с чем он отменил состоявшиеся по делу судебные акты, а дело направил на новое рассмотрение в Измайловский суд Москвы.

Дата актуальности материала: 17.06.2020

Виды дорожных покрытий

Дорожное покрытие – верхний слой дорожной одежды, представленный несколькими слоями однородных по составу материалов и предназначенный для защиты трассы от физической нагрузки и атмосферного воздействия.

От состояния дорожного полотна на трассе зависят скорость и комфорт передвижения по ней автомобилей и грузовых транспортных средств. Для каждого типа автодорог предназначен свой тип покрытий, позволяющий обеспечить необходимые условия для безопасного перемещения машин, а также допустимую скорость перемещения.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Классификация дорожных покрытий

Все виды дорожного полотна условно разделяют на две категории:

  • Жесткие – предназначены для трасс в городах с оживленным движением и развитой инфраструктурой, используются для федеральных автомагистралей, центральных улиц и дорог, ведущих к стратегическим промышленным и сельскохозяйственным объектам;
  • Нежесткие – допустимо застилать в населённых пунктах со спокойным движением, а также в сельской местности. Характеризуется меньшей прочностью и износостойкость.

Виды жестких дорожных покрытий:

  • Сборные конструкции с применением цемента – чаще всего используются для застила мостов. Характеризуются повышенностью устойчивостью к нагрузкам и метеоусловиям.
  • Мощеное дорожное полотно – создается за счет укладки дороги камнем или брусчаткой, было популярно в XX веке, сейчас применяется при реконструкции улиц в исторических частях городов, а также в парковых зонах.
  • Асфальтовое – наиболее распространенный и практичный тип, отличается простотой в использовании и длительным периодом эксплуатации (при условии соблюдения всех технических требований при укладке). Используется асфальт и асфальтобетон. Для повышения устойчивости к температурным перепадам используют специальные смолы (состав зависит от климатической зоны проведения дорожных работ).

Виды нежестких дорожных покрытий:

  • Щебенка – подходит для укладки дорог в спальных районах небольших городов, парковой зоне, неоживленных территориях крупных городских центров.
  • Гравий – аналогично по техническим характеристикам щебенки, выбор материала зависит от пожеланий заказчика и возможностей исполнителя работ.
  • Грунтовка – дороги, покрытые грунтовым покрытием, не рассчитаны на значительные нагрузки. Лучше всего этот тип полотна использовать в парковых зонах.
  • Покрытия с органической составляющий – один из новых видов дорожного полотна, предназначенный для трасс со средней нагрузкой (не более 3000 автомобилей в сутки). По составу аналогично грунтовке, верхний слой которой укрепляют специальным пропитывающим составом, защищающим материал от расползания.

Технология создания качественного дорожного полотна

Для обеспечения хорошего качества и длительного периода эксплуатации дорожного покрытия важно соблюдение всех технических требований и правильной последовательности действий при проведении дорожных работ по укладке или ремонту полотна.

Компания Транском осуществляет полный комплекс строительных работ по укладке дорожных покрытий, включающий:

  • исследование и планирование;
  • выравнивание грунта;
  • дренаж;
  • укладку основания;
  • застил нижнего и верхнего слоя;
  • поверхностную обработку;
  • выравнивание;
  • укладку лежачих полицейских и необходимой арматуры, установка защитных ограждений и проведение иных дополнительных работ.

Для обеспечения высокого качества дорожного покрытия мы используем особые трещинопрерывающие прослойки, армирующую сеть, связующие составы, а также различные виды пропитки, что позволяет повысить устойчивость дорожного полотна и продлить период его эксплуатации.

В зависимости от предполагаемого типа использования дорожное полотно должно соответствовать определенным критериям. Профессионализм и применением качественных материалов на стадии застила и обработки покрытия позволят обеспечить его надежную защиту от физических нагрузок, температурных перепадов и иных внешних факторов в течение всего периода службы.

10. Что такое надежность дорожной одежды?

11. Как определ ть относительную влажность грунта?

12. Чем отл чается покрытие капитального типа от облегченного? 13. Что такое прочность дорожной одежды?

14. В чем заключается назначение капитального ремонта дороги? 15. Какой размер по глу ине имеет рабочий слой земляного полотна? 16. В чем назначение выравнивающего слоя дорожной конструкции?

НАЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ НЕЖЕСТКОЙ ДОРОЖНОЙ О ЕЖ Ы

Классификация типов дорожных одежд в зависимости от капитальности принимается по ГОСТ Р 52399–2005 ороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы автомобильных дорог в соответствии с СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги, дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укреплений обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т. д.

Классификация дорожных одежд и видов покрытий, приведенная в ПНСТ 265–2018, включена в табл. 2.1.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Классификация типов дорожных одежд и видов покрытий

Дорожныеодежды низшего типа проектируются в соответствии с нормативными документами с низкой интенсивностью движения.

2.2. Основные тре ования при проектировании дорожных одежд

Проектирование дорожнойодежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции (системы дорожная одежда + рабочий слой земляного полотна) на прочность, морозоустойчивость и осушение с технико-экономическим обоснова-

предусматривать при необходимостимаксимальное использование местных строительных материалов;

стремиться к уменьшению количества слоев;

обеспечивать соответствие конструкции дорожной одежды технологии ее строительства и наибольшую механизацию работ;

учитывать категорию дороги, состав транспортного потока, интенсивность движения, напряженное состояние и механизм деформирования отдельных слоев и конструктивных элементов;

устанавливать срок службы покрытия и всей дорожной одежды до капитального ремонта;

учитывать природно-климатические и гидрогеологические условия местности (включая возведение высоких насыпей);

предусматр вать условия и возможность дальнейшего поэтапного ус лен я, уширения и повышения капитальности автомобильной дороги.

– схему увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна;

– нал ч е качество дорожно-строительных материалов;

– возможность стадийного усиления дорожной одежды путем

устройства сверху новых слоев покрытия по мере увеличения интенсивности движения.

Приветствуем тебя, дорогой друг! Сегодня нам захотелось осветить такой вопрос, как разделительная полоса на дороге и что она означает. Рассмотрим такие моменты из ПДД РФ, как разворот и поворот на разделительной полосе, езда по ней, а также какой штраф предусмотрен на нарушения ПДД, связанные с разделительной полосой.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

  • Разделительная полоса
  • Разворот и поворот на перекрестке с разделительной полосой
  • Штраф за езду по разделительной полосе

Разделительная полоса

Давайте обратимся к определению из ПДД РФ.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Как мы видим из определения, разделительная полоса является частью дороги, как обочина, тротуар и т.п.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Чем ДПС полезен для общества?

Виды разделительных полос на дороге

На дорогах нашей страны вы можете увидеть только два вида разделительных полос. Один может быть выделен конструктивно (газон, бетонные или металлические ограждения и т.п.), а другой – с помощью дорожной разметки. Ниже мы приведем пример, как выглядит разделительная полоса.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Разделительная полоса с разметкой

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Разделительная полоса выделена конструктивно

Являются ли трамвайные пути разделительной полосой

Конечно же, нет. Трамвайные пути являются отдельной частью дороги и не являются разделительной полосой.

Является ли двойная сплошная разделительной полосой

И тут нет. Двойная сплошная является отдельным видом горизонтальной дорожной разметки согласно ПДД РФ. Чем же они отличаются? Они отличаются разметкой.

Двойная сплошная на дороге выглядит так

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

, а разделительная полоса –

Разворот и поворот на перекрестке с разделительной полосой

Правилами дорожного движения не установлен определенный порядок осуществления поворота или разворота на перекрестке, когда имеется разделительная полоса.

Но важно запомнить общие требования, которые устанавливаются Правилами для безопасного выполнения маневров.

Перед выполнением любого из этих маневров необходимо занять соответствующее крайнее левое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

. Главное не мешать трамваю.

Далее можно выполнять маневр.

ЗАПОМНИТЕ! Поворот должен быть осуществлен так, чтобы при выезде с перекрестка вы не оказались на полосе встречного движения. За данное нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

ПДД РФ. 13. Проезд перекрестков

Проезд перекрестка с разделительной полосой не представляет из себя ничего сложного, просто необходимо руководствоваться ПДД при выполнении маневров.

Разворот в разрыве разделительной полосы вне перекрестка

В данном случае разворот выполняется таким же образом, как мы привели выше. При этом, на полосу встречного движения вы уже не выедете, т.к. здесь не будет перекрестка. Занимаете крайнее левое положение (полосу) и осуществляете разворот.

Важно отметить, что вам необходимо будет уступить дорогу встречным транспортным средствам и не создавать им помех при выполнении маневра.

Штраф за езду по разделительной полосе

Итак, в настоящее штраф за езду по разделительной полосе будет в размере 1500 рублей за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.

Лишения водительского удостоверения за данный вид правонарушения не имеется. Конечно, если не осуществить езду по разделительной полосе и помчаться далее по встречной полосе, то тут уже может быть и более строгое наказание.

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Таблица штрафов ГИБДД

Давайте отметим еще и штраф, который может быть назначен, когда полоса выделена разметкой. В данном случае при выезде на нее идет нарушение разметки. Здесь будет уже штраф 500 рублей.

В общем и целом, штраф за нарушение может составлять 2000 рублей.

Удачи на дорогах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Навигация по записям

Дорожные
покрытия подразделяются на
усовершенствованные,
переходные и низшие типы
(СНиП Н-Д.5—72).

Усовершенствованные
покрытия разделяют на капитальные и
облегченные.

К
капитальным относятся цементобетонные
(монолитные и сборные); асфальтобетонные
(укладываемые в горячем и теплом
состоянии); мостовые из брусчатки и
мозаики на каменном или бетонном
основании.

К
облегченным относятся покрытия из
асфальтобетонных смесей, укладываемых
в теплом и холодном состоянии;
дегтебетонные; из щебеночных и гравийных
материалов, обработанных битумами или
дегтями; из песчаных и супесчаных
грунтов, обработанных битумной эмульсией
с цементом в установке; слои изнашивания,
изготовленные методом поверхностной
обработки.

Переходными
называют покрытия из щебня, гравия и
других прочных материалов; из грунтов
и местных слабопрочных каменных
материалов, обработанных вяжущими
материалами; мостовые из булыжного и
колотого камня.

Низшими
называют грунтовые покрытия, укрепленные
или улучшенные местными материалами,
а также покрытия, в которых использованы
деревянные материалы.

Типовые
конструкции дорожных одежд (Дорожной
одеждой называют укрепленную проезжую
часть, которую устраивают в виде одного
или нескольких конструктивных слоев
из материалов разной прочности для
создания прочной и ровной поверхности):

а-цементобетонное
покрытие; б – асфальтобетонное покрытие
на щебеночном основании; в – асфальтобетонное
покрытие на бетонном основании; г –
асфальтобетонное покрытие на грунте,
укрепленное цементом; д – щебеночное
покрытие с верхним слоем, обработанным
методом пропитки; е – гравийное покрытие,
обработанное битумом методом перемешивания
на дороге; ж – гравийное покрытие на
дороге низкой категории, 1 – цементный
бетон; 2 – выравнивающий слой из песка,
обработанного битумом; 3 – слой щебня,
гравия или грунта, обработанного вяжущим;
4 – морозозащитный слой из песка; 5 –
мелкозернистый асфальтобетон; 6 – слой
щебня; 7 – крупнозернистый асфальтобетон;
8 – грунт, укрепленный цементом; 9 –
щебень, обработанный пропиткой; 10 –
гравий, обработанный битумом; 11 – гравий

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Асфальтобетонные
покрытия
занимают ведущее место на магистральных
дорогах. Они имеют высокие
транспортно-эксплуатационные

показатели,
прочны, долговечны, легко ремонтируются.
Износ их даже при тяжелом и интенсивном
движении не превышает 1 — 1,5 мм в год.
Асфальтобетонные покрытия в зависимости
от типа оснований и требований движения
устраивают в один, два или три слоя.
Верхний слой должен обладать прочностью,
износоустойчивостью и водонепроницаемостью.
Этим условиям соответствуют мелкозернистые
и песчаные смеси, содержащие минеральный
порошок.

Для
устройства нижнего слоя покрытий
применяют горячие крупно- и среднезернистые
асфальтобетонные смеси с минеральным
порошком или без него.

Цементобетонные
покрытия
обладают следующими преимуществами по
сравнению с другими видами покрытий:

• высокая
прочность, что позволяет пропускать
все транспортные средства в любое время
года;

• длительный
межремонтный срок (30—40 лет);

• высокий
коэффициент сцепления с колесами
автомобилей, практически не изменяющийся
при увлажнении покрытия:

• светлый
цвет покрытия, повышающий безопасность
движения ночью;


продолжительность
строительного сезона больше, чем при
применении органических вяжущих;

• малый
износ покрытия, не превышающий 0,1—0,2 мм
в год.

Однако
цементобетонные покрытия имеют ряд
недостатков, которые сдерживают их
применение на дорогах. К ним относятся:
большое число поперечных швов, которые
ухудшают эксплуатационные качества и
ровность покрытия; трудность ремонта;
невозможность открывать движения сразу
после устройства покрытия и т. д.

Цементобетон
применяют также для устройства оснований
под асфальтобетонные покрытия на дорогах
с интенсивным и тяжелым движением.

Цементобетонное
покрытие устраивают на дороге в виде
монолитной сплошной плиты, разделенной
на участки различной длины швами
расширения или в виде сборного покрытия
из приготовляемых на заводе плит
различного размера. В последнем случае
работы на дороге сводятся к монтажу
плит на подготовленном основании.
Несмотря на некоторые достоинства этого
вида покрытия, как, например, увеличение
продолжительности сезона, строительства,
сборные бетонные покрытия на магистральных
дорогах не применяют. Это объясняется
крупными недостатками, которые значительно
ухудшают их транспортно – эксплутационные
качества.

Цементобетонные
покрытия устраивают одинаковой толщины
по всей ширине проезжей части в один
или два слоя. Двухслойные покрытия
применяют с целью использования в бетоне
для нижнего слоя менее прочных каменных
материалов. Толщину верхнего слоя в
двухслойных покрытиях принимают не
менее 6 см.

Выбор
и назначение однослойного или двухслойного
покрытия основываются технико-экономическими
расчетами. Толщина слоя покрытия
определяется расчетом с учетом категории
дорог и должна быть не менее: для дорог
I категории — 22 см; для дорог II категории
— 20 см; для дорог III категории — 18 см. В
двухслойных покрытиях толщина верхнего
слоя должна быть не менее 6 см.

Покрытия должны быть прочными и устойчивыми, удобными для движения по ним, долговечными, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям и экономически эффективными.

Дорожные одежды подразделяются в основном по тинам покрытий в зависимости от категории улиц и дорог.

Выбор конструкции одежды проезжей части производят в соответствии с данными технико-экономических расчетов, проверки на прочность, морозоустойчивость, а для климатических районов 1А, 1Б и 1Г — данными теплотехнических расчетов.

Конструктивные схемы дорожных одежд различных типов

1 — покрытие из монолитного бетона или железобетонных плит; 2 — подстилаемый слой;

3 -асфальтобетонное покрытие; 4 — цементобетон или укрепленные вяжущими материалами щебень и гравий; 5 — брусчатка или мозаика; 6 – песчаная прослойка;

7 — укрепленные вяжущими материалами щебень или гравий;

8 — битумоминеральная смесь или холодный асфальт; 9 — щебень, шлак или вяжущегрунтовые смеси;

10 — обработанные вяжущими материалами щебень или гравий; 11 — щебень, гравий, шлак, грунтощебенъ или грунт, укрепленные вяжущими материалами; 12 — брусчатая мостовая; 13 — песок;

14 — грунтоасфальт; 15 — защитный слой из битумоминерального материала; 16 — щебень, гравий, шлак, грунт или грунтощебенъ, укрепленные вяжущими материалами; 17 — грунт, обработанный вяжущими материалами; 18- бумажный камень; 19 — грунт с минеральными добавками.

Конструктивные особенности дорожных одежд. Толщину несущего слоя (основания) дорожных одежд уточняют расчетом в соответствии с нагрузками, толщиной покрытия и подстилаемого слоя, материалами основания и покрытия, а также типами и условиями увлажнения грунтов земляного полотна.

Конструктивные схемы дорожных одежд:

а — цементно-бетонное покрытие; б — сборное железобетонное покрытие;

в — асфальтобетонное покрытие; г – штучные покрытия (булыжное, брусчатое); 1 — несущий слой (основание); 2 — подстилающий слой; 3 — покрытие.

Ти пы покрытий и конструкций проезжей части

Цементно-бетонные одежды можно устраивать монолитными (из армируемого или не армируемого бетона) или из железобетонных плит. Сборные покрытия имеют ряд преимуществ перед монолитными — их легко восстанавливать при повреждении или после разборки в случае ремонта или прокладки под ними подземных коммуникаций, при этом сборные плиты изготовляют индустриальным способом, что дает возможность вести строительство методом монтажа, сокращает сроки строительства и удлиняет строительный сезон. Монолитные цементно-бетонные покрытия устраивают одно- и двухслойными, для постройки таких покрытий применяют специальные механизмы, производящие укладку бетона, его разравнивание и уплотнение.

В монолитных бетонных покрытиях устраивают продольные и поперечные температурные швы, продольные — по оси проезжей части, а также параллельно ей на расстоянии 3,75 м друг от друга, а поперечные через каждые 6—8 (10) м.

Через каждые 2—3 шва сжатия устраивают поперечные швы расширения, дающие возможность удлинения плит в летний период. Температурные швы заполняют упругими, легко деформирую­щимися материалами. Для сборных железобетонных покрытий применяются плиты прямоугольной или шестиугольной формы, иногда плиты со сквозными отверстиями. Плиты могут иметь размеры от 1 до 3,5 м. Плитам больших размеров придают ребристую нижнюю поверхность, что снижает их массу и обеспечивает более равномерное опирание их на основание. Плиты укла­дывают обычно на песчаное основание.

Дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием в городах наиболее распространены, что объясняется рядом их достоинств: ровной поверхностью, обеспечивающей ей благоприятные условия для движения транспортных средств и быстрого стока поверхностных вод, легкости очистки покрытий от пыли, грязи и снега, а также относительно большой водонепроницаемостью и гигиеническими качествами покрытий, возможностью полной механизации дорожно-строительных работ и простотой производства ремонтно-восстановительных работ.

Асфальтобетонные покрытия строят на прочных бетонных или каменных основаниях. Обычно выполняют двухслойные покрытия. Однослойные покрытия применяют на проезжих частях с ограниченными нагрузками, размерами и скоростями движения. Толщина однослойных покрытий 4—5 см, двухслойных — 8—8,5 см (нижний слой — 4,5 и верхний —3,5—4 см). Бетонные ос­нования под асфальтобетонные покрытия устраивают толщиной 18—20 см. Каменные основания выполняют из щебня или гравия, которые обрабатывают вяжущими материалами, что повышает их устойчивость.

Иногда применяют покрытия из битумно-минеральных смесей. Эти покрытия характеризуются меньшей стоимостью, однако показатели их прочности ниже асфальтобетонных. Они применяются на улицах и дорогах местного значения с ограниченными транспортными нагрузками. Грунтовые материалы, обработанные битумом, носят название грунт-асфальтовых покрытий и применяются преимущественно на автостоянках, внутриквартальных проездах и т.д.

Штучные покрытия устраивают из мелких плит (в основном бетонных и железобетонных) или же камней (мостовые). Недостатками их являются неровность поверхности и большая трудоем­кость по устройству покрытия. Вместе с тем они долговечны и легко разбираются и восстанавливаются при прокладке и ремонте размещаемых под ними подземных коммуникаций.

Бетонные плиты имеют прямоугольную, квадратную или шестиугольную форму. Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек используют плиты с размером сторон 20—50 м и толщиной 4—6 см. Укладывают их на основание из песка, мелкого щебня, гравия или шлака. Плиты можно изготавливать одно- и двухслойными (с верхним слоем толщиной 1,5—2 см — слоем износа из белого или цветного бетона). Асфальтобетонным плитам придают прямоугольную форму в плане с размером сторон 25— 35 см и толщиной 5—8 см, их укладывают на щебеночных основаниях — по слою песчаного асфальтобетона. Покрытия из них применяются редко из-за невысокой прочности и сложности механизации работ.

Мостовые устраивают из естественного и искусственного камня. Наиболее распространены в городах брусчатые и мозаиковые мостовые. Их строят из камней (шашек), выполненных из скальных пород (гранита, диабаза, базальта и др.). Форма камней для брусчатой мостовой приближается к параллелепипеду, их размеры, см: длина 15—30, ширина 12— 15, высота 10—16. Камни для мозаиковых мостовых имеют форму, приближающуюся к кубу со сторонами 7—10 см.

Брусчатые мостовые устраивают на бетонном или песчаном основании. Эта мостовая может выдержать большие нагрузки, в том числе от проходящих в дни парадов тяжелых машин и других транспортных средств. Брусчатые камни укладывают рядами, перпендикулярными оси дороги или направленными к ней под углом 45°. Мозаиковые мостовые устраивают на прочных — бетонных или каменных основаниях по песчаной прослойке толщиной 3—5 см. Швы между камнями заполняют цементным раствором, цементно-песчаной или битумно-минеральными смесями. В пла­не камни мозаиковых мостовых укладывают поперечными и диагональными рядами.

Клинкерные мостовые устраивают из прочного дорожного кирпича размером 220x110x65 (75) мм. Их строят на песчаном основании с укладкой кирпича на ребро.

Булыжные мостовые выполняют из мелких валунных или колотых камней (шашек) формой усеченной пирамиды, уложенных на песчаном основании. Штучные материалы в дорожном строи­тельстве применяют крайне редко, так как их устройство связано с большой трудоемкостью.

Сопряжение проезжих частей улиц с тротуарами и газонами осуществляют обычно с помощью бортовых камней. Размеры бортовых камней принимают с учетом удобства их транспортирования и установки, обеспечения необходимой устойчивости, возможности образования достаточно глубоких лотков для сбора и отвода поверхностных вод. Возвышение тротуаров над проезжими частями улиц принимают равным 15 см, на проездах внутримикрорайонных территорий — 10 или 15 см.

В местах въездов во дворы, а также у перекрестков разница в уровнях проезжих частей и тротуаров снижается до 5—7 см — для въезда автомобилей и тротуароуборочных машин.

Для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов применяют бетонные бортовые камни сечением 200×80 мм. Иногда используют различные керамические материалы (кирпичи, блоки или плитки). Пешеходные дорожки, расположенные в одном уровне с газонами и цветниками, отделяют от них путем посадки кустарника или устройства низких оград — штакетников.

  • Вымащивать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Тротуар // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Панель // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения» (ПДД). www.consultant.ru. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 18 июля 2018 года.
  • Статья 3. Основные понятия, Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах». Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 сентября 2018 года.
  • Пешеходные дорожки на территории застройки. Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров. Справочник строителя. baurum.ru. Дата обращения: 15 августа 2017. Архивировано 3 июля 2017 года.
  • Постановление Правительства России от 22 марта 2014 г. № 221 Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine.
  • Штраф за езду по тротуарам – ч.2 ст. 12.15 КоАП. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 21 июля 2019 года.
  • ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 14 июня 2020 года.
  • СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
  • . Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
  • Пункт 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденным Указом Президента России от 15 июня 1998 года № 711. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  • Градостроительный Кодекс Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Дата обращения: 7 ноября 2018. Архивировано 29 сентября 2018 года.
  • В администрации Оренбурга объяснили, зачем нужны «технические тротуары». Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
  • Технические тротуары: где и зачем? Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.

Конструктивные слои дорожных одежд и их назначение

Для обеспечения
круглогодичных высоких
транспортно-эксплуатационных показателей
и потребительских свойств автомобильных
дорог устраивают дорожную одежду,
которая представляет собой уложенную
на поверхность земляного полотна
конструкцию из материалов, хорошо
сопротивляющихся воздействию климатических
факторов и колес транспортных средств.

Напряжения,
возникающие в дорожной одежде при
проезде автомобилей, затухают с глубиной.
Это позволяет проектировать дорожную
одежду многослойной, используя в
отдельных ее слоях материалы различной
прочности в соответствии с действующими
усилиями и интенсивностью влияния
природных факторов.

Рис.25.1. Типичная конструкция нежесткой
дорожной одежды дороги I-IIIкатегории

Различают следующие
слои дорожной одежды:

Покрытие
– верхняя часть дорожной одежды,
воспринимающая усилия от колес
транспортных средств и подвергающаяся
непосредственному воздействию атмосферных
факторов.

По поверхности
покрытия могут быть устроены слои
поверхностных обработок различного
назначения (слои для повышения
шероховатости, защитные слои и т.п.).

Основание –
часть конструкции дорожной одежды,
расположенная под покрытием и
обеспечивающая совместно с покрытием
перераспределение напряжений в
конструкции и снижение их величины в
грунте рабочего слоя земляного полотна
(подстилающем грунте), а также
морозоустойчивость и осушение конструкции.

Следует различать
несущую часть основания (несущее
основание) и дополнительные слои
основания. Несущая часть основания
должна обеспечивать прочность дорожной
одежды и быть морозоустойчивой.

Дополнительные
слои основания
– слои между несущим основанием и
подстилающим грунтом, предусматриваемые
при наличии неблагоприятных
погодно-климатических и грунтово-гидрологических
условий. Эти слои совместно с покрытием
и основанием должны обеспечивать
необходимые морозоустойчивость и
дренирование конструкции и создавать
условия для снижения толщины вышележащих
слоев из дорогостоящих материалов. В
соответствии с основной функцией,
которую выполняет дополнительный слой,
его называют морозозащитным,
теплоизолирующим, дренирующим. К
дополнительным слоям и прослойкам
относят также гидро- и пароизолирующие,
капилляропрерывающие и др. Дополнительные
слои устраивают из песка и других местных
материалов в естественном состоянии
или укрепленных органическими,
минеральными или комплексными вяжущими,
из местных грунтов, обработанных
вяжущими, из укрепленных смесей с
добавками пористых заполнителей и т.д.,
а также из различного рода специальных
индустриально выпускаемых материалов
(геотекстиль, пенопласт, полимерная
пленка и т.п.).

При применении
дополнительных слоев в проекте необходимо
учитывать технологические проблемы,
связанные с движением по ним построечного
транспорта.

Соседние файлы в папке 01-03-2013_17-51-55

  • Мостовая
  • Бортовой камень (бордюр)
  • Площадь (архитектура)
  • Движущийся тротуар
  • Тротуарный камень
  • Тротуарная плитка
  • Поперечный уклон дорожного покрытия
  • «Тротуары Бангкока»

Государственный надзорПравить

При конструировании необходимо руководствоваться следующими принципами:

тип дорожной одежды, ее конструкция, вид покрытия должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге соответствующей категории, в зависимости от ожидаемого состава и интенсивности движения с учетом их изменения в течение заданных межремонтных сроков и предполагаемых условий ремонта покрытия и содержания дороги;

конструкция дорожной одежды может быть повторного применения (типовой) или разрабатываться индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными материалами и др.) и расчетными нагрузками. При выборе конструкции для

данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике типовой конструкции;

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

– в районах, необеспеченных стандартными каменными материалами, допускается применять местные каменные материалы, побоч-

ные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.). Одновременно надо стремиться к созданию наименее материалоемкой конструкции;

ли ч сло слоев в дов материалов в конструкции должно быть минимальным;

– конструкция дорожной одежды должна быть технологичной и обеспеч вать возможность максимальной механизации и индустриализац дорожно-строительных процессов. Для достижения этой це-

– необход мо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).

констру ровании дорожной одежды нужно учитывать, что процесс деформ рования и прочностные качества материалов, содер-

Срок службы верхнего слоя асфальтобетонного покрытия может быть меньше расчетного срока службы дорожной одежды. Допускается восстановление верхнего слоя асфальтобетонного покрытия между капитальными ремонтами дорожной одежды.

СтроительствоПравить

При строительстве тротуара необходимо предусмотреть дренажную систему для своевременного удаления воды с поверхности. Один из самых распространенных методов дренажа тротуаров — создание поперечного уклона.

Существует несколько типов дренажных систем, применяемых для отвода воды от тротуарных дорожек — комбинированная система дренажа и система линейного дренажа. Форматы отличаются по способу транспортировки воды: подземный и поверхностный способы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *